Теологический энциклопедический словарь

ЭСТЕТИКА

(Aesthetics, Christian View of). Христианский подход к эстетической теории, в отличие от светского понимания этой дисциплины, дает представление о том, как сама область эстетического и ее исследования связаны с владычеством Иисуса Христа. Развитие теологии прекрасного. На протяжении многих веков, предшествовавших историческому воплощению Бога, взгляды на искусство складывались под воздействием того типа размышлений о прекрасном, примером крого служат диалоги Платона. Возможно, это стало главным камнем преткновения при создании плодотворной теории искусства, при формировании опирающегося на земной мир чувства эстетического и разработке герменевтики, способной доверять опирающемуся на воображение творческому познанию. Платон поместил абсолютную красоту за пределами видимого, преходящего мира. Он воспринимал ее как драгоценную жемчужину, ради крой человек должен пожертвовать всем. В своих поисках такого трансцендентного совершенства мудрый грек должен был упорствовать до тех пор, пока не придет к созерцанию невыразимо гармоничной умной формы самой Красоты. Тогда бессмертная душа созерцателя спасалась от проклятия телесного, земного непостоянства ("Пир", 209е212а). Единственная в трудах Платона молитва произносимые Сократом слова: "Милый Пан [и другие здешние боги], дайте мне стать внутренне прекрасным" ("Федр", 279Ь89). Плотин и даже Августин продолжали платоновскую традицию. Воспринятая ими онтология цепи бытия позволяла утверждать, что все прекрасно постольку, поскольку оно существует. Так, "можно говорить с похвалою и о червяке" (Августин. "Об истинной религии", 41:77), и даже само зло вместе с воздаянием входит в соразмерную мозаику божественного совершенства (Ср. "Исповедь", 7:1819). Хотя Фома Аквинский мыслил в аристотелевских категориях и признавал за творением не более чем подобие Творцу, в его учении о красоте сохранилось проникнутое математическим платоновским духом положение о том, что среди атрибутов Бога Сына те соразмерность, совершенство и даже великолепие ("Сумма теологии", 1,39.8), крые в более земной форме с наслаждением воспринимаются нами как "прекрасное". Жан Кальвин воспринимал зримую красоту творения как отражение славы Творца. Т.о., искусство становилось для людей Божьим даром, крый помогает им воспринимать прекрасное, разновидность общего божественного откровения. Несколько идеалистическую формулировку того толкования, к-рое возобладало среди евангельских протестантских мыслителей, высказал в принстонских лекциях 1898 г. А. Кейпер. Говоря о мистической задаче искусства и доводя идеи Кальвина до логического завершения, он утверждал, что искусство должно напоминать тем, кто томится по своей небесной родине, о некогда утерянной красоте и о грядущем царстве совершенного света. Апологетика прекрасного, разработанная Г. ван дер Лееувом, связана со сравнительным религиоведением. По его мнению, "прекрасное" это вспомогательный или "предпоследний" шаг по направлению к "святому". Томист Ж.Маритен в Мейонских лекциях 1952 г. представил теологию художественной и трансцендентальной красоты. Маритен полагал, что "любое великое поэтическое произведение так или иначе пробуждает в нас ощущение нашей таинственной природы и направляет нас к источнику бытия ". Перед христианскими мыслителями, принимающими теологию прекрасного, возникают те же проблемы, с крыми сталкивается естественная теология и всякая теодицея. Насколько реальное существование греха укоренилось в мире и извращает его и насколько необходимо искупление мира Христом? Могут ли прекрасная природа и прекрасное искусство быть порочными? Если человеческое искусство прекрасно, не оказывается ли оно естественно добрым? И еще: независимо от того, воспринимается ли прекрасное как гармония действующих в мире начал или как соразмерность и способность приносить удовлетворение, крыми обладают творения человеческих рук, представления о соразмерном порядке, о форме и о наслаждении представляют собой, в лучшем случае, лишь подобия эстетической реальности. Эти свойства "прекрасного" не могут выразить особенностей искусства и объяснить использование, столь свойственных ему скрытых смыслов. Борьба за безошибочную герменевтику. В современных спорах прекрасное в значительной степени стали сводить к вопросам вкуса; после чего перешли к обсуждению видов и надежности "эстетических" суждений. Вызывает озабоченность вопрос о том, как критический разум должен воспринимать и толковать искусство (включая в него литераТУРУ)> чтобы быть уверенным в истинности своей экзегезы. В XVIII в. А. Г. Баумгартен обозначил сферу эстетики как такую, где образы и знания сплавлены воедино, а идеи лишены той определенности, крой требует высшее, логическое знание. И.