Словарь литературных терминов

ЭСТЕТИКА

ЭСТЕТИКАот греч. αισθάνομαι, чувствую, означает:учение о прекрасном или философия искусства; наряду с логикой и этикой составляет одну изфилософских наук. Для обозначения учения о принципах искусства в XVII—XVIII в.в. англичане пользовались терминами —критика вкуса, а французы —теория изящных искусств. В половине XVIII столетия в Германии Баумгартен вводит эстетику в круг преподавания философских наук (1750 г.).
Возникновение учения о прекрасном относится к античной древности. Платон (ум. 347 до Р. Хр.) учило прекрасном самом по себе, или обидее прекрасного, проявляющейся в отдельных чувственно-данных вещах, Аристотель (ум. 322 до Р. Хр.) учил, что прекрасное есть единство в многообразии и что искусство есть «подражание» общему. Главное значение Аристотеляв теории отдельных искусств: трагедии, комедии, музыки, риторики, архитектуры и скульптуры. Знаменито учение А. о трагедии, которая есть «подражание действию важному и законченному... посредством действия, а не рассказа, совершающее, благодаря состраданию и страху, очищение подобных аффектов». Под влиянием А. развилосьспециальное искусствоведение(Гораций, Витрувий, Квинтилиан, Лонгин). Плотин (ум. 270 по Р. Хр.) учил, что искусство выше природы, так как изображает идеи, созерцаемые в глубине души, несовершенным отображением которых являются вещи в природе. Средние века и Возрождение повторяют и видоизменяют учения Платона, Аристотеля и Плотина. Новый толчек развитию эстетических учений далрационализмДекарта (ум. 1650). Декарт учил, чтоистинаестьочевидностьясных и отчетливых понятий. Под его влиянием Буало дал новую теорию поэзии и учил, что толькоистинное прекрасно. Другой французский мыслитель Батте учил, что изящное искусство есть «украшенное подражание природе». В то же время в Англии Шефтсбери полагал, чтопрекрасно истинноеи заключается в созерцании и воспроизведении царящей в мирегармонии.В Англии же Гертли и Гетчесон, а вслед за ними Гом, Берк и другие положили началопсихологическому анализу вкуса, т. е. суждения эстетической оценки. В Германии Лейбниц (нач. XVIII в.) учил о безотчетном постижении совершенных (математических) отношений в чувственных явлениях; так, музыка есть непроизвольный счет души. Последователь Лейбница и Вольфа, Александр Баумгартен (ум. 1762), исследовал познание совершенства в смутныхобразах чувственностии придал систематическую форму этому учению о чувственности в лекциях по Эстетике (2 тома, 1750—1758).
Учения англичан о вкусе, как субъективной способности эстетического суждения, и Баумгартена о совершенстве чувственных образов подготовили учение Канта (1724—1804), развитое им в Критике силы суждения. В Критике чистого разума Кант исследует условия возможности опыта, или основные начала точного математического естествознания (формы чувственности и понятия рассудка). В Критике практического разума К. раскрывает условия возможности нравственного поведения, идею самозаконности воли, которая есть конечная цель, или самоцель. В Критике способности суждения К. раскрываетусловия вкуса, илиоснования эстетического суждения. Уже до Канта Винкельманн писал, что красота может быть возведена к известным началам, но не может быть определена при помощи понятий. Суждение вкуса по Канту всегда единично, но обладает необходимостью, которая, однако, не может быть выведена из понятий. Суждения публики и художественные образцы не могут дать мерила прекрасного; ибо для вкуса нет основания в каких-либо свойствах самого предмета. Методы оценки и творчества произведений искусства неопределимы из понятий; оценка искусства есть дело вкуса, творчество есть дело гения: гению закон не писан, он сам предписывает искусству свои законы, не будучи в состоянии выразить их в понятиях. Раз закон прекрасного не есть понятие, то оно может быть лишь идеею цели. Но субъктивная цель есть удовольствие и движет влечениями, объективная цель есть добро. Искусство не служит ни полезной, ни нравственной цели: оно ни ремесло, ни моральное поучение, но свободная «игра духовных сил» и в качестве игры — целесообразно. Не тот или иной предмет, носознание вообще, кактворческий источник предметных образов, каксвободная игра воображения, составляет цель искусства и доставляетчистое, бескорыстное наслаждение. Итак, бескорыстное чувство наслаждения от свободной игры фантазии, помимо законов и понятий, — вотнеобходимое условие суждений художественного вкуса. Идеи К. были сочувственно восприняты Гете и Шиллером. Гете горячо приветствовал Кр. способн. сужд. Шиллер в особенности воспринял и развил идею игры и сблизил идеи прекрасного и доброго в понятии свободы. Напротив, Гердер находил у Канта чрезмерный формализм, восставал против понятия чистой формальной красоты и находил, что форма сама по себе не есть предмет эстетического удовольствия, но прекрасна лишь, поскольку служит длявыражениячего-либо. Этим понятиемвыраженияиливыразительногоГердер является предшественником новейших направлений в эстетике, теории «вчувствования» и «экспрессионизма».
Послекантовская философия вводит понятие Абсолютного. Шеллинг (ум. 1850) учил, что противоположности конечного и бесконечного, природы и свободы, материи и сознания сходятся в безусловном Тождестве. Искусство есть одновременно сознательная и бессознательная деятельность. Мир действительности и мир искусства — по существу один и тот же и различаются лишь степенью сознательности. Искусство есть «безразличие идеального в реальном», тогда какабсолютноетождество того и другого, разрешающее и растворяющее все различия и противоположности, есть абсолютная наука разума или философия. Для Гегеля (ум. 1830) искусство было низшей ступенью Абсолютного Духа, воплощением идеи в образе, в наглядном созерцании, тогда как чистое самораскрытие Духа в мысли есть философия. После Гегеля его школа (Вейссе, Розенкранц, Ф. Т. Фишер) разрабатывали эстетику абсолютной идеи, теорию и историю искусств. Шопенгауэр, вслед за Шеллингом, полагал в основу мира безразличную, слепую Волю, чистое проявление которой он видел в музыке. Особенность чистого, эстетического созерцания Ш. усматривал в единстве, в слиянии субъекта и объекта.
