100 великих психологов

ШПЕТ ГУСТАВ ГУСТАВОВИЧ

Густав Густавович Шпет родился 25 марта 1879 г. в бедной семье. Отца у него не было, а мать, Марцелина Осиповна Шпет, принадлежала к обедневшей шляхтичской семье из Волыни, откуда она еще до рождения сына уехала в Киев. Мать воспитывала сына одна, зарабатывая на жизнь стиркой и шитьем. Благодаря ее самоотверженной заботе Густав смог получить хорошее образование. В 1898 г. юноша успешно заканчивает гимназию и поступает в Киевский университет св. Владимира. Студенческие годы для него были не самыми легкими. Несколько раз Густава исключали из университета, в результате чего учеба длилась около восьми лет. Молодой студент не раз сидел в тюрьме за участие в студенческих кружках и демонстрациях, однако он считал себя не революционером, а скорее инакомыслящим. В университете Густав Шпет увлеченно участвует в работе психологического семинара Г.И. Челпанова, созданного при университете в тот год, когда молодой Шпет поступил учиться. В те годы психологию еще относили к области философии, не выделяя как отдельную науку. Поэтому и занятия психологического семинара в основном были философского содержания. Именно на этих занятиях Густав Шпет и сформировался как философ, а многие его психологические идеи построены на философских понятиях и потому часто очень трудны для понимания. В 1906 г. Г.И. Челпанов становится профессором Московского университета и в 1907 г. приглашает в Москву Шпета. Здесь они оба разрабатывают проект создания Психологического института. Летом 1910 г. Густав Шпет вместе с Челпановым посещает ведущие немецкие университеты в Берлине, Бонне и Вюрцбурге, в которых они изучают работу психологических лабораторий при университетах. В 1914 г. состоялось официальное открытие Психологического института. В 1920 г. Шпет и Челпанов выступили с предложением создать на факультете истории и философии Московского университета кабинет этнической и социальной психологии. Они обосновали необходимость его создания и подробно изложили цели и задачи научной работы в этой области. В первые годы советской власти Шпет начал работать над проектом перестройки этнической психологии, считая, что обращение от индивидуального сознания к коллективному позволит найти компромисс между идеалистической и материалистической философией. В 1927 г. Шпет опубликовывает свой научный труд «Введение в этническую психологию». Здесь он более детально и глубоко развивает важнейшие положения психологической науки, отмечая ее тесную взаимосвязь с историей и науками о культуре. Изучая личность, Шпет проводит исследования исторического и культурного сознания. По его мнению, формирование культурного самосознания происходит в процессе восприятия искусства. Он выделяет три уровня человеческого восприятия: 1) реальный уровень; 2) идеальный уровень, или отрешенное культурное бытие; 3) духовный уровень, или субъективный мир творца. Итак, Шпет определяет искусство как субъективное знание, несущее в себе наряду с некоторой информацией также и отношение к нему автора (или творца), которое производит определенное влияние на слушателей (или наблюдателей). Именно в процессе переживания человек определяет свое отношение к той или иной культуре, окружающей его, а также отношение к себе. Отмечая немаловажное значение переживания в развитии культурного самосознания личности, Шпет связывал формирование этнической идентичности не с физиологическими процессами, а с выработкой определенного отношения к этническим и культурным ценностям в результате эмоциональных переживаний, ими вызванных. Интересна также мысль, что глубокое внутреннее единение с тем или иным народом зависит не только от индивида, но и от общества. С 1923 по 1929 г. Густав Шпет был вице-президентом Государственной академии художественных наук (ГАХН) В довольно сложных условиях этого времени ему удалось создать уникальную школу по изучению развития внутреннего мира человека в свете культурных, психологических и философских положений, причем с немарксистской идеологической направленностью. Научные работы Г. Шпета, созданные в этот период времени, до сих пор вызывают немалый интерес у современных психологов. Г. Шпет внес огромный вклад в развитие психологической науки, тщательно проработав в своих научных трудах основные вопросы психологии: ее предмета, методов и главной проблемы человеческого сознания. Основополагающим в работах Шпета было положение об органичной взаимосвязи психологии и философии, их нераздельности. Он намечает свой путь развития психологии как науки, который приведет ее не к отделению от философии, а наоборот к еще большему их сплочению. Ведь несмотря на то что психология становится все более абстрактной, она все-таки черпает материал для формирования своих положений из сферы реального, а эта сфера, в свою очередь, является объектом изучения или точнее познания философии. В своих научных работах Шпет довольно жестко критикует натуралистические методы в психологии, защищая культурно-исторический подход в исследовании сознания личности. Он поднимает проблему научности познания и определяет основные критерии, утверждая, что от серьезного отношения к этому вопросу зависит доверие к науке в целом. Шпет твердо придерживался мнения, что основу знания составляет логика, и даже мистические переживания, выходящие за пределы рационального мышления, вполне возможно логически объяснить и выразить в слове. Нелогическое абстрактное мышление не способно, по мнению Шпета, анализировать факты и приводить к настоящему знанию, оно лишь снижает доверие к науке. Строгое же логичное объяснение дает твердое научное познание. Густав Шпет вел активную преподавательскую деятельность. Он читал лекции в Народном университете А.С. Шанявского и во 2-м Московском университете. Также Шпет постоянно участвовал в работе Московского лингвистического кружка. Он основал институт научной философии и был его директором. Однако следует отметить, что, несмотря на его несомненные заслуги перед отечественной, а также мировой наукой, Шпет почти постоянно подвергался гонениям во времена советской власти из-за своих взглядов, кардинально расходившихся с марксистскими. Эти гонения в конце концов привели великого ученого к гибели. В 1937 г. он был репрессирован и погиб. В середине 1950-х гг. он был посмертно реабилитирован.

