100 великих чудес техники

МЕТРОПОЛИТЕН

Первая подземная дорога появилась в Лондоне. Ее открытие состоялось 10 января 1863 года. Длина линии достигала всего 6 километров, а объем перевозок за день составлял лишь 26000 человек. Пассажирский поезд вел локомотив, работающий на паре. От сжигания угольного топлива образовывалось много дыма и сажи. При прохождении тоннеля двери вагона должны были быть закрытыми, о чем напоминало объявление: «Проезд тоннелем в открытом вагоне смертельно опасен». Так было до 1906 года, когда участок подземки электрифицировали. После лондонского опыта метростроительство получило развитие в других американских и европейских городах. В 1868 году была построена первая линия в Нью-Йорке, затем в Чикаго, Бостоне, в 1896 году появилось метро в Будапеште и Глазго. В Париже первая линия метро стала действовать в 1900 году. Попытки создания метрополитена в Москве относятся к началу XX века. В 1902 году Московская городская дума в присутствии репортеров газет заслушала сообщение инженера Балинского о «Постройке внеуличной железной дороги в Москве», в котором автор проекта изложил преимущество нового вида транспорта – метрополитена и доходность мероприятия для вкладчиков средств в создание «внеуличной железной дороги». Решение думы было кратким: «Господину Балинскому в его домогательствах отказать». Так была похоронена инженерная идея, воплотиться в жизнь которой было суждено лишь при Советской власти. Развитию отечественного метростроительства положил начало Московский метрополитен, первые линии которого вступили в строй в 1935 году. Первые линии Кировско-Фрунзенская от станции «Сокольники» до станции «ЦПКиО имени Горького» и «Арбатская» от «Охотного ряда» до «Смоленской» имели общую протяженность только 11,4 километра и 13 станций. Линии метрополитена строятся трех типов: глубокого, мелкого заложения и наземного, что соответствует способам их прокладки – закрытому (тоннельному) и открытому. Каждый способ прокладки линии имеет свою технологию. Строительство метрополитена закрытым способом ведется на участках со сложной градостроительной ситуацией, когда на трассе будущей линии находятся плотная ценная застройка, крупные инженерные сооружения. На свободных территориях в периферийных осваиваемых зонах города линии метрополитена строятся чаще мелкого заложения или открытым способом. Примером последних могут служить Филевская линия в Москве и Дарницкая в Киеве. Стоимость строительства метрополитена открытым способом значительно ниже, чем закрытым, что во многом объясняется различной технологией работ. При открытом способе котлованы для тоннелей роют непосредственно с поверхности земли. При закрытом – первоначально необходимо пройти вертикальную выработку грунта на глубину заложения будущего тоннеля, то есть соорудить шахтный ствол. Для проходки стволов применяются специальные бурильные установки. Первые полностью автоматизированные шахтные бурильные установки стала выпускать японская фирма «Тое коге» в 1970-е годы. Система автоматического управления таких установок позволяет проводить весь цикл обуривания забоя без участия человека по программе, подготовленной заранее и введенной в ее компьютер в виде перфоленты. Это напоминает операцию на станках с числовым программным управлением. Объем памяти компьютера достаточно велик, что позволяет вводить в нее программы с множеством данных. Переход от одного режима работы к другому осуществляется нажатием кнопки на пульте управления установки. Для проходки тоннелей метрополитена используется чаще всего щитовой метод. Применение проходческого щита, представляющего собой горизонтальный стальной цилиндр, по контуру которого укреплены домкраты, позволяет избежать осадки расположенных на поверхности строений при выемке грунта из тоннеля. Внутри такого щита строится обделка тоннеля, то есть его покрытие, постоянная крепь. Она выполняется либо из сборных чугунных элементов (тюбингов), применяемых в водоносных грунтах, либо из железобетонных – для сухих грунтов. Элементы обделки имеют вид колец различного диаметра: для станций метро – 8,5 метра, для перегонных тоннелей между станциями – 5,5 метра. Иногда обделку тоннелей устраивают из монолитного бетона, используя для этого специальные бетононасосы. Редкое в практике сооружение такой обделки объясняется необходимостью сушки в течение продолжительного времени до полного твердения бетона. Щитовые методы – экологически чистый способ возведения метро. Поэтому продолжается совершенствование применяемого для проходки оборудования – повышение надежности экскаваторных щитов, использование агрегатов роторного типа и оборудования со скользящей опалубкой, модульного щитового оборудования и средств автоматического управления. Тоннельные сооружения, предназначенные для длительной эксплуатации, подвергаются воздействию грунтовых вод, способных вызвать коррозию металлических конструкций. Коррозия опасна еще тем, что вызывает в тоннелях при движении электропоездов блуждающие токи, усиливающие начавшийся процесс разрушения. Поэтому метростроители уделяют серьезное внимание совершенствованию технологии сооружения тоннелей и повышению гидроизоляционных качеств обделочных материалов – бетона и др. Устранению излишней влажности воздуха в тоннелях и на станциях служит также усиленная искусственная вентиляция. При строительстве станций, наиболее сложных сооружений метрополитена, выполняется наибольший объем работ, требующий участия многих специалистов – от монтажников, электриков до архитекторов, дизайнеров. Особенно трудоемки отделочные работы, требующие не только мастерства строителей, но и использования разнообразных природных и искусственных материалов, в частности, улучшающих качество гидроизоляции, особенно на линиях, сооружаемых открытым способом. Московским метростроителям впервые удалось применить полимерные материалы – потолок станции «Чеховская». На отечественных метрополитенах разработаны и внедряются современные машины и механизмы для выполнения ремонтных и профилактических работ по содержанию путевого хозяйства, электромеханических устройств, действуют поточные линии, диагностические комплексы для ремонта подвижного состава и др. Широко внедряется автоматизация производства: телемеханика для управления и контроля за эксплуатацией устройств электроснабжения, электромеханических установок и эскалаторов. Современный метрополитен – сложный комплекс технических систем, работающих слаженно, четко и быстро. Днем поезда следуют через 3-5 минут. В час пик интервал в движении может сокращаться до минуты. У машиниста каждого состава есть график, в котором с точностью до секунды указано время прибытия на станцию и время отправления. График сверяют с интервальными и календарными часами. Интервальные часы показывают, не опаздывает ли предыдущий поезд, а календарные – вовремя ли следует данный состав. Скорость движения поездов регулирует автоматическая система, которая контролирует и действия машиниста. Так, при подъезде к станции автоматически включается торможение. Машинист обязан нажатием кнопки его выключить и вести поезд вручную: вдоль перрона стоят люди, и в случае необходимости автоматика не среагирует. Если же не нажать кнопку, состав остановится. Метро проветривают через вытяжные шахты. Поезд в туннеле действует как поршень, выталкивая воздух через шахту, находящуюся впереди, и засасывая его из той, которую уже миновал. Однако на некоторых участках с интенсивным движением из-за работы моторов и тормозов порой настолько поднимается температура воздуха, что приходится нагнетать либо откачивать воздух дополнительно. За микроклиматом на разных участках линии наблюдает специальная система. Данные поступают в центральную диспетчерскую, которая и дает команды на включение мощных воздушных насосов. Эта диспетчерская – «мозговой центр» метро. Она связывается со службами подземного хозяйства: по радио – с машинистами и локомотивными бригадами, по селекторной связи – с дежурными по станциям. Компьютеры следят за тем, чтобы вся система работала слаженно, соблюдались интервалы в движении поездов и не возникало чрезвычайных ситуаций. Если центральная диспетчерская – «мозг» метрополитена, то его «кровеносная система» – энергоснабжение. Для большей надежности электрический ток подают от двух независимых подстанций: если одна выйдет из строя, автоматически подключится другая. Кроме того, для аварийного освещения предусмотрены аккумуляторные батареи. За годы, минувшие после пуска московского метро, сменилось четыре основных типа и несколько модификаций вагонов. Сейчас появилась новая модель – высокоскоростная, комфортабельная и ультрасовременная «Яуза». Эта модель мирового класса с великолепным современным дизайном готовится к выпуску Мытищинским машиностроительным заводом. «Яуза» – первый в истории российского метростроения вагон из модульных конструкций. Его разработка началась еще в конце 1980-х годов. Ведущие дизайнеры проекта – Ю.