Большая советская энциклопедия

ТИЦИАН

ТИЦИАН(собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция,- 27.8.1576, Венеция), итальянский живописец, крупнейший представительвенецианской школыэпохи Высокого и ПозднегоВозрождения.Приехал в Венецию в юношеские годы. Учился в мастерской ДжованниБеллини,где сблизился сДжорджоне.Ок. 1508 помогал

Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Работал гл. обр. в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536-37), Урби-но (1542-44), Риме (1545-46) и Аугсбурге (1548 и 1550-51). Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др.), Т. воплотил в своих произведениях гуманистич. идеалы Возрождения. Его искусство, пронизанное мужественным жизнеутверждением, отличается многогранностью, широтой охвата жизненных явлений, глубоким раскрытием драматич. конфликтов эпохи.

Ранние произв. Т., относящиеся к нач. 1510-х гг. ("Христос и грешница", Художеств. гал., Глазго; "Христос и Магдалина", Нац. гал., Лондон; т. н. "Цыганская мадонна", Художественно-ист. музей, Вена, и др.), обнаруживают близость иск-ву Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал. Их роднят с произведениями Джорджоне интерес к пейзажу, поэтичность замысла, черты лирич. созерцательности, тонкий колорит. К сер. 1510-х гг., после внимательного изучения работ Рафаэля и Микеланджело, Т. вырабатывает самостоят. стиль. Его образы в этот период спокойны я радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, печатью внутр. просветлённости. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок ("Любовь земная и небесная", ок. 1515-16, Гал. Боргезе, Рим; "Флора", ок. 1515, Гал. Уффици, Флоренция; "Динарий кесаря", 1518, Дрезденская карт. гал.). К этому же периоду относится и ряд портретов, к-рым свойственны спокойная строгость композиция, тонкий психологизм ("Мужской портрет ", Нац. гал., Лондон; "Юноша с перчаткой", ок. 1520, Лувр, Париж ).

Кон. 1510-х-1530-е гг.- новый период в творчестве Т., во многом связанный с обществ. подъёмом в Венеции, превращающейся в 1520-30-е гг. в один из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феод. реакции. В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики ("Вознесение Марии", ок. 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремит. движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен ("Празднество Венеры", 1518, Прадо, Мадрид; "Вакх и Ариадна", 1523, Нац. гал., Лондон; "Положение во гроб", 1520-е гг., Лувр, Париж). Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто

вводил в картины на религ. и мифологич. темы архитектурные фоны и бытовые детали ("Введение во храм", 1534- 1538, Гал. Академии, Венеция; "Мадонна семьи Пезаро", 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция; "Венера Урбинская", 1538, Гал. Уффици, Флоренция).

Кон. 1530-х - 1540-е гг.- время расцвета портретного иск-ва Т. С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые

различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т. д. Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображённых, драматизм ситуации. С редким иск-вом Т. находил для каждого портрета наилучшее композиц. решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. С 1530-х гг. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористич. решение. Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Этот развитый колоризм Т. в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов. Колористич. строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека. Доминирующий цвет повторялся в перекликающихся с ним оттенках тела, фона, предметов обстановки. Среди лучших портретов Т.- "Ипполито Медичи" (1532-33), т. н. "Ла белла" (ок. 1536), "Пьетро Аретино" (1545)-все в Гал. Палатина, Флоренция, "Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе" (1545-46, Нац. музей и гал. Каподимонте, Неаполь), "Карл V" (1548, Ст. пинакотека, Мюнхен), "Карл V в сражении при Мюльберге" (1548, Прадо, Мадрид) и др.

С сер. 16 в. начался поздний период творчества Т. В эти годы художник достиг не только вершин живописного мастерства, но и величайших глубин в истолковании мифологич. и религ. тем. Работая последние десятилетия жизни в обстановке усиливающегося политич. кризиса в Италии, Т. нашёл в себе силы противостоять нараставшей волне клерикализма, отстаивая гуманистич. идеалы Возрождения. Драматич. начало, усилившееся в ряде поздних произведений художника, явилось откликом на острые конфликты совр. действительности. Жизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой мн. работ Т., отличающихся богатством колористич. и ком-позиц. решений ("Даная", ок. 1554, Пра-до, Мадрид, и Эрмитаж, Ленинград; "Венера и Адонис", 1554, Прадо, Мадрид; "Воспитание амура", ок. 1565, Гал. Бор-гезе, Рим; "Венера перед зеркалом", 1550-е гг., Нац. гал. иск-ва, Вашингтон; "Похищение Европы", ок. 1559, Музей Гарднер, Бостон) и др.

Написанные в поздний период творчества картины Т. на религ. темы выражают сокровенные мысли художника о человеке, жизни, трагич. жизненных коллизиях. Действующим лицам этих картин, исполненных глубокого трагизма, присущи цельные характеры, стоическое мужество, непоколебимая воля к жизни ("Св. Иероним", ок. 1552, Лувр, Париж; "Положение во гроб", 1559, Прадо, Мадрид; "Кающаяся Мария Магдалина", 1560-е гг., Эрмитаж, Ленинград; "Св. Себастьян", Эрмитаж, Ленинград; "Коронование терновым венцом", Ст. пинакотека, Мюнхен; "Оплакивание Христа", 1573-76, Гал. Академии, Венеция, и др.).

