Философская энциклопедия

Я

Я
(Эго)
согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознается как Я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Я осуществляет планирование, оценки, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения. Я (Эго) является наряду с Око (Ид) исверх-Я(супер-Эго) одной из трех психологических субстанций, предложенных ЗигмундомФрейдомдля описания динамики человеческой психики. Я, по Фрейду, осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром, как и между Ид и супер-Эго. Оно обеспечивает непрерывность и последовательность поведения, реализуя личную точку отсчета, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и будущего (представленными предвидением и воображением). Я не совпадает ни с психикой, ни с телом, хотя телесные ощущения формируют ядро раннего опыта индивида. Я, достигнув развития, способно меняться на протяжении всей жизни, особенно под воздействием угрозы, болезни и изменений условий существования. По мере развития индивида происходит дифференциация Я и развитие сверхЯ. Сверх-Я включает запреты и контроль инстинктивных импульсов через принятие родительских и социальных стандартов. И, т. о., возникает нравственный конфликт, необходимый для роста и взросления личности.Я играет роль посредника между сверх-Я и Оно (средоточием примитивных инстинктов) путем созданиязащитных механизмов.Прогресс от немедленной реакции к контролируемому поведению, от дологического к рациональному мышлению происходит медленно и осуществляется в виде многих последовательных стадий на протяжении детства. Даже достигнув физической зрелости, дюди существенно различаются между собой в формах и эффективности деятельности Я. Это важное качество было названо силой Я (Эго). Человеку с сильным Я свойственны следующие характеристики: он объективен в своих оценках окружающего мира и себя(инсайт);его деятельность организована на протяжении более долгого времени, так что возможны планирование и распорядок; он способен выполнить принятые решения и, не колеблясь, выбирать из имеющихся альтернатив; он не подчиняется слепо своим устремлениям и может направлять их в общественно полезное русло; он способен противостоять непосредственному давлению со стороны физического и социального окружения, обдумывая и выбирая собственный курс. С др. стороны, индивид со слабым Эго более сходен с ребенком: его поведение импульсивно и определяется моментом; восприятие действительности и себя искажено; он достигает меньшего успеха в подуктивной работе, поскольку его энергия тратится на защиту искаженных и нереалистических представлений о себе; он может страдать от невротических симптомов. Со времен Фрейда, определившего концепцию Я (Эго) и его структуру, и Юнга, исследовавшего Я, др. учеными были разработаны несколько иные теории Я. С точки зрения психологии Я рассматривается «как источник поведения и связующий центр личности в ее человеческом окружении. Помимо убожества его свойств, бросается в глаза известный момент свободы самосознания – огромное различие методов, которые применяются для того, чтобы побудить различных людей к определенному поведению; обращаются «к самому человеку», пользуются опосредованней его внутреннего Я или точно с той же целью обращаются неопосредственно к его членам (в случае «принуждения»), непосредственно к его влечениям или страстным желаниям (в случае «соблазна, обольщения»), или непосредственно к его нежелательным привычкам (в случае «лечения внушением»). Только при применении первого, «естественного» способа влияния мы чувствуем, что с нами обращаются, как с людьми, в то время как при применении второго способа мы чувствуем себя низведенными до положения вещи, даже и тогда, когда местное вмешательство (в случае «самовнушения») исходит от нас самих» (Metzger, Psychologie, 1941). Сознание Я (см.Осознание Я)в процессе развития человека выделяется из единого изначального сознания, которое охватывает «внешний мир» и Я в нераздельном единстве. Оно постоянно сопровождается сознанием с-самим-собой-идентичного-бытия; если, т. о., человек отчетливо познает свои телеснодушевно-духовные изменения, то он знает, что, несмотря на них, он «в своей основе» (т.е. в глубине своего Я) всегда остается одним и тем же. К наглядной сфере Я относятся тело и все, что может служить расширению этой сферы (являющемуся предметом постоянного стремления): одежда, украшения, а также имущество, в которое Я может «врастать». Часто в Я видят творческое единство; действительность приобретает смысл только будучи соотнесена с ним; наиболее четко это выражено у Фихте: «Я требует, чтобы оно обнимало собой всю реальность и достигало бесконечности». Ницше, наоборот, в отношении Я говорит: «Я – это множество личных (personenarten) сил, из которых то одна, то другая выступает на передний план». Под сверх-Я понимают, согласно Фрейду, социальную совесть, принуждающую нас отказываться от удовлетворения наших побуждений и от какой-то доли возможного счастья; см. также Оно. Согласно экзистенциализму, сверх-Я тождественно сMan.Я как носитель действия и как предмет этики – этоличность.См. такжеИндивидуализм, Индивидуальность, Индивидуум, Психоанализ.

Философский энциклопедический словарь.2010.

Я
Я — непосредственно мне данная целостность моей индивидуальной жизни. Я воспринимаю себя как центр моего сознания, как то, кому принадлежат мои мысли, желания, переживания. В то же время Я — это единство моей индивидуальной биографии, это то, что гарантирует мою само-идентичность. Наконец, Я — это то, что управляет моим телом, это инстанция, обеспечивающая свободное принятие моих решений и несущая ответственность за их осуществление и последствия.
Исторически различные способы постановки и решения проблемы Я связаны с разными этапами развития культуры и вместе с тем выражают неодинаковое понимание человека, возможностей познания и самопознания и интерпретации самой философии.
Я как проблема восприятия индивидом самого себя, как проблема “внутреннего” доступа к себе оказалась в центре философии в Новое время. В этот период обостряется понимание философии как способа самоопределения свободной личности, которая полагается только на себя, на собственные силы чувства и разума в нахождении предельных оснований жизнедеятельности. В качестве такого предельного основания и было найдено Я. Это понимание наиболее четко сформулировано Декартом, и оно во многом задало проблематику западной философии в дальнейшем. Понимание Декарта, выраженное в известном положении “Cogito ergo sum”, можно считать классическим.
В его рамках были предложены следующие решения. Согласно Декарту, можно сомневаться в показаниях органов чувств относительно существования внешних предметов. Можно сомневаться и в том, что Я правильно воспринимаю собственное тело, и даже в том, что оно существует (это может быть лишь моим сном). Можно сомневаться даже в положениях математики. Однако нельзя сомневаться в существовании моего сознания и моего Я как его центра, как того, кому принадлежит мое сознание. Декарт подчеркивает, что знание субъектом состояний собственного сознания и их отнесенности к Я — нечто отличное от знания внешних предметов. С его точки зрения, это означает, что Я имею непосредственный доступ к своей субъективной сфере, в то время как мое знание внешних сознанию тел — лишь нечто опосредованное. Поэтому, хотя в обычном опыте моя деятельность направлена прежде всего яа внешние предметы, хотя роль субъективного мира и его характеристики обычно остаются в тени, логически рассуждая, считает Декарт, именно познание субъективных состояний Я наиболее просто и очевидно. Декарт подчеркивает, что положение “Я есмь, я существую” истинно всякий раз, как только оно произносится или постигается умом. Основные характеристики Я, по Декарту, выражаются следующим образом: 1) Я — это центр моего сознания, рассматриваемого безотносительно к внешним предметам и даже к моему собственному телу; 2) Я абсолютно самодостоверно и прозрачно для самого себя; 3) мое Я существует безотносительно к существованию других Я.
Вместе с тем декартовское понимание субъективного опыта как абсолютно несомненного и самодостоверного, принятое с теми или иными модификациями представителями разных направлений западной философии и наук о человеке (в частности психологии), породило ряд трудных проблем.
1. Если абсолютно достоверно существую только Я, как Я могу знать нечто о внешнем мире и даже о том, что он существует? Как Я могу знать нечто о других Я и о том, что они существуют?
2. Где все же граница между Я и не-Я? В обычном опыте мы относим к Я все, что. связано с моим телом, что находится “внутри” него. Новедь мы можем говорить и о том, что Я управляет моим телом, “владеет” им. Значит, Я—не мое тело, а сознание, им управляющее (как считал Декарт). Но ведь Я может встать во внешнее отношение и к состояниям собственного сознания: наблюдать их (самонаблюдение, интроспекция — основной метод работы эмпирической психологии 19 — нач. 20 в.). В этом случае непосредственно достоверные состояния сознания превращаются в не-Я.
3. Как Я может наблюдать состояния собственного сознания? Если обычное наблюдение предполагает существование органов чувств и может быть как-то объяснено с помощью психофизиологии, то самонаблюдение кажется совершенно необъяснимым. И кто это Я, которое воспринимает состояния собственного сознания, как его можно идентифицировать?
В истории западной философии был предложен ряд решений этих проблем. Наиболее радикальное и в некоторых отношениях парадоксальное дали представители философского эмпиризма. Эмпирики разделяют положение Декарта о непосредственной самоочевидности субъективного опыта и о неочевидности всего, что выходит за его пределы. Вместе с тем, согласно их точке зрения, не существует того, кому этот субъективный опыт принадлежит. Я, по Д. Юму, — это не некий предмет, тем более не субстанция, а просто пучок восприятий, связанных друг с другом ассоциативными связями. Согласно Э. Маху, выделение Я из потока опыта условно, оно объясняется нуждами обыденной жизни и не может быть оправдано теоретически. К Я обычно относят наш “внутренний опыт”: наши мысли, переживания, воспоминания и т. д. Но ведь к Я можно отнести и наше тело, и даже предметы, которые для нас особенно ценны (костюм, трость, рукописи и т. д.). К Я можно отнести и вообще все предметы внешнего мира, ибо их восприятие зависит от состояния нашего тела и от нашего “внутреннего опыта”. В то же время, считает Мах, наше тело можно рассматривать как часть внешнего мира. В некоторых условиях как часть внешнего мира можно было бы рассматривать и то, что мы считаем нашим “внутренним опытом” (в частности, наши сновидения). Само деление мира на внешний и внутренний условно. Также условно и мнение о непрерывности во времени того, что мы считаем нашим “внутренним опытом”, и того опыта, который относится к нашему телу. В действительности мое сегодняшнее восприятие самого себя не имеет ничего общего с моим Я в юношеские годы. Поэтому, согласно Маху, никакой философской проблемы Я в действительности не существует. Сходную позицию выразил ранний Л. Витгенштейн, когда он утверждал, что, с одной стороны, Я выражает границу мира (и в этом смысле определяет мир), но, с другой стороны, Я как субъект в мире не существует.
Свое решение проблемы дали философские трансценденталисты. С их точки зрения, опыт не может быть понят в качестве совокупности ассоциаций элементарных чувственных единиц — ощущений (как считали эмпирики), а включает необходимые зависимости, имеющие априорный характер. Наличие последних предполагает существование обеспечивающего их Я. При этом Я разделяется на Я эмпирическое (лежащее в основе индивидуального эмпирического сознания) и Я трансцендентальное (находящееся в глубине самого эмпирического Я и делающее последнее возможным).
Согласно Канту, внутренний опыт индивидуального эмпирического сознания отнюдь не более непосредствен и самоочевиден, чем опыт внешний, относящийся к миру внешних этому сознанию предметов (Кант критикует в этой связи идею Декарта о непосредственной очевидности только данности сознания). Дело в том, что внутренний опыт не только лишен некоторых существенных особенностей внешнего, позволяющих последнему быть основой теоретической науки, но и невозможен без внешнего созерцания. Временное определение, являющееся формой упорядочивания внутреннего опыта, существует лишь через воплощение хода времени в тех или иных пространственных процессах, т. е. процессах, происходящих с теми или иными предметами внешнего опыта. Поэтому существование эмпирического Я как центра индивидуального эмпирического сознания предполагает существование внешних явлений, которые от этого Я не зависят. Вместе с тем эмпирическое Я невозможно также без существования Я трансцендентального: первое есть не что иное, как явление эмпирическому субъекту трансцендентального Я. Именно последнее истолковывается Кантом как условие объективности опыта. Ведь каждый опыт — это мой опыт, рассуждает Кант. Ничьего опыта не бывает. Объективность опыта возможна лишь при условии его непрерывности. А это значит, что непрерывным должен быть и тот, кому опыт принадлежит, т. е. Я. Трансцендентальное единство апперцепции, утверждение “Я мыслю”, потенциально сопровождающее течение опыта, является гарантом объективности последнего и вместе с тем его основанием. Опыт, независимый от эмпирического Я, оказывается зависимым от Я трансцендентального. Вместе с тем положение “Я мыслю”, являющееся, по Канту, высшим основоположением всякого знания, знанием не является. Оно выражает акт сознания, но не знания, ибо соответствующий ему предмет — мыслящее Я — не дан ни в каком опыте. Трансцендентальное Я не может быть объектом самого себя. О нем можно лишь как-то мыслить или символически намекать на него, но не знать (Кант различает мышление и познание, сознание и знание). Трансцендентальное Я как основа знания, как источник единства сознания, как гарантия человеческой свободы не может быть познано, ибо является вещью в себе.
Несколько иное решение проблемы Я предложил Э. Туссерль в рамках трансцендентальной феноменологии. Он так же, как и Кант, подчеркивает невозможность существования Я вне его отношения к внешнему для него объекту. Я и его объект — это два необходимых полюса всякого акта сознания. Это интенциональное отношение выражает специфику Я. Поэтому никакой “чисто внутренний” опыт принципиально невозможен. Интенциональными объектами могут быть не только физические вещи, другие люди, события, но и состояния собственного сознания и само Я. Вместе с тем, согласно Гуссерлю, интенциональный объект может и не быть реальным. Достаточно того, что он дан Я непосредственно в его опыте. От решения вопроса о реальности феноменов, данных Я, феноменология воздерживается (т. н. “трансцендентальная редукция”). В отличие от мнения Канта о невозможности иметь знание о трансцендентальном Я как о вещи в себе Гуссерль считает возможным такое знание. Трансцендентальное Я, выражающее глубинную основу индивидуального сознания, может быть дано самому себе с непосредственной очевидностью в акте трансцендентальной рефлексии. В случае осуществления этой рефлексии имеет место “абсолютное знание”, лежащее в основе всякого знания и служащее верховной инстанцией обоснования познания и сознания вообще. С этой точки зрения вся трансцендентальная феноменология может рассматриваться в качестве “эгологии”, учения о трансцендентальном Я.
Однако трансценденталистское понимание Я порождает ряд трудностей. Тлавной из них является идентификации Я. С одной стороны, трансцендентальное Я понимается как глубинное выражение моей индивидуальности, оно дается в акте моей рефлексии, направленной на мое сознание. Но, с другой стороны, в этом Я (в отличие от Я моего эмпирического сознания) стерты всякие следы индивидуальности, в нем по существу нет разницы между мною и тобой.
Неклассическое понимание Я, разрабатывающееся в философии 20 в., отказывается от того понимания Я, которое сформулировал Декарт. Важно подчеркнуть, что это не означает отказа от самой проблемы. Я понимается как выражение принципиальных зависимостей, связанных, во-первых, с включением человека в мир предметов и ситуаций посредством его тела, во-вторых, с отношением человека к другим людям, в том числе через коммуникацию. Неклассическое понимание, т. о., снимает ряд проблем, связанных с пониманием Я в классической философии и вместе с тем открывает новые измерения проблемы.
1. Телесная воплощенность Я. Казалось бы, факт этот очевидный, по крайней мере с точки зрения здравого смысла, хотя для Декарта в существовании моего тела можно усомниться. Однако философское принятие этого факта как достоверного и его анализ открыли ряд важных особенностей Я и его самопереживания.
Во-первых, бьюо показано, что вопреки классическому пониманию Я (разделявшемуся в этом пункте и эмпириками) акты моего сознания можно идентифицировать только при условии их отнесения к конкретному телесному индивиду, занимающему определенное положение в пространстве и времени, в мире физических предметов и реальных событий, имеющего определенную биографию, которая тоже есть не что иное, как жизнь в отношениях с другими людьми (такими же эмпирическими телесными существами, как и Я) и в реальных конкретных ситуациях. Вне моего тела со всеми его случайными эмпирическими характеристиками мое Я не существует.
Во-вторых, полноценное самосознающее Я не дано исходно, а возникает на определенном этапе из отношения с другими. Однако уже в первоначальном опыте уникальное положение моего тела в пространстве и времени связано с особенностями моего восприятия мира. По мнению ряда мыслителей, первое даже определяет последнее.
Так, Ж. Пиаже считал, что, согласно экспериментальным данным, полученным в его исследованиях н осмысленных в его генетической эпистемологии, ребенок на первых этапах психического развития как бы сливается со своим телом. Он не может в этот период отнестись к себе со стороны, не отличает себя от состояний своего тела, а последние от внешних предметов. Это стадия “эгоцентризма” (хотя сознательное “это”, Я еще не существует), означающая, что ребенок не может понять уникальность своей позиции в качестве включенной в иные возможные позиции. Другие люди, прежде всего взрослые, воспринимаются в качестве источников удовольствий и наказаний, центрированных вокруг тела ребенка. Психическое развитие, по Пиаже, означает последовательную децентрацию интеллектуальных структур, т. е. возможность отношения к себе со стороны. Это означает возникновение Я. Гуссерль в поздних работах обращает внимание на то, что объективная структура опыта конституируется через отношение к моему телу и его уникальному положению. Так, напр., основные пространственные значения опыта — “здесь” и “там”. Между тем “здесь” — это место, где я нахожусь со своим телом, точнее, это мое тело. “Там” понимается как потенциальное “здесь”, т. е. опять-таки определяется через отношение к моему телу. Если бы не было различий между разными частями моего тела, то не было бы и различий между “впереди” — “сзади”, “налево” — “направо” и т. д. Другой человек тоже конституируется мной через отношение к моему опыту, т. е. к моему телу.
Согласно Ж. П. Сартру, исходным образом сознание эмпирического субъекта неотличимо от переживания собственного тела, его возможностей и той ситуации, в которой тело оказалось. Субъект на этой стадии не существует как Я. А это значит, что он не может отнестись к себе со стороны, не может локализовать свои переживания (напр., боли), не отличает их от того, что происходит с внешними предметами. Возникновение Я означает разрыв с этим непосредственным опытом.
Пиаже, Гуссерль и Сартр правы в том, что восприятие субъектом своего тела и его действий отличается от восприятия внешних ему предметов и ситуаций и не может быть понято по аналогии с последним. Восприятие меня другим субъектом действительно отличается от моего самовосприятия. Данные философы неправы в другом: в интерпретации самовосприятия как исходного опыта и восприятия внешних предметов и ситуаций как опыта производного. Современная психология, в частности работы Дж. Тибсона и У. Найссера, показала, что восприятие субъектом своего тела, его положения среди других предметов опыта и восприятие внешних телу предметов и событий взаимно предполагают и дополняют друг друга (см. Восприятие). Субъект видит свои руки, ноги и другие части тела (хотя не может видеть своего лица — это важный факт опыта, имеющий философские последствия), слышит и видит свои шаги, слышит звуки собственного голоса, чувствует движения своих конечностей и головы, получает разного рода информацию от всех частей тела. Это позволяет ему специфицировать свое меняющееся положение в реальном мире и воспринимать реальные ситуации такими, какие они есть. Поэтому в действительности ребенок сразу же отличает себя от внеп:!;;!х предметов (нет “эгоцентристской” стадии в его развитии) и не пугает себя с собственной матерью. Другое люди не конституируются субъектом в соотношении с собственным телом. Взрослые для ребенка не просто части его мира, центрированные вокруг его тела. Есть основания полагать, что ребенок изначально воспринимает эмоциональные состояния других людей (прежде всего своей матери) как реально существующие, а не просто заключает о них по аналогии с собственными на поздних стадиях психического развития (младенцы от рождения готовы к восприятию улыбающегося или нахмуренного лица). “Здесь” и “там” пространственной структуры опыта взаимно предполагают друг друга.
2. Неполная самоочевидность Я. Для классической философии Я и явления сознания, ему принадлежащие, считались не только самоочевидными, но даже единственно несомненными. Но если мы рассматриваем Я как некое эмпирическое единство, как неотрывное от тела индивидуального субъекта со всеми его случайными характеристиками и как связанное с деятельностью субъекта в реальном мире и в отношениях с другими людьми, то вопрос об очевидности Я должен стоять уже иначе. Конечно, нельзя сомневаться в том, что мое Я существует, как и в том, что Я имею такие-то мысли и намерения, что Я принимаю такие-то решения и испытываю какие-то переживания. Вместе с тем Я могу заблуждаться относительно смысла моих переживаний: напр., неправильно локализовать чувство боли, неправильно соотнести представление памяти с реально имевшими место событиями (и тем самым “вспомнить” то, чего не было, т. е. считать воспоминанием то, что на самом деле им не является). Для Декарта и Гуссерля указанные факты не отменяют тезиса о самоочевидности состояний сознания, ибо для них сознание — это некий самостоятельный мир, связь которого с миром внешним как раз весьма проблематична и во всяком случае ничего не говорит о смысле явлений сознания. Но для неклассического понимания Я сознание не есть особый мир, весь смысл сознания состоит именно в ориентации во внешней реальности, и если мое осмысление моих переживаний с точки зрения отнесения их к реальности оказывается ошибочным, то это означает также и ошибочные суждения Я о состояниях своего сознания и тем самым о себе, ибо вне этих состояний Я не существует. Я включает как необходимый компонент собственный образ, или Я — концепцию: систему мнений (некоторые из них могут быть не до конца осознаны) относительно своей внешности, своего прошлого, особенностей своего характера и личности, желательного состояния — “идеального Я”, а также самооценку — определение того, насколько мое реальное Я соответствует моему Я идеальному. Как показывают многочисленные исследования современных психологов, наличие ошибочных суждений в составе Я — концепции, т. е. заблуждения Я о себе самом, является довольно распространенным. В 20 в. была сформулирована теория (в психоанализе 3. Фрейда), согласно которой Я вообще не знает глубинных состояний собственной психики, ибо последние не даны сознанию, будучи подсознательными. Согласно психоанализу, Я не может иметь полного контроля даже над сознанием, ибо импульсы, идущие от подсознания, могут влиять и на сознание. Тем более Я не может считаться верховной инстанцией, принимающей свободные решения и несущей за них ответственность, хотя само Я ошибочно воспринимает себя в качестве такового. Психоаналитическая трактовка Я вызвала множество возражений. Одно из наиболее интересных принадлежит Сартру. С его точки зрения, сознание изначально и необходимо свободно. Однако оно может пытаться избежать этой свободы, ибо признание последней означает взятие на себя ответственности за собственные поступки. Эта попытка и выражается в свободном ограничении собственной свободы в виде создания подсознательного мира как якобы самостоятельного и от сознания независимого. Наличие подсознания (а как факт оно существует) — это просто самообман сознания, способ избежать ответственности.
В современной философской и психологической литературе идет полемика по поводу возможностей самообмана Я, по поводу взаимоотношений сознательного и бессознательного в Я. Высказываются разные точки зрения. Но сама проблема признается реальной всеми спорящими сторонами.
3. Я как продукт коммуникативных взаимодействий с другими людьми. Для неклассического подхода Я не является чем-то изначально и первично данным. Оно возникает в определенных условиях, а точнее, создается в моем взаимодействии с другими людьми и вне этих отношений не существует. Конечно, Декарт прав в своей констатации: когда субъект произносит фразу “Я мыслю (или сознаю)”, он тем самым утверждает факт своего существования. Но все дело в том, что предоставленный самому себе одинокий субъект (а в классической философии он понимался как тождественный своему сознанию), понимаемый в отьединенности от внешнего мира и мира других людей, не может произнести этой фразы. Ибо констатация себя в качестве существующего, означающая акт саморефлексии, предполагает превращение себя в объект собственного Я. А это возможно лишь в том случае, если Я могу “взглянуть” на самого себя, осмыслить себя в воображении или в мысли, встав на точку зрения другого человека. Этот другой является обобщенным, поэтому Я могу описывать состояния своего сознания, думать о своем прошлом или анализировать свою Я—концепцию (в этом случае мое эмпирическое Я становится объектом моего самопознания), но Я в принципе не могу сказать ничего определенного о том Я, которое является субъектом всех этих актов, ибо последнее Я не является эмпирическим объектом.
Такое понимание Я, важное для неклассического подхода, по-разному осмысливается в различных концепциях.
Так, Сартр подчеркивает, что Я не только чуждо природе индивидуального сознания (которое сливается со своим телом в его субъективной данности), но и в определенном смысле искажает его характеристики. Сознание изначально свободно, а Я выражает ограничение этой свободы, ибо обладает определенными конкретными характеристиками, относящимися к данному человеку. Я — это как бы отвердевание абсолютной изначальной свободы индивидуального сознания. Я как объект является результатом саморефлексии и последняя, как знание, адекватна этому объекту. Это, однако, предполагает, что знание о Я не дает подлинного знания о человеке. Я как акт саморефлексии и как его объект возникает из моего отношения к другим. Этот процесс проходит несколько стадий. Сначала человек чувствует себя объектом другого (напр., когда другой его разглядывает), но не знает себя в таком качестве в полной мере. И лишь в результате речевой коммуникации возникает полноценное Я. Поскольку Я как бы загораживает подлинную жизнь субъекта от него самого (является, по Сартру, примером “ложного сознания”), субъект пытается избавиться от него. Но сделать этого он не может, во-первых, потому, что пустое само по себе сознание тяготеет к оплотнению, к самообъективации в виде Я, а во-вторых, потому, что жизнь в обществе других людей заставляет сознание принимать образ Я (человек не может жить вне общества других, но именно другие заставляют его принять образ Я, тем самым затрудняя для него доступ к самому себе: “другие — это ад”). Единственное, что может сознание сделать это, — постоянно менять свое Я, меняя образ Я (одно неотделимо от другого). Постоянная смена Я — это, по Сартру, важный показатель аутентичности жизни.
Иное, более плодотворное понимание Я дает отечественный философ Μ. Μ. Бахтин. Он подчеркивает отличие самовосприятия (Я для себя) от восприятия меня другим (Я для другого). Вместе с тем полноценным Я может стать, лишь отнесясь к себе с точки зрения другого человека. Ведь другой видит во мне то, что сам Я в принципе не могу увидеть: мое лицо, мое тело в его целостности и в его отношении к окружающим меня предметам и людям. Другой своим “избытком видения” восполняет меня для меня самого. Усваивая точку зрения другого, человек не “искажает” свое сознание (как считает Сартр), а, наоборот, получает возможность для его развития. Я нуждаюсь в другом человеке для самоосуществления. Все виды жизни сознания, включая переживания, мысли, образ самого себя, предполагают отношение к себе как бы извне, т. е. с точки зрения другого.
Очень интересную и перспективную концепцию Я развивает современный английский философ и психолог Р. Харре, попытавшийся переработать ряд идей выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского и позднего Л. Витгенштейна. Концепция Харре основана на философском анализе большого материала современной психологии, лингвистики и культурной антропологии. Согласно Харре, Я имеет дискурсивный характер и является продуктом определенного рода коммуникаций. Я не является субъективно переживаемой данностью сознания, поэтому оно не может быть обнаружено при простом описании последнего (в констатации этого факта представители философского эмпиризма были правы). Я — это концепция, можно даже сказать, определенная теория. Она не изобретается отдельным человеком, а усваивается каждым индивидом в процессе его коммуникаций с представителями определенной культуры. Поскольку культуры различаются друг от друга в пространстве и истории, Я тоже может иметь различия. В нашей культуре оно имеет три функции: 1) выражает формальное единство сознания, играет роль его центра, 2) характеризует единство и непрерывность моей индивидуальной жизни, моей биографии, 3) воплощает агента действий, осуществляемых на основе свободно принимаемых решений. Каждая из этих функций (в том числе и возможность свободного выбора) может выполняться лишь в результате индивидуального усвоения определенных “коллективных представлений” о сознании и познании, об индивиде, его возможностях, правах и обязанностях, ценностях жизни. В этой связи Харре считает необходимым различить два Я. Одно относится к индивиду как существующему в пространстве и времени и включенному в определенную культуру. Это Я выражает мою ответственность за свои действия, предполагает наличие у меня памяти и единства биографии, вследствие чего Я отвечаю не только за то, что сделал только что, но и за то, что совершил в прошлом. Такого рода Я присуще всем культурам, т. к. без него никакая общественная жизнь невозможна. Но есть и другое Я, которое присуще мне, но не может быть локализовано в пространстве и времени. Это Я выражает наличие некоторого “внутреннего мира”, который является предметом рефлексивного отношения со стороны второго Я. “Внутренний мир” сознания не существует изначально (как считала философская классика), а конструируется в результате развития моих внешних коммуникаций с другими людьми (здесь Харре использует ряд идей Выготского). Вместе с тем такого рода образование присуще не каждой культуре, а во многом специфично для западной культуры последних столетий. Я, являющееся центром рефлексии над “внутренним миром” сознания (такое Я, по мнению Харре, отсутствует в ряде незападных культур), можно считать своеобразным трансцендентальным Я, т. к. оно не дано в эмпирическом опыте, а служит для формального увязывания данных сознания. Однако оно вовсе не выражает изначальной природы сознания, как думали философские трансценденталисты, и тем более не является “вещью в себе”, как считал Кант. Это просто социальная конструкция, присущая культуре определенного типа.
Харре обращает внимание на то, что одновременное выполнение Я всех его трех функций (что характерно для современной западной культуры) не является логически обязательным. Эти функции могут быть и разъединены. Напр., субъект может обладать Я как формальным единством сознания и вместе с тем не иметь Я в качестве непрерывности индивидуальной жизни — биографии (это возможно в случае провалов памяти). Я могу иметь Я как формальное единство сознания и непрерывность моей биографии и вместе с тем не иметь Я в качестве инстанции принятия свободных и ответственных решений (это имеет место в случае некоторых видов шизофрении). Возможны и иные случаи. Все они обычно рассматриваются в качестве индивидуальной патологии. Но они могут быть и следствием изменений в культуре и тогда стать массовыми. В случае т. н. “измененных состояний сознания” Я вообще может временно исчезать. Одним словом, современное Я — это хрупкое образование, возможное лишь в определенных культурных и исторических условиях.
Сегодня можно говорить о возникновении постнеклассических подходов к пониманию Я, которые ставят под сомнение уже некоторые установки неклассического его понимания. Постнеклассический подход к Я концентрируется вокруг двух моментов: 1) телесная воплощенность Я. Обращается внимание на то, что по крайней мере одна из функций Я, а именно та, которая обеспечивает единство биографии, может воплощаться не только в индивидуальной памяти, но и в текстах, свидетельствующих об индивидуальной жизни. В этом случае можно говорить о том, что мое Я существует не только в телесной оболочке, но и в виде различных текстов — файлов (“файловое Я”). Правда, это не полноценное существование Я, тем не менее современному человеку все чаще приходится общаться с другим Я через файловые воплощения (в частности, в случаях телекоммуникации). Поскольку один и тот же относящийся ко мне файл может быть одновременно в разных местах, можно говорить о том, что мое файловое Я, являясь уникальным и индивидуальным, вместе с тем может существовать во многих экземплярах.
В рамках исследований когнитивной науки анализируется возможность управления с моей стороны на расстоянии искусственным сооружением, отчасти подобным моему телу, но находящимся в другом месте (“телеприсутствие Я”). Можно ли считать, что в этом случае мое Я воплощается сразу в двух телесных оболочках?
Если Я есть не что иное, как некая система дискурсов, то можно ли эту систему реализовать в другой телесной оболочке, подобно тому, как одна и та же программа может быть реализована разными компьютерами? Этот вопрос тоже является сегодня предметом дискуссий философов и специалистов по искусственному интеллекту; 2) исчезновение Я как результат коммуникативных взаимодействий. Ряд исследователей принимают идеи М. Бахтина и Р. Харре о том, что мое Я является результатом коммуникативных отношений с другими, и в то же время делают из этого вывод об исчезновении в современных культурных и социальных условиях самого Я. Этот вывод данные теоретики (как правило, разделяющие установки постмодернизма) пытаются обосновать анализом двух обстоятельств. Во-первых, разные потоки коммуникации, в которые оказывается втянутым современный человек, настолько многочисленны и разнородны (а иногда и несоизмеримы), чтоиндивидуальное сознание неспособно интегрировать их в виде единства Я. Сознание оказывается “перенасыщенным” и “фрагментированным”. Во-вторых, все без исключения традиции с воплощенной в них иерархией ценностей утратили сегодня авторитет, не могут считаться непререкаемыми. Поэтому Я как агент действия, предполагающий наличие “коллективных представлений” о правах и обязанностях индивидов и ответственность за свои поступки, теряет смысл. С этой точки зрения нельзя говорить об искренности, об аутентичном существовании, ибо ни один способ бытия не может быть менее или более аутентичным. Я не могу считаться автором своих поступков, полагают эти теоретики, ибо реагирую в основном в соответствии с теми системами коммуникации, в которые оказался случайно втянутым. Я не являюсь и автором собственных текстов, ибо последние в действительности не что иное, как коллажи, склейки из текстов иных. Если в рамках неклассического понимания Я психологи исследовали, напр., смену типов самоидентификации в течение жизни (работы Э. Эриксона о кризисах самоидентификации), то психологи, придерживающиеся постмодернистского подхода (К. Джерджен), утверждают, что сегодня проблема самоидентичности вообще потеряла смысл. Став фрагментированным, Я исчезает. Важно подчеркнуть, что речь идет не только об исчезновении Я как философской проблемы. Классики философского эмпиризма тоже считали, что Я как философская проблема не существует. Однако для них Я вместе с тем выражало важные особенности нашего обыденного опыта. С точки зрения теоретиков постмодернизма, когда-то ранее Я существовало и выражало особенности индивидуальной жизни в условиях определенной культуры. Ныне, по их мнению, Я исчезло, и с этим уже нельзя ничего поделать.
В постмодернистской интерпретации Я фиксируется ряд проблем современной культуры. Однако в целом оно вряд ли приемлемо. Моя включенность в разные потоки коммуникаций вовсе не означает моей растворенности в них. Развитие культуры ведет не к смазыванию индивидуального начала, авторства, а к росту индивидуализации, повышению роли творчества. Конечно, можно говорить об изменении типа личности, характера Я и, возможно, о смене способов самоидентификации, но отнюдь не об исчезновении Я. Если бы постмодернисты были правы, культура и человек не имели бы будущего.
Гораздо более интересной и перспективной представляется программа коммуникативной интерпретации Я в русле идей Бахтина и Харре. Эта программа предполагает осмысление современного материала психологии, культурологии, лингвистики. Роль философа в ее осуществлении состоит в выявлении и анализе разных смысловых структур, включенных в такое сложное образование, как Я, в исследовании разных взаимоотношений между этими структурами, при этом не только таких, которые сегодня имеют место, но и таких, которые возможны в иных ситуациях. Такой анализ может пролить свет на возможные пути изменения культуры и человека.
Лит.: Декарт Р. Рассуждение о методе. Метафизические размышления.— Избр. произв. М., 1950; Юм Д. Исследования о человеческом познании.— Соч. в 2 т., т. 2. М., 1965; Max Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908; Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике.—Соч. в 6 т., т. 4, ч. 1.М., 1965; Пиаже Ж. Психология интеллекта.— Избр. психологические труды. М., 1969; ГибсонДж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988; Найссер У. Познание и реальность. М., 1981; Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности.— В кн.: Он же. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Михайлов Φ. Τ. Загадка человеческого “Я”. М., 1964; Кон И. С. Открытие “Я”. М., 1979; Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996; Husserl E. Cartesianische Meditationen und Pariser Vortrдge. Husserliana, Bd. l. Haag., 1950; Sartre J.-P. L'Etre et le néant. Essai d'ontologie phénoménologique. P., 1943; Idem. La Transcendance de l'ego. P., 1966; Strav/son P. Individuais. L., 1959; Popper К., Eccles С. The Seifand Its Brain. В.—L., 1981; Harre R. Personal Being. Cambr. (Mass.), 1984; Harre R., GtllettG. The Discursive Mind. L., 1994; TaylorCh. Sources of the Self. Cambr. (Mass.), 1989; The Mind's 1. Fantasies and Reflections on Self and Soul. Composed and arranged by D. Hofstadter and D. Dennett. Toronto—N. Y.—L., 1981; Gergen K. The Saturated Self: Dilemmas of Identity in Contemporary Life. N.Y.,1991.
В. А. Лекторский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


Синонимы:
автор, автор этих строк, аз, аз многогрешный, буква, ваш покорнейший слуга, ваш покорный слуга, моя особа, моя персона, мы, пишущий эти строки, эго


  1. ясубъектstrong этот речьstrong я субъект этой речи этого действия например указывая на себяавтор этой речи обозначение себя в речи.ваш [твой] покорный [покорнейший] слу...Идеографический словарь русского языка
  2. ямой автомобиль. EdwART.Словарь автомобильного жаргона Синонимы автор автор этих строк аз аз многогрешный буква ваш покорнейший слуга ваш покорный слуга моя особа моя перс...Автомобильный словарь
  3. яменеменя...Беларуска-ўкраінскі слоўнік
  4. ямене мен я...Білорусько-український словник
  5. японятие выражающее результат выделения человеком самого себя из окружающей среды позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний действий ...Большая психологическая энциклопедия
  6. яIstrong тридцать третья и последняя буква русского алфавита. До реформы русского алфавита за буквой Я следовали ещ Кириллица ей соответствовали буквы II в философии выра...Большая Советская энциклопедия II
  7. яIstrong тридцать третья и последняя буква русского алфавита. До реформы русского алфавита за буквой Я следовали ещ Кириллица ей соответствовали буквы II в философии выра...Большая Советская энциклопедия II
  8. яI буква алфавита от а до я dalla alla zeta II мест. личн. л. ед. io me mi в косвенных падежах в итальянском языке в неударных формах часто опускается я уезжаю завтра ...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  9. яличн. мест. ich G meiner Dem mir Aem michвместо меня statt meinerменя не было дома ich war nicht zu Hauseу меня нет брата ich habe keinen Bruderскажите мне sagen Sie ...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. яяichСинонимы автор автор этих строк аз аз многогрешный буква ваш покорнейший слуга ваш покорный слуга моя особа моя персона мы пишущий эти строки эго...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. яя . личн. мест. ich G meiner D mir A mich вместо меня statt meiner меня не было дома ich war nicht zu Hause у меня нет брата ich habe keinen Bruder скажите мне sagen Sie ...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. яЯ последняя буква алфавита которая в Одессе часто становится первой. Я вас прошу! Я вам покажу! Я их сделаю! Я имел всех в виду! Я имею для вас в запасе еще пару теплых...Большой полутолковый словарь одесского языка