Кант определял вкус как автономную, незаинтересованную форму чувственного восприятия, приносящую удовлетворение (ведь мы используем познавательные способности), но не ведущую к знанию. Для Канта чувствительность к красоте и особенно к возвышенному ценна тем, что она подобна нравственной деятельности и подготавливает к ней людей. Гегелю удалось ограничить проблему вкуса и вообще эстетического суждения областью исследования искусства, причем искусство для него разновидность секулярной теофании.Такие философы искусства, как романтические идеалисты Гердер и Шеллинг, решительно поддерживали представления о том, что художественный гений и творчество плоды интеллектуальной интуиции. Это сближает живопись, музыку и, особенно, поэзию с откровением, не поддающимся логическому исследованию. Вскоре литературная критика свелась в основном к подчеркнутому выделению "духа" текста и его пророческого значения для современности. Значение исторических условий уменьшилось. Главную роль стали отводить воздействию, к-рое произведение может оказать на воображение. В.Дильтей стремился разрешить проблему исторической относительности произведений искусства с помощью строго описательного психологического анализа структуры, определяющей поэтическое воображение. Он рассчитывал применить научный метод, крый позволил бы выделить постоянные, типические знания, содержащиеся в литературном искусстве, крые сохраняют свое значение на все последующие времена. В англоязычном мире эти надежды разрушил позитивист А. А. Ричарде, разделивший поэзию, как важное средство эмоционального выражения, и научную прозу с ее семиотическими референциями. На долю "новой критики" поэтического языка, вновь обратившейся к Канту, остались поиски подхода, крый позволил бы, не разрушая синтеза, разграничивать формальные, структурные поэтические приемы, требующие глубокого профессионального чтения, и поддающееся пересказу содержание. Таким марксистским мыслителям, как Д. Лукач и Л. Троцкий, лучше, чем многим из тех, кто провозглашал свою христианскую позицию, удалось показать, насколько любое искусство и литература проникнуты взглядами создающего их творца. Однако марксистская эстетика настолько партийна и до такой степени проникнута классовыми догмами, что теория и прочтение текстов оборачиваются чаще всего предсказуемой бранью, а не подлинным анализом и экзегезой. Совсем иной подход использовал Г.Г. Гадамер. За образец критической интерпретации искусства он взял гегелевскую диалектику, но гуманизировал и освятил ее платоновским диалогом о прекрасном. Герменевтика Гадамера приглушенно воспроизводит мотивы, выражавшиеся у Хайдеггера как вера в пророческую природу поэзии. Он утверждает, что язык способен преодолевать временной разрыв и передавать культурное наследие, заключенное в литературе. Для этого необходимо, чтобы читательское сознание было готово вступить в игру, освобождающую от чар предубеждения и позволяющую адекватно понять произносимый текст. К сожалению, христиане, занимающиеся теорией литературы, эстетикой и литературной критикой, как и обычные комментаторы Библии, чаще всего следовали течениям, преобладающим в светской науке. Забота новых идеалистов о "духовном содержании" в ущерб техническим подробностям обернулась у Бультмана попыткой демифологизировать Св. Писание и выявить его керигматическое ядро, отбросив все украшения. Позже возобладало позитивистское убеждение в том, что надежно только рациональное, логическое знание (лучше всего научно верифицированное). Такие взгляды позволили полностью разграничить (1) беспристрастное