Энциклопедия Кольера II

ДАОСИЗМ

ДАОСИЗМфилософско-религиозное течение традиционного Китая, одно из его главных "трех учений" (сань цзяо), являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии и буддизму как религии.Впервые как целостное идейное формирование под именем "школа Пути и благодати" (дао дэ цзя), воспроизводящем название основополагающего даосского трактата Канон Пути и благодати (Дао дэ цзин), было определено в ряду шести школ (лю цзя) Сыма Танем (2 в. до н.э.) и зафиксировано его сыном Сыма Цянем (2-1 вв. до н.э.) в заключительной 130 главе первой династийной истории Ши цзи (Исторические записки). Данное название было сокращено до бинома "школа Пути" (дао цзя), сохранившегося до наших дней, в расширенной классификации философских школ Лю Синя (46 до н.э. - 23 н.э.), легшей в основу древнейшего в Китае классификационно-библиографического каталога И вэнь чжи (Трактат об искусстве и литературе), который стал 30-й главой составленной Бань Гу (32-92) второй династийной истории Хань шу (Книга Хань).В обоих ставших официальными и классическими классификациях сопоставимыми по длительности существования и степени развития являются конфуцианство и даосизм. Определивший его название термин "дао" ("Путь") настолько же шире специфики даосизма, насколько термин "жу" шире специфики конфуцианства. Более того, несмотря на максимальную взаимную антиномичность этих идейных течений, и раннее конфуцианство, и затем неоконфуцианство могли называться "учением дао" (дао цзяо, дао шу, дао сюэ), а приверженцы даосизма - включаться в категорию жу. Соответственно и термин "адепт дао" (дао жэнь, дао ши) применялся не только к даосам, но и к конфуцианцам, а также буддистам и магам-алхимикам.С последним обстоятельством связана проблема соотношения философско-теоретической и религиозно-практической ипостасей даосизма. Согласно традиционной конфуцианской версии, в конце 19 - начале 20 в. преобладавшей на Западе, это разнопорядковые и гетерогенные явления, которым соответствуют различные обозначения: философии - "школа дао" (дао цзя), религии - "учение (почитание) дао" (дао цзяо). В историческом аспекте данный подход предполагает, что первоначально в 6-5 вв. до н.э. даосизм возник как философия, а затем к 1-2 вв., то ли в результате покровительственного влияния имперской власти в конце 3 - начале 2 вв. до н.э., то ли в подражание начавшему проникать в Китай буддизму, радикально преобразовался в религию и мистику, сохранив со своей исходной формой лишь номинальную общность.В сущности, эта модель аналогична традиционному представлению о развитии конфуцианства, возникшего в 6-5 вв. до н.э. как философия, а к 1-2 вв. н.э. трансформировавшегося в официальную религиозно-философскую доктрину, которую некоторые синологи предлагают рассматривать в качестве отличной от исходного конфуцианства самостоятельной идеологической системы ("синистической" или "имперской"). Более широкой, чем собственно конфуцианство, идейный базис этой системы составили доконфуцианские религиозные верования и мировоззренческие представления, которые конфуцианство включило в процесс рационализирующей адаптации к собственным концепциям.В западной синологии второй половины 20 в. возобладала теория, согласно которой даосская философия сходным образом возникла на основе протодаосской религиозно-магической культуры шаманского типа, локализовавшейся на юге Китая, в так называемых "варварских царствах" (в первую очередь Чу), не входивших в круг Срединных государств, считавшихся колыбелью китайской цивилизации (отсюда идея Китая как Срединной империи). В соответствии с данной теорией, пионером которой стал французский синолог А.Масперо (1883-1945), даосизм представляет собой единое учение и его философская ипостась, выраженная прежде всего в классической триаде текстов Дао дэ цзин (Канон Пути и благодати), Чжан-цзы ( Учителя Чжуана), Ле-цзы ( Учителя Ле), явилась реакцией на рационалистическую конфуцианскую культуру, локализовавшуюся на Севере, в Срединных государствах.