Г. Бусыгин, Н.И. Кузнецов, В.М. Обухов и Н.В. Усольцев. О новом поезде рассказывает главный технолог ЗАО «Метровагонмаш» Сергей Викторович Безрукавный: «В конструкции учтены все требования, предъявляемые к современному подвижному составу, особенно требования безопасности. Во-первых, кузов «Яузы» стальной – и пусть нас не соблазняют никакими алюминиевыми сплавами, это опасно! Конечно, они дают экономию веса, но при пожаре, особенно когда его не удается быстро потушить, от алюминия ничего не остается. Вы, конечно, знаете о прошлогоднем ЧП в туннеле под Ла-Маншем: загорелся скоростной поезд… Алюминиевые вагоны не то что «потекли» – сгорели! Поскольку мы отказались от алюминия, сбавлять массу тары – кузова плюс тележек – пришлось другими способами. Мы изготовили кузов «Яузы» из высокопрочной нержавейки с применением прецизионной сварки – что позволило сэкономить около 1,2 тонны. Алюминий дал бы 3, но… Теперь о других аспектах безопасности. Система управления полностью автоматизирована. В кабине машиниста установлен бортовой компьютер, в который заложены две программы: одна задает график движения, другая следит за точностью его соблюдения. Если на каком-то участке машинист превысил скорость, вторая программа дает команду на автоматическое торможение… …В каждом вагоне размещены температурные и дымовые датчики – компьютер реагирует на их сигналы и приводит в действие автоматическую систему пожаротушения. Последнее осуществляется двумя способами: в аппаратном отсеке и везде, где нет людей, – газом специального состава, а в салоне особые колбы выбрызгивают в воздух водяное облако. И никаких огнетушителей! …Еще одно новшество – бортовая система сигнализации. В старых вагонах на приборном щите есть группа лампочек технической диагностики: что-то не сработало – загорается соответствующая лампочка, и машинист знает, что случилось. В «Яузе» по-другому: имеется лишь одна лампочка, при любой неполадке ярко вспыхивающая красным светом – для машиниста этот сигнал означает, что надо глянуть на дисплей компьютера, а там уж все выведено открытым текстом – где, что и почему. Преимущества такой системы очевидны». У кузова «Яузы» нетрадиционное сечение. Оно не прямоугольное – есть радиусная часть, позволившая более рационально вписать вагон в туннель круглого сечения и увеличить вместимость на 30 человек. Аэродинамические испытания показали снижение лобового сопротивления на 20 процентов. Практическая скорость поезда – 48 километров в час. Сейчас, к примеру, она едва достигает 41. Ходовая часть вагона – с пневматической подвеской, подстраивающаяся к мгновенным значениям нагрузки. Немаловажный фактор – экономия электроэнергии. В «Яузе» применили систему рекуперативного торможения – с высвобождением «лишней» энергии в генераторном режиме тяговых двигателей. В кабине просторно, приборная доска выполнена эргономично, установлен кондиционер. Освещение в салоне «Яузы» более щедрое и в то же время более мягкое, нежели в старых вагонах. Применена система принудительной вентиляции. Подземные и надземные вестибюли метрополитена обогатили архитектуру многих городов мира. Но московский метрополитен имеет уникальные по архитектурно-художественному облику станции. Не случайно взяты под охрану государства как памятники архитектуры три лучшие станции первых линий: «Красные ворота», «Маяковская», «Кропоткинская». Каждая станция московского метро имеет свой индивидуальный образ, а совокупность станций образовала неповторимый архитектурный ансамбль. В отделке колонн, пилонов, лестниц широко применены мрамор, гранит, металлы, керамика, стекло. В Париже уделяется особое внимание архитектурной выразительности станций метрополитенов, экспресс-метрополитенов, синтезированию в оформлении наземной и подземной инфраструктуры. Входы в наземные и подземные сооружения обозначаются четкой маркировкой направления движения пассажиров. С целью привлечения пассажиров в парижском метро используются произведения искусства. Так, на станции «Лувр» была выставлена скульптура египетского фараона из запасников всемирно известного музея. Японские архитекторы, проектируя пересадочную станцию «Умеда» в городе Осака, ввели внутрь здания с помощью специальных гидротехнических сооружений небольшую речку, которая создает на каждом этаже оригинальные водные поверхности и каскады, а световые эффекты и зеленые насаждения придают большую привлекательность интерьерам здания.

