Энциклопедия культурологии

ОТКРОВЕНИЕ

Откровение
☼ в представлениях монотеистических религий непосредственное волеизъявление трансцендентного Божества или исходящая от него информация как абсолютный критерий человеческого поведения и познания.
Становление идеи О. Первой предпосылкой концепции О. является распространенное уже на примитивных ступенях политеизма представление о том, что особые избранники — колдуны, шаманы, духовидцы, сивиллы и т. п. — в состоянии транса могут говорить от лица высшей силы, временно вытесняющей их личность. Из этой архаической практики развивается прорицание, у языческих культурных народов принимающее весьма сложные и регулярные формы (напр., оракулы в Греции). Однако в рамках политеизма понятие О. было еще невозможным. В языческой мифологии божество есть интегрирующая часть космоса, хотя и наделенная в избытке природными силами, но ограниченная и подвластная космической закономерности. Внушаемые таким божеством прорицания хотя и более авторитетны, чем заурядные источники человеческого знания, но принципиально от них не отличаются: во-первых, сфера божественного внушения не отделена от сфер чисто человеческой активности (напр., поэтическое творчество в раннюю эпоху осмыслялось как результат такого внушения, что не находилось в противоречии с мирским характером греческой поэзии), от области простого гадания и т. п., во-вторых, для язычества характерно представление, что бог может намеренно солгать (ср. сон Агамемнона у Гомера, «Илиада», кн.2, и слова Муз у Гесиода, «Теогония», ст. 27), а если и захочет открыть истину, должен считаться с запретами судьбы (ср. Геродот I, 91, 2); слова этого бога неизменно двусмысленны, он, по выражению Гераклита (В 93), «не высказывает и не утаивает, но намекает». На всем протяжении греко-римской полисной классики содержание предсказаний оракулов оставалось в рамках чисто утилитарных вопросов и чуждалось умозрительной проблематики (ср.Плутарх, De Pythiae огас. гл. 26-28).
Следующая необходимая предпосылка концепции О. — идея сверхчувственной реальности, требующей столь же внечувственного, внеэмпирического познания. Эта тема развита в тех областях древнегреческой (элеаты, традиция Платона) и древнеиндийской (традиция веданты) философии, где имеет место спекулятивная работа над понятием абсолютного бытия («истинно-сущее» -греч.то бутах; 6v; санскр. satyasya satyam), сравнительно с которым мир чувственного опыта (а также мир древней мифологии, не отмежеванный от эмпирии) оказывается «кажимостью», «заблуждением» (56KOQ Ксенофана, avidya веданты). Для того чтобы выйти за пределы окружающей человека «кажимости» и достичь знания об истинно-сущем, необходимо исключительное озарение (Парменид облекает эту мистифицированную гносеологию в форму поэтического мифа о странствии философа за пределами космоса). Само понятие истины трансформируется: внеэмпи-рическая «истина» должна раскрыться в напряженном самоуглублении. На идее сверхчувственного познания зиждется и буддизм. Однако все это еще не есть О.; «сущее» элеатов, Платона, веданты безлично и потому пассивно; если человеку и удается прорвать эмпирическую «иллюзию» и познать «истину», то он обязан этим собственному самоуглублению или же учителю, личность которого, какой бы сверхчеловеческой она ни мыслилась, все же не тождественна самому абсолютному бытию.
Для того чтобы идея О. получила завершение, необходимо, чтобы это «истинно-сущее» бытие приобрело личностное осмысление: оно должно не только быть объектом «исканий» для человека, но и само активно «искать» его и «открываться» ему (ср. слова Бернарда Клер-воского об отношениях Бога и человеческой души: «Ты не искала бы, если бы тебя самое прежде не искали»). Этот шаг был впервые сделан в иудаизме: ветхозаветный Бог — это не столько «сущий», сколько «живой», «действующий» Бог, не столько объект созерцания, сколько субъект воли, некоторое «Я» (это определяется отчасти уже спецификой значения древнееврейского глагола haya, употребленного в знаменитой самохарактеристике Яхве — Исх. 3:14 сравнительно с древнегреческим глаголом eivoci — «быть»). Именно эта персональность иудейского Бога делает возможной идею О.: Бог «открывает» (gala) человеку тайны мира и Свою волю в акте личностной «милости» (hen) и человек обязан в ответ на это «уверовать» (he'emin). Наибольшей четкости понятие О. достигает в позднем (т. н.«раввиническом») иудаизме; в талмудическом трактате «Сангедрин» дана четкая формула святости «писания» (Х,1), говорится о том, что содержание О. всегда одно и тоже, но варианты вносятся личностью воспринимающего О., т. е. пророка и т. п. Из иудаизма сложившееся понятие О. переходит в христианство и ислам. Для христианства высшее О. есть Сам Христос, в личности которого непосредственно раскрыты как абсолютное бытие, так и абсолютная истина этого бытия, как бы его смысловая формула, логос (см. Ин. 14:6: «Я есмь... истина»).