описание литературного произведения с технической точки зрения и (2) ортодоксальную оценку его мировоззрения. Идея, что Св. Писание не столько правдивый рассказ, сколько "пропозициональное откровение", многим обязана позитивистским взглядам. Современные школы французской структуралистской эстетики и "деконструктивистской " критики подходят к тексту с непринужденной оригинальностью художниковдадаистов, уделяя основное внимание читателю и зрителю. Своеобразное соответствие обнаруживается у тех, кто решается привнести в библейский текст собственные толкования, если те позволят прийти к ортодоксальным выводам. Сегодняшняя неопределенность вызвана тем, что в христианской философии творческое (литературное) знание все еще не получило прав подлинного знания. Проблемы систематической эстетической теории. Теоретическая эстетика, осознающая, что мы живем в мире, крый был создан Господом Богом, явленным в Иисусе Христе, должна предъявлять определенные требования к эстетической реальности,стилю повседневной жизни и профессиональным приемам создания художественных произведений. Если в своем анализе такая теория исходит из библейского понимания христианства, она должна учитывать, что исполнители и критики, равно как и создатели новых направлений и авторы произведений искусства, вложили в свои творения святой или нечистый дух, и в каждом случае нужно изучать, что принесла обществу их работа прозрение или проклятие. Одна из самых значительных попыток рассматривать эти проблемы с христианской точки зрения в том, чтобы принять как парадигму художественного акта воплощение Иисуса Христа. Выражая духовные идеи в воспринимаемом материале, художник дает им "плоть". Такая "теологическаяэстетика" обычно связана с теологией трансцендентной красоты, с аналогией между Богом и художником и с апологетикой, края любое искусство признает обрядовым по сути. Другое современное направление, к-рое пытается сформулировать недвусмысленно христианскую философскоэстетическую теорию, призывает последовательно преобразовать общепринятую традицию и выработать иные категориальные подходы. Божественный закон, управляющий эстетической стороной жизни и стиля, предписывает использование аллюзий. Деятельность эта должна быть неожиданной игрой, края вызовет у Бога улыбку. Художники призваны запечатлевать явления и события тварного мира, искусно пользуясь способностью к творческому подражанию, чувствительному к малейшим оттенкам. Художник воспринимается не как подражатель воплощающегося Христа, а как человек, несущий служение и способный создавать символы, наделенные смыслом для каждого, кто видит и слышит. По существу, произведения искусства представляют собой метафоры и притчи. В них можно видеть способ, с помощью крого выражают себя верные подданные грядущего Царства Христа. Если произведение искусства суетно, нужно со всем милосердием смирить его притязания, если слабо помочь мудростью и опытом, если плодотворно с благодарностью воздать ему должное. Составляя свод конкретных видов искусства, христианская эстетическая теория не должна устанавливать какой бы то ни было иерархии. Она готова приветствовать такие специальные виды искусства, как портрет, памятник, реклама и богослужение, но поддержит и театр, концерт, роман, музейную живопись, общественная задача крых связана именно с тем, что это искусство. Христианская эстетика показывает, что наш стиль, наши творения, критика и теория эстетического и художественного в истории будут судиться по тем плодам, крые они принесут. C.G. SEERVELD(nep. Д.Э.) Библиография: A. Kuyper, "Calvinism and Art", in Lectures on Calvinism; G. van der Leeuw, Sacred and Profane Beauty; J. Maritain, Creative Intuition in Art and Poetry; W. Tatarkiewicz,/! History of Sixldeas; H. W. Frei, The Eclipse of Biblical Narrative; M. Murray, Modern Critical Theory; F. Lentricchia, After the New Criticism; S. K. Langer, Feeling and Form; C.G. Seerveld,/1 Christian Critique of Art and Literature and Rainbows for the Fallen World; The New Orpheus, ed. N. A. Scott, Jr.; N. Wolterstorff, Art inAction; R. Paulson, Shakespeare, Milton, and the Bible. См. также: Искусство, христианское.

