История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЮМ, ДЭВИД

(1711—1776) — англ. философ, историк и дипломат шотл. происхождения; один из осн. представителей англ. философии Просвещения. Окончив Эдинбургский ун-т, работал библиотекарем Эдинбургского об-ва адвокатов, затем состоял на дипломатической службе, был проф. Эдинбургского ун-та. Осн. соч.: «Трактат о человеческой природе, или Попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам» (1734—37), «Сокращенное изложение Трактата» (1739), «Исследование о человеческом познании» (1748), «Диалоги о естественной религии» (1751), «Исследование о принципах морали» (1751), «Естественная история религии» (1752—55), «Исследование об аффектах» (1756), «История Англии от вторжения Юлия Цезаря до Революции 1688 г.» (В 8 т. 1754—78), «Моя жизнь» (1776), «Эссе и трактаты по различным предметам» (В 2 т. 1777). В своем гл. соч. «Трактат о человеческой природе» Ю. выступил как продолжатель сенсуализма и эмпиризма в англ. философии. В учении Ю., как впоследствии у Канта, гносеологич. проблематика явл. первичной и опосредует собой др. аспекты филос. системы; Ю. разработал целостную систему скептической философии в рамках субъективистской интерпретации сенсуализма Локка, предложенной ранее Беркли, стремясь придать ей большую последовательность (в частн., указал на произвольность универсального субъекта восприятия в учении ирл. агностика). Согл. Ю., чел. сознание суть лишь механизм связывания (ассоциации), различения, сопоставления, увеличения или уменьшения того материала, к-рый предоставляется органами чувств и совокупным опытом чувственного восприятия. Поск. этот механизм автономен по отношению к возможным источникам восприятия, то локковская концепция «первичных кач-в» как минимум необоснованна, и чел. мышление может производить идеи любого уровня сложности и абстрактности независимо от существования аналога этих идей во внешн. реальности. Но причины и следствия фактически наблюдаемых явлений м.б. выявлены только на основании многократно повторяющегося опыта, к-рый продуцирует «привычку мышления». Именно она позволяет встать на позицию здравого смысла, т.е. ограничить сферу достоверного познания систематизацией эмпирически обнаруживаемых причин явлений путем сведения наблюдаемого разнообразия к небольшому числу несводимых к ч.-л. еще «общих причин». Выведенный т.о. «з-н причинности» имеет силу только внутри сферы наличного опыта и никоим образом не позволяет делать заключения о реальности к.-л. трансцендентных (см. Имманентное и Трансендентное) причин и сущностей (напр., бога или вселенского разума). Стремление ввести пресловутые общие причины, согл. Ю., порождается своего рода «инстинктом причинности», к-рый явл. результатом гипертрофирования ассоциативной способности мышления. Подобным же образом в юмовской философии дезавуируются традиц. понятия метафизики — субстанция, материя, душа, дух и т.п. Несмотря на ярко выраженный скептицизм в отношении «священных коров» религии и философии, в обл. морали Ю. выступает как оптимист, полагая, что поступки людей диктуются не их разумом, а склонностями и страстями. Но коль скоро каждому живому существу присуща инстинктивная склонность к безопасному и самообеспеченному существованию, справедливость и миролюбие, в конечном счете, должны возобладать над насилием и произволом. Представление Ю. о том, что именно высшие ценности соц. и нравств. порядка вместе с интуитивно-опытной идеей вселенской закономерности лежат в основе религ. воззрений самых разных народов и эпох, послужило теор. базисом разл. концепций естественной религии, распространенных в философии Просвещения. К числу его заслуг в истории философии и науки можно отнести и то, что он первым открыто признал атеистический характер своих филос. воззрений. С методол. т.зр. философия Ю. явл. одним из наиболее существенных оснований такого течения мысли, как феноменализм. Соч.: Соч.: В 2 т. М., 1996; Трактат о человеческой природе: В 2 т. М., 1995. Е.В.Гутов

  1. юм, дэвидАнглийский историк философ экономист. В Трактате о человеческой природе развил учение о чувственном опыте источника знаний как потоке впечатлений причины которых непости...100 великих мыслителей
