Большая советская энциклопедия

МЕТРОПОЛИТЕН

МЕТРОПОЛИТЕН,метро (франц. metropolitan, букв. - столичный, от греч. metropolis - гл. город, столица), городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Название М. принято в СССР и во многих других странах; другое назв.- "подземка" (англ, underground, амер. subway, нем. Unterg-rundbahn).

Общие сведения.М. отличается большой пропускной способностью, регулярностью и высокой эксплуатац. скоростью движения поездов. Линии М. могут быть подземными (втоннелях),наземными и надземными (наэстакадах).Подземные линии М. получили наибольшее распространение, т. к. они не нарушают исторически сложившейся планировки города, не стесняют движения гор. наземного транспорта и пешеходов, способствуют уменьшению шума и вибрации в зданиях от движения поездов. Наземные линии М., как правило, сооружают в р-нах города с относительно невысокой плотностью застройки, при расширении существующей сети М., устройстве объединённых пересадочных станций М. с пригородными жел. дорогами, на концевых участках, примыкающих к депо. Наземные участки М. должны иметь ограждение. Надземные линии на эстакадах сооружают на отд. участках, с учётом рельефа местности, гл. обр. при пересечении автомоб. и жел. дорог, водных и др. преград. Необходимость в М.-скоростном транспорте, не загромождающем уличной дорожной сети и не имеющем пересечений в одном уровне, ощущается в большинстве городов с численностью населения св. 1 млн. чел. (см.Градостроительство).

М. включает большой комплекс сооружений и устройств, из к-рых осн. являются: станции и вестибюли со служебными помещениями, эскалаторные устройства, перегонные тоннели, камеры съездов и тупики, вагонные депо с производств, цехами и бытовыми помещениями, тяговые и понижающие электрич. подстанции, тоннельные сооружения для инж. и сан.-технич. оборудования, вентиляции, водоотлива и водоснабжения.

Историческая справка.Первая вне-уличная жел. дорога дл. 3,6кмдля поездов с паровой тягой была построена в Лондоне в тоннелях мелкого заложения в 1860-63 фирмой "Метрополитен рей-луэй" (Metropolitan Railway). С 1890 в Лондоне началось стр-во тоннелей глубокого заложения, а введение электрич. тяги освободило тоннели от дыма и копоти и улучшило условия эксплуатации гор. подземной линии. В 1868 в Нью-Йорке была открыта надземная (на ме-таллич. эстакадах) городская ж.-д. линия с канатной тягой (заменённой в 1871 на паровую, а в 1890 - на электрическую). Старейшими на Европейском континенте являются М. Будапешта, построенный в 1896, а также М. Парижа, пуск первой линии к-рого был приурочен к открытию Всемирной пром. выставки 1900. Впоследствии М. были построены в Мадриде, Барселоне, Афинах, Токио, Осло, Стокгольме и др. городах. Проектирование, строительство и эксплуатация линий М. нередко велись конкурирующими фирмами, вследствие чего эти линии в ряде случаев не составляли единой сети, иногда отличались шириной колеи, напряжением в контактной сети.

В крупнейших и крупных городах различных стран развитие и реконструкция существующих сетей и стр-во новых линий М. особое значение приобрели после 2-й мировой войны 1939-45. Интенсивное развитие городов часто требовало отказа от эстакад и постепенной замены наземных и надземных М. подземными. Осн. сведения о М. наиболее крупных городов мира, по данным

устанавливается от 1 до2км.Ср. расстояние между станциями М. Берлина, Мадрида, Милана, Буэнос-Айреса, Торонто и нек-рых др. городов Европы и Америки составляет 500-800м.В ряде городов (напр., в Париже, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе) проектируются и строятся, а в Нью-Йорке эксплуатируются линии скоростного М. (метро-экспресс), на к-рых станции располагаются через 3-6кми связываются удобными и короткими переходами ("через платформу" или др. типа) со станциями обычных линий М. Для сокращения затрат времени на передвижение пассажиров строительство скоростного М. намечается и в СССР (в Москве и Ленинграде).

Глубина заложения линий М., типы тоннельных сооружений и методы про-из-ва работ устанавливаются на основании детальных градостроительных, инженерно-геологич., технико-экономич. и др. исследований. Наиболее экономичным является сооружение линий М. мелкого заложения. Они удобнее и дешевле в эксплуатации, чем линии глубокого заложения. Пассажир затрачивает минимум времени при подходе к поездам и выходе со станции. Тоннели линий мелкого заложения сооружаются обычно на глубине 10-15мот уровня земли. Линии М. глубокого заложения (30-50м)прокладывают преим. в р-нах города с плотной многоэтажной застройкой и развитым подземным х-вом, а также при неблагоприятных геологич. и гидрогеологич. условиях для сооружения линий мелкого заложения. Сооружение тоннелей глубокого заложения практически не нарушает нормальной жизни города и почти не влияет на устойчивость зданий и подземных коммуникаций.

