Античная философия

СУДЬБА

СУДЬБА(ειμαρμένη,fatum), понятие, выражающее зависимость от обстоятельств или высших сил. Нормативный греч. терминειμαρμένηпроисходит от глаголаμείρομαι(«получать по жребию», «получать в удел»); того же корняμέρος, μοίρα, μόροςимеющие в числе прочих сходные значения «доля», «участь», «жребий» (лат. эквивалент sors - от sero, «соединять», «связывать»). Реже используется терминπεπρωμένη(отπέπρωται -«суждено», «определено»). Базовый лат. термин fatum, происходящий от for («предсказывать», «предрекать»), включает в себя, как иειμαρμένη,еще и значение принуждающей необходимости (necessitas/avay^ \СУДЬБА «судьба-рок», «неизбежность»; похожий смысл выражает понятие ἀισα). Обстоятельственная зависимость и в масштабах индивидуально-личных (результат действия, свойство той или иной ситуации, исход всей жизни), и в общекосмических (судьбы мироздания) может восприниматься как доступная пониманию и объективно обоснованная (напр., как свойство природы вещей или как разумно и свыше предопределенный миропорядок) или как принципиально непостижимая и случайная. Первый оттенок смысла выражают термины Trpovota/providentia, а второй - ri^/fortuna (включающие в свою семантическую сферу также «везение», «удачу»). Восприятие судьбы как конечной объяснительной инстанции тождественно фатализму — одной из мировоззренческих констант европейской и мировой культуры, - а понимание судьбы как абсолютной каузальной необходимости - философскому детерминизму.
Начальное представление о судьбе присутствует в греческлм эпосе и из него, вероятно, было заимствовано более поздними авторами, в т. ч. философами (у которых получило окончательное концептуальное и терминологическое оформление). У Гомера судьба (обычноμοίρα, μοίρα κραταιή,«могучая участь», реже ἀισα) выступает как сила, повелевающая людьми и героями (П. III 101; IV 517; V 83; 629; VI 487-488; XVI 707; XVIII 119; Od.IV 475; V 40 сл.; XI 292 и др.). С ней должны считаться даже боги (П. XV 195; XVIII 87; XIX 410; Od. Ill 236 сл.): желая узнать веления судьбы, Зевс взвешивает жребии человеческих жизней на весах судьбы (П. XXII 209 сл.). Уже у Гомера судьба персонифицирована в облике богини Мойры, а у Гесиода обретает традиционный облик трех Мойр - дочерей Ночи -Клото, Лахесис и Атропос (Theog. 211 сл.); по другой версии, приводимой Гесиодом, Мойры родились от Зевса и Фемиды (Theog. 901 сл.). У трагиков судьба сближается с неодолимой необходимостью(ανάγκη),которой подвластны не только смертные но и сам Зевс (напр., Soph. Antig. 1337 сл.; Aiax 1028 сл.; Philoct. 1316 сл.; Eur. Alcest. 965 сл. Aesch. Prom. 105; 511 сл.). Это представление было, по-видимому, достаточно распространенным. Геродот (191) приводит речение Пифии: «Назначенного судьбой(πεπρωμένη μοίρα)не может избежать даже бог» (ср. Симонид ар. Plat. Prot. 345d; вместе с тем, существовало представление, согласно которому «предопределение»,πεπρωμένη,подвластно Зевсу - Pausan. I 40, 1), а согласно Платону (Resp. X 617 b-e) Мойры были дочерьми Ананки, богини неизбежности (которая выступает также в облике Адрастеи, Немезиды и Дике, неотвратимого возмездия - напр., Orph. theog. fr. 54 Kern; Plat. Phaedr. 248c сл.). В то же время у трагиков все чаще встречается терминτύχηс коннотациями «роковая (или, напротив, удачная) случайность», «непредвиденность» (напр., Aesch. Pers. 346; Agam. 571; 664; 668 и др.).
Философская рефлексия вычленяет в мифологеме судьбы три взаимосвязанные проблемные сферы: мировая причинность как необходимость и целесообразность (телеологичность или божественная провиденциаль-ность), необходимость и случайность, необходимость и свобода.
Досократики.Начало этой рефлексии следует, возможно, связывать с Анаксимандром, согласно которому все вещи рождаются и погибают в силу некоей «роковой задолженности»(ката то χρεῶν- В 1 DK). В целом для досократиков характерна отмеченная еще Аристотелем склонность гипертрофировать судьбу-необходимость. У Гераклита, возможно, впервые появляется терминειμαρμένη(хотя нельзя исключать, что он приписан ему позднейшими доксографами): все происходит согласно судьбе (DK22 А 1), которая есть «логос, создающий сущее через противонаправленное движение», и «тождественна необходимости», поскольку все предопределено (А 8). Примерно такова же позиция Эмпедокла, который считал необходимость направляющим все вещи «богом-единым», материей которого являются четыре «элемента», а формами - Вражда и Любовь (DK31 А 32, ср. А 45), и специально подчеркивал «проноэтический» характер мировых процессов (В 27). Одна и та же формулировка приписывалась Пармениду (А 31 DK) и Демокриту (фр. 23 Лурье): все происходит в силу необходимости, которая есть судьба(ειμαρμένη),справедливость, промысел и творец космоса. Иногда у Демокрита судьба является субъекту как непредвиденное стечение обстоятельств(τύχη)(напр., 563; 737 Л.), но в его картине мира, где все объясняется каузальным взаимодействием материальных структур, случайности как особой реальности со статусом не-необходимости трудно найти место.
