Новейший философский словарь

ЭСТЕТИКА

ЭСТЕТИКА - термин, разработанный и специфицированный А.Э. Баумгартеном в трактате «Aesthetica» (1750 - 1758). Предложенное Баумгартеном новолатинское лингвистическое образование, восходит к греч. прилагательному «эстетикос» - чувствующий, ощущающий, чувственный, от «эстесис» - ощущение, чувствование, чувство, а также, пе-рен. «замечание, понимание, познание». Латинский неологизм позволил Баумгартену обозначить «эстетическое» как первую, низшую форму познания (gnoseologia inpherior), отличающую ее от чувственности (sensus) - всеобщего условия преданности Универсума (Декарт, Ньютон, Лейбниц, Вольтер) и его непосредственной обращенности к мыслящей субстанции (sensorium Dei). Тем самым Э. и эстетическое изначально в понятийном плане определялись в гносеологическом статусе. Э., по понятию, была заявлена как теоретическая дисциплина, изучающая область смыслообразующих выразительных форм действительности, обращенных к познавательным процедурам на основе чувства прекрасного, а также их художественных экспликаций. В последнем случае Э. получает статус «философии искусства» (Гегель). Идея прекрасного определяет всю содержательную суть и направленность классической Э., одновременно становясь предметом эстетического познания и принципом его организации. Прекрасное, т.обр., предположено как субстанциальная основа эстетического опыта вообще, через который мир воспринимается в своей свободе и высшей представленной гармонии, где понятие свободы должно сделать действительной в чувственном мире заданную его законами цель, и, следовательно, природу должно быть возможно мыслить таким образом, чтобы закономерность ее формы соответствовала по крайней мере возможности целей, заданных ей законами свободы (Кант). Прекрасное будучи необходимым условием, оформляющим содержание эстетического опыта, осуществляется в последнем виде идеала, обладающего законодательной и нормативной значимостью (ценностью). Идеал, нормативно определяющий (специфицирующий) содержание эстетического опыта, предполагает собственный принцип обнаружения его законов (законосообразности) - рефлектирующую способность суждения или вкус.Вкус в эстетическом опыте обладает законодательной способностью спецификации природы, ее эмпирических законов по принципу целесообразности для наших познавательных способностей (Кант) и таким образом устанавливает постижимую иерархию родов и видов, переход от одного к другому и высшему роду (прекрасному идеалу), а, следовательно, и закон и порядок суждения вкуса в специфичной логике «эстетических категорий». Специфичность категорий эстетического суждения вкуса заключается в том, что они не являются логическими (рассудочными) понятиями и не могут быть дефиницированы как понятия, а лишь выражают (изображают) чувство удовольствия или неудовольствия (характер благорасположения), которое предполагается наличествующим у каждого, однако не является всеобщей определенностью. Выразительно-изобразительный характер способности эстетического суждения в его устанавливающей (законодательной) форме, а равно и в форме рассуждения вкуса об установленной эстетической предметности, эксплицирует Искусство как сферу, не принадлежащую уже абсолютно никакой эмпирической действительности (природе вообще), полностью иррелевант-ную ей. Искусство, постулирующее в форме воплощенного идеала, понимаемого как высшее выражение мировой социальной гармонии, акта свободного творчества свободного народа, является, одновременно, манифестацией духа «оживляющего принципы в душе». Принцип, в свою очередь «есть не что иное, как способность изображения эстетических идей» (Кант). Именно Искусство, взятое в его эстетическом измерении теоретизирует, т.е. - представляет для рассуждающего разума (духа) чистую эстетическую предметность, извлеченную художественным гением и обращенную к чистому (лишенному интереса) чувству удовольствия и неудовольствия. Э. эмансипирует Искусство в феноменологической форме свободного духовного творчества на основе воображения и по законам прекрасного идеала, тем самым отделяя его как от праксеологической, так и от гносеологической (научно-теоретической) сфер деятельности. В концептуальном плане, Э. генерирует феномен «классической художественной культуры», «классики», нормативно специфицирующей европейскую культуру вообще, где искусство представлено идеально, в форме теории (»классицизм», «просвещение») и нормативного образца, установленного законодательным суждением вкуса и законосозидающим творчеством художественного гения. Нормативным идеалом в европейской классике становится «Античность», однако не исторический античный (греко-римский) мир, а его художественная реконструкция, произведенная искусством, коллекционированием, философией, начиная от Ренессанса вплоть до середины 17 в. и завершенная И.