Теологический энциклопедический словарь

ШТРАУС ДАВИД ФРИДРИХ

(Strauss, David Friedrich, 1808 1874). Немецкий теолог. Родился в Людвигсбурге, недалеко от Штуттгарта, учился в Тюбингене у Ф.Х. Баура и в Берлине, где увлекся философией Гегеля. В 1832 г. получил место репетитора в Тюбингенском теологическом институте (Stift ), однако в 1835 г. был вынужден оставить занимаемую должность в связи с выходом в свет своей книги "Жизнь Иисуса". В1839 г. Штраус получил приглашение в Цюрихский университет, однако этому воспротивились его клерикальные противники. Так и не вступив в должность, Штраус получил отставку и посвятил остаток жизни свободной литературной деятельности. Самое значительное из всех сочинений Штрауса " Жизнь Иисуса, критически переработанная" (в 2т., 183536). Оспаривая историческую достоверность чудес, описанных вНЗ, и несоглашаясь с теми, кто считал евангельские повествования простым вымыслом, Штраус применил к элементам сверхъестественного понятие "миф", заимствованное из гегелевской философии религии. По мысли Штрауса, евангельские повествования об Иисусе из благочестивых соображений сильно приукрашены учениками. К-ром е того, те придали рассказам такую форму, чтобы в описываемых событиях можно было увидеть исполнение пророчеств ВЗ. Эти исторически недостоверные "мифы" тем не менее вполне соответствовали религиозным чувствам и идеям той эпохи. "Мифы", как таковые, не ложь и не вымысел, это истина об Иисусе, выраженная в косвенной форме. Исходя из принципов гегелевской философии, Штраус был убежден, что "мифы" выражают осознанную евангельскими авторами весть Иисуса о единстве Бога и человека. Отсюда следовало, что истинный Богочеловек не индивид, а человечество в целом. Поэтому личность Иисуса следует понимать символически, как осуществление в человечестве Абсолютной Идеи или Абсолютного Духа. Человек единство конечного и бесконечного, духа и природы. Человечество призвано к тому, чтобы достигать все большего совершенства и возвышения, неустанно двигаясь вперед. В НЗ это отражено в символах смерти, воскресения и вознесения. Книга вызвала бурную полемику. В следующем сочинении ("Христианское вероучение", 184041) Штраус утверждал, что библейское учение несовместимо с научным знанием. Целых 20 лет Штраус не обращался к теологической тематике. В эти годы Штраус активно участвовал в политической жизни Франкфурта и опубликовал несколько биографий, самая известная из крых "Ульрих фон Гуттен" (1861). В 1864 г. Штраус заново переработал и выпустил в свет "Жизнь Иисуса". Он убрал из книги все, что особенно проникнуто духом гегельянства, и счел необходимым по возможности восстановить образ исторического Иисуса в простых человеческих чертах. Однако ни в этой книге, ни в критических выступлениях в адрес Шлейермахера (1865) ему не удалось перекинуть мост через пропасть, пролегающую между Иисусом истории и Христом веры. В своей последней работе, "Старая и новая вера", Штраус выступает с позиций дарвинизма. Он верит в неограниченные возможности естествознания, отвергает религиозную веру в христианского личного Бога и в бессмертие души. Незыблемой, по мысли Штрауса, остается только абсолютная зависимость человека от вселенной. R.V. Pierard(пер. В.Р.) Библиография: A. Schweitzer, The Quest of the Historical Jesus; K. Barth, Protestant Thought from Rousseau to Ritschl; L. E. Keck, ed.. The Christ of Faith and the Jesus of History; H. Harris, David Friedrich Strauss and His Theology; C. Brown, NIDCC, 934. См. также: Гегель, Георг Вильгельм Фридрих; Тюбингенская школа.

  1. штраус давид фридрихнем. философмладогегельянец историк христианства принадлежал к тюбингенской школе но был последовательнее в критике учения о Христе и Нового завета. Особую роль сыграли е...Атеистический словарь II
  2. штраус давид фридрихШтраусstrong Strauss Давид Фридрих . Людвигсбург . там же немецкий философмладогегельянец см. Гегельянство Учился в Тюбингене испытал влияние Ф. К. Баура см. также Тюби...Большая Советская энциклопедия II
  3. штраус давид фридрихШтраус Давид Фридрих немецкий историкбогослов философ публицист автор книги Жизнь Иисуса очень популярной хотя и запрещенной в России....Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  4. штраус давид фридрих. . Людвигсбург . . там же нем. теолог и философ представитель младогегельянства см. Гегельянство. В период революции Ш. отстаивал принципы конституц. монархии после ...Советский философский словарь
  5. штраус давид фридрихШТРАУС Давид Фридрих ШТРАУС Straus Давид Фридрих января Людвигсбург февраля там же немецкий философ и теолог представитель Тюбингенской школы историкокритического и...Философская энциклопедия
  6. штраус давид фридрихянв. февр. нем. философмладогегельянец см. Гегельянство. В революции выступал с требованием конституц. монархии после националлиберал монархист противник социализ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  7. штраус давид фридрихStrauss германский философ историк теолог и публицист родом из Вюртемберга. Учился в духовной евангелической семинарии в Блаубейрене в Вюртемберге где одним из его учит...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  8. штраус, давид фридрихIstrongStrauss германский философ историк теолог и публицист родом из Вюртемберга. Учился в духовной евангелической семинарии в Блаубейрене в Вюртемберге где одним из е...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона