Большой энциклопедический словарь II

ТИЦИАН

- (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) (ок. 1489/90-1576) -итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и ПозднегоВозрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостность колорита,многогранность восприятия жизни. Безмятежная ясность (""Любовь земная инебесная"", ок. 1514-15), пафос и динамика монументальных композиций(""Ассунта"" 1516-18) сменяются напряженным драматизмом (""Се человек"", ок.1543), психологической остротой образов (""И. Риминальди"", ок. 1548), ихбеспощадной правдивостью (""Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе""1545-46). Создавал образы, полные обостренного ощущения красоты жизни,трепетной чувственности (""Даная"", ок. 1554; ""Венера и Адонис"", 1554). Впоздних трагических произведениях подчеркивал достоинство и силу духагероев (""Оплакивание Христа"", 1573-76). Тончайший красочный хроматизм,свободное письмо открытым мазком, мощное звучание цвета. (ТицианоВечеллио) (Tiziano Vecellio) (ок. 1488/90, Пьеве ди Кадоре, Венецианскаяреспублика - 27 августа 1576, Венеция), итальянский художник, ведущиймастер венецианского Возрождения.БиографияПроисходил из родовитойпровинциальной семьи. Около 1500 ребенком был отдан отцом в мастерскуювенецианского мозаичиста Себастьяно Дзуккато. Затем учился живописи вмастерской тогдашнего главы венецианской школы Джованни Беллини и у егобрата Джентиле Беллини. В 1507 поступил в качестве помощника в мастерскуюДжорджоне, после его смерти (1510) закончил некоторые его картины. В1517-55 занимал должность официального живописца Венецианской республики.Пользовался огромной прижизненной славой, его заказчиками были императорКарл V, испанский король Филипп II, папа Павел III, правители Мантуи,Феррари, Урбино. Карл V пожаловал ему титул графа Палатинского. Художникбыл тесно связан с венецианской интеллектуальной элитой, многолетняятесная дружба связывала его с писателем, публицистом, художественнымкритиком Пьетро Аретино и ведущим архитектором Венеции ЯкопоСансовино.ТворчествоТворческое наследие Тициана огромно: это около 120-130полотен, фрески, ряд превосходных подготовительных рисунков, серия гравюрна дереве, созданных в его мастерской по его рисункам. Живопись еговключает религиозные, мифологические, аллегорические композиции, портреты,традиционные для Венеции ""истории"" - многофигурные сцены с элементамиисторической композиции. Большое место в его творчестве занимают пейзажныемотивы. Долгий, почти семидесятилетний творческий путь Тициана запечатлелсложную эволюцию его представлений о мире, от чувства ликующей радостибытия до осознания потрясающих этот мир драматических коллизий.РанниеработыВ ранних работах Тициана (""Цыганская мадонна"", ок. 1511-12, Музейистории искусств, Вена; ""Св. Собеседование"", ок. 1512-14, Национальнаягалерея, Эдинбург; ""Три возраста"", ок. 1513-14, там же) еще проступаютмотивы, унаследованные у Джорджоне: лирическая мягкость интонаций,идиллический образ природы. Но уже в аллегорической композиции ""Любовьземная и небесная"" (ок. 1514-15, Галерея Боргезе, Рим) эти интонацииуступают место чувственной радости бытия, праздничному полнозвучиюкрасок.Работы 1516-20 гг.В работах второй половины 1510-х гг. - ""Мадонна свишнями"" (Музей истории искусств, Вена), ""Мадонна с четырьмя святыми""(Картинная галерея, Дрезден) и построенном на драматическом контрастеобразов произведении ""Динарий кесаря"" (ок. 1516, там же) - нарастаютмонументальное начало, энергия светотеневой лепки и цветовогозвучания.Огромный, семиметровый алтарь ""Ассунта"" (""Вознесение Марии"",1516-18, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция) с егомонументальной укрупненностью форм и цветовых пятен, титаничностьюобразов, экспрессий поз и жестов - первое произведение венецианскойживописи, проникнутое духом ""большого стиля"" Высокого Возрождения.Героическая патетика, яркость эмоций определяют и характер алтарныхкомпозиций Тициана 1520-х гг. - ""Вознесение Христа"" (ок. 1519-22, церковьСанти Надзаро э Чельсо, Брешия) с его великолепным эффектом ночногоосвещения и ""Мадонна Пезаро"" (1519-26, Санта Мария Глариоза деи Фрари,Венеция), проникнутая триумфальным пафосом. К этому же периоду относитсясерия ""Вакханалий"", написанных для герцога Феррари Альфонсо д Эсте(""Праздник Венеры"", ок. 1518-19, Прадо; ""Праздник на Андросе"", ок. 1520,там же; ""Вакх и Ариадна"", ок. 1522-23, Национальная галерея,Лондон).Работы 1530-40-х гг.