И. Вин-кельманом (»История искусства древности», 1764). Винкель-ман предложил формирующейся Э. то, в чем она крайне нуждалась: теоретическим рассуждениям о вкусе, о прекрасном. Была предложена аппелирующая к истории, художественная модель, представляющая прекрасный идеал в наглядно-чувственной, воплощенной форме. Модель крайне условная, поскольку Винкельман создавал ее не столько опираясь на методику исследования, атрибуции и систематизации реальных художественных произведений (в число «антиков» попадали и прямые подделки), сколько на уже разработанную и разрабатываемую новоевропейскую метафизику Античности, ее теоретический, дискурсивный образ (Буало, Берк, Батте, Вольтер). Такая нормативность классики содержит известный парадокс историзма мира искусства: в своих прекрасных произведениях (классических шедеврах) он экстраисто-ричен (обращен к вечности), но в своем генезисе - историчен. Исторический вектор формирования эстетической культуры наиболее полно и всесторонне разработан Гегелем в «Феноменологии Духа» и в «Э.». В «Феноменологии Духа» Гегель рассматривает искусство как художественную религию, которая определяется исключительно феноменально, как «самосознание» духа, взятое в своей сугубой субъектности (самоположения для себя же): «дух... который свою сущность, вознесенную над действительностью, порождает теперь из чистоты самости» (»Феноменология духа»). В таком виде дух является «абсолютным произведением искусства и одновременно столь же абсолютным «художником». Однако, такое абсолютное произведение искусства, в котором произведение тождественно художнику, не дано в наличности, как то постулировалось классической культурой и, соответственно, Э., а есть результат становления, переживающего различные этапы (формы) своего осуществления. И здесь Гегель подвергнет радикальной деконструкции абсолют воплощенного прекрасного идеала, рассматривая таковой только в темпорально связанных формах самосозерцания художественных индиви-дуаций «всеобщей человечности», участвующих в воле и действиях целого. Так возникают виды самосозерцающего свое становление духа, проявляющиеся в соответствующих видах художественного произведения: эпос, трагедия, комедия. Они-то и есть сущностный, субстанциальный «эстесис», который в феноменологическом плане и становится предметом Э. как философии искусства. Э. Гегеля завершает формирование европейской классической художественной культуры, возвещая уже случившийся «конец искусства», что художественно воплощается в творческой индивидуальности Гете, особенно в поздний, «классический» период. Установка Э. относительно полного типа культуры взятого как завершающий этап Всемирной истории, способствовал и формированию истории Э., когда предшествующие исторические периоды (эпохи) в своих творческих художественных феноменах стали рассматриваться именно с позиции эстетической телеологии и заданности. Так появляются «Э. античного мира», «Э. средних веков», «Э. Возрождения», художественный опыт которых осмысливается исключительно с позиций нормативно-эстетической телеологии и заданности. Собственно, такая установка была сформулирована в «Э.» (Философии искусства Гегеля), его последователя Ф.Т. Фишера (»Astentik oder Wissansaft der Schonen» тт. 1-3, 1846-1858) и заложила основы традиции истории эстетических учений. В этой истории характерна провиденциально - телеологическая установка на приближение к прекрасному, художественно-выраженному идеалу (эстетической, т. е обращенной к восприятию на уровне разума чувственного созерцания, манифестации художественно выраженного духа). Но эта же история изначально оказалась ограничена как в применимости своих методологических установок, так и в полноте охвата продуктов художественного опыта (праксиса). За ее пределами оказались многие артефакты, кстати существенные для понимания исторической специфики художественного творчества даже самой европейской культуры, не говоря уже о иных культурно-художественных мирах; Дальний и Ближний Восток, Африка, доколумбова Америка и т.п., которые рассматривались скорее этнографически, чем эстетически. Что же касается Европы, то целые периоды Античности (архаика, этрусское искусство, искусство народов Северной Европы, и т.п.) оказались за пределами не только истории Э., но и истории искусства. В равной степени Средневековая культура была представлена исторически и теоретически лишь отдельными нормативными формами: философско-теологи-ческие интерпретации искусства и т.п. проторенессансные феномены, либо некоторые ретроспекции античной классики. Не входили в таким образом сконструированную модель исторического развития эстетической культуры и вопросы, связанные с региональными, национально-этническими спецификациями творчески-художественной феноменологии. В связи с тем, что классическая Э. и классическая художественная культура предполагают творчество как духовное самостановление для самосознания в форме созерцания, то и человек субъектно определяется как «живое произведение искусства» (Гегель), формирующееся лишь в процессе эстетического воспитания, педагогики которого становится существеннейшим элементом Э. Теоретико-эстетическая концепция эстетического воспитания была наиболее полно разработана Шиллером (»Uber die asthetische Erzichung des Menschen», 1795), где постулируется необходимость творения «эстетической реальности», реальности высшего порядка, в которой только возможно художественное сотворение человеческой личности, взятой в целостности (гармонии) свободного и универсального развертывания своих способностей (сущностных сил). Основной идеей эстетического воспитания становится игра как единственная форма свободного (от утилитарных влечений) проявления бытия человека. В художественно-классической форме идея эстетического воспитания была раскрыта Гете (»Театральное призвание Вильгельма Мейстера», «Годы учений», и «Годы странствий Вильгельма Мейстера»). Идея эстетического воспитания наметила тему европейской художественной культуры, продолжающуюся и в 20 в., что же касается педагогики, то эстетическое воспитание оказалось мало востребованным, хотя и вдохновило ряд педагогических концепций, в частности Ушинского К.Д. (»Человек как предмет воспитания», тт. 1-2, 1868-1869) в России, Морриса в Англии, а также Бергсона и Дьюи. Однако все эти педагогические устремления не выходили за рамки эксперимента, подчас, крайне драматического. Парадокс эстетического воспитания был художественно осмыслен Т. Манном (»Волшебная гора») и особенно остро - Г. Гессе (»Игра в бисер»). Однако, тематизация эстетического воспитания способствовала становлению «Э.» как учебной (школьной) дисциплины и формированию европейской классической модели воспитания и образования. Педагогический модус Э. и эстетического, тем не менее выводил эстетическую проблематику в более общую, антрополого-гуманитарную перспективу, где эстетическое стало все в большей степени рассматриваться как феномен развертывания сущностных аспектов человеческого бытия, а эстетическая теория, соответственно, как проработка возможностей развертывания гуманистической перспективы. Гегелевская концепция человека в виде «живого произведения искусства» явилась импульсом, весьма существенно преобразующим смысл Э. (в теоретическом и прак-сеологическом планах). Суть его в том, что Э. (эстетическая теория) становится одной из парадигмальных (даже процедурных) установок формирующейся философской антропологии во всех ее многообразных модификациях. Эстетический и равно - художественный, опыт начинает интенсивно проникать в сущностные основы бытия, экзистенциальность человека, которая в значительной степени мыслится аутопо-йетически. Так формируется неклассическая Э., связанная с разнообразными формами жизнетворчества, и имеет своим следствием формирование инновационных художественных течений, принципиально антиномичных и парадоксально-маргинальных в отношении к классической, эстетически-кон-цептуализированной культуре. Неклассическая Э. в своем жизнетворческом модусе заявляет о себе как негативная по отношению к классической форме, прежде всего в отношении искусства, которое понимается как художественно-жизнетвор-ческий акт. Художник вступает здесь как автор и исполнитель, непосредственно включенный в бытие произведения и постоянно осуществляющий его пойесис. Аутопойетический пафос направлен, прежде всего, на создание авторизованного мифопоэтического мира, относительно самодостаточного и самодостоверного, включенного в него творца-художника. Такой мир обладает собственной Э., чаще всего достаточно полно разработанной в концептуальном плане. Цельность культуры претерпевает радикальную дифференциацию; художественная культура теперь представляет настающий и калейдоскопический универсум множества автономных миров. Возможность построения аутопойетического художественного мира была заявлена творчеством Гельдерлина (»Ги-перион»), но в радикальной форме проработана Ницше (»Происхождение трагедии из духа музыки», «Казус Вагнера» и «Так говорил Заратустра»). Ницше тем более радикализирует установку на возможность (невозможность) целостности культурно-художественного мира, предлагая тезис «Смерти Бога». «Смерть Бога» лишает мир, прежде всего в его творческом осуществлении всеобщей телеологической задачи, следовательно - всеобщего нормативного идеала, следовательно - возможности континуальной «всеобщей человечности». Мир теперь - дионисийский экстаз, трагедия и индивидуации самоудовлетворяющего «Эго», где аполлони-ческая завершенность представления для созерцающей рефлексии существует лишь как перманентная целесообразность абсолютной самоутверждающей и законосозидающей воли (воли к власти). Художественная культура, взятая в подобном ракурсе, становится принципиально культурой модерна, современной и актуальной и одновременно-исключительной и оригинальной. Формируется возможность многообразия «Э.», где само понятие Э. теперь не ограничивается ни статусом философско-теоретической рефлексии по поводу прекрасного, ни статусом «рефлесирующей способности суждения» (вкуса), устанавливающей всеобщую сообщаемость систематизированных ценностей, ни даже, спецификацией «гениальности», с ее претензией на всеобщее эстетическое законодательство (нормативный стиль). Э. становится понятием, характеризующим целостность конкретного «субкультурного» художественного мира, обладающего своим авторским стилем, рисунком. Такого рода модернизация неизбежно приводит к разнообразию, эстетически себя определяющих, направлений, течений, вполне суверенных и генетически никак не связанных. Происходит разрушение Всемирной истории Э. и вместе с этим и Всемирной истории искусств, как детерминированного процесса сменяющих, однако, зависимых друг от друга исторических стилей, эпох и т.п. История эстетической культуры теперь мыслится как трансформация и трансмутация множества коммуницирующих художественных систем в хронотопе социо-культурного события. Э. получает еще одно измерение-социологическое (И. Тэн, Я. Буркхардт, Маркс, Лукач, Ортега-и-Гассет). Художественно-эстетические феномены представляются здесь как выражение социальных статусов (интересов, целей, представлений) социальных групп в системах экономических и политических отношений (обменов, коммуникаций, конфликтов). Социоло-гизирующая Э. развивается в двух конкурирующих системах самоописания и саморепрезентаций общества: политической и экономической и непосредственно смыкается с социальной антропологией. Таким образом, по определению Хайдеггера, «искусство вдвигается в горизонт Э. и становится непосредственным выражением жизни человека», однако жизни, погруженной в глобальную социальную коммуникацию, что, во-первых требует описания эстетического феномена в контексте этой коммуникации (структурализм, постструктурализм, лингвистические и семиологические процедуры описания) и контекстуального истолкования эстетических событий (герменевтика). Проблематичной остается классическая тема эстетической культуры в модернистской и постмодернистской ситуации. Здесь необходимо отметить статус Музея, удерживающего, в определенной степени, классическую парадигму как ориентирующую координату в отношении которой модернистские (неомодернистские) проекты опознают и определяют себя как явления художественной культуры. Присутствие классической парадигмы в коммуницирующей системе эстетических проектов удерживает феноменологичекую суть европейской эстетической культуры, концентрируя ее на выявление общегуманитарной телеологической установки, которая определяется Хайдеггером термином «алетейя» в смысловом аспекте «процветания» и «несокрытости» истины, открытости для обоснования и утверждения верховных ценностей человечества.