Коренное отличие даосского мистико-индивидуалистического натурализма от этико-рационалистического социоцентризма всех остальных ведущих мировоззренческих систем в Китае периода формирования и расцвета "ста школ" побуждает некоторых специалистов усиливать тезис о периферийном происхождении даосизма до утверждения об иноземном (прежде всего индо-иранском) влиянии, в соответствии с которым его Дао оказывается своеобразным аналогом Брахмана и даже Логоса. Подобному взгляду противостоит точка зрения, согласно которой даосизм является выражением самого китайского духа, поскольку представляет собой наиболее развитую форму национальной религии. Данной точки зрения придерживается ведущий российский исследователь даосизма Е.А.Торчинов, разделяющий историю его становления на следующие этапы.1. С древнейших времен до 4-3 вв. до н.э. происходило формирование религиозной практики и мировоззренческих моделей на основе архаических шаманистских верований. 2. С 4-3 вв. до н.э. по 2-1 вв. до н.э. протекали два параллельных процесса: с одной стороны, обретало философский характер и письменную фиксацию даосское мировоззрение, с другой стороны, подспудно и эзотерично развивались методы "обретения бессмертия" и психо-физиологизированной медитации йогического типа, неявно и фрагментарно отраженные в классических текстах. 3. С 1 в. до н.э. по 5 в. н.э. шло сближение и слияние теоретического и практического подразделений с включением достижений других философских направлений (прежде всего нумерологии Чжоу и, легизма и отчасти конфуцианства), что выразилось в обретении имплицитным материалом эксплицитной формы и письменной фиксации единого даосского мировоззрения, ранее скрытые компоненты которого стали выглядеть принципиальными новациями. 4. В этот же период происходила институционализация даосизма в виде религиозных организаций как "ортодоксальных", так и "еретических" направлений, а также начало складываться каноническое собрание его литературы Дао цзан (Сокровищница дао). Дальнейшее развитие даосизма протекало главным образом в религиозном аспекте, в чем большую стимулирующую роль играл буддизм как его основной в данной сфере конкурент.Изначальный даосизм, представленный учениями Лао Даня, или Лао-цзы (традиционная датировка жизни: ок. 580 - ок. 500 до н.э., современная: 5-4 вв. до н.э.), Чжуан Чжоу, или Чжуан-цзы (399-328 - 295-275 до н.э.), Ле Юй-коу, или Ле-цзы (ок. 430 - ок. 349 до н.э.), и Ян Чжу (440-414 - 380-360 до н.э.) и отраженный в названных их именами произведениях: Лао-цзы (или Дао дэ цзин), Чжуан-цзы, Ле-цзы, Ян Чжу (гл. 7 Ле-цзы), а также даосских разделов энциклопедических трактатов Гуань-цзы, Люй-ши чунь цю и Хуайнань-цзы, создал наиболее глубокую и оригинальную в древнекитайской философии онтологию.Ее существо было закреплено в новом содержании парных категорий "дао" и "дэ1", которые образовали одно из первых названий даосизма как "школы дао и дэ" (дао дэ цзя) и которым посвящен главный даосский трактат Дао дэ цзин. В нем дао представлено в двух основных ипостасях: 1) одинокое, отделенное от всего, постоянное, бездеятельное, пребывающее в покое, недоступное восприятию и словесно-понятийному выражению, безымянное, порождающее "отсутствие/небытие" (у, см. Ю - У), дающее начало Небу и Земле, 2) всеохватное, всепроникающее, подобно воде; изменяющееся вместе с миром, действующее, доступное "прохождению", восприятию и познанию, выразимое в "имени/понятии" (мин), знаке и символе, порождающее "наличие/бытие" (ю, см. Ю - У), являющееся предком "тьмы вещей".Кроме того, противопоставлены друг другу справедливое - "небесное" и порочное - "человеческое" дао, а также признается возможность отступлений от дао и вообще его отсутствия в Поднебесной. В качестве "начала", "матери", "предка", "корня", "корневища" (ши10, му, цзун, гэнь, ди3) дао генетически предшествует всему в мире, в том числе "господу" (ди1), описывается как недифференцированное единство, "таинственное тождество" (сюань тун), содержащее в себе все вещи и символы (сян1) в состоянии "пневмы" (ци1) и семени (цзин3), т.