Структура идеи О. В соответствии с общим иерархическим мировоззрением средневековой теологии в О. также различается несколько уровней. Высшая реализация О. — «писание» (соответственно Ветхий Завет, Новый Завет и Коран), причем даже в пределах канона «писания» возможна субординация: в христианстве Новый Завет оценивается как О. высшего уровня сравнительно с Ветхим Заветом. Но к «писанию», по ортодоксальным средневековым учениям, невозможно подойти, минуя низшую ступень О. — «предание» [в иудаизме — Талмуд, в христианстве — тексты Отцов Церкви, в исламе -сунна]. В противоположность этому пониманию О., оппозиционные группы или отрицают «предание» и требуют возвращения к «писанию» (в иудаизме — караимы, в исламе — различные секты и весь шиизм, в христианстве — ереси, подготовившие Реформацию), или толкуют О. как незамкнутый, длящийся диалог Бога с людьми, как процесс (так, Иоахим Флорский учил о «вечном Евангелии», которое будет высшей формой О. и отменит «писание» обоих заветов). Незамкнутая концепция О. предполагает, что любой человек способен, помимо канонического «писания» и охраняющей его церковной иерархии, общаться с Богом и получать от него О. Обе эти идеи проходят красной нитью через учения средневекового сектантства и получают затем выражение в протестантизме с его подчеркнутой ориентацией на Библию и в то же время с его учением о том, что Бог всегда может непосредственно обратиться к душевным глубинам человека, минуя все внешние инстанции.
Вопрос об отношении О. и разума в религиозной философии. Когда идея О. вместе с христианством проникла с Востока в сферу греко-римской культуры, она сразу же оказалась в резком противоречии с античным интеллектуализмом: по словам, приписываемым апостолу Павлу (1 Кор. 1:22-23.), для «эллинов», которые «ищут мудрости», христианская проповедь об О. есть «глупость». Перед христианами, уже принявшими идею О., встал вопрос: не делает ли О. дальнейшие философские искания ненужными? Ряд христианских авторов отвергает всякий контакт между верой и философским рационализмом: «Что общего у Афин и Иерусалима? У Академии и Церкви?» — вопрошает Тертуллиан (De praescr. haeret, 7). Ввиду неконструктивности этого подхода Ориген предлагает другое решение: О. должно дать как бы сумму аксиом для рационалистической рефлексии, и принятие этого О. на веру не завершает, а открывает путь познания: «есть огромная разница между осмысленной верой и голой верой» (In loan. XIX,1). Этот же подход характерен и для средневекового теологического рационализма: для Анселъма Кентерберийского, напр., О. есть предпосылка научного познания: «Я не стремлюсь понять, чтобы уверовать, но верую, чтобы понять» (Proslogion, I). По словам Фомы Аквинского, «как теория музыки принимает на веру основоположения, преподанные ей математикой, совершенно так же теология принимает на веру основоположения, преподанные ей Богом» («Summa theologiae», Qu. I, art. 2). Выступая против т. н. теории двойственной истины, Фома решительно отрицает возможность какого-либо противоречия между тезисами О. («сверхразумные истины») и тезисами рационалистического умозрения («разумные истины»), которые призваны дополнять друг друга. Более радикальная точка зрения, согласно которой все содержание О. может быть выведено путем логического конструирования (Иоанн Скот Эриугена, Беренгар Турский, Абеляр), обычно расценивалась как еретическая.
