Словарь постмодернизма

СУДЬБА

- 1 ) универсалия культуры субъект-объектного ряда (см. Универсалии, Категории культуры), фиксирующая представления о событийной наполненности времени конкретного бытия, характеризующейся телеологически артикулированной целостностью и законченностью; 2) философско-мифологическое понятие, содержание которого является продуктом экспликации и рефлексивного осмысления названной универсалии; 3) философско-мифологическая персонификация, моделирующая сакрального субъекта конфигурирования событийности жизни индивида или Космоса. Конституируется в контексте культурной доминанты детерминизма, понятого в качестве принудительной каузальности, предполагающей наличие внешней детерминанты любого процесса, артикулируемой в традиционной культуре в качестве субъекта соответствующего действия "причинения" (см. Автор, Неодетерминизм, "Смерть Бога"). В рамках данной семантики, однако, европейская культура конституирует аксиологически противоположные версии интерпретации С. В рамках одной из них последняя понимается как фатум (рок), внешний по отношению к индивиду или Космосу: от античных мойр (выражение "такую уж видно, мощную выпряла долю судьба, как его я рождала" вложено Гомером даже в уста богини) - до современного теистического провиденциализма. В другой интерпретации внеш- ней по отношению к С. детерминантой (автором С.) выступает сам субъект, - С. мыслится как продукт сознательного ее созидания: от архаических представлений, отраженных в многочисленных пословицах типа "посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу", характерных практически для всех без исключения национальных культур, - до марксистского "человек - творец и хозяин своей судьбы". Точкой семантического соприкосновения двух названных версий трактовки С. выступает в европейской культуре идея о необходимости достойного исполнения предначертания: от древнегреческой презумпции исполнения рока до протестантской концепции "призыва". Сопряженность идеи С. с презумпцией финальной завершенности того или иного целостного процесса в приложении к мирозданию в целом - позволяет дифференцировать aion как "век", т.е. свершенную С. Космоса (один из возможных циклов его бытия или один из возможных вариантов космизации хаоса), и aidion как "вечность", понятую в своей всеохватной и бесконечной целостности - вне фокусировки внимания на плюральности преходящих "веков"-судеб. Применительно к индивидуальному субъекту понимание С. как законченной целостности бытия фундирует собою особую оценку статуса смерти в контексте представлений о С.: именно и только применительно к закончившему земной путь возможно говорить о С. как о свершившейся или исполненной - от архаичной интерпретации (в древнеегипетской "Песне арфиста" умерший обозначается как человек "на своем месте"; греч. hйros - герой - исходно означало на языке надгробных надписей просто умершего) и вплоть до современной (известный афоризм В.М.Шукшина "о человеке нужно знать только, где родился, на ком женился и как умер"). Рефлексивное осмысление такой универсалии культуры, как С., сыграло существенную роль в формировании стиля мышления западного образца. Так, древнейшим античным смыслообразом, фиксирующим данную универсалию культуры, выступает смыслообраз "мойры" (греч. moira - часть, надел, жребий, - от moirao - разделять и metromai - получать по жребию), что соответствует принятой в условиях неписаного закона практике распределения земельных наделов и других благ посредством жеребьевки, чей исход предопределен чем-то, что ни в коей мере не подвластно человеку. С. выступает в данном контексте как ничем не обусловленное предопределение, которое абсолютно объективно и не только безразлично в своих проявлениях по отношению к людям, но и не допускает аппликации на него человеческих аксиологических мерок (так, в аксиологической системе античной этики фигурирующая в мифе об Эдипе С. могла бы быть оценена в качестве не только жестокой, но и аморальной, - однако подобная оценка С. не встречается в соответствующих текстах). Применительно к конкретному человеческому существованию С.-мойра выступает в качестве "айсы" (греч. aisa - доля, участь): если мойра конституируется в античной культуре как персонификация объективной космической С., то айса - как безличное обозначение С., выпавшей на долю индивиду в результате реализации его права на участие в жизненной жеребьевке. Реализация предначертанной мойрой/мойрами С., конкретизированной применительно к индивиду в качестве айсы, обеспечивается, согласно античной мифологии, посредством института Эриний - чудовищ, в функции которых входили поддержание всеобщей закономерности и наказание тех, кто пытается нарушить ее ход неисполнением своего предначертания. - Вместе с тем, античное понимание айсы не лишено и такого измерения, как его имманентность индивидуальному существованию: именно "этос" индивида как совокупность атрибутивных для него качеств, делающая его именно этим субъектом (см. Этика), выступает в качестве "даймона" его С. С точки зрения античной культуры, предопределенное С. можно узнать (мантика, прорицания, обращения к оракулу, после Посидония - астрология), но нельзя ни предотвратить, ни изменить. Однако в античной культуре с ее идеалом деятельной личности даже такая ориентирующая на пассивность ситуация оборачивается своей противоположностью: знание роковых последствий того или иного шага и, тем не менее, осуществление этих шагов делает человека героем в новом понимании этого слова, а именно - сознательным исполнителем воли рока. В этой системе отсчета если С.