е. "вещь", проявляющаяся в виде безвещного (безобъектного) и бесформенного символа, который в этом аспекте пустотно-всеобъемлющ и равен всепроникающему "отсутствию/небытию". В то же время "отсутствие/небытие" и, следовательно, дао трактуется как деятельное проявление ("функция - юн2, см. ТИ - ЮН) "наличия/бытия". Генетическое превосходство "отсутствия/небытия" над "наличием/бытием" снимается в тезисе об их взаимопорождении. Таким образом, дао в Дао дэ цзине представляет собой генетическую и организующую функцию единства "наличия/бытия" и "отсутствия/небытия", субъекта и объекта. Главная закономерность дао - обратность, возвращение (фань, фу, гуй), т.е. движение по кругу (чжоу син), характерное для неба, которое традиционно мыслилось круглым. Как следующее лишь своему естеству (цзы жань), дао противостоит опасной искусственности "орудий" (ци2) и вредоносной сверхъестественности духов, определяя вместе с тем возможность и того и другого."Благодать" определяется в Дао дэ цзине как первая ступень деградации дао, на которой рожденные дао "вещи" формируются и далее движутся по нисходящей: "За утратой Пути (дао) следует благодать (дэ). За утратой благодати следует гуманность. За утратой гуманности следует должная справедливость. За утратой должной справедливости следует благопристойность. Благопристойность ослабление верности и благонадежности, а также начало смуты" ( § 38). Полнота же "благодати", природа которой "таинственна" (сюань), делает человека подобным новорожденному младенцу, который, "еще не зная соития самки и самца, подъемлет детородный уд", демонстрируя "предельность сперматической эссенции", или "совершенство семенного духа (цзин3)" (§ 55).При такой натурализации этики "благодатность добра" (дэ шань) предполагает одинаковое приятие и добра и недобра в качестве добра ( § 49), что противоположно выдвинутому Конфуцием принципу воздаяния "добром за добро" и "прямотой за обиду" (Лунь юй, XIV, 34/36). Отсюда вытекает и противоположное конфуцианскому понимание всей "культуры" (вэнь): "Пресечение совершенномудрия и отрешение от разумности/хитроумия (чжи) получение народом стократной выгоды. Пресечение гуманности и отрешение от должной справедливости возвращение народа к сыновней почтительности и чадолюбию. Пресечение мастеровитости и отрешение от выгоды исчезновение грабежа и воровства. Этих трех для культуры недостаточно. Поэтому еще требуется иметь обнаруживаемую простоту и сокрытую первозданность, малые частные интересы и редкие желания" (Дао дэ цзин, § 19).В Чжуан-цзы усилена тенденция к сближению дао с "отсутствием/небытием", высшей формой которого является "отсутствие отсутствия" (у у). Следствием этого явился расходящийся с Дао дэ цзином и ставший затем популярным тезис, согласно которому дао, не будучи вещью среди вещей, делает вещи вещами. В Чжуан-цзы усилены представления о непознаваемости дао: "Завершение, при котором неведомо, почему так, называется дао". Вместе с тем максимально акцентирована вездесущность дао, которое не только "проходит (син3) сквозь тьму вещей", образует пространство и время (юй чжоу), но и присутствует в разбое и даже в кале и моче. Иерархически дао поставлено выше "Великого предела" (тай цзи), но уже в Люй-ши чунь цю оно как "предельное семя" (чжи цзин, см. ЦЗИН-СЕМЯ) отождествляется и с "Великим пределом", и с "Великим единым" (тай и). В Гуань-цзы дао трактуется как естественное состояние "семенной", "тончайшей", "эссенциальной", "подобной духу" (цзин3, лин) пневмы (ци1), которая не дифференцирована ни "телесными формами" (син2), ни "именами/понятиями" (мин2), а потому "пустотно-небытийна" (сюй у). В Хуайнань-цзы "отсутствие/небытие" представлено в качестве "телесной сущности" дао и деятельного проявления тьмы вещей. Дао, обнаруживающееся в виде "Хаоса", "Бесформенного", "Единого", здесь определяется как "стягивающее пространство и время" и нелокализованно находящееся между ними.