В космосеПлатонанеобходимость выступает как нечто внешнее по отношению к творческому началу: мир создан умом-демиургом и необходимостью (Tim. 47е сл.) и вращается на «веретене Ананки» (Resp. X 616с сл.). После сотворения демиургом космос продолжил свое вращение под воздействием судьбы(ειμαρμένη)и врожденного ему вожделения (Polit. 272e сл.). Каждой душе при первом рождении объявлена ее дальнейшая участь в чувственном мире (Tim. 41e сл.). Свою участь и отмеренный строк существования имеют все люди и вещи(τύχη, μοίρα,ἐιμαρμένη -напр., Apol. 41b; Gorg. 512e; Crit. 120e; Phaed. 115a; Tim. 89bc; Legg. IX 873c). Т. обр., Платон наметил (правда, весьма скупо) ход мысли, характерный затем для средних платоников и неоплатоников: умопостигаемое (демиург) выше судьбы, которая властвует лишь над вещественным, природным миром. Вместе с тем Платон впервые отчетливо выделяет этическую проблематику судьбы и четко формулирует проблему вменения: абсолютизация внешней необходимости и подчинение ей свободного произвола(έκούσιον —Crat. 420d) делает вменение невозможным. Хотя всем людям и вещам назначена судьба-участь(τύχη, μοίρα,ἐιμαρμένη- напр., Apol. 41b; Gorg. 512e; Crit. 120e; Phaed. 115a; Tim. 89bc; Legg. IX 873c), складывается она в том числе и на основе свободных действий человека. В рамках теодицеи Платон предлагает следующее решение: каждая душа сама выбирает свой жребий и несет ответственность за выбор («это вина избирающего; бог невиновен» - Resp. X 617е).
Постулировав независимость нравственной причинности от причинности внешней, Платон правильно поставил проблему, развернутые решения которой были предложены в рамках учений других школ. О том, насколько противоречиво сами платоники впоследствии интерпретировали позицию учителя, свидетельствует «Учебник платоновской философии» Алкиноя: все происходит по необходимости, но не все предопределено (Didasc. 26, 1 сл.). Наряду с Платоном этическую проблематику судьбы акцентировалЭпикур,который специально ввел «отклонение» атомов для обеспечения необходимого «зазора» между каузальной связью и субъективным произволом: лучше уж верить мифам о милосердии богов, чем принимать судьбу(βίμαρμένη)в том виде, как ее придумали «физики» — т. е. как неумолимую необходимость(απαραίτητος ἀνάγκη-D.L. X 134).
Аристотель,а за ним и стоики, уделили внимание всем трем проблемным сферам. Судьбу в ее традиционном понимании Аристотель отождествляет с неисследимой превратностью(τύχη -напр., Е. N. I, 1100а; ЬЗ сл.), со случайностью, которая неподвластна человеку и от него «не зависит» (М. М. II, 1206Ь34 сл.; Ε. Ε. VIII, 1247Ь2 сл.). Соответственно, понятие судьбы-необходимости даже в его телеологической ипостаси для Аристотеля неприемлемо, и терминомείμαρμένηон не пользуется. Принципиальную непредсказуемость случайного Аристотель обсуждает в связи с логико-онтологической проблематикой возможного (возможно то, что не-необходимо и не-невозможно) и, в частности, истинностью высказываний о будущем: такие высказывания (а к ним относятся и суждения мантики) не являются необходимо истинными или ложными до возникновения описываемой ими ситуации (De int. 9, 19all сл.; An. Pr. I, 32al8 сл.). Иная формулировка: не существует доказывающего знания о случайном (An. Post. I, 87b 19 сл.). Допускается, следовательно, причинность с онтологическим статусом ненеобходимого (Met. IX, 1050b 11-22). Поскольку принципиальная непредсказуемость будущего есть сущностное свойство самого будущего, предсказание и гадание для Аристотеля не могут быть рационально обоснованы (см. Rhet. Ill, 1407a37 sq.). Решая проблему вменения, Аристотель объявляет разум источником специфической причинности, отличной от прочих ее видов - природы, необходимости, случая, привычки и т. д. (Е. N.III, 1112аЗ 1sq.; Rhet. I, 1369a5-6). Сфера свободного произвола определяется как «то, что от нас зависит» (тоеф* ήμίν):решение принципиально возможно лишь там, где «от нас зависит», совершать нечто или нет (Е. N. III, 1112а31 ел; М. М.I, 1187Ь5—20;1189а5 сл.). Так получает свое обоснование общая посылка III книги «Никомаховой этики»: награда и наказание (вменение поступка) имеют смысл только в отношении разумно-произвольных, т. е. «зависящих от нас», действий: человек отвечает за те действия, источник которых находится в нем самом и причиной которых он, т. обр., является (Е. N. III, 1113Ь20 сл., ср. Е. Е. И, 1222Ы сл.).
Стоики.Именно в стоической системе терминείμαρμένηприобрел нормативное значение. Целостный и вечный порядок стоического космоса покоится на всеобщей связи причин(€ΐρμοςαιτιών), нерушимость которой выражается понятием «то, что определено» («суждено», «назначено») и суммируется понятием «судьбы». Выведениеειμαρμένηизειρμός(в свою очередь происходящее отάρω,«связывать», «сплетать») было этимологически некорректно, но эвристически выгодно, т. к. позволяло определять судьбу как «причинную цепь всего существующего» или как «разум, согласно которому происходит все в мире» (D. L. VII 149; Nem. De nat. hom. 37, ср. S VF II919; 945). Лат. эквивалент fatum определяется как conexio rerum, ordo seriesque causarum (series, как и sors - от sero =εϊρω)(Serv. Aen. III 376; Cic. Divin. I 55, 125). В космическом плане судьба понимается и как вечное движение божественной пневмы (SVF II 916), провиденциально гарантирующее целостность космоса, - «пневматическая сила»(8ύναμις πνευματική -II 913). Необходимый характер каузальных связей передается понятием «неизбежности» («рока»)(ανάγκη,nécessitas), - «неодолимой и принуждающей причины» (II 976). Все происходит либо по необходимости, либо по судьбе, либо по человеческому решению, либо самопроизвольно(ката то ἀύτόματον),либо же по случаю (κατάτύχην)(Π 966). Самопроизвольность, тождественная беспричинности, тождественна и случаю; эта квазипричинность - единственная причинность, существующая только в человеческом сознании как недостаточно известная или неясная человеческому уму (II 970) - не принципиально, но лишь в силу несовершенства познавательной способности; таково свойство восприятия реальности, но не самой реальности. Всеобщий и необходимый и проноэтический характер причинной связи позволяет (теоретически) исчерпывающе точно описать любое актуальное или будущее состояние космоса и, т. обр., служит основанием ман-тики как науки о предсказаниях: мантика и судьба служат взаимным доказательством друг друга (II 939 сл.; 1187 сл.). Поэтому любое высказывание (в т. ч. о будущем) либо истинно, либо ложно (II 952 сл.). Решая проблему вменения, стоики подчеркивали, что, в отличие от необходимости, судьба — «упорядоченное сплетение причин(συμπλοκή ἀιτιῶν τεταγμένη),причем в этом сплетении и «от нас зависит», чтобы одно выпадало нам, а другое не выпадало (SVF II 976). Тесная связь судьбы и необходимости не означает их тождества (ср.