Художественная энциклопедия

ТИЦИАН

Тициан

(собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/1477 или 1480-е гг. - 1576), итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Крупнейший представитель венецианской школы. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Связанный с культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др.), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата жизненных явлений, раскрытием глубоких драматических конфликтов времени.

Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг. ("Христос и грешница", Художественная галерея, Глазго; так называемая "Цыганская мадонна", Музей истории искусств, Вена), близки искусству Джорджоне (его незаконченные картины дописаны Тицианом). Их роднят интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит. К середине 1510-х гг., после изучения Рафаэля и Микеланджело, Тициан вырабатывает самостоятельный стиль. Его спокойные и радостные образы отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветлённостью. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок ("Любовь земная и небесная", около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим; "Флора", около 1515, Уффици; "Динарий кесаря", 1518, Картинная галерея, Дрезден). К этому периоду относится и ряд портретов, спокойных и строгих по композиции, сдержанных и богатых оттенками, тонко психологичных ("Мужской портрет", Национальная галерея, Лондон; "Юноша с перчаткой", около 1520, Лувр).

Новый период творчества Тициана (конец 1510-х - 30-е гг.) связан с общественным подъёмом в Венеции, ставшей одним из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. В этот период художник создал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы ("Вознесение Марии", около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, а колорит основан на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен ("Празднество Венеры", 1518, Прадо; "Вакх и Ариадна", 1523, Национальная галерея, Лондон; "Положение во гроб", 20-е гг., Лувр).В картины на религиозные и мифологические темы он вводил обширные архитектурные фоны, наполняя их бытовыми деталями ("Введение во храм", 1534-38, Галерея Академии, Венеция; "Венера Урбинская", 1538, Уффици).

Конец 30-х - 40-е гг. - время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность и достоинство, лицемерие, лживость и подозрительность и т. д. Наряду с одиночными ("Ипполито Медичи", 1532-33, так называемая "Ла Белла", около 1536, "Пьетро Аретино", 1545, - все в Галерее Палатина, Флоренция; "Карл V", 1548, Старая пинакотека, Мюнхен), он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображённых персонажей ("Папа Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе", 1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь). В поздний период Тициан достиг вершин живописного мастерства и величайших глубин в истолковании мифологических и религиозных тем. Работая в обстановке усиливающегося политического кризиса в Италии, Тициан противостоял нарастающей волне клерикализма, отстаивая гуманистические идеалы Возрождения. Драматическое начало, усилившееся в ряде его поздних произведений, явилось откликом на острые конфликты современной действительности. Жизне- утверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали главной темой многих произведений Тициана на мифологические сюжеты, отличающихся богатством колористических и композиционных решений ("Даная", около 1554, Прадо, ГЭ; "Венера и Адонис", 1554, Прадо; "Венера перед зеркалом", 50-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Поздние религиозные полотна Тициана выражают сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека. Исполненным глубокого трагизма образам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество, воля к жизни ("Положение во гроб", 1559, Прадо; "Кающаяся Мария Магдалина", 60-е гг., и "Св. Себастьян" - оба в ГЭ; "Оплакивание Христа", 1573-76, Галерея Академии, Венеция). В основе колорита поздних произведениях Тициана лежит тончайший красочный хроматизм. Мастер строит цветовую гамму, подчинённую золотистому тону, на тонких оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блекло-зелёного цветов. Манера письма Тициана становится исключит, свободной; композиция, форма и цвет строятся с помощью смелой пластической лепки, краски накладываются на холст не только кистью, но и шпателем, и пальцами. Прозрачные лессировки не скрывают подмалёвка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. Из сочетания гибких многообразных мазков рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма. Свободная манера письма Тициана оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи. Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой.




"Любовь земная и небесная". Около 1515 - 1516. Галерея Боргезе. Рим.




"Портрет Ипполито Риминальди". Около 1548. Галерея Питти. Флоренция.




Francesco Maria I. della Rovere




Kaiser Karl V. zu Pferde




Isabella d'Este




The Feast of the Gods




Venus und Adonis




Venus und der Lautenspieler




Venus von Urbino




Венера Урбинская. 1538. Уффици. Флоренция




Портрет Карла V в кресле. 1548.