Основные принципы первых даосских мыслителей - "естественность" (цзы жань) и "недеяние" (у вэй), знаменующие собой отказ от нарочитой, искусственной, преобразующей природу деятельности и стремление к спонтанному следованию природному естеству вплоть до полного слияния с ним в виде самоотождествления с господствующим в мире беспредпосылочным и нецеленаправленным Путем-дао: "Небо длительно, земля долговечна. Небо и земля длительны и долговечны благодаря тому, что они живут не собой, а потому способны жить долго. На этом основании совершенномудрый человек отставляет назад свою личность, а сам первенствует; отбрасывает прочь свою личность, а сам сохраняется" (Дао дэ цзин, § 7). Вскрываемая при таком подходе относительность всех человеческих ценностей, обусловливающая релятивистское "равенство" добра и зла, жизни и смерти, в конечном итоге логически привела к апологии культурной энтропии и квиетизма: "Настоящий человек древности не знал ни любви к жизни, ни ненависти к смерти; не радовался своему появлению и не противился уходу ; безразлично покидал и безразлично приходил в него, и это все. Он не забывал того, что было для него началом, и не доискивался до того, в чем его конец. Получая , радовался ей; забывая , возвращался . Это означает, что он не прибегал к разуму, чтобы противиться дао, не прибегал к человеческому, чтобы помогать небесному" (Чжуан-цзы, гл. 6).Однако на рубеже новой эры предшествующая высокоразвитая философия даосизма предстала соединенной с новорожденными или вышедшими из-под спуда религиозными, оккультными и магическими учениями, нацеленными на максимальное, сверхъестественное увеличение витальных сил организма и достижение долголетия или даже бессмертия (чан шэн у сы). Теоретическая аксиома первородного даосизма - равноценность жизни и смерти при онтологическом первенстве меонического небытия над наличным бытием - на этом этапе его развития сменилась сотериологическим признанием высшей ценности жизни и ориентацией на различные виды соответствующей практики от диетики и гимнастики до психотехники и алхимии. В этой философско-религиозной форме проходила вся дальнейшая эволюция даосизма, оплодотворявшего своим влиянием науку и искусство в средневековом Китае и сопредельных странах.Один из идейных мостов от исходного даосизма к его последующей ипостаси проложил Ян Чжу, акцентировавший значимость индивидуальной жизни: "То, что делает все вещи разным, - это жизнь; то, что делает их одинаковыми, - это смерть" (Ле-цзы, гл. 7). Обозначение его концепции автономного существования - "для себя", или "ради своего я" (вэй во), согласно которой "собственное тело, несомненно, главное в жизни" и для пользы Поднебесной нет смысла "лишаться даже единого волоска", стало синонимом эгоизма, который конфуцианцы противопоставляли неупорядоченному, нарушающему этико-ритуальную благопристойность, альтруизму Мо Ди и равным образом отрицали.Согласно Фэн Юланю, Ян Чжу олицетворяет собой первый этап развития раннего даосизма, т.е. апологию самосохраняющего эскапизма, восходящего к практике отшельников, покидавших вредоносный мир во имя "сохранения своей чистоты". Знамением второго этапа стала основная часть Дао дэ цзина ; в которой предпринята попытка постичь неизменные законы всеобщих изменений во Вселенной. В главном произведении третьего этапа - Чжуан-цзы закреплена еще дальше идущая мысль о релятивной равнозначности изменяющегося и неизменного, жизни и смерти, я и не-я, что логически подводило даосизм к самоисчерпанию философского подхода и стимулированию религиозной установки, которая также поддерживалась контрадикторно-комплиментарными отношениями с буддизмом. В дальнейшем философия даосизма не только оплодотворяла развитие китайского буддизма, но и сыграла существенную роль в формировании "учения о таинственном" (см. СЮАНЬ СЮЭ) и неоконфуцианства.