  1. шпет, густав густавовичрод. был профессором философии Московского унта и вицепрезидентом Академии художественных наук в Москве. В философии является последователем идеалистической феноменолог...Большая биографическая энциклопедия
  2. шпет густав густавович. Киев . философидеалист историк психолог. Биография. В г. поступил на физикоматематический факультет университета Святого Владимира в Киеве за участие в революционном ...Большая психологическая энциклопедия
  3. шпет густав густавовичШпетstrong Густав Густавович [. Киев . Томская обл.] русский философидеалист последователь феноменологии Э. Гуссерля. Окончил историкофилологический факультет Киевского...Большая Советская энциклопедия II
  4. шпет густав густавовичШПЕТ ГУСТАВ ГУСТАВОВИЧ рос. сов. философ психолог лингвист человек высочайшей европейской культуры оказавшийся в последнее десятилетие своей жизни в скверной рос. истор...Большой психологический словарь
  5. шпет густав густавовичШПЕТ Густав Густавович российский философ последователь феноменологии Э. Гуссерля. Вицепрезидент Государственной академии художественных наук. Труды по герменевтике ис...Большой Энциклопедический словарь V
  6. шпет густав густавовичроссийский психолог философ педагог искусствовед. Ведущий представитель феноменологии а впоследствии герменевтики в России. Профессор . В г. поступил учиться на физиком...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  7. шпет, густав густавовичфилософ психолог педагог. Преподавал в Народном университете им. А.Л. Шанявского с на Высших женских курсах профессор с . Читал курсы истории педагогики и психологии в В...Педагогический терминологический словарь
  8. шпет густав густавовичШпет Густав Густавович . Киев . философ идеалист историк психолог. В г. поступил на физико математический факультет университета Святого Владимира в Киеве за участие ...Психологический словарь
  9. шпет густав густавович. Киев . философидеалист историк психолог. Биография. В г. поступил на физикоматематический факультет университета Святого Владимира в Киеве за участие в революционном ...Психологический словарь II
  10. шпет густав густавович[. Киев .] философ психолог педагог. С учился на физ.мат. фте Киевского унта в исключн за участие в с.д. движении. В восстановлен в окончил ист.филол. фт. С в Москв...Российская педагогическая энциклопедия
  11. шпет густав густавовичдо Шпетт Густав Густавович философ иссл. феноменологии Э. Гуссерля и филос.ист. концепции Г. Гегеля. В окончил филос. отд. унта Св. Владимира в переехал в Москву и ...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  12. шпет густав густавович. Киев Томск ведущий представитель феноменологии в России. С по г. обучался на физикоматематическом и историкофилологическом фтах Киевского унта. Как и большинство ру...Русская философия
  13. шпет густав густавович[. . . Киев . . Томская обл.] рус. философидеалист последователь феноменологии Гуссерля и филос.историч. концепции Гегеля. Проф. Моск. унта в вицепрезидент Росс. ак...Советский философский словарь
  14. шпет густав густавовичШПЕТ Густав Густавович рус. философ представитель феноменологического направления. В окончил филос. отделение Киевского унта где занимался в семинаре Г.И. Челпанова не...Философская энциклопедия
  15. шпет густав густавовичапр. марта рус. философ последователь Гуссерля. Род. в Киеве. Окончил историкофилологич. факт Киевского унта. В переехал в Москву. В и был в Германии u Англии. В ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  16. шпет густав густавовичрод. марта Киев ум. марта пос. Колпашево Томской обл. в тюрьме НКВД рус. философ последователь феноменологии Э. Гуссерля профессор Московского унта с . Его научные ин...Философский энциклопедический словарь II
  17. шпет, густав густавовичШпет Густав Густавович Кив рос. флософ психолог мистецтвознавець перекладач. Закнчив сторикофлологчний фт Кивського унту . р. проживав у Москв приватдоцент а в р...Філософський енциклопедичний словник