На смену этим философским системам явилось учение Гербарта, искавшего признаки прекрасного вформальных свойствах самого предмета(объективный формализм), а именно в правильных соотношениях частей и целого (симметрия, пропорция, гармония). Адольф Цейзинг полагал, что нашел закон красоты в т. н.золотом делении, т. е. в таком соотношении целого и частей, при котором большая часть так относится к меньшей, как целое к большей. Закон этот находит выражение в ряде чисел: 1 : 2 : 3 : 5 : 8 : 13 : 21. Учение Цейзинга дало повод Фехнеру проверить правильность этого закона на опыте. Для этой цели он подвергэкспериментально-психологическомуисследованию, какое действие на чувство производят различные простые формы (геометрические), сочетания цветов и пр. Исследования этилишь отчастиподтвердили правильность учения Цейзинга, но замечательны они, главным образом,методом, которым пользовался Фехнер: он, таким образом, является основателем современнойпсихологическойэстетики.
Итак, современная психологическая эстетика возникает, какреакция против крайностиобъективного формализма. Этот последний стремится раскрыть законы прекрасного в самих объектах, предметных свойствах художественных произведений и на самом деле находит отвлеченные, пустые схемы (симметрия, пропорциональность). Эта крайность вызывает противоположную крайность, обращение кнепосредственному переживаниюсознания, субъекта. При психологической проверке закона Цейзинга на опыте Фехнер пользовался экспериментальными методами, разнообразно оперировал простыми формами, сочетаниями качеств и конкретными предметами, и вывел своишесть эстетических законов(з. порога, повышения, единства в многообразии, отсутствия противоречий, ясности и ассоциации), из коих наиболее важен последний, который гласит, что эстетическое удовольствие зависит от связанных с переживаемым ощущением образов (ассоциативный фактор). Так, Фехнер создалгедонику, т. е. учение о различных условиях чувства удовольствия. При этом эстетический критерий им утрачен.
Наибольшую важность в современной (психологической) эстетике имеет учение овчувствовании. Некоторые полагают, что зачатки его имеются у Плотина (прекрасно то во внешнем мире, что сродственно идеям в душе человека). Гердер учил, что форма прекрасна, поскольку она выражает внутреннюю жизнь человека, и осуществляется в человеческом организме. В романтической символике встречаются сходные мысли. Новалис учит о растворении человеческого я в природе, при чем видоизменяется самый объект, природа: она очеловечивается, одушевляется, становитсяживым символомнашей внутренней жизни. Современное учение о вчувствовании зарождается у (гегельянца) Ф. Т. Фишера и Лотце и достигает расцвета у Роб. Фишера, Витасека, Липпса и Фолькельта. Сущность учения сводится к тому, что каждый воспринимаемый образ наделяется свойствами нашей душевной жизни: линия «стремится», небо «хмурится», море «бушует». При этом мы или пассивно воспринимаем образ, как одушевленный (теорияпассивноговчувствования), или действенно участвуем в его жизни (теорияактивноговчувствования); в обоих случаях мы так или иначе наделяем внешние предметы душевной жизнью, одушевляем их. Таково, прежде всего, познание одушевления других человеческих организмов, других людей. Согласно одним, такое одушевление основано на воспоминании о наших прежних переживаниях (ассоциативная теория), согласно другим — оно непосредственно. Липпс полагает, что вчувствование непосредственно и активно. Он же полагает, что в художественном образе отсутствует все случайное и содержится лишьчеловечески значительноеи вместе с тем вчувствуется наше «идеальное я». К. Гроос развивает теорию «внутреннего подражания»: художественное произведение, как вещь, есть явление природы, мы его преобразуем, внутренне воспроизводя. Однако, такое воспроизведение отнюдь нельзя назвать «подражанием». Наконец, Конрад Ланге полагает, что искусство есть «сознательный самообман»: необходимы условия, разрушающие иллюзию (рама в картине, рампа, зрительный зал), Художественное переживание есть непрерывное колебание между самозабвением в иллюзии и отрезвлением. Едва ли это так: самозабвение художника и зрителя в образе и есть чистое художественное созерцание. Сущность психологических учений в том, что путь к эстетическому объекту ведет черезсознание, субъект. Однако, психологизм ищет существо художественное впроцессе переживаний, что невозможно, т. к. процесс переживания весьма сложен, в нем переплетены разнообразные элементы и потому психологическая Э. беспринципна. Мерило художественного следует искать не впроцессепереживания, но впредметном содержаниисознания. Поэтому новейшая эстетика обращается к Канту, который искал в сознании предметного содержания. Так, И. Кон полагает, что эстетические законы сутьнормы, требования, притязающие на общезначимость;предметЭ. оценки должен быть непосредственно созерцаемым образом, а не понятием; Э.ценность— такова сама по себе, а не ради чего-либо иного; наконец, Э.оценкаесть суждение и притязает на общезначимость. Однако, нормы — это правила должного поведения в этике; суждения эстетической оценки выражают не то, что должно быть, но то, что есть, каков предмет нашего созерцания. Поэтому ближе к Канту учение Когена, который раскрывает принципычистого, т. е.предметногосодержания. Общие понятия и законы раскрывают содержание системы природы, нормы должного и установления права и государства — содержание лично-общественной культуры, эстетические законы — вообще условия чистых предметных образов. Чистое чувство есть источник творчества прекрасных образов, есть чувство любви, любование созданиями творческого сознания. Прекрасное означает идеюхудожественного вообще, возвышеннное, юмор, безобразное — моменты прекрасного. Наконец, Б. Кроче полагает, что Э. познание есть одновременносозерцание и выражение; художник создает выразительный образ, зритель воспринимает: то и другое есть творческое созерцание или выражение.