Отличит. свойство поздних работ Т.- их тончайший красочный хроматизм. Мастер строит колористич. гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. Поздние картины Т. переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Манера письма художника обретает исключит. свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки. К концу жизни Т. выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творч. процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма. Изобретённая Т. свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи. Работы Т. тщательно изучали художники различных стран и эпох - Веронезе, Тинторетто, Эль Греко, Н. Пуссен, П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Э. Делакруа, Э. Мане, В. И. Суриков и др.

Т. выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. Фигуры и пейзажи изображены на них с помощью беглых, уверенных линий и мягких светотеневых контрастов.

Илл. см. на вклейках-к стр. 48 и табл. I (стр. 32-33), а также т. 4, вклейка к стр. 512, т. 9, табл. XVII (стр. 192-193), т. 11, стр. 35 и вклейка к стр. 32, т. 20, стр. 383, т. 22, табл. IX (стр. 128-129).

Лит.:Гурвич Н. А., Тициан, Л., 1940; Тициано Вечеллио. [Сост. и вступ. ст. Т. Фомичевой], М., 1960; Смирнова И. А., Тициан и венецианский портрет XVI века, М., 1964; Лазарев В. Н., Поздний Тициан, в его кн.: Старые итальянские мастера, М., 1972, с. 403-45; Waldmann E., Tizian, В., 1922; Gronau G., Tizian, В., 1930; Hetzer Тh., Tizian. Geschichte seiner Farbe, Fr./M., [1935]; Tietze H., Titian. The paintings and drawings, L., 1950; Pallucchini R., Tiziano, v. 1-2, Bologna, 1953-54 (нов. изд.-Firenze, 1969); Wetheу H. E., Paintings of Titian, v. 1-2, L., 1969-71; Panofsky E., Problems in Titian, mostly iconographic, L., 1970.

В. Н. Лазарев.




  1. тицианок. или Веласкес о Тициане В Венеции все совершенство красоты! Я отдаю первое место ее живописи знаменосцем которой является Тициан. Работы Тициана отличаются богато...100 великих художников
  2. тициансобственно Тициано Вечеллио Tiziano Vecellio или е гг. ПьеведиКадоре Венеция . Венеция итальянский живописец крупнейший представитель венецианской школы См. Венецианска...Большая Советская энциклопедия II
  3. тицианимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  4. тицианТициано Вечеллио Tiziano Vecellio ок. итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и ПозднегоВозрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостность колор...Большой энциклопедический словарь II
  5. тицианТИЦИАН Тициано Вечеллио Tiziano Vecellio ок. итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостно...Большой Энциклопедический словарь V
  6. тициансобств. ТИЦИАНО ВЕЧЕЛЛИО Tiziano Vecellio. Ок. Кадоре ныне ПьеведиКадоре Венеция. Итальянский живописец. Мастер венецианской школы. Происходил из родовитой провинциаль...Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
  7. тицианТициано Вечеллио Tiziano Vecellio около или итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостн...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. тицианВечеллио ок. итальянский живописец представитель венецианской школы один из величайших художников Высокого и Позднего Возрождения. Тициан воплотил в своем творчестве гу...Мировая художественная культура. Словарь
  9. тицианНачальная форма Тициан неизменяемое женский род одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  10. тицианфамилияem...Русско-китайский словарь
  11. тицианТициано Всчеллио итал. живописец Высокого Возрождения. Ею творчеству присущи психологич. глубина портрета и использование тональных нюансов для изображения душевных пер...Словарь античности
  12. тицианИтальянский живописец...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  13. тицианТициан Тициано Вечеллио итальянский живописец глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения....Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  14. тицианок. итал. художник Вхожу в вертепы чудные музеев Где пучатся кащеевы Рембрандты Достигнув блеска кордованской кожи Дивлюсь рогатым митрам Тициана И Тинторетто пестрому ...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  15. тицианТИЦИАН ок. итал. художник Вхожу в вертепы чудные музеев Где пучатся кащеевы Рембрандты Достигнув блеска кордованской кожи Дивлюсь рогатым митрам Тициана И Тинторетто пе...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  16. тицианТИЦИАН Тициано Вечеллио Tiziano Vecellio ок . итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостно...Современный энциклопедический словарь
  17. тицианок. или Веласкес о Тициане В Венеции все совершенство красоты! Я отдаю первое место ее живописи знаменосцем которой является Тициан. Работы Тициана отличаются богато...Сто великих художников
  18. тицианТициан собственно Тициано Вечеллио Tiziano Vecellio или е гг. итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Крупнейший представитель венецианской школы....Художественная энциклопедия
  19. тицианИнта Наци Нии Нит Ниц Нтц Анти Тина Тициан Ант Циан...Электронный словарь анаграмм русского языка
  20. тициансм. Вечеллио....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  21. тицианТИЦИАНTizianо Vecellio или ок. венецианский живописец эпохи Возрождения. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Еще мальчиком приехал в Венецию где некоторое время...Энциклопедия Кольера II
  22. тицианТИЦИАНО ВЕЧЕЛЛИОstrongTizianо Vecellioem или ок. венецианский живописец эпохи Возрождения. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Еще мальчиком приехал в Венецию гд...Энциклопедия Кольера