В картинах 1530-х гг. на религиозные имифологические темы Тициан органически соединяет легенды и реалиисовременной жизни в духе традиций венецианского раннего Возрождения. Водном из шедевров этих лет - ""Венере Урбинской"" (ок. 1538, Уффици) - онпереносит богиню (ее облик отчасти навеян ""Спящей Венерой"" Джорджоне) вуютный покой венецианского дома 16 в. В монументальном полотне ""Введениево храм"" (1534-38, Галереи Академии, Венеция) евангельское событиеразыгрывается на фоне итальянских дворцов в присутствии многочисленныхзрителей, представляющих все слои венецианского общества - от сенаторов впурпурных тогах до девочки-крестьянки и нищенки. Такое же соединение мифаи современности присуще и большому полотну ""Се человек"" (1543, Музейистории искусств, Вена), которое, как и другие работы 1540-х гг. (плафонывенецианской церкви Санта Мария делла Салюте; ""Коронованные терпением"",1545, Лувр), завершает период творческой зрелостиТициана.Портреты1520-40-е гг. - время расцвета творчестваТициана-портретиста. Он обратился к портрету еще в ранние годы (такназываемые ""Ариосто"" и ""Скьявона"", ок. 1510-11, Национальная галерея,Лондон). В 1520-40 он создает обширную портретную галерею современников,среди которых безымянный ""Юноша с перчаткой"" (Лувр), гуманист ВинченцоМости, кардинал Ипполито Медичи, правитель Мантуи Федериго Гонзага,правитель Урбино, выдающийся военный инженер Франческо Мария делла Ровере,друг Тициана Пьетро Аретино. Тонкостью передачи индивидуальноговнутреннего мира выделяется портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди(ок. 1545, Галерея Питти, Флоренция). В 1540-е гг. Тициан создает новыйпортретный жанр, названный его другом Аретино ""историей"" - в большихполотнах, изображающих заказчиков в полный рост, торжественное великолепиепарадных портретов сочетается с драматической сложностью характеров,сюжетной завязкой, сближающей эти полотна с жанром исторической картины(""Обращение Альфонсо д Авалос к солдатам"", 1540-41, Прадо; ""Папа Павел IIIс внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе"", 1546, Национальные музеи игалереи Каподимонте, Неаполь; ""Семья Вендрамин"", до 1547, Национальнаягалерея, Лондон; ""Карл V"", 1548, Старая пинакотека, Мюнхен; ""Карл V подМюльбергом"", 1548, Прадо).Поздний период (1550-е - 1-я половина 1570-хгг.)Уже в 1550-е гг. характер творчества Тициана меняется, нарастаетдраматическое начало в его религиозных композициях (""Мученичество св.Лаврентия"", 1555, церковь Джезуити, Венеция; ""Положение во гроб"", 1559,Прадо). В то же время он вновь обращается к мифологической тематике,мотиву цветущей женской красоты (""Даная"", 1553-54, Прадо; ""Венера иАдонис"", 1554, там же; ""Венера перед зеркалом"", ок. 1560, Национальнаягалерея, Вашингтон). К этим образам близка даже горько рыдающая МарияМагдалина в одноименном полотне (1560, Эрмитаж).Существенный переломпроисходит на рубеже 1550-60-х гг. Полным динамики, смятения, сильныхпорывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты""Метаморфоз"" Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: ""Диана и Актеон""и ""Диана и Каллисто"" (1559, Национальная галерея, Эдинбург), ""ПохищениеЕвропы"" (1562, Музей И. Гарднер, Бостон), ""Охота Дианы"" (ок. 1565,Национальная галерея, Лондон). В этих полотнах, пронизанных стремительнымдвижением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой ""позднейманеры"", характерной для последних работ Тициана (""Св. Себастьян"", ок.1565-70, Эрмитаж; ""Пастух и нимфа"", ок. 1570, Музей истории искусств,Вена; ""Наказание Марсия"", 1570-е гг., Картинная галерея, Кромержиж;""Оплакивание Христа"", 1576, Галереи Академии, Венеция, и др.). Эти полотнаотличает сложная живописная структура, размытость границы между формами ифоном; поверхность холста как бы соткана из наложенных широкой кистью,иногда втертых пальцами мазков. Оттенки дополняющих друг друга,взаимопроникающих или контрастирующих тонов образуют некое единство, изкоторого рождаются формы или приглушенные мерцающие краски. Новаторство""поздней манеры"" не была понято современниками и оценено лишь в болеепозднее время.Искусство Тициана, наиболее полно раскрывшее своеобразиевенецианской школы, оказало большое влияние на становление крупнейшиххудожников 17 в. от Рубенса и Веласкеса до Пуссена.Литература:Смирнова И.А. Тициан и венецианский портрет XVI века. М., 1964.Лазарев В. Н. ПозднийТициан // Старые итальянские мастера. М., 1972.Hetzer Th. Tizian.Geschichte seiner Farbe. Frankfurt am Main., 1935.Tietzer H. Tizian. Lebenund Werk. Wien, 1937. V. 1-2.Pallucchini R. Il Tiziano. Firenze, 1969. V.1-2.Panofsky E. Problems in Tizian, Mostly Iconografic. New York,1969.Wethey H. E. The Paintings of Tizian. London, 1969-75. V. 1-3.И. А.СмирноваТИЦИУС (Titius) Иоганн Даниель (1729-96) - немецкий астроном, математик ифизик. Предложил эмпирическое правило, по которому можно найти расстояниепланет от Солнца (правило Тициуса-Боде).ТИЦИУСА-БОДЕ ПРАВИЛО, эмпирическаяформула для приближенного определения расстояний r планет от Солнца вастрономических единицах: r =0,4+0,3.2n, где n=0 для Венеры, n=1 дляЗемли, n=2 для Марса, n=3 для средней части пояса астероидов и т. д.(исключения: Меркурий с r ?0,4 астрономических единиц; Нептун с r ?30астрономических единиц). Правило предложено И. Тициусом (1766); получилоширокую известность после работ И. Боде (1772).

