История и философия науки. Энциклопедический словарь

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ

(1874— 1948) — рус. философ, публицист, историк рус. мысли, представитель персонализма и экзистенциализма. Обучаясь в Киевском ун-те св. Владимира, участвовал в социал-демократич. движении (как следствие — месячное тюремное заключение, 1898 г., суд и ссылка в Вологду, 1901—1902 гг.). В 1904—08 гг. жил в Петербурге; с 1908 г. — в Москве. Увлекался марксизмом как методологией соц. анализа, к-рую стремился соединить с неокантианской этикой. В первых лит. работах примыкал к «легальному марксизму», но с 1903 г. встает на путь «от марксизма к идеализму», по к-рому прошли такие «критические марксисты», как П.Б.Струве, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк; состоял в партии кадетов; публиковался в изв. сб. «Проблемы идеализма», «Вехи» и др. Чл. Религ.-филос. об-ва им. Вл.Соловьева, организатор Вольной академии духовной культуры в Москве (1919). Преподавал в Моск. унте; в 1922 г. выслан за границу. После краткого пребывания в Берлине, где преподавал в Рус. науч. инте, с 1924 г. живет во Франции (Кламар, пригород Парижа), проф. Рус. религ.-филос. академии; основал и редактировал филос. журнал «Путь» (Париж, 1925—0), редактор изд-ва ИМКА-Пресс (YMCAPress). Осн. соч: «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» (1901); «Философия свободы» (1911); «Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности» (1918); «Философия неравенства» (1921); «Миросозерцание Достоевского» (1923); «Смысл истории» (1924); «Философия свободного духа» (1927); «Я и мир объектов» (1932); «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947); «Самопознание» (1948); «Царство духа и царство кесаря» (1949); «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1952). В.В.Зеньковский, имея в виду мировоззренческие ориентиры Б., разделяет его творчество на 4 периода: увлечение этикой (хотя Б. был выраженным моралистом на протяжении всей жизни); религ.-мистические искания; историософские и эсхатологические опыты; интерес к персонализму (к данному периоду примыкают и две «центр.» идеи в его творчестве: принцип объективации и «примат свободы над бытием»). В.В.Розанов определяет присущий Б. стиль мышления как «высказывание», в противоположность «доказыванию». Здесь сказывается установка на мистический внутр. опыт как аутентичный источник философствования. В опыте такого рода Б. видел возможность ухода от «внешности» и неподлинности бытия, к-рое именно в этом своем «состоянии» и требует логически последовательного, силлогистического развертывания мысли, отчужденной от своего собств. содержания. Освобождение от онтологизма, характерное для Б. в поздний период его творчества, оборачивается экзистенциальным опытом «беспочвенного», внеиерархического существования, обретающего свою опору в «Царстве Духа» — в личности. Первичность персональной «свободы» по отношению к «бытию» утверждается в кач-ве принципа философствования. Становление экзистенциально ориентированной философии происходит в контексте дискуссий совр. европ. мысли. Б. критически откликается на идеи Н.Гартмана, М.Шелера, Э.Гуссерля, М.Хайдеггера; особой темой становится критический анализ марксизма как философии и тотального мировоззрения. Б. видел свою задачу в необходимости раскрыть зап. миру такие кач-ва рус. религ.-филос. мысли, как экзистенциальность, эсхатологизм, религ. анархизм, одержимость идеей «Богочеловечества». В философии культуры Б. можно выделить след. узловые моменты: 1) вслед за П.Чаадаевым Б. пытался ответить на вопрос: что такое рус. народ среди европ. народов, каковы его культ.-истор. и психол. особенности; 2) выявил давние духовные истоки рус. революции и их воздействие на судьбы нац. культуры; 3) в условиях вражды между «капитализмом» и «социализмом» сделал попытку объективно оценить, насколько и та, и другая формы сознания отвечают религ. идеалу человечества; 4) разрабатывал такие основополагающие темы, как нация и культура, общечел. и нац. в культуре, культура и цивилизация, война и культура и др. Специфику «рус. души» Б. объяснял, прежде всего, огромными пространствами, утверждая, что «пейзаж» рус. души соответствует «пейзажу» рус. земли с ее широтой, безграничностью и устремленностью в бесконечность. С этим он связывал и такие особенности народа, как склонность к бюрократической централизации власти, стихийность и иррациональность полит. жизни, слабая способность к самоорганизации. В рус. народе, писал Б., «есть вечная мистическая реакция против всякой культуры, против личного начала, против прав и достоинств личности, против всяких ценностей». И в то же время он отмечает, что «Россия все еще остается страной безличного коллектива». Это явление в религ. среде получило название «соборности», т.е. добровольного соединения индивидов на основе любви к Богу и друг к другу, в отличие от принудительного социалистического коллективизма. Отмечал он и еще одну характерную черту — нац. склонность к «шараханью» от одной крайности к др., «контрастность» поведения; наряду с низкопоклонством и рабством в рус. народе обнаруживается бунтарь и анархист. Но на нац. недостатки Б. делал акцент с целью их истор. преодоления. Он высоко ценил рус. душевность, сердечность, непосредственность, поиск смысла жизни, нравств. беспокойство. И все рос. реформы и революции — неизбежное следствие самого характера народа, всей его противоречивой истории. Поэтому и разгром духовной культуры, произошедший после Октября 1917 г., был только «диалектич. моментом» в ее судьбе, в конечном счете, духовная жизнь не м.б. угашена, она бессмертна. Как и мн. рус. философы Б. подчеркивал различие между «культурой» и «цивилизацией»; он считал, что культура аристократична, она может возникнуть только в узком, избранном кругу элиты, в то время как цивилизация демократична, стремится к равенству, однородности. Философ особо подчеркивал духовную сторону феномена культуры. Он писал: «Всякая культура (даже материальная) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу — она есть продукт творч. работы духа над природными условиями». Б. верил, что в марксизме есть здоровое, вполне согласное с христианством понимание жизни как служения сверхличностной цели, как служение не себе, а «великому целому». Но его философия ставила во главу угла не об-во и классы, а отдельно взятого человека, его духовный суверенитет и ценность, ибо только они несут в себе образ Бога. Б. неизменно выступал последовательным сторонником единства и духовного суверенитета народов, был убежденным демократом и противником всякого насилия. Свою философию он называл персоналистической, экзистенциальной, поск. в центре всех его филос. исканий — чел. личность и ее существование. Соч.: Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989; Русская идея // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990; Судьба России. М., 1990; Смысл истории. М., 1990; Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990; Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. М., 1991; Н.А.Бердяев о русской философии: В 2 т. Екатеринбург, 1991; Самопознание. Опыт философской автобиографии. М., 1992; Философия свободного духа. М., 1994; Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. Лит.: Емельянов Б.В. Три века русской философии (XVIII—XX вв.). Нижневартовск, 1997; Н.А.Бердяев: Pro et Contra. СПб., 1993; Черный Ю.Ю. Философия пола и любви Н.А.Бердяева. М., 2004. М.М.Новикова, А.А.Исаев