  13. яа что я говорил!будь я проклятбудь я трижды проклятвот это я понимаю!вот я тебя!доложу я вамдоложу я тебекак я погляжукто куда а я в сберкассуне я будуну что я говорил!ну...Большой русско-английский фразеологический словарь
  14. я11ДЛИННЫЙ ЯЗЫК collu disapprovuNPu . \Я чей кого fixed WOu excessive talkativeness the inability to keep a secret or restrain o.s.u in conversationbig mouthloose tongue. ....Большой русско-английский фразеологический словарь
  15. я10ДРНУЛО ЗА ЯЗЫК кого colluЧРТ less often БЕС ЛШИЙ ДРНУЛ ЗА ЯЗЫК highly colluНЕЛГКАЯ ДРНУЛА ЗА ЯЗЫК highly colluVPu impersu st varVPu subj.u other variants used to express ...Большой русско-английский фразеологический словарь
  16. я1ВОТ Я ТЕБЯ его е вас их highly colluInterjuthese forms onlyfixed WOu used sometimes after a command as a threat to the person addressed or to another person Ill show you ...Большой русско-английский фразеологический словарь
  17. я17ОСТРЫЙ ЯЗЫКNPusing only . \Я чей кого. Also ОСТРЫЙ ЯЗЫЧОК collu s.o.u s ability to say and habit of saying sarcastic cutting things in conversationsharp biting barbed qui...Большой русско-английский фразеологический словарь
  18. я70В ДОЛГИЙ ЯЩИК откладывать что colluPrepPuInvaruadvuthe verb is usu.u negated or used with нельзя не надо незачем etcuoften Verbal Advu не откладываяfixed WOu of a person ...Большой русско-английский фразеологический словарь
  19. я7БОЕК БОЙКИЙ НА ЯЗЫК НА СЛОВ АAdjPusubjcomplu with copula subju human all variants or modifu variants with longform Adjuusu.u this WOu a person who is quick in conversatio...Большой русско-английский фразеологический словарь
  20. я71СЫГРАТЬ В ЯЩИК substanduVPusubju human to dieX сыграл в ящик X kicked the bucketX popped off.Вот вы например мужчина видный возвышенного роста хотя и худой. Вы считается...Большой русско-английский фразеологический словарь
  21. ямест. личн. меняu мне мной мноuю обо мне yoто я soy yoвот и я! aqu estoy! hme aqu!ни ты ни я ni t ni yoте меняu! djeme pasar! неu было доuма yo no estaba en casaте м...Большой русско-испанский словарь
  22. яместоим.сущ....Большой русско-украинский словарь
  23. яменя мне мной мною обо мнеem мест. moi в им. п. вин. п. и дат. п. а тж. при предлогахem me в вин. п. и дат. п. в безударном положенииem je перед личн. формой гл. это я ...Большой русско-французский словарь
  24. яБез меня меня женили.strong Разг. Шутлem. О ситуации когда комул. поручено чтол. без его ведома согласия. БТС ФСС Жук. СПП . Меня не ждали а я припрласяstrong. Жарг....Большой словарь русских поговорок
  25. язайм.мен....Большой украинско-русский словарь
  26. яменя мне мной мною обо мне мест. moi в им. п. вин. п. и дат. п. а тж. при предлогахem me в вин. п. и дат. п. в безударном положенииem je перед личн. формой гл. это я ces...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  27. яЯ последняя тридцать третья буква русского алфавита восходит к юсу малому см. Юсы....Большой энциклопедический словарь III
  28. яЯ последняя тридцать третья буква русского алфавита восходит к юсу малому . см. Юсы....Большой Энциклопедический словарь V
  29. яI невдм.i с.i Тридцять третя лтера укранського алфавту на позначення сполучення й або мякого приголосного звука з голосним звуком а.Вд од а до я вд початку до кнця усе....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  30. яЯstrongфундаментальная категория философских концепций личности выражающая рефлексивно осознанную самотождественность индивида. Становление Я в онтогенетическом плане пон...История философии II
  31. яI либо или бгн я ерте сегодня или завтраII межд. О! я алла О аллах! я дай о боже!...Казахско-русский словарь
  32. яя I то же что ыя мага эмне асыласы я ты что ко мне присташь а я кандай уул кандай акча какой сын какие деньги а я II ир. о! я кудай! о боже!...Киргизско-русский словарь
  33. яэто согласно концепции автора критериальнооценочное пространство объектов представлений о самом себе о внешнем и о внутреннем мире которое существует в сознании любого че...Краткий критериологический словарь
  34. яих. автор автор этих строк аз аз многогрешный буква ваш покорнейший слуга ваш покорный слуга моя особа моя персона мы пишущий эти строки эго...Краткий церковнославянский словарь
  35. яПри использовании Я в качестве местоимения первого лица единственного числа никаких трудностей не возникает но когда Я используется самостоятельно применительно к СТРУКТУ...Критический словарь психоанализа
  36. яа или либо разве да ср. яки яни къса я сен не дединъ а ты что сказал энди кельдими я он уже пришл да я да или я озю келир я да бир достунен или один придт или с другом яя...Крымскотатарско-русский словарь II
  37. яЯ ego egomet aetas mea...Латинский словарь
  38. яя або я що чи що я не абищо Франко...Лексикон львівський
  39. яВживаться в с. р. мале я....Літературне слововживання
  40. яВживаться в с. р. мале я....Літературне слововживання
  41. яЭто был учебный проект московской рокгимназии в котором участвовали ее выпускники и педагоги. В первый состав вошли основатель рокгимназии Сергей Задора вокал эксСтрайкъ ...Малая энциклопедия русского рока
  42. янескл. ср.Название тридцать третьей последней буквы русского алфавита. от а до я меня мне меня мной и мною обо мне мест. личн. л. ед. ч.em Употребляется для обозначения ...Малый академический словарь
  43. яЯ буквенное значение одного из флагов военноморского свода сигналов. Флага Я в международном своде сигналов нет. Самойлов К. И.Морской словарь. М.Л. Государственное Вое...Морской словарь
  44. яЯ фундаментальная категория философских концепций личности выражающая рефлексивно осознанную самотождественность индивида. Становление Я в онтогенетическом плане понимае...Новейший философский словарь
  45. яфундаментальная категория философских концепций личности выражающая рефлексивно осознанную самотождественность индивида. Становление Я в онтогенетическом плане понимается...Новейший философский словарь II
  46. яя . буква Тридцать третья буква русского алфавита. . ср. нескл. Употр. при обозначении сознаваемой человеком собственной сущности самого себя в окружающем мире как лично...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  47. яя . суффикс см. а . . суффикс см. а . . суффикс см. а ....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  48. яя я нескл. с. осознаваемая человеком собственная личность индивидуальность также филос. название буквы...Орфографический словарь
  49. яя я меня мне мной обо мне местоим....Орфографический словарь
  50. яР. меня Д.u мне Тв.u мной и мною Пр.u обо мне местоим. Синонимы автор автор этих строк аз аз многогрешный буква ваш покорнейший слуга ваш покорный слуга моя особа моя пер...Орфографический словарь русского языка
  51. яя займенник...Орфографічний словник української мови
  52. ямногозначный термин психологии и педагогики. . Ощущение и или осознание собственной идентичности и личной обособленности. Я возникает на основе взаимодействия становящейс...Педагогический терминологический словарь
  53. яя меня мне мной мною мне...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  54. яОрфографическая запись слова я Ударение в слове я Деление слова на слоги перенос слова я Фонетическая транскрипция слова я [а] Характеристика всех звуков я [а] гласный ...Полный фонетический разбор слов
  55. яЯ мене мен до мене ми нас займ....Правописний словник Голоскевича
  56. яЯ йому знаш так так так так а вн мен те те те те.Коли няк не можуть порозумтися.Я не я й рука не моя.Коли винний вда з себе невинного.Я робити добре вмю пч топлю руки...Приповідки або українсько-народня філософія
  57. яЕвр. Как утверждается в Зохаре слово с помощью которого Элохимы образовали миры. Слог этот есть народная переработка и одна из многих форм тайного имени Иао. см. Иахо и ...Религиозные термины
