Энциклопедия Кольера

ТИЦИАН


(ТИЦИАНО ВЕЧЕЛЛИО)
(Tizianо Vecellio)
(1476/77 или ок. 1487-1576), венецианский живописец эпохи Возрождения. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джовании Беллини. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. От Джорджоне Тициан воспринял тонкое чувство колорита, проникся поэтической атмосферой его произведений и после смерти Джорджоне в 1510 завершил работы учителя. В 1513 Тициан уже приобрел известность и стал получать не только частные, но и государственные заказы. Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свитедельствует о творческой зрелости мастера. Тициану покровительствовали многие влиятельные лица: начиная с 1516 - династия д'Эсте в Ферраре; несколькими годами позже - семейство Гонзага в Мантуе; в 1530-х годах - семья Ровере в Урбино. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Последние годы жизни Тициан провел в Венеции, исполняя в числе прочих многочисленные заказы Филипа II Испанского. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Архитектор и скульптор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино и Тициан составили блестящий триумвират, царивший на венецианской культурной сцене в течение нескольких десятилетий. Хотя в последние годы жизни силы Тициана стали угасать, он продолжал работать с изумительной творческой изобретательностью до самой смерти 27 августа 1576. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Трудно дифференцировать произведения Беллини, Джорджоне и Тициана первых лет 16 в. К 1510 Тициан усвоил живописную манеру Джорджоне. Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло.Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). В 1516-1518 Тициан исполнил алтарный образ Вознесение Богоматери (Ассунта) для церкви Санта Мария деи Фрари. Богоматерь возносится в небо, окруженная ангельским хором; ее фигура акцентирована простым сопоставлением трех основных цветов. Бурное движение характеризует три картины на мифологические темы, которые Тициан написал в 1518-1523 для герцога Альфонсо д'Эсте: Праздник Венеры, Вакханалия (обе в Прадо), Вакх и Ариадна (Лондон, Национальная галерея). С 1519 по 1526 Тициан работал над Алтарем семейства Пезаро для церкви Санта Мария деи Фрари. В этой композиции изображение Мадонны на троне смещено относительно центра так, что в картине возникает нарастающее диагональное движение слева направо. Портреты Тициана, исполненные в течение 1520-х годов, выглядят более камерными. Обычно, как в Мужском портрете (Лондон, Национальная галерея), в них акцентируются черты личности модели. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Картина Введение Марии во храм (1534-1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Это произведение вызывает в памяти городские виды и изображения венецианских праздников у Карпаччо и Джентиле Беллини и предвещает сцены пиров Веронезе. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Прекрасная женщина представлена величавой, исполненной чувства собственного достоинства, но ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине Джорджоне. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю, изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. В 1540-е годы Тициана вновь охватил дух экспериментаторства, стремление расширить технические возможности живописи и достичь более глубокого психологического проникновения в образы своих героев. В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него - силу физического страдания Христа. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545-1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Конный портрет Карла V (Прадо) - парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца.


ТИЦИАН. АССУНТА


ТИЦИАН. ЛЮБОВЬ ЗЕМНАЯ И НЕБЕСНАЯ


ТИЦИАН. ПОРТРЕТ ПАПЫ ПАВЛА III С АЛЕССАНДРО И ОТТАВИО ФАРНЕЗЕ

К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название "позднего стиля Тициана". Для него характерны работа более жидкими красками и звучные, как бы тлеющие изнутри цвета, подчиняющиеся игре света. Метод наложения плотных слоев краски резкими, прерывистыми мазками, смешение которых обретает определенные формы только при взгляде с достаточного расстояния, обусловил интерес многих художников 19-20 вв. к творчеству мастера. Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Индивидуальные роли отдельных героев теперь, однако, не так сильно выделены; фигуры почти сливаются в единую массу под воздействием объединяющего света и посредством текучей живописной фактуры. Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре; в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Последняя картина Тициана - Оплакивание Христа (Венеция, галерея Академии) была сделана им для своего собственного надгробия между 1573 и 1576.
ЛИТЕРАТУРА
Фомичева Т. Тициано Вечеллио [[Альбом]]. М., 1960 Смирнова И.А. Тициан и венецианский портрет XVI в. М., 1964 Лазарев В.Н. Поздний Тициан. - В кн.: Старые итальянские мастера. М., 1972 Смирнова И.А. Тициан [[Альбом]]. М., 1987 Педроккио Ф. Тициан. М., 1995