-мойра выступает по отношению к индивиду как нечто внешнее, то на уровне С.-айсы он становится причастен к С. мира, достойно неся свой жребий и исполняя предназначение. В отличие от богов, человек смертен, и именно конечность его существования придает специфику его жизни как законченному целому: мифологема "мороса" (греч. moros - участь, С., смерть) выражает в античной культуре С., понятую как мера индивидуального существования. В этом отношении С. понимается античной культурой в качестве фатально действующей необходимости. С другой стороны, С. понимается в качестве индетерминированной игры случая (греч. tuhe - попадание, случайность, успех, беда, С.), и в этом контексте С. артикулируется как лишенная каких бы то ни было рациональных оснований: она не только безразлична к последствиям своего влияния на индивидуальные жизни людей, но и вообще лишена какой бы то ни было разумной основы своего проявления. Однако разворачивающаяся в ней открытость возможностей позволяет человеку артикулировать для себя tuhe в качестве позитив- ной (в римской традиции tuhe обозначается как "фортуна", т.е. "добрая удача"). В социальном контексте С. артикулируется античной культурой как ананке (греч. ananke - необходимость, неизбежность, принуждение). В условиях полиса именно социальная необходимость выступает на передний план: у Платона, например, уже именно Ананке держит на коленях веретено С., а мойры - Лахесис (определявшая жребий человека), Клото (выпрядавшая нить индивидуальной С.) и Атропос (неотвратимо приближавшая будущее и перерезавшая нить С. в момент смерти) - трактуются как ее дочери. С развитием полиса в античной культуре формируется тенденция истолкования социально артикулированной С. не столько в качестве связанной с подневольностью и насилием Ананке, сколько в качестве олицетворяющей справедливость и законность Дике (греч. dike - право, законность, справедливость, обычай). В отличие от названных выше мифологем, Дике мыслится уже не как слепая сила, чуждая каким бы то ни было разумным основаниям, но как С., понятая с точки зрения внутренней рациональной обоснованности всех ее акций по отношению к человеку (в свое время при родовом строе аттическое слово dike означало возмездие за убийство; Гомер использует это слово для обозначения кары по приговору). В "Теогонии" Гесиода запечатлена как прежняя трактовка С. (мойры рождаются от Ночи - в самом начале теогонического процесса), так и тенденция нового видения С. как Дике (мойры и Дике изображаются как сестры, рожденные Зевсом и богиней правосудия Фемидой). В поздней эпической мифологии персонифицированная Дике занимает место среди Гор, персонифицирующих атрибуты полисной организации (Эвномия - благозаконие, Эйрена - мир, Дике - справедливость). Образ Дике тесно связан в античной культуре с понятием "номоса", которое также обозначало долю, удел, но при этом не ассоциировалось со жребием: греч. nemo (распределяю) употреблялось только применительно к определению прав на пользование пастбищем, которое находилось в собственности общины, и потому пользование им регулировалось не посредством жребия, но с помощью жестко фиксированного обычая, претендовавшего на реализацию рационально обоснованной социальной справедливости (греч. nomos имеет два значения: с одной стороны, это обычай, установление, законоположение, с другой - пастбище, выпас). Таким образом, в эпоху Солона в содержании такой универсалии культуры, как С., фиксировались уже не представления о неразумной слепой силе, но идея пронизывающей природный и социальный мир разумной и внутренне обоснованной закономерности, проявления которой по отношению к человеку характеризуются правомерностью и справедливостью. В соответствии с этой установкой в рамках античной натурфилософии упорядоченность космически организованного мироздания осмысливается как легитимность, а закономерность - как законность (см. у Анаксимандра: "солнце не переступит меры, иначе Эринии, слуги Дике, его настигнут"; у Гераклита: "Дике настигнет лжецов и лжесвидетелей" и т.п.). Подобная трансформация данной универсалии культуры существенно сказалась на развитии всей европейской ментальной традиции. Прежде всего она фундировала собой конституирование в культуре западного образца такого феномена, как логоцентризм. Кроме того, поскольку эксплицированное содержание универсалий античной культуры выступило исходным материалом становления категориальных средств древнегреческой философии, постольку обрисованные семантические сдвиги в интерпретации С. оказались существенно значимыми в контексте формирования понятия закономерности. Таким образом, по оценке Рассела, "идея Судьбы... была, возможно, одним из источников, из которых наука извлекла свою веру в естественный закон". В контексте вероучений теистического толка феномен С. подвергается существенному переосмыслению и реинтерпретации: в системе отсчета субъекта можно говорить о С. лишь как о семантической целостности индивидуального существования либо как о метафорическом выражении неукоснительной для него воли Божьей, однако в системе отсчета Абсолюта понятие "С." теряет свой смысл. - Мировой процесс предстает как принципиально незамкнутый диалог Творца с тварным миром, не несущий на себе следов каких бы то ни было ограничений: ни со стороны естественного закона, ибо Господу открыто творение чуда, ни со стороны правил рациональности, ибо Бог творит мир абсолютно свободно, т.