Нормируемые параметры трасс сов. М. в плане и профиле обеспечивают высокие эксплуатац. качества пути и плавность хода поездов. План линий М. определяется расположением осн. р-нов высокой концентрации пассажиров, гор. планировкой, трансп. и инж. подземными коммуникациями (автомобильные тоннели, магистральные коллекторы и др.). При мелком заложении тоннели, как правило, сооружаются вдоль осн. магистралей города. Наименьший радиус кривых, к-рый разрешается применять на главных путях М. СССР, равен 500м,что значительно превышает соответствующие показатели зарубежных метрополитенов (Лондон - 100м,Мадрид - 90м,Берлин - 75м).

При проектировании продольного профиля линии М. учитываются особенности эксплуатации подвижного состава и необходимость устройства водоотвода. Допускается наибольший уклон путей 0,040% , наименьший - 0,003% . Станции располагаются в плане на прямых участках, а в профиле линии - на возвышениях. Ширина колеи сов. М. одинакова с шир. нормальной ж.-д. колеи (1520мм).В зарубежных М. наиболее распространена ширина колеи 1435мм.Однако в нек-рых странах отсутствует единый стандарт на ширину колеи (в Японии, напр., приняты колеи 1067, 1372, 1435 и 2180мм).На отд. линиях М. в Париже, Монреале, Мехико и Саппоро имеется спец. колея для поездов на пневматич. шинах (с бетонными дорожками), что обеспечивает плавность и бесшумность движения поездов и позволяет трассировать линии с увеличенными уклонами.

Рис. 2. Станция метрополитена колонного типа с увеличенным пролётом среднего зала.

Станции метрополитена.Особое положение в комплексе сооружений М. занимают станции, вестибюли и пересадочные узлы, непосредственно связанные с обслуживанием пассажиров. Наряду с выполнением своих осн. функций они должны обеспечивать безопасность пассажиров, обладать определёнными удобствами (вт. ч. максимально короткий путь от поверхности к перронным залам и в обратном направлении, чистота и оптимальная температура воздуха и др.). В местах пересечений или соприкосновений различных линий М. сооружаются пересадочные (узловые) станции. Их перронные залы соединяются лестницами и коридорами (узлы коридорного типа) или только лестницами либо эскалаторами (узлы двухъярусного - т. н. башенного типа), а иногда располагаются в одном уровне, с пересадкой "через платформу" непосредственно из вагона в вагон (узлы объединённого типа).

В СССР станции М. и переходы оборудуютсяэскалаторамидля подъёма пассажиров на высоту более 5м.При высоте более 7мпредусматриваются эскалаторы и для спуска пассажиров. В зарубежной практике иногда применяют подъёмники лифтового типа с кабинами вместительностью до 130 чел.

Станции мелкого заложения сооружаются гл. обр. со вскрытием поверхности. Для их перекрытия используются стоечно-балочные конструкции с 1, 2 или неск. рядами опор или сводчатые конструкции, рассчитанные на нагрузки от массы земли толщиной 1-2,5ми движущегося по поверхности уличного транспорта. Станции глубокого заложения обычно представляют собой сочетание 2, 3 или неск. тоннелей с монолитной или сборной обделкой, выдерживающей давление вышележащих пород. Обделка в каждом тоннеле состоит из замкнутых и соединённых между собой колец, образованных чугунными или железобетоннымитюбингами.Эти станции подразделяются на пилонные и колонные. В пи-лонных станциях М. (рис. 1) опорами перекрытия служат массивные пилоны, образованные 2-4 или большим коли-

Рис. 1. Станция метрополитена пиленного типа с обделкой из железобетонных тюбингов.