Синонимы:
аргоэстетика, философия


  1. эстетикаПРЕКРАСНОЕ КРАСОТА ЭСТЕТИКА см.также ВКУС ИСКУССТВО ХУДОЖНИК КРАСОТА Прекрасное трудно. Бенедикт Спиноза Красота есть единство в разнообразии. Перефразированная мысль ...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  2. эстетикаот греч. aisthetikos чувствующий чувственный философская наука изучающая два взаимосвязанных круга явлений сферу эстетического как специфическое проявление ценностного о...Большая Советская энциклопедия II
  3. эстетикаж. учение об искусстве estetica f художественность valore estetico estetica Итальянорусский словарь. Синонимы аргоэстетика философия...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. эстетикажsthetik f аргоэстетика философия...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. эстетикаэстетика ж sthetik fСинонимы аргоэстетика философия...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. эстетикаж.esttica f...Большой русско-испанский словарь
  7. эстетикасущ. жен. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  8. эстетикаж. esthtique f курс эстетики cours m desttique эстетика одежды esthtique des vtements...Большой русско-французский словарь
  9. эстетикаaesthetics философия изучение художественных оценок. Одна из тем степень в какой наш опыт и оценка искусства отличны от опыта и понимания природы либо подобны им. Друго...Большой толковый социологический словарь
  10. эстетикаот греч. aisthetikos чувствующий чувствительный англ. aesthetics esthetics нем. Asthetik. . Наука изучающая сферу специфических проявлений ценностного отношения между ...Большой толковый социологический словарь II
  11. эстетикаж.esthtique fкурс эстетики cours m desttiqueэстетика одежды esthtique des vtements аргоэстетика философия...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. эстетикафилософская наука изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей. а...Большой экономический словарь
  13. эстетикаот греч. aisthetikos чувствующий чувственный философскаянаука изучающая сферу эстетического как специфического проявленияценностного отношения между человеком и миром и...Большой энциклопедический словарь II
  14. эстетикаЭСТЕТИКА от греч. aisthetikos чувствующий чувственный философская наука изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеко...Большой Энциклопедический словарь V
  15. эстетикадр.греч.чувственно воспринимаемый учение о прекрасном в действительности и в сознании человека о нормах законах и канонах эстетического постижения человека и мира. Ее осн...Евразийская мудрость от А до Я
  16. эстетикаот греческого aisthetikos чувственный философская дисциплина изучающая область выразительных форм любой сферы действительности в том числе художественной данных как само...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  17. эстетикаЭСТЕТИКА и. ж. esthtique f. ampLTгр. aisthesis ощущение чувство. strong. Наука о прекрасном в искусстве и в жизни об общих законах художественного творчестваem. БАС. Эсте...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  18. эстетикаот греч. aisthetikys чувствующий чувствительный наука о законах создания и освоения эстетических и художественных ценностей. В практике художественного творчества сово...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  19. эстетикаэстетика....Киргизско-русский словарь
  20. эстетикаэстетика...Коми (зырянский)-русский словарь
  21. эстетиканаука изучающая закономерности развития искусства отношение искусства к действительности его общественную роль формы и методы художественного творчества. Марксистсколенин...Краткий словарь политических, экономических и технических терминов
  22. эстетикаэстетика...Крымскотатарско-русский словарь II
  23. эстетикаЭстетика aesthetica...Латинский словарь
  24. эстетикаот др.греч. aisthanomai чувствовать aisthetikos воспринимаемый чувствами Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности изуч...Лексикон нонклассики
  25. эстетикаЭСТЕТИКА от греч. чувствую означает учение о прекрасном или философия искусстваem наряду с логикой и этикой составляет одну из философских наукem. Для обозначения учения...Литературная энциклопедия
  26. эстетикаЭСТЕТИКА от греч. aisthtiks чувствующий чувственный философская наука изучающая два взаимосвязанных круга явлений сферу эстетического как специфическое проявление ценнос...Литературный энциклопедический словарь
  27. эстетикаи ж.em Философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии посвященное исследованию идейной сущности и формы прекрасного в художественном творчестве в ...Малый академический словарь