В Новое время протестантизм резко выступил против теологического рационализма схоластики; если протестантские концепции до некоторой степени эмансипируют разум от О., то тем в большей степени они эмансипируют О. от разума (ср. слова Лютера о теологи-зирующем разуме как «блуднице дьявола»). Рационализм XVII в. (особенно Спиноза) и просветительство XVIII в. подвергли самый принцип О. уничтожающей критике. Понимание О. как радикального упразднения всех основ рационализма было снова принято Кьеркегором, однако в целом для рационалистической религиозности XIX в. характерно растворение О. в общей сумме «духовных прозрений человечества» — по типу гегелевского тезиса о человеческой истории как самораскрытии абсолюта.
Современный иррационализм обнаруживает сильное тяготение к идее О. Кьеркегоровская концепция О. получила широкое распространение в сфере протестантской теологии (см. ст. «Диалектическая теология»): «неоортодоксы» характеризуют О. как абсолютно несоизмеримое ни с какими человеческими критериями и ценностями (ранний К. Барт), а восприятие О. человеком описывают как «диалектическое» противоречие, не поддающееся объяснению (Э. Бруннер, потративший много сил на борьбу с затушевыванием понятия О. в либеральном протестантизме, в частности у Ричля). Теологи, тяготеющие к экзистенциализму, понимают О. как психологический процесс «выбора» и «самоосуществления» человека (протестант Р. Бультман, католик Г. Марсель и др.). В противовес этому неосхоластика подчеркивает объективный и социальный характер О., позитивное отношение христианства как религии О. к социальным и культурным ценностям, к «гуманизму» и к разуму, а также активную роль человека как «адресата и партнера откровения» (Г. Фриз, У. Ф. Бальтазар и т. п.). В попытках завоевать для католицизма науку возрождается старый тезис Фомы Аквинского о гармоническом соотношении между «сверхразумными» и «разумными» истинами. Весьма распространено (особенно в протестантских кругах) признание исторической ограниченности Библии как одного из ее «измерений», «диалектически» сосуществующего с другими «измерением», в котором Библия есть выражение О. «Рабский образ носит и Библия, эта скомпилированная, неоднократно переработанная, устаревшая, составленная заблуждавшимися людьми книга, в которой, однако, записано святое, беспримесное, непогрешимое, вечно новое слово Божье» — читаем мы у одного последователя К. Барта в ГДР {Herzsch E., Die Wirklichkeit der Kirche, Bd 1, Halle, 1956, S. 14).
Специфически американским явлением остается фундаментализм, который в своей апологии идеи О. требует принятия на веру всего содержания Библии в возможно буквальном смысле. Но в целом теологизирующая философия Запада ищет более утонченный подход к проблеме О., постулируя для О. особый уровень, в пределах которого оно избавляется от возможности столкновения с критическим разумом.
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


Синонимы:
апокалипсис, апокалиптика, дарование, пророчество, чарта-биа-де-шаста, шрути


  1. откровениесогласно релит. представлениям осуществляющаяся сверхъестеств. способом передача людям истин якобы исходящих от бога и выражающих его волю. О. признается большинством ре...Атеистический словарь
  2. откровениесогласно релит. представлениям осуществляющаяся сверхъестеств. способом передача людям истин якобы исходящих от бога и выражающих его волю. О. признается большинством ре...Атеистический словарь II
  3. откровениеЭто слово употребляется в особом значении когда говорится о делах и событиях которыми незримый Бог Ис. открывается Своему творению и прежде всего в совести в природе и в...Библейский энциклопедический словарь
  4. откровениеоткровение явление Бога в слове Пс. Ис. или в видении Рим. Его свидетельство о Самом Себе. Откровением для человека может служить его собственная совесть Рим. и вся ...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  5. откровениес. книжн. рел. rivelazione f перен. rivelazione f sorpresa f autentica scoperta эта новость полное откровение для всех questa notizia stata per tutti una rivelazione...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. откровениеоткровение с Offenbarung f cСинонимы апокалипсис апокалиптика дарование пророчество чартабиадешаста шрути...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. откровениесOffenbarung f апокалипсис апокалиптика дарование пророчество чартабиадешаста шрути...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. откровениес.revelacin f...Большой русско-испанский словарь