дороже и сложнее стр-ва пилонных, но более открытое внутр. пространство колонных станций удобнее для движения массовых потоков пассажиров и облегчает их зрительную ориентацию. В основном в периферийных районах городов, где проходят наземные линии, сооружают станции в виде павильонов или с открытыми платформами, защищёнными лёгкими навесами и козырьками. Тип станции во многом зависит от конкретных условий стр-ва (особенно от гидрогеологической обстановки). Первые станции лондонского М., сооружавшиеся под проезжей частью улиц, имели сводчатые перекрытия из кирпича с вентиляц. решётками, устроенными непосредственно на тротуарах. Поездные пути располагались по центр, продольной оси станции М., по сторонам путевого полотна находились две боковые пасс, платформы (этот тип станции с узкими, шириной 1,5-3м,боковыми платформами, простой по устройству, но недостаточно удобный для пассажиров, получил распространение в М. Зап. Европы и Америки). В дальнейшем при стр-ве в Лондоне станций М. глубокого заложения (как и при сооружении перегонных тоннелей) начали применять ограждающие конструкции кольцевого сечения из чугунных тюбингов, облицованные керамич. плиткой. Большинство станций парижского М. имеет одинаковую односводчатую конструкцию (камень, облицованный глазурованной плиткой), с центр, расположением путей и боковыми пасс, платформами. После постройки первых станций берлинского М. распространились станции М. с пасс, платформой т. н. островного типа (расположенной между путями). Преимуществами такой станции являются удобное расположение входов и выходов со стороны торцов платформы, более полное использование всей площади платформы, лёгкость ориентировки пассажиров и возможность изменения направления поездки без перехода через пути.

В целом в зарубежной практике стр-ва М., за редким исключением [напр., входы в парижский М. (металл, стекло, ок. 1900, арх. Г. Гимар, стильмодерн");наземный вестибюль станции "Арносгров" в Лондоне (кирпич, бетон, 1932, арх. П. Адаме и др.)], преобладает утилитарный подход к архит. решению М. Большее внимание облику М., особенно станций, стали уделять лишь во 2-й пол. 20 в.; применяются новейшие конструкции, строит, и отделочные материалы, средства рекламы и визуальной информации (станции линии "Восток -

Запад" в Будапеште, первая очередь окончена в 1970, и линии "Север - Юг" в Мюнхене, 1965-71).

В СССР с начала стр-ва М. его станции создавались как пространственно протяжённый архит. комплекс монументальных сооружений большого обществ, значения. В проектировании станций Московского М. участвовали видные сов. архитекторы, в т. ч. В. Г. Гельфрейх, И. А. Фомин, А. В. Щусев, к-рые стремились не только создать комфортабельные условия для пассажиров, зрительно преодолеть угнетающее человека ощущение подземелья, но и придать каждой станции М. индивидуальный архит. облик. В архитектуре М. отразились этапы общего развития сов. архитектуры. Мн. архитекторы использовали формы и декор, заимствованные из арсенала классицистич. зодчества [напр., архит. решение пилонной станции глубокого заложения "Красные Ворота" (ныне -"Лермонтовская"; 1935, арх. И. А. Фомин, инж. А. Ф. Денищенко)]. Новаторское архит. решение ряда др. станций М. основано на художеств, выразительности самих конструкций [напр., в колонной станции мелкого заложения "Дворец Советов" (ныне "Кропоткинская"; 1935, арх. А. Н. Душкин и Я. Г. Лихтенберг, инж. Л. В. Борецкий), где оригинально построенное искусственное освещение, как бы выявляющее конструкцию перекрытия, стало одним из осн. средств архит. композиции]. В колонной станции глубокого заложения "Маяковская" (1938-39, арх. А. Н. Душкин, инж. Р. А. Шейнфайн; илл. см. т. 8, стр. 556) своеобразие и новизну сложной конструкции перекрытия, обеспечившего свободу её пространств, построения, подчёркивают полосы рифлёной нержавеющей стали, применённые для декоративной отделки колонн и арок. Входы и вестибюли устраивались в существующих или вновь построенных зданиях или наземных павильонах (напр., вестибюль станции "Красные Ворота", ныне "Лермонтовская", 1935, арх. Н. А. Ладов-ский). Во 2-й пол. 30 - нач. 50-х гг. архит. решение и оформление станций М. обычно связывалось с определённой темой. Напр., тема оформления станций "Измайловская" (ныне "Измайловский парк"; 1944, арх. Б. С. Виленский) и "Комсомольская-кольцевая" (1952, арх. А. В. Щусев и др.) - боевое прошлое России, подвиги сов. народа в период Великой Отечеств, войны 1941-45. В оформлении станций и наземных вестибюлей М. использовались мозаика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное иск-во (работы Н. Я. Данько, А. А. Дейнеки, П. Д. Корина, М. Г. Манизера и др.). Со 2-й пол. 50-х гг. в стр-ве станций сов. М. внедряется унификация объёмно-планировочных решений и конструкций индустриального изготовления, позволившая ускорить и удешевить стр-во (станции мелкого заложения Калужского радиуса М. в Москве, 1962, арх. С. М. Кравец, Г. Е. Голубев, М. Ф. Марковский, повторены на др. радиусах). Индивидуализация облика отд. станций М. достигается разнообразием применяемых материалов, их цвета и фактуры, различием систем освещения. Строятся новые типы станций М. [напр., станция "Ленинские горы" в Москве (1959, инж. В. Г. Андреев и Н. Н. Рудомазин, арх. К. Н. Яковлев и А. И. Сусоров), расположенная над проезжей частью набережной и р. Москвой в нижнем ярусе 2-ярусного моста; станция "Парк Победы" в Ленинграде (1961, арх. А. К. Андреев, инж. Л. В. Фролов, Г. А. Скобенников, С. П. Щукин), являющаяся первой в мире станцией без боковых перронных залов -из среднего зала пассажиры входят через автоматически открывающиеся двери непосредственно в вагоны поезда (при этой конструкции станции значительно снижаются объёмы и стоимость работ)]. Наземные вестибюли сооружаются обычно из сборных железобетонных конструкций в виде лёгких функционально оправданных павильонов, с большими поверхностями остекления.