  28. эстетикакорень ЭСТЕТ суффикс ИК окончание А Основа слова ЭСТЕТИКВычисленный способ образования слова Суффиксальный ЭСТЕТ ИК А Слово Эстетика содержит следующие морфемы ил...Морфемный разбор слова по составу
  29. эстетикаaesthetics филос. наука изучающая художеств оценки соответствующие представлениям о прекрасном безобразном возвышенном низменном и т.д. обращаясь к художеств творчеству Э...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  30. эстетикатермин разработанный и специфицированный А.Э. Баумгартеном в трактате Aesthetica . Предложенное Баумгартеном новолатинское лингвистическое образование восходит к греч. ...Новейший философский словарь II
  31. эстетикаэстетика ж. Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве художественном творчестве природе и в жизни. Система взглядов на искусство или на какойл. его...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  32. эстетикаот rp. aisthqsis способность чувствовать наука занимающаяся красивым и теми чувствами что оно вызывает в нас. Проблемы эстетики можно распределить на две рубрики творчес...Новый философский словарь
  33. эстетикаэстетика эстетика и...Орфографический словарь
  34. эстетикаu ж аргоэстетика философия...Орфографический словарь русского языка
  35. эстетикаэстетика...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  36. эстетикагр. чувственно воспринимаемый ветвь философского знания изучающая законы эстетического освоения природы общества материального и духовного производства образа жизни и о...Основы духовной культуры
  37. эстетикаэстетика эстетики эстетики эстетик эстетике эстетикам эстетику эстетики эстетикой эстетикою эстетиками эстетике эстетиках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  38. эстетикаОрфографическая запись слова эстетика Ударение в слове эстетика Деление слова на слоги перенос слова эстетика Фонетическая транскрипция слова эстетика [стэтк] Характерис...Полный фонетический разбор слов
  39. эстетикаучебный курс предметом изучения которого является система знаний о природе художественного творчества специфике восприятия художественного объекта о возникновении развити...Право Белоруссии - Понятия, термины, определения
  40. эстетикаот греч. aisthetikos чувствующий чувственный философское учение о прекрасном о его отношении к действительности об особенностях эстетического восприятия и общих принцип...Профессиональное образование
  41. эстетикаэстетика иСинонимы аргоэстетика философия...Русский орфографический словарь
  42. эстетикаЖ мн. нет estetika . fls. gzllik incsnt bdii yaradclq haqqnda elm . bir xsin incsnt haqqndak gr sistemi....Русско-азербайджанский словарь
  43. эстетикаж....Русско-английский психологический словарь
  44. эстетикаэстетика ж.iaesthetics эстетика производства industrial design...Русско-английский словарь
  45. эстетикаэстетика ж. . aesthetics . красота чегол. aestheticartistic beauty эстетика ический aesthetic эстетика ичный aesthetically beautiful....Русско-английский словарь II
  46. эстетикаaesthetics...Русско-английский словарь политической терминологии
  47. эстетикаaesthetics аргоэстетика философия...Русско-английский технический словарь
  48. эстетикаN...Русско-армянский словарь
  49. эстетикав разн. знач.i эстэтыка жен.iэстетика Пушкина эстэтыка Пушкнаэстетика поведения эстэтыка паводзнпроизводственная эстет вытворчая эстэтыка...Русско-белорусский словарь II
  50. эстетикаэсте Синонимы аргоэстетика философия...Русско-ивритский словарь
  51. эстетикаж. estetica f design m производственная эстетика промышленная эстетика design industriale техническая эстетика...Русско-итальянский политехнический словарь
  52. эстетика. эстетика семдк кркемдк таным теориясы туралы ылым. эстетика нерге кзарас эстетика Абая Абайды эстетикасы...Русско-казахский словарь
  53. эстетикаэстетика...Русско-казахский терминологический словарь «Водное хозяйство»
  54. эстетикаэстетика...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  55. эстетикаэстетика...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  56. эстетикаж. эстетика . филос. искусство жана кркм чыгармачылык жнндг окуу искусствонун нг законун анын идеялык мазмунун кркмдк формасын жана анын таптык крштг коомдук ролун изилде...Русско-киргизский словарь
  57. эстетикаmixuмарксистсколенинская эстетика красота чеголибоem mi yshxngСинонимы аргоэстетика философия...Русско-китайский словарь
  58. эстетикаEstetika...Русско-крымскотатарский словарь