  1. метрополитенВ середине XIX в. в крупных городах мира остро встала транспортная проблема. Население некоторых городов составляло млн человек и более. Основным средством передвижения ...100 знаменитых изобретений
  2. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН метро франц. metropolitan букв. столичный от греч. metropolis гл. город столица городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пасс...Большая советская энциклопедия
  3. метрополитенметро франц. mtropolitain буквально столичный от греч. metrpolis главный город столица городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров...Большая Советская энциклопедия II
  4. метрополитенм. metropolitana f metro m прост. Итальянорусский словарь. Синонимы метро подземка подземная дорога...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. метрополитенметрополитен м Untergrundbahn f cСинонимы метро подземка подземная дорога...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. метрополитенмUntergrundbahn f метро подземка подземная дорога...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. метрополитенм.metropolitano mem metro m...Большой русско-испанский словарь
  8. метрополитенсущ. муж. родаметрополтен уem...Большой русско-украинский словарь
  9. метрополитенм. mtropolitain m...Большой русско-французский словарь
  10. метрополитенм.mtropolitain m метро подземка подземная дорога...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  11. метрополитенфранц. metropolitam. букв. столичный от греч. metropolis главный город столица метро вид городского пасс. транспорта линии крого прокладываются в туннелях по поверхнос...Большой энциклопедический политехнический словарь
  12. метрополитенметро вид рельсового пассажирского транспортаперспективный в условиях больших городов с насыщенным уличным движением.Отличается высокой эксплуатационной скоростью до км...Большой энциклопедический словарь II
  13. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН метро вид рельсового пассажирского транспорта перспективный в условиях больших городов с насыщенным уличным движением. Отличается высокой эксплуатационной с...Большой Энциклопедический словарь V
  14. метрополитенметрополитен внеуличный скоростной рельсовый транспорт в крупных и крупнейших городах мира всего в . Большинство линий проложено под землй в туннелях хотя в ряде городов ...Географическая энциклопедия
  15. метрополитенМетрополитен внеуличный скоростной рельсовый транспорт в крупных и крупнейших городах мира всего в . Большинство линий проложено под землй в туннелях хотя в ряде городов...География. Современная иллюстрированная энциклопедия.
  16. метрополитенметрo фр. metropolitain букв. столичный от греч. metropolis гл. город столица a.em underground railway subway the Metro н.em Metro UBahn Untergrundbahn ф.em metropoli...Геологическая энциклопедия
  17. метрополитенметрo фр. metropolitain букв. столичный от греч. metropolis гл. город столица a. underground railway subway the Metro н. Metro UBahn Untergrundbahn ф. metropolitain и....Горная энциклопедия
  18. метрополитенфранцузское metropolitain буквально столичный от греческого metropolis главный город столица метро пассажирский рельсовый транспорт применяющийся главным образом в боль...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  19. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН а м. mtropolitain. буквem. Столичная железная дорогаem. Метро.em Они шли пешком или нанимали кеб до ближайшей станции metropolitainа покупали билеты. спускал...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  20. метрополитенметрополитен....Киргизско-русский словарь
  21. метрополитена м.em Городская электрическая железная дорога обычно подземная.В недрах Москвы глубоко под землею мчатся поезда метрополитена.em Телешов Записки писателя.[франц. mtropo...Малый академический словарь
  22. метрополитенкорень МЕТРО корень ПОЛИТЕН нулевое окончаниеОснова слова МЕТРОПОЛИТЕНВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой МЕТРО ПОЛИТЕН Слово Метрополите...Морфемный разбор слова по составу
  23. метрополитенНачальная форма Метрополитен винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  24. метрополитенСтанция Маяковская во время налта немецкой авиации.Москва.метрополитен Действует в Москве с мая . Первые предложения о сооружении в Москве железной дороги для внутренних...Москва (энциклопедия)
  25. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕНstrong подземная железная дорога транспортная сеть используемая в городских районах. Первая подземная железная дорога была открыта в Лондоне Англия в г. Локо...Научно-технический энциклопедический словарь