Со времен Канта Э. выяснила вопросы художественного чувства, вкуса, созерцания, характер эстетического объекта. Вкус, по определению К., есть способность обсуждать a priori общность чувств, связанных с данным представлением, без посредства понятий. Вкус, таким образом, есть суждение эстетической оценки. Художественное чувство К. определяет, какбескорыстное наслаждение. Это понятие у К. связано с учением о «бесцельной целесообразности» искусства. Подобно Оскару Уайльду, полагавшему, что «искусство совершенно бесполезно», и К. учит, что искусство не служит ни полезной, ни нравственной цели, есть свободная игра воображения. Это не значит, конечно, что искусство неможетслужить какой-либо полезной, нравственной или политической цели; но не в этом служении своеобразие творчества; отсюда — различие чистого и тенденциозного искусства. В современном истолковании бескорыстное художественное чувство не есть чувственное удовольствие, но «чистое чувство». Подобно тому, как общие понятия раскрывают в восприятиях нашего опыта чистую закономерность природы, а идея самозаконности воли — закономерность социальной культуры в многообразии стремлений и интересов: так чистое чувство есть источник художественного творчества. Пути оценки и творчества художественных образов неопределимы из понятий и умозаключений: это дело науки и этики, которые строят системы понятий и норм. Суждение вкуса всегда единично и однако обладает необходимостью и общезначимостью, хотя и не выводимо из понятий. Это сближает художественное чувство с созерцанием, интуицией. Ряд новейших мыслителей (Шопенгауэр, Зибек, Вундт, Кон) утверждают, что эстетическое сознание есть слияние субъекта и объекта, созерцание, интуиция, при этом — интуиция творческая (Бенедетто Кроче). Кант учит, что не тот или иной определенный предмет, носознание вообще, как творческий источник образов, как свободная игра воображения, составляет цель искусства и доставляет чистое бескорыстное наслаждение. Коген учит, что чистое чувство естьлюбовь, творческое любование. В самом деле, от низших физиологических форм до высших любовь — по преимуществу творческое чувство — раскрывает в предметахновое содержание, идеализирует их. Интуитивный, непосредственный характер художественного чувства означает, что самый предмет его обладает созерцательным характером, есть не понятие, но индивидуальный, чувственный образ. Свойства художественного образа:единичностьиотграниченность, изолированность.Единичностьесть условиенаглядности;отграниченность, изолированность означает, что образ ценен не по связи с другими, но сам по себе, и есть условиезаконченности, совершенства. Однако, при всей наглядности и отграниченности, художественный образ не абсолютно единичен: подобно тому, как суждение вкуса обладает общезначимостью, так и самый образ содержит общиечерты,типичен. Даже портрет передает черты, выражающие не состояние данного момента, но характерные свойства лица, присущие ему в различные моменты жизни. Этим портрет отличается от моментальной фотографии. Общее, типическое, есть то содержание, та идея, которая получаетвыражениев образе (символ), всякий раз совершенно своеобразным путем. Потому то пути художественного воплощения неопределимы: «искусство есть искусство гения».
Прекрасноене есть формальное свойство предмета (пропорция, гармония), но вообще совпадает с областьюхудожественного; иначе комическое, смешное и, особенно, безобразное выходит из пределов прекрасного, и художественное вообще требует иной характеристики. Область прекрасного в таком широком смысле мнообразна, имеет много видов.Идеал абсолютной красотынеосуществим в единичном и, следовательно, ограниченном образе, но допускаетбесконечность воплощений. То, что принято называтьчистой красотою, естьзаконченное совершенство типического образа, в котором вполне воплотилась идея, или общее содержание. Такова Венера Милосская, Аполлон Бельведерский, Сикстинская Мадонна, музыка Палестрины и Моцарта.Возвышенноеесть воплощениебесконечногов конечном; содержание здесь шире образа и потому возвышенноесимволично; как и чистая красота, возвышенное естьидеальныймомент в искусстве. Таковы создания Микель Анджело, музыка Бетховена. Кант различал математически и динамически возвышенное; первое совпадает с грандиозным (высокие горы, небесный свод, пирамиды Египта), второе — с проявлением силы, мощи (гроза, буря на море).Трагическоеесть вид возвышенного, осложненный моментомборьбы и гибелисильной личности в столкновении с непреодолимой силой обстоятельств. Пример трагического дают драмы Эсхила, Софокла, Шекспира (у последнего — нередко в соединении с комическим), «Борис Годунов» Пушкина, трилогия А. Толстого.Прелестноеесть привлекательность чувственного совершенства: прелестна Ольга в «Евгении Онегине», Марфинька в «Обрыве» Гончарова.Смешное, комическое и безобразное — виды конечного в его ограниченности и несовершенстве. Смешное, по Канту, есть значительное, разрешающееся в ничто. Вкомическомсуществен моментпротиворечиямежду видимой значительностью и действительным ничтожеством, например, у Диккенса в бессмертном образе мистера Пикквика.Безобразное, самое трудное понятие эстетики, должно пониматься, как вид или момент прекрасного. По мнению некоторых (Коген), безобразное есть подчиненный, несамостоятельный момент несовершенства, свойственный вообще природе, в частности — человеческой. Необходимое условие безобразного в искусстве —юмор, смягчающий резкость безобразного и примиряющий с несовершенством (Шекспир, Сервантес, Гоголь, Диккенс). В отличие от человечности юмора ирония вытекает из сознания превосходства и в крайней степени переходит в злорадство (сатира Свифта). Безобразное между прочим находит свое воплощение в карикатуре (Леонардо-да-Винчи, Франсиско Гойя).
Различают искусствачистыеилисвободные, имеющие цельюкрасоту, т. е. создание художественных образов, и искусстваприкладныеилитехнические, служащие какой-либо полезной цели. Прикладные искусства заимствуют свои средства у свободных искусств; так искусство красноречия заимствует средства у поэзии, художественная промышленность и техника у пластических искусств. Разнообразие искусств происходит от различия материала и способов воплощения образов в различном материале. Таково различие искусствпластических и ритмических. Наконец, различия зависят также ототношения художника к своему созданию. Искусства ритмические, создающиедлительные образыво времени (поэзия, музыка, искусство танца)нуждаютсяв повторномвоспроизведенииилиисполнениизамысла автора, воплотившегося в литературном произведении, музыкальной партитуре, хореографическом плане. Однако, и пластические искусства, создающие чисто пространственные образы,не исключаютвоспроизведения, репродукции. Материал искусств — чувственные вещественные образы. Некоторые чувства не дают самостоятельных художественных восприятий, хотя и содействуют и участвуют в создании таковых (обоняние, вкус, осязание, термическое чувство). Еще Плотин учил, что толькозрениеислухдают созерцание прекрасного. Эти два чувства являются по существу эстетическими, хотя осязание тоже участвует в восприятии пространственных образов (третьего измерения или глубины), а Гюйо уверяет, что даже вкус молока в известной обстановке, т.-е.по связи с другими образами, может дать эстетическое наслаждение. Зрительные образы по существупротяженны, пространственны, слуховые —длятся во времени. Зрительные образы дают материал дляизобразительных, пластическихискусств, каковыархитектура(зодчество),скульптура(ваяние) иживопись. Архитектура и скульптура создают телесные образы в трехмерном пространстве (вышина, ширина и глубина), живопись — на двухмерной плоскости, отношение же третьего измерения, глубины, проектируется на плоскости согласно законам (линейной) перспективы. Различие архитектуры и скульптуры нередко видят в том, что первая создает неподвижные массы, вторая же всегда передает движение. Однако, пожалуй, правильнее признать, что архитектура создаетнеживые, мертвые массы, скульптураживые, органические формы. В самом деле органические образы (растительный и животный орнамент) есть лишь скульптурное украшение в архитектуре, обелиск есть не скульптурное, но архитектурное произведение; в скульптуре же неорганические формы имеют подчиненное второстепенное значение. Живопись, кроме линейных образов рисунка, пользуется светотенью и красками. Искусстваритмическиепоэзия, музыка, танцы.