  59. эстетикаэстетика...Русско-крымскотатарский словарь II
  60. эстетикаesttika...Русско-латышский словарь
  61. эстетикаГоо зй гоо сайхны сургаал урлагийг зэх зэл...Русско-монгольский словарь
  62. эстетикаж. sthetik f промышленная эстетика Formgestaltung f....Русско-немецкий словарь
  63. эстетикаsthetik...Русско-немецкий словарь по искусству
  64. эстетикаэстетикаж ....Русско-новогреческий словарь
  65. эстетикаestetikk skjnnhetslre аргоэстетика философия...Русско-норвежский словарь
  66. эстетикаestetyka...Русско-польский словарь
  67. эстетикажesttica f аргоэстетика философия...Русско-португальский словарь
  68. эстетикаЭстетикаujumi ед....Русско-суахили словарь
  69. эстетикаэстетика эстетика зебо...Русско-таджикский словарь
  70. эстетикаж эстетика...Русско-татарский словарь
  71. эстетикаestetik estetik iмарксистская эстетика marksist estetikпромышленная эстетика snai estetik аргоэстетика философия...Русско-турецкий словарь
  72. эстетикаestetik...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  73. эстетикаf...Русско-финский словарь
  74. эстетикаestetika...Русско-чешский словарь
  75. эстетикасущ.жен. эстетика илемлхе тпчекен йслйлйх. син. красота эстетика илем илемлх хитрелх эстетика одежды тумтйр илемлх производственная эстетика производство эстетики...Русско-чувашский словарь
  76. эстетикаEsteetika...Русско-эстонский словарь
  77. эстетикаэстетика [тэ\]Синонимы аргоэстетика философия...Русское словесное ударение
  78. эстетикаот rp. aisthqsis способность чувствовать наука занимающаяся красивым и теми чувствами что оно вызывает в нас. Проблемы эстетики можно распределить на две рубрики творчес...Сверхкраткий философский словарь
  79. эстетикаот греч.em aisthanesthai воспринимать посредством чувств. Э. как особая дисциплина вычленяется в в. у А. Баумгартена введшего термин и понятие Э. Однако уже в др. клас...Словарь античности
  80. эстетикаЭСТЕТИКА греч. от aisthanesthai чувствовать воспринимать. Наука о прекрасном в природе и искусствах. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А...Словарь иностранных слов русского языка
  81. эстетикафилософская наука изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей. К...Словарь исторических терминов
  82. эстетикаЭСТЕТИКА от греч. чувствую означает учение о прекрасном или философия искусстваem наряду с логикой и этикой составляет одну из философских наукem. Для обозначения учения...Словарь литературных терминов
  83. эстетикаНаука изучающая прекрасное в действительности особенности эстетического осознания человеком мира и общие принципы творчества по законам красоты в т. ч. законы развития ис...Словарь политических терминов проекта Me-i-oni
  84. эстетикаэстетика сущ. колво синонимов аргоэстетика красота философия художественность Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы аргоэстетика философия...Словарь синонимов II
  85. эстетикафилософская наука о закономерностях художественного освоения мира человеком о сущности и формах творчества по законам красоты....Словарь-справочник по философии
  86. эстетикаот греч. чувствующий чувственный филос. наука изучающая два взаимосвязанных круга явлений сферу эстетического как специфич. проявление ценностного отношения человека к ми...Советский философский словарь
  87. эстетикаЭСТЕТИКА от греческого aisthetikos чувственный философская дисциплина изучающая область выразительных форм любой сферы действительности в том числе художественной данных...Современная энциклопедия
  88. эстетикаЭСТЕТИКА от греч . aisthetikos чувствующий чувственный философская наука изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеко...Современный энциклопедический словарь
  89. эстетикаAesthetics Christian View of. Христианский подход к эстетической теории в отличие от светского понимания этой дисциплины дает представление о том как сама область эстетич...Теологический энциклопедический словарь
  90. эстетикаот греч.u aisthetikos чувствующий чувственный наука о прекрасном в обществе и природе и его роли в человеческой жизни. Рубрика Эстетические категории в литературе Эстет...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  91. эстетиканаука теория об изящном Ср.em Физиология не допускает произвольных фантазий нашей эстетикиem возразила Антонина Дмитриевна!Маркевич. Бездна. Пролог. . Ср.em понимаю чув...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  92. эстетикаЭстетикаstrong наука теоря объ изящномъ. Ср.em Физологя не допускаетъ произвольныхъ фантазй нашей эстетикиem возразила Антонина Дмитревна!Маркевичъ. Бездна. Прологъ. . С...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  93. эстетикаЭСТЕТИКА ж. греч. ученье или теория об изящном об изяществе в художествах. тическое чувство или вкус изящный. Эстетик теорик в изящных искуствах....Толковый словарь живого великорусского языка
