Энциклопедия культурологии

ОСТРАНЕНИЕ

ОСТРАНЕНИЕ
Подобно тому как М. М. Бахтин показал Достоевского глазами культуры ХХ века (см.ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАН, (см.ДИАЛОГИЧЕСКОЕ СЛОВО), В. Б. Шкловский, один из наиболее активных деятелей русской формальной школы, показал Л. Н. Толстого как писателя, не только созвучного ХХ веку, но и в определенном смысле ему современного. Последнее стало возможным благодаря взгляду на художественное произведение как на совокупность чисто технических принципов - знаменитая формула Шкловского "искусство как прием". О. - один из таких универсальных приемов построения художественного текста, открытый Шкловским у Толстого и в мировой литературе. Вот что писал по этому поводу Шкловский: "Прием остранения у Л. Толстого состоит в том, что он не называет вещь ее именем, а описывает ее как в первый раз виденную, а случай - как в первый раз происшедший, причем он употребляет в описании вещи не те названия ее частей, которые приняты, а называет их так, как называются соответственные части в других вещах". Знаменитый пример О. у Толстого - опера глазами Наташи Ростовой в конце второго тома "Войны и мира": "На сцене были ровные доски посередине, с боков стояли крашеные картоны, изображюшие деревья, позади было протянуто полотно на досках. В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо, на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что-то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых в обтяжку панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками.Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом оба замолкли, заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку девицы в белом платье, очевидно выжидая опять такта, чтобы начать свою партию вместе с нею. Они пропели вдвоем, и все в театре стали хлопать и кричать, а мужчина и женщина на сцене, кланяться". Этот литературный руссоизм сказался и на идеологической направленности приема О. у Толстого. Так, в повести "Холстомер" главный герой, мерин, пытается описать понятие собственности: "Многие из тех людей, которые меня, например, называли своей лошадью, не ездили на мне, но ездили на мне совершенно другие. Кормили меня тоже не они, а совершенно другие. Делали мне добро опять-таки не те, которые называли меня своей лошадью, а кучера, коновалы и вообще сторонние люди. Впоследствии, расширив круг своих наблюдений, я убедился, что не только относительно нас, лошадей, понятие м о е не имеет никакого другого основания, кроме низкого и животного людского инстинкта, называемого ими чувством или правом собственности". О., мотивированное сознанием животного, непосредственно перешло от Толстого к Чехову в рассказе "Каштанка", где мир описывается глазами собаки, которая, в частности, видит слона как нечто длинное с двумя палками впереди. Уже в ХХ в. в романе "Воскресение" Толстой, используя О., настолько художественно выразительно (см.ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ) описал церковную службу, что его чуть ли не именно за этот эпизод отлучили от церкви. С точки зрения культуры ХХ в., вся литература ХIХ в - Пушкин, Стендаль, Гоголь, Достоевский, Толстой - это подготовка к литературе ХХ в. И такая позиция является единственно честной и плодотворной. В противном случае литературный ряд мертвеет, превращаясь в школьный набор надоевших персонажей и расхожих фраз. Открытое Шкловским О. независимо от него откликнулось в понятии отчуждения в театре Бертольта Брехта. Брехт посмотрел на театр так, как смотрела на оперу Наташа Ростова. В противоположность Станиславскому, считющему, что актер должен вживаться в роль, а зритель, сидящий в зале, забывать обо всем на свете, кроме спектакля, Брехт считал, что актер, напротив, должен рефлексировать над ролью, а зритель - ни на минуту не забывать, что он находится в театре. Собственно же понятие О. вошло в литературу ХХ в., видоизмененное чертами его поэтики - неомифологизмом, потоком сознания (одним из первооткрывателей которого был тот же Л. Толстой). О. ХХ в. во многом деидеологизировано и психологизировано. Если Толстой склонен показывать людей идиотами, то ХХ в. стремился, наоборот (подобно Достоевскому), видеть в идиоте человека. Такова "красота редуцированной психики" (термин Ю. К. Лекомцева), психологизировавшая прием О. и давшая ему новый ракурс в романе Фолкнера "Шум и ярость", где мир изображается устами идиота Бенджи Компсона (см.ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ). Таким образом, ХХ в. парадоксально соединяет О. с отчуждением и эстетизирует не сознание простодушного, но психику неполноценного.