  1. даосизмфилос. учение в Китае в вв. до н. э. на основе крого во в. н. э. складывается религия получившая то же название. Принципы филос. Д. изложены в книге Дао дэ цзин авторст...Атеистический словарь
  2. даосизмфилос. учение в Китае в вв. до н. э. на основе крого во в. н. э. складывается религия получившая то же название. Принципы филос. Д. изложены в книге Дао дэ цзин авторст...Атеистический словарь II
  3. даосизмодно из основных направлений древнекит. философии представленное в первую очередь трактатами Лаоцзы др. название Дао дэ цзин и Чжуанцзы. В настоящее время большинство уч...Большая Советская энциклопедия II
  4. даосизмкит. учение Лаоцзы о пути вещей одно из направлений древнекитайской философии о сущности вещей о сохранении в целостности человеком своей природы а также возникшая на е о...Большая энциклопедия по психиатрии
  5. даосизмсущ. муж. родадаосизм уem...Большой русско-украинский словарь
  6. даосизмTaoism древнекитайская философская и религиозная традиция буквально школа пути номинально основанная на идеях легендарного мыслителя Лаоцзы. Даосизм теория защищающая п...Большой толковый социологический словарь
  7. даосизмTaoism древнекитайская философская и религиозная традиция буквально школа пути номинально основанная на идеях легендарного мыслителя Лаоцзы. Даосизм теория защищающая ...Большой толковый социологический словарь II
  8. даосизмкит. дао цзя или дао цзяо китайская религия и одна из основныхрелигиознофилософских школ. Возник в сер. го тыс. до н. э. на основеверований шаманского характера. Философ...Большой энциклопедический словарь II
  9. даосизмДАОСИЗМ кит. дао цзя или дао цзяо китайская религия и одна из основных религиознофилософских школ. Возник в сер. го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характер...Большой Энциклопедический словарь V
  10. даосизму ч.i Один з основних напрямкв давньокитайсько флософ згдно з яким природа й життя людей пдпорядкован загальному законов дао. Одна з китайських релгй що виникла у ст. ...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  11. даосизмдаосизм у...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  12. даосизм. Философский Д. возник в вв. до н.э. Его основоположником счит. Лаоцзы а гл. лит. памятником кн. Даодэцзинem. Согл. Д. реальный мир и жизнь людей в обществе подчинен...Древний мир. Энциклопедический словарь
  13. даосизмФилософский Д. возник в вв. до н.э. Его основоположником счит. Лаоцзы а гл. лит. памятником кн. Даодэцзин. Согл. Д. реальный мир и жизнь людей в обществе подчинены оп...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  14. даосизмучение о дао или пути вещей возникшее в Китае в вв. до н.э. Основатель даосизма древнекитайский философ Лаоцзы. Его основные идеи изложены в книге Даодэцзин. Основой пр...Евразийская мудрость от А до Я
  15. даосизмкитайское дао цзя или дао цзяо китайская религия и одна из основных религиознофилософских школ. Возник в середине го тыс. до нашей эры на основе верований шаманского хара...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  16. даосизмДаосизм китайское дао цзя или дао цзяо китайская религия и одна из основных религиознофилософских школ. Возник в середине го тыс. до н.э. на основе верований шаманского...Исторический словарь
  17. даосизмучение о дао или пути вещей. Как особая система философствования возникает в Китае в вв. до н.э. Основоположником Д. принято считать Лаоцзы много позже в эпоху Тан вв. ...История философии
  18. даосизмДАОСИЗМstrongучение о дао или пути вещей. Как особая система философствования возникает в Китае в вв. до н.э. Основоположником Д. принято считать Лаоцзы много позже в эп...История философии II