е. не "по разуму своему", но исключительно "по воле своей" (значимость этого момента для средневековой схоластики обнаруживает себя в развернутых дискуссиях по поводу данного аспекта творения). В данном контексте теизм радикально оппозиционен идее С. в традиционном ее понимании (резкое осуждение веры в С. в Талмуде; раннехристианская трактовка воды крещения как смывающей "печать созвездий" - знак С.; раннехристианские запреты астрологии и мантики; противопоставленность библейского сюжета о рождестве Исаака как начале становления народа, избранного для провозглашения истинной веры, архаической легенде о том, что, согласно гороскопу, Авраам умрет бездетным, и т.п.). Таким образом, в контексте теистической трактовки С. существенно остро артикулируется проблема свободы, порождая веер различных своих интерпретаций: так, например, в семантическом кон- тексте христианства если протестантизм интерпретирует С. остро фаталистически (по Лютеру, даже вера пробуждается в сердце того и тогда, кого и когда "Бог избрал ко спасению"), то православие и католицизм атрибутируют индивида свободой воли, находящейся в сложных отношениях с феноменом предопределения. Собственно, именно в предоставлении свободы воли, сопряженной с правом морального выбора, и проявляется, согласно христианским мыслителям, максимально любовь Господа к человеку, ибо дает ему возможность ответной любви (см., например, В.Н.Лосский); применительно же к Абсолюту абсолютной оказывается и свобода. Соответственно этому, проблема познаваемости С., в практическом своем приложении оборачивающаяся проблемой прогностики - предвидения и предсказания. В зависимости от интерпретации сущности С. как таковой, в культурной традиции могут быть выделены следующий варианты разрешения этой проблемы: 1) в рамках традиционного представления о С. как иррациональной ("темной" и "слепой") силе постижение ее предначертаний мыслилось как возможное лишь посредством либо внерациональной практики, педалирующей аспект случайности (бросание мантических костей или карт, случайное расположение извлеченных внутренностей жертвенного животного и т.п. - не случайно в античной традиции игра в шахматы считалась "самой благородной - за исключением игры в кости", ибо в последнем случае партнером-противником выступает не со-игрок, но сама С.), либо посредством внерационального растворения субъективной индивидуальности и сакрального "вслушивания" в "голос С.": согласно Платону, "божество сделало мантику достоянием именно неразумной части человеческой природы" (классическим вариантом реализации этой практики может служить институт пифий в античной Греции); 2) в рамках теистического представления о С. как воле Божьей ее постижение возможно посредством механизма Откровения как открытия Богом своей воли и истины избранному субъекту, что также предполагает отказ от субъективности (по Мейстеру Экхарту, "в сосуде не может быть сразу двух напитков: если нужно наполнить его вином, надобно сперва вылить воду, - он должен стать пустым. Потому, если хочешь получить радость от восприятия Бога... ты должен вылить вон и выбросить тварей"), но, в отличие от ситуации пифии, предполагает специальную подготовленность субъекта к восприятию Откровения. В истории философии понятие "С." обретает реактуализацию в контексте традиции иррационализма и в неклассической философии: поздний романтизм, учение Ницше, философская концепция Шпенглера, философия жизни и др. В противоположность традиционному пониманию феномена С., интерпретация С. в рамках данного вектора философской традиции объективирует интенцию философии (во многом не осмысленную рефлексивно) на фиксацию феномена детерминизма в более широком ключе, нежели традиционная каузальность (см. Неодетерминизм), ибо интерпретирует феномен С. в качестве механизма детерминации, не укладывающегося в традиционные представления о рассудочно постигаемой причинно-следственной связи линейного характера ("причинность есть... ставшая, умершая, застывшая в формах рассудка судьба" у Шпенглера). В постнеклассическом варианте философствования идея С. претерпевает существенные трансформации. - В контексте культуры постмодерна наблюдается феномен "кризиса С.", теснейшим образом связанный с "кризисом идентификации" (Дж.Уард) - см. Идентификации кризис. Философия постмодернизма констатирует применительно к современной культуре кризис С. как психологического феномена, основанного на целостном восприятии субъектом своей жизни как идентичной самой себе: в условиях невозможности онтологии как таковой не может быть и онтологически конституированной биографии. Если для культуры классики индивидуальная С. представляла собой, по оценке А.П.Чехова, "сюжет для небольшого рассказа" (при всей своей непритязательности вполне определенный и неповторимый - как в событийном, так и в аксиологическом плане), то для постмодерна - это поле плюрального варьирования релятивных версий нарративной биографии, - в диапазоне от текста Р.Музиля "О книгах Роберта Музиля" до работы Р.Барта "Ролан Барт о Ролане Барте", а также книг "Антониони об Антониони", "Луис Бунюэль, фильмы, кино по Бунюэлю". В контексте "заката метанарраций" (см.) дискурс легитимации как единственно возможный теряет свой смысл и по отношению к индивидуальной жизни. По оценке Й.Брокмейера и Р.Харре, "из исследований феномена автобиографии широко известно, что любая история жизни обычно охватывает несколько историй, которые, к тому же, изменяют сам ход жизни". Признавая нарративный характер типового для культуры постмодерна способа самоидентификации личности, современные представители мета-теоретиков постмодернизма (Х.Уайт, К.Меррей, М.