Словарь культуры XX века.В.П.Руднёв.


  1. остранениепонятие введенное В. Шкловским для обозначения состояния лишенной эмоциональных блокировок непредвзятой оценки происходящего. Автор приводит в качестве иллюстрации следую...Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии
  2. остранениехудожественный принцип изображения любого явления или предмета как впервые увиденного выпавшего из привычного контекста представленного в новой неожиданной перспективе. Э...Литература и язык. Современная энциклопедия
  3. остранениеОСТРАНЕНИЕ термин введенный русскими формалистами. В. Шкловский в ст. Искусство как прием сб. Поэтика П. так определяет прием остранения не приближение значения к нашем...Литературная энциклопедия
  4. остранениетермин введенный русскими формалистами. В. Шкловский в ст. Искусство как прием сб. Поэтика П. так определяет прием остранения не приближение значения к нашему пониманию ...Литературная энциклопедия II
  5. остранениеОСТРАНЕНИЕ термин введенный русскими формалистами. В. Шкловский в ст. Искусство как прием сб. Поэтика П. так определяет прием остранения не приближение значения к нашем...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  6. остранениеНачальная форма Остранение винительный падеж единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  7. остранениеостранение ср. Акцентирование писателем какогол. элемента в тексте художественного произведения с целью вызвать восприятие его не в обычных ассоциациях а как нечто прежде...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  8. остранениеостранение остранение я лит....Орфографический словарь
  9. остранениеОрфографическая запись слова остранение Ударение в слове остранение Деление слова на слоги перенос слова остранение Фонетическая транскрипция слова остранение [аздрнэнэ]...Полный фонетический разбор слов
  10. остранениефеномен осмысления связанные с изменением вИдения и понимания. Первоначально термин введен В.Б.Шкловским в г.[] одно из центральных понятий руского формализма материаль...Проективный философский словарь
  11. остранениеОстранение выделение того или иного предмета или явления из привычного контекста чтобы отнестись к нему как к новому увидеть в нем новые свойства. При учете этого эффект...Психологический словарь
  12. остранениетермин введенный В. Б. Шкловским для обозначения одной из особенностей худ. речи привычное знакомое очевидное описывается изображается как незнакомое непривычное как буд...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  13. остранениеостранение я лит.em...Русский орфографический словарь
  14. остранениеостранение лит.em...Русское словесное ударение
  15. остранениеостранение сущ. колво синонимов акцентирование Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. ....Словарь синонимов II
  16. остранениев литературном произведении описание знакомых предметов и явлений как впервые увиденных с необычной позиции например с высоты птичьего полета или с точки зрения ребенка и...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  17. остранениеОСТРАНЕНИЕ ср. Акцентирование писателем какоголибо элемента в тексте художественного произведения с целью вызвать восприятие его не в обычных ассоциациях а как нечто преж...Толковый словарь русского языка
  18. остранениеУдарение в слове остранениеУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове остранение...Ударение и правописание
  19. остранениеОСТРАНЕНИЕ ОСТРАНЕНИЕ термин эстетики и философии искусства в. фиксирующий комплекс художественных приемов буффонада гротеск парадокс и др. при котором выразительность ...Философская энциклопедия
  20. остранениеСоте Сорт Сорит Сор Сонин Сонет Сонар Сонант Сон Ситро Сито Ситар Сирота Сирена Сион Синтрон Синто Син Сиена Сетора Сет Серо Серин Серет Сера Сент Сенон Сено Сени Сенатор...Электронный словарь анаграмм русского языка