С кон. 50-х гг. для мирового градостроительства характерна тенденция к объединению станций М. с др. гор. трансп. сооружениями с целью создания больших удобств и безопасности для пассажиров и наиболее эффективного комплексного использования подземного пространства городов. Строятся объединённые станции для удобной пересадки с М. на гор. и пригородные жел. дороги и в обратном направлении. За рубежом строят также объединённые станции, обслуживающие М. и подвозящий уличный транспорт (автобус, трамвай и др.), а также станции обычного и скоростного (экспрессного) М. При станциях сооружается разветвлённая система входов и выходов (к-рые иногда совмещаются с подземными переходами под улицами и площадями), иногда комплексы т. н. попутного обслуживания.

Строительство метрополитена. Строительство линии М. начинают с геодези-ческо-маркшейдерских работ по перенесению трассы в натуру. Тоннели, сооружаемые закрытым способом, ориентируют путём передачи проектных координат через шахтные стволы. При глубоком заложении М. шахтные стволы, как правило, располагают в стороне от трассы и соединяют с тоннелями подходными выработками, к-рые в период стр-ва используются для трансп. целей, а в законченном сооружении -для размещения вентиляц. оборудования. При сооружении тоннелей мелкого заложения закрытым способом принимаются меры, исключающие осадку поверхности, повреждения сооружений гор. подземного х-ва и расположенных поблизости зданий. При открытом способе работ (рис. 3) поверхность улиц вскрывается и тоннельные конструкции возводятся в котловане со свайными креплениями или с откосами. Движение наземного гор. транспорта "отводится в сторону" или пропускается по врем, мосту через котлован. Гор. подземные сооружения заранее перекладываются или "подвешиваются" к крепям котлована. Основания и фундаменты зданий, расположенных вблизи трассы, при необходимости укрепляют.

Сооружение тоннелей закрытым способом производитсящитами проходческимиили горными методами. В тяжёлых инженерно-геологич. условиях (плывунные и водоносные грунты) применяют спец. методы:кессон, замораживание грунтов,водопонижение, химии, закрепление грунтов и др. Конструкции тоннельных сооружений М. (рис. 4) выполняются из сборных железобетонных или металлич. элементов, а также из монолитного бетона и железобетона.

Рис. 3. Строительство станции метрополитена открытым способом.

Рис. 4. Камера съездов метрополитена.

Строительство М. обычно осуществляется индустриальными методами (рис. 5) с комплексной механизацией всех осн. процессов работ. Большими достижениями сов. техники метростроения являются: разработка конструкций сборных железобетонных тоннельных обделок и способа сооружения тоннелей из монолитно-прессованного бетона (обеспечивающих значит, снижение расхода металла и стоимости стр-ва), создание механизированных проходч. щитов, блокоуклад-чиков, породопогрузочных машин, самомонтирующихся кранов и т. п. Для защиты станционных сооружений М. от проникновения подземных вод, кромегидроизоляции,применяется система во-доотводящих зонтов из асбестоцемента или др. материалов.