ανάγκηἐιμαρμένης- SVF II 926; M. Aur. XII 14, 1;ανάγκη καϊἐιμαρμένη -SVF II 925; 966; 1076; nécessitas fati - Cic. De fat. 38-39; fatum... et nécessitas immutabilis - Tacit. VI 22). Обоснованию независимости произвола от внешней причинности служит критика т. н. «ленивого софизма» (если нечто предопределено, избежать этого невозможно) (II 956-957) и классификация причин по функциональному признаку. Любое событие (с точки зрения степени влияния причины на появление эффекта) может быть оценено по следующим параметрам: наличие 1) двух и более равнодействующих причин; 2) предшествующих причин; 3) вспомогательных, содействующих или сопутствующих причин; 4) «безличность» события или наличие разумного субъекта действия, - когда основной причиной является разумное решение субъекта и причинность классифицируется по принципу зависимости / независимости от субъекта действия: поскольку решение есть «то, что от нас зависит», все прочее переходит в разряд внешней необходимости. Для всех видов функционального деления причин понятие судьбы выражает связь компонентов причинного ряда (основные + вспомогательные или: решение субъекта + внешняя причинность) (SVF II 336 сл.; 976). Т. обр., решение субъекта действия независимо от внешней причинности, но конкретный результат определяется взаимодействием двух данных компонентов. Стоики поясняли свою концепцию таким примером: «Представим себе собаку, привязанную к повозке; если она сама хочет бежать следом, то одновременно и влечется повозкой, и бежит, соединяя, т. обр., свой произвол(αύτβξούσων)с необходимостью. Если же она не хочет бежать следом, то все равно будет принуждена к этому. То же самое относится и к людям: даже и противясь, они в любом случае не избегут своей участи» (II 975). Этот тезис афористически резюмируют слова Сенеки: Ducunt volentem fata, nolentem trahunt (Ер. 107, 10).
Жанр и традиция.Поскольку господствующим, если не единственным, модусом стоической реальности фактически была необходимость (несмотря на попытку «вплести» свободный произвол в общую каузальную схему), стоическое понимание судьбы довольно скоро стало восприниматься как наиболее последовательная версия фатализма и детерминизма. Проблема детерминизма в разнообразных ее приложениях постепенно получила жанровое оформление в трактатах «О судьбе» и отчасти родственных им в проблемном плане топах «О промысле» и «О гадании». Первые трактаты «О судьбе» принадлежали Ксенократу и Эпикуру (D. L. IV 12; X 28); оба соч. утрачены. Одноименный трактат Хрисиппа в 2-х кн. - первое сочинение, о содержании которого можно судить. По всей вероятности, именно он послужил основой для дальнейшей дискуссии о судьбе, в ходе которой оппонентами стоиков выступили представители практически всех школ и направлений античной философии (порой проявляя склонность упрощать и огрублять их позицию).
Первую критику Хрисиппа предпринял, по-видимому, академик Карнеад, сопоставивший отношение к детерминизму Эпикура и Хрисиппа (напр., Cic. De fat. 10, 21 -11, 23). Возможно, в ответ на нее появились трактаты стоика Боэта Сидонского, а затем Посидония (D. L.VII149); можно предположить, что у Посидония на основе представления о всекосмической «симпатии» сложилась концепция астрологического фатализма с подчеркнутым вниманием к мантике (Cic. De fat. 5 сл.; Divin. I 64; 125 сл.;II33 сл.; Aug. Civ. D. V 2). Цицерон в трактате «О судьбе» (ценный источник для реконструкции взглядов Хрисиппа) признает судьбу и гадание, но отвергает тотальный детерминизм, вытекающий, по его мнению, из стоической системы. Критике детерминизма и фатализма были посвящены трактаты Псевдо-Плутарха (видимо, 2 в. н. э.), эпикурейца Диогениана (Eus. Pr. Εν.VI8), киника Эномая из Гадары (VI 7). К рубежу 2-3 вв. относится важный трактат перипатетика Александра Афродисийского, который опровергает фатализм Хрисиппа с логической, этической и теологической точек зрения. В том же ряду - трактат Плотина «О судьбе» (Enn.Ill1). Возможно, уже с конца 2 в. н. э. первоначально самостоятельные топы «судьба» и «промысл» стали объединяться и рассматриваться в рамках единого изложения, - как, напр., поступает Калкидий (In Tim. 142-190). Позже появляются трактаты «О судьбе и промысле», — в частности, Гиерокла Александрийского (Phot. Codd. 214; 251). Самым синтетическим по тематике является, видимо, трактат Прокла «О промысле, судьбе и о том, что от нас зависит».
Аргументы важнейших критиков детерминизма в ряде отношений схожи. По мнению Александра Афродисийского, абсолютизация судьба есть бегство от ответственности. На самом деле судьба - не что иное, как природа, и в чем человек независим от природы, в том же он неподвластен судьбе; отрицать свободу выбора значит отрицать саму разумную природу человека (De fat. 169, 19 сл.; 184, 15 сл.). Платоники отвергали отождествление судьбы и промысла у стоиков: промысел как воля демиурга стоит выше судьбы, которая является эпифеноменом промысла и лишь постольку обнимает все, в т. ч. и свободный произвол (Ale. Didasc. 26; Apul. De Plat. I 12; [Plut.] De fat. 570a сл.; Cale. In Tim. 143; 150; 177). О «промыслительной судьбе» говорит и во многом разделявший среднеплатонические доктрины Гиерокл Александрийский (Phot. Cod. 251, р. 463а20 sq. Bekker). В русле концепции, намеченной средними платониками, рассуждает и Плотин. Недопустимо объявлять судьбу-необходимость(βίμαρμβνη)высшей повелительницей, ибо в таком случае устраняется свобода разумного существа (Епп. III 1, 2; 4). Равно невозможно допустить, что свобода души и тем более бытие первоначала могут подчиняться судьбе-случаю(τύχη),которая действует только в вещах вторичных и множественных (VI 8, 7). Наконец, Прокл придал этим аргументам завершающую форму. Все, что может быть соединено, разделено местом и временем. Поэтому то, что подвластно судьбе, получает движение от другого, является телесным и тождественно природе, которую и обозначает слово «судьба» (De prov. 11). Над судьбой возвышается промысел - божественная первопричина всякого блага. Он обнимает и сферу материальную (природа), и сферу умопостигаемую. Телом человек зависим от судьбы, но умственная его сущность свободна в выборе: возвыситься над судьбой как миром материи или покориться ей (Ibid. 22; 44).