Саруп и др.) констатируют - с опорой на серьезные клинические исследования, - что конструирование своей "истории" (истории своей жизни) как рассказа ставит под вопрос безусловность аутоидентификации, которая ранее воспринималась как данное, что и обозначается постмодернизмом как "кризис С.": индивидуальная биография превращается из "С." как целостной определенности в относительный и вариативный "рассказ" (по Р.Барту, History of Love превращается в Story of Love, а затем и в Love Story), ни одна из повествовательных версий истории жизни не является более предпочтительной, нежели любая другая, оценочные аспекты биографии не имеют онтологически-событийного обеспечения и потому, в сущности, весьма произвольны. Констатируя "кризис С." как феномен, универсально характеризующий психологическую сферу эпохи постмодерна, философия постмодернизма конституирует специальную программу "воскрешения субъекта" (см.), опирающуюся на сформировавшуюся в философии конца 20 в. традицию "диалогической философии", что знаменует собой коммуникационный поворот в современном постмодернизме (см. Другой, After-postmodernism). М.А. Можейко, С.Я. Балцевич

  1. судьбаблагополучиеstrong жизньstrong судьба благополучность существования чего л посылает нам испытания. ниспослан судьбой. драматическая .перст судьбы. игра судьбы. ирония...Идеографический словарь русского языка
  2. судьбаСУДЬБА см.также ЖИЗНЬ СЛУЧАЙНОСТЬ Уже при покачивании колыбели решается куда склонится чаша весов судьбы. Станислав Ежи Лец Судьба переменчива плохие дни чередуются с оч...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  3. судьбаСУДЬБА strongfatum понятие выражающее зависимость от обстоятельств или высших сил. Нормативный греч. термин strongпроисходит от глагола strongполучать по жребию получа...Античная философия
  4. судьбаСудьба цель на которой сосредотачиваются все жизненные силы. В Астрологии цель определяется через положение Солнца в знаках Зодиака. Цель большинства религий включая Аст...Астрологическая энциклопедия
  5. судьбав мифологии в иррационалистических философских системах а также в обывательском сознании неразумная и непостижимая предопределнность событий и поступков человека. Идею С....Большая Советская энциклопедия II
  6. судьбаж. destino m sorte fortuna fato m fatalita f рок удары судьбы la malasorte la cattiva sorte покориться судьбе accettare subire il proprio destino rassegnarsi al desti...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  7. судьбасудьба ж Schicksal n a Geschick n a Los n a доля покориться судьбе sich in sein Schicksal fgen ergeben] а какими судьбами wo kommst du her wo kommen Sie her не судьба мн...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. судьбажSchicksal n Geschick n Los n доляпокориться судьбе sich in sein Schicksal fgen ergeben непр. какими судьбами wo kommst du her wo kommen Sie herне судьба мне. es ist ...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. судьбане судьбасудьба привелаСинонимы ананке будущее будущность выпало на долю выть грядущее доля жеребий жребий карма кисмет колесо счастья колесо фортуны крест линия мактуб м...Большой русско-английский фразеологический словарь
  10. судьбаж.destino mem sino mem suerte fem тж. рок жребийem providencia fem промыселдьбы нароuдов destinos de los pueblosнник судьбыu potroso mem el que tiene potra suertudo m с...Большой русско-испанский словарь
  11. судьбасущ. жен. рода. доля участь. стечение обстоятельств. будущеедоля нет известий о судьбе брата нема вдомостей про долю брата горькая судьба грка доля судьба человечеств...Большой русско-украинский словарь
  12. судьбаж. стечение обстоятельствem destin m превратности судьбы vicissitudes f pl du destin избранник судьбы lu m du destin доля участьem sort m счастливая судьба sort heur...Большой русско-французский словарь
  13. судьбаСудьба попустилась.strong Киров.em Комул. перестало сопутствовать счастье удача. СРНГ . Судьба человека.strong Жарг. арм. Шутл.ирон.em Гауптвахта нахождение на гауптвахт...Большой словарь русских поговорок
  14. судьбаангл. fatefortunedestiny нем. Schicksal. . Участь доля. . Непостижимая предопределенность событий и поступков. См. ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАТАЛИЗМ ....Большой толковый социологический словарь II
  15. судьбамен. жн. роду...Большой украинско-русский словарь
  16. судьбаСон в котором вы почувствовали свою судьбу не всегда предрекает разногласия и несчастья. Он может просто побуждать вас к тому чтобы вы в полной мере реализовали свои спос...Большой универсальный сонник
  17. судьбаж. стечение обстоятельствem destin m превратности судьбы vicissitudes f pl du destinизбранник судьбы lu m du destin доля участьem sort m счастливая судьба sort heureux...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  18. судьбав мифологии в иррационалистических философских системах вобыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий ипоступков. В античности выступала как сл...Большой энциклопедический словарь II
  19. судьбаСУДЬБА в мифологии в иррационалистических философских системах в обыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступа...Большой энциклопедический словарь III
  20. судьбаСУДЬБА в мифологии в иррационалистических философских системах в обыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступ...Большой Энциклопедический словарь V
  21. судьбаи ж.i заст.i Обмова пересуди....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  22. судьбаDestiny. Структура из ограничений и способностей которые представляют собой данные нашей жизни. Судьба включает в себя биологические свойства психологические и культурные...Глоссарий личности и личностного роста