Литература:(Т. Фомичева), Тициано Вечеллио. (Альбом), М., 1960; И. А. Смирнова, Тициан и венецианский портрет XVI в., М., 1964; В. Н. Лазарев, Поздний Тициан, в его кн.: Старые итальянские мастера, М., 1972; (Л. А. Ефремова), Тициан. (Альбом), М., 1977; Н. Поцца, Тициан, перевод с английского, М., 1981; Pallucchini R., Tiziano, v. 1-2, Firenze, 1969; Wethey H. E., Paintings of Titian, v. 1-2, L., 1969-71; Panofsky E., Problems in Titian, mostly iconographic, L., 1969; Walther A., Tizian, Lpz., 1978; Gentili A., Da Tiziano a Tiziano, Mil., 1980.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
Тициа́н
(Тициано Вечеллио, tiziano vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, близ Венеции – 1576, Венеция), итальянский живописец, один из крупнейших мастеров эпохи Высокого и ПозднегоВозрождения. Приехал в Венецию в юношеские годы. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился сДжорджоне. Около 1508 г. помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523 гг.), Мантуе (1536—37), Урбино (1542—44), Риме (1545—46), Аугсбурге (1548 и 1550—51 гг.) и при дворе испанского короля в Мадриде.
Ранние произведения Тициана («Христос и грешница», «Христос и Магдалина» и т. н. «Цыганская мадонна»; все – нач. 1510-х гг.) обнаруживают близость с творчеством Джорджоне, чьи незаконченные картины, в том числе, возможно, знаменитый «Сельский концерт» (см. илл. на с. 351), он в это время дописывал. С Джорджоне Тициана роднит интерес к пейзажу, поэтичность замысла, лирическая созерцательность, тонкий колорит. К сер. 1510-х гг. Тициан вырабатывает самостоятельную манеру. Живописные образы этого периода отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветлённостью. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок («Любовь земная и любовь небесная», ок. 1515—16 гг.; «Флора», ок. 1515 г.; «Динарий кесаря», 1518). Портретам этого времени свойственны спокойная строгость композиции и тонкий психологизм («Мужской портрет», «Юноша с перчаткой», ок. 1520 г.).


Тициан. «Автопортрет». 1560-е гг.




Тициан. «Любовь земная и любовь небесная». Ок. 1515—16 гг. Галерея Боргезе. Рим




Тициан. «Папа Павел Ш с Алессандро и Оттавио Фарнезе». 1545—46 гг. Национальный музей и галерея Каподимонте. Неаполь




Тициан. «Св. Себастьян». 1560-е гг. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург




Тициан. «Венера Урбинская». 1538 г. Галерея Уффици. Флоренция


На кон. 1510-х – 1530-е гг. приходится расцвет творчества Тициана, во многом связанный с общественным подъёмом в Венеции. Художник писал монументальные композиции, исполненные пафоса и динамики (алтарный образ «Вознесение Марии», или «Ассунта», для церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари в Венеции, ок. 1516—18 гг.). Его картины излучают мощную жизненную энергию, диагональные композиции пронизаны стремительным движением, колорит построен на контрастах синих и красных пятен («Празднество Венеры», 1518; «Вакх и Ариадна», 1523; «Положение во гроб», 1520-е гг.). Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы современные ему архитектурные фоны и бытовые детали («Введение Марии во храм», 1534—38; «Мадонна семейства Пезаро», 1526; «Венера Урбинская», 1538).
В кон. 1530-х – 1540-х гг. созданы многие лучшие портреты Тициана. Художник с удивительной, опережающей его время прозорливостью изображал современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство («Портрет Карла V в сражении при Мюльберге», 1548; см. илл. на с. 421; «Ипполито Медичи», 1532—33; т. н. «Ла Белла» – «Красавица», ок. 1536 г.; «Пьетро Аретино», 1545) или, напротив, подозрительность, лицемерие, лживость («Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе», 1545—46). Тициан находил для каждого портрета индивидуальное композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. Эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека.
С сер. 16 в. начался поздний период творчества Тициана. Жизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой многих работ художника («Даная», ок. 1554 г.; «Венера и Адонис», 1554; «Венера перед зеркалом», 1550-е гг.). Поздние картины на религиозные темы выражают сокровенные мысли художника о человеке, жизни, трагических коллизиях бытия. Героев этих полотен, исполненных глубокого трагизма, отличают цельность характеров, стоическое мужество («Св. Иероним», ок. 1552 г.; «Положение во гроб», 1559; «Кающаяся Мария Магдалина», «Св. Себастьян»; обе – 1560-е гг.). Золотистая колористическая гамма построена на неуловимых оттенках коричневого, серо-синего, розово-красного, блёкло-зелёного. Картины переливаются множеством полутонов, придающих живописи воздушность. Манера письма художника обретает исключительную свободу. Тициан выработал новую технику живописи: он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем (мастихином), и пальцами. Прозрачныелессировкив его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста.
Изобретённая Тицианом свободная манера письма, психологизм его портретов оказали ощутимое влияние на последующее развитие европейской живописи от П.Веронезеи Я.Тинтореттодо Э.Делакруаи Э.Мане.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

