Античная философия

ПРИРОДА

ПРИРОДА(греч.φύσις,лат. natura), одно из центральных понятий античной философской мысли, обладающее широким спектром значений. Греч, существительноеφύσιςпроисходит от глаголаφύω(«выращивать», «рождать», «производить на свет», med.φύομαι- «вырастать», «рождаться», «возникать»). Кореньфи-восходит к индоевропейскому bheu- (со значениями «пробиваться», «прорастать», «распускаться»), послужившему в европейских языках основой для глагола «быть» (лат. fu, франц. je fus, англ. to be, нем. ich bin, старослав. быти). Поэтому греч. существительные с этим корнем тоже несут в себе значение бытия, но не как результативного пребывания, а как происхождения на свет. Отсюда тесное соседство и почти синонимичностьφύσιςс «сущим»(τὸ ὄν)и «сущностью»(οὐσία)в философском языке. Греч,φύσιςсоответствует лат. natura (от nasci - родиться, возникать; ср. (g) natus и греч.γίγνομαι,близкий кφύομαιв значении «возникать»).
Первоначальноφύσιςкак отглагольное существительное означало, по-видимому, процесс рождения, возникновения, роста. Однако в этом значении оно встречается не ранее 5 в. до н. э. У поэтов архаической эпохи его еще нет, а Гомер использует его всего один раз (см. Нот. Od. X 302-304, где Гермес объясняет Одиссею некое скрытое свойство(φύσις)колдовской травы «моли»). Однако уже в сочинениях ионийских историографов Геродота и Гекатея, а также в медицинских текстах Гиппократова корпуса (5-4 вв. до н. э.)φύσιςначинает употребляться в самом широком спектре значений: как природа страны, определяющая типичный психофизиологический склад(φύσις)ее обитателей; как нормальное состояние человеческого тела и его органов; как естественная причина заболевания, как целебная сила лекарственных трав и вообще как способность, действенность той или иной вещи.Этнографически-медицинское пониманиеφύσιςсмыкается с тем, которое мы находим в поэзии Пиндара, Эсхила и Софокла. Для Пиндара узнать, каков человек, - значит узнать его род и происхождение. То и другое обнаруживаются в момент славы героя, когда раскрывается и становится очевидной егоφυά(=φύσις)- сила, красота, крепость. У Эсхила и Софоклаφύσιςозначает внешний вид, осанку, фигуру находящегося в расцвете сил человека. Т. обр., уже на самых ранних этапах своей истории понятиеφύσιςоказывается связанным с понятиямиγένεσις(возникновение),δύναμις(способность, сила),εἶδος(вид, форма).
Досократики.В дошедших до нас фрагментах ранних греческих философовφύσιςвстречается редко. Несмотря на то что античная доксографи-ческая традиция называет большинство ранних философов авторами произведений «О природе»(Περὶ φύσεως),в которых, судя по сохранившимся фрагментам, шла речь о началах всех вещей и явлений, сами досократики никогда не называли эти начала «природой» (вероятно, за исключениемДемокрита,который именовал так свои атомы, см. DK68 А 58). Впервые в философском контексте слово «природа» употребляетГераклит:фразу«φύσιςлюбит прятаться» (DK22 В 123) обычно понимают в том смысле, что внутренняя, истинная природа вещей скрывается от поверхностного взора. В похожем значенииφύσιςупотребляется и во фр. В 1, где Гераклит заявляет о своей способности разбирать слова и вещи «в соответствии с природой», противопоставляя себя большинству людей, не осознающих того, что они говорят и делают. Согласно фр. В 112, мудрость состоит в том, чтобы «говорить истину и поступать в соответствии с природой, осознавая». УПарменида φύσις,наоборот, принадлежит «обманчивому устройству космоса», сфере возникновения и роста, противопоставляемой им истинному бытию. В его поэме словоφύσιςвсе три раза встречается во второй части поэмы, где богиня Дике пересказывает юноше Пармениду «мнения смертных». В числе прочего она обещает раскрыть ему «природу» эфира и Луны (DK28 В 10), называя «природой» материальный состав этих небесных тел (ср. В 16, гдеφύσιςпрямо отождествляется со смесью элементов). Как нечто обманчивое выступаетφύσιςи уЭмпедокла:люди называют этим именем рождение и возникновение, хотя на самом деле никакойφύσιςнет, а есть только смешение и разделение элементов (DK31 В 8).
Софисты.С 5 в. до н. э. в греческой культуреφύσιςначинает употребляться в оппозиции к закону(νόμος),обычаю(ἦθος),мнению (δόξα), искусству(τέχνη),воспитанию (παιδεία). В этих оппозициях, разрабатывавшихся в основномсофистами,природа понимается как самодовлеющий и не зависящий от людей мировой порядок, требования которого обычно не совпадают с принятыми в человеческом обществе нормами и законами. Так,Архелайутверждал, что справедливое и несправедливое существуют не от природы, а по установлению (D. L. II 16, 10).Антифонтпротивопоставлял обязательности требований природы произвольность и необязательность законов, установленных людьми: не следовать первой для человека всегда губительно, нарушение же вторых ведет к наказанию, только если будет обнаружено. Противоестественность законов он видел в том, что у разных государств законы и обычаи разные, тогда как человеческая природа повсюду одинакова, — поэтому закон равнозначен мнению, а природа — истине (fr. 4 Gernet). По мнениюГиппия,установления природы отличаются от человеческих тем, что признаются одинаково всеми и во всякой стране (Хеп. Mem. IV 4, 19-20). Младшие софисты Пол, Калликл и Фрасимах, признавая произвольность человеческих обычаев, тем не менее считали «естественным», т. е. сообразным с природой, право сильного устанавливать законы, руководствуясь собственной выгодой, ибо природа провозглашает справедливым и прекрасным подчинение слабого сильному и худшего лучшему. Человеческие законы противоречат природе, только если это законы толпы, установленные ею ради собственной выгоды с целью запугать более сильных и не дать им возвыситься (Plat. Gorg. 482e-484b). Другой аспект оппозицииφύσις - νόμος,составлявший важную тему софистических споров, касался человеческой речи: сообразуются ли имена с внутренней сущностью вещей или же даны им по договоренности? (Plat. Crat., 383a)
В оппозицииφύσις - παιδείαнашел отражение интерес софистов к проблеме соотношения в человеке природных задатков и воздействия на него воспитания и обучения. Они первыми назвали совокупность врожденных человеку душевных и телесных качеств человеческой природой и таким образом перенесли понятиеφύσιςс целого мира на нечто единичное. Софисты поставили вопрос о том, какие именно качества человек получает от природы, относятся ли к их числу справедливость, рассудительность, мужество, благочестие и др. добродетели - или же они приобретаются путем обучения и упражнения наподобие наук и искусств? СогласноПротагору,если бы добродетель доставалась нам от природы так же, как сила, красота или высокий рост, то никто не порицал бы людей за ее отсутствие, ведь то, над чем мы не властны, не заслуживает ни похвалы, ни осуждения. Следовательно, если за отсутствие добродетели осуждают, значит, добродетели не врождены и им можно научиться. С другой стороны, способность к добродетели должна быть от природы свойственна каждому, иначе почему требование быть честным и справедливым предъявляется всем без исключения? Так Протагор приходит к выводу, что природа есть та общая для всех людей основа, на которой должно строиться гражданское воспитание (см. Plat. Prot. 320d-328d; ср. также фрагмент изΜέγας ΛόγοςПротагора DK 3, в котором природа и упражнение названы двумя необходимыми условиями успешного обучения). Антифонт продолжил эту мысль и сравнивал природу с почвой, а воспитание - с хорошими семенами (fr. 20 Gernet). В целом, софисты разделяли оптимистическое убеждение, что природа человека поддается воспитанию и способна к добру, несчастная же или склонная ко злу природа - исключение.
Платонв своих ранних произведениях («Менон», «Протагор», «Горгий», «Алкивиад I» и др.) вслед за софистами ставит вопрос, от природы ли добродетель или ей можно научиться, и понимает под природой совокупность душевных и телесных качеств, приобретаемых человеком от рождения, к числу которых относятся здоровье и красота, сообразительность, памятливость, восприимчивость к наукам и т. п. Так, в «Алкивиаде I» утверждается, что в благородных семействах рождаются более одаренные натуры(φύσεις ἀμείνους)и что Алкивиад намного превосходит других своей природой (Ale. 119с, 120d). Очевидно, что в своей природе, которая достается ему сама собой, от рождения, человек не властен, - поэтому Платон вслед за софистами, с одной стороны, противопоставляет природу всему, чего человек может достичь при помощи обучения(μάθησις),упражнения(ἄσκησις)и искусства(τέχνη),а с другой - сближает ее с такими понятиями как самопроизвольность(αὐτόματον)и случайность(τύχη).Добродетель, по мнению Платона, состоит не в обладании телесными или душевными благами, достающимися нам от природы, но в умелом их использовании, которое всегда сопряжено с разумом и знанием (Men. 89а). А поскольку знанию можно научиться, то добродетельными мы становимся в результате воспитания, определяемого все же хорошими природными задатками. Не разделяя полностью педагогического оптимизма софистов, Платон постоянно подчеркивает, что далеко не каждый человек обладает природой, поддающейся образованию (в «Государстве» Платон выделяет 3 вида человеческих «природ», в большей или меньшей степени пригодных к обучению). Вот почему правителями и стражами его идеального государства могут стать только люди, одаренные особой «философской природой» (Resp. II, 375а; VII, 526с).
В произведениях зрелого периода Платон распространяет понятиеφύσιςна более широкий круг явлений. Он говорит о природе не только отдельного индивида, но и всех людей, о природе мужчин и женщин, тела и души, ума и рассудка (Phaedr. 270а), о природе отдельных органов человеческого тела, космических стихий и многого другого (Tim. 53e). Для предшествующей традиции знаниеφύσιςвещи означало знание причин ее возникновения(γένεσις)и гибели(φθορά)в рамках мирового целого. При этом под причинами понимались те первичные телесные элементы, из которых вещь составилась и в которые она со временем разложится. Платон тоже истолковываетφύσιςкак причину существования вещи, но уже не в смысле материального состава, а в смысле цели и назначения.
Свое новое понимание и расхождение с прежней традицией сам Платон обозначает в диалоге «Федон» (96а, 97d), где Сократ упрекает старую науку о природе за то, что, отыскивая причины возникновения и гибели вещей, она всегда обращалась к соединению и разделению элементов, тогда как подлинное знание природы подразумевает понимание того, почему для данной вещи лучше всего находиться в том положении, в котором она находится, и действовать так, как она действует. В «Софисте» (265с) Платон идет дальше и отказывается от представления о природе как о самопроизвольной неразумной причине возникновения: животные, растения и всё неодушевленное произведены божественным искусством, так же как стол и стул - человеческим. Чтобы понять природу отдельных частей человеческого тела, необходимо выяснять, с какой целью они были созданы Богом и почему получили именно такое устройство и расположение (Tim. 71b). По убеждению Платона, естественное не лишено ни разума, ни знания, поэтому когда прежняя наука называла природой огонь, воду, воздух и землю, полагая, что из них, как из первых тел, возникло все существующее, то «это название она применяла неправильно» (Nom. X, 891с), ведь раньше тел -душа, которая как движущий принцип является причиной возникновения и гибели всего в мире (892Ь). Поэтому правильнее было бы назвать «природой всего»(τοῦ παντὸς φύσις,Tim. 41e) разумную душу.
Однако еще более истинной природой вещей являются их идеальные прообразы, ибо они делают вещь тем, что она есть, и в качестве конечной цели определяют весь процесс ее становления в чувственном мире. В «Федре» (270d) Платон предлагает метод, позволяющий выяснить идеальную природу любой вещи, как естественной, так и искусственной. Для этого необходимо установить 1) проста или многовидна данная вещь; 2) если проста, какова ее способностьδύναμις):на что и как она может воздействовать, что и как претерпевать; 3) если многовидна, то сколько у нее видов и какова способность каждого вида в отдельности. Очевидно, что такой природой могут обладать и сами идеи, поэтому в отличие от философов Элейской школы, противопоставлявшихφύσιςподлинному бытию, Платон применяет это понятие также и к вещам вечным и неподвижным. Он может назвать умопостигаемое бытие «непричастной сну истинной природой» (Tim. 52b) или рассуждать о природе красоты (Phaedr. 254b; Resp. 476b), справедливости (Resp. 359b), бытия (537с), числа (525с), единого (Parm. 139d), тождественного (139d), иного (Soph. 255d), и т. д. В последнем случаеφύσιςупотребляется почти как синоним идеи. Т. обр., у Платона, как и у всех греческих мыслителей до него, природа означает не какую-то отдельную область сущего, но выражает определенное понимание того, что значит быть.
Аристотель.Если Платон подчеркивает в природе момент идеальности и неизменности, отодвигая рост и становление в область как бы не сущего, то Аристотель, наоборот, видит в подвижности и изменчивости главнейшую особенность всего «естественно сущего». Как и Платон, Аристотель связываетφύσιςс определенным пониманием бытия - с бытием как началом. Быть началом значит быть причиной чего-то иного, начинающегося и становящегося. Ни единое неподвижное бытие элеатов, ни материальные стихии ионийских «физиологов», ни идеи Платона не удовлетворяли аристотелевскому понятию бытия как начала, поэтому он приходит к необходимости искать новое понимание бытия - некоторым образом связанное с движением. Он обнаруживает его в опытеφύσις,включающем в себя представление о целесообразном возникновении и устроении.