Моск. М. сооружается в сложных инженерно-геологич. условиях. Тоннели проходят в разнообразных напластованиях горных пород (слабые и плывунные грунты, отложения, частично разрушенные старыми реками, сочетания крепких и трещиноватых пород и т. п.). При проходке нек-рых тоннелей были преодолены значит, горное давление и обильный приток подземных вод, доходивший на отд. участках до 2500м3/ч.Сооружён ряд подводных тоннелей под рекой Москвой. Строителями Моск. М. разработан и широко внедрён способ сооружения тоннелей мелкого заложения без вскрытия поверхности, в различных геологич. условиях, с комплексной механизацией работ. На стр-ве этим способом Калужского радиуса скорость проходки тоннелей с железобетонной обделкой достигла 14,9мв сутки. При сооружении Ждановского радиуса в неустойчивых песчаных грунтах применён проходч. щит с горизонтальными рассекающими площадками, обеспечивший безопасную проходку тон-йеля без крепления забоя со скоростью 400мв месяц. На Замоскворецком радиусе скорость проходки достигла 430,6мв месяц, что является крупным достижением в мировой практике метростроения.

Рис. 5. Монтаж железобетонных конструкций станции метрополитена.

Стр-во ленингр. М. также характеризуется высоким уровнем механизации тоннельных работ. Макс, скорость проходки перегонных тоннелей при устройстве обделки из железобетонных тюбингов достигла 308мв месяц. Пройдены подводные тоннели под р. Невой.

Киевский М. сооружается в трудных инженерно-геологич. условиях с применением спец. методов произ-ва работ и новых средств механизации. Перегонные тоннели в мягких неустойчивых породах сооружаются с помощью механизи-ров. щита, рабочий орган к-рого (в виде планшайбы) оснащён ножевыми резцами. Станция глубокого заложения "Политехнический институт" впервые в мире сооружена полностью из сборного железобетона. Значит, вклад в развитие техники метростроения сделан строителями М. Тбилиси и Баку.

Оборудование, организация движения и подвижной состав метрополитена.Конструкция и основания пути М., сварка рельсовых стыков и крепление рельсов на упругих прокладках обеспечивают высокие эксплуатац. качества пути и плавность хода поездов на больших скоростях. Управление стрелками осуществляется с постов централизации. В нек-рых зарубежных М. путь уложен на щебёночном балластном основании, что приводит к загрязнению тоннелей и образованию пыли при движении поездов.

Система электроснабжения М. включает: тяговые подстанции, где переменный ток высокого напряжения (6-10кв)преобразуется в постоянный с напряжением 825 в, к-рый по кабелю подводится к контактному рельсу и через скользящие токоприёмники - к тяговым двигателям поезда; понижающие подстанции для нужд освещения и питания электропривода эскалаторов, вентиляторов, насосов и др. оборудования. Подстанции оборудованы системами автоматики и телеуправления с центр, диспетчерского пункта. Безопасность следования поездов М. (на отд. участках скорость достигает 90км/ч)при интервалах движения 1,5-2минобеспечивается системой СЦБ (сигнализация, централизация, блокировка) с автоматич. остановкой поезда в случае проезда мимо запрещающего сигнала, а также автоматич. локомотивной сигнализацией. Всё более широкое применение на линиях М. находит автоматич. управление поездами.

М. оборудован системой искусств, приточно-вытяжной вентиляции, создающей необходимый воздухообмен для обеспечения нормальных гигиенич. условий для пассажиров и обслуживающего персонала. Чистый воздух поступает в тоннели и станции М. через шахтные стволы или ниж. отсек эскалаторного тоннеля, где устанавливаются мощные вентиляторы. Для улучшения температурного режима зимой все станционные вентиляц. установки работают на вытяжку, а перегонные - на приток свежего воздуха, летом - наоборот. В нек-рых зарубежных М. применяется только естеств. вентиляция с расчётом на поршневое действие поездов, что практически не создаёт удовлетворит, микроклимата.

Рис. 6. Пассажирский салон вагона метрополитена (СССР).

Вагоны сов. М. просторны и удобны для входа, выхода и проезда, их вместимость 270 чел., кол-во мест для сидения 44 (рис. 6). Постоянное совершенствование конструкции подвижного состава позволило увеличить скорость движения, применить электрич. тормоз и уменьшить вес вагона при сохранении его вместимости (совр. вагоны на 18% легче и потребляют на 20-22% меньше электроэнергии).

Ведущие тенденции развития сов. М.-увеличение плотности их сетей (примерно до показателя 0,3км/км2),создание разветвлённых систем входов, приближённых к объектам массового посещения, а также удобных пересадочных узлов.