  1. николай александрович бердяевРоссийский религиозный философ. От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода дух личность творчество п...100 великих мыслителей
  2. николай александрович бердяеврус. религ. философидеалист один из идеологов богоискательства. С в эмиграции. Философия Б. характеризуемая обычно как разновидность религ. экзистенциализма является одн...Атеистический словарь II
  3. николай александрович бердяеврусский философ Киев Кламар . Преподаватель филологического факультета в Москве был выслан советским правительством и поселился в Париже. Его рефлексия критика рацион...Сверхкраткий философский словарь
  4. николай александрович бердяевНиколай Александрович Бердяев гг. религиозный философ Ад нужен не для того чтобы злые получили воздаяние а для того чтобы человек не был изнасилован добром и принудитель...Сводная энциклопедия афоризмов
  5. николай александрович бердяевBerdyaev Nikolai Aleksandrovich . Русский философперсоналист и богослов. Родился в Киеве в г. был сослан царским правительством в Вятку за участие в марксистких кружках....Теологический энциклопедический словарь
  6. николай александрович бердяевкрупный русский мыслитель обративший внимание на социальные функции техники и проблемы воздействия техники на социальное бытие современного человека. Отдельные высказыван...Философия науки и техники
  7. николай александрович бердяевмарта марта рус. бурж. философмистик экзистенциалист идеолог веховства основатель т.н. нового христианства. С в эмиграции. Издатель журн. Путь Париж . Б. начал с л...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  8. николай александрович бердяеврод. марта Киев ум. марта Кламар близ Парижа рус. религиозный философ с в эмиграции жил в Берлине затем в Париже. Находясь под сильным влиянием Маркса Ницше Ибсен...Философский энциклопедический словарь