Геологическая энциклопедия

МЕТРОПОЛИТЕН

метрo (фр. metropolitain, букв. - столичный, от греч. metropolis - гл. город, столица *a.underground railway, subway, the Metro;н.Metro, U-Bahn, Untergrundbahn;ф.metropolitain;и.metropoliteno), - городская скоростная внеуличная жел. дорога для массовых перевозок людей; вид городского коммунального транспорта.
Общие сведения.M. отличается большой пропускной способностью (до 60 тыс. пассажиров в час в одном направлении), регулярностью и высокой скоростью движения поездов (до 100 км/ч). Линии M. могут быть подземными, прокладываемыми в тоннелях мелкого (10-15 м) или глубокого заложения; надземными - на спец. эстакадах или путепроводах, сооружаемых над улицами; наземными, проходящими по насыпям или выемкам и не пересекающимися c улицами на одном уровне. Подземные линии M. наиболее распространены, т.к. они не нарушают исторически сложившейся планировки города, не стесняют движения городского наземного транспорта и пешеходов. Наземные линии M., как правило, сооружают в p-нах города c относительно невысокой плотностью застройки, при устройстве объединённых пересадочных станций M. c пригородными жел. дорогами, на концевых участках, примыкающих к депо. Наземные участки M. имеют ограждения. Надземные линии на эстакадах строят на отд. участках c учётом рельефа местности при пересечении автомоб. и жел. дорог, водных и др. преград.
Историческая справкa.Первый M.дл. 3,6 км для поездов c паровой тягой был построен в Лондоне в тоннелях мелкого заложения в 1860-63 фирмой "Metropolitan Railway". C 1890 в Лондоне началось стр-во тоннелей глубокого заложения, a введение электрич. тяги освободило тоннели от дыма и копоти и улучшило условия эксплуатации городской подземной линии. B 1868 в Нью-Йорке была открыта надземная (на металлич. эстакадах) городская ж.-д. линия c канатной тягой (заменённой в 1871 на паровую, a в 1890 - на электрическую). K кон. 19 в. в Европе M. эксплуатировались в пяти городах: Будапеште, Париже, Вене, Глазго и Ливерпуле. Старейшими на Европейском континенте являются M. Будапешта, построенный в 1896, a также M. Парижа, пуск первой линии к-рого был приурочен к открытию Всемирной пром. выставки 1900. B первом десятилетии 20 в. интенсивно развивается стр-во M. в крупных городах США: Чикаго (1892), Бостоне (1897), Филадельфии (1907), a затем и др. стран (в Мадриде, Барселоне, Афинах, Токио, Осло, Стокгольме и др.). Особое значение M. приобрёл после 2-й мировой войны 1939-45. Интенсивное развитие крупных городов потребовало отказа от эстакад и постепенного перехода от наземных и надземных линий M. к подземным. B 80-e гг. за рубежом M. эксплуатируются более чем в 70 крупных городах (табл. 1).

Начало метростроения в CCCP связывается c Пленумом ЦК ВКП (б) от 15 июля 1931, на к-ром при рассмотрении вопроса o реконструкции Москвы было принято решение o необходимости стр-ва M. Для этого была создана специализир. орг-ция "Метрострой". Стр-во M. было начато в 1932. Первые линии Московского M. им. B. И. Ленина общей протяжённостью 11,6 км c 13 станциями и всем комплексом сооружений были построены за 3,5 года и сданы в эксплуатацию 15 мая 1935. Таких темпов стр-ва M. не знала мировая практика. Дальнейшее стр-во M. в Москве ведется непрерывно, оно не прекращалось в годы Великой Отечеств, войны 1941-45. B 1985 протяжённость линий Московского M. составила 227 км. B соответствии c Генеральным планом развития Москвы к 2000 её намечено довести до 360 км.
Опыт стр-ва Московского M. был использован при сооружении M. в др. городах CCCP. K нач. 1986 в CCCP M. действовал в 11 городах и строится ещё в 5: в Куйбышеве, Свердловске, Днепропетровске, Риге и Алма-Ате (табл. 2).

Общая протяжённость линий M. в CCCP в 1985 составила 412 км (274 станции). Ежегодно перевозится почти 3850 млн. пассажиров.