  9. откровениесущ. ср. рода...Большой русско-украинский словарь
  10. откровениес. rvlation f...Большой русско-французский словарь
  11. откровениеангл. revelation нем. Offenbarung. Согласно религиозным представлениям непосредственное волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий позна...Большой толковый социологический словарь II
  12. откровениеЕсли во сне на вас снизошло приятное откровение то вас ожидают прекрасные перспективы. Но если это откровение печально на вашем пути может возникнуть множество преград....Большой универсальный сонник
  13. откровениес.rvlation f апокалипсис апокалиптика дарование пророчество чартабиадешаста шрути...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  14. откровениев монотеистических религиях непосредственное волеизъявлениебожества или исходящее от него знание как абсолютный критерийчеловеческого поведения и познания. Выражается в т...Большой энциклопедический словарь II
  15. откровениеОТКРОВЕНИЕ в монотеистических религиях непосредственное волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. В...Большой энциклопедический словарь III
  16. откровениеОТКРОВЕНИЕ в монотеистических религиях непосредственное волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. ...Большой Энциклопедический словарь V
  17. откровениепонятие употребляющееся в философии для обозначения акта познавания другого человека а также постижения трансцендентного. По представлению верующих непосредственное откр...Евразийская мудрость от А до Я
  18. откровениев монотеистических религиях непосредственное волеизъявление Бога или исходящее от него знание как абсолютная ценность и норма человеческого поведения и познания. Выражает...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  19. откровениеЗнание получаемое от Высшего источника которое недостижимо чувственному восприятию рациональному познанию и естественной интуитивной способности. Откровение постигается р...Краткий религиозно-философский словарь
  20. откровениея ср.em .strong устар.em Изъявление сообщение комул. согласно христианским догматам божественной воли.О чемл. неведомом до сих пор открывающем новое неизвестное дающем н...Малый академический словарь
  21. откровениекорень ОТКРОВЕН суффикс И окончание Е Основа слова ОТКРОВЕНИВычисленный способ образования слова Суффиксальный ОТКРОВЕН И Е Слово Откровение содержит следующие мо...Морфемный разбор слова по составу
  22. откровениеНачальная форма Откровение винительный падеж единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  23. откровениеОТКРОВЕНИЕ центральное понятие теистической мистики выражающее акт непосредственного волеизъявления трансцендентного миру персонифицированного Бога открывающего себя суб...Новейший философский словарь
  24. откровениецентральное понятие теистической мистики выражающее акт непосредственного волеизъявления трансцендентного миру персонифицированного Бога открывающего себя субъекту как аб...Новейший философский словарь II
  25. откровениеоткровение ср. Сообщение открывающее тайну. То что внезапно объясняет остававшееся непонятным открывает какуюл. истину дает новое понимание чегол. Истина сообщение отк...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  26. откровениеоткровение откровение я и богосл. Откровение я...Орфографический словарь
  27. откровениеu сu Пр.u об откровении мн.u откровения Р.u откровений апокалипсис апокалиптика дарование пророчество чартабиадешаста шрути...Орфографический словарь русского языка
  28. откровениеоткровение откровения откровения откровений откровению откровениям откровение откровения откровением откровениями откровении откровениях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  29. откровениеОрфографическая запись слова откровение Ударение в слове откровение Деление слова на слоги перенос слова откровение Фонетическая транскрипция слова откровение [адгравэнэ...Полный фонетический разбор слов
  30. откровениевдкриття гал. обява. [Мен Шевченков твори здались мовби якимсь вдкриттям з неба Кул.]....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  31. откровениеоткровение я и богосл.em Откровение яСинонимы апокалипсис апокалиптика дарование пророчество чартабиадешаста шрути...Русский орфографический словарь
  32. откровениеСр . xbr kf . dini vhy....Русско-азербайджанский словарь
