Философия науки и техники

ШЛЕЙЕРМАХЕР, ФРИДРИХ

1768-1834) – немецкий историк, философ и протестантский теолог, современник немецкого романтизма, основатель герменевтики как самостоятельной научной дисциплины, который рассматривал ее как«искусство понимания» и переориентировал герменевтику с разработки правил истолкования конкретных текстов на анализ общих принципов их понимания, предложив следующие принципы герменевтического анализа: 1) диалогичностигуманитарного мышления; 2) диалектического взаимодействия части и целого при понимания текстов; 3) зависимость понимания от знания внутренней и внешней жизни автора текста; 4) единство грамматической и психологической интерпретации; 5) сотворчество (конгениальности) автора и интерпретатора. Он также предложил основные методы герменевтического анализа: а) перевод интерпретатором бессознательного пласта из жизни автора в план знаний; б) построениеинтерпретирующих гипотез, основанных на предварительном понимании. Шлейермахер дал определение термину «понимание», которое является обнаружение смысла текста, осуществляемое в процессе грамматической и психологической интерпретации. При грамматической интерпретации акцент делается на знаниеязыка, на котором написано произведение (объективная сторона понимания), при психологической интерпретации внимание уделяется тому, как написано произведение, т.е. личности автора, его внутренней и внешней жизни (субъективнаясторона понимания текста). Шлейермахер видит задач герменевтики в том, чтобы понять труд автора лучше, чем он это делает сам, для чего необходимо как бы заново повторить творческий путь создания данного текста его автором. С этойцелью он вводит понятие «вхождение в герменевтический круг», который он представляет как отношение целого и части: чтобы понять целое, необходимо понять его отдельные части, но для их понимания требуется представление осмысле целого. Понимание рассматривается как процесс движения от целого – к частям, а затем от частей – к целому: от интуитивного предпонимания целого к выявлению значения частей, а затем возвращение к пониманию целого (на практике истолкование текста зависит от контекста, а понимание контекста – от трактовки содержания текста).

  1. шлейермахер, фридрихнем. богослов филосов и обществ деятель. Признавал существование некоего мир. единства бога в кром примиряются все противоположности и крый открывается лишь непосредств. ...Атеистический словарь II
  2. шлейермахер фридрихШлейермахерstrong Schleiermacher Фридрих . Бреслау . Берлин немецкий протестантский теолог и философ. Воспитанник пиетистских гернгутерских общин. Учился в университете...Большая Советская энциклопедия II
  3. шлейермахер (фридрих)немецкий теолог Бреслау Берлин . Представитель религиозного духа характерного для философского романтизма в Германии автор книг Речи о религии развивающей мысль Спиноз...Новый философский словарь
  4. шлейермахер, фридрихнемецкий теолог Бреслау Берлин . Представитель религиозного духа характерного для философского романтизма в Германии автор книг Речи о религии развивающей мысль Спиноз...Сверхкраткий философский словарь
  5. шлейермахер фридрих. . Бреслау . . Берлин нем. протестантский теолог и философ. Ок. х гг. был близок кружку йенских романтиков. В рапсодическивосторженных Речах о религии рус. пер. и Мо...Советский философский словарь
  6. шлейермахер, фридрихЭрнст Schleiermacher Friedrich Daniel Ernst . Крупнейший теолог XIX в. часто называемый отцом либеральной протестантской теологии или теологии религиозного опыта. Родился...Теологический энциклопедический словарь
  7. шлейермахер, фридрихнояб. февр. нем. философ богослов и обществ. деятель. Был близок к Ф. Шлегелю и раннему нем. романтизму. В годы оккупации Германии войсками Наполеона выступил вместе...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  8. шлейермахер, фридрихнем. протестантский теолог и философ много лет занимался проповеднической деятельностью был проф. Берлинского унта. Воззрения Ш. сочетали в себе идеи Спинозы Канта Фихте ...Философский энциклопедический словарь