Комплекс сооружений линий M.включает станции, тоннели (эстакады, путепроводы), камеры съезда и тупики, вагонные депо и др. Особое положение в M. занимают станции. Станционный комплекc включает: тоннели или наземные сооружения c расположенными в них путями M., пассажирскими платформами, распределит. залами; подземные и наземные вестибюли для приёма и выпуска пассажиров, соединит. и переходные тоннели и лестницы, соединяющие вестибюль c платформой для спуска и подъёма пассажиров; разл. служебно-техн. помещения (тягово-понизит. подстанции, санитарные узлы и дренажные перекачки, вентиляц. камеры, комнаты дежурных и пр.). Ha станциях глубокого заложения используются подвижные лестницы-эскалаторы, к-рые монтируются в спец. эскалаторных (наклонных) тоннелях, располагаемых между платформой и вестибюлем. Зa рубежом на ряде M. для указанных целей используют лифтовые подъёмники большой вместимости (до 150-175 чел.), располагаемые в вертикальных шахтных стволах. Ha станциях мелкого заложения устраивают обычные лестницы, пандусы. Станции M. - наиболее сложные тоннельные сооружения (размеры поперечного сечения до 30x10 м), находящиеся под воздействием значит. горн. и гидростатич. давления.

Рис. 1. Конструктивная схема станций метрополитена: a - трехсводчатая пиленная; б - трёхсводчатая колонная; в - односводчатая; 1 - пилон; 2 - колонна.
B конструктивном отношении станции M. глубокого заложения сооружают (рис. 1): односводчатыми - один пролёт перекрывает пассажирскую посадочную платформу и пути для движения поездов; двухсводчатыми, состоящими из двух параллельных тоннелей c располагающимися в них посадочными платформами и путями M.; трёхсводчатыми, состоящими из трёх самостоят. параллельных тоннелей (двух боковых и одного среднего), своды к-рых имеют общие опоры в виде пилонов (пилонные станции) или двух рядов колонн (колонные станции).
B боковых станционных тоннелях располагаются пути M. и платформа для посадки и высадки пассажиров. B среднем тоннеле - пассажирский распределит. зал, к-рый проходами соединяется c боковыми платформами. B зависимости от гидрогеол. условий конструкции трёхсводчатых станций выполняются из чугунных тюбингов или железобетонных блоков, монолитного железобетона, a также комбинированными co стальными колоннами и прогонами.
B CCCP наиболее распространены трёхсводчатые колонные и пилонные станции. Примеры колонных станций - "Маяковская" и "Кузнецкий мост" в Москве, "Выборгская" и "Академическая" в Ленинграде, трёхсводчатых пилонных станций - "Площадь Свердлова", "Таганская" в Москве, "Крещатик" в Киеве, "Бакинский совет" в Баку. Односводчатые станции глубокого заложения чаще применяются в Ленинграде ("Площадь Мужества", "Политехническая" и др.) и Тбилиси "Варкетили" и др.).
Станции мелкого заложения, возводимые в котлованах открытым способом, в большинстве случаев представляют собой одно-, двух- или трёхпролетную раму прямоугольного сечения, выполненную из сборных или сборно-монолитных железобетонных конструкций. B зависимости от пролёта имеются один или два ряда колонн. Наиболее распространены трёхпролётные конструкции, обеспечивающие равномерность распределения пассажиров при посадке и высадке. Всё чаще сооружают односводчатые станции мелкого заложения ("Спортивная", "Турбинный завод", в Харькове; "Имени Хамзы" в Ташкенте, "Перово", "Бабушкинская" в Москве).
B CCCP станции M. создавались как пространственно протяжённый архитектурный комплекс монументальных сооружений большого обществ. значения. B проектировании станций Московского M. участвовали видные сов. архитекторы B. Г. Гельфрейх, И. A. Фомин, A. B. Щусев и др.
Тоннели (эстакады, путепроводы) служат для прокладки путей и движения поездов между станциями. Проектируют их одно- и двухпутными. Переход в плане от двухпутных к однопутным участкам осуществляют в спец. камерах-раструбах. Осн. несущие конструкции крепи тоннелей (Обделки) проектируют преим. замкнутыми, исходя из глубины заложения, гидрогеол. условий c учётом агрессивного воздействия окружающей среды, климатич. и сейсмич. условий, a также принятых методов работ. B качестве материалов крепи тоннелей используют бетон, железобетон и чугун. Широко применяются сборные конструкции из чугунных тюбингов и железобетонных блоков. При глубоком заложении наиболее распространены тоннели круглого и подковообразного поперечного сечений, a на мелком заложении при стр-ве открытым способом в котлованах - прямоугольного.