В «Метафизике» Аристотель перечисляет шесть уже сложившихся к его времени способов понимания природы-φύσις(Met. V 4, 1014Ы6-1015а19): 1) природа как процесс возникновения(γένεσις)растущего; 2) как имманентная растущему первооснова, из которой оно вырастает; 3) как причина первого движения, присущего всякой природной вещи; 4) как те первоэлементы, из которых состоит и возникает сущее (как природное, так и искусственное); 5) как сущность(οὐσία)природных вещей (здесь природа-сущность - результат смешения элементов, согласно учениям ряда досократиков, в частности Эмпедокла); 6) как всякая сущность вообще, «так и сущность природных вещей есть в некотором смысле природа». Для самого Аристотеля итогом процесса возникновения вещи является обретение ею формы(εἶδος, μορφή),ибо «форма есть цель возникновения» и без нее нет и самой вещи, о природе которой мы хотим рассуждать. Но и материальный субстрат, о котором шла речь во втором и четвертом определении, тоже в известном смысле является сущностью. Поэтому, сводя все перечисленные значения природы воедино, Аристотель получает следующее итоговое определение: «в первичном и собственном смысле природа есть сущность того, что имеет начало движения в себе как таковом» (1015а13-15). Т. обр., в едином понятии «природа» у Аристотеля можно выделить два взаимосвязанных момента: 1) форму, понятую как цель, т. е. как то, что может быть началом движения, будучи само неподвижным, и 2) материю как возможность осуществления этой цели и лишенность по отношению к форме.
Дальнейшее развитие понятие «природа» получает через противопоставление сущего от природы(φύσει ὄντα)всему, что создается при помощи искусства(τέχνῃ ὄντα).В отличие от искусственных вещей все естественное возникает и формируется самостоятельно - отсюда определение Аристотелем природы как внутреннего присущего естественным вещам начала изменения:«Φύσις —это начало движения и покоя для того, чему она присуща самому по себе, а не привходящим образом» (Phys. II 1, 192b). Создание искусственных предметов и их существование - разные сферы: существование сообразно назначению предполагает окончание процесса их созидания. В естественном же сущем его становление и есть оно само как сущее: жизнь есть существование животного, рост - растения, горение - горючего. Природа поэтому есть такое начало, в котором становление и бытие совпадают, ибо, возникая, естественно сущее становится не чем-то иным, а собой; это такое начало, исходя из которого, не уходят от него, а пребывают в нем и устремлены к нему (ср.: «Природа-φύσιςкак возникновение есть путь к природе», II 1, 193Ы2). Даже достижение формы и полное осуществление естественно сущего не есть прекращение движения, а как раз предельно энергичная деятельность,энтелехия.И поскольку каждая вещь существует не сама по себе, а как часть мирового целого, то суть ее бытия, ееφύσις,в конечном итоге, определяется целью и назначением этой вещи в структуре космоса. Форма самого космоса определяется энергией перводвигателя - божественного ума, движущего «как предмет желания и предмет мысли» (Met. XII2,1069b). T. обр., Бог оказывается последним определяющим в сфере естественно сущего.
Эллинизм.В эллинистическую эпоху противопоставление природы как самобытного и самодовлеющего порядка вещей всему, что так или иначе связано с человеком, его деятельностью, поведением, образом жизни, способом говорить о вещах, приводит к распределению вопросов, связанных с пониманием того, что естьφύσις,по трем философским дисциплинам - физике, этике и логике. Появление такой самостоятельной дисциплины, как «физика», свидетельствует о значительном сужении понятия природы. Отныне подφύσιςпонимается не бытие в целом, а некая отличная от других сфера сущего(τὰ φυσικά, τὰ της φύσεως).Впрочем, эта сфера все еще достаточно обширна: согласно стоикам, она охватывает собой весь чувственно воспринимаемый космос со всем его содержанием, включая богов («космос и то, что в нем», SVF II 35). Поэтому теология и учение о душе составляют неотъемлемую часть стоической и всей эллинистической физики как науки о природе, к традиционным темам которой относятся: первоначала и элементы космоса, космогенез и космология, сущность телесного и бестелесного, качества и состояния тел, пространство, время, движение, пустота, причина, возникновение и гибель, необходимость и случайность, судьба и промысел. Кроме того, физика охватывает и прикладные области - астрономию, метеорологию, географию и т. п. (Aetii Placita in: Dox. Gr., ed. H. Diels, 1879). Лишь человеческая жизнь и познание остаются вне сферы ее интересов. Каким бы ни было «физически сущее» — одушевленным или неодушевленным, смертным или бессмертным, - главной определяющей чертой его, как и прежде, мыслится подвижность. Поэтому философы этого периода вслед за Аристотелем понимают под природой внутренне присущий вещам источник их целесообразного изменения и самоорганизации.
Стоики считают таким источником пронизывающую весь космоспневму -материальную и одновременно разумную силу, неразрывно слитую с первовеществом и оформляющую его изнутри. Пневма есть особый вид огня, именуемого «творческим» или «искусным»(πῦρ τεχνικόν),поскольку именно искусству более всего свойственно творить и порождать (SVF I 171). Одно из самых частых стоических определений природы: «творческий огонь, последовательно идущий путем порождения» (I 171; II 774, 1027, 1133). Понятая как «творческий огонь», природа не только не противопоставляется человеческойτέχνη,но сама признается учителем всех прочих искусств. Зенон прямо называл ее «художницей, попечительницей и провидицей всего полезного и благого» (SVF I 172, ср. также S VF II 411, 1135). Т. обр., в стоической школе появляется тенденция к персонификации природы, особенно заметной она станет у римских стоиков. Наделяя природу разумом и провидением(πρόνοια),полагая, что она заботится о мире и предопределяет все происходящее в нем посредством непрерывной цепи естественных причин, стоики отождествляют ее с Богом, божественным логосом, мировым законом и судьбой (SVF I 162, 176).
В более техническом смысле, в соответствии со схемой стоических категорий,φύσιςпонимается стоиками как особое состояние пневмы(πνεῦμα πῶς ἔχον)и следующий после неживой структуры(ἕξις)уровень организации материи. Этот уровень свойствен живым существам, прежде всего растениям, и составляет основу более высокоорганизованных существ -наделенных душой(ψυχή)и разумом(λόγος).Такая природа определяется как «структура, развивающаяся из себя самой согласно семенным логосам» (SVFII1132, 1133).
В теории познания стоики различали два вида общих представлений:προλήψεις,образующиеся естественным путем(φυσικῶς),иk'woiai,образующиеся путем обучения и обобщения накопленного опыта (SVF II, 83). Первые развиваются как бы сами собой из задатков, присущих разумной природе; таковы первичные представления о Боге, добре и зле, - поэтому человек может самостоятельно, без посторонней помощи, прийти к добродетели. Т. обр., в этике понятие природы играет важную роль в учении о добродетели, которая определяется как «жизнь в согласии с природой» (SVF I, 179). По словам Зенона, это означает, что «сама природа ведет нас к добродетели» (I 179, 180). Под природой здесь подразумевается одновременно и разумное устроение космоса, и индивидуальный человеческий разум, который руководствуется теми же самыми законами, что и разум космический.