Строители сов. М. оказывают помощь в проектировании и сооружении М. во мн. странах мира, в т. ч. в столицах европейских социалистич. стран - Будапеште, Варшаве, Праге, Софии.

Илл. см. на вклейке, табл. XII, XIII (стр. 96-97).

Лит.:Пекарева Н. А., Московский метрополитен им. В. И. Ленина, М., 1958; Краткий обзор метрополитенов мира, М., 1958; Волков В. П., Наумов С. Н., Пирожкова А. Н., Тоннели и метрополитены, М., 1964; П и

куль В. С., Резниченко Е. Д., Стародубцева М.С., Метростроение в СССР, М., 1967; Строительные нормы и правила, ч. 2, разд. Д, гл. 3. Метрополитены, М., 1969; Маковский В. Л., Современное строительство тоннелей и метрополитенов за рубежом, М., 1970; Лиманов Ю. А., Метрополитены, 2 изд., М., 1971; Wrottesley A. J. F., Famous underground railways of the world, L., 1956. Г.Е. Голубев, И. М. Якобсон.




  1. метрополитенПервая подземная дорога появилась в Лондоне. Ее открытие состоялось января года. Длина линии достигала всего километров а объем перевозок за день составлял лишь челов...100 великих чудес техники
  2. метрополитенВ середине XIX в. в крупных городах мира остро встала транспортная проблема. Население некоторых городов составляло млн человек и более. Основным средством передвижения ...100 знаменитых изобретений
  3. метрополитенметро франц. mtropolitain буквально столичный от греч. metrpolis главный город столица городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров...Большая Советская энциклопедия II
  4. метрополитенм. metropolitana f metro m прост. Итальянорусский словарь. Синонимы метро подземка подземная дорога...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. метрополитенметрополитен м Untergrundbahn f cСинонимы метро подземка подземная дорога...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. метрополитенмUntergrundbahn f метро подземка подземная дорога...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. метрополитенм.metropolitano mem metro m...Большой русско-испанский словарь
  8. метрополитенсущ. муж. родаметрополтен уem...Большой русско-украинский словарь
  9. метрополитенм. mtropolitain m...Большой русско-французский словарь
  10. метрополитенм.mtropolitain m метро подземка подземная дорога...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  11. метрополитенфранц. metropolitam. букв. столичный от греч. metropolis главный город столица метро вид городского пасс. транспорта линии крого прокладываются в туннелях по поверхнос...Большой энциклопедический политехнический словарь
  12. метрополитенметро вид рельсового пассажирского транспортаперспективный в условиях больших городов с насыщенным уличным движением.Отличается высокой эксплуатационной скоростью до км...Большой энциклопедический словарь II
  13. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН метро вид рельсового пассажирского транспорта перспективный в условиях больших городов с насыщенным уличным движением. Отличается высокой эксплуатационной с...Большой Энциклопедический словарь V
  14. метрополитенметрополитен внеуличный скоростной рельсовый транспорт в крупных и крупнейших городах мира всего в . Большинство линий проложено под землй в туннелях хотя в ряде городов ...Географическая энциклопедия
  15. метрополитенМетрополитен внеуличный скоростной рельсовый транспорт в крупных и крупнейших городах мира всего в . Большинство линий проложено под землй в туннелях хотя в ряде городов...География. Современная иллюстрированная энциклопедия.
  16. метрополитенметрo фр. metropolitain букв. столичный от греч. metropolis гл. город столица a.em underground railway subway the Metro н.em Metro UBahn Untergrundbahn ф.em metropoli...Геологическая энциклопедия
  17. метрополитенметрo фр. metropolitain букв. столичный от греч. metropolis гл. город столица a. underground railway subway the Metro н. Metro UBahn Untergrundbahn ф. metropolitain и....Горная энциклопедия
  18. метрополитенфранцузское metropolitain буквально столичный от греческого metropolis главный город столица метро пассажирский рельсовый транспорт применяющийся главным образом в боль...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  19. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН а м. mtropolitain. буквem. Столичная железная дорогаem. Метро.em Они шли пешком или нанимали кеб до ближайшей станции metropolitainа покупали билеты. спускал...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  20. метрополитенметрополитен....Киргизско-русский словарь
  21. метрополитена м.em Городская электрическая железная дорога обычно подземная.В недрах Москвы глубоко под землею мчатся поезда метрополитена.em Телешов Записки писателя.[франц. mtropo...Малый академический словарь
  22. метрополитенкорень МЕТРО корень ПОЛИТЕН нулевое окончаниеОснова слова МЕТРОПОЛИТЕНВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой МЕТРО ПОЛИТЕН Слово Метрополите...Морфемный разбор слова по составу