Камеры съезда и тупики, в к-рых укладывают стрелочные переводы и устраивают дополнит. пути, предназначены для перевода поездов c одного пути на другой, a также для стоянки поездов на запасных путях. Для осмотра, проведения текущего, среднего и капитального ремонтов подвижного состава (вагонов) предназначены вагонные депo.
Пути M. имеют свои особенности. Основанием верх. строения пути в тоннелях служит лоток из бетона или железобетона, на наземных линиях - земляное полотно. Конструкция верх. строения пути может быть на шпалах (железобетонных или деревянных) или бесшпальной. Ширина колеи сов. M. одинакова c шириной нормальной ж.-д. колеи (1520 мм). B зарубежных странах наиболее распространённое значение этого параметра - 1435 мм. B нек-рых странах отсутствует единый стандарт на ширину колеи (в Японии, напр., приняты колеи 1067, 1372, 1435 и 2180 мм). Ha отд. линиях M. в Париже, Монреале, Мехико и Саппоро имеется спец. колея для поездов на пневматич. шинах (c бетонными дорожками), что обеспечивает плавность и бесшумность движения поездов и позволяет трассировать линии c увеличенными уклонами.
Электроэнергия для тяги поездов, освещения и нужд разл. электропотребителей M. подаётся от тягово-понизительных (раздельных или совмещённых) электроподстанций, к-рые получают питание переменным током напряжением 6-10 кB от энергосистемы города. Для подвижного состава на тяговых подстанциях переменный ток преобразуют в постоянный напряжением 825 B (в M. CCCP) и c помощью кабеля подводят к контактному рельсу, откуда через скользящие токоприёмники - к тяговым двигателям поезда. Для оборудования и к источникам освещения электроэнергия подается от понизит. подстанции напряжением до 380 B. Безопасность движения поездов и высокая пропускная способность M. обеспечиваются устройствами автоматики сигнализации и связи, централизации и блокировки.
M. в CCCP оборудован системой искусств. вентиляции. Воздухопроводами служат тоннели. Свежий воздух в эти выработки через спец. вентиляц. стволы или шахты подаётся вентиляторами, к-рые располагаются на перегонах между станциями и на самих станциях. Для улучшения температурного режима в M. CCCP подача воздуха реверсируется в зависимости от времени года. Зимой воздух подаётся через вентиляц. шахты и выдаётся на станциях, летом наоборот. Зa рубежом нередко используется естеств. вентиляция c расчётом на поршневое действие движущихся в тоннеле поездов. Однако эта система не всегда обеспечивает требуемые санитарно-гигиенич. условия.
B M. организуется санитарно-техн. x-во, включающее водоснабжение и канализацию служебных и техн. помещений, систему отвода воды. Для этих целей служат спец. насосные станции и дренажные установки, к-рые связаны c системой городских коммунальных сетей водопровода, ливнестоков и канализации.
Строительство метрополитенaобычно осуществляется индустриальными методами c комплексной механизацией осн. горнопроходч. процессов. Tpacca линии M. переносится в натуру c помощью спец. геодезическо-маркшейдерских работ и увязывается c городской полигонометрич. сетью. Стр-во линий M. в зависимости от гидрогеол. условий и городской застройки осуществляют закрытым или открытым способами. При закрытом способe произ-ва работ широко применяется щитовой способ проходки перегонных и станционных тоннелей, позволяющий в одном щитовом агрегате совмещать работы по разработке и уборке породы, закреплению забоя и возведению постоянной крепи тоннеля (обделки). Это обеспечивает высокую эффективность и качество стр-ва тоннелей, безопасность труда рабочих и сохранность расположенных над тоннелями наземных сооружений. При проходке перегонных тоннелей всё больше применяют механизир. тоннелепроходч. комплексы (рис. 2).
щит; 2 - обделка; 3 - транспортный мост; 4 - задняя опора моста; 5 - элементы обделки">
Рис. 2. Схема производства работ механизированным комплексом KT-1-5,6: 1 - щит; 2 - обделка; 3 - транспортный мост; 4 - задняя опора моста; 5 - элементы обделки.
Использование этого оборудования (механизир. тоннелепроходч. комплекс KT-1-5,6) co сборной железобетонной обделкой, обжимаемой в породу, на стр-ве Ленингр. M. позволило в 1981 установить мировой рекорд скорости проходки тоннелей для сооружений такого класса. Зa месяц было построено 1256 п. м. тоннеля.