  2. юм, дэвидангл. шотл. философ субъективный идеалист экономист историк и публицист основоположник новоевроп. агностицизма. Сомневаясь в достоверности человеч. знаний о мире Ю. призн...Атеистический словарь II
  3. юм дэвиданглийский философ и экономист. Выступал за свободную торговлю. Классик монетаристского направления в экономической науке. В Очерке о деньгах в противовес господствовавш...Бизнес-словарь
  4. юм дэвидHume David философ шотландского просвещения оказавший по общему признанию важнейшее влияние на современный эмпиризм. Исследование Юмом дедуктивной и индуктивной логики п...Большой толковый социологический словарь
  5. юм дэвидкрупнейший английский философ историк экономист и публицист. Родился в шотландской дворянской семье в Эдинбурге. Получил широкое юридическое образование в Эдинбургском ун...Великие философы
  6. юм дэвидшотл. философ экономист и публицист. В русле локковского Локк направления эмпиризма развил учение о чувственном опыте как единств источнике знания. Отвергая теорию врожде...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  7. юм дэвидШотландский философ и экономист. Ученый считал необоснованными опасения меркантелистов по поводу хронической несбалансированности торгового баланса и сокращения золотого ...Новый англо-русский словарь-справочник. Экономика
  8. юм (дэвид)шотландский философ и историк Эдинбург там же . Вначале простой коммерсант посетил Францию служил заместителем Государственного секретаря и закончил карьеру в качестве ...Новый философский словарь
  9. юм дэвидЮм Дэвид Hume David шотл. философ и историк. В г. вышел его Трактат о человеческой природе. Эта публикация вызвала обвинения Ю. в атеизме что стоило ему места профессор...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  10. юм дэвидшотландский философ историк экономист. В Трактате о человеческой природе развил учение о чувственном опыте источнике знаний как потоке впечатлений причины которых непост...Политическая наука - Словарь-справочник
  11. юм дэвидЮМ ДЭВИД Hume David Шотландский философэмпирик и историк. Родился в Эдинбурге занимал разные должности но никогда ни в академическом мире ни гделибо еще высоких постов н...Политология. Словарь.
  12. юм дэвид. Эдинбург Шотландия . Эдинбург английский философ. Биография. Родился в семье небогатого шотландского помещика получил юридическое образование в Эдинбургском университ...Психологический словарь II
  13. юм, дэвидшотландский философ и историк Эдинбург там же . Вначале простой коммерсант посетил Францию служил заместителем Государственного секретаря и закончил карьеру в качестве ...Сверхкраткий философский словарь
  14. юм, дэвидHume David . Шотландский философ и историк родился и получил образование в Эдинбурге. С юности отдавшись изучению философии Юм посвятил ей всю свою жизнь и стал одним из...Теологический энциклопедический словарь
  15. юм, дэвиданглийский философ историк экономист автор публицистических работ. Представитель субъективноидеалистической традиции в философии Нового времени сформулировал основные при...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  16. юм, дэвиданглийский философ историк психолог моралист экономист. Работал библиотекарем состоял на государственной службе был профессором университета. Основной философский труд Т...Философия науки и техники
  17. юм, дэвидмая авг. англ. философ историк экономист и публицист. Сформулировал осн. принципы новоевроп. агностицизма предшественник позитивизма. Род. в семье небогатого шотл. п...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  18. юм, дэвидангл. философидеалист психолог историк. Задачу знания Ю. видел не в постижении бытия а в способности быть руководством для практической жизни. Единственный предмет достов...Философский энциклопедический словарь
  19. юм, дэвидЮМ ДЭВИДHume David шотландский философ историк экономист и литератор. Родился в Эдинбурге мая . Его отец Джозеф Юм был адвокатом и принадлежал к древнему дому Хьюмов по...Энциклопедия Кольера II