  1. эстетикаПРЕКРАСНОЕ КРАСОТА ЭСТЕТИКА см.также ВКУС ИСКУССТВО ХУДОЖНИК КРАСОТА Прекрасное трудно. Бенедикт Спиноза Красота есть единство в разнообразии. Перефразированная мысль ...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  2. эстетикаот греч. aisthetikos чувствующий чувственный философская наука изучающая два взаимосвязанных круга явлений сферу эстетического как специфическое проявление ценностного о...Большая Советская энциклопедия II
  3. эстетикаж. учение об искусстве estetica f художественность valore estetico estetica Итальянорусский словарь. Синонимы аргоэстетика философия...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. эстетикажsthetik f аргоэстетика философия...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. эстетикаэстетика ж sthetik fСинонимы аргоэстетика философия...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. эстетикаж.esttica f...Большой русско-испанский словарь
  7. эстетикасущ. жен. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  8. эстетикаж. esthtique f курс эстетики cours m desttique эстетика одежды esthtique des vtements...Большой русско-французский словарь
  9. эстетикаaesthetics философия изучение художественных оценок. Одна из тем степень в какой наш опыт и оценка искусства отличны от опыта и понимания природы либо подобны им. Друго...Большой толковый социологический словарь
  10. эстетикаот греч. aisthetikos чувствующий чувствительный англ. aesthetics esthetics нем. Asthetik. . Наука изучающая сферу специфических проявлений ценностного отношения между ...Большой толковый социологический словарь II
  11. эстетикаж.esthtique fкурс эстетики cours m desttiqueэстетика одежды esthtique des vtements аргоэстетика философия...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. эстетикафилософская наука изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей. а...Большой экономический словарь
  13. эстетикаот греч. aisthetikos чувствующий чувственный философскаянаука изучающая сферу эстетического как специфического проявленияценностного отношения между человеком и миром и...Большой энциклопедический словарь II
  14. эстетикаЭСТЕТИКА от греч. aisthetikos чувствующий чувственный философская наука изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеко...Большой Энциклопедический словарь V
  15. эстетикадр.греч.чувственно воспринимаемый учение о прекрасном в действительности и в сознании человека о нормах законах и канонах эстетического постижения человека и мира. Ее осн...Евразийская мудрость от А до Я
  16. эстетикаот греческого aisthetikos чувственный философская дисциплина изучающая область выразительных форм любой сферы действительности в том числе художественной данных как само...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  17. эстетикаЭСТЕТИКА и. ж. esthtique f. ampLTгр. aisthesis ощущение чувство. strong. Наука о прекрасном в искусстве и в жизни об общих законах художественного творчестваem. БАС. Эсте...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  18. эстетикаот греч. aisthetikys чувствующий чувствительный наука о законах создания и освоения эстетических и художественных ценностей. В практике художественного творчества сово...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  19. эстетикаэстетика....Киргизско-русский словарь
  20. эстетикаэстетика...Коми (зырянский)-русский словарь
  21. эстетиканаука изучающая закономерности развития искусства отношение искусства к действительности его общественную роль формы и методы художественного творчества. Марксистсколенин...Краткий словарь политических, экономических и технических терминов
  22. эстетикаэстетика...Крымскотатарско-русский словарь II
  23. эстетикаЭстетика aesthetica...Латинский словарь
  24. эстетикаот др.греч. aisthanomai чувствовать aisthetikos воспринимаемый чувствами Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности изуч...Лексикон нонклассики
  25. эстетикаЭСТЕТИКА от греч. чувствую означает учение о прекрасном или философия искусстваem наряду с логикой и этикой составляет одну из философских наукem. Для обозначения учения...Литературная энциклопедия
  26. эстетикаЭСТЕТИКА от греч. aisthtiks чувствующий чувственный философская наука изучающая два взаимосвязанных круга явлений сферу эстетического как специфическое проявление ценнос...Литературный энциклопедический словарь
  27. эстетикаи ж.em Философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии посвященное исследованию идейной сущности и формы прекрасного в художественном творчестве в ...Малый академический словарь