  1. тицианок. или Веласкес о Тициане В Венеции все совершенство красоты! Я отдаю первое место ее живописи знаменосцем которой является Тициан. Работы Тициана отличаются богато...100 великих художников
  2. тицианТИЦИАН собственно Тициано Вечеллио Tiziano Vecellio или е гг. ПьеведиКадоре Венеция . Венеция итальянский живописец крупнейший представитель венецианской школы iэпохи Вы...Большая советская энциклопедия
  3. тициансобственно Тициано Вечеллио Tiziano Vecellio или е гг. ПьеведиКадоре Венеция . Венеция итальянский живописец крупнейший представитель венецианской школы См. Венецианска...Большая Советская энциклопедия II
  4. тицианимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  5. тицианТициано Вечеллио Tiziano Vecellio ок. итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и ПозднегоВозрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостность колор...Большой энциклопедический словарь II
  6. тицианТИЦИАН Тициано Вечеллио Tiziano Vecellio ок. итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостно...Большой Энциклопедический словарь V
  7. тициансобств. ТИЦИАНО ВЕЧЕЛЛИО Tiziano Vecellio. Ок. Кадоре ныне ПьеведиКадоре Венеция. Итальянский живописец. Мастер венецианской школы. Происходил из родовитой провинциаль...Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
  8. тицианТициано Вечеллио Tiziano Vecellio около или итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостн...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  9. тицианВечеллио ок. итальянский живописец представитель венецианской школы один из величайших художников Высокого и Позднего Возрождения. Тициан воплотил в своем творчестве гу...Мировая художественная культура. Словарь
  10. тицианНачальная форма Тициан неизменяемое женский род одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  11. тицианфамилияem...Русско-китайский словарь
  12. тицианТициано Всчеллио итал. живописец Высокого Возрождения. Ею творчеству присущи психологич. глубина портрета и использование тональных нюансов для изображения душевных пер...Словарь античности
  13. тицианИтальянский живописец...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  14. тицианТициан Тициано Вечеллио итальянский живописец глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения....Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  15. тицианок. итал. художник Вхожу в вертепы чудные музеев Где пучатся кащеевы Рембрандты Достигнув блеска кордованской кожи Дивлюсь рогатым митрам Тициана И Тинторетто пестрому ...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  16. тицианТИЦИАН ок. итал. художник Вхожу в вертепы чудные музеев Где пучатся кащеевы Рембрандты Достигнув блеска кордованской кожи Дивлюсь рогатым митрам Тициана И Тинторетто пе...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  17. тицианТИЦИАН Тициано Вечеллио Tiziano Vecellio ок . итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостно...Современный энциклопедический словарь
  18. тицианок. или Веласкес о Тициане В Венеции все совершенство красоты! Я отдаю первое место ее живописи знаменосцем которой является Тициан. Работы Тициана отличаются богато...Сто великих художников
  19. тицианИнта Наци Нии Нит Ниц Нтц Анти Тина Тициан Ант Циан...Электронный словарь анаграмм русского языка
  20. тициансм. Вечеллио....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  21. тицианТИЦИАНTizianо Vecellio или ок. венецианский живописец эпохи Возрождения. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Еще мальчиком приехал в Венецию где некоторое время...Энциклопедия Кольера II
  22. тицианТИЦИАНО ВЕЧЕЛЛИОstrongTizianо Vecellioem или ок. венецианский живописец эпохи Возрождения. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Еще мальчиком приехал в Венецию гд...Энциклопедия Кольера