В философииЭпикуратакже представлено понимание природы как чувственной сферы универсума (природа как предмет физики) и природы как этического идеала (тезис «жизнь в согласии с природой»). Подобно древним физиологам, Эпикур понимает под природой сущность вещи в смысле ее материального состава: все, что лишено материального субстрата, напр., свойства тел, не имеет и природы. Бестелесное он считает несуществующим - за исключением пустоты, которую называет «невидимой природой» (см. «Письмо к Геродоту», Epic. Ad Hdt. 40, 2). Учение Эпикура о природе Вселенной и причинах происходящих в ней явлений носит пропедевтическую по отношению к главной, этической части учения, функцию: изучение природы, правильное представление о сущности Вселенной и причинах происходящих в ней явлений избавляет нас от страха перед богами и страха смерти - главного источника страданий («Главные мысли», KDox. XI), при этом «чистого удовольствия нельзя получить без изучения природы» (Ibid.). Как и все в мире, душа состоит из атомов, которые рассеиваются в момент смерти (Ad Hdt. 65, 7), поэтому после смерти человеку нечего бояться посмертного воздаяния за свои поступки. Очищенная от предрассудков душа обнаруживает в себе два основных влечения: стремление к удовольствию (которое составляет наше единственное и безусловное благо) и избегание страдания (которое противоестественно и потому есть зло). Следование удовольствию как благу означает «жизнь в согласии с природой» в философии Эпикура.
Неоплатонизм.Так как благодаря эллинистической философии сфераφύσις(физики) прочно закрепилась за телесным чувственно воспринимаемым космосом, в неоплатонизме, представители которого считали подлинным бытие сверхчувственное и бестелесное, так понимаемая природа оказалась на периферии школьных интересов. УПлотинанет ни одного специального трактата по физике, однако он не оставил без внимания понятие природы и попытался определить место природы как видимой и осязаемой Вселенной в иерархии бытийных уровней, а также объяснить наличие в ней творческой организующей силы. Плотин понимает природу двояко: как совокупность всего «физически сущего»(τὰ φυσικά- Enn. V 8, 1) и как начало движения и изменения, согласно определению Аристотеля (VI 3, 26. 9).
Физическая Вселенная («космос», «небо», «этот вот мир») занимает, согласно Плотину, самое последнее место в иерархически организованной реальности. Ниже нее располагается только материя, отождествляемая с небытием(μὴ ὄν,II 5, 5. 9). Пространственно-временное бытие самой Вселенной иллюзорно и есть побочное, непредусмотренное следствие созерцания мировой Душой божественных идей (III 8, 4. 6). Это созерцание подобно отражению облика Души во внешней тьме, и столь же мало заботит Душу, сколь мало заботит нас отбрасываемая нами тень. С точки зрения Плотина, чувственный мир (природа в первом значении) есть не целенаправленное создание Бога-Демиурга, а необходимое следствие существования вышестоящих уровней реальности, которые из-за преизбытка собственной благости невольно воспроизводят себя в ином. Энергию, заключенную в этом непроизвольном и неразумном действии, Плотин отождествляет с силой, изнутри организующей и структурирующей телесный космос, - с природой во втором значении. Сила эта неразумна и слепа. Она не ставит перед собою цели, не обдумывает действий. Она бессознательно, в силу влечения созерцает мировую Душу и, воспринимая ее смысловую (логосную) структуру, по естественной необходимости воспроизводит в материи то, что видит (ср.: Enn. Ill 8, 4. 1). Иногда Плотин отождествляет природу во втором значении с самой мировой Душой, а именно с той ее частью, которая, отказавшись от непосредственного созерцания Ума, получила разделение в телах. Помимо этих значений термин «природа» Плотин использует в традиционном смысле сущности вещей, а также применительно ко всему самостоятельно существующему, называя «природами» космос, Душу, Ум и само Единое.
В сложной иерархии бытийных уровней, разработанной поздними неоплатониками, природа выступает уже как самостоятельная ипостась, находящаяся между Душой и чувственно воспринимаемым космосом и содержащая в себе рациональные принципы построения отдельных, частных «природ» -как одушевленных, так и неодушевленных.Проклв «Комментарии к Тимею» (In Tim. I, 10, 4-11, 19), подводя своеобразный итог античному философствованию о природе, перечисляет семь ее определений, сформулированных в разное время его предшественниками. Одни из них считали природойматерию,другие - форму, третьи - то, что состоит из материи и формы, четвертые полагали, что природа - это естественные свойства вещей (такие как тепло, холод, плотность, тяжесть), пятые - что это душа, шестые - божественное искусство. Истинное мнение о природе, по Проклу, удалось высказать одному лишь Платону, определившему природу как особую сущность, расположенную между душой и телесным космосом, ведь природа превосходит внутриматериальную форму и естественные свойства тел, поскольку она бестелесна и содержит бестелесные рациональные принципы (логосы) всех вещей и действует в соответствии с ними; но она все же уступает душе и не может быть отождествлена с ней, так как разделена в телах и несамодостаточна; природа онтологически расположена между душой и телом, поскольку душа с точки зрения своего бытия «принадлежит и себе, и иному», тело - просто «иное», а природа — «принадлежащее иному». В итоге Прокл определяет природу как имманентную телам бестелесную причину, заключающую в себе логосы всех вещей и творящую с их помощью чувственно воспринимаемый космос. Платоновское определение природы как божественного искусства Прокл уточняет следующим образом: так как искусство можно понимать трояко: 1) как пребывающее в творце умение, 2) как исходящее от творца и возвращающееся к нему действие, 3) как произведение искусства, - то определение Платона подпадает под третий случай. Природа есть произведение божественного искусства в смысле орудия(ὄργανον),с помощью которого творец создает космос и управляет им, а не в смысле законченного произведения, каким является сам космос.
Разработанное в классической греческой мысли понятие природы было воспринято средневековой философией и теологией и лишь Новое время из всего спектра присущих ему значений выделило в качестве основного понимание природы как противостоящего человеку (субъекту) объективно существующего, развивающегося по своим законам и не зависящего от него мира.
Лит.:Lovejoy A.The Meaning ofΦύσιςin the Greek Physiologers, -PhR18, 4, 1909, p. 369-383;Heidel W. A.A Study of the Conception of Nature among the Presocratics, -PrAAS 45,4, 1910(= Idem. Selected Papers. N. Y., 1980, p. 79-133);BeardsleyJ. W.The Use ofφύσιςin Fifth-century Greek Literature. Diss. Chic, 1918;Whitehead A.The Concept of Nature. Camb., 1920;GrumachE.PhysisundAgathon in der Alten Stoa. В., 1932;Leisegang H.Physis, - RE, 39 Hbd., 1941, S. 1129-1164;Collingwood R.The Idea of Nature. Oxf., 1945;Heimmann F.Nomos und Physis: Herkunft und Bedeutung einer Antithese im griechischen Denken des 5. Jh. Basel, 1945;Lenoble R.Esquisse d'une histoire de l'idée de nature. P., 1969;Jaeger^ W.Paideia. Die Formung des griechischen Menschen. Bd. I—III. В.; Lpz., 1936 (Рус. пер.: Йегер В. Пайдея. Воспитание античного грека. Т. 1-2. М., 1997-2001);Waterlow S.Nature, Change and Agency in Aristotle's Physics. Oxf., 1982;Hager F. ΡNatur, - HWPh, Bd. 6,1984, col. 421-441 ;NaddafG.The Greek Concept of Nature. N. Y., 2005;Рожанский И. Д.Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греческая наука о «природе». М., 1979;Он же.История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988;Гайденко П. П.Эволюция понятия науки. Т. 1. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980;Васильева Т. В.Стоическая концепция природы и поэма Лукреция «О природе вещей», - Эллинистическая философия: современные проблемы и дискуссии (сборн. научных ст.). М., 1986, с. 66-84;Ахутин А. В.Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1988;Шичалин Ю. А.Трактат Плотина «Об уме, идеях и сущем» (V 9) в связи с проблемой природы, - Философия природы в античности и в Средние века. М., 2000, с. 249-256;Бородай Т. Ю.Плотин о природе, - Философия природы в античности и в Средние века. Ч. 3. М., 2002.