Поэзияпользуется звуковыми образами (словами), как знаками представлений, понятий, волений, чувств, идей. Однако, слово не есть только условный символ: речь имеет свою музыкальность, ритмику, мелодику и звучность. Поэтическая речь становится самоцелью. В этом различие стихотворной речи и прозы, хотя существуют незаметные переходы между ними. Обычно различают виды поэзии: эпос, драму, лирику. Эпос есть изображение событий,повествованиев поэтической форме (былина, сказка, басня, баллада, повесть, роман), драма есть поэтическоевоспроизведение действийлюдей в лицах и подразделяется на драму в тесном смысле, трагедию и комедию.Лирикаесть поэтическое воспроизведение чувств, настроений и делится на множество подвидов по содержанию и форме (ода, сатира, песня).Музыкаесть искусство чистыхзвуковых образов, тонов и их сочетаний. Элементы музыки: ритм, мелодия, созвучия, звуковая окраска (тембр, инструментовка). Различается музыка чистая и программная, изобразительная.
Своеобразное сочетание пространственного и временного, пластического и ритмического начал представляетхореографияилиискусство танца; оно как бы объединяет пластику и ритмику. Древние греки придавали высокое художественное значение мимике, пластике, пляске. В этом искусстве материалом и средством служит собственное тело человека. В наше время вновь возрождается высокое значение мимики и пластики (ритмическая гимнастика Жака Далькроза и Волконского). Искусства в древности первоначально слиты в религиозном культе, затем постепенно обособляются и развиваются. Затем возникают как бы посредствующие, переходные виды искусств. Нашему времени принадлежит идеявосстановления единствавсех искусств в учении Рихарда Вагнера омузыкальной драме будущего.
Э. в России всегда более или менее живо отражала господствующие в западной Европе учения. В XVIII в. преобладало влияние французских идей (Буало). В начале XIX в. усиливается влияние немецкой мысли. Учение Шеллинга отразилось на Галиче, лицейском учителе Пушкина, и впоследствии на известном писателе Одоевском. Влияние Шеллинга в 40-х годах сменилось влиянием Гегеля, которое испытал на себе Белинский.
В 60-х годах, не без влияния Фейербаха, наблюдается резкий поворот в сторону реализма и утилитаризма, при чем выдвигается общественное значение искусства. Чернышевский видел задачу искусства в воспроизведении не чистой красоты, но действительной жизни. Писарев подверг беспощадному осмеянию общественную бесполезность чистого искусства. Лев Толстой подверг осуждению искусство чистой красоты, поскольку оно служит праздной забавой имущих классов, и выдвинул значение общественного момента в искусстве, его «заразительность». Значительное влияние на эстетику в России оказала теория эволюции.
В. Соловьев возрождал учения Плотина и Шеллинга, Пробуждение интереса к чистому искусству наблюдается в 90-х годах минувшего столетия в связи с влияниями западного символизма и модернизма.
Исторический материализм в эстетике представлен Плехановым, Луначарским, Богдановым и Фриче. Согласно этому учению в искусстве нет вечных безусловных начал: художественные воззрения и самое искусство отражают изменения экономической структуры общества, развитие производительных сил и производственных отношений.
БИБЛИОГРАФИЯ.
На русском языке имеются следующие сочинения по эстетике:
Платон. Диалоги Федр, Филей, Пир.
Аристотель. Поэтика. Русский перевод В. Захарова. Варшава. 1885. «О поэзии Аристотеля». Перев. с объясн. Б. Ордынского. М. 1894.
Кант. Критика способности суждения. Перев. Н. М. Соколова. П. 1898.Шеллинг. Чтения по философии искусства (1802—3) еще ждет своего переводчика, но имеется труд шеллингианца А. И. Галича Опыт науки изящного. 1825.Гегель. Курс эстетики, или наука изящного. Перев. В. Модестова. 2-е изд. 1869 г.
Натурализмв эстетике и отрицание чистого искусства:Н. Г. Чернышевский. Эстетические отношения искусства к действительности. СПБ. 1855.Д. И. Писарев. Разрушение эстетики.
Лев Толстой выразил свои эстетические воззрения в сочинении — Что такое искусство? 1899.
Идеализмв эстетике представлен В. С. Соловьевым: Красота в природе, Общий смысл искусства, Первый шаг к положительной эстетике. Насравнительно-эволюционнойоснове составлен труд Л. А. Саккетти. Эстетика в общедоступном изложении, Т.т. I—II. СПБ. 1913—1917.Материализмв эстетике представлен Г. В. Плехановым: Об искусстве. 1922 и А. В. Луначарским: Основы позитивной эстетики. 1923 (Госиздат.).
Психологизмв эстетике имеет следующих представителей: К. Гроос. Введение в эстетику. Русск. перев.. Киев—Харьков. 1899. Мейман. Эстетика. Перев. Н. В. Самсонова. Ч. I. Введение в современную эстетику. Ч. II. Система эстетики. Госиздат. 1919—20. Критика экспериментального психологизма: Лало. Современная экспериментальная эстетика. Перев. Самсонова. Госиздат. 1920.Нормативнаяэстетика имеет представителя в лице Ионаса Кона. Общая эстетика. Перев. Самсонова. Госиздат. 1921.Интуитивизмпредставлен Бенедетто Кроче. Эстетика. Перев. Яковенко. М. 1921. Кроме того Фолькельт. Современные вопросы эстетики. СПБ. 1899.
По истории эстетики на русском языке имеется книга А. М. Миронова. История эстетических учений (преимущественно древность). Казань, 1913 и лекции Н. В. Самсонова. Введение в эстетику (литография) .