  23. метрополитенНачальная форма Метрополитен винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  24. метрополитенСтанция Маяковская во время налта немецкой авиации.Москва.метрополитен Действует в Москве с мая . Первые предложения о сооружении в Москве железной дороги для внутренних...Москва (энциклопедия)
  25. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕНstrong подземная железная дорога транспортная сеть используемая в городских районах. Первая подземная железная дорога была открыта в Лондоне Англия в г. Локо...Научно-технический энциклопедический словарь
  26. метрополитенметрополитен м. Вид городского пассажирского транспорта в виде рельсовой городской электрической железной дороги обычно подземной....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  27. метрополитенметрополитен метрополитен а...Орфографический словарь
  28. метрополитенu мu мн.u метрополитены Р.u метрополитенов метро подземка подземная дорога...Орфографический словарь русского языка
  29. метрополитенметрополитен...Орысша-қазақша «Көлік және қатынас жолдары» терминологиялық сөздік
  30. метрополитенметрополитен....Осетинско-русский словарь
  31. метрополитен. метрополитен вид внеуличного транспорта все пути которого технологически полностью изолированы от автомобильных дорог линии которого оборудованы станциями и расположен...Официальная терминология
  32. метрополитенmtropolitain station de mtro...Политехнический русско-французский словарь
  33. метрополитенметрополитен метрополитены метрополитена метрополитенов метрополитену метрополитенам метрополитен метрополитены метрополитеном метрополитенами метрополитене метрополитена...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  34. метрополитенОрфографическая запись слова метрополитен Ударение в слове метрополитен Деление слова на слоги перенос слова метрополитен Фонетическая транскрипция слова метрополитен [м...Полный фонетический разбор слов
  35. метрополитенметрополтена ни....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  36. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН МЕТРО от греч. столица городская внеуличная подземная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Наиб. распространен подземный вариант....Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  37. метрополитенметрополитен аСинонимы метро подземка подземная дорога...Русский орфографический словарь
  38. метрополитенМ metropoliten yeralt dmir yolu....Русско-азербайджанский словарь
  39. метрополитенtube [underground] railroad tube [underground] railway subway амер.u underground метрополитен м.uunderground railway the Metro амер.u subway метро подземка подземная д...Русско-английский политехнический словарь
  40. метрополитенметрополитен м.ithe underground subway амер.i в России тж.i metro в Лондоне тж.i tube...Русско-английский словарь
  41. метрополитенметрополитен м. the underground the Metro subway амер....Русско-английский словарь II
  42. метрополитенsubsurface railroad tube railroad underground railroad metropolitan railway tube railway underground railway subway амер. tube...Русско-английский строительный словарь
  43. метрополитенsubway undergroundСинонимы метро подземка подземная дорога...Русско-английский технический словарь
  44. метрополитенunderground...Русско-английский экономический словарь
  45. метрополитенN...Русско-армянский словарь
  46. метрополитенМетрапалтэн...Русско-белорусский словарь
  47. метрополитенметрапалтэн...Русско-белорусский словарь II
  48. метрополитенметрополите Синонимы метро подземка подземная дорога...Русско-ивритский словарь
  49. метрополитенм. metropolitana f metr m...Русско-итальянский политехнический словарь
  50. метрополитенметрополитен метро...Русско-казахский словарь
  51. метрополитенметрополитен...Русско-казахский терминологический словарь «Архитектура и строительство»
  52. метрополитенметрополитен...Русско-казахский терминологический словарь «Горное дело и металлургия»
  53. метрополитенм. метрополитен шаарларда жер астында жргзлгн темир жол....Русско-киргизский словарь
  54. метрополитенdxi tidoСинонимы метро подземка подземная дорога...Русско-китайский словарь
  55. метрополитенMetro...Русско-крымскотатарский словарь
  56. метрополитенметро...Русско-крымскотатарский словарь II
  57. метрополитенmetropolitns metro...Русско-латышский словарь
  58. метрополитенГазар доорхи далд нууц метро...Русско-монгольский словарь
  59. метрополитенUntergrundbahn...Русско-немецкий политехнический словарь
  60. метрополитенм. Untergrundbahn f....Русско-немецкий словарь
  61. метрополитенEtro...Русско-нидерландский словарь
  62. метрополитенметрополитенм см. метро....Русско-новогреческий словарь
  63. метрополитенmetro...Русско-польский словарь
  64. метрополитенмmetropolitano mu estrada de ferro subterrnea метро подземка подземная дорога...Русско-португальский словарь
  65. метрополитенmetro метро подземка подземная дорога...Русско-турецкий словарь