  1. тицианок. или Веласкес о Тициане В Венеции все совершенство красоты! Я отдаю первое место ее живописи знаменосцем которой является Тициан. Работы Тициана отличаются богато...100 великих художников
  2. тицианТИЦИАН собственно Тициано Вечеллио Tiziano Vecellio или е гг. ПьеведиКадоре Венеция . Венеция итальянский живописец крупнейший представитель венецианской школы iэпохи Вы...Большая советская энциклопедия
  3. тициансобственно Тициано Вечеллио Tiziano Vecellio или е гг. ПьеведиКадоре Венеция . Венеция итальянский живописец крупнейший представитель венецианской школы См. Венецианска...Большая Советская энциклопедия II
  4. тицианимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  5. тицианТИЦИАН Тициано Вечеллио Tiziano Vecellio ок. итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостно...Большой Энциклопедический словарь V
  6. тициансобств. ТИЦИАНО ВЕЧЕЛЛИО Tiziano Vecellio. Ок. Кадоре ныне ПьеведиКадоре Венеция. Итальянский живописец. Мастер венецианской школы. Происходил из родовитой провинциаль...Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
  7. тицианТициано Вечеллио Tiziano Vecellio около или итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостн...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. тицианВечеллио ок. итальянский живописец представитель венецианской школы один из величайших художников Высокого и Позднего Возрождения. Тициан воплотил в своем творчестве гу...Мировая художественная культура. Словарь
  9. тицианНачальная форма Тициан неизменяемое женский род одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  10. тицианфамилияem...Русско-китайский словарь
  11. тицианТициано Всчеллио итал. живописец Высокого Возрождения. Ею творчеству присущи психологич. глубина портрета и использование тональных нюансов для изображения душевных пер...Словарь античности
  12. тицианИтальянский живописец...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  13. тицианТициан Тициано Вечеллио итальянский живописец глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения....Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  14. тицианок. итал. художник Вхожу в вертепы чудные музеев Где пучатся кащеевы Рембрандты Достигнув блеска кордованской кожи Дивлюсь рогатым митрам Тициана И Тинторетто пестрому ...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  15. тицианТИЦИАН ок. итал. художник Вхожу в вертепы чудные музеев Где пучатся кащеевы Рембрандты Достигнув блеска кордованской кожи Дивлюсь рогатым митрам Тициана И Тинторетто пе...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  16. тицианТИЦИАН Тициано Вечеллио Tiziano Vecellio ок . итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостно...Современный энциклопедический словарь
  17. тицианок. или Веласкес о Тициане В Венеции все совершенство красоты! Я отдаю первое место ее живописи знаменосцем которой является Тициан. Работы Тициана отличаются богато...Сто великих художников
  18. тицианТициан собственно Тициано Вечеллио Tiziano Vecellio или е гг. итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Крупнейший представитель венецианской школы....Художественная энциклопедия
  19. тицианИнта Наци Нии Нит Ниц Нтц Анти Тина Тициан Ант Циан...Электронный словарь анаграмм русского языка
  20. тициансм. Вечеллио....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  21. тицианТИЦИАНTizianо Vecellio или ок. венецианский живописец эпохи Возрождения. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Еще мальчиком приехал в Венецию где некоторое время...Энциклопедия Кольера II
  22. тицианТИЦИАНО ВЕЧЕЛЛИОstrongTizianо Vecellioem или ок. венецианский живописец эпохи Возрождения. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Еще мальчиком приехал в Венецию гд...Энциклопедия Кольера