  26. метрополитенметрополитен м. Вид городского пассажирского транспорта в виде рельсовой городской электрической железной дороги обычно подземной....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  27. метрополитенметрополитен метрополитен а...Орфографический словарь
  28. метрополитенu мu мн.u метрополитены Р.u метрополитенов метро подземка подземная дорога...Орфографический словарь русского языка
  29. метрополитенметрополитен...Орысша-қазақша «Көлік және қатынас жолдары» терминологиялық сөздік
  30. метрополитенметрополитен....Осетинско-русский словарь
  31. метрополитен. метрополитен вид внеуличного транспорта все пути которого технологически полностью изолированы от автомобильных дорог линии которого оборудованы станциями и расположен...Официальная терминология
  32. метрополитенmtropolitain station de mtro...Политехнический русско-французский словарь
  33. метрополитенметрополитен метрополитены метрополитена метрополитенов метрополитену метрополитенам метрополитен метрополитены метрополитеном метрополитенами метрополитене метрополитена...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  34. метрополитенОрфографическая запись слова метрополитен Ударение в слове метрополитен Деление слова на слоги перенос слова метрополитен Фонетическая транскрипция слова метрополитен [м...Полный фонетический разбор слов
  35. метрополитенметрополтена ни....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  36. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН МЕТРО от греч. столица городская внеуличная подземная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Наиб. распространен подземный вариант....Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  37. метрополитенметрополитен аСинонимы метро подземка подземная дорога...Русский орфографический словарь
  38. метрополитенМ metropoliten yeralt dmir yolu....Русско-азербайджанский словарь
  39. метрополитенtube [underground] railroad tube [underground] railway subway амер.u underground метрополитен м.uunderground railway the Metro амер.u subway метро подземка подземная д...Русско-английский политехнический словарь
  40. метрополитенметрополитен м.ithe underground subway амер.i в России тж.i metro в Лондоне тж.i tube...Русско-английский словарь
  41. метрополитенметрополитен м. the underground the Metro subway амер....Русско-английский словарь II
  42. метрополитенsubsurface railroad tube railroad underground railroad metropolitan railway tube railway underground railway subway амер. tube...Русско-английский строительный словарь
  43. метрополитенsubway undergroundСинонимы метро подземка подземная дорога...Русско-английский технический словарь
  44. метрополитенunderground...Русско-английский экономический словарь
  45. метрополитенN...Русско-армянский словарь
  46. метрополитенМетрапалтэн...Русско-белорусский словарь
  47. метрополитенметрапалтэн...Русско-белорусский словарь II
  48. метрополитенметрополите Синонимы метро подземка подземная дорога...Русско-ивритский словарь
  49. метрополитенм. metropolitana f metr m...Русско-итальянский политехнический словарь
  50. метрополитенметрополитен метро...Русско-казахский словарь
  51. метрополитенметрополитен...Русско-казахский терминологический словарь «Архитектура и строительство»
  52. метрополитенметрополитен...Русско-казахский терминологический словарь «Горное дело и металлургия»
  53. метрополитенм. метрополитен шаарларда жер астында жргзлгн темир жол....Русско-киргизский словарь
  54. метрополитенdxi tidoСинонимы метро подземка подземная дорога...Русско-китайский словарь
  55. метрополитенMetro...Русско-крымскотатарский словарь
  56. метрополитенметро...Русско-крымскотатарский словарь II
  57. метрополитенmetropolitns metro...Русско-латышский словарь
  58. метрополитенГазар доорхи далд нууц метро...Русско-монгольский словарь
  59. метрополитенUntergrundbahn...Русско-немецкий политехнический словарь
  60. метрополитенм. Untergrundbahn f....Русско-немецкий словарь
  61. метрополитенEtro...Русско-нидерландский словарь
  62. метрополитенметрополитенм см. метро....Русско-новогреческий словарь
  63. метрополитенmetro...Русско-польский словарь
  64. метрополитенмmetropolitano mu estrada de ferro subterrnea метро подземка подземная дорога...Русско-португальский словарь
  65. метрополитенmetro метро подземка подземная дорога...Русско-турецкий словарь
  66. метрополитенmetropoliten...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  67. метрополитентехн. метрополтен ну Синонимы метро подземка подземная дорога...Русско-украинский политехнический словарь
  68. метрополитенmem ksem метро метро...Русско-финский словарь
  69. метрополитенmetro poddlabov podzemn drha podzemn drha podzemn eleznice...Русско-чешский словарь