  28. эстетикакорень ЭСТЕТ суффикс ИК окончание А Основа слова ЭСТЕТИКВычисленный способ образования слова Суффиксальный ЭСТЕТ ИК А Слово Эстетика содержит следующие морфемы ил...Морфемный разбор слова по составу
  29. эстетикаaesthetics филос. наука изучающая художеств оценки соответствующие представлениям о прекрасном безобразном возвышенном низменном и т.д. обращаясь к художеств творчеству Э...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  30. эстетикаЭСТЕТИКА термин разработанный и специфицированный А.Э. Баумгартеном в трактате Aesthetica . Предложенное Баумгартеном новолатинское лингвистическое образование восходи...Новейший философский словарь
  31. эстетикатермин разработанный и специфицированный А.Э. Баумгартеном в трактате Aesthetica . Предложенное Баумгартеном новолатинское лингвистическое образование восходит к греч. ...Новейший философский словарь II
  32. эстетикаэстетика ж. Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве художественном творчестве природе и в жизни. Система взглядов на искусство или на какойл. его...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  33. эстетикаот rp. aisthqsis способность чувствовать наука занимающаяся красивым и теми чувствами что оно вызывает в нас. Проблемы эстетики можно распределить на две рубрики творчес...Новый философский словарь
  34. эстетикаэстетика эстетика и...Орфографический словарь
  35. эстетикаu ж аргоэстетика философия...Орфографический словарь русского языка
  36. эстетикаэстетика...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  37. эстетикагр. чувственно воспринимаемый ветвь философского знания изучающая законы эстетического освоения природы общества материального и духовного производства образа жизни и о...Основы духовной культуры
  38. эстетикаэстетика эстетики эстетики эстетик эстетике эстетикам эстетику эстетики эстетикой эстетикою эстетиками эстетике эстетиках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  39. эстетикаОрфографическая запись слова эстетика Ударение в слове эстетика Деление слова на слоги перенос слова эстетика Фонетическая транскрипция слова эстетика [стэтк] Характерис...Полный фонетический разбор слов
  40. эстетикаучебный курс предметом изучения которого является система знаний о природе художественного творчества специфике восприятия художественного объекта о возникновении развити...Право Белоруссии - Понятия, термины, определения
  41. эстетикаот греч. aisthetikos чувствующий чувственный философское учение о прекрасном о его отношении к действительности об особенностях эстетического восприятия и общих принцип...Профессиональное образование
  42. эстетикаэстетика иСинонимы аргоэстетика философия...Русский орфографический словарь
  43. эстетикаЖ мн. нет estetika . fls. gzllik incsnt bdii yaradclq haqqnda elm . bir xsin incsnt haqqndak gr sistemi....Русско-азербайджанский словарь
  44. эстетикаж....Русско-английский психологический словарь
  45. эстетикаэстетика ж.iaesthetics эстетика производства industrial design...Русско-английский словарь
  46. эстетикаэстетика ж. . aesthetics . красота чегол. aestheticartistic beauty эстетика ический aesthetic эстетика ичный aesthetically beautiful....Русско-английский словарь II
  47. эстетикаaesthetics...Русско-английский словарь политической терминологии
  48. эстетикаaesthetics аргоэстетика философия...Русско-английский технический словарь
  49. эстетикаN...Русско-армянский словарь
  50. эстетикав разн. знач.i эстэтыка жен.iэстетика Пушкина эстэтыка Пушкнаэстетика поведения эстэтыка паводзнпроизводственная эстет вытворчая эстэтыка...Русско-белорусский словарь II
  51. эстетикаэсте Синонимы аргоэстетика философия...Русско-ивритский словарь
  52. эстетикаж. estetica f design m производственная эстетика промышленная эстетика design industriale техническая эстетика...Русско-итальянский политехнический словарь
  53. эстетика. эстетика семдк кркемдк таным теориясы туралы ылым. эстетика нерге кзарас эстетика Абая Абайды эстетикасы...Русско-казахский словарь
  54. эстетикаэстетика...Русско-казахский терминологический словарь «Водное хозяйство»
  55. эстетикаэстетика...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  56. эстетикаэстетика...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  57. эстетикаж. эстетика . филос. искусство жана кркм чыгармачылык жнндг окуу искусствонун нг законун анын идеялык мазмунун кркмдк формасын жана анын таптык крштг коомдук ролун изилде...Русско-киргизский словарь