Кроме упомянутых сочинений необходимо отметить следующие: Рескин. Лекции об искусстве. М. 1900. И. Тэн. Чтения об искусстве. Перев. Чудинова, 5 изд., СПБ., 1904 и перевод Соболевского. М. Изд. «Польза» (Антик, Универсальная библ., №№ 654—667). Липпс. Статья «Эстетика» в издании «Философия в систематическом изложении», пер. со 2-го нем. изд. Пастмана и Яшунского, СПБ., 1909. Гюйо — полное собрание сочинений, изд. тов. «Знание», СПБ., 1899, т. III. «Задачи современной эстетики» и т. V, 1901 г. «Искусство с социологической точки зрения». Шпет, Г. Г. — «Эстетические фрагменты», I—II—III в.в. Книгоизд. «Колос». Петербург, 1923. Гильдебранд. Проблема формы в изобразительных искусствах. М. Мусагет. 1914.
А. Саккетти.
\
Эстетика марксисткаяисследует вопросы происхождения и характера эстетического чувства, эволюцию искусства, законы, по которым абстрактное понятие красоты заполняется конкретным, всегда меняющимся содержанием и кладется в основутеорииискусства, —историюискусства.
У нас, в России, В. Г. Белинский, а позднее Н. Добролюбов, Н. Чернышевский «правильной», нормативной эстетике противопоставили эстетикуисторическую. Правилам, которымдолжноследовать искусство, они противопоставили исследование закономерной связи явлений в области искусства, которое уже дано, ужеесть. Выступление пролетариата выдвинуло идеологию этого класса, выдвинуло позитивную, марксистскую, социалистическую эстетику, которая историю искусства связала с развитием производительных сил и общественных отношений. «Научная эстетика», — говорит родоначальник марксизма в России Г. В. Плеханов, продолжатель В. Белинского, — «не дает искусству никаких описаний. Она не говорит ему: ты должен придерживаться таких то и таких то приемов, она ограничивается наблюдением над тем, как возникают различные правила и приемы, господствующие в различные эпохи. Она не провозглашает вечных законов искусства. Она старается изучить те вечные законы, которыми обуславливается его историческое развитие. Словом, она объективна, как физика, и имено потому, что чужда всякой метафизики». (Судьбы русской критики. Плеханов-Бельтов. «За 20 лет»).
Зарождение эстетического чувства в результате борьбы организма и вида за жизнь приводит нас к биологии, к теории Дарвина о зарождении в животном мире на почве полового подбора эстетического чувства. Но переходя от мира животных к человеческому общежитию, от зоологического вида к виду Homo sapiens к историческому человеку, существуобщежительному, существу,делающему орудия, существупроизводящему, мы вынуждены от биологического фактора обратиться кэкономическомуфактору, мы развитие искусства рассматриваем в условиях развития хозяйственной деятельности (см. Искусство). Не биологии, а история объясняет, почему у разных классов, разные эстетические вкусы, разное понятие о красоте, почему у одной и той же расы, на разных стадиях хозяйственной жизни периоды охоты, скотоводства, земледелия налагают печать на игры, танцы, песни, рисунки и орнаменты. «Производительная деятельность человека влияет на его миросозерцание и на его эстетические вкусы», — говорит тот же Г. В. Плеханов.
При исследовании понятия о прекрасном, при изучении вкусов данной страны в определенный исторический момент необходимо поставить в теснейшую зависимость эстетику от техники, сознание от бытия, эстетические вкусы от состояния производительных сил.
Иппол. Тэн, Геттнер, Лансон изучали искусство, эстетику, как отражение жизни, но только марксисты поставили вопрос,каким образомискусство отражает жизнь, а поставив этот вопрос, они пришли к изучениюмеханизмажизни, пришли к изучению борьбы классов, породившей борьбу и развитие идеологии. Французская революция выдвинула мещанскую драму вместо придворной трагедии не случайно, а в связи с выступлением на историческую арену третьего сословия.
«На различных формах собственности», — говорит К. Маркс, — «на общественных условиях существования возвышается целая надстройка различных своеобразных чувств и иллюзий, взглядов и понятий. Все это творится и формулируется ценым классом на почве материальных условий его существования и соответствующих им общественных отношений». Но нельзя грубо проводить знак равенства между экономикой и эстетикой данного общества. Зависимость между базисом и надстройкой необходимо вскрыть, анализируя ряд звеньев. Схему этой зависимости намечает Г. Плеханов следующим образом: 1) состояние производительных сил, 2) экономические отношения или отношения производства, обусловленные экономической структурой, характером производства, 3) социально-политический строй на экономической основе изучаемой эпохи, 4) психика общественного человека, определяемая с одной стороны, экономикой, а с другой стороны, социально-политическим строем, выросшим на экономической базе, 5) различные идеологии, в которых отразились свойства этой общественной психики, идеологии, как сгусток общественной психологии. Марксисты, выдвигая зависимость эстетических вкусов, стиля, формы искусства, его содержания, его тематики — от экономики, вовсе не говорят, что мыслящие представители класса, господствующего в период, изучаемый ими, сознательно подгоняют свои взгляды к интересам своих более или менее щедрых покровителей и заказчиков. В своей книге «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» Г. Плеханов Бельтов пишет по этому поводу: «Сикофанты были, разумеется, всегда и везде, но не они двигали вперед человеческий разум. Те же, которые действительно двигали его, заботились об истине, а не об интересах сильных мира сего». Один и тот же буржуазный класс может выдвинуть ученых и художников, по разному подходящих к изучаемой и изображаемой действительности. Мы знаем вульгарного буржуазного экономиста Бастиа, подгонявшегосознательновзгляды к шкурным интересам господствующего класса, знаем классических экономистов Рикарда и Адама Смита, заботившихся об истине, а не об интересах буржуазии, точку зрения которой онибессознательновыражали. Знаем Маркса и Энгельса, продолжавших взгляды Рикардо, но перешедших всецело на точку зрения нового класса. То же было и в области искусства. В русской литературе были: Кукольник, говоривший «прикажут — акушером буду», Пушкин, гений которого тщетно пытался «присвоить» Николай I, и, наконец, Рылеев, резко выступивший против своего класса. Теоретическая нормативная эстетика выдвигает вопрос о целях искусства, но правильному усвоению вопроса, об отношении к задачам искусства, об отношении искусства к жизни помогает марксистская эстетика с ее историзмом. В истории искусства были проповедники чистого искусства, эстеты с их формулой искусство для искусства и сторонники теории искусства для жизни, утилитаристы, видевшие в искусстве огромную организующую силу. При изучении этого вопроса надо решать его не с точки зрения того, что должно было бы быть, а с точки зрения того, что было и что есть. В своей статье «Искусство и общественная жизнь» Г. Плеханов эту проблему сводит к следующим двум вопросам, связанным с историческим подходом к социальным условиям: 1) Каковы наиболее важные из тех общественных условий, при которых и у художников, и у людей, живо интересующихся художественным творчеством возникает и укрепляется склонность к искусству для искусства? 2) Каковы наиболее важные из тех общественных условий, при которых у художников и у людей, живо интересующихся художественным творчеством, возникает и укрепляется так называемый утилитарный взгляд на искусство, т. е. склонность придавать его произведениям «значение приговора о явлениях жизни».