  23. судьбастановление жизненного процесса человека в отношении к его изначальной воли. При забвении своей домирового аспекта своей воли судьба предстает человеку в виде неумолимого...Диалектика человеческого бытия
  24. судьбапредопределенность событий и поступков. Совокупность всего сущего наличного влияющего на судьбу народов или личностей. В древнегреческой мифологии олицетворялась в образа...Евразийская мудрость от А до Я
  25. судьбав мифологии в философских системах в обыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступала как слепая безличная спр...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  26. судьбауниверсалия культуры субъектобъектного ряда см. Универсалии фиксирующая представления о событийной наполненности времени конкретного бытия характеризующейся телеологическ...История философии
  27. судьбаСУДЬБАstrong универсалия культуры субъектобъектного ряда см. УНИВЕРСАЛИИ фиксирующая представления о событийной наполненности времени конкретного бытия характеризующейся ...История философии II
  28. судьбаМИНПредопределение судьба жизнь жизненность веление приказ.Категория кит. философии сочетающая значения жизненное предопределение и предопределенная жизнь. Этимология смы...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  29. судьбасудьба судьбасьыд он пышйы от судьбы не убежишьсэтшм нин сылн судьбаыс такова уж его судьба см. тж. рк...Коми (зырянский)-русский словарь
  30. судьбагреч. eimarmene лат. fatum или РОК согласно языческой вере непреодолимая мрачная неумолимая ненасытная сверхчеловеческая сила могущественнее всех богов которой подвластно...Краткий религиозно-философский словарь
  31. судьбаСудьба fors fortuna fortuna adjuvat aliquem fortunam temptare sors sortis f fatum eventus переносить испытания судьбы fortunam ferre баловень судьбы fortunae filius как...Латинский словарь
  32. судьбаы мн.em судьбы судеб и устар.em судеб судьбам и устар.em судьбам ж.em Складывающийся независимо от воли человека ход событий стечение обстоятельств по суеверным представл...Малый академический словарь
  33. судьбакорень СУДЬБ окончание А Основа слова СУДЬБВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой СУДЬБ А Слово Судьба содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  34. судьбаНачальная форма Судьба женский род множественное число неодушевленное родительный падеж...Морфологический разбор существительных
  35. судьбаСУДЬБА представление о предопределенности и неотвратимости событий и поступков в жизни каждого человека. В древнегреческой мифологии эти силы персонифицировались и высту...Новейший философский словарь
  36. судьбапредставление о предопределенности и неотвратимости событий и поступков в жизни каждого человека. В древнегреческой мифологии эти силы персонифицировались и выступали нап...Новейший философский словарь II
  37. судьбасудьба . ж. Стечение жизненных обстоятельств не зависящий от воли человека ход событий по суеверным представлениям воля Бога предопределяющая все что происходит в жизни...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  38. судьбасовокупность событий которые уготованы человеку. В соответствии с тем согласуются эти события или нет с человеческой волей различают предназначение которое является сущн...Новый философский словарь
  39. судьбасудьба судьба ы мн. судьбы судеб судьбам...Орфографический словарь
  40. судьбаu жu мн.u судьбы Р.u судеб Д.u судьбам ананке будущее будущность выпало на долю выть грядущее доля жеребий жребий карма кисмет колесо счастья колесо фортуны крест линия м...Орфографический словарь русского языка
  41. судьбасудьба менник жночого роду...Орфографічний словник української мови
  42. судьбац.слав. суд Божий в христианстве и культуре русского народа это понимается как некая заданность свыше линии личной жизни и деятельности человека на земле. Судьба это ...Основы духовной культуры
  43. судьбаучасть доля содержание этого понятия трактуется двояко. В метафизическом смысле это понятие обозначает неразумную и непостижимую предопределенность человеческой жизни. Т...Педагогический словарь по темам
  44. судьбасудьба судьбы судьбы судеб судьбе судьбам судьбу судьбы судьбой судьбою судьбами судьбе судьбах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  45. судьбаОрфографическая запись слова судьба Ударение в слове судьба Деление слова на слоги перенос слова судьба Фонетическая транскрипция слова судьба [стба] Характеристика всех...Полный фонетический разбор слов
  46. судьбаИскушать испытывать судьбу.hСпитувати випробувати вивряти долю.Какими судьбами разг.em.hЯким побитом яким втром як це вас тебе доля занесла сюдиКакимито судьбами.hЯкимсь ...Російсько-український словник сталих виразів
  47. судьбаСм. ДОЛЯ.Источник Энциклопедия Русская цивилизация ананке будущее будущность выпало на долю выть грядущее доля жеребий жребий карма кисмет колесо счастья колесо фортуны к...Русская энциклопедия
  48. судьбасудьба ы мн. ч. судьбы судеб судьбамСинонимы ананке будущее будущность выпало на долю выть грядущее доля жеребий жребий карма кисмет колесо счастья колесо фортуны крест л...Русский орфографический словарь
  49. судьбаlot eo sorto...Русский-африкаанс словарь
  50. судьбаЖ мн. судьбы . tale mqddrat . bxt qismt flk какими судьбами sn hara bura hara оставить на произвол судьбы tkbana buraxmaq balbana buraxmaq не судьба комучему qismt deyilm...Русско-азербайджанский словарь
  51. судьбаж.fate destiny общая судьба...Русско-английский психологический словарь