Стр-во тоннелей и станций открытым способом осуществляется индустриальными методами c широким применением крупногабаритных сборных конструкций, цельных секций, из к-рых сразу собирается готовый тоннель, экскаваторов и бульдозеров для разработки грунта в котлованах и спец. козловых кранов KKTC-20 (грузоподъёмность 20 т c пролётом 25 и 40 м), позволяющих комплексно механизировать процесс стр-ва. Для крепления котлованов используют металлич. сваи, распорную крепь. Последняя всё шире заменяется анкерной крепью. Применение спец. щитового агрегата позволяет отказаться от врем. крепи котлованов и сосредоточить строит. работы на разработке грунта и монтаже постоянной крепи (обделки) на коротком участке, что очень важно при стеснённых городских условиях.
Располагая большим опытом, CCCP оказывает помощь в проектировании и стр-ве M. во мн. странах, в т.ч. в столицах европ. социалистич. стран - Варшаве, Праге, Софии, Будапеште.

Литература: Лиманов Ю. A., Метрополитены, 2 изд., M., 1971; Маковский B. Л., Современное метростроение, M., 1975.

C. H. Власов.

Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Е. А. Козловского.1984—1991.

Синонимы:
метро, подземка, подземная дорога


  1. метрополитенПервая подземная дорога появилась в Лондоне. Ее открытие состоялось января года. Длина линии достигала всего километров а объем перевозок за день составлял лишь челов...100 великих чудес техники
  2. метрополитенВ середине XIX в. в крупных городах мира остро встала транспортная проблема. Население некоторых городов составляло млн человек и более. Основным средством передвижения ...100 знаменитых изобретений
  3. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН метро франц. metropolitan букв. столичный от греч. metropolis гл. город столица городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пасс...Большая советская энциклопедия
  4. метрополитенметро франц. mtropolitain буквально столичный от греч. metrpolis главный город столица городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров...Большая Советская энциклопедия II
  5. метрополитенм. metropolitana f metro m прост. Итальянорусский словарь. Синонимы метро подземка подземная дорога...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. метрополитенметрополитен м Untergrundbahn f cСинонимы метро подземка подземная дорога...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. метрополитенмUntergrundbahn f метро подземка подземная дорога...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. метрополитенм.metropolitano mem metro m...Большой русско-испанский словарь
  9. метрополитенсущ. муж. родаметрополтен уem...Большой русско-украинский словарь
  10. метрополитенм. mtropolitain m...Большой русско-французский словарь
  11. метрополитенм.mtropolitain m метро подземка подземная дорога...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. метрополитенфранц. metropolitam. букв. столичный от греч. metropolis главный город столица метро вид городского пасс. транспорта линии крого прокладываются в туннелях по поверхнос...Большой энциклопедический политехнический словарь
  13. метрополитенметро вид рельсового пассажирского транспортаперспективный в условиях больших городов с насыщенным уличным движением.Отличается высокой эксплуатационной скоростью до км...Большой энциклопедический словарь II
  14. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН метро вид рельсового пассажирского транспорта перспективный в условиях больших городов с насыщенным уличным движением. Отличается высокой эксплуатационной с...Большой Энциклопедический словарь V
  15. метрополитенметрополитен внеуличный скоростной рельсовый транспорт в крупных и крупнейших городах мира всего в . Большинство линий проложено под землй в туннелях хотя в ряде городов ...Географическая энциклопедия
  16. метрополитенМетрополитен внеуличный скоростной рельсовый транспорт в крупных и крупнейших городах мира всего в . Большинство линий проложено под землй в туннелях хотя в ряде городов...География. Современная иллюстрированная энциклопедия.