С. В. МЕСЯЦ

Синонимы:
душа, естество, мир, натура, основные черты, свойство, сущность, троян, характер


  1. природамир чегоstrong материальныйstrong природа весь материальный мир в многообразии его форм проявлений.мировой законы.белый [божий] свет по свету.закон природы. в природ...Идеографический словарь русского языка
  2. природаПрирода. Н. Л. Бродский правильно отметил что стихотворения Пушкина нередко насыщены не только терминологией но и идеологией передовых мыслителей Запада Литературная учеб...История слов
  3. природаnature...Analytical Chemistry (Ukr-Eng)
  4. природаПРИРОДА см.также ЭКОЛОГИЯ ОХРАНА СРЕДЫ Природа это неустанное спряжение глаголов есть и быть поедаемым. Уильям Индж В природе ничто не пропадает кроме самой природы. Ан...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  5. природаПрирода или вселеннаяstrong Пет. Рим. Кор. . Ученые все предметы природы главным образом делят на три класса царство ископаемыхem минералогия царство растительноеem бот...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  6. природаприроuда ж...Болгарско-русский словарь
  7. природаОдна из длительных дискуссий в психологии спор о том в какой степени отдельные аспекты поведения обусловлены унаследованными или приобретенными характеристиками. Защитник...Большая психологическая энциклопедия
  8. природаПРИРОДА ежемесячный естественнонауч. популярный иллюстрированный журнал. Информирует о достижениях естественных наук проблемах философии и истории естествознания организа...Большая советская энциклопедия
  9. природаПРИРОДА в широком смыслевс сущее весь мир в многообразии его форм понятие П. в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи универсума вселенной. В более узком ...Большая советская энциклопедия
  10. природаI в широком смысле вс сущее весь мир в многообразии его форм понятие П. в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи универсума вселенной. В более узком смы...Большая Советская энциклопедия II
  11. природаI в широком смысле вс сущее весь мир в многообразии его форм понятие П. в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи универсума вселенной. В более узком смы...Большая Советская энциклопедия II
  12. природа. естественные то есть врожднные иили наследственные характеристики организма . сущность основное свойство главная причина появления чеголибо . вс существующее во Вселенн...Большая энциклопедия по психиатрии
  13. природаж. natura campagna загородное место явления природы fenomeni della natura пробуждение природы поэт. il risveglio della natura на лоне природы in campagna allaria aper...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  14. природаж Natur f закон природы Naturgesetz nохрана природы Naturschutz m сущность характерem Wesen n Charakter m Natur f по природе von Natur dem Wesen nachот природы von Ge...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. природаприрода ж . Natur f закон природы Naturgesetz n a охрана природы Naturschutz m . сущность характер Wesen n Charakter k a ] m Natur f c по природе von Natur dem Wesen...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. природаcharacter kind nature...Большой русско-английский словарь биологических терминов
  17. природаж. naturaleza fния прироuды fenmenos de la naturaleza прироuды capricho cambios de la naturalezaна лоuне прироuды en el seno de la naturaleza сущность характерem natur...Большой русско-испанский словарь
  18. природасущ. жен. рода только ед. ч.природа на лоне природи на лон природи в природе вещей природна рч...Большой русско-украинский словарь
  19. природаж. nature f явление природы phnomne m de la nature на лоне природы au sein de la nature живая природа nature vivante мртвая природа nature morte охрана природы prote...Большой русско-французский словарь
  20. природаПрирода отдыхалаstrong на ком. Разг. Ирон.em О бездарном человеке. Запись г. В природе вещей.strong Разг.em Так и положено свойственно присуще комул. ФСРЯ . Идти по прир...Большой словарь русских поговорок
  21. природаангл. nature нем. Natur. Совокупность естественных и истор. условий существования человека и человеческого общества. Различают П. первичную совокупность естественных усл...Большой толковый социологический словарь II
  22. природамен. жн. роду тльки одн. органчний неорганчний свт. сукупнсть фзичних психчних особливостей з яких складаться особистсть людини. суть сутнстьприрода дитя природи дитя п...Большой украинско-русский словарь
  23. природаж.nature fявление природы phnomne m de la natureна лоне природы au sein de la natureживая природа nature vivanteмертвая природа nature morteохрана природы protection...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  24. природав широком смысле все сущее весь мир в многообразии егоформ употребляется в одном ряду с понятиями материя универсумВселенная. Объект естествознания. Совокупность естес...Большой энциклопедический словарь II
  25. природаПРИРОДА в широком смысле все сущее весь мир в многообразии его форм употребляется в одном ряду с понятиями материя универсум Вселенная. Объект естествознания. Совокуп...Большой энциклопедический словарь III
  26. природаПРИРОДА в широком смысле все сущее весь мир в многообразии его форм употребляется в одном ряду с понятиями материя универсум Вселенная. Объект естествознания. Совокупн...Большой Энциклопедический словарь V
  27. природаи ж.i Органчний неорганчний свт у всй сукупност звязках що обктом людсько дяльност й пзнання все те що не створене дяльнстю людини буття матеря. Сукупнсть особливосте...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  28. природав широком смысле это все многообразие движущейся материи ее свойств и состояний включая и общество в узком смысле это материальный мир за исключением социальной формы дв...Глоссарий философских терминов ИФ им.Киренского РАН
  29. природафизический универсум. Многозначно это слово. Оно может означать совокупность отличительных черт живого существа или вещи животная человеческая природа материальный мир...Евразийская мудрость от А до Я
  30. природав широком смысле вс сущее весь мир в многообразии его форм употребляется в одном ряду с понятиями космос универсум Вселенная. Объект естествознания. Совокупность естес...Естествознание. Энциклопедический словарь
  31. природагреч. physis лат. natura возникнуть быть рожденным. Используется в разных смыслах. Согл. Гете П. есть все. В естествознании окружающий нас материальный мир никем не сотв...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  32. природадон.u происхождение Помни свою природу не забывай своего происхождения.Синонимы душа естество мир натура основные черты свойство сущность троян характер...Казачий словарь-справочник
  33. природасм. деньСинонимы душа естество мир натура основные черты свойство сущность троян характер...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  34. природаприрода войвывса природа северная природаловъя природа живая природа см. тж. ывла во знач. врва...Коми (зырянский)-русский словарь
  35. природаИсследователи древних мифов считают представление о природе продуктом обмирщения древнего Космоса Природа стала результатом последовательного разрушения священности Космо...Краткий религиозно-философский словарь
  36. природаПрирода natura rerum natura res rerum contemplatio mundus vis physis в соответствии с велением природы natura admonente усердно наблюдающий природу cupidus in perspicie...Латинский словарь
  37. природаприрода покривджений природою покривджений...Лексикон львівський
  38. природаы ж.em Окружающий нас материальный мир все существующее не созданное деятельностью человека.Законы природы.em В ходе подготовки космических путешествий человечество подн...Малый академический словарь