  52. судьбасудьба ж.iв разн. знач.i fate fortune уделi destiny судьбы народов the fortunes of nations решать судьбу мира decide the fate of peace iкакими судьбами разг.i by what...Русско-английский словарь
  53. судьбасудьба ж. . fate благодарить судьбу thank fate thank ones lucky stars разг. . участь доля lot life связать свою судьбу с кемл. throw in ones lot with smb. устроить сво...Русско-английский словарь II
  54. судьбаf.fate fortuneСинонимы ананке будущее будущность выпало на долю выть грядущее доля жеребий жребий карма кисмет колесо счастья колесо фортуны крест линия мактуб массель мо...Русско-английский словарь математических терминов
  55. судьбаfate destiny lot...Русско-английский словарь политической терминологии
  56. судьбаОт судьбы не уйдешь ОСинонимы ананке будущее будущность выпало на долю выть грядущее доля жеребий жребий карма кисмет колесо счастья колесо фортуны крест линия мактуб мас...Русско-английский словарь пословиц и поговорок
  57. судьбаfate fortuneСинонимы ананке будущее будущность выпало на долю выть грядущее доля жеребий жребий карма кисмет колесо счастья колесо фортуны крест линия мактуб массель мойр...Русско-английский технический словарь
  58. судьбаdoom fortune lot...Русско-английский экономический словарь
  59. судьбасущ.destiny fate fortuneправо народов распоряжаться своей судьбой right of nations to be masters of their own destinies ананке будущее будущность выпало на долю выть гря...Русско-английский юридический словарь
  60. судьбаN...Русско-армянский словарь
  61. судьбаЛс доля счастливая судьба шчаслвы лс шчаслвая доля думать о судьбах государства думаць пра лс дзяржавы не судьба не суджана какими судьбами якм чынам волею судеб па ...Русско-белорусский словарь
  62. судьбажен. в разн. знач.i лс род.i лсу муж. мн. нет доля жен.iсчастливая судьба шчаслвы лс шчаслвая долядумать о судьбах государства думаць пра лс дзяржавыне судьба не суджа...Русско-белорусский словарь II
  63. судьбасудьба участь ж...Русско-болгарский словарь
  64. судьбаsors vgzet vgzet sors sors какими судьбами mi szl hozott участьem osztlyrsz sors будущностьem plyafuts letplya lett elmenetel jvend karrier Синонимы ананке будущее ...Русско-венгерский словарь
  65. судьбасудьба ж...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  66. судьбасудьба [ ] [ ] Синонимы ананке будущее будущность выпало на долю выть грядущее доля жеребий жребий карма кисмет колесо счастья колесо фортуны крест линия мактуб ма...Русско-ивритский словарь
  67. судьбаfortuna sorte...Русско-итальянский юридический словарь
  68. судьба. уст. рок тадыр жазмыш. участь доля тадыр. будущность тадыр болаша война поставила на карту судьбы народов соыс халытарды тадырына ауп туыздыкакими судьбами андай тадыр ...Русско-казахский словарь
  69. судьбатадыр...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  70. судьбатадыр...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  71. судьбаж. . уст. рок тагдыр . участь доля тагдыр насип жазмыш пешене . будущностъ тагдыр келечек болочок думать о судьбах государства мамлекеттин тагдыры болочогу жннд ойлоо как...Русско-киргизский словарь
  72. судьбаjyun jy jhui mngyn ynqi yunfnсудьба столкнула нас с тобой участьem mngyn доляem zoy будущностьem qintрешать чьюлибо судьбу .заботиться о судьбах страны судьб...Русско-китайский словарь
  73. судьбаTaqdir qsmet ba yazs qadir taliy...Русско-крымскотатарский словарь
  74. судьбатакъдир къысмет баш язысы къадир талий...Русско-крымскотатарский словарь II
  75. судьбаliktenis...Русско-латышский словарь
  76. судьбаdalia lemtis ies likimas laim dalis ies...Русско-литовский словарь
  77. судьбаЗаяа тавилан...Русско-монгольский словарь
  78. судьбаж. Schicksal n Los n участь....Русско-немецкий словарь
  79. судьбаFortuin...Русско-нидерландский словарь
  80. судьбасудьбаж какими ами разг волею судеб или судьбы разг благодарить у бросить когол. на произвол ы распоряжаться собственной ой ....Русско-новогреческий словарь
  81. судьбаbeskikkelse bestemmelse lodd skjebne fatum ананке будущее будущность выпало на долю выть грядущее доля жеребий жребий карма кисмет колесо счастья колесо фортуны крест лин...Русско-норвежский словарь
  82. судьба...Русско-персидский словарь
  83. судьба. los przeznaczenie. dolablockquote. losyblockquote...Русско-польский словарь
  84. судьбажdestino mu sina fu fado mu жребийem sorte f ирония судьбы бросить на произвол судьбы не судьба ему стать актеромСинонимы ананке будущее будущность выпало на долю выть гр...Русско-португальский словарь
  85. судьбаСудьбаajali limeandikwa bahati fali majaliwa мн.em makadara мн.em Mungu Miungu nasibu ole ед.em sudi tua испытывать судьбу bahatisha...Русско-суахили словарь
  86. судьбасудьба толеъ насиба оянда...Русско-таджикский словарь
  87. судьбаж в язмыш ткъдир бросить на произвол судьбы язмыш иркен ташлау верить в судьбу язмышка ышану жаловаться на судьбу язмыштан зарлану определить дальнейшую судьбу артабангы ...Русско-татарский словарь
  88. судьбаж kader yazg alnyazs злая судьба kara yaz yaman tecelliбросить вызов судьбе kadere meydan okumakиспытать на себе удар судьбы felein sillesini yemek baht talih nasip bi...Русско-турецкий словарь
  89. судьбаnasib qismat taqdir...Русско-узбекский словарь Михайлина
  90. судьбаf...Русско-финский словарь
  91. судьбаlos osud...Русско-чешский словарь
  92. судьбасущ.жен.множ. судьбы судеб судьбам шпа раскал прнй кунул счастливая судьба телейл шпа...Русско-чувашский словарь
  93. судьбаde.strong de inget r knt om hans vidare denо его дальнейшей судьбе ничего не известноde.strong de olika faller dets lotterклад не всякому датся не всяк за стол иной под с...Русско-шведский словарь