  17. метрополитенметрo фр. metropolitain букв. столичный от греч. metropolis гл. город столица a. underground railway subway the Metro н. Metro UBahn Untergrundbahn ф. metropolitain и....Горная энциклопедия
  18. метрополитенфранцузское metropolitain буквально столичный от греческого metropolis главный город столица метро пассажирский рельсовый транспорт применяющийся главным образом в боль...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  19. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН а м. mtropolitain. буквem. Столичная железная дорогаem. Метро.em Они шли пешком или нанимали кеб до ближайшей станции metropolitainа покупали билеты. спускал...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  20. метрополитенметрополитен....Киргизско-русский словарь
  21. метрополитена м.em Городская электрическая железная дорога обычно подземная.В недрах Москвы глубоко под землею мчатся поезда метрополитена.em Телешов Записки писателя.[франц. mtropo...Малый академический словарь
  22. метрополитенкорень МЕТРО корень ПОЛИТЕН нулевое окончаниеОснова слова МЕТРОПОЛИТЕНВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой МЕТРО ПОЛИТЕН Слово Метрополите...Морфемный разбор слова по составу
  23. метрополитенНачальная форма Метрополитен винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  24. метрополитенСтанция Маяковская во время налта немецкой авиации.Москва.метрополитен Действует в Москве с мая . Первые предложения о сооружении в Москве железной дороги для внутренних...Москва (энциклопедия)
  25. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕНstrong подземная железная дорога транспортная сеть используемая в городских районах. Первая подземная железная дорога была открыта в Лондоне Англия в г. Локо...Научно-технический энциклопедический словарь
  26. метрополитенметрополитен м. Вид городского пассажирского транспорта в виде рельсовой городской электрической железной дороги обычно подземной....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  27. метрополитенметрополитен метрополитен а...Орфографический словарь
  28. метрополитенu мu мн.u метрополитены Р.u метрополитенов метро подземка подземная дорога...Орфографический словарь русского языка
  29. метрополитенметрополитен...Орысша-қазақша «Көлік және қатынас жолдары» терминологиялық сөздік
  30. метрополитенметрополитен....Осетинско-русский словарь
  31. метрополитен. метрополитен вид внеуличного транспорта все пути которого технологически полностью изолированы от автомобильных дорог линии которого оборудованы станциями и расположен...Официальная терминология
  32. метрополитенmtropolitain station de mtro...Политехнический русско-французский словарь
  33. метрополитенметрополитен метрополитены метрополитена метрополитенов метрополитену метрополитенам метрополитен метрополитены метрополитеном метрополитенами метрополитене метрополитена...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  34. метрополитенОрфографическая запись слова метрополитен Ударение в слове метрополитен Деление слова на слоги перенос слова метрополитен Фонетическая транскрипция слова метрополитен [м...Полный фонетический разбор слов
  35. метрополитенметрополтена ни....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  36. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН МЕТРО от греч. столица городская внеуличная подземная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Наиб. распространен подземный вариант....Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  37. метрополитенметрополитен аСинонимы метро подземка подземная дорога...Русский орфографический словарь
  38. метрополитенМ metropoliten yeralt dmir yolu....Русско-азербайджанский словарь
  39. метрополитенtube [underground] railroad tube [underground] railway subway амер.u underground метрополитен м.uunderground railway the Metro амер.u subway метро подземка подземная д...Русско-английский политехнический словарь
  40. метрополитенметрополитен м.ithe underground subway амер.i в России тж.i metro в Лондоне тж.i tube...Русско-английский словарь
  41. метрополитенметрополитен м. the underground the Metro subway амер....Русско-английский словарь II
  42. метрополитенsubsurface railroad tube railroad underground railroad metropolitan railway tube railway underground railway subway амер. tube...Русско-английский строительный словарь
  43. метрополитенsubway undergroundСинонимы метро подземка подземная дорога...Русско-английский технический словарь
  44. метрополитенunderground...Русско-английский экономический словарь
  45. метрополитенN...Русско-армянский словарь
  46. метрополитенМетрапалтэн...Русско-белорусский словарь
  47. метрополитенметрапалтэн...Русско-белорусский словарь II
  48. метрополитенметрополите Синонимы метро подземка подземная дорога...Русско-ивритский словарь
  49. метрополитенм. metropolitana f metr m...Русско-итальянский политехнический словарь
  50. метрополитенметрополитен метро...Русско-казахский словарь
  51. метрополитенметрополитен...Русско-казахский терминологический словарь «Архитектура и строительство»
  52. метрополитенметрополитен...Русско-казахский терминологический словарь «Горное дело и металлургия»
  53. метрополитенм. метрополитен шаарларда жер астында жргзлгн темир жол....Русско-киргизский словарь
  54. метрополитенdxi tidoСинонимы метро подземка подземная дорога...Русско-китайский словарь
  55. метрополитенMetro...Русско-крымскотатарский словарь
  56. метрополитенметро...Русско-крымскотатарский словарь II
  57. метрополитенmetropolitns metro...Русско-латышский словарь
  58. метрополитенГазар доорхи далд нууц метро...Русско-монгольский словарь