  33. откровениеоткровение с.irevelation...Русско-английский словарь
  34. откровениеоткровение с. revelation откровение Иоанна Богослова библ. the Revelation....Русско-английский словарь II
  35. откровениеАдкрыцц это было для всех откровением гэта было для сх адкрыццм...Русско-белорусский словарь
  36. откровениеадкрыцц ср.iэто было для всех откровением гэта было для сх адкрыццм...Русско-белорусский словарь II
  37. откровениеоткрове [ ] Синонимы апокалипсис апокалиптика дарование пророчество чартабиадешаста шрути...Русско-ивритский словарь
  38. откровениеашу ашып беру это полное откровение для всех бл жртты брне сырды ашып беру...Русско-казахский словарь
  39. откровениеср. ачуу жаылык это настоящее откровение для всех нас бул баарыбыз чн жаылык болду....Русско-киргизский словарь
  40. откровениеmiyu xingdode qsh ywide xn fxinэто настоящее откровение для всех см. откровенность Синонимы апокалипсис апокалиптика дарование пророчество чартабиадешаста шрути...Русско-китайский словарь
  41. откровениеVahiyоткровение Божье Alla vahiysi vahiyi lhiy...Русско-крымскотатарский словарь
  42. откровениевахий откровение Божье Алла вахийси вахийи Иляхий...Русско-крымскотатарский словарь II
  43. откровениеatkljums atklsme...Русско-латышский словарь
  44. откровениеседиень панжема потмавалонь азома...Русско-мокшанский словарь
  45. откровениес. Offenbarung f....Русско-немецкий словарь
  46. откровен||иеоткровениес ....Русско-новогреческий словарь
  47. откровениесrevelao f апокалипсис апокалиптика дарование пророчество чартабиадешаста шрути...Русско-португальский словарь
  48. откровениеОткровениерел.em ufunuo ед.em wahyi hadithi inkishafi...Русско-суахили словарь
  49. откровениеоткровение илом ило кашфит...Русско-таджикский словарь
  50. откровениеinspirace intuice objev upmnost zjev...Русско-чешский словарь
  51. откровениеApokalyps...Русско-шведский словарь II
  52. откровениеОТКРОВЕНИЕ лат. revelatio греч. apokalypsis волеизъявление или информация исходящие по человеческим представлениям от высшей силы Бога и воспринимаемые необычным внечувст...Словарь астрологических терминов
  53. откровениеосуществление сверхъестественным образом передачи божественных истин якобы исходящих от Бога и выражающих его волю. В православии и католицизме основными видами О. считаю...Словарь исторических терминов
  54. откровениеье яem ср.i.Божественное открытие истины божественное вразумление.И в том молении просил бы о откровении в делах у господа бога .em еже бы бог подал ему познавати правост...Словарь русского языка XVIII в
  55. откровениенастоящее откровениеСинонимы апокалипсис апокалиптика дарование пророчество чартабиадешаста шрути...Словарь русской идиоматики
  56. откровениеоткровение апокалипсис дарование Словарь русских синонимов. откровение сущ. колво синонимов апокалипсис апокалиптика вдохновение дарование прозрение пророчест...Словарь синонимов II
  57. откровениеоткровение апокалипсис дарование...Словарь синонимов
  58. откровениегреч. духовное видиние Н. о. п. тр. . апокалипсис апокалиптика дарование пророчество чартабиадешаста шрути...Словарь церковнославянского языка
  59. откровениеОТКРОВЕНИЕ в монотеистических религиях непосредственное волеизъявление Бога или исходящее от него знание как абсолютная ценность и норма человеческого поведения и познани...Современная энциклопедия
  60. откровениеЕсли во сне на вас снизошло светлое откровение наяву вас ожидают прекрасные перспективы. Но если это откровение печально значит у вас на пути будет много преград....Современный сонник
  61. откровениеОТКРОВЕНИЕ в монотеистических религиях непосредственное волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. В...Современный энциклопедический словарь
  62. откровениеЕсли во сне на Вас снизошло откровение и оно приятного свойства значит. Вас ожидают прекрасные перспективы. Но если это откровение печально то значит у Вас на пути много...Сонник Миллера, сонник или толкование сновидений
  63. откровениеэто способ получения знаний о Боге в патристике и схоластике противопоставленный естественному знанию оно даруется человеку Богом за определенные заслуги и прежде всего з...Тематический философский словарь
