Великие философы

ЮМ ДЭВИД

(1711-1776) крупнейший английский философ, историк, экономист и публицист. Родился в шотландской дворянской семье, в Эдинбурге. Получил широкое юридическое образование в Эдинбургском университете. Основные философские труды: «Трактат о человеческой природе» (1739-1740), «Исследование о человеческом познании» (1748), «Исследование о принципах морали» (1751), «Эссе» (1752), «Естественная история религии» (1757). Работая библиотекарем Эдинбургского общества адвокатов, он подготовил восьмитомную «Историю Англии». Юм последний из трех английских эмпиристов после Локка и Беркли. В отношении сенсуализма он продолжал линию Локка, и его главный труд по философии «Исследование о человеческом познании» посвящен гносеологической проблематике. Сенсуалистически решая вопрос о природе наших знаний, по вопросу об их источнике Юм занимает позицию, отличную как от позиции Локка, так и от позиции Беркли. Согласно Юму, опытное познание состоит из восприятий, которые сходны с «идеями» Локка и Беркли. Однако он не принимает утверждения Локка о том, что внешний мир источник этих простых идей. В то же время Юм полемизирует также и с Беркли, который считает, что «идеи» (т.е. ощущения) это и есть сама реальность, мир, вещи. Юм утверждает, что мы не можем доказать существование внешнего мира как источника наших ощущений. Он полагает, что в процессе познания мы имеем дело лишь с содержанием наших ощущений, а не с их источником. Поэтому мы не можем доказать ни то, что мир объективно существует, ни то, что он не существует. Все восприятия Юм разделял на два вида: «впечатления» и «идеи». Впечатления бывают первичными и вторичными. Первичные это впечатления внешнего опыта, вторичные впечатления внутреннего опыта. Если к первым относятся ощущения, то ко вторым желания, страсти и т.д. Впечатления внешнего и внутреннего опыта порождают простые идеи, к которым относятся образы памяти и воображения. Идеи могут соединяться между собой и, таким образом, находиться в определенных отношениях. Юм насчитывает три типа таких отношений, или, как он их называет, ассоциаций. Ассоциации Юм рассматривает как нечто настолько важное для человеческой природы, что называет их принципом. Первый вид это ассоциации по сходству. Например, портрет друга, который в данный момент отсутствует, способен породить в нас идею о нем в силу того, что этот портрет и образ друга имеют сходство. Но такого рода ассоциации часто приводят к ошибкам. Второй вид это ассоциации по смежности в пространстве и времени. Например, впечатления и воспоминания о родном доме яснее, если находишься на более близком расстоянии от него, чем тогда, когда находишься вдали. Третий тип это ассоциации причинности, которые чаще всего встречаются в жизни. Ассоциации для Юма один из видов отношений, которых он насчитывает довольно много, но из всех отношений причинные отношения основные, и на них он сосредоточивает свое главное внимание. Учение о причинности центр его гносеологии. Юм задается следующими вопросами: имеют ли объективное существование причинные связи, почему люди считают причинные связи объективно существующими, какое значение имеют причинные связи для науки. Юм полагал, что нельзя доказать наличие в мире причинной связи, так как следствие не похоже на то, что называется причиной. Мы обычно решаем вопрос о существовании причины следующим образом: сначала фиксируем пространственную смежность расположения двух событий и их регулярное чередование, а затем на основании этого приходим к выводу о существовании причинной связи. В этом случае мы совершаем, по мнению Юма, логическую ошибку: после этого значит, по причине этого (post hoc, eigo propter hoc). На основании такой ассоциации мы начинаем думать, что подобное следование событий является устойчивым и имеет тем самым причинную связь. У нас появляется вера в эту причинную связь. Свой скептицизм Юм распространял в основном на философский анализ познания. В обыденной же жизни он признавал, что мы не сомневаемся в том, что если бросить камень, то он упадет на землю, но здесь мы не руководствуемся философским мышлением, а ожидаем того, что происходило уже много раз. Юм отвергает понятие субстанции. Он рассматривает его как иллюзию, которая возникает потому, что, по мнению Юма, в нашем сознании одни и те же впечатления возвращаются после того, как они прерваны при восприятии. Юм утверждал, что наши доказательства истинности христианской религии являются более слабыми, чем доказательства истинности наших чувств. Он не признает утверждения, что религия основывается на доводах разума или на том, что в ней очень нуждаются. Он писал: «Первоначальная религия человечества порождается главным образом тревожным страхом за будущее» [Сочинения. М., 1965. Т. 2. С. 429]. Вместо религиозной веры Юм выдвигает привычку обыденного сознания верить в установленный порядок, а также так называемую «естественную религию» веру в сверхприродную причину. Юм отвергает доказательства существования Бога, которые основываются на несовершенстве человека или на целесообразном устройстве мира. Юм исходит из признания неизменной человеческой природы. Человек, согласно Юму, сформировался как существо, которое склонно к ошибкам и аффектам, оно мало руководствуется разумом и строгими понятиями. В противовес сторонникам этического интеллектуализма Юм доказывает, что поведение человека не определяется одним лишь интеллектом, и указывает, что в моральной жизни человека большую роль играет чувственность. Юм отделяет разум от нравственности, при этом для него часто пропадает императивный характер моральных норм. По мнению Юма, этику должны интересовать прежде всего мотивы поступков, свидетельствующие о психологических особенностях людей. Мотивы же наших поступков являются их причинами. Отсюда следует вывод, что свобода воли не существует. Исследуя мотивы человеческих действий, Юм приходит к утилитаризму. «Большинство людей охотно соглашаются с тем, что полезные качества духа добродетельны именно в силу своей полезности. Такой взгляд на дело столь естествен и так часто встречается, что лишь немногие задумываются над тем, признать ли его. Но если допустить его, необходимо следует признать и силу симпатии» [Соч. Т. 1. С. 785]. Вместе с тем утилитаризм Юма сочетался с его альтруизмом, так как он утверждал, что в межличностных отношениях господствует чувство симпатии, солидарности, благожелательности. Юм стоит на позициях общественного договора. Он утверждал, что общество развилось из семейных и родовых отношений на основе чувства симпатии. Потребности и стремление к достижению прибыли движущая сила развития общества. С этими взглядами тесно связаны его воззрения по политической экономии. Он рассматривал прибыль в качестве одной из движущих сил развития производства. Его взгляды в области политической экономии оказали воздействие на формирование идей Адама Смита.

  1. юм, дэвидАнглийский историк философ экономист. В Трактате о человеческой природе развил учение о чувственном опыте источника знаний как потоке впечатлений причины которых непости...100 великих мыслителей
  2. юм, дэвидангл. шотл. философ субъективный идеалист экономист историк и публицист основоположник новоевроп. агностицизма. Сомневаясь в достоверности человеч. знаний о мире Ю. призн...Атеистический словарь II
  3. юм дэвиданглийский философ и экономист. Выступал за свободную торговлю. Классик монетаристского направления в экономической науке. В Очерке о деньгах в противовес господствовавш...Бизнес-словарь
  4. юм дэвидHume David философ шотландского просвещения оказавший по общему признанию важнейшее влияние на современный эмпиризм. Исследование Юмом дедуктивной и индуктивной логики п...Большой толковый социологический словарь
  5. юм, дэвидангл. философ историк и дипломат шотл. происхождения один из осн. представителей англ. философии Просвещения. Окончив Эдинбургский унт работал библиотекарем Эдинбургского...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  6. юм дэвидшотл. философ экономист и публицист. В русле локковского Локк направления эмпиризма развил учение о чувственном опыте как единств источнике знания. Отвергая теорию врожде...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  7. юм дэвидШотландский философ и экономист. Ученый считал необоснованными опасения меркантелистов по поводу хронической несбалансированности торгового баланса и сокращения золотого ...Новый англо-русский словарь-справочник. Экономика
  8. юм (дэвид)шотландский философ и историк Эдинбург там же . Вначале простой коммерсант посетил Францию служил заместителем Государственного секретаря и закончил карьеру в качестве ...Новый философский словарь
  9. юм дэвидЮм Дэвид Hume David шотл. философ и историк. В г. вышел его Трактат о человеческой природе. Эта публикация вызвала обвинения Ю. в атеизме что стоило ему места профессор...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  10. юм дэвидшотландский философ историк экономист. В Трактате о человеческой природе развил учение о чувственном опыте источнике знаний как потоке впечатлений причины которых непост...Политическая наука - Словарь-справочник
  11. юм дэвидЮМ ДЭВИД Hume David Шотландский философэмпирик и историк. Родился в Эдинбурге занимал разные должности но никогда ни в академическом мире ни гделибо еще высоких постов н...Политология. Словарь.
  12. юм дэвид. Эдинбург Шотландия . Эдинбург английский философ. Биография. Родился в семье небогатого шотландского помещика получил юридическое образование в Эдинбургском университ...Психологический словарь II
  13. юм, дэвидшотландский философ и историк Эдинбург там же . Вначале простой коммерсант посетил Францию служил заместителем Государственного секретаря и закончил карьеру в качестве ...Сверхкраткий философский словарь
  14. юм, дэвидHume David . Шотландский философ и историк родился и получил образование в Эдинбурге. С юности отдавшись изучению философии Юм посвятил ей всю свою жизнь и стал одним из...Теологический энциклопедический словарь
  15. юм, дэвиданглийский философ историк экономист автор публицистических работ. Представитель субъективноидеалистической традиции в философии Нового времени сформулировал основные при...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  16. юм, дэвиданглийский философ историк психолог моралист экономист. Работал библиотекарем состоял на государственной службе был профессором университета. Основной философский труд Т...Философия науки и техники
  17. юм, дэвидмая авг. англ. философ историк экономист и публицист. Сформулировал осн. принципы новоевроп. агностицизма предшественник позитивизма. Род. в семье небогатого шотл. п...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  18. юм, дэвидангл. философидеалист психолог историк. Задачу знания Ю. видел не в постижении бытия а в способности быть руководством для практической жизни. Единственный предмет достов...Философский энциклопедический словарь
  19. юм, дэвидЮМ ДЭВИДHume David шотландский философ историк экономист и литератор. Родился в Эдинбурге мая . Его отец Джозеф Юм был адвокатом и принадлежал к древнему дому Хьюмов по...Энциклопедия Кольера II