  94. судьбаde...Русско-шведский словарь II
  95. судьба.strong arengulugu.strong arengutee elutee ettemratus osa saatus...Русско-эстонский словарь
  96. судьбасудьба ы у мн.emсудьбы судеб судьбам ноem волеюсудеб какими судьбамиСинонимы ананке будущее будущность выпало на долю выть грядущее доля жеребий жребий карма кисмет колес...Русское словесное ударение
  97. судьбасовокупность событий которые уготованы человеку. В соответствии с тем согласуются эти события или нет с человеческой волей различают предназначение которое является сущн...Сверхкраткий философский словарь
  98. судьбаСУДЬБАУже при покачивании колыбели решается куда склонится чаша весов судьбы. Станислав Ежи Лец Судьба переменчива плохие дни чередуются с очень плохими. Лили Томлин Жела...Сводная энциклопедия афоризмов
  99. судьбаФилософский смысл термина . Судьба участь Софокл стечение обстоятельств случай Софокл Фукидид Платон счастливая случайность Геродот успех счастье Пиндар несчастье беда Эс...Словарь античных философских терминов
  100. судьбаТо что на роду написано...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  101. судьбаОт нее не уйдешь...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  102. судьбаучасть доля представление о сверхъестественной предопределенности неизбежности событий и поступков в жизни человека. В древнегреческой мифологии олицетворялась в образе ...Словарь исторических терминов
  103. судьбаСудьба судьбина рок удел жребий доля участь счастье будущность грядущее предназначение предопределение провидение. Мне суждено дано предопределено на роду написано мне вы...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  104. судьбасм.uобломок судьбыокурок судьбыплевок природы судьбы фортуныСинонимы ананке будущее будущность выпало на долю выть грядущее доля жеребий жребий карма кисмет колесо счасть...Словарь русского арго
  105. судьбанеобыкновенная судьбаСинонимы ананке будущее будущность выпало на долю выть грядущее доля жеребий жребий карма кисмет колесо счастья колесо фортуны крест линия мактуб мас...Словарь русской идиоматики
  106. судьбасудьбаСудьбина рок удел жребий доля участь счастье будущность грядущее предназначение предопределение провидение.Мне суждено дано предопределено на роду написано мне выпа...Словарь синонимов II
  107. судьбасудьба Судьбина рок удел жребий доля участь счастье будущность грядущее предназначение предопределение провидение. Мне суждено дано предопределено на роду написано мне вы...Словарь синонимов II
  108. судьбасудьба судьбина рок удел жребий доля участь счастье будущность грядущее предназначение предопределение провидение кому суждено дано предопределено на роду написано выпало...Словарь синонимов
  109. судьбаПредставления о Се принадлежат к наиболее коренным категориям культуры они образуют глубинную основу имплицитной системы ценностей которая определяет этос человеческих ко...Словарь средневековой культуры
  110. судьбаситуация в которой присутствие отдает себя во власть одновременно унаследованной и избранной возможности. Собственные то есть соответствующие самой сути присутсвия возмож...Словарь терминов Хайдеггера по книге «Бытие и время»
  111. судьбаD сущu см. _Приложение IIсудьбысудьбысудебсудьбамволею судеб в силу обстоятельствкакими судьбами восклицание при неожиданной встречеНе помню имени но знай не весь яРожде...Словарь ударений русского языка
  112. судьбасущ. греч.em определение Всевышнего постановление закон. Судьбыem постановления о наказаниях за преступления Цар. . Пс. . Числ. . ананке будущее...Словарь церковнославянского языка
  113. судьбасудьба ветреная Пушкин ведьмасудьба Вяземский гнетущая Апухтин грозная Фет железная Белый Фет жестокая Козлов злая Белоусов Кольцов злая ведьмасудьба Кольцов изменчивая Р...Словарь эпитетов III
  114. судьбаО беспокойной непостоянной неизбежной судьбе.Беспокойная бурная ветреная всесильная загадочная замысловатая изменчивая капризная коловратная устар. насмешливая неведомая ...Словарь эпитетов II
  115. судьбаСУДЬБА. О беспокойной непостоянной неизбежной судьбе. Беспокойная бурная ветреная всесильная загадочная замысловатая изменчивая капризная коловратная устар. насмешливая н...Словарь эпитетов
  116. судьбаh судьбаbig сущ.жен.неод.i ед.им. Судьба нас будто береглаГоУ . Судьба любви играть ей в жмуркиГоУ . старый мы давно знакомы вот судьба!ГоУ . Куда меня закинула судьба!Г...Словарь языка Грибоедова
  117. судьбаДОЛЯstrong хд подй напрям життвого шляху людини обставини життя ТАЛАНstrong ЖЕРЕБstrong ЩАСТЯstrong фольк. СУДЬБАstrong розм. ФОРТУНАstrong розм. ПЛАНЕТАstrong розм. зас...Словник синонімів української мови
  118. судьба́СУДЬБА и ж. . розм. Те саме що доля. Боролись ми не раз не два з судьбою П. Кулш Вибр. В твох руках тепер народе Твоя судьба твй рвний шлях Бо свточ гордо свободи Пала ...Словник української мови в 11 томах
  119. судьбаСУДЬБА и ж. розм. Те саме що доляБоролись ми не раз не два з судьбою П. КулшВ твох руках тепер народе Твоя судьба твй рвний шлях Бо свточ гордо свободи Пала у твох руках ...Словник української мови у 20 томах
  120. судьбамоск. долядоля недоля талан безталання безталаннячко див. Мойра предистинаця фатум...Словник чужослів Павло Штепа
  121. судьбадоля Яка доля цього законопроекту Така вже його доля....Словник-антисуржик
  122. судьбав мифологии в иррационалистич. филос. системах а также в обывательском сознании неразумная и непостижимая предопределнность событий и поступков человека. Идею С. абсолюти...Советский философский словарь