Эстетика марксистская не разработана пока в стройную, законченную систему. Намечен пока лишь путь для ее построения. В области разработки отдельных вопросов эстетики много дал Плеханов в ряде статей, которые в настоящее время изданы отдельной книгой под общим заглавием «Искусство» (Новая Москва, 1922 г.). В эту книгу вошли статьи: 1) Об искусстве, 2) Искусство у первобытных народов, 3) Искусство и общественная жизнь, 4) Французская драматическая литература и французская живопись с точки зрения социологии, 5) Пролетарское движение и пролетарское искусство. Изложение эстетики Плеханова дает В. М. Фриче в статье «Научная эстетика» в той же книге «Искусство». Кроме Плеханова А. В. Луначарский напечатал статью «Основы позитивной эстетики» в 1903 г. в «Очерках реалистического мировоззрения». В 1923 г. Госиздат перепечатал без изменения эту работу. Но, к сожалению, А. В. Луначарский ее не закончил. В 1907 г. в Москве в издании Дауге вышла переводная работа бельгийской социал-демократки Роланд Гольст «Этюды о социалистической эстетике» (О жизни, красоте и искусстве). Но этим этюдам не достает отчетливости в постановке вопроса. Все указанные авторы в основу эстетики кладут историзм. В 1918 г. А. Богданов выпустил книгу «Искусство», рассматривая его как силу, организующую чувства класса в его борьбе. Наконец, в 1923 г. в журнале левого фронта за март критик Чужак напечатал статью «Под знаком жизнестроения» (Опыт осознания искусства дня). В этой статье он связывает искусство с диалектическим развитием общественных форм.
В. Львов-Рогачевский.

Синонимы:
аргоэстетика, философия


  1. эстетикаПРЕКРАСНОЕ КРАСОТА ЭСТЕТИКА см.также ВКУС ИСКУССТВО ХУДОЖНИК КРАСОТА Прекрасное трудно. Бенедикт Спиноза Красота есть единство в разнообразии. Перефразированная мысль ...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  2. эстетикаот греч. aisthetikos чувствующий чувственный философская наука изучающая два взаимосвязанных круга явлений сферу эстетического как специфическое проявление ценностного о...Большая Советская энциклопедия II
  3. эстетикаж. учение об искусстве estetica f художественность valore estetico estetica Итальянорусский словарь. Синонимы аргоэстетика философия...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. эстетикажsthetik f аргоэстетика философия...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. эстетикаэстетика ж sthetik fСинонимы аргоэстетика философия...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. эстетикаж.esttica f...Большой русско-испанский словарь
  7. эстетикасущ. жен. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  8. эстетикаж. esthtique f курс эстетики cours m desttique эстетика одежды esthtique des vtements...Большой русско-французский словарь
  9. эстетикаaesthetics философия изучение художественных оценок. Одна из тем степень в какой наш опыт и оценка искусства отличны от опыта и понимания природы либо подобны им. Друго...Большой толковый социологический словарь
  10. эстетикаот греч. aisthetikos чувствующий чувствительный англ. aesthetics esthetics нем. Asthetik. . Наука изучающая сферу специфических проявлений ценностного отношения между ...Большой толковый социологический словарь II
  11. эстетикаж.esthtique fкурс эстетики cours m desttiqueэстетика одежды esthtique des vtements аргоэстетика философия...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. эстетикафилософская наука изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей. а...Большой экономический словарь
  13. эстетикаот греч. aisthetikos чувствующий чувственный философскаянаука изучающая сферу эстетического как специфического проявленияценностного отношения между человеком и миром и...Большой энциклопедический словарь II
  14. эстетикаЭСТЕТИКА от греч. aisthetikos чувствующий чувственный философская наука изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеко...Большой Энциклопедический словарь V
  15. эстетикадр.греч.чувственно воспринимаемый учение о прекрасном в действительности и в сознании человека о нормах законах и канонах эстетического постижения человека и мира. Ее осн...Евразийская мудрость от А до Я
  16. эстетикаот греческого aisthetikos чувственный философская дисциплина изучающая область выразительных форм любой сферы действительности в том числе художественной данных как само...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  17. эстетикаЭСТЕТИКА и. ж. esthtique f. ampLTгр. aisthesis ощущение чувство. strong. Наука о прекрасном в искусстве и в жизни об общих законах художественного творчестваem. БАС. Эсте...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  18. эстетикаот греч. aisthetikys чувствующий чувствительный наука о законах создания и освоения эстетических и художественных ценностей. В практике художественного творчества сово...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  19. эстетикаэстетика....Киргизско-русский словарь
  20. эстетикаэстетика...Коми (зырянский)-русский словарь
  21. эстетиканаука изучающая закономерности развития искусства отношение искусства к действительности его общественную роль формы и методы художественного творчества. Марксистсколенин...Краткий словарь политических, экономических и технических терминов
  22. эстетикаэстетика...Крымскотатарско-русский словарь II
  23. эстетикаЭстетика aesthetica...Латинский словарь
  24. эстетикаот др.греч. aisthanomai чувствовать aisthetikos воспринимаемый чувствами Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности изуч...Лексикон нонклассики
  25. эстетикаЭСТЕТИКА от греч. чувствую означает учение о прекрасном или философия искусстваem наряду с логикой и этикой составляет одну из философских наукem. Для обозначения учения...Литературная энциклопедия
  26. эстетикаЭСТЕТИКА от греч. aisthtiks чувствующий чувственный философская наука изучающая два взаимосвязанных круга явлений сферу эстетического как специфическое проявление ценнос...Литературный энциклопедический словарь
  27. эстетикаи ж.em Философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии посвященное исследованию идейной сущности и формы прекрасного в художественном творчестве в ...Малый академический словарь
  28. эстетикакорень ЭСТЕТ суффикс ИК окончание А Основа слова ЭСТЕТИКВычисленный способ образования слова Суффиксальный ЭСТЕТ ИК А Слово Эстетика содержит следующие морфемы ил...Морфемный разбор слова по составу
  29. эстетикаaesthetics филос. наука изучающая художеств оценки соответствующие представлениям о прекрасном безобразном возвышенном низменном и т.д. обращаясь к художеств творчеству Э...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  30. эстетикаЭСТЕТИКА термин разработанный и специфицированный А.Э. Баумгартеном в трактате Aesthetica . Предложенное Баумгартеном новолатинское лингвистическое образование восходи...Новейший философский словарь
  31. эстетикатермин разработанный и специфицированный А.Э. Баумгартеном в трактате Aesthetica . Предложенное Баумгартеном новолатинское лингвистическое образование восходит к греч. ...Новейший философский словарь II
  32. эстетикаэстетика ж. Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве художественном творчестве природе и в жизни. Система взглядов на искусство или на какойл. его...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  33. эстетикаот rp. aisthqsis способность чувствовать наука занимающаяся красивым и теми чувствами что оно вызывает в нас. Проблемы эстетики можно распределить на две рубрики творчес...Новый философский словарь
  34. эстетикаэстетика эстетика и...Орфографический словарь
  35. эстетикаu ж аргоэстетика философия...Орфографический словарь русского языка
  36. эстетикаэстетика...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  37. эстетикагр. чувственно воспринимаемый ветвь философского знания изучающая законы эстетического освоения природы общества материального и духовного производства образа жизни и о...Основы духовной культуры
  38. эстетикаэстетика эстетики эстетики эстетик эстетике эстетикам эстетику эстетики эстетикой эстетикою эстетиками эстетике эстетиках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  39. эстетикаОрфографическая запись слова эстетика Ударение в слове эстетика Деление слова на слоги перенос слова эстетика Фонетическая транскрипция слова эстетика [стэтк] Характерис...Полный фонетический разбор слов
  40. эстетикаучебный курс предметом изучения которого является система знаний о природе художественного творчества специфике восприятия художественного объекта о возникновении развити...Право Белоруссии - Понятия, термины, определения
  41. эстетикаот греч. aisthetikos чувствующий чувственный философское учение о прекрасном о его отношении к действительности об особенностях эстетического восприятия и общих принцип...Профессиональное образование
  42. эстетикаэстетика иСинонимы аргоэстетика философия...Русский орфографический словарь
  43. эстетикаЖ мн. нет estetika . fls. gzllik incsnt bdii yaradclq haqqnda elm . bir xsin incsnt haqqndak gr sistemi....Русско-азербайджанский словарь
  44. эстетикаж....Русско-английский психологический словарь
  45. эстетикаэстетика ж.iaesthetics эстетика производства industrial design...Русско-английский словарь
  46. эстетикаэстетика ж. . aesthetics . красота чегол. aestheticartistic beauty эстетика ический aesthetic эстетика ичный aesthetically beautiful....Русско-английский словарь II
  47. эстетикаaesthetics...Русско-английский словарь политической терминологии
  48. эстетикаaesthetics аргоэстетика философия...Русско-английский технический словарь
  49. эстетикаN...Русско-армянский словарь
  50. эстетикав разн. знач.i эстэтыка жен.iэстетика Пушкина эстэтыка Пушкнаэстетика поведения эстэтыка паводзнпроизводственная эстет вытворчая эстэтыка...Русско-белорусский словарь II
  51. эстетикаэсте Синонимы аргоэстетика философия...Русско-ивритский словарь
  52. эстетикаж. estetica f design m производственная эстетика промышленная эстетика design industriale техническая эстетика...Русско-итальянский политехнический словарь
  53. эстетика. эстетика семдк кркемдк таным теориясы туралы ылым. эстетика нерге кзарас эстетика Абая Абайды эстетикасы...Русско-казахский словарь
  54. эстетикаэстетика...Русско-казахский терминологический словарь «Водное хозяйство»
  55. эстетикаэстетика...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  56. эстетикаэстетика...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  57. эстетикаж. эстетика . филос. искусство жана кркм чыгармачылык жнндг окуу искусствонун нг законун анын идеялык мазмунун кркмдк формасын жана анын таптык крштг коомдук ролун изилде...Русско-киргизский словарь
  58. эстетикаmixuмарксистсколенинская эстетика красота чеголибоem mi yshxngСинонимы аргоэстетика философия...Русско-китайский словарь
  59. эстетикаEstetika...Русско-крымскотатарский словарь
  60. эстетикаэстетика...Русско-крымскотатарский словарь II
  61. эстетикаesttika...Русско-латышский словарь
  62. эстетикаГоо зй гоо сайхны сургаал урлагийг зэх зэл...Русско-монгольский словарь
  63. эстетикаж. sthetik f промышленная эстетика Formgestaltung f....Русско-немецкий словарь
  64. эстетикаsthetik...Русско-немецкий словарь по искусству
  65. эстетикаэстетикаж ....Русско-новогреческий словарь
  66. эстетикаestetikk skjnnhetslre аргоэстетика философия...Русско-норвежский словарь
  67. эстетикаestetyka...Русско-польский словарь
  68. эстетикажesttica f аргоэстетика философия...Русско-португальский словарь
  69. эстетикаЭстетикаujumi ед....Русско-суахили словарь
  70. эстетикаэстетика эстетика зебо...Русско-таджикский словарь
  71. эстетикаж эстетика...Русско-татарский словарь
  72. эстетикаestetik estetik iмарксистская эстетика marksist estetikпромышленная эстетика snai estetik аргоэстетика философия...Русско-турецкий словарь
  73. эстетикаestetik...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  74. эстетикаf...Русско-финский словарь
  75. эстетикаestetika...Русско-чешский словарь
  76. эстетикасущ.жен. эстетика илемлхе тпчекен йслйлйх. син. красота эстетика илем илемлх хитрелх эстетика одежды тумтйр илемлх производственная эстетика производство эстетики...Русско-чувашский словарь
  77. эстетикаEsteetika...Русско-эстонский словарь
  78. эстетикаэстетика [тэ\]Синонимы аргоэстетика философия...Русское словесное ударение
  79. эстетикаот rp. aisthqsis способность чувствовать наука занимающаяся красивым и теми чувствами что оно вызывает в нас. Проблемы эстетики можно распределить на две рубрики творчес...Сверхкраткий философский словарь
  80. эстетикаот греч.em aisthanesthai воспринимать посредством чувств. Э. как особая дисциплина вычленяется в в. у А. Баумгартена введшего термин и понятие Э. Однако уже в др. клас...Словарь античности
  81. эстетикаЭСТЕТИКА греч. от aisthanesthai чувствовать воспринимать. Наука о прекрасном в природе и искусствах. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А...Словарь иностранных слов русского языка
  82. эстетикафилософская наука изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей. К...Словарь исторических терминов
