Теологический энциклопедический словарь

ШЛЕЙЕРМАХЕР, ФРИДРИХ

Эрнст (Schleiermacher, Friedrich Daniel Ernst, 17681834). Крупнейший теолог XIX в., часто называемый отцом либеральной протестантской теологии или теологии религиозного опыта. Родился в 1768 г.в Бреслау, в семье военного капеллана (реформата), образование получил в школах Моравских братьев, поразивших его своим мистическим пиетизмом. В 1787 г. поступил в Университет Галле, где изучал труды Канта иСпинозы. Решающим в интеллектуальном развитии Шлейермахера стало его знакомство в 1796 г. в Берлине с процветавшим тогда движением романтизма, отрицавшим классические нормы в литературе и в искусстве и сухой рационализм Просвещения. Под влиянием лидера этого движения Ф.Шлегеля Шлейермахер написал "Речи о религии к образованным людям, ее презирающим" (1799), адресованные романтикам. В этой работе он утверждал, что романтики отвергли религию по вине рационалистов, крые сводили суть религии либо к знанию, приобретенному посредством разума и выраженному в доктринах, либо к морали, осознанной через совесть и проявленной в поведении. Это привело к пренебрежению чувством, тогда как чувство основа романтизма составляет истинную суть религии. Сам он определял религию как уникальный элемент человеческого опыта, основанный не на познавательных и моральных способностях, крые дают лишь непрямое и опирающееся на вывод знание о Боге, а на чувстве, к-рое дает непосредственный опыт богообщения. Такое определение, не сводя религию к психологии и мистическому погружению, все же делало ее чем-то глубоко субъективным. Вторя основной теме романтизма, Шлейермахер утверждал, что благочестие возникает из опыта Бога (как Бесконечного) через опыт мира (как конечного), а не из рациональной метафизики или доктринальных размышлений. Люди постигают мир, в к-ром они живут, скорее через воображение и интуитивный опыт природы, чем на основе рационального анализа и научных методов. Поскольку Шлейермахер подчеркивал имманентность Бога, Его присутствие в мире и субъективный религиозный опыт человека, а не трансцендентность Бога и объективную реальность, традиционалисты постоянно обвиняли его в пантеизме. "Речи..." Шлейермахера важны тем, что в них сформулирована новая концепция религии, предполагающая радикальную переоценку традиционных теологических методов. Согласно этой концепции, религиозный опыт не вырастает из доктринальных формулировок или церковной жизни, но сама религия есть уникальный, первичный опытчеловека. В 1804 г. Шлейермахер переехал из Берлина в Галле. Широта его познаний была такова, что в тамошнем университете он стал преподавать все теологические дисциплины (к-ром е ВЗ). В 1807 г. Шлейермахер вернулся в Берлин, чтобы читать там лекции по греческой философии. К-ром е того, он проповедовал в Берлинской церкви Троицы, причем последнюю проповедь произнес всего за две недели до своей смерти (1834). Шлейермахер был одним из основателей Берлинского университета и с первого года его существования (1810) преподавал там теологию. Если Кант субъективировал знание, сведя его к категориям человеческого рассудка, а впоследствии в работе "Религия в пределах только разума" интерпретировал христианство как деистический морализм, то Шлейермахер дал в работе "Вероучение" (1821)своютрактовку христианской теологии, соответствующую его подходу к религии, крый сформировался под влиянием романтизма. Позднее Шлейермахер определил религию как "чувство абсолютной зависимости", или "богосознание". Он полагал, что теология неспособна объективно описать Бога, но способна соотнести с Богом христианское чувство абсолютной зависимости. Теология историческая дисциплина, фиксирующая религиозный опыт каждого нового поколения. Вопреки реформатской традиции, а также учению Августина и ап. Павла, Шлейермахер отрицал историческое грехопадение. Он полагал, что описанное в Быт грехопадение не реальное событие, но аллегория, показывающая, что греховные поступки обусловлены греховной природой человека. Первородный грех не наследуемая растленность; нельзя считать, что Адам был создан праведным и своим греховным выбором привел человечество ко греху. Человеческая природа всегда была смешением "первородной праведности" (потенциальное "богосознание")с "первородной греховностью" ("богозабвение"). Праведность и грех сосуществуют в человеке с самого начала, и с этой точки зрения ситуация до падения Адама ничем не отличается от ситуации после падения. Грех, описанный в Быт 3, это не сознательный мятеж против всесильного Творца, а лишь ошибка человека, подчинившего свое чувство абсолютной зависимости таким преходящим обстоятельствам, как удовольствие и страдание. Несмотря на свой потенциал "богосознания ", люди не могут сами спасти себя. Христианство (и в этом его превосходство над другими религиями) предлагает получить искупление через Иисуса Христа. Шлейермахер критиковал все традиционные взгляды на личность и дела Христа за то, что они сосредоточены на вере в некие идеи о Христе, а не на самом опыте искупления. Христос как Искупитель идеальный пример и источник "богосознания", побеждающего грех. Шлейермахер считал, что возрождения (" богосознания ") можно достигнуть, участвуя в жизни современной Церкви, а не просто через веру в смерть и воскресение Христа, произошедшие в истории. Он отмечал, что ученики Христа были приобщены к Его "богосознанию" еще до того, как уверовали в Его воскресение. Свой взгляд на искупление Шлейермахер называл мистическим, чтобы отличить его от реформатского взгляда, крый сосредоточивается на заместительной смерти Христа, т.е. на отношениях между Христом и Богом Отцом, не соприкасающихся с религиозным опытом человека. Такой взгляд Шлейермахер критиковал за чрезмерный объективизм и индивидуализм, а также за то, что он не учитывает посреднической роли сообщества верующих в процессе искупления. В то же время он отвергал естественные подходы, напр. подход Канта, сводившего искупление к моральным обязательствам. Шлейермахеровский пересмотр христианской теологии особенно радикален в том, что касается авторитета. Никакой внешний авторитет, будь то Св. Писание, Церковь или историческая вероисповедная формулировка, нельзя поставить над непосредственным опытом верующих. Из такого мнения следовали более критический подход к Библии, сомнение в ее богодухновенности и авторитете и отрицание доктрин о непорочном зачатии, Троице и Втором пришествии. Шлейермахер был убежден, что эти догматы никак не связаны с человеческим опытом искупления и предполагают лишь интеллектуальное, непрямое знание, а не непосредственное "богосознание". В XIX в. эти идеи получили широкое распространение. Влияние Шлейермахера проявилось и в закате рожденного Просвещением европейского деизма, и в возникновении либеральной теологии в Америке, где 1920е гг. были отмечены ожесточенным спором модернистов и фундаменталистов о божественной природе и воскресении Христа. После Первой мировой войны идеи Шлейермахера подверг критике неоортодоксальный теолог К. Барт, усмотревший в них не только новую интерпретацию основных христианских доктрин, но и отрицание уникальности христианства, трактуемого как одна из многих форм религии. W. A. Hoffecker (пер. А.Г.) Библиография: Schleiermacher, Brief Outline on the Study of Theology: K. Barth, Protestant Thought from Rousseau toRitschl; R.R. Brandt, The Philosophy of Schleiermacher; J. Hick, Evil and the God of Love; H. R. Mackintosh, Types of Modern Theology; R. R. Niebuhr, Schleiermacher on Christ and Religion; М. Redeker, Schleiermacher: Life and Thought; C. Welch, Protestant Thought in the Nineteenth Century, I. См. также: Либерализм в теологии; Романтизм.

