Философская энциклопедия

ЮРКЕВИЧ

ЮРКЕВИЧ
ЮРКЕВИЧПамфил Данилович (род. 1826 – ум. 1874) – рус. религиозный философ, богослов и педагог. Разрабатывал проблемы христ. антропологии, в которой противопоставил психической жизни человека христианское понимание единства души и тела. Человек, по Юркевичу, познается двояко: тело – внешними чувствами, а душевные явления – внутренним чувством, верой, средоточием которых является сердце. Оно же и предпосылка истинного познания. Наука может заниматься изучением материального начала, но не должна вмешиваться в объяснение духовной жизни (принцип независимости духовного начала от материального). Оказал заметное влияние на развитие философских взглядов В.Соловьеваи др. рус. религиозных философов. Осн. труд – «Из науки о человеческом духе», I860.

Философский энциклопедический словарь.2010.

ЮРКЕ́ВИЧ
Памфил Данилович (16 февр.1826 – 4 окт. 1874) – рус. религ. философ, учитель В. Соловьева; принадлежал к группе последователей Сведенборга. По национальности украинец. Преподаватель философии Киевской Духовной академии (с 1851), проф. Моск. ун-та (с 1861). В 1869–73 – декан историко-филологич. ф-та Московского ун-та.
Гл. сфера филос. интересов Ю. – антропология (см "Сердце и его значение в духовной жизни человека", Труды Киевской Духовной акад., 1860, кн. 1, отд. 2). В русле, близком славянофилам (особенно А. С. Хомякову с его идеей целостного духа и И. В. Киреевскому с его учением о "живом средоточии" души), а также Ф. М. Достоевскому, настаивавшему на вторичности "рассудочной способности" (по сравнению с "хотением", см. "Записки из подполья"), Ю. развивает христ. учение о сердце как глубочайшей основе человеч. существа и духовно-нравств. источнике душевной деятельности. В жизни сердца – переживаниях, чувствах и реакциях, – а не в мысли с ее формой всеобщности выражается индивидуальность личности. С этих позиций Ю. выступает против идеи самозаконности разума, лежащей в основании нем. классич. философии, против интеллектуализма новых времен, видящих в рацион. начале сущность человека. Ю. подчеркивает, что "не дерево познания есть дерево жизни", – ум есть лишь вершина, а не корень духовной жизни человека. В соответствии с антропологич. учением развивается и гносеология: знание, по мысли Ю., рождается в результате деятельности души, связано с ее целостным настроением, духовно-нравств. стремлением; только проникнув в сердце, знание может быть усвоено. Эти аксиологич. и гносеологич. мотивы роднят ход мысли Ю. с некоторыми исходными интуициями значительно более поздних филос. направлений – философии жизни, экзистенциализма и персонализма. Противопоставление Ю. конкретного знания, формирующего способ существования человека, отвлеченному мышлению стало характерным для рус. религ. и экзистенциалистской мысли конца 19 – нач. 20 вв.
Дальнейшее развитие воззрения Ю. получают в ст. "Из науки о человеч. духе", направленной против материализма в целом и, в частности, против труда Н. Г. Чернышевского "Антропологич. принцип в философии". Ю. настаивает на невозможности в процессе познания отвлечения объекта от ощущающего и понимающего субъекта и рассматривает понятие материи "самой по себе" как чистую абстракцию ума: "...изъяснять духовное начало из материального нельзя, потому, что самое это материальное начало только во взаимодействии с духом есть таково, каким мы знаем его в наших опытах" ("Рус. вестник", 1861, No 4, с. 105). Против материализма Ю. выдвигает свидетельство самонаблюдения, демонстри-рующего, по его мнению, реальность духовного начала: отказывать последнему в существовании на том основании, что его "нигде не видно", значит, согласно Ю., игнорировать показания внутр. опыта. В дискуссии с Сеченовым Ю. выражал взгляд на рефлекс как на чисто физиологич. понятие, относящееся лишь к "механич. устройству" нервной системы. Эти же темы продолжают 4 ст. под заглавием "Язык физиологов и психологов" ("Рус. вестник", 1862, т. 38, No 4–8).
Ю. стоит у истоков рус. "конкретного" идеализма, развитого в дальнейшем Соловьевым, бр. Трубецкими и др. В работе "Разум по учению Платона и опыт по учению Канта" ("Моск. университетские известия", 1865, No 5) Ю. склоняется в сторону идеализма Платона, считая, однако, что для перехода от идеального бытия к наличному необходима не только логич. идея (Гегель) или "сущность" (Платон), но личностное "сущее", к-рое переводит то, что может быть (идею), в то, что есть (действительность). Перерабатывая платонизм в духе личностного (теистического) понимания абсолюта, Ю. размежевывается с панлогизмом Гегеля (как абстрактным идеализмом) и с пантеистич.безличностным идеализмом Платона.
Выступления Ю. против материализма в печати и публ. лекциях вызвали протест рус. общественности, увлеченной естеств.-науч. и материалистич. идеями. Филос. позиции Ю. подверг резкой критике сотрудник журн. "Современник" публицист Антонович ("Два типа совр. философов" и "Совр. физиология и философия", в кн.: Избр. филос. соч., М., 1945); см. также полемику Чернышевского с Ю. – Н. Г. Чернышевский, Полн. собр. соч., т. 8, М., 1950 и Г. В. Плеханов – Избр. филос. произв., т. 4, М., 1958, с. 246–55.
Соч.:Идея, "Журн. М-ва нар. просвещения", 1859, No 10–11, отд. 2; Материализм и задачи философии, там же, 1860, No 10, отд. 2; Доказательства бытия бога, "Тр. Киевской духовной Акад.", 1861, кн. 3–5.
Лит.:Рус лит-ра, "Отечеств. записки", 1861, No 7–8, Юркевич Α., Π. Д. Ю., проф. философии, "Гимназия", 1888, кн. 1, Шпет Г., Филос. наследство Π. Д. Ю., "Вопр. филос. и психол.", 1914, кн. 125(5), Ходзинский А., Проф. философии Π. Д. Юркевич, X., 1915, История философии, т. 2, Μ., 1957, с. 332–33, 341, Соловьев В. С., О филос. трудах Π. Д. Ю., Собр. соч., т. 1, СПБ, [б. г.], его же, Три характеристики, там же, т. 9, СПБ, 1913, Будилова Е. А., Борьба материализма и идеализма в рус. психологич. науке, Μ., 1960, Пантин И. К., Борьба Η. Γ. Чернышевского и M. A. Антоновича за материалистич. теорию познания, в кн.: Очерки по истории философии в России, Μ., 1960.
Библ.:Колубовский Я. Н., Материалы для истории философии в России, "Вопр. филос. и психол.", 1890, кн. 4
Ρ. Гальцева. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

