Теологический энциклопедический словарь

ТЕОДИЦЕЯ

(Theodicy). Этот термин происходит от греч. cnostheos ("бог") и dike ("справедливость"). Его смысл оправдание того, как Бог поