Новая философская энциклопедия

ДАОСИЗМ

(taoism, daoism) одно из важнейших направлений традиционной китайской философии, религиозной и общественно-политической мысли, наряду с конфуцианством и буддизмом. По Е. А. Торчинову (1993), Д. *идеологическое направление, с полиморфной структурой, включающей в себя религиозную доктрину и литургико-ритуальную практику, философско-рефлексивный уровень и психофизиотехнику достижения определенных измененных состояний психики (с включением трансформации соответствующих физиологических параметров), оцениваемых в рамках религиозного сознания как аксиологически приоритетных*. Исследователи зачастую противопоставляют ранний и поздний Д. К раннему относят учение, изложенное в трактатах *Лаоцзы* (др. название *Дао-дэ-цзин*) и *Чжуан-цзы* IV III вв. до н. э , имеющее якобы исключительно философский характер; к позднему Д. относят учения, содержащиеся в многочисленных текстах *Дао цзана* (*Сокровищницы Дао*), представляющих собой *вырождение* философии в религию. Однако после работ Е. А. Торчинова можно считать доказанным, что Д. представляет собой непрерывную традицию: и ранний Д., и поздний содержат в себе и философский дискурс, и религиозную доктрину, и описание методов психофизиотехники. Так, уже в *Лао-цзы* содержатся указания на сотериологическую доктрину бессмертия и методы дыхательных, гимнастических и др. упражнений. Философскую составляющую Д. можно определить как *натурфилософскую антропологию* (Е. А. Торчинов), поскольку макрои микрокосм в Д. уподобляются друг другу, и нравственным поведением для индивида является следование законам мира. Натурфилософия поэтому занимает ведущее место в философии. В этом смысле Д. соответствует философии досократиков и их проблематике *фюзиса*. Как и в философии милетской школы, в Д стержнем натурфилософии выступает космогония. Это свидетельствует о наличии в даосской философии архаического субстрата. Можно говорить о философском содержании даосских текстов, но не о специфической форме, присущей, к примеру, древнегреческой философии. Так, *Дао-дэцзин* не убеждает, не обосновывает, но *провозглашает*; в *Чжуан-цзы* те или иные космогонические модели непосредственно вводятся, а их доказательством служат иллюстрации, обращения к мифу (например, в главе 7 *Чжуан-цзы*), содержащиеся же рассуждения общего характера имеют обычно полемическую направленность, особенно против *школы имен* или *софистов* мин-цзя. Тот факт, что в рамках натурфилософии космогония заменяет собой и онтологию, и космогонию, свидетельствует об архаическом характере мышления древних даосов, склонных подменять причинные объяснения генетическими. Учение о дао, лежащее в основе космогонии Д., имеет аналогию с древнегреческими концепциями *архэ*, *фюзиса* и *логоса*. Дао, как и *архэ*, есть начало, отправная точка во времени, а также зачин, причина мира. Дао можно трактовать и как первую, фундаментальную реальность, первичную и постоянную, что соответствует понятию *фюзис*, в отличие от *вещей*, вторичных, производных и преходящих. Дао в Д., как и *логос* у Гераклита, есть *мера, определяющая ритм взаимоперехода вещей друг в друга и законосообразность их взаимоотношения* (С. С. Аверинцев). Даосское дао, как и *логос*, выступает в качестве *субстантивированной закономерности* (Е. А. Торчинов). Было бы, однако, неверно отождествлять дао с материей, как это делал, например, в 1950 1984 гг. советский исследователь Ян Хиншун. Как следует из *Дао-дэ-цзина*, дао не воспринимается зрением, слухом и осязанием (параграф 14) и поэтому не является *объективной реальностью, данной нам в ощущениях*. Кроме того, даосская философия представляла собой натурализм, не знающий разделения на чувственную и сверхчувственную реальность, типологически соответствующий натурализму досократиков. В литературе часто проводятся аналогии между дао и ведическим Брахманом, однако ошибочно было бы говорить о сходстве дао и Бога в иудейско-христианской традиции. В отличие от последнего дао бессловесно, непрозрачно, непроницаемо само для себя (*дао похоже на черный лак*); непредсказуемо, спонтанно, естественно ( ?, цзы жань); не является господином (*Господом*) всего сущего (*выращивает, но не владеет*). Использование категории дао не является привилегией Д., однако в последнем она приобретает специфический смысл. За более чем двухтысячелетнюю историю Д. содержание этой категории многократно изменялось и изнутри даосской традиции и извне; европейские переводчики и интерпретаторы многократно усложнили ее понимание. Самым ранним, по Е. А. Торчинову является понимание дао как некоторого безусловного единства и целостности Эта целостность тончайшая ( и), тишайшая (си) и неощутимая (вэй). Эти три аспекта дао, пребывающие в неразрывном единстве, и образуют *хаос* (,Д,;Е хунь дунь). В самом начале *Дао-дэ-цзина* говорится о двух дао: 1) безымянном и постоянном, полагающем начало всему миру и 2) именуемом и непостоянном, выращивающем всю совокупность вещей. Возникновение миро рассматривается как некая катастрофа скачок, *грехопадение*, повлекшее за собой утрату единства (дао). Все, ведущее к упорядоченности и разделению, утрате изначального единства рассматривается как зло. Поэтому возникновение мир< есть смерть дао. В силу принципиального сходства человека и мира, любая деятельность, направленная против целостности и единства, также рассматривается как зло. Отсюда вытекает принцип *недеяния* ( у_ ?? у-вэй), означающий отказ от субъективистской установки на целеполагаюшую активность индивида. В рамках дискурса *недеяние* имеет парадоксальный характер, поскольку *отказ* и есть целеполагание. Состояние у-вэй, по-видимому, достигалось психофизиотехническими методами, вводящими адепта в транс, исключающий целеполагание. Деятельность, ведущая к дивергенции, представлялась нежелательной еще и потому, что вела к следующим типичным заблуждениям: имя-слово (мин) *насиловало разум*, по выражению Ф. Бэкона, заставляло думать, что каждому имени мин в реальности соответствует реальная сущность ши (Й), тогда как в действительности реальность едина и нерасчленима. В даосской традиции, однако, закрепилось иное понимание дао и космогонического процесса в целом: дао порождает изначальную пневму ( юань ци), она разделяется на отрицательную пневму инь и положительную пневму ян, они соединяются и образуют триаду Небо-Земля-Человек, а те, в свою очередь, порождают все сущее. При этом картина мира при всей своей динамичности сохраняет стабильность и гармонию. Адепту остается только спокойно созерцать и осознавать гармонию сущего. *Отступление от Дао касается только человека, но не космоса в целом, да и восприятие этого отступления больше не подается эмоционально окрашенным и вообще не драматизируется* (Е. А. Торчинов). Традиционное истолкование космогонического процесса сложилось сравнительно поздно, в I в. н. э., т. е. через четыреста лет после создания *Лао-цзы*, не без влияния конфуцианских идеологем. Религиозная доктрина Д. аморфна и неопределенна. Тексты, входящие в *Сокровищницу Дао*, никогда не играли в Д. такую роль, как Библия в иудейскохристианской традиции, что исключало доктринальные споры, подобные европейским. Ядро религиозной доктрины составляет сотериологическое учение о бессмертии, которое может быть достигнуто посредством медитативного созерцания, диетических ограничений, дыхательных гимнастик, сексуальной гигие ны, а также использованием алхимических снадобий. В позднем Д. существует обширная литература, описывающая такие методы. Даосская психотехника восходит к шаманским приемам достижения экстаза, который описывался как состояние полета. Считалось, что *совершенномудрый* (а ? шэн жэнь) ощущал свое единство с миром настолько ярко, что мог *путешествовать, передвигаясь вместе с ветром*, как это делал персонаж *Чжуан-цзы* Ле Юйкоу. В том же *Чжуан-цзы* приводится знаменитая притча о пьяном, который упал с повозки. Не сознавая своей езды на повозке, он не осознавал и своего падения, кости и плоть его были едины. Он мог сильно ушибиться, но ни в коем случае не до смерти. *Если такое единство бывает от вина, то какое же тогда от Дао!* В последние десятилетия популярность Д. у широкой публики во многом объясняется интересом к состояниям сознания, которые, благодаря работам К. Г. Юнга, А. У. Уоттса и др., рассматриваются как *подлинные*, приоритетные и исправляющие *истинную человеческую природу*, искалеченную прокрустовым ложем цивилизации. Действительно, даосы, в особенности Чжуан-цзы, сильны критикой цивилизации, уродующей человека, но ненависть к насилию у них по существу оборачивается призывом к насилию, причем это насилие направлено не против угнетающего человека государства, а против культуры и ее носителей (В. А. Рубин). Д. традиционно противостоял в этом смысле конфуцианству, хотя в результате многовекового взаимодействия конфуцианства и Д. последний стал весьма консервативен и по отношению к культуре, и по отношению к государству. Д. зачастую ошибочно представляют как идеологию народных восстаний; ортодоксальный Д. был имперской идеологией и, будучи институциализирован, воспроизводил структуру имперской власти. Но для Юнга конфуцианство система, направленная на интериоризацию конвенциональных норм, создание того, что Юнг называл Persona (*маска*, *личина* в античном театре), а Д. способ освобождения от социальной роли, способ индивидуации, т. е. отделения себя от социальной роли, конвенциональной маски, которую приходится носить каждому человеку. Маска формируется для приспособления к окружающему миру, она является компромиссом между индивидом и обществом, своего рода защитным фасадом. Человек с неразвитой маской обречен на непонимание, трудность контактов, осуждаемое окружающими нековенциональное поведение и т. д. Хотя Юнг и пишет о неоеходимости Персоны, адаптации к социальному миру, он склонен видеть в нем сферу неподлинного существования поэтому к нему необходимо адаптироваться. *Природа* человека оказывается необщественной (если только общество отличается от первобытной общины, идеального Gemeinschaft). В споре между конфуцианцами и даосами Юнг стоит на стороне последних. Особенно достается человеку больших городов современного мира: маски приросли к лицам, поведение стереотипно, роль заменила живого человека. Маска теряет эластичность, застывает, а это ведет к опасностям для психики даже в плане приспособления к внешнему миру: условия могут резко измениться, и тогда слившегося с социальной ролью индивида ожидает крах. Даосское возвращение к *естественности* (цзы жань) и *недеянию* (у-вэй), по мысли Юнга, убережет людей от такого краха. А. Л. Мышинский

  1. даосизмфилос. учение в Китае в вв. до н. э. на основе крого во в. н. э. складывается религия получившая то же название. Принципы филос. Д. изложены в книге Дао дэ цзин авторст...Атеистический словарь
  2. даосизмфилос. учение в Китае в вв. до н. э. на основе крого во в. н. э. складывается религия получившая то же название. Принципы филос. Д. изложены в книге Дао дэ цзин авторст...Атеистический словарь II
  3. даосизмодно из основных направлений древнекит. философии представленное в первую очередь трактатами Лаоцзы др. название Дао дэ цзин и Чжуанцзы. В настоящее время большинство уч...Большая Советская энциклопедия II
  4. даосизмкит. учение Лаоцзы о пути вещей одно из направлений древнекитайской философии о сущности вещей о сохранении в целостности человеком своей природы а также возникшая на е о...Большая энциклопедия по психиатрии
  5. даосизмсущ. муж. родадаосизм уem...Большой русско-украинский словарь
  6. даосизмTaoism древнекитайская философская и религиозная традиция буквально школа пути номинально основанная на идеях легендарного мыслителя Лаоцзы. Даосизм теория защищающая п...Большой толковый социологический словарь
  7. даосизмTaoism древнекитайская философская и религиозная традиция буквально школа пути номинально основанная на идеях легендарного мыслителя Лаоцзы. Даосизм теория защищающая ...Большой толковый социологический словарь II
  8. даосизмкит. дао цзя или дао цзяо китайская религия и одна из основныхрелигиознофилософских школ. Возник в сер. го тыс. до н. э. на основеверований шаманского характера. Философ...Большой энциклопедический словарь II
  9. даосизмДАОСИЗМ кит. дао цзя или дао цзяо китайская религия и одна из основных религиознофилософских школ. Возник в сер. го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характер...Большой Энциклопедический словарь V
  10. даосизму ч.i Один з основних напрямкв давньокитайсько флософ згдно з яким природа й життя людей пдпорядкован загальному законов дао. Одна з китайських релгй що виникла у ст. ...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  11. даосизмдаосизм у...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  12. даосизм. Философский Д. возник в вв. до н.э. Его основоположником счит. Лаоцзы а гл. лит. памятником кн. Даодэцзинem. Согл. Д. реальный мир и жизнь людей в обществе подчинен...Древний мир. Энциклопедический словарь
  13. даосизмФилософский Д. возник в вв. до н.э. Его основоположником счит. Лаоцзы а гл. лит. памятником кн. Даодэцзин. Согл. Д. реальный мир и жизнь людей в обществе подчинены оп...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  14. даосизмучение о дао или пути вещей возникшее в Китае в вв. до н.э. Основатель даосизма древнекитайский философ Лаоцзы. Его основные идеи изложены в книге Даодэцзин. Основой пр...Евразийская мудрость от А до Я
  15. даосизмкитайское дао цзя или дао цзяо китайская религия и одна из основных религиознофилософских школ. Возник в середине го тыс. до нашей эры на основе верований шаманского хара...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  16. даосизмДаосизм китайское дао цзя или дао цзяо китайская религия и одна из основных религиознофилософских школ. Возник в середине го тыс. до н.э. на основе верований шаманского...Исторический словарь
  17. даосизмучение о дао или пути вещей. Как особая система философствования возникает в Китае в вв. до н.э. Основоположником Д. принято считать Лаоцзы много позже в эпоху Тан вв. ...История философии
  18. даосизмДАОСИЗМstrongучение о дао или пути вещей. Как особая система философствования возникает в Китае в вв. до н.э. Основоположником Д. принято считать Лаоцзы много позже в эп...История философии II
  19. даосизмТермин европ. науки обозначающий одно из гл. направлений кит. философии и традиц. религию Китая. В конф. традиции см. Конфуцианство утвердилось противопоставление философ...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  20. даосизмТермин европ. науки обозначающий одно из гл. направлений кит. философии и традиц. религию Китая.В конф. традиции см. Конфуцианство утвердилось противопоставление философс...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  21. даосизмучение о Дао духовной первооснове мира согласно древнекитайской философии. Основателем считается ЛаоЦзы великий мудрец VIV вв. до Р.Х....Краткий религиозно-философский словарь
  22. даосизмДаосизм Taoismus...Латинский словарь
  23. даосизмкит. дао путь философское и религиозное учение возникшее в Древнем Китае в VIV вв. до н.э. Его основателем считается полулегендарная личность старший современник Конфуц...Мировая художественная культура. Словарь
  24. даосизмкорень ДАОС суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ДАОСИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ДАОС ИЗМ Слово Даосизм содержит следующие морфемы или...Морфемный разбор слова по составу
  25. даосизмНачальная форма Даосизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  26. даосизмDaoism одна из трех осн. кит. религ.филос. традиций религия Китая китайская философия наряду с конфуцианством и буддизмом. Подобно конфуцианству Д. имеет как филос. так и...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  27. даосизмучение о дао или пути вещей возникло в Древнем Китае в VIV вв. до н. э. развито Лаоцзы призывавшем следовать природе жить естественной жизнью. Начала современного естеств...Начала современного естествознания
  28. даосизмДАОСИЗМ учение о дао или пути вещей. Как особая система философствования возникает в Китае в вв. до н.э. Основоположником Д. принято считать Лаоцзы в эпоху Тан вв. б...Новейший философский словарь
  29. даосизмучение о дао или пути вещей. Как особая система философствования возникает в Китае в вв. до н.э. Основоположником Д. принято считать Лаоцзы в эпоху Тан вв. был канони...Новейший философский словарь II
  30. даосизмДаосизм Taoism наряду с конфуцианством Конфуций одна из осн. кит. религ.филос. школ. Один из основателей Лаоцзы в. до н.э. Осн. понятие дао крое метафизически уподобля...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  31. даосизмдаосизм даосизм а...Орфографический словарь
  32. даосизмu м религия таосизм...Орфографический словарь русского языка
  33. даосизмдаосизм менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  34. даосизмдаосизм даосизмы даосизма даосизмов даосизму даосизмам даосизм даосизмы даосизмом даосизмами даосизме даосизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  35. даосизмОрфографическая запись слова даосизм Ударение в слове даосизм Деление слова на слоги перенос слова даосизм Фонетическая транскрипция слова даосизм [дасизм] Характеристик...Полный фонетический разбор слов