  19. даосизмТермин европ. науки обозначающий одно из гл. направлений кит. философии и традиц. религию Китая. В конф. традиции см. Конфуцианство утвердилось противопоставление философ...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  20. даосизмТермин европ. науки обозначающий одно из гл. направлений кит. философии и традиц. религию Китая.В конф. традиции см. Конфуцианство утвердилось противопоставление философс...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  21. даосизмучение о Дао духовной первооснове мира согласно древнекитайской философии. Основателем считается ЛаоЦзы великий мудрец VIV вв. до Р.Х....Краткий религиозно-философский словарь
  22. даосизмДаосизм Taoismus...Латинский словарь
  23. даосизмкит. дао путь философское и религиозное учение возникшее в Древнем Китае в VIV вв. до н.э. Его основателем считается полулегендарная личность старший современник Конфуц...Мировая художественная культура. Словарь
  24. даосизмкорень ДАОС суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ДАОСИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ДАОС ИЗМ Слово Даосизм содержит следующие морфемы или...Морфемный разбор слова по составу
  25. даосизмНачальная форма Даосизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  26. даосизмDaoism одна из трех осн. кит. религ.филос. традиций религия Китая китайская философия наряду с конфуцианством и буддизмом. Подобно конфуцианству Д. имеет как филос. так и...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  27. даосизмучение о дао или пути вещей возникло в Древнем Китае в VIV вв. до н. э. развито Лаоцзы призывавшем следовать природе жить естественной жизнью. Начала современного естеств...Начала современного естествознания
  28. даосизмtaoism daoism одно из важнейших направлений традиционной китайской философии религиозной и общественнополитической мысли наряду с конфуцианством и буддизмом. По Е. А. Тор...Новая философская энциклопедия
  29. даосизмДАОСИЗМ учение о дао или пути вещей. Как особая система философствования возникает в Китае в вв. до н.э. Основоположником Д. принято считать Лаоцзы в эпоху Тан вв. б...Новейший философский словарь
  30. даосизмучение о дао или пути вещей. Как особая система философствования возникает в Китае в вв. до н.э. Основоположником Д. принято считать Лаоцзы в эпоху Тан вв. был канони...Новейший философский словарь II
  31. даосизмДаосизм Taoism наряду с конфуцианством Конфуций одна из осн. кит. религ.филос. школ. Один из основателей Лаоцзы в. до н.э. Осн. понятие дао крое метафизически уподобля...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  32. даосизмдаосизм даосизм а...Орфографический словарь
  33. даосизмu м религия таосизм...Орфографический словарь русского языка
  34. даосизмдаосизм менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  35. даосизмдаосизм даосизмы даосизма даосизмов даосизму даосизмам даосизм даосизмы даосизмом даосизмами даосизме даосизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  36. даосизмОрфографическая запись слова даосизм Ударение в слове даосизм Деление слова на слоги перенос слова даосизм Фонетическая транскрипция слова даосизм [дасизм] Характеристик...Полный фонетический разбор слов
  37. даосизмрелигиознофилософское древнекитайское учение призывающего человека стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга и вернуться к простой безискусственной жизни близкой к прир...Прикладные аспекты современной психологии
  38. даосизмфилософское учение появившееся в Китае в вв. до н. э. на основе крого во в. н. э. складывается религия ставшая одной из трех основных традиционных религий Китая. Впитав...Религии народов современной России
  39. даосизмдаосизм аСинонимы религия таосизм...Русский орфографический словарь
  40. даосизмрелигия таосизм...Русско-ивритский словарь