  1. шлейермахер, фридрихнем. богослов филосов и обществ деятель. Признавал существование некоего мир. единства бога в кром примиряются все противоположности и крый открывается лишь непосредств. ...Атеистический словарь II
  2. шлейермахер фридрихШлейермахерstrong Schleiermacher Фридрих . Бреслау . Берлин немецкий протестантский теолог и философ. Воспитанник пиетистских гернгутерских общин. Учился в университете...Большая Советская энциклопедия II
  3. шлейермахер (фридрих)немецкий теолог Бреслау Берлин . Представитель религиозного духа характерного для философского романтизма в Германии автор книг Речи о религии развивающей мысль Спиноз...Новый философский словарь
  4. шлейермахер, фридрихнемецкий теолог Бреслау Берлин . Представитель религиозного духа характерного для философского романтизма в Германии автор книг Речи о религии развивающей мысль Спиноз...Сверхкраткий философский словарь
  5. шлейермахер фридрих. . Бреслау . . Берлин нем. протестантский теолог и философ. Ок. х гг. был близок кружку йенских романтиков. В рапсодическивосторженных Речах о религии рус. пер. и Мо...Советский философский словарь
  6. шлейермахер, фридрихнемецкий историк философ и протестантский теолог современник немецкого романтизма основатель герменевтики как самостоятельной научной дисциплины который рассматривал ее к...Философия науки и техники
  7. шлейермахер, фридрихнояб. февр. нем. философ богослов и обществ. деятель. Был близок к Ф. Шлегелю и раннему нем. романтизму. В годы оккупации Германии войсками Наполеона выступил вместе...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  8. шлейермахер, фридрихнем. протестантский теолог и философ много лет занимался проповеднической деятельностью был проф. Берлинского унта. Воззрения Ш. сочетали в себе идеи Спинозы Канта Фихте ...Философский энциклопедический словарь