  58. эстетикаmixuмарксистсколенинская эстетика красота чеголибоem mi yshxngСинонимы аргоэстетика философия...Русско-китайский словарь
  59. эстетикаEstetika...Русско-крымскотатарский словарь
  60. эстетикаэстетика...Русско-крымскотатарский словарь II
  61. эстетикаesttika...Русско-латышский словарь
  62. эстетикаГоо зй гоо сайхны сургаал урлагийг зэх зэл...Русско-монгольский словарь
  63. эстетикаж. sthetik f промышленная эстетика Formgestaltung f....Русско-немецкий словарь
  64. эстетикаsthetik...Русско-немецкий словарь по искусству
  65. эстетикаэстетикаж ....Русско-новогреческий словарь
  66. эстетикаestetikk skjnnhetslre аргоэстетика философия...Русско-норвежский словарь
  67. эстетикаestetyka...Русско-польский словарь
  68. эстетикажesttica f аргоэстетика философия...Русско-португальский словарь
  69. эстетикаЭстетикаujumi ед....Русско-суахили словарь
  70. эстетикаэстетика эстетика зебо...Русско-таджикский словарь
  71. эстетикаж эстетика...Русско-татарский словарь
  72. эстетикаestetik estetik iмарксистская эстетика marksist estetikпромышленная эстетика snai estetik аргоэстетика философия...Русско-турецкий словарь
  73. эстетикаestetik...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  74. эстетикаf...Русско-финский словарь
  75. эстетикаestetika...Русско-чешский словарь
  76. эстетикасущ.жен. эстетика илемлхе тпчекен йслйлйх. син. красота эстетика илем илемлх хитрелх эстетика одежды тумтйр илемлх производственная эстетика производство эстетики...Русско-чувашский словарь
  77. эстетикаEsteetika...Русско-эстонский словарь
  78. эстетикаэстетика [тэ\]Синонимы аргоэстетика философия...Русское словесное ударение
  79. эстетикаот rp. aisthqsis способность чувствовать наука занимающаяся красивым и теми чувствами что оно вызывает в нас. Проблемы эстетики можно распределить на две рубрики творчес...Сверхкраткий философский словарь
  80. эстетикаот греч.em aisthanesthai воспринимать посредством чувств. Э. как особая дисциплина вычленяется в в. у А. Баумгартена введшего термин и понятие Э. Однако уже в др. клас...Словарь античности
  81. эстетикаЭСТЕТИКА греч. от aisthanesthai чувствовать воспринимать. Наука о прекрасном в природе и искусствах. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А...Словарь иностранных слов русского языка
  82. эстетикафилософская наука изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей. К...Словарь исторических терминов
  83. эстетикаЭСТЕТИКА от греч. чувствую означает учение о прекрасном или философия искусстваem наряду с логикой и этикой составляет одну из философских наукem. Для обозначения учения...Словарь литературных терминов
  84. эстетикаНаука изучающая прекрасное в действительности особенности эстетического осознания человеком мира и общие принципы творчества по законам красоты в т. ч. законы развития ис...Словарь политических терминов проекта Me-i-oni
  85. эстетикаэстетика сущ. колво синонимов аргоэстетика красота философия художественность Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы аргоэстетика философия...Словарь синонимов II
  86. эстетикафилософская наука о закономерностях художественного освоения мира человеком о сущности и формах творчества по законам красоты....Словарь-справочник по философии
  87. эстетикаот греч. чувствующий чувственный филос. наука изучающая два взаимосвязанных круга явлений сферу эстетического как специфич. проявление ценностного отношения человека к ми...Советский философский словарь
  88. эстетикаЭСТЕТИКА от греческого aisthetikos чувственный философская дисциплина изучающая область выразительных форм любой сферы действительности в том числе художественной данных...Современная энциклопедия
  89. эстетикаЭСТЕТИКА от греч . aisthetikos чувствующий чувственный философская наука изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеко...Современный энциклопедический словарь
  90. эстетикаот греч.u aisthetikos чувствующий чувственный наука о прекрасном в обществе и природе и его роли в человеческой жизни. Рубрика Эстетические категории в литературе Эстет...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  91. эстетиканаука теория об изящном Ср.em Физиология не допускает произвольных фантазий нашей эстетикиem возразила Антонина Дмитриевна!Маркевич. Бездна. Пролог. . Ср.em понимаю чув...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  92. эстетикаЭстетикаstrong наука теоря объ изящномъ. Ср.em Физологя не допускаетъ произвольныхъ фантазй нашей эстетикиem возразила Антонина Дмитревна!Маркевичъ. Бездна. Прологъ. . С...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  93. эстетикаЭСТЕТИКА ж. греч. ученье или теория об изящном об изяществе в художествах. тическое чувство или вкус изящный. Эстетик теорик в изящных искуствах....Толковый словарь живого великорусского языка