  41. даосизмдаосизм...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  42. даосизмдаосизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  43. даосизмdojio doji zhxu Синонимы религия таосизм...Русско-китайский словарь
  44. даосизмодно из направлений древнекитайской философии.Источник Сексологический словарьодно из направлений древнекитайской философииИсточник Краткий словарь сексопатологических те...Сексологическая энциклопедия
  45. даосизмДаосизм одно из направлений древнекитайской философии....Сексология. Словарь терминов
  46. даосизмДАОСИЗМ [кит.] одно из основных направлений древнекитайской философии одна из религий Китая выросшая из философии д. В основе вероучения поиски вечного счастья достигае...Словарь иностранных слов русского языка
  47. даосизмфилософское учение а Китае в IV III вв. до н. э. на основе которого во II в. н. э. складывается религия того же названия. Главное понятие в ней дао объявляется сущностью ...Словарь исторических терминов
  48. даосизмОдна из трех наиболее распространенных в Китае религий наряду с конфуцианством и буддизмом. Обряды Д. основаны на анимистических верованиях и вере в магию....Словарь политических терминов проекта Me-i-oni
  49. даосизм. Источники. Классическая доктрина даосизма изложена в книге Дао дэ цзин создание которой приписывается Лаоцзы мифическому основателю Пути Дао и в названном по имени свое...Словарь религий, обрядов и верований
  50. даосизмдаосизм религия таосизм Словарь русских синонимов. даосизм сущ. колво синонимов религия таосизм Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы религия таосизм...Словарь синонимов II
  51. даосизмдаосизм религия таосизм...Словарь синонимов
  52. даосизмфилософскорелигиозное течение традиционного Китая одно из его главных трех учений сань цзяо являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии...Словарь-справочник по философии
  53. даосизмдаосизм ч. кит. дао шлях закон принцип . Один з основних напрямв давньокитайсько флософ за яким природа й життя людей пдпорядкован не вол неба а загальному законов дао ...Словник іншомовних слів
  54. даосизмдаосизм вд кит. дао шлях закон принцип . Один з основних напрямв давньокитайсько флософ. За Д. природа й життя людей пдпорядкован не вол неба а загальному законов дао я...Словник іншомовних слів Мельничука
  55. даосизмкит. дао цзя школа дао наряду с конфуцианством одно из двух осн. течений кит. философии. Возникло во й пол. го тыс. до н. э. После проникновения в Китай буддизма вместе с...Советский философский словарь
  56. даосизмДАОСИЗМ китайское дао цзя или дао цзяо китайская религия и одна из основных религиознофилософских школ. Возник в середине го тыс. до нашей эры на основе верований шаманск...Современная энциклопедия
  57. даосизмДАОСИЗМ кит . дао цзя или дао цзяо китайская религия и одна из основных религиознофилософских школ. Возник в сер. го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характер...Современный энциклопедический словарь
  58. даосизмTaoism Daoism одна из двух основных китайских религиознофилософских систем другая конфуцианство создание которой примерно в в. до н.э. приписывается полулегендарному мыс...Страны и города мира. Словарь
  59. даосизмодно из распространенных в Китае учений наряду с конфуцианством и буддизмом. Возник в VI в. до н.э. Основоположник Лаоцзы. Даосизм учит что жизненный путь человека слит в...Тематический философский словарь
  60. даосизмдаосизм [...Толковый словарь иностранных слов
  61. даосизму ч. Один з основних напрямкв давньокитайсько флософ згдно з яким природа й життя людей пдпорядкован загальному законов дао. Одна з китайських релгй що виникла у ст. ...Толковый словарь украинского языка
  62. даосизмУдарение в слове даосизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове даосизм...Ударение и правописание
  63. даосизм[daosyzm]daoizm релг....Українсько-польський словник
