Теологический энциклопедический словарь

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ

(Berdyaev, Nikolai Aleksandrovich, 18741948). Русский философперсоналист и богослов. Родился в Киеве, в 1898 г. был сослан царским правительством в Вятку за участие в марксистких кружках. После Октябрьской революции Бердяев профессор философии Московского университета. В 1922 г. советская власть высылает его на Запад за христианский социализм. Бердяев жил во Франции, где возглавил Религиознофилософскую академию, был редактором жла "Путь" и организовал издательство "YMCA Press". Накануне Первой мировой войны Бердяев вошел в Русскую православную церковь и, несмотря на то что открыто критиковал ее, сознательно оставался ее членом и принимал участие в экуменических конгрессах. Однако, по его собственному признанию, его мысль не характерна для православия, несмотря на близость к Оригену и Григорию Нисскому. В более чем 20 книгах и десятках статей Бердяева нет стройной системы. Они полны разрозненных мыслей и многочисленных афоризмов, крые скорее затемняют, чем проясняют концепции автора, утверждавшего, что его призвание провозглашать взгляд, а не учение. Бердяев охотно признавал, что его богословие антропоцентрично, поскольку считал, что человек обожился через боговоплощение. Богословие Бердяева является достаточно обычным тринитарным богословием, богословием воплощения и искупления: второе лицо Троицы вочеловечилось, чтобы освободить человечество от зла и преобразить все творение, приблизив его к Царству Божьему. Отличительная черта богословия Бердяева роль свободы и творчества. Он говорил о свободе " несотворенной ", не зависящей от Бога и вечной. Бог создал свое благое творение из "ничто", "неисследимой бездны"; отсюда же проистекает зло, а значит боль и страдание. Творчество означает богоподобие человека,созданного по образу Божьему и получившего свободу через воплощение для того, чтобы осуществить свое призвание. БогочеловекХристос уничтожил пропасть, лежащую между человеком и Богом, и соединил их для преображения злого и больного мира. Так рождается бердяевская эсхатология, взыскующая абсолютной правды человеческого существования. Но в отличие от марксизма, к к-ром у он относился сочувственно, Бердяев говорил о недостижимости этого идеала в пределах истории, поскольку всякое общество, основанное на чисто человеческих принципах, неизбежно губит свободу и творчество. Цель истории лежит за ее пределами и связана с богочеловеческим предназначением: человек призван Богом к свободному творчеству, это его долг перед Богом. Всякий творческий акт наносит удар по злу, порабощающему человека, и соединяет его с Богом. Истинное отношение человека к Богу не объективный акт поклонения, а субъективный союз двоих, осуществляемый в творческом акте. Бердяев олицетворяет духовный поворот многих русских интеллектуалов, отошедших на рубеже веков от натурализма. Этот поворот принято называть русским религиозным возрождением. Сочинения Бердяева способствовали религиозному возрождению в России, пробудили интерес у части новой советской интеллигенции к духовным вопросам, в особенности к православию. P. D. Stf.hvcs (пер. А. К.) Библиография: Berdyacv, Dream and Reality: An Essay in Autobiography kind Truth and Revelation; O. F. Clarke, Introduction to Berdyaev; M. Vallon,/!" Apostle of Freedom; N. Zernov, The Russian Religious Renaissance of the Twentieth Century. См. также: Православие.

  1. николай александрович бердяевРоссийский религиозный философ. От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода дух личность творчество п...100 великих мыслителей
  2. николай александрович бердяеврус. религ. философидеалист один из идеологов богоискательства. С в эмиграции. Философия Б. характеризуемая обычно как разновидность религ. экзистенциализма является одн...Атеистический словарь II
  3. николай александрович бердяеврус. философ публицист историк рус. мысли представитель персонализма и экзистенциализма. Обучаясь в Киевском унте св. Владимира участвовал в социалдемократич. движении ка...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  4. николай александрович бердяеврусский философ Киев Кламар . Преподаватель филологического факультета в Москве был выслан советским правительством и поселился в Париже. Его рефлексия критика рацион...Сверхкраткий философский словарь
  5. николай александрович бердяевНиколай Александрович Бердяев гг. религиозный философ Ад нужен не для того чтобы злые получили воздаяние а для того чтобы человек не был изнасилован добром и принудитель...Сводная энциклопедия афоризмов
  6. николай александрович бердяевкрупный русский мыслитель обративший внимание на социальные функции техники и проблемы воздействия техники на социальное бытие современного человека. Отдельные высказыван...Философия науки и техники
  7. николай александрович бердяевмарта марта рус. бурж. философмистик экзистенциалист идеолог веховства основатель т.н. нового христианства. С в эмиграции. Издатель журн. Путь Париж . Б. начал с л...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  8. николай александрович бердяеврод. марта Киев ум. марта Кламар близ Парижа рус. религиозный философ с в эмиграции жил в Берлине затем в Париже. Находясь под сильным влиянием Маркса Ницше Ибсен...Философский энциклопедический словарь