  83. эстетикаНаука изучающая прекрасное в действительности особенности эстетического осознания человеком мира и общие принципы творчества по законам красоты в т. ч. законы развития ис...Словарь политических терминов проекта Me-i-oni
  84. эстетикаэстетика сущ. колво синонимов аргоэстетика красота философия художественность Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы аргоэстетика философия...Словарь синонимов II
  85. эстетикафилософская наука о закономерностях художественного освоения мира человеком о сущности и формах творчества по законам красоты....Словарь-справочник по философии
  86. эстетикаот греч. чувствующий чувственный филос. наука изучающая два взаимосвязанных круга явлений сферу эстетического как специфич. проявление ценностного отношения человека к ми...Советский философский словарь
  87. эстетикаЭСТЕТИКА от греческого aisthetikos чувственный философская дисциплина изучающая область выразительных форм любой сферы действительности в том числе художественной данных...Современная энциклопедия
  88. эстетикаЭСТЕТИКА от греч . aisthetikos чувствующий чувственный философская наука изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеко...Современный энциклопедический словарь
  89. эстетикаAesthetics Christian View of. Христианский подход к эстетической теории в отличие от светского понимания этой дисциплины дает представление о том как сама область эстетич...Теологический энциклопедический словарь
  90. эстетикаот греч.u aisthetikos чувствующий чувственный наука о прекрасном в обществе и природе и его роли в человеческой жизни. Рубрика Эстетические категории в литературе Эстет...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  91. эстетиканаука теория об изящном Ср.em Физиология не допускает произвольных фантазий нашей эстетикиem возразила Антонина Дмитриевна!Маркевич. Бездна. Пролог. . Ср.em понимаю чув...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  92. эстетикаЭстетикаstrong наука теоря объ изящномъ. Ср.em Физологя не допускаетъ произвольныхъ фантазй нашей эстетикиem возразила Антонина Дмитревна!Маркевичъ. Бездна. Прологъ. . С...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  93. эстетикаЭСТЕТИКА ж. греч. ученье или теория об изящном об изяществе в художествах. тическое чувство или вкус изящный. Эстетик теорик в изящных искуствах....Толковый словарь живого великорусского языка
  94. эстетикаэстетика [...Толковый словарь иностранных слов
  95. эстетикаЭСТЕТИКА [тэ] и ж. . Философское учение о сущности и формахпрекрасного в художественном творчестве в природе и в жизни об искусствекак особом виде общественной идеологии....Толковый словарь Ожегова
  96. эстетикаЭСТЕТИКА эстетики мн. нет ж. . Наука об эстетических явлениях о прекрасном об искусстве как особом виде общественной идеологии искус. Система взглядов на искусство крой ...Толковый словарь русского языка II
  97. эстетикаЭСТЕТИКА [тэ] и ж. . Философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве в природе и в жизни об искусстве как особом виде общественной идеологи...Толковый словарь русского языка II
  98. эстетикаЭСТЕТИКА [тэ] и ж. . Философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве в природе и в жизни об искусстве как особом виде общественной идеологи...Толковый словарь русского языка
  99. эстетикаУдарение в слове эстетикаУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове эстетика...Ударение и правописание
  100. эстетикаRzeczownik эстетика f estetyka f...Универсальный русско-польский словарь
  101. эстетикас греч. эстетикос чувственный философская дисциплина занимающаяся анализом прекрасного красоты и материализованной формы их воплощения искусства. Эстетика это учение ...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  102. эстетикафилософская дисциплина изучающая свойства и закономерности художественной деятельности. Упрощенно Э. можно определить как учение о прекрасном....Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  103. эстетикаЭСТЕТИКА от греч. aisthetikos чувствующий чувственный филос. дисциплина изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира их строение и модификац...Философская энциклопедия
  104. эстетикаот греч. чувственный филос. дисциплина имеющая своим предметом область выразит. форм любой сферы действительности в т.ч. художественной данных как самостоятельная и чу...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  105. эстетикаот греч. aisthetikos чувствующий чувственный учение о прекрасном а в более общем понимании об эстетически важном и его действительности которую следует понимать не как не...Философский энциклопедический словарь II
  106. эстетикаот греч. aisthetikos чувствующий чувственный учение о прекрасном а в более общем понимании об эстетически важном и его действительности которую следует понимать не как ...Философский энциклопедический словарь
  107. эстетикаэстетика эстетики эстетики эстетик эстетике эстетикам эстетику эстетики эстетикой эстетикою эстетиками эстетике эстетиках Источник Полная акцентуированная парадигма по А....Формы слова
  108. эстетикаЭстетика составляет особую отрасль философии занимающуюся красотой и искусством. Самый термин Э. происходит от греческого что значит чувственный и в таком смысле встреч...Энциклопедический словарь
  109. эстетикасоставляет особую отрасль философии занимающуюся красотой и искусством. Самый термин Э. происходит от греческого что значит чувственный и в таком смысле встречается еще ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  110. эстетикаЭстетика от др.греч. aisthanomai чувствовать aisthetikos воспринимаемый чувствами Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительн...Энциклопедия культурологии
  111. эстетикаот греч. aisthetikos чувствующий чувствительный англ. aesthetics esthetics нем. Asthetik. . Наука изучающая сферу специфических проявлений ценностного отношения между и...Энциклопедия социологии
  112. эстетикаот греч. aisthetikos чувствующий относящийся к чувственному восприятию наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности о творчестве по законам...Эстетика
  113. эстетикаВосходит к индивидуальному новообразованию франкфуртского профессора А. Г. Баумгартена ср. его сочинение Аеsthеtiса г. и сл. по аналогии греч. наука об объектах чувстве...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  114. эстетикаэстетика эстетикаВосходит к индивидуальному новообразованию франкфуртского профессора А. Г. Баумгартена ср. его сочинение Аеsthеtiса г. и сл. по аналогии греч. наука о...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)