  64. даосизм.strong одна з гол.em систем китайсько класично флософ Лаоцзи VI ст.em до н.е.em Чуанзе IVIII ст.em до н.е.em проголошував духовноматеральну днсть свту званого дао що вия...Універсальний словник-енциклопедія
  65. даосизм. одна з гол. систем китайсько класично флософ Лаоцзи VI ст. до н.е. Чуанзе IVIII ст. до н.е. проголошував духовноматеральну днсть свту званого дао що виявляться в гармон...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  66. даосизмодно из главных философских течений китайской философии. Возник в Китае в VIV вв. до н.э. Основателями считают мудрецов Лаоцзы и Чжоуцзы. Исходной идеей является учение о...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  67. даосизмОснователь Лаоцзы китайский философ живший в VI в. до н. э. подлинное имя Ли Эр прозвище означает Старый учитель или Старый ребенок автор книги Даодэцзин название котор...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  68. даосизммистическая часть китайской традиции. Основывается на писаниях Лаоцзы главный труд Даодэцзин. В основе лежит учение о непознаваемом Дао высшем принципе который пропитывае...Философия политики
  69. даосизмДАОСИЗМ кит. дао цзя дао цзяо школа дао учение дао одно из основных направлений китайской философии. Родоначальником Д. считается Лаоцзы которому традиция приписывает а...Философская энциклопедия
  70. даосизмОдно из ведущих течений др.кит. философии возникшее в вв. до н.э. Термин Д. был введен в науку во в. до н.э. кит. историком Сыма Тань крый указывая на направлений кит....Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  71. даосизмучение о дао или пути вещей возникло в Китае в вв. до Р. X. Основоположником учения считается древнекит. философ Лаоцзы призывавший следовать природе жить естественной ж...Философский энциклопедический словарь II
  72. даосизмучение о дао или пути вещей возникло в Китае в вв. до Р. X. Основоположником учения считается древнекит. философ Лаоцзы призывавший следовать природе жить естественной ж...Философский энциклопедический словарь
  73. даосизмДАОСИЗМ кит. школа дао один з основних напрямв кит. флософ традицйна релгя Китаю. В сучаснй синолог використовуться традицйне для конфуцанства розрзнення флософського ...Філософський енциклопедичний словник
  74. даосизмдаосизм даосизмы даосизма даосизмов даосизму даосизмам даосизм даосизмы даосизмом даосизмами даосизме даосизмах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализн...Формы слова
  75. даосизмвторая местная национальная религия Китая. Основана на сочетании элементов буддизма и конфуцианства. К настоящему времени даосизм сохранился лишь в отдельных районах стра...Экономическая география. Словарь терминов
  76. даосизмОда Оазис Мода Мис Миоз Мио Мид Миаз Оса Сад Мзда Мао Маис Маз Иса Садизм Саз Изм Изд Идо Сми Сода Ида Зосим Зима Засим Задом Дома Доза Дим Даосизм Даос Амид Азид Сом Дом...Электронный словарь анаграмм русского языка
  77. даосизмДаосизм вместе с конфуцианством и буддизмом составляет три так сказать официальные религии Китая Саньцзяоi три вероучения. Возник он в Китае и нигде почти кроме этой ст...Энциклопедический словарь
  78. даосизмвместе с конфуцианством и буддизмом составляет три так сказать официальные религии Китая Саньцзяоem три вероучения. Возник он в Китае и нигде почти кроме этой страны не ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  79. даосизмДАОСИЗМ учение о дао или пути вещей. Как особая система философствования возникает в Китае в вв. до н.э. Основоположником Д. принято считать Лаоцзы много позже в эпоху ...Энциклопедия История философии
  80. даосизмДаосизм учение о дао или пути вещей возникло в Китае в VI V вв. до н.э. Основоположником считается ЛаоЦзы древнекитайский философ призывавший следовать природе жить ест...Энциклопедия культурологии