  58. яНе я буду реже не я буду если не.hНе я буду я не я буду якщо коли не.По мне разг.em.hЯк на мене про мене нодem щодо мене для мене.Я не я [ лошадь не моя] разг.em.hЯ не я ...Російсько-український словник сталих виразів
  59. япоследняя тридцать третья буква русского алфавита восходит к юсу малому.Источник Энциклопедия Русская цивилизация автор автор этих строк аз аз многогрешный буква ваш поко...Русская энциклопедия
  60. яя меня мне мной обо мне местоим.Синонимы автор автор этих строк аз аз многогрешный буква ваш покорнейший слуга ваш покорный слуга моя особа моя персона мы пишущий эти ст...Русский орфографический словарь
  61. яek eo mi...Русский-африкаанс словарь
  62. ясамem self pl.u selves ego Я плохой актуальное Я внешнее Я внутреннее Я воспринимаемое Я вспомогательное Я второе Я духовное Я зеркальное Я идеализированное Я идеальное Я...Русско-английский психологический словарь
  63. яя . мест. iрд. вн.i меня дт. пр.i мне тв.i мной мною I obj.i me я видел его I saw him это я it is I its me разг. iотпустите меня let me go дайте мне это give that to ...Русско-английский словарь
  64. яя личн. мест. . рд. вн. меня дт. мне тв. мной мною пр. обо мне I это я! its me! это я сделал I did itthat это я ему сказал it was I who told him . в знач. сущ. с. нескл...Русско-английский словарь II
  65. яpron.I myselfСинонимы автор автор этих строк аз аз многогрешный буква ваш покорнейший слуга ваш покорный слуга моя особа моя персона мы пишущий эти строки эго...Русско-английский словарь математических терминов
  66. яЯ говорю про Ивана а ты про болвана Я Я говорю про Ивана а ты про болвана Я Я говорю про Ивана а ты про болвана Я Я говорю про Ивана а ты про болвана Я Я знаю что я ничег...Русско-английский словарь пословиц и поговорок
  67. яmyself автор автор этих строк аз аз многогрешный буква ваш покорнейший слуга ваш покорный слуга моя особа моя персона мы пишущий эти строки эго...Русско-английский технический словарь
  68. яPRON...Русско-армянский словарь
  69. ямест.i я i сущ.i я нескл. ср.iмо второе я ма другое яне я буду если не я буду каля не я и лошадь не моя погов.i я не я кабыла не мая...Русско-белорусский словарь II
  70. яАз...Русско-болгарский словарь
  71. яn автор автор этих строк аз аз многогрешный буква ваш покорнейший слуга ваш покорный слуга моя особа моя персона мы пишущий эти строки эго...Русско-венгерский словарь
  72. яя меня мне. мной мною обо мне я рад вас видеть у меня есть нет. . для меня дайте мне. . это мне это принадлежит мне возьмите меня с собой он мною до...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  73. яя автор автор этих строк аз аз многогрешный буква ваш покорнейший слуга ваш покорный слуга моя особа моя персона мы пишущий эти строки эго...Русско-ивритский словарь
  74. ясокр. от якорь ancora armatura indotto...Русско-итальянский политехнический словарь
  75. ямест. меня мне меня мною обо мне личн. мен я еду в Москву мен Мскеуге бара жатырмын меня вчера не было на занятиях мен кеше сабата болмадым мне надо подготовиться к лекци...Русско-казахский словарь
  76. ямен...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  77. ямен...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  78. ямест. личн. . мен . в знач. сущ. ср. нескл. мен сохранить сво я з абийрин сактап калуу я тебе или я тебя разг. сага крстм! сениби!...Русско-киргизский словарь
  79. яwя читал эту книгу он знает меня вспомнили они обо мне в знач. сущ. с нескл. wон мо второе Я автор автор этих строк аз аз многогрешный буква ваш покорнейший слуг...Русско-китайский словарь
  80. яMen...Русско-крымскотатарский словарь
  81. ямен...Русско-крымскотатарский словарь II
  82. яes...Русско-латышский словарь
  83. яa...Русско-литовский словарь
  84. яместоим. мон...Русско-мокшанский словарь
  85. яБи...Русско-монгольский словарь
  86. ярод. п. и вин. п. меня дат. п. мне твор. п. мной и мною предл. п. обо мне ich G meiner D mir A mich это я das bin ich меня не было дома ich war nicht zu Hause у мен...Русско-немецкий словарь
  87. яIk...Русско-нидерландский словарь
  88. яя. меня мне мной мною мест личн. это я вот и я я сам это для меня вы меня видели на улице дай мне книгу эта работа сделана мной пойдем со мной ...Русско-новогреческий словарь
  89. яjeg автор автор этих строк аз аз многогрешный буква ваш покорнейший слуга ваш покорный слуга моя особа моя персона мы пишущий эти строки эго...Русско-норвежский словарь
  90. я...Русско-персидский словарь
  91. яja...Русско-польский словарь
  92. ямст автор автор этих строк аз аз многогрешный буква ваш покорнейший слуга ваш покорный слуга моя особа моя персона мы пишущий эти строки эго...Русско-португальский словарь
  93. яMimiя к вашим услугам naamя не возражаю sina neno...Русско-суахили словарь
  94. яя ман...Русско-таджикский словарь
  95. ямест.меня мне меня мною обо мне .мин я сейчас приду мин хзер килм .с нескл.шхес мин он мо второе я ул минем икенче минем я тебя! мин сине! я тебе! мин сиа! я тебе дам! б...Русско-татарский словарь
  96. яben меня мне мною мной обо мне мест. личн. benэто я! benim!это сделал я onu yapan benimменя никто не спрашивал beni arayan olmad mони за меня onlar benden yanadrмне ...Русско-турецкий словарь
  97. яmen...Русско-узбекский словарь Михайлина
  98. я...Русско-чешский словарь
  99. яja psmeno jsem j...Русско-чешский словарь
  100. яместоим.личн. эп эп я работаю на заводе ап заводра летп скажи мне пожалуйста калаха мана тархасшн...Русско-чувашский словарь
  101. яego.strong egojag.strong jag jag sjlvя сама svitt jag vetнасколько мне известно vill du skicka mig smret!передай мне пожалуйста маслоjag.strong jag det egna jagetсобствен...Русско-шведский словарь
  102. яJag...Русско-шведский словарь II
  103. яmon мон...Русско-эрзянский словарь
  104. я.strong ma.strong mina...Русско-эстонский словарь
  105. яиндивидуальный субъект. В психоанализе Я определяет равновесие между инстинктивными наклонностями оно и социальным сознанием представленным в нас сверхЯ это равновесие ме...Сверхкраткий философский словарь
  106. яЯ Авторы по алфавиту Яstrong Якобс Ли Якокка. Iacocca. Ясперс Карл Jaspers Источник Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости. www.foxdesign.ru автор автор этих ст...Сводная энциклопедия афоризмов
  107. яSelf Понятие Я имеет в йоге два принципиально различных значения. Существует подлинное Я атма или Пуруша см. и ложное Я физическое тело и разум которое в результате ог...Словарь йоги
  108. яПонятие о Я развивается у ребенка из понятия о других. . Тот факт что с дошкольного возраста человек начинает помнить последовательность событий это то что старые психо...Словарь Л. С. Выготского
  109. яampLT кириллич. Z юс малый. я последняя буква русского алфавита.Синонимы автор автор этих строк аз аз многогрешный буква ваш покорнейший слуга ваш покорный слуга моя особ...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  110. яНем. Ich. Франц. moi. Англ. ego. Исп. уо. Итал. io. Португ. ego Инстанция которую Фрейд в своей второй теории психического аппарата отличает от Оно и от СверхЯ. С т...Словарь по психоанализу
  111. яфундаментальная категория философских концепций личности выражающая рефлексивно осознанную самотождественность индивида. Становление Я в онтогенетическом плане понимается...Словарь постмодернизма
  112. яЯ аз мы. Аз многогрешный. Нет на свете человека менее оригинального чем ваш покорнейший слуга. Тург. Пишущий эти строки встретил однажды....Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  113. ясм.uДопиться до не яЧтоб я так жилСинонимы автор автор этих строк аз аз многогрешный буква ваш покорнейший слуга ваш покорный слуга моя особа моя персона мы пишущий эти с...Словарь русского арго
  114. яяАз мы.Аз многогрешный. Нет на свете человека менее оригинального чем ваш покорнейший слуга. Тург. Пишущий эти строки встретил однажды....Словарь синонимов II