  36. даосизмрелигиознофилософское древнекитайское учение призывающего человека стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга и вернуться к простой безискусственной жизни близкой к прир...Прикладные аспекты современной психологии
  37. даосизмфилософское учение появившееся в Китае в вв. до н. э. на основе крого во в. н. э. складывается религия ставшая одной из трех основных традиционных религий Китая. Впитав...Религии народов современной России
  38. даосизмдаосизм аСинонимы религия таосизм...Русский орфографический словарь
  39. даосизмрелигия таосизм...Русско-ивритский словарь
  40. даосизмдаосизм...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  41. даосизмдаосизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  42. даосизмdojio doji zhxu Синонимы религия таосизм...Русско-китайский словарь
  43. даосизмодно из направлений древнекитайской философии.Источник Сексологический словарьодно из направлений древнекитайской философииИсточник Краткий словарь сексопатологических те...Сексологическая энциклопедия
  44. даосизмДаосизм одно из направлений древнекитайской философии....Сексология. Словарь терминов
  45. даосизмДАОСИЗМ [кит.] одно из основных направлений древнекитайской философии одна из религий Китая выросшая из философии д. В основе вероучения поиски вечного счастья достигае...Словарь иностранных слов русского языка
  46. даосизмфилософское учение а Китае в IV III вв. до н. э. на основе которого во II в. н. э. складывается религия того же названия. Главное понятие в ней дао объявляется сущностью ...Словарь исторических терминов
  47. даосизмОдна из трех наиболее распространенных в Китае религий наряду с конфуцианством и буддизмом. Обряды Д. основаны на анимистических верованиях и вере в магию....Словарь политических терминов проекта Me-i-oni
  48. даосизм. Источники. Классическая доктрина даосизма изложена в книге Дао дэ цзин создание которой приписывается Лаоцзы мифическому основателю Пути Дао и в названном по имени свое...Словарь религий, обрядов и верований
  49. даосизмдаосизм религия таосизм Словарь русских синонимов. даосизм сущ. колво синонимов религия таосизм Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы религия таосизм...Словарь синонимов II
  50. даосизмдаосизм религия таосизм...Словарь синонимов
  51. даосизмфилософскорелигиозное течение традиционного Китая одно из его главных трех учений сань цзяо являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии...Словарь-справочник по философии
  52. даосизмдаосизм ч. кит. дао шлях закон принцип . Один з основних напрямв давньокитайсько флософ за яким природа й життя людей пдпорядкован не вол неба а загальному законов дао ...Словник іншомовних слів
  53. даосизмдаосизм вд кит. дао шлях закон принцип . Один з основних напрямв давньокитайсько флософ. За Д. природа й життя людей пдпорядкован не вол неба а загальному законов дао я...Словник іншомовних слів Мельничука
  54. даосизмкит. дао цзя школа дао наряду с конфуцианством одно из двух осн. течений кит. философии. Возникло во й пол. го тыс. до н. э. После проникновения в Китай буддизма вместе с...Советский философский словарь
  55. даосизмДАОСИЗМ китайское дао цзя или дао цзяо китайская религия и одна из основных религиознофилософских школ. Возник в середине го тыс. до нашей эры на основе верований шаманск...Современная энциклопедия
  56. даосизмДАОСИЗМ кит . дао цзя или дао цзяо китайская религия и одна из основных религиознофилософских школ. Возник в сер. го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характер...Современный энциклопедический словарь
  57. даосизмTaoism Daoism одна из двух основных китайских религиознофилософских систем другая конфуцианство создание которой примерно в в. до н.э. приписывается полулегендарному мыс...Страны и города мира. Словарь
  58. даосизмодно из распространенных в Китае учений наряду с конфуцианством и буддизмом. Возник в VI в. до н.э. Основоположник Лаоцзы. Даосизм учит что жизненный путь человека слит в...Тематический философский словарь
  59. даосизмдаосизм [...Толковый словарь иностранных слов
  60. даосизму ч. Один з основних напрямкв давньокитайсько флософ згдно з яким природа й життя людей пдпорядкован загальному законов дао. Одна з китайських релгй що виникла у ст. ...Толковый словарь украинского языка