ЮРКЕВИЧ
ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович [16(28) февраля 1827, с Липлявое Полтавской губ. — 4(16) октября 1874, Москва) — русский религиозный философ, представитель киевской школы философского теизма. Экстраординарный профессор Киевской духовной академии, профессор философии, с 1869 по 1873 декан историко-филологического факультета Московского университета; учитель Ва. Соловьева.
Христианско-телеологический идеализм Юркевича развивался в сторону “конкретного” идеализма, в основании которого лежал “широкий эмпиризм”, свободный от произвольных и предвзятых органичений, включающий и все истинно рациональное, и все истинно сверхрациональное, поскольку и то и другое существует эмпирически в универсальном опыте человечества, как и все видимое и осязаемое. Юркевич постоянно стремился показать “характеристическую черту платонического мышления” (речь “Разум по учению Платона и опыт по учению Канта”). Любое подлинное философствование должно начинаться с понятия “идея”, т. к. оно выступает исследованием содержания истинного знания. Одним из выводов Юркевича была мысль о том, что философия является делом всего человечества, а не отдельного человека (Идея, 1859) Критикуя материализм, он отмечал, что духовное начало не может быть выведено из материального, т к последнее приобретает формы, знакомые нам из опыта, только во взаимодействии с началом духовным. С обращенностью к платоницизму связана и разработка Юркевичем характерной для русской философии темы метафизики любви и сердца, воспринятой им у Г. С. Сковороды Философскому осмыслению понятий сердца и любви, помимо других сочинений, посвящена специальная работа “Сердце я его значение в духовной жизни человека, по учению Слова Божия” (1860). Сочинения Юркевича были малодоступны его современникам. Влияние его философского учения на развитие русской мысли, в т. ч. русский религиозно-философский ренессанс кон. 19 — нач. 20 в., сказалось глубоко, но опосредованно — через Вл. Соловьева.
Соч.: Философ, произв Μ , 1990, Курс общей педагогики с приложениями. M , 1869, Игра подспудных сил, по поводу диспута профессора Струве — “Русский вестник”, 1870, № 4. Лип.'• Аксаков А Н Медиумизм и философия Воспоминание о профессоре Московского университета Юркевиче — “Русский вестник”, 1876, № 1, Соловьев Вл С О философских трудах П. Д Юркевича — В кн Юркевич П Д Философ произв. М., 1990, Шпет Г. Г. Философское наследие П Д. Юркевича.— Там же.
А. И. Абрамов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. юркевичвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  2. юркевичЮРКЕВИЧ Памфил Данилович русский философ представитель Киевской философскобогословской школы осознанно занимавший антиматериалистические и теистические позиции полемика...Новейший философский словарь
  3. юркевичПамфил Данилович русский философ представитель Киевской философскобогословской школы осознанно занимавший антиматериалистические и теистические позиции полемика Ю. в п...Новейший философский словарь II
  4. юркевичЮркевич прзвище Жноч прзвища цього типу як в однин так в множин не змнюються....Орфографічний словник української мови
  5. юркевичЮРКЕВИЧ Памфил Данилович религиозный философ и богослов. Профессор Киевской духовной академии Московского университета с в декан историкофилологического факультета. Р...Русская энциклопедия
  6. юркевичЮркевич очеркистПсевдонимыi Норд Ю. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . М. . С....Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  7. юркевичЮХНИН ЮХОВ ЮХНЕВ ЮРАН ЮРАНОВ ЮРАСОВ ЮРЕВИЧ ЮРЕНЕВ ЮРЕНИН ЮРИВЦЕВ ЮРИКОВ ЮРИН ЮРИНОВ ЮРИНСКИЙ ЮРКЕВИЧ ЮРКИН ЮРКОВ ЮРКОВЕЦ ЮРЛИН ЮРЛОВ ЮРМАНОВ ЮРОВСКИЙ ЮРОЧКИН ЮРУХИН ЮРЦЕВ...Словарь фамилий
  8. юркевичЮРКЕВИЧ Владимир Иванович российский инженерсудостроитель. Выходец из России с в эмиграции жил во Франции с в США. Главный конструктор французских лайнеров Атлантик ...Современный энциклопедический словарь
  9. юркевичЮРКЕВИЧ Памфил Данилович российский религиозный философ. Разрабатывал проблемы христианской антропологии учение о сердце как духовном средоточии человека....Современный энциклопедический словарь
  10. юркевичдив. Юркевич Памфл Данилович...Філософський енциклопедичний словник