  115. яя Аз мы. Аз многогрешный. Нет на свете человека менее оригинального чем ваш покорнейший слуга. Тург. Пишущий эти строки встретил однажды. Словарь русских синонимов и сход...Словарь синонимов II
  116. яя аз многогрешный мы ваш покорнейший слуга пишущий эти строки автор этих строк аз многогрешный моя персона ваш покорный слуга моя особа автор...Словарь синонимов
  117. яh яbig мест.сущ.ед.одуш.i им. Не мог придумать я что это за беда!ГоУ . Нет сударь я. лишь невзначай.ГоУ . Сюда ваш батюшка зашел я обмерлаГоУ . Яс.ГоУ . Я от испуги дух ...Словарь языка Грибоедова
  118. яh Я двойст. число от местоим. и они двое Темно бо бfont в г день два солнца помfontркоста оба багряная стлъпа погасоста и съ нимаem молодая мfontсяца Олегъ и Святъслав...Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»
  119. яцерк. слов. х [XI]...Словник з творів Івана Франка
  120. язк П. людське ство ео творче ндивдуальнсть особистсть оринальнсть нацональне гднсть самоповага...Словник синонімів Караванського
  121. яЯstrongstrong невдм. с.Тридцять третя лтера укрансько абетки на позначення сполучення й або мякого приголосного звука з голосним звуком а. Я я! Я остання буква в алфавт ...Словник української мови у 20 томах
  122. яЯstrong двойст. число от местоим. и они двое Темно бо б в г день два солнца помркоста оба багряная стлъпа погасоста и съ нима молодая мсяца Олегъ и Святъславъ тъмою ся...Слово о полку Игореве - словарь-справочник
  123. яЯ я [я] последняя тридцать третья буква русского алфавита восходит к букве кириллицы юс малый....Современная энциклопедия
  124. яЯ последняя тридцать третья буква русского алфавита восходит к юсу малому см. Юсы....Современный энциклопедический словарь
  125. яЯблоко неудачное супружество раздор исполнение желания....Сонник Соломона
  126. яyI . час.в знач.ладно хорошо да . межд.ну ну давай y inde y sn ну ну ладно y le нука II с.или либо y ul y min или он или я ....Татарско-русский словарь (кириллица)
  127. яNAMEI. межд при обращении оNAMEII. й йгез межд . ну давайте . част ладно хорошо даNAMEIII. й союз или либо...Татарско-русский словарь Р.А. Сабирова
  128. ярезультат выделения человеком самого себя из окружающей среды позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний действий и процессов и переж...Творчество. Краткий педагогический словарь
  129. ябуквенное обозначение серии пассаж. паровозов с простой цилиндровой машиной кратного расширения типа с диаметром движущих колес мм emи сцепным весом т emза устарелост...Технический железнодорожный словарь
  130. яя местоимение употр. наиб. часто Морфология нет чего меняstrong чему мнеstrong вижу что меняstrong чем мнойstrong о чм обо мне . Автор речи ссылается на самого себя при ...Толковый словарь Дмитриева
  131. яЯ двугласная буква йа в русской азбуке я в церковной я. Не может следовать за г к ж ч ш щ хотя в рязанском говоре иногда так произносится....Толковый словарь живого великорусского языка
  132. яЯ местоимение личное первого лица един. ч. во мн. ч. мы то же что назвать самого себя по имени стар. яз церк. аз. Ято я да тыто что ж Я ли не я ли! похвальба. Мир вам и я...Толковый словарь живого великорусского языка
  133. яЯ меня мне. меня мнойю обо мне мест. личн. . л. ед. ч. .Служит для обозначения говорящим самого себя. Я мыслю следовательносуществую. Если не я то кто же...Толковый словарь Ожегова
  134. яЯ меня мне меня мною и мной обо мне местоим. личное лица ед. ч. . Служит для обозначения говорящим самого себя. Я недостоин вас я это знаю. Тургенев. Швабрин и я остали...Толковый словарь русского языка II
  135. яЯ ср. название буквы я неточное обиходное название звука а с предшествующей мягкостью согласного или с йотацией и др. значения ср. а ....Толковый словарь русского языка II
  136. яя я меня мне меня мной ю обо мне личн. л. ед. ч. Служит для обозначения говорящим самого себя. Я мыслю следовательно существую. Если не я то кто же говорится в знач. это...Толковый словарь русского языка II
  137. яЯ меня мне. меня мнойю обо мне мест. личн. . л. ед. ч. . Служит для обозначения говорящим самого себя. Я мыслю следовательно существую. Если не я то кто же...Толковый словарь русского языка
  138. яIstrong невдм. с.Тридцять третя лтера укранського алфавту на позначення сполучення й або мякого приголосного звука з голосним звуком а. Вд од а до я вд початку до кнця ...Толковый словарь украинского языка
  139. яУдарение в слове яУдарение падает на букву я...Ударение и правописание
  140. яособ. займ.це я it is I розм.em its me...Українсько-англійський словник
  141. яЯ...Українсько-білоруський словник II
  142. яя...Українсько-білоруський словник
  143. я...Українсько-грузинський словник (Георгій Чавчанідзе)
  144. яJeg...Українсько-датський словник
  145. яЦе я Мене тут не було Дайте мен книгу em Про мене щодо мене як на мене em...Українсько-китайський словник
  146. яJeg...Українсько-норвезький словник
  147. я[ja]це я to ja...Українсько-польський словник
  148. я1trzydziesta druga litera ostatnia nie liczc mikkiego znaku ь w alfabecie ukraiskim вд а до я od a do zet od pocztku do koca...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  149. ярод. мене мест. я про мене щодо мене як на мене что касается меня разг. по мне в знач. сущ. я...Українсько-російський словник
  150. яJe moi...Українсько-французький словник
  151. яJag...Українсько-шведський словник
  152. яZaimek osobowy я ja...Универсальный русско-польский словарь
  153. яперсональное ядро человека центр интенционального потока сознания абсолютное последний фундамент всего существующего который может быть достигнут в результате абсолютно...Феноменологическая философия науки - критический анализ
  154. яя меня мне мной мною мне Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы автор автор этих строк аз аз многогрешный буква ваш покорнейший слуга ва...Формы слова
  155. яЯ последняя тридцать третья буква русского алфавита восходит к юсу малому см. Юсы....Энциклопедический словарь естествознания
  156. яЯ ОБРАЗ Я snTJLself selfconcept нем. Ich. Самость интегральная целостность подлинность индивида его тождественность самому себе на основании крой он отличает себя от вне...Энциклопедия социологии
  157. ярезультат выделения человеком самого себя из окружающей среды позволяющий ему ощутить себя субъектом своих физических и психических состояний действий и процессов пережив...Энциклопедия трезвого образа жизни
  158. яЯ непосредственно данная индивиду целостность его жизни. Я emвоспринимает себя как центр сознания как то кому принадлежат мысли желания переживания индивидуального субъе...Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  159. яЯ местоимение. Общеслав. Возникло из яз представляющего собой йотированную форму азъ см. а буква. Слово носит индоевропейский характер. Ср. латыш. es арм. es англ. I и т....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  160. яIтридцать третья буква др.русск. алфавита первонач. писавшаяся как а то же самое сочетание звуков в др.русск. обозначалось с помощью первонач. знак для носового гласног...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  161. яместоимение. Общеслав. Возникло из язem представляющего собой йотированную форму азъem см. а em буква. Слово носит индоевропейский характер. Ср. латыш. esem арм. esem анг...Этимологический словарь русского языка
  162. яя I тридцать третья буква др.русск. алфавита первонач. писавшаяся как а то же самое сочетание звуков в др.русск. обозначалось с помощью первонач. знак для носового глас...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)
  163. яДревнерусское язъ.Старославянское азъ.Общеславянское jazъ.Индоевропейское eghom мое бытие.Древнерусское я впервые появилось в Повести временных лет затем в некоторых ...Этимологический словарь русского языка Семенова