  64. откровениесверхчувственное постижение истины получение знания прямо от Бога либо другого сверхъестественного существа. С материалистической точки зрения откровение результат обраб...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  65. откровениеиноск.em просветление свыше т.е.em открытие того что не по силам человеческому уму вдохновение наитие Ср.em История царствования незабвенного царя Александра II представ...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  66. откровениеОткровенеstrong иноск.em просвтлене свыше т. е. открыте того что не по силамъ человческому уму вдохновене наите. Ср.em Исторя царствованя незабвеннаго царя Александра II ...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  67. откровениеОТКРОВЕНИЕ и пр. см. открывать....Толковый словарь живого великорусского языка
  68. откровениеОТКРОВЕНИЕ я ср. книжн. . cм. открыть. . То что неожиданнооткрывает истину вносит ясность понимание. Эта новость полное о. длявсех. Божественное откровение высок. вест...Толковый словарь Ожегова
  69. откровениеОТКРОВЕНИЕ откровения ср. книжн. . сообщение открывающее тайну ритор. Не требуй от меня опасных откровений. Пушкин. . То что внезапно объясняет остававшееся непонятным от...Толковый словарь русского языка II
  70. откровениеоткровение откровение я ср. книжн. см. открыть. То что неожиданно открывает истину вносит ясность понимание. Эта новость полное о. для всех. Божественное высок. весть от...Толковый словарь русского языка II
  71. откровениеОТКРОВЕНИЕ я ср. книжное. . см. открыть. . То что неожиданно открывает истину вносит ясность понимание. Эта новость полное откровение для всех. Божественное откровение в...Толковый словарь русского языка
  72. откровениеУдарение в слове откровениеУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове откровение...Ударение и правописание
  73. откровениеRzeczownik откровение n Religijny objawienie n wyznanie n...Универсальный русско-польский словарь
  74. откровениеОТКРОВЕНИЕ сообщение человеку воли Бога. Как показывает история религии такое сообщение может иметь самую разнообразную форму. Это может быть вытянутый жребий пророчеств...Философская энциклопедия
  75. откровениев представлениях монотеистич. религий непосредств. волеизъявление трансцендентного божества или исходящая от него информация как абс. критерий человеч. поведения и познан...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  76. откровениеот лат. revelatio греч. apokalypsis обнаружение раскрытие истины самовыявление Бога божественного духа. Откровение воспринимается не рассудком а сердцем см. Любовь. Сущно...Философский энциклопедический словарь II
  77. откровениефундаментальное понятие теологии и религиозноидеалистической философии выражающее сверхчувственное познание сверхъестественной реальности в акте мистического озарения. В ...Философский энциклопедический словарь
  78. откровениеоткровение откровения откровения откровений откровению откровениям откровение откровения откровением откровениями откровении откровениях Источник Полная акцентуированная ...Формы слова
  79. откровениеТор Тоо Тонко Тоник Тонер Тон Токио Ток Тнк Тире Тир Тикер Тик Терние Терн Терек Теор Тенорок Тенор Тенек Теневик Теин Творение Твин Твие Ротон Роток Ротик Рот Рон Рокот ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  80. откровениеОткровение проявление Высшего Существа в нашем мире с целью сообщить нам более или менее полную истину о себе и о том чего оно от нас требует. В О. совмещаются таким обр...Энциклопедический словарь
  81. откровениеОТКРОВЕНИЕ в монотеистических религиях непосредственное волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. ...Энциклопедический словарь естествознания
  82. откровениепроявление Высшего Существа в нашем мире с целью сообщить нам более или менее полную истину о себе и о том чего оно от нас требует. В О. совмещаются таким образом факт б...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  83. откровениеангл. revelation нем. Offenbarung. Согласно религиозным представлениям непосредственное волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий позна...Энциклопедия социологии
  84. откровениеОткровениеstrong. Заимств. из ст.сл. яз. где оно является суф. производным от отъкровенъi открытый откровенный. См. крытьi. Ср. сокровенныйi....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  85. откровениеЗаимств. из ст.сл. яз. где оно является суф. производным от отъкровенъem открытый откровенный. См. крытьem. Ср. сокровенныйem.Синонимы апокалипсис апокалиптика дарование ...Этимологический словарь русского языка