  1. тицианок. или Веласкес о Тициане В Венеции все совершенство красоты! Я отдаю первое место ее живописи знаменосцем которой является Тициан. Работы Тициана отличаются богато...100 великих художников
  2. тицианТИЦИАН собственно Тициано Вечеллио Tiziano Vecellio или е гг. ПьеведиКадоре Венеция . Венеция итальянский живописец крупнейший представитель венецианской школы iэпохи Вы...Большая советская энциклопедия
  3. тициансобственно Тициано Вечеллио Tiziano Vecellio или е гг. ПьеведиКадоре Венеция . Венеция итальянский живописец крупнейший представитель венецианской школы См. Венецианска...Большая Советская энциклопедия II
  4. тицианимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  5. тицианТициано Вечеллио Tiziano Vecellio ок. итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и ПозднегоВозрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостность колор...Большой энциклопедический словарь II
  6. тицианТИЦИАН Тициано Вечеллио Tiziano Vecellio ок. итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостно...Большой Энциклопедический словарь V
  7. тициансобств. ТИЦИАНО ВЕЧЕЛЛИО Tiziano Vecellio. Ок. Кадоре ныне ПьеведиКадоре Венеция. Итальянский живописец. Мастер венецианской школы. Происходил из родовитой провинциаль...Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
  8. тицианТициано Вечеллио Tiziano Vecellio около или итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостн...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  9. тицианВечеллио ок. итальянский живописец представитель венецианской школы один из величайших художников Высокого и Позднего Возрождения. Тициан воплотил в своем творчестве гу...Мировая художественная культура. Словарь
  10. тицианНачальная форма Тициан неизменяемое женский род одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  11. тицианфамилияem...Русско-китайский словарь
  12. тицианТициано Всчеллио итал. живописец Высокого Возрождения. Ею творчеству присущи психологич. глубина портрета и использование тональных нюансов для изображения душевных пер...Словарь античности
  13. тицианИтальянский живописец...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  14. тицианТициан Тициано Вечеллио итальянский живописец глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения....Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  15. тицианок. итал. художник Вхожу в вертепы чудные музеев Где пучатся кащеевы Рембрандты Достигнув блеска кордованской кожи Дивлюсь рогатым митрам Тициана И Тинторетто пестрому ...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  16. тицианТИЦИАН ок. итал. художник Вхожу в вертепы чудные музеев Где пучатся кащеевы Рембрандты Достигнув блеска кордованской кожи Дивлюсь рогатым митрам Тициана И Тинторетто пе...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  17. тицианТИЦИАН Тициано Вечеллио Tiziano Vecellio ок . итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостно...Современный энциклопедический словарь
  18. тицианок. или Веласкес о Тициане В Венеции все совершенство красоты! Я отдаю первое место ее живописи знаменосцем которой является Тициан. Работы Тициана отличаются богато...Сто великих художников
  19. тицианТициан собственно Тициано Вечеллио Tiziano Vecellio или е гг. итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Крупнейший представитель венецианской школы....Художественная энциклопедия
  20. тицианИнта Наци Нии Нит Ниц Нтц Анти Тина Тициан Ант Циан...Электронный словарь анаграмм русского языка
  21. тициансм. Вечеллио....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  22. тицианТИЦИАНTizianо Vecellio или ок. венецианский живописец эпохи Возрождения. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Еще мальчиком приехал в Венецию где некоторое время...Энциклопедия Кольера II