Философия науки и техники

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ

1874-1948) – крупный русский мыслитель, обративший внимание на социальные функции техники и проблемы воздействия техники на социальное бытие современного человека. Отдельные высказывания о роли техники можно найти практически во всех работах Бердяева, включая его знаменитую книгу «Смысл истории», вышедшую в 1923 году. Концентрированное изложение своих мыслей по этим проблемам он дал в большом очерке «Человек и машина», опубликованном в журнале «Путь» за 1933 год. Специально технике посвящена одна из глав последнего, изданного посмертно, крупного произведения Бердяева – «Царство духа и царство Кесаря». Кроме того, социальные и философские аспекты техники рассмотрены в статье «Человек и техническая цивилизация», вышедшей в последний год его жизни. Он подчеркивал, что вопрос о технике стал в начале XX в. вопросом о судьбе человека и судьбе культуры. Бердяев считал, что власть техники родилась в капиталистическом мире, а сама техника стала наиболее эффективным средством развития капиталистической системы хозяйства. При этом коммунизм перенял от капиталистической цивилизации ее беспредельный гипертехницизм, и создал религию машины, которой он поклоняется как тотему. Тем самым обнаруживается глубокое внутреннее родство между атеистической верой коммунизма и безрелигиозностью современного мира. Бердяев полагал, что господство техники открывает новую ступень действительности: «новая реальность», воплощением которой является машина, по своей сути отличается от природной как неорганической, так и органической реальности. Специфический характер реальности, созданной машинной технологией, виден в том воздействии, которое последняя оказала, с одной стороны, на жизнь человека, а, с другой, – на окружающую среду. Это воздействие является результатом нового типа организации, которую Бердяев называл «техносистемой» и рассматривал как совокупность экономических, промышленных и технологических организаций, распространяющих свое влияние на весь мир. Различные элементы техносистемы не имеют общего управления, действуя отчасти в конкуренции, а отчасти – в кооперации друг с другом. Ими руководят не столько конкретные личности, сколько с трудом опознаваемые анонимные и безличные управляющие силы. Деятельность техносистемы ведет к интеграции и унификации в масштабах земного шара различных укладов жизни, человеческих ожиданий и потребностей. Именно в этом смысле можно рассматривать техносистему, как «новую ступень действительности». Таким образом, современная техника, и, прежде всего, техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки. Однако в истории развития общества соотношение науки и техники постепенно менялось.

  1. николай александрович бердяевРоссийский религиозный философ. От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода дух личность творчество п...100 великих мыслителей
  2. николай александрович бердяеврус. религ. философидеалист один из идеологов богоискательства. С в эмиграции. Философия Б. характеризуемая обычно как разновидность религ. экзистенциализма является одн...Атеистический словарь II
  3. николай александрович бердяеврус. философ публицист историк рус. мысли представитель персонализма и экзистенциализма. Обучаясь в Киевском унте св. Владимира участвовал в социалдемократич. движении ка...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  4. николай александрович бердяеврусский философ Киев Кламар . Преподаватель филологического факультета в Москве был выслан советским правительством и поселился в Париже. Его рефлексия критика рацион...Сверхкраткий философский словарь
  5. николай александрович бердяевНиколай Александрович Бердяев гг. религиозный философ Ад нужен не для того чтобы злые получили воздаяние а для того чтобы человек не был изнасилован добром и принудитель...Сводная энциклопедия афоризмов
  6. николай александрович бердяевBerdyaev Nikolai Aleksandrovich . Русский философперсоналист и богослов. Родился в Киеве в г. был сослан царским правительством в Вятку за участие в марксистких кружках....Теологический энциклопедический словарь
  7. николай александрович бердяевмарта марта рус. бурж. философмистик экзистенциалист идеолог веховства основатель т.н. нового христианства. С в эмиграции. Издатель журн. Путь Париж . Б. начал с л...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  8. николай александрович бердяеврод. марта Киев ум. марта Кламар близ Парижа рус. религиозный философ с в эмиграции жил в Берлине затем в Париже. Находясь под сильным влиянием Маркса Ницше Ибсен...Философский энциклопедический словарь