  94. эстетикаэстетика [...Толковый словарь иностранных слов
  95. эстетикаЭСТЕТИКА [тэ] и ж. . Философское учение о сущности и формахпрекрасного в художественном творчестве в природе и в жизни об искусствекак особом виде общественной идеологии....Толковый словарь Ожегова
  96. эстетикаЭСТЕТИКА эстетики мн. нет ж. . Наука об эстетических явлениях о прекрасном об искусстве как особом виде общественной идеологии искус. Система взглядов на искусство крой ...Толковый словарь русского языка II
  97. эстетикаЭСТЕТИКА [тэ] и ж. . Философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве в природе и в жизни об искусстве как особом виде общественной идеологи...Толковый словарь русского языка II
  98. эстетикаЭСТЕТИКА [тэ] и ж. . Философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве в природе и в жизни об искусстве как особом виде общественной идеологи...Толковый словарь русского языка
  99. эстетикаУдарение в слове эстетикаУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове эстетика...Ударение и правописание
  100. эстетикаRzeczownik эстетика f estetyka f...Универсальный русско-польский словарь
  101. эстетикас греч. эстетикос чувственный философская дисциплина занимающаяся анализом прекрасного красоты и материализованной формы их воплощения искусства. Эстетика это учение ...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  102. эстетикафилософская дисциплина изучающая свойства и закономерности художественной деятельности. Упрощенно Э. можно определить как учение о прекрасном....Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  103. эстетикаЭСТЕТИКА от греч. aisthetikos чувствующий чувственный филос. дисциплина изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира их строение и модификац...Философская энциклопедия
  104. эстетикаот греч. чувственный филос. дисциплина имеющая своим предметом область выразит. форм любой сферы действительности в т.ч. художественной данных как самостоятельная и чу...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  105. эстетикаот греч. aisthetikos чувствующий чувственный учение о прекрасном а в более общем понимании об эстетически важном и его действительности которую следует понимать не как не...Философский энциклопедический словарь II
  106. эстетикаот греч. aisthetikos чувствующий чувственный учение о прекрасном а в более общем понимании об эстетически важном и его действительности которую следует понимать не как ...Философский энциклопедический словарь
  107. эстетикаэстетика эстетики эстетики эстетик эстетике эстетикам эстетику эстетики эстетикой эстетикою эстетиками эстетике эстетиках Источник Полная акцентуированная парадигма по А....Формы слова
  108. эстетикаЭстетика составляет особую отрасль философии занимающуюся красотой и искусством. Самый термин Э. происходит от греческого что значит чувственный и в таком смысле встреч...Энциклопедический словарь
  109. эстетикасоставляет особую отрасль философии занимающуюся красотой и искусством. Самый термин Э. происходит от греческого что значит чувственный и в таком смысле встречается еще ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  110. эстетикаЭстетика от др.греч. aisthanomai чувствовать aisthetikos воспринимаемый чувствами Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительн...Энциклопедия культурологии
  111. эстетикаот греч. aisthetikos чувствующий чувствительный англ. aesthetics esthetics нем. Asthetik. . Наука изучающая сферу специфических проявлений ценностного отношения между и...Энциклопедия социологии
  112. эстетикаот греч. aisthetikos чувствующий относящийся к чувственному восприятию наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности о творчестве по законам...Эстетика
  113. эстетикаВосходит к индивидуальному новообразованию франкфуртского профессора А. Г. Баумгартена ср. его сочинение Аеsthеtiса г. и сл. по аналогии греч. наука об объектах чувстве...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  114. эстетикаэстетика эстетикаВосходит к индивидуальному новообразованию франкфуртского профессора А. Г. Баумгартена ср. его сочинение Аеsthеtiса г. и сл. по аналогии греч. наука о...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)