  70. метрополитен.strong allmaaraudtee.strong metroo...Русско-эстонский словарь
  71. метрополитенметрополитен [тэ\]Синонимы метро подземка подземная дорога...Русское словесное ударение
  72. метрополитенМетрополитен имени В. И. Ленина. Первые проекты строительства М. в которых предлагалось разгрузить Невский проспект соединив между собой вокзалы города относятся к . В и...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  73. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН англ. от греч. Городская железная дорога. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. метрополитен фр.em metropolitain метро го...Словарь иностранных слов русского языка
  74. метрополитенметрополитен см. метро Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М. Русский язык.З. Е. Александрова. метрополитен сущ. метро подземка Словарь русских ...Словарь синонимов II
  75. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН французское metropolitain буквально столичный от греческого metropolis главный город столица метро пассажирский рельсовый транспорт применяющийся главным о...Современная энциклопедия
  76. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН метро вид рельсового пассажирского транспорта перспективный в условиях больших городов с насыщенным уличным движением. Отличается высокой эксплуатационной ск...Современный энциклопедический словарь
  77. метрополитенскоростная городская электрическая железная дорога проходящая как правило в тоннелях а также по эстакадам или по изолированным от застройки участкамБолгарский язык Българ...Строительный словарь
  78. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН скоростная городская электрическая железная дорога проходящая как правило в тоннелях а также по эстакадам или по изолированным от застройки участкам Болгарс...Терминологический словарь по строительству на 12 языках
  79. метрополитенсеть скоростных городских внеуличных ж. д. с электр. тягой поездов. М. служит для быстрых дешевых и безопасных перевозок больших масс пассажиров и строится в больших горо...Технический железнодорожный словарь
  80. метрополитенметрополитен [фр. metropolitain] метро городская подземная в туннелях надземная на эстакадах или проходящая .по специально отведенным участкам улиц электрическая железн...Толковый словарь иностранных слов
  81. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН [тэ] а м. Подземная наземная или надземная наэстакадах городская электрическая железная дорога. Столичный м. II прил.метрополитенный ая ое и метрополитеновск...Толковый словарь Ожегова
  82. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН метрополитена м. фр. mйtropolitain букв. столичный от греч. metropolis метрополия. Подземная или на эстакадах железная дорога в крупных городах. Московский ...Толковый словарь русского языка II
  83. метрополитенметрополитен метрополитен тэ а м. Подземная наземная или надземная на эстакадах городская электрическая железная дорога. Столичный м.прил. ный ая ое и овский ая ое разг....Толковый словарь русского языка II
  84. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕН [тэ] а м. Подземная наземная или надземная на эстакадах городская электрическая железная дорога. Столичный м. прилагательное метрополитенный ая ое и метропо...Толковый словарь русского языка
  85. метрополитенУдарение в слове метрополитенУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове метрополитен...Ударение и правописание
  86. метрополитенRzeczownik метрополитен m metro n elektryczna kolej miejska n...Универсальный русско-польский словарь
  87. метрополитенметрополитен метрополитены метрополитена метрополитенов метрополитену метрополитенам метрополитен метрополитены метрополитеном метрополитенами метрополитене метрополитена...Формы слова
  88. метрополитенМетрополитен метро франц. mйtropolitain буквально столичный от греч. metrуpolis главный город столица городская внеуличная главным образом подземная железная дорога для...Художественная энциклопедия
  89. метрополитенПренит Прение Премило Потом Потир Поти Потение Пот Порто Портмоне Порт Порно Понтер Понт Понор Пони Помор Помон Помол Помои Помин Помело Полторт Полтон Полтом Полотер Пол...Электронный словарь анаграмм русского языка
  90. метрополитенМЕТРОПОЛИТЕНили метро скоростной местный пассажирский железнодорожный транспорт линии которого полностью или частично проложены в туннелях. Метрополитен обычно является о...Энциклопедия Кольера II
  91. метрополитенметрополитен метро городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Название метрополитен принято в России и во многих других странах др...Энциклопедия техники