Для христианских авторов понятие судьбы в его традиционных, - в частности, имперсонально-космических, - коннотациях было неприемлемо по мировоззренческим соображениям, и в контексте христианского мышления философская проблематика судьбы приобрела следующий вид: соотношение божественного промысла и человеческой свободы. Христианские авторы неизменно выступали против космологического детерминизма, воплощенного в понятии судьбы, и отдали дань жанру сочинений «Против судьбы»(Κατά βίμαρμβνης),- ср., напр., название трактата Григория Нисского. В качестве теоретической базы широко использовалась аргументация платоников и перипатетиков. Ценную в проблемном и доксографи-ческом отношении сводку основных топов, связанных с судьбой, приводит Немесий (De nat. hom. 35^44). В числе тех, кто затрагивал тему судьбы, Юстин (2 Apol. 7), Тертуллиан (утраченный трактат «О судьбе»), Ориген (утраченный трактат с таким же названием), Иоанн Златоуст («О судьбе и промысле»), Августин (в целом ряде соч.) и многие другие. Вместе с тем концепция благодати и предопределения позднего Августина фактически является своего рода «христианским фатализмом».
Лит.:Engel W.Die Schicksalsidee im Altertum. Erlangen, 1926;Cioffari V.Fortune and Fate from Democritus to St. Thomas Aquinas. N. Y., 1935;Berry Ε.The History and Development of the Conceptof ΘΕΙΑ ΜΟΙΡΑandΘΕΙΑ7TX\#down to and including Plato. Chic, 1941;Greene W. C.Moira: Fate, Good and Evil in Greek Thought. Camb. (Mass.), 1944;AmandD.Fatalisme et liberté dans l'antiquité grecque. Louvain, 1945;Buriks Α. ΠΕΡΙ ΤΎΧΗΣ.Leiden, 1948;Bianchi U. ΔΙΟΣ ΑΙΣΑ.Destino, uomini e divinità nell'epos, nelle teogonie e nel culto dei greci. R., 1953;Schreckenberger H. Ἀνάγκη.Untersuchungen zur Geschichte des Wortgebrauches. Münch., 1964;Bartholomew В.Fortuna and Natura. The Hague, 1966;Theiler W.Tacitus und die antike Schicksalslehre, - Idem. Forschungen zur Neuplatonismus. В., 1966, S. 46-103;Valgiglio E.Il fato nel pensiero classico antico, -RSC15, 1967, p. 305-330; 16, p. 56-84;Holl J.Historische und systematische Untersuchungen zum Bedingungsverhältnis von Freiheit und Verantwortlichkeit. Königstein, 1980;Magris A.L'idea di destino nel pensiero antico. Vol. 1-2. Tor., 1985;Talanga J.Zukunftsurteile und Fatum. Eine Untersuchung über Aristoteles' De Interpretatione 9 und Ciceros De Fato, mit einem Überblick über die spätantiken Heimarmene-Lehren. Bonn, 1986;Craig W. L.The Problem of Divine Foreknowledge and Future Contingents from Aristotle to Suarez. Leiden, 1988;Bobzien S.Determinism and Freedom in Stoic Philosophy. Oxf, 1998;Фрейденберг Ο. Μ.Миф и литература древности. М., 1978;Карпенко А. С.Фатализм и случайность будущего: логический анализ. М., 1990;
А. А. СТОЛЯРОВ

Синонимы:
ананке, будущее, будущность, выпало на долю, выть, грядущее, доля, жеребий, жребий, карма, кисмет, колесо счастья, колесо фортуны, крест, линия, мактуб, массель, мойра, на роду написано, нассиб, немезида, парки, перспектива, перст божий, перст судьбы, планета, планида, поприще, предел, предназначение, предопределение, предопределенность, провидение, рок, судьбина, суждено, счастье, талан, тюхе, удел, урд, участь, фатум, фортуна, часть, чаша


  1. судьбаблагополучиеstrong жизньstrong судьба благополучность существования чего л посылает нам испытания. ниспослан судьбой. драматическая .перст судьбы. игра судьбы. ирония...Идеографический словарь русского языка
  2. судьбаСУДЬБА см.также ЖИЗНЬ СЛУЧАЙНОСТЬ Уже при покачивании колыбели решается куда склонится чаша весов судьбы. Станислав Ежи Лец Судьба переменчива плохие дни чередуются с оч...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  3. судьбаСудьба цель на которой сосредотачиваются все жизненные силы. В Астрологии цель определяется через положение Солнца в знаках Зодиака. Цель большинства религий включая Аст...Астрологическая энциклопедия
  4. судьбав мифологии в иррационалистических философских системах а также в обывательском сознании неразумная и непостижимая предопределнность событий и поступков человека. Идею С....Большая Советская энциклопедия II
  5. судьбаж. destino m sorte fortuna fato m fatalita f рок удары судьбы la malasorte la cattiva sorte покориться судьбе accettare subire il proprio destino rassegnarsi al desti...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. судьбасудьба ж Schicksal n a Geschick n a Los n a доля покориться судьбе sich in sein Schicksal fgen ergeben] а какими судьбами wo kommst du her wo kommen Sie her не судьба мн...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. судьбажSchicksal n Geschick n Los n доляпокориться судьбе sich in sein Schicksal fgen ergeben непр. какими судьбами wo kommst du her wo kommen Sie herне судьба мне. es ist ...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. судьбане судьбасудьба привелаСинонимы ананке будущее будущность выпало на долю выть грядущее доля жеребий жребий карма кисмет колесо счастья колесо фортуны крест линия мактуб м...Большой русско-английский фразеологический словарь
  9. судьбаж.destino mem sino mem suerte fem тж. рок жребийem providencia fem промыселдьбы нароuдов destinos de los pueblosнник судьбыu potroso mem el que tiene potra suertudo m с...Большой русско-испанский словарь
  10. судьбасущ. жен. рода. доля участь. стечение обстоятельств. будущеедоля нет известий о судьбе брата нема вдомостей про долю брата горькая судьба грка доля судьба человечеств...Большой русско-украинский словарь
  11. судьбаж. стечение обстоятельствem destin m превратности судьбы vicissitudes f pl du destin избранник судьбы lu m du destin доля участьem sort m счастливая судьба sort heur...Большой русско-французский словарь
  12. судьбаСудьба попустилась.strong Киров.em Комул. перестало сопутствовать счастье удача. СРНГ . Судьба человека.strong Жарг. арм. Шутл.ирон.em Гауптвахта нахождение на гауптвахт...Большой словарь русских поговорок
  13. судьбаангл. fatefortunedestiny нем. Schicksal. . Участь доля. . Непостижимая предопределенность событий и поступков. См. ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАТАЛИЗМ ....Большой толковый социологический словарь II
  14. судьбамен. жн. роду...Большой украинско-русский словарь
  15. судьбаСон в котором вы почувствовали свою судьбу не всегда предрекает разногласия и несчастья. Он может просто побуждать вас к тому чтобы вы в полной мере реализовали свои спос...Большой универсальный сонник
  16. судьбаж. стечение обстоятельствem destin m превратности судьбы vicissitudes f pl du destinизбранник судьбы lu m du destin доля участьem sort m счастливая судьба sort heureux...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. судьбав мифологии в иррационалистических философских системах вобыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий ипоступков. В античности выступала как сл...Большой энциклопедический словарь II
  18. судьбаСУДЬБА в мифологии в иррационалистических философских системах в обыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступа...Большой энциклопедический словарь III
  19. судьбаСУДЬБА в мифологии в иррационалистических философских системах в обыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступ...Большой Энциклопедический словарь V
  20. судьбаи ж.i заст.i Обмова пересуди....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  21. судьбаDestiny. Структура из ограничений и способностей которые представляют собой данные нашей жизни. Судьба включает в себя биологические свойства психологические и культурные...Глоссарий личности и личностного роста
  22. судьбастановление жизненного процесса человека в отношении к его изначальной воли. При забвении своей домирового аспекта своей воли судьба предстает человеку в виде неумолимого...Диалектика человеческого бытия
  23. судьбапредопределенность событий и поступков. Совокупность всего сущего наличного влияющего на судьбу народов или личностей. В древнегреческой мифологии олицетворялась в образа...Евразийская мудрость от А до Я
  24. судьбав мифологии в философских системах в обыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступала как слепая безличная спр...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  25. судьбауниверсалия культуры субъектобъектного ряда см. Универсалии фиксирующая представления о событийной наполненности времени конкретного бытия характеризующейся телеологическ...История философии
  26. судьбаСУДЬБАstrong универсалия культуры субъектобъектного ряда см. УНИВЕРСАЛИИ фиксирующая представления о событийной наполненности времени конкретного бытия характеризующейся ...История философии II
  27. судьбаМИНПредопределение судьба жизнь жизненность веление приказ.Категория кит. философии сочетающая значения жизненное предопределение и предопределенная жизнь. Этимология смы...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  28. судьбасудьба судьбасьыд он пышйы от судьбы не убежишьсэтшм нин сылн судьбаыс такова уж его судьба см. тж. рк...Коми (зырянский)-русский словарь
  29. судьбагреч. eimarmene лат. fatum или РОК согласно языческой вере непреодолимая мрачная неумолимая ненасытная сверхчеловеческая сила могущественнее всех богов которой подвластно...Краткий религиозно-философский словарь
  30. судьбаСудьба fors fortuna fortuna adjuvat aliquem fortunam temptare sors sortis f fatum eventus переносить испытания судьбы fortunam ferre баловень судьбы fortunae filius как...Латинский словарь
  31. судьбаы мн.em судьбы судеб и устар.em судеб судьбам и устар.em судьбам ж.em Складывающийся независимо от воли человека ход событий стечение обстоятельств по суеверным представл...Малый академический словарь
  32. судьбакорень СУДЬБ окончание А Основа слова СУДЬБВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой СУДЬБ А Слово Судьба содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  33. судьбаНачальная форма Судьба женский род множественное число неодушевленное родительный падеж...Морфологический разбор существительных
  34. судьбаСУДЬБА представление о предопределенности и неотвратимости событий и поступков в жизни каждого человека. В древнегреческой мифологии эти силы персонифицировались и высту...Новейший философский словарь
  35. судьбапредставление о предопределенности и неотвратимости событий и поступков в жизни каждого человека. В древнегреческой мифологии эти силы персонифицировались и выступали нап...Новейший философский словарь II
  36. судьбасудьба . ж. Стечение жизненных обстоятельств не зависящий от воли человека ход событий по суеверным представлениям воля Бога предопределяющая все что происходит в жизни...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  37. судьбасовокупность событий которые уготованы человеку. В соответствии с тем согласуются эти события или нет с человеческой волей различают предназначение которое является сущн...Новый философский словарь
  38. судьбасудьба судьба ы мн. судьбы судеб судьбам...Орфографический словарь
  39. судьбаu жu мн.u судьбы Р.u судеб Д.u судьбам ананке будущее будущность выпало на долю выть грядущее доля жеребий жребий карма кисмет колесо счастья колесо фортуны крест линия м...Орфографический словарь русского языка
  40. судьбасудьба менник жночого роду...Орфографічний словник української мови
  41. судьбац.слав. суд Божий в христианстве и культуре русского народа это понимается как некая заданность свыше линии личной жизни и деятельности человека на земле. Судьба это ...Основы духовной культуры
  42. судьбаучасть доля содержание этого понятия трактуется двояко. В метафизическом смысле это понятие обозначает неразумную и непостижимую предопределенность человеческой жизни. Т...Педагогический словарь по темам
  43. судьбасудьба судьбы судьбы судеб судьбе судьбам судьбу судьбы судьбой судьбою судьбами судьбе судьбах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  44. судьбаОрфографическая запись слова судьба Ударение в слове судьба Деление слова на слоги перенос слова судьба Фонетическая транскрипция слова судьба [стба] Характеристика всех...Полный фонетический разбор слов
  45. судьбаИскушать испытывать судьбу.hСпитувати випробувати вивряти долю.Какими судьбами разг.em.hЯким побитом яким втром як це вас тебе доля занесла сюдиКакимито судьбами.hЯкимсь ...Російсько-український словник сталих виразів
  46. судьбаСм. ДОЛЯ.Источник Энциклопедия Русская цивилизация ананке будущее будущность выпало на долю выть грядущее доля жеребий жребий карма кисмет колесо счастья колесо фортуны к...Русская энциклопедия
  47. судьбасудьба ы мн. ч. судьбы судеб судьбамСинонимы ананке будущее будущность выпало на долю выть грядущее доля жеребий жребий карма кисмет колесо счастья колесо фортуны крест л...Русский орфографический словарь
  48. судьбаlot eo sorto...Русский-африкаанс словарь
  49. судьбаЖ мн. судьбы . tale mqddrat . bxt qismt flk какими судьбами sn hara bura hara оставить на произвол судьбы tkbana buraxmaq balbana buraxmaq не судьба комучему qismt deyilm...Русско-азербайджанский словарь
  50. судьбаж.fate destiny общая судьба...Русско-английский психологический словарь
  51. судьбасудьба ж.iв разн. знач.i fate fortune уделi destiny судьбы народов the fortunes of nations решать судьбу мира decide the fate of peace iкакими судьбами разг.i by what...Русско-английский словарь
  52. судьбасудьба ж. . fate благодарить судьбу thank fate thank ones lucky stars разг. . участь доля lot life связать свою судьбу с кемл. throw in ones lot with smb. устроить сво...Русско-английский словарь II
  53. судьбаf.fate fortuneСинонимы ананке будущее будущность выпало на долю выть грядущее доля жеребий жребий карма кисмет колесо счастья колесо фортуны крест линия мактуб массель мо...Русско-английский словарь математических терминов
  54. судьбаfate destiny lot...Русско-английский словарь политической терминологии
  55. судьбаОт судьбы не уйдешь ОСинонимы ананке будущее будущность выпало на долю выть грядущее доля жеребий жребий карма кисмет колесо счастья колесо фортуны крест линия мактуб мас...Русско-английский словарь пословиц и поговорок
  56. судьбаfate fortuneСинонимы ананке будущее будущность выпало на долю выть грядущее доля жеребий жребий карма кисмет колесо счастья колесо фортуны крест линия мактуб массель мойр...Русско-английский технический словарь
  57. судьбаdoom fortune lot...Русско-английский экономический словарь
  58. судьбасущ.destiny fate fortuneправо народов распоряжаться своей судьбой right of nations to be masters of their own destinies ананке будущее будущность выпало на долю выть гря...Русско-английский юридический словарь
  59. судьбаN...Русско-армянский словарь
  60. судьбаЛс доля счастливая судьба шчаслвы лс шчаслвая доля думать о судьбах государства думаць пра лс дзяржавы не судьба не суджана какими судьбами якм чынам волею судеб па ...Русско-белорусский словарь
  61. судьбажен. в разн. знач.i лс род.i лсу муж. мн. нет доля жен.iсчастливая судьба шчаслвы лс шчаслвая долядумать о судьбах государства думаць пра лс дзяржавыне судьба не суджа...Русско-белорусский словарь II
  62. судьбасудьба участь ж...Русско-болгарский словарь
  63. судьбаsors vgzet vgzet sors sors какими судьбами mi szl hozott участьem osztlyrsz sors будущностьem plyafuts letplya lett elmenetel jvend karrier Синонимы ананке будущее ...Русско-венгерский словарь
  64. судьбасудьба ж...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  65. судьбасудьба [ ] [ ] Синонимы ананке будущее будущность выпало на долю выть грядущее доля жеребий жребий карма кисмет колесо счастья колесо фортуны крест линия мактуб ма...Русско-ивритский словарь
  66. судьбаfortuna sorte...Русско-итальянский юридический словарь
  67. судьба. уст. рок тадыр жазмыш. участь доля тадыр. будущность тадыр болаша война поставила на карту судьбы народов соыс халытарды тадырына ауп туыздыкакими судьбами андай тадыр ...Русско-казахский словарь
  68. судьбатадыр...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  69. судьбатадыр...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  70. судьбаж. . уст. рок тагдыр . участь доля тагдыр насип жазмыш пешене . будущностъ тагдыр келечек болочок думать о судьбах государства мамлекеттин тагдыры болочогу жннд ойлоо как...Русско-киргизский словарь
  71. судьбаjyun jy jhui mngyn ynqi yunfnсудьба столкнула нас с тобой участьem mngyn доляem zoy будущностьem qintрешать чьюлибо судьбу .заботиться о судьбах страны судьб...Русско-китайский словарь
  72. судьбаTaqdir qsmet ba yazs qadir taliy...Русско-крымскотатарский словарь
  73. судьбатакъдир къысмет баш язысы къадир талий...Русско-крымскотатарский словарь II
  74. судьбаliktenis...Русско-латышский словарь
  75. судьбаdalia lemtis ies likimas laim dalis ies...Русско-литовский словарь
  76. судьбаЗаяа тавилан...Русско-монгольский словарь
  77. судьбаж. Schicksal n Los n участь....Русско-немецкий словарь
  78. судьбаFortuin...Русско-нидерландский словарь
  79. судьбасудьбаж какими ами разг волею судеб или судьбы разг благодарить у бросить когол. на произвол ы распоряжаться собственной ой ....Русско-новогреческий словарь
  80. судьбаbeskikkelse bestemmelse lodd skjebne fatum ананке будущее будущность выпало на долю выть грядущее доля жеребий жребий карма кисмет колесо счастья колесо фортуны крест лин...Русско-норвежский словарь
  81. судьба...Русско-персидский словарь
  82. судьба. los przeznaczenie. dolablockquote. losyblockquote...Русско-польский словарь
  83. судьбажdestino mu sina fu fado mu жребийem sorte f ирония судьбы бросить на произвол судьбы не судьба ему стать актеромСинонимы ананке будущее будущность выпало на долю выть гр...Русско-португальский словарь
  84. судьбаСудьбаajali limeandikwa bahati fali majaliwa мн.em makadara мн.em Mungu Miungu nasibu ole ед.em sudi tua испытывать судьбу bahatisha...Русско-суахили словарь
  85. судьбасудьба толеъ насиба оянда...Русско-таджикский словарь
  86. судьбаж в язмыш ткъдир бросить на произвол судьбы язмыш иркен ташлау верить в судьбу язмышка ышану жаловаться на судьбу язмыштан зарлану определить дальнейшую судьбу артабангы ...Русско-татарский словарь
  87. судьбаж kader yazg alnyazs злая судьба kara yaz yaman tecelliбросить вызов судьбе kadere meydan okumakиспытать на себе удар судьбы felein sillesini yemek baht talih nasip bi...Русско-турецкий словарь
  88. судьбаnasib qismat taqdir...Русско-узбекский словарь Михайлина
  89. судьбаf...Русско-финский словарь
  90. судьбаlos osud...Русско-чешский словарь
  91. судьбасущ.жен.множ. судьбы судеб судьбам шпа раскал прнй кунул счастливая судьба телейл шпа...Русско-чувашский словарь
  92. судьбаde.strong de inget r knt om hans vidare denо его дальнейшей судьбе ничего не известноde.strong de olika faller dets lotterклад не всякому датся не всяк за стол иной под с...Русско-шведский словарь
  93. судьбаde...Русско-шведский словарь II
  94. судьба.strong arengulugu.strong arengutee elutee ettemratus osa saatus...Русско-эстонский словарь
  95. судьбасудьба ы у мн.emсудьбы судеб судьбам ноem волеюсудеб какими судьбамиСинонимы ананке будущее будущность выпало на долю выть грядущее доля жеребий жребий карма кисмет колес...Русское словесное ударение
  96. судьбасовокупность событий которые уготованы человеку. В соответствии с тем согласуются эти события или нет с человеческой волей различают предназначение которое является сущн...Сверхкраткий философский словарь
  97. судьбаСУДЬБАУже при покачивании колыбели решается куда склонится чаша весов судьбы. Станислав Ежи Лец Судьба переменчива плохие дни чередуются с очень плохими. Лили Томлин Жела...Сводная энциклопедия афоризмов
  98. судьбаФилософский смысл термина . Судьба участь Софокл стечение обстоятельств случай Софокл Фукидид Платон счастливая случайность Геродот успех счастье Пиндар несчастье беда Эс...Словарь античных философских терминов
  99. судьбаТо что на роду написано...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  100. судьбаОт нее не уйдешь...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  101. судьбаучасть доля представление о сверхъестественной предопределенности неизбежности событий и поступков в жизни человека. В древнегреческой мифологии олицетворялась в образе ...Словарь исторических терминов
  102. судьбауниверсалия культуры субъектобъектного ряда см. Универсалии Категории культуры фиксирующая представления о событийной наполненности времени конкретного бытия характеризую...Словарь постмодернизма
  103. судьбаСудьба судьбина рок удел жребий доля участь счастье будущность грядущее предназначение предопределение провидение. Мне суждено дано предопределено на роду написано мне вы...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  104. судьбасм.uобломок судьбыокурок судьбыплевок природы судьбы фортуныСинонимы ананке будущее будущность выпало на долю выть грядущее доля жеребий жребий карма кисмет колесо счасть...Словарь русского арго
  105. судьбанеобыкновенная судьбаСинонимы ананке будущее будущность выпало на долю выть грядущее доля жеребий жребий карма кисмет колесо счастья колесо фортуны крест линия мактуб мас...Словарь русской идиоматики
  106. судьбасудьбаСудьбина рок удел жребий доля участь счастье будущность грядущее предназначение предопределение провидение.Мне суждено дано предопределено на роду написано мне выпа...Словарь синонимов II
  107. судьбасудьба Судьбина рок удел жребий доля участь счастье будущность грядущее предназначение предопределение провидение. Мне суждено дано предопределено на роду написано мне вы...Словарь синонимов II
  108. судьбасудьба судьбина рок удел жребий доля участь счастье будущность грядущее предназначение предопределение провидение кому суждено дано предопределено на роду написано выпало...Словарь синонимов
  109. судьбаПредставления о Се принадлежат к наиболее коренным категориям культуры они образуют глубинную основу имплицитной системы ценностей которая определяет этос человеческих ко...Словарь средневековой культуры
  110. судьбаситуация в которой присутствие отдает себя во власть одновременно унаследованной и избранной возможности. Собственные то есть соответствующие самой сути присутсвия возмож...Словарь терминов Хайдеггера по книге «Бытие и время»
  111. судьбаD сущu см. _Приложение IIсудьбысудьбысудебсудьбамволею судеб в силу обстоятельствкакими судьбами восклицание при неожиданной встречеНе помню имени но знай не весь яРожде...Словарь ударений русского языка
  112. судьбасущ. греч.em определение Всевышнего постановление закон. Судьбыem постановления о наказаниях за преступления Цар. . Пс. . Числ. . ананке будущее...Словарь церковнославянского языка
  113. судьбасудьба ветреная Пушкин ведьмасудьба Вяземский гнетущая Апухтин грозная Фет железная Белый Фет жестокая Козлов злая Белоусов Кольцов злая ведьмасудьба Кольцов изменчивая Р...Словарь эпитетов III
  114. судьбаО беспокойной непостоянной неизбежной судьбе.Беспокойная бурная ветреная всесильная загадочная замысловатая изменчивая капризная коловратная устар. насмешливая неведомая ...Словарь эпитетов II
  115. судьбаСУДЬБА. О беспокойной непостоянной неизбежной судьбе. Беспокойная бурная ветреная всесильная загадочная замысловатая изменчивая капризная коловратная устар. насмешливая н...Словарь эпитетов
  116. судьбаh судьбаbig сущ.жен.неод.i ед.им. Судьба нас будто береглаГоУ . Судьба любви играть ей в жмуркиГоУ . старый мы давно знакомы вот судьба!ГоУ . Куда меня закинула судьба!Г...Словарь языка Грибоедова
  117. судьбаДОЛЯstrong хд подй напрям життвого шляху людини обставини життя ТАЛАНstrong ЖЕРЕБstrong ЩАСТЯstrong фольк. СУДЬБАstrong розм. ФОРТУНАstrong розм. ПЛАНЕТАstrong розм. зас...Словник синонімів української мови
  118. судьба́СУДЬБА и ж. . розм. Те саме що доля. Боролись ми не раз не два з судьбою П. Кулш Вибр. В твох руках тепер народе Твоя судьба твй рвний шлях Бо свточ гордо свободи Пала ...Словник української мови в 11 томах
  119. судьбаСУДЬБА и ж. розм. Те саме що доляБоролись ми не раз не два з судьбою П. КулшВ твох руках тепер народе Твоя судьба твй рвний шлях Бо свточ гордо свободи Пала у твох руках ...Словник української мови у 20 томах
  120. судьбамоск. долядоля недоля талан безталання безталаннячко див. Мойра предистинаця фатум...Словник чужослів Павло Штепа
  121. судьбадоля Яка доля цього законопроекту Така вже його доля....Словник-антисуржик
  122. судьбав мифологии в иррационалистич. филос. системах а также в обывательском сознании неразумная и непостижимая предопределнность событий и поступков человека. Идею С. абсолюти...Советский философский словарь
  123. судьбаСУДЬБА в мифологии в философских системах в обыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступала как слепая безлич...Современная энциклопедия
  124. судьбаСУДЬБА в мифологии в иррационалистических философских системах в обыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступа...Современный энциклопедический словарь
  125. судьбаЕсли девушке снится что она обманывает свою судьбу и не исполняет свое предназначение это означает что ей придется выбрать между возлюбленным и верным другом....Сонник для влюбленных
  126. судьбасудьба сущ.em ж.em употр. очень часто Морфология нет чего судьбыstrong чему судьбеstrong вижу что судьбуstrong чем судьбойstrong о чм о судьбеstrong мн. что судьбыstrong ...Толковый словарь Дмитриева
  127. судьбаСУДЬБА ы мн. судьбы судеб и устар. судеб судьбам ж. .Стечение обстоятельств не зависящих от воли человека ход жизненныхсобытий. С. столкнула старых друзей. Избранник суд...Толковый словарь Ожегова
  128. судьбаСУДЬБА судьбы мн. судьбы судеб судьбам ж. . Стечение обстоятельств первонач. в мифологии и мистических представлениях потусторонняя сила или воля божества предопределяюща...Толковый словарь русского языка II
  129. судьбасудьба судьба ы мн. ч. судьбы судеб и устар. судеб м ж. Стечение обстоятельств не зависящих от воли человека ход жизненных событий. С. столкнула старых друзей. Избранник ...Толковый словарь русского языка II
  130. судьбаСУДЬБА ы мн. судьбы судеб и устар. судеб судьбам ж. . Стечение обстоятельств не зависящих от воли человека ход жизненных событий. Судьба столкнула старых друзей. Избранн...Толковый словарь русского языка
  131. судьбаи ж. заст. Обмова пересуди....Толковый словарь украинского языка
  132. судьбаУдарение в слове судьбаУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове судьба...Ударение и правописание
  133. судьбаRzeczownik судьба f los m dola f...Универсальный русско-польский словарь
  134. судьбаОщутить во сне свою судьбу знак того что вас ожидает серьезный жизненный выбор....Универсальный семейный сонник
  135. судьбапонятие обозначающее предопределенность жизни человека выражающее представления о некой силе кардинально влияющей на течение событий на линию поведения. Древние например ...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  136. судьбаформа переживания И осмысления человеком условий собственного существования в мире. В содержании понятия С. заключено то или иное решение индивидом проблем соотношения св...Философия. Словарь по обществознанию
  137. судьбаСУДЬБА в мифологии в иррационалистических филос. системах а также в обывательском сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков человека. Иде...Философская энциклопедия
  138. судьбапонятиемифологема выражающее идею детерминации как несвободы. От понятия С. следует отличать два другие понимания детерминации оставляющие место свободе научное т.е. кауз...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  139. судьбаИ в обыденном словоупотреблении и в истории философии существуют очень разные представления о том что именуется судьбой. Можно выделить основные варианты понимания С. как...Философские категории
  140. судьбапредопределенность событий и поступков совокупность всего сущего которое влияет и не может не влиять на бытие человека народа и т. д. Греки гипостазировали судьбу и персо...Философский энциклопедический словарь II
  141. судьбапонятие выражающее представление о некой силе предопределяющей все события в жизни людей. В древнегреч. мифологии участь людей и даже богов зависит от богинь С. мойр у ри...Философский энциклопедический словарь
  142. судьбасудьба судьбы судьбы судеб судьбе судьбам судьбу судьбы судьбой судьбою судьбами судьбе судьбах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы а...Формы слова
  143. судьбав мифоэпической культуре представление о скрытой непостижимой силе действие которой формирует жизнь как социальных образований так и отдельных людей. Понятие судьбы склад...Человек и общество
  144. судьбаУда Уба Субд Суб Сау Дуб Бас Асу Уса Сад Суд Судьба...Электронный словарь анаграмм русского языка
  145. судьбаСудьба см. Доля Мойры и Фатум....Энциклопедический словарь
  146. судьбаСудьба см. Рок и Фатализм....Энциклопедический словарь
  147. судьбаСУДЬБА в мифологии в иррационалистических философских системах в обыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступ...Энциклопедический словарь естествознания
  148. судьбаIstrongсм. Рок и Фатализм.см. Доля Мойры и Фатум....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  149. судьбаIstrongсм. Рок и Фатализм.см. Доля Мойры и Фатум....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  150. судьбаСУДЬБА универсалия культуры субъектобъектного ряда см. Универсалии фиксирующая представления о событийной наполненности времени конкретного бытия характеризующейся теле...Энциклопедия История философии
  151. судьбаСудьба в мифологии в иррационалистических философских системах в обывательском сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выс...Энциклопедия культурологии
  152. судьбаСУДЬБАв мифологии различных народов представление о непостижимой силе действием которой обусловлены как отдельные события так и вся жизнь человека и в более широком смысл...Энциклопедия мифологии
  153. судьбаангл. fatefortunedestiny нем. Schicksal. . Участь доля. . Непостижимая предопределенность событий и поступков. см. ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАТАЛИЗМ. Antinazi.Энциклопедия социоло...Энциклопедия социологии