  94. эстетикаэстетика [...Толковый словарь иностранных слов
  95. эстетикаЭСТЕТИКА [тэ] и ж. . Философское учение о сущности и формахпрекрасного в художественном творчестве в природе и в жизни об искусствекак особом виде общественной идеологии....Толковый словарь Ожегова
  96. эстетикаЭСТЕТИКА эстетики мн. нет ж. . Наука об эстетических явлениях о прекрасном об искусстве как особом виде общественной идеологии искус. Система взглядов на искусство крой ...Толковый словарь русского языка II
  97. эстетикаЭСТЕТИКА [тэ] и ж. . Философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве в природе и в жизни об искусстве как особом виде общественной идеологи...Толковый словарь русского языка II
  98. эстетикаЭСТЕТИКА [тэ] и ж. . Философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве в природе и в жизни об искусстве как особом виде общественной идеологи...Толковый словарь русского языка
  99. эстетикаУдарение в слове эстетикаУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове эстетика...Ударение и правописание
  100. эстетикаRzeczownik эстетика f estetyka f...Универсальный русско-польский словарь
  101. эстетикас греч. эстетикос чувственный философская дисциплина занимающаяся анализом прекрасного красоты и материализованной формы их воплощения искусства. Эстетика это учение ...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  102. эстетикафилософская дисциплина изучающая свойства и закономерности художественной деятельности. Упрощенно Э. можно определить как учение о прекрасном....Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  103. эстетикаЭСТЕТИКА от греч. aisthetikos чувствующий чувственный филос. дисциплина изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира их строение и модификац...Философская энциклопедия
  104. эстетикаот греч. чувственный филос. дисциплина имеющая своим предметом область выразит. форм любой сферы действительности в т.ч. художественной данных как самостоятельная и чу...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  105. эстетикаот греч. aisthetikos чувствующий чувственный учение о прекрасном а в более общем понимании об эстетически важном и его действительности которую следует понимать не как не...Философский энциклопедический словарь II
  106. эстетикаот греч. aisthetikos чувствующий чувственный учение о прекрасном а в более общем понимании об эстетически важном и его действительности которую следует понимать не как ...Философский энциклопедический словарь
  107. эстетикаэстетика эстетики эстетики эстетик эстетике эстетикам эстетику эстетики эстетикой эстетикою эстетиками эстетике эстетиках Источник Полная акцентуированная парадигма по А....Формы слова
  108. эстетикаЭстетика составляет особую отрасль философии занимающуюся красотой и искусством. Самый термин Э. происходит от греческого что значит чувственный и в таком смысле встреч...Энциклопедический словарь
  109. эстетикасоставляет особую отрасль философии занимающуюся красотой и искусством. Самый термин Э. происходит от греческого что значит чувственный и в таком смысле встречается еще ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  110. эстетикаЭстетика от др.греч. aisthanomai чувствовать aisthetikos воспринимаемый чувствами Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительн...Энциклопедия культурологии
  111. эстетикаот греч. aisthetikos чувствующий чувствительный англ. aesthetics esthetics нем. Asthetik. . Наука изучающая сферу специфических проявлений ценностного отношения между и...Энциклопедия социологии
  112. эстетикаот греч. aisthetikos чувствующий относящийся к чувственному восприятию наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности о творчестве по законам...Эстетика
  113. эстетикаВосходит к индивидуальному новообразованию франкфуртского профессора А. Г. Баумгартена ср. его сочинение Аеsthеtiса г. и сл. по аналогии греч. наука об объектах чувстве...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  114. эстетикаэстетика эстетикаВосходит к индивидуальному новообразованию франкфуртского профессора А. Г. Баумгартена ср. его сочинение Аеsthеtiса г. и сл. по аналогии греч. наука о...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)