  123. судьбаСУДЬБА в мифологии в философских системах в обыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступала как слепая безлич...Современная энциклопедия
  124. судьбаСУДЬБА в мифологии в иррационалистических философских системах в обыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступа...Современный энциклопедический словарь
  125. судьбаЕсли девушке снится что она обманывает свою судьбу и не исполняет свое предназначение это означает что ей придется выбрать между возлюбленным и верным другом....Сонник для влюбленных
  126. судьбасудьба сущ.em ж.em употр. очень часто Морфология нет чего судьбыstrong чему судьбеstrong вижу что судьбуstrong чем судьбойstrong о чм о судьбеstrong мн. что судьбыstrong ...Толковый словарь Дмитриева
  127. судьбаСУДЬБА ы мн. судьбы судеб и устар. судеб судьбам ж. .Стечение обстоятельств не зависящих от воли человека ход жизненныхсобытий. С. столкнула старых друзей. Избранник суд...Толковый словарь Ожегова
  128. судьбаСУДЬБА судьбы мн. судьбы судеб судьбам ж. . Стечение обстоятельств первонач. в мифологии и мистических представлениях потусторонняя сила или воля божества предопределяюща...Толковый словарь русского языка II
  129. судьбасудьба судьба ы мн. ч. судьбы судеб и устар. судеб м ж. Стечение обстоятельств не зависящих от воли человека ход жизненных событий. С. столкнула старых друзей. Избранник ...Толковый словарь русского языка II
  130. судьбаСУДЬБА ы мн. судьбы судеб и устар. судеб судьбам ж. . Стечение обстоятельств не зависящих от воли человека ход жизненных событий. Судьба столкнула старых друзей. Избранн...Толковый словарь русского языка
  131. судьбаи ж. заст. Обмова пересуди....Толковый словарь украинского языка
  132. судьбаУдарение в слове судьбаУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове судьба...Ударение и правописание
  133. судьбаRzeczownik судьба f los m dola f...Универсальный русско-польский словарь
  134. судьбаОщутить во сне свою судьбу знак того что вас ожидает серьезный жизненный выбор....Универсальный семейный сонник
  135. судьбапонятие обозначающее предопределенность жизни человека выражающее представления о некой силе кардинально влияющей на течение событий на линию поведения. Древние например ...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  136. судьбаформа переживания И осмысления человеком условий собственного существования в мире. В содержании понятия С. заключено то или иное решение индивидом проблем соотношения св...Философия. Словарь по обществознанию
  137. судьбаСУДЬБА в мифологии в иррационалистических филос. системах а также в обывательском сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков человека. Иде...Философская энциклопедия
  138. судьбапонятиемифологема выражающее идею детерминации как несвободы. От понятия С. следует отличать два другие понимания детерминации оставляющие место свободе научное т.е. кауз...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  139. судьбаИ в обыденном словоупотреблении и в истории философии существуют очень разные представления о том что именуется судьбой. Можно выделить основные варианты понимания С. как...Философские категории
  140. судьбапредопределенность событий и поступков совокупность всего сущего которое влияет и не может не влиять на бытие человека народа и т. д. Греки гипостазировали судьбу и персо...Философский энциклопедический словарь II
  141. судьбапонятие выражающее представление о некой силе предопределяющей все события в жизни людей. В древнегреч. мифологии участь людей и даже богов зависит от богинь С. мойр у ри...Философский энциклопедический словарь
  142. судьбасудьба судьбы судьбы судеб судьбе судьбам судьбу судьбы судьбой судьбою судьбами судьбе судьбах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы а...Формы слова
  143. судьбав мифоэпической культуре представление о скрытой непостижимой силе действие которой формирует жизнь как социальных образований так и отдельных людей. Понятие судьбы склад...Человек и общество
  144. судьбаУда Уба Субд Суб Сау Дуб Бас Асу Уса Сад Суд Судьба...Электронный словарь анаграмм русского языка
  145. судьбаСудьба см. Доля Мойры и Фатум....Энциклопедический словарь
  146. судьбаСудьба см. Рок и Фатализм....Энциклопедический словарь
  147. судьбаСУДЬБА в мифологии в иррационалистических философских системах в обыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступ...Энциклопедический словарь естествознания
  148. судьбаIstrongсм. Рок и Фатализм.см. Доля Мойры и Фатум....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  149. судьбаIstrongсм. Рок и Фатализм.см. Доля Мойры и Фатум....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  150. судьбаСУДЬБА универсалия культуры субъектобъектного ряда см. Универсалии фиксирующая представления о событийной наполненности времени конкретного бытия характеризующейся теле...Энциклопедия История философии
  151. судьбаСудьба в мифологии в иррационалистических философских системах в обывательском сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выс...Энциклопедия культурологии
  152. судьбаСУДЬБАв мифологии различных народов представление о непостижимой силе действием которой обусловлены как отдельные события так и вся жизнь человека и в более широком смысл...Энциклопедия мифологии
  153. судьбаангл. fatefortunedestiny нем. Schicksal. . Участь доля. . Непостижимая предопределенность событий и поступков. см. ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАТАЛИЗМ. Antinazi.Энциклопедия социоло...Энциклопедия социологии