  61. даосизмУдарение в слове даосизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове даосизм...Ударение и правописание
  62. даосизм[daosyzm]daoizm релг....Українсько-польський словник
  63. даосизм.strong одна з гол.em систем китайсько класично флософ Лаоцзи VI ст.em до н.е.em Чуанзе IVIII ст.em до н.е.em проголошував духовноматеральну днсть свту званого дао що вия...Універсальний словник-енциклопедія
  64. даосизм. одна з гол. систем китайсько класично флософ Лаоцзи VI ст. до н.е. Чуанзе IVIII ст. до н.е. проголошував духовноматеральну днсть свту званого дао що виявляться в гармон...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  65. даосизмодно из главных философских течений китайской философии. Возник в Китае в VIV вв. до н.э. Основателями считают мудрецов Лаоцзы и Чжоуцзы. Исходной идеей является учение о...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  66. даосизмОснователь Лаоцзы китайский философ живший в VI в. до н. э. подлинное имя Ли Эр прозвище означает Старый учитель или Старый ребенок автор книги Даодэцзин название котор...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  67. даосизммистическая часть китайской традиции. Основывается на писаниях Лаоцзы главный труд Даодэцзин. В основе лежит учение о непознаваемом Дао высшем принципе который пропитывае...Философия политики
  68. даосизмДАОСИЗМ кит. дао цзя дао цзяо школа дао учение дао одно из основных направлений китайской философии. Родоначальником Д. считается Лаоцзы которому традиция приписывает а...Философская энциклопедия
  69. даосизмОдно из ведущих течений др.кит. философии возникшее в вв. до н.э. Термин Д. был введен в науку во в. до н.э. кит. историком Сыма Тань крый указывая на направлений кит....Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  70. даосизмучение о дао или пути вещей возникло в Китае в вв. до Р. X. Основоположником учения считается древнекит. философ Лаоцзы призывавший следовать природе жить естественной ж...Философский энциклопедический словарь II
  71. даосизмучение о дао или пути вещей возникло в Китае в вв. до Р. X. Основоположником учения считается древнекит. философ Лаоцзы призывавший следовать природе жить естественной ж...Философский энциклопедический словарь
  72. даосизмДАОСИЗМ кит. школа дао один з основних напрямв кит. флософ традицйна релгя Китаю. В сучаснй синолог використовуться традицйне для конфуцанства розрзнення флософського ...Філософський енциклопедичний словник
  73. даосизмдаосизм даосизмы даосизма даосизмов даосизму даосизмам даосизм даосизмы даосизмом даосизмами даосизме даосизмах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализн...Формы слова
  74. даосизмвторая местная национальная религия Китая. Основана на сочетании элементов буддизма и конфуцианства. К настоящему времени даосизм сохранился лишь в отдельных районах стра...Экономическая география. Словарь терминов
  75. даосизмОда Оазис Мода Мис Миоз Мио Мид Миаз Оса Сад Мзда Мао Маис Маз Иса Садизм Саз Изм Изд Идо Сми Сода Ида Зосим Зима Засим Задом Дома Доза Дим Даосизм Даос Амид Азид Сом Дом...Электронный словарь анаграмм русского языка
  76. даосизмДаосизм вместе с конфуцианством и буддизмом составляет три так сказать официальные религии Китая Саньцзяоi три вероучения. Возник он в Китае и нигде почти кроме этой ст...Энциклопедический словарь
  77. даосизмвместе с конфуцианством и буддизмом составляет три так сказать официальные религии Китая Саньцзяоem три вероучения. Возник он в Китае и нигде почти кроме этой страны не ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  78. даосизмДАОСИЗМ учение о дао или пути вещей. Как особая система философствования возникает в Китае в вв. до н.э. Основоположником Д. принято считать Лаоцзы много позже в эпоху ...Энциклопедия История философии
  79. даосизмДАОСИЗМфилософскорелигиозное течение традиционного Китая одно из его главных трех учений сань цзяо являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как фи...Энциклопедия Кольера II
  80. даосизмДаосизм учение о дао или пути вещей возникло в Китае в VI V вв. до н.э. Основоположником считается ЛаоЦзы древнекитайский философ призывавший следовать природе жить ест...Энциклопедия культурологии