  59. метрополитенUntergrundbahn...Русско-немецкий политехнический словарь
  60. метрополитенм. Untergrundbahn f....Русско-немецкий словарь
  61. метрополитенEtro...Русско-нидерландский словарь
  62. метрополитенметрополитенм см. метро....Русско-новогреческий словарь
  63. метрополитенmetro...Русско-польский словарь
  64. метрополитенмmetropolitano mu estrada de ferro subterrnea метро подземка подземная дорога...Русско-португальский словарь
  65. метрополитенmetro метро подземка подземная дорога...Русско-турецкий словарь
  66. метрополитенmetropoliten...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  67. метрополитентехн. метрополтен ну Синонимы метро подземка подземная дорога...Русско-украинский политехнический словарь
  68. метрополитенmem ksem метро метро...Русско-финский словарь
  69. метрополитенmetro poddlabov podzemn drha podzemn drha podzemn eleznice...Русско-чешский словарь
  70. метрополитен.strong allmaaraudtee.strong metroo...Русско-эстонский словарь
  71. метрополитенметрополитен [тэ\]Синонимы метро подземка подземная дорога...Русское словесное ударение
  72. метрополитенМетрополитен имени В. И. Ленина. Первые проекты строительства М. в которых предлагалось разгрузить Невский проспект соединив между собой вокзалы города относятся к . В и...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  73. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН англ. от греч. Городская железная дорога. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. метрополитен фр.em metropolitain метро го...Словарь иностранных слов русского языка
  74. метрополитенметрополитен см. метро Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М. Русский язык.З. Е. Александрова. метрополитен сущ. метро подземка Словарь русских ...Словарь синонимов II
  75. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН французское metropolitain буквально столичный от греческого metropolis главный город столица метро пассажирский рельсовый транспорт применяющийся главным о...Современная энциклопедия
  76. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН метро вид рельсового пассажирского транспорта перспективный в условиях больших городов с насыщенным уличным движением. Отличается высокой эксплуатационной ск...Современный энциклопедический словарь
  77. метрополитенскоростная городская электрическая железная дорога проходящая как правило в тоннелях а также по эстакадам или по изолированным от застройки участкамБолгарский язык Българ...Строительный словарь
  78. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН скоростная городская электрическая железная дорога проходящая как правило в тоннелях а также по эстакадам или по изолированным от застройки участкам Болгарс...Терминологический словарь по строительству на 12 языках
  79. метрополитенсеть скоростных городских внеуличных ж. д. с электр. тягой поездов. М. служит для быстрых дешевых и безопасных перевозок больших масс пассажиров и строится в больших горо...Технический железнодорожный словарь
  80. метрополитенметрополитен [фр. metropolitain] метро городская подземная в туннелях надземная на эстакадах или проходящая .по специально отведенным участкам улиц электрическая железн...Толковый словарь иностранных слов
  81. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН [тэ] а м. Подземная наземная или надземная наэстакадах городская электрическая железная дорога. Столичный м. II прил.метрополитенный ая ое и метрополитеновск...Толковый словарь Ожегова
  82. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН метрополитена м. фр. mйtropolitain букв. столичный от греч. metropolis метрополия. Подземная или на эстакадах железная дорога в крупных городах. Московский ...Толковый словарь русского языка II
  83. метрополитенметрополитен метрополитен тэ а м. Подземная наземная или надземная на эстакадах городская электрическая железная дорога. Столичный м.прил. ный ая ое и овский ая ое разг....Толковый словарь русского языка II
  84. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН [тэ] а м. Подземная наземная или надземная на эстакадах городская электрическая железная дорога. Столичный м. прилагательное метрополитенный ая ое и метропо...Толковый словарь русского языка
  85. метрополитенУдарение в слове метрополитенУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове метрополитен...Ударение и правописание
  86. метрополитенRzeczownik метрополитен m metro n elektryczna kolej miejska n...Универсальный русско-польский словарь
  87. метрополитенметрополитен метрополитены метрополитена метрополитенов метрополитену метрополитенам метрополитен метрополитены метрополитеном метрополитенами метрополитене метрополитена...Формы слова
  88. метрополитенМетрополитен метро франц. mйtropolitain буквально столичный от греч. metrуpolis главный город столица городская внеуличная главным образом подземная железная дорога для...Художественная энциклопедия
  89. метрополитенПренит Прение Премило Потом Потир Поти Потение Пот Порто Портмоне Порт Порно Понтер Понт Понор Пони Помор Помон Помол Помои Помин Помело Полторт Полтон Полтом Полотер Пол...Электронный словарь анаграмм русского языка
  90. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕНили метро скоростной местный пассажирский железнодорожный транспорт линии которого полностью или частично проложены в туннелях. Метрополитен обычно является о...Энциклопедия Кольера II
  91. метрополитенметрополитен метро городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Название метрополитен принято в России и во многих других странах др...Энциклопедия техники