  39. природакорень ПРИРОД окончание А Основа слова ПРИРОДВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ПРИРОД А Слово Природа содержит следующие морфемы или ча...Морфемный разбор слова по составу
  40. природаНачальная форма Природа единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  41. природаот греч. physis от phyein возникнуть быть рожденным лат. natura от nasci возникнуть быть рожденным то что существенно для каждого сущего с самого его возникновения. Пр...Начала современного естествознания
  42. природаПРИРОДА в предельно широком смысле великое целое Гольбах т.е. все сущее весь Мир как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. В этом смысле понятие П. совпад...Новейший философский словарь
  43. природав предельно широком смысле великое целое Гольбах т.е. все сущее весь Мир как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. В этом смысле понятие П. совпадает с так...Новейший философский словарь II
  44. природаприрода ж. а Совокупность естественных условий на земле поверхность растительность климат и т.п. органический и неорганический мир все существующее на земле не созданное...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  45. природафизический универсум. Лаланд совершенно справедливо отметил многозначность этого слова которое может означать совокупность отличительных черт живого существа или вещи жи...Новый философский словарь
  46. природаМожно выделить три более или менее отчетливых общих значения этого термина. . Те черты или характеристики организма которые считаются врожденными или наследственными. Про...Оксфордский толковый словарь по психологии
  47. природаМожно выделить три более или менее отчетливых общих значения этого термина. . Те черты или характеристики организма которые считаются врожденными или наследственными. Про...Оксфордский толковый словарь по психологии
  48. природаприрода природа ы...Орфографический словарь
  49. природаu ж душа естество мир натура основные черты свойство сущность троян характер...Орфографический словарь русского языка
  50. природаприрода менник жночого роду...Орфографічний словник української мови
  51. природатабиат...Орысша-қазақша «Ауыл шаруашылығы» терминологиялық сөздік
  52. природаnature...Политехнический русско-французский словарь
  53. природаПРИРОДА nature convention В целом под природой понимают врожденные качества а под конвенцией то что предлагается обычаями или практикой. Противоречащие друг другу предст...Политология. Словарь.
  54. природаприрода природы природы природ природе природам природу природы природой природою природами природе природах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  55. природаПриродаПрирода или вселенная Пет. Рим. Кор. . Ученые все предметы природы главным образом делят на три класса царство ископаемых минералогия царство растительное ботани...Полная популярная библейская энциклопедия
  56. природаОрфографическая запись слова природа Ударение в слове природа Деление слова на слоги перенос слова природа Фонетическая транскрипция слова природа [бррод] Характеристика...Полный фонетический разбор слов
  57. природав Парижу не зроблять з ввса рижу.Природи не змниш.Природа одномумама а другомумачуха.Одному да багато а другому мало.Природа навмисне кладе перепони щоби х поконати.Флосо...Приповідки або українсько-народня філософія
  58. природаСм. longue par nature.Синонимы душа естество мир натура основные черты свойство сущность троян характер...Пятиязычный словарь лингвистических терминов
  59. природаприрода натура. [Пташки заспвали комашня заметушилася лс загомонв природа знов вджила Коцюб. Усмхалась весняним привтом натури краса Л. Укр.]. Законы ды закони природи н...Російсько-український словник (Українська академія наук)
  60. природаГони природу в дверь она влетит в окно.hЗаступи природу дверима то вона тоб вкном. Пр.em Крий ховай погане а воно ж таки гляне. Пр.Дитя природы книжн.em устар.em шутл.em....Російсько-український словник сталих виразів
  61. природасовокупность естественных условий существования человеческого общества. В истории России и формировании национального облика русского народа фактор природы имел особое зн...Русская энциклопедия
  62. природаприрода ыСинонимы душа естество мир натура основные черты свойство сущность троян характер...Русский орфографический словарь
  63. природаЖ мн. нет . tbit . mc. sl mahiyyt xasiyyt xass в природе вещей tbiidir bel d olmaldr от природы anadanglm на лоне природы tbitin auunda....Русско-азербайджанский словарь
  64. природа.u встречаться в природе встречающийся в природе по своей природе Most of the organic substances within plant and animal tissues are of astrong colloidal characterstrong...Русско-английский научно-технический словарь
  65. природаnature природа ж.u .strong nature .strong характер свойство чегол. nature characterприрода света волновая wave nature of lightприрода света двойственная dual nature [c...Русско-английский политехнический словарь
  66. природаж. nature сущность характерem nature character внутренняя природа истинная природа ложная природа подлинная природа природа взаимоотношений природа заболевания природа ...Русско-английский психологический словарь
  67. природаприрода ж.i. nature явления природы natural phenomena закон природы law of nature . места вне городовi countryside . сущность характерi nature character iпо природе от...Русско-английский словарь
  68. природаприрода ж. . nature закон природы law of nature . совокупность естественных условий physicogeographical features physical background natural life северная природа the na...Русско-английский словарь II
  69. природаприрода о явлении механизме nature characterСинонимы душа естество мир натура основные черты свойство сущность троян характер...Русско-английский словарь биологических терминов
  70. природаf.nature characterСинонимы душа естество мир натура основные черты свойство сущность троян характер...Русско-английский словарь математических терминов
  71. природахарактер свойства nature character Было много дебатов относительно природы. There has been much debate about the nature of. strong В соответствии с природой. возникают ...Русско-английский словарь научного общения
  72. природаnature душа естество мир натура основные черты свойство сущность троян характер...Русско-английский словарь по машиностроению
  73. природаж. волновая природа материи дискретная природа квантовая природа природа взаимодействия...Русско-английский словарь по физике
  74. природаnature вещей или явлений ratio...Русско-английский словарь по электронике
  75. природаnature...Русско-английский словарь политической терминологии
  76. природаГони природу в дверь она влетит в окно Г Природа не терпит пустоты П Природа свое возьмет ПСинонимы душа естество мир натура основные черты свойство сущность троян характ...Русско-английский словарь пословиц и поговорок
  77. природаприрода о явлении механизме nature characterСинонимы душа естество мир натура основные черты свойство сущность троян характер...Русско-английский словарь терминов по микробиологии
  78. природаnature...Русско-английский строительный словарь
  79. природаampLTcomput.ampGT character earth resources environment identity natureволновая природа света wave nature of lightдвойственная природа света dual nature of lightкорпуск...Русско-английский технический словарь
  80. природаkind nature...Русско-английский экономический словарь
  81. природаN...Русско-армянский словарь
  82. природаЖен. прырода материалистическое понимание природы матэрыялстычнае разуменне прыроды преобразование природы ператварэнне прыроды мртвая природа мртвая прырода живая при...Русско-белорусский словарь
  83. природажен. прырода муж.iматериалистическое понимание природы матэрыялстычнае разуменне прыродыпреобразование природы ператварэнне прыродымртвая природа мртвая прыродаживая п...Русско-белорусский словарь II