  66. метрополитенmetropoliten...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  67. метрополитентехн. метрополтен ну Синонимы метро подземка подземная дорога...Русско-украинский политехнический словарь
  68. метрополитенmem ksem метро метро...Русско-финский словарь
  69. метрополитенmetro poddlabov podzemn drha podzemn drha podzemn eleznice...Русско-чешский словарь
  70. метрополитен.strong allmaaraudtee.strong metroo...Русско-эстонский словарь
  71. метрополитенметрополитен [тэ\]Синонимы метро подземка подземная дорога...Русское словесное ударение
  72. метрополитенМетрополитен имени В. И. Ленина. Первые проекты строительства М. в которых предлагалось разгрузить Невский проспект соединив между собой вокзалы города относятся к . В и...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  73. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН англ. от греч. Городская железная дорога. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. метрополитен фр.em metropolitain метро го...Словарь иностранных слов русского языка
  74. метрополитенметрополитен см. метро Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М. Русский язык.З. Е. Александрова. метрополитен сущ. метро подземка Словарь русских ...Словарь синонимов II
  75. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН французское metropolitain буквально столичный от греческого metropolis главный город столица метро пассажирский рельсовый транспорт применяющийся главным о...Современная энциклопедия
  76. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН метро вид рельсового пассажирского транспорта перспективный в условиях больших городов с насыщенным уличным движением. Отличается высокой эксплуатационной ск...Современный энциклопедический словарь
  77. метрополитенскоростная городская электрическая железная дорога проходящая как правило в тоннелях а также по эстакадам или по изолированным от застройки участкамБолгарский язык Българ...Строительный словарь
  78. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН скоростная городская электрическая железная дорога проходящая как правило в тоннелях а также по эстакадам или по изолированным от застройки участкам Болгарс...Терминологический словарь по строительству на 12 языках
  79. метрополитенсеть скоростных городских внеуличных ж. д. с электр. тягой поездов. М. служит для быстрых дешевых и безопасных перевозок больших масс пассажиров и строится в больших горо...Технический железнодорожный словарь
  80. метрополитенметрополитен [фр. metropolitain] метро городская подземная в туннелях надземная на эстакадах или проходящая .по специально отведенным участкам улиц электрическая железн...Толковый словарь иностранных слов
  81. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН [тэ] а м. Подземная наземная или надземная наэстакадах городская электрическая железная дорога. Столичный м. II прил.метрополитенный ая ое и метрополитеновск...Толковый словарь Ожегова
  82. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН метрополитена м. фр. mйtropolitain букв. столичный от греч. metropolis метрополия. Подземная или на эстакадах железная дорога в крупных городах. Московский ...Толковый словарь русского языка II
  83. метрополитенметрополитен метрополитен тэ а м. Подземная наземная или надземная на эстакадах городская электрическая железная дорога. Столичный м.прил. ный ая ое и овский ая ое разг....Толковый словарь русского языка II
  84. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН [тэ] а м. Подземная наземная или надземная на эстакадах городская электрическая железная дорога. Столичный м. прилагательное метрополитенный ая ое и метропо...Толковый словарь русского языка
  85. метрополитенУдарение в слове метрополитенУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове метрополитен...Ударение и правописание
  86. метрополитенRzeczownik метрополитен m metro n elektryczna kolej miejska n...Универсальный русско-польский словарь
  87. метрополитенметрополитен метрополитены метрополитена метрополитенов метрополитену метрополитенам метрополитен метрополитены метрополитеном метрополитенами метрополитене метрополитена...Формы слова
  88. метрополитенМетрополитен метро франц. mйtropolitain буквально столичный от греч. metrуpolis главный город столица городская внеуличная главным образом подземная железная дорога для...Художественная энциклопедия
  89. метрополитенПренит Прение Премило Потом Потир Поти Потение Пот Порто Портмоне Порт Порно Понтер Понт Понор Пони Помор Помон Помол Помои Помин Помело Полторт Полтон Полтом Полотер Пол...Электронный словарь анаграмм русского языка
  90. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕНили метро скоростной местный пассажирский железнодорожный транспорт линии которого полностью или частично проложены в туннелях. Метрополитен обычно является о...Энциклопедия Кольера II
  91. метрополитенметрополитен метро городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Название метрополитен принято в России и во многих других странах др...Энциклопедия техники