  84. природапрыроuда ды природа неорганическая природа физическая природа явления...Русско-белорусский словарь математических, физических и технических терминов
  85. природапрырода ды...Русско-белорусский физико-математический словарь
  86. природаПрироuда ж...Русско-болгарский словарь
  87. природаtermszet termszet живая природа az lk vilga чегоem termszet jelleg характерem когоem jellem termszet karakter Синонимы душа естество мир натура основные черты свойств...Русско-венгерский словарь
  88. природаприрода ж от ы по е...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  89. природаприро Синонимы душа естество мир натура основные черты свойство сущность троян характер...Русско-ивритский словарь
  90. природаnatura...Русско-итальянский медицинский словарь
  91. природаж. natura f характер свойствоem natura f carattere m природа явления...Русско-итальянский политехнический словарь
  92. природаnatura...Русско-итальянский юридический словарь
  93. природа.табиат оршаан орта законы природы табиат задары явление природы табиат былысы живая природа жанды табиат мертвая природа л жансыз табиат на лоне природы табиат аясында и...Русско-казахский словарь
  94. природатабиат...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  95. природатабиат...Русско-казахский терминологический словарь «Биология»
  96. природатабиат...Русско-казахский терминологический словарь «Водное хозяйство»
  97. природатабиат жаратылыс...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  98. природаж. . жаратылыш табият явления природы табияттын кубулуштары южная природа тштк табият мртвая природа жансыз жаратылыш органикалык эмес дйн . сущность характер бирнн жарал...Русско-киргизский словарь
  99. природаzrnji dzrnживая природа мртвая природа законы природы места вне городовem ywi dzrn zrn fngjngлюбоваться природой выезжать на природу сущность характерem xngzh...Русско-китайский словарь
  100. природаTabiatзаконы природы tabiat qanunlar...Русско-крымскотатарский словарь
  101. природатабиат законы природы табиат къанунлары...Русско-крымскотатарский словарь II
  102. природаdaba daba raksturs...Русско-латышский словарь
  103. природаgamta prigimimas prigimtis ies b...Русско-литовский словарь
  104. природаж. Natur f....Русско-немецкий словарь
  105. природаNatur...Русско-немецкий словарь по искусству
  106. природаNatuur...Русско-нидерландский словарь
  107. природаприродаж . явления ы на лоне ы . сущиость характер по е от ы это в е вещей ....Русско-новогреческий словарь
  108. природаart beskaffenhet natur душа естество мир натура основные черты свойство сущность троян характер...Русско-норвежский словарь
  109. природа...Русско-персидский словарь
  110. природа. przyroda natura. charakterblockquote. pochodzenieblockquote...Русско-польский словарь
  111. природажnatureza fu сущностьem ndole fu характерem carcter mu gnio m душа естество мир натура основные черты свойство сущность троян характер...Русско-португальский словарь
  112. природаПрирода натураem asili tabia umbile maприрода страны tabia ya nchi характерem kiumbo ед.em tabia umbile ma silika hulka...Русско-суахили словарь
  113. природаприрода табиат мавудот...Русско-таджикский словарь
  114. природаж .табигать живая п. анлы табигать мртвая п. ансыз табигать законы природы табигать законнары явления природы табигать кренешлре на лоне природы табигать кочагында .табиг...Русско-татарский словарь
  115. природаж врз doa tabiatсеверная природа природа Севера Kuzeyin doasживая природа canl doaбогатая природа страны lkenin zengin doasприрода капитализма kapitalizmin doas zв с...Русско-турецкий словарь
  116. природаdoa tabiat...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  117. природаmavjudot tabiat...Русско-узбекский словарь Михайлина
  118. природаматем. физ. природа аналитическая природа арифметическая природа локальная природа природа функции Синонимы душа естество мир натура основные черты свойство сущность ...Русско-украинский политехнический словарь
  119. природаf природныйпо прироuде luonnoltaan...Русско-финский словарь
  120. природаnature...Русско-французский словарь по химии
  121. природаcharakter ntura podstata povaha pirozenost proda rz...Русско-чешский словарь
  122. природасущ.жен. ут анталк живая природа чр ут анталк чр чун тнчи изучать природу родного края тван ен ут анталкне тпчесе верен. чего тупсм уйрмлх природа экономического кризиса ...Русско-чувашский словарь
  123. природаnatur.strong natur naturens lagarзаконы природы orrd naturдевственная природа g ut i naturenвыйти на природу...Русско-шведский словарь
  124. природаNatur...Русско-шведский словарь II
  125. природа.strong iseloom.strong loodus olemus...Русско-эстонский словарь
  126. природафизический универсум. Лаланд совершенно справедливо отметил многозначность этого слова которое может означать совокупность отличительных черт живого существа или вещи жи...Сверхкраткий философский словарь
  127. природаПРИРОДАПрирода это неустанное спряжение глаголов есть и быть поедаемым. Уильям Индж В природе ничто не пропадает кроме самой природы. Андрей Крыжановский Окружающая сред...Сводная энциклопедия афоризмов
  128. природаж.природа естество сущность мртва природа натюрморт...Сербско-русский словарь
  129. природаСовокупность компонентов природной среды природных и природно антропогенных объектов ст. ЗаконаСловарь бизнестерминов.Академик.ру душа естество мир натура основные черты...Словарь бизнес терминов
  130. природаСреда окружающая...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  131. природаNature См. Гуны Качества Природы Реальность Законы Природы и Жизни ....Словарь йоги
  132. природаприрода игра природы...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  133. природасм.uплевок природыСинонимы душа естество мир натура основные черты свойство сущность троян характер...Словарь русского арго
  134. природаприродаигра природы....Словарь синонимов II
  135. природаприрода игра природы. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. природа натура естество сущность характер душа св...Словарь синонимов II
  136. природаприрода натура естество сущность характер душа свойство троян мир основные черты...Словарь синонимов
  137. природаприрода всесильная Фет глухая Бальмонт задумчивая Блок могучая Надсон равнодушная Пушкин светозарная Фофанов Седая мать Городецкий Природамать Голен.Кутузовdd Эпитеты лит...Словарь эпитетов III
  138. природаh природаbig сущ.жен.неод.i ед.им. Суфлеру нашему хвала Природа коему дала Писать охоту и уменье!ПИ. все пришло в новый порядок природа должна бороться с предрассудкамиС...Словарь языка Грибоедова
  139. природаФЛ. буття матеря людська натура ство жива усе живе фльора й фавна нежива неорганчний свт речей суть ШК. природознавство....Словник синонімів Караванського
  140. природаВДАЧАstrong сукупнсть психчних особливостей з яких складаться особистсть людини як проявляються в дях поведнц ХАРАКТЕРstrong НАТУРАstrong ДУШАstrong ПРИРОДАstrong НОРОВ...Словник синонімів української мови
  141. приро́даПРИРОДА и ж. . Органчний неорганчний свт у всй сукупност звязках що обктом людсько дяльност й пзнання все те що не створене дяльнстю людини буття матеря вони [К. Маркс...Словник української мови в 11 томах
  142. природаПРИРОДА и ж. Органчний й неорганчний свт у всй сукупност звязках що обктом людсько дяльност й пзнання все те що не створене дяльнстю людини буття матеря.А ти деш. На не...Словник української мови у 20 томах
  143. природав широком смысле вс сущее весь мир в многообразии его форм понятие П. в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи универсума Вселенной. В более узком смысле о...Советский философский словарь
  144. природаПРИРОДА в широком смысле все сущее весь мир в многообразии его форм употребляется в одном ряду с понятиями материя универсум Вселенная. Объект естествознания. Совокуп...Современный энциклопедический словарь
  145. природапервоначальная сущность происхождение вещей совокупность всего сущего в материальном мире в противоположность духовным явлениям объект естествознания. Представления о п...Тематический философский словарь
  146. природафилософская категория обозначающая понятие более широкое чем материя. Под природой целесообразно понимать единство пространства времени материи и процессов обеспечивающих...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  147. природаприрода сущ.em ж.em употр. очень часто Морфология нет чего природыstrong чему природеstrong вижу что природуstrong чем природойstrong о чм о природе . Природойstrong наз...Толковый словарь Дмитриева
  148. природаПРИРОДА ж. естество все вещественное вселенная все мирозданье все зримое подлежащее пяти чувствам но более наш мир земля со всем созданным на ней противополагается Создат...Толковый словарь живого великорусского языка
  149. природаПРИРОДА ы ж. . Все существующее во Вселенной органический инеорганический мир. Мертвая п. неорганический мир не растения неживотные. Живая п. органический мир. . Весь нео...Толковый словарь Ожегова
  150. природаПРИРОДА природы мн. нет ж. . Совокупность естественных условий на земле поверхность растительность климат органический и неорганический мир все существующее на земле не с...Толковый словарь русского языка II
  151. природаприрода природа ы ж. Вс существующее во Вселенной органический и неорганический мир. Мртвая п. неорганический мир не растения не животные. Живая п. органический мир. Весь...Толковый словарь русского языка II
  152. природаПРИРОДА ы ж. . Вс существующее во Вселенной органический и неорганический мир. Мртвая природа неорганический мир не растения не животные. Живая природа органический мир. ...Толковый словарь русского языка
  153. природаи ж. Органчний неорганчний свт у всй сукупност звязках що обктом людсько дяльност й пзнання все те що не створене дяльнстю людини буття матеря. Сукупнсть особливосте...Толковый словарь украинского языка
  154. природаУдарение в слове природаУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове природа...Ударение и правописание
  155. природаnature...Украинско-английский юридический словарь
  156. природаматем. физ. природа...Украинско-русский политехнический словарь
  157. природаnatureявища природи natural phenomenaзакон природи law of natureна лон природи in the open airгра природи freak of natureце в природ речей it is quite in the nature ...Українсько-англійський словник
  158. природапрырода урода...Українсько-білоруський словник II
  159. природаПрырода...Українсько-білоруський словник II
  160. природапрыродаурода...Українсько-білоруський словник
  161. природа...Українсько-грузинський словник (Георгій Чавчанідзе)
  162. природаNatur...Українсько-датський словник
  163. природаВн веселий з природи Людська природа В природ речей З природи За природою...Українсько-китайський словник
  164. природаNatur...Українсько-норвезький словник
  165. природа[pryroda]...Українсько-польський словник
  166. природаи . przyroda natura . charakter usposobienie явище природи zjawisko przyrody закон природи prawo natury процесу charakter procesu...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  167. природав природ речей в природе вещей з природи от природы реже с природы за природою реже по природ по природе...Українсько-російський словник
  168. природаNatur...Українсько-шведський словник
  169. природаRzeczownik природа f przyroda f charakter m pochodzenie n...Универсальный русско-польский словарь
  170. природанатура в широком смысле слова все Сущее весь Мир и многообразие его форм. Понятие природы в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи универсума Вселенной. В ...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  171. природав широком смысле вся совокупность предметов явлений и процессов существующих по своим собственным законам до и независимо от человека и человеческого общества природа в ...Философия науки
  172. природаПРИРОДА в широком смысле вс сущее весь мир в многообразии его форм понятие П. в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи универсума Вселенной. В более узко...Философская энциклопедия
  173. природаВ предельно широком значении все сущее в бесконечном многообразии своих проявлений. В этом смысле понятие П. выступает как синоним понятий Вселенная материя бытие объект...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  174. природа. В онтологическом смысле П. синоним сущности на уровне наличного бытия сущего т.е качество наиболее устойчивое необходимо присущее в определенном диапазоне его изменени...Философские категории
  175. природаот греч. physis от phyein возникнуть быть рожденным лат. natura от nasci то же самое то что существенно для каждого сущего с самого его возникновения. Поэтому словом прир...Философский энциклопедический словарь II
  176. природаокружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. П. представляет собой объективную реальность существующую вне и независимо от сознания. Она не имеет...Философский энциклопедический словарь
  177. природаПРИРОДА гранично абстрактне поняття що познача все суще обктивну матеральну реальнсть у всй багатомантност форм виявв характеризуться унверсальнстю й самодостатнстю. По...Філософський енциклопедичний словник
  178. природаприрода природы природы природ природе природам природу природы природой природою природами природе природах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку...Формы слова
  179. природадитя дитина син природи. Людина яко не торкнулися цивлзаця культура виховання. Ще перед двома роками був Янош можна сказати дикун дитя природи а нин в жаднм жоднм салон н...Фразеологічний словник української мови
  180. природаПРИРОДА в широком смысле все сущее весь мир в многообразии его форм материя универсум Вселенная в более узком смысле совокупный объект естествознания. Природа в целом...Экологический словарь
  181. природаПрод Природа Приор Пра Подир Риа Ода Идо Ида Драпри Драп Дора Доп Дари Дар Аир Роп Род Ирод Рио Одр Рапид Рао Опа Опад Радио Орда Пари Парод Пиар Пир Пора...Электронный словарь анаграмм русского языка
  182. природаПрирода natura понимается в трех главных смыслах как существенное определение чего бы то ни было например П. человека души общества государства искусства нравственности...Энциклопедический словарь
  183. природаПрирода повременный естественноисторический сборник с хромолитографированными и литографированными приложениями и политипажами в тексте. Издавался в Moскве Л. П. Сабанее...Энциклопедический словарь
  184. природаПРИРОДА в широком смысле все сущее весь мир в многообразии его форм употребляется в одном ряду с понятиями материя универсум Вселенная. Объект естествознания. Совоку...Энциклопедический словарь естествознания
  185. природаnatura понимается в трех главных смыслах как существенное определение чего бы то ни было например П. человека души общества государства искусства нравственности наконец ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  186. природаnatura понимается в трех главных смыслах как существенное определение чего бы то ни было например П. человека души общества государства искусства нравственности наконец ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  187. природаангл. nature нем. Natur. Совокупность естественных и истор. условий существования человека и человеческого общества. Различают П. первичную совокупность естественных ус...Энциклопедия социологии
  188. природаПРИРОДА греч. риочс лат. natura одно из центральных понятий философской и научной мысли обладающее широким спектром значений. В наиболее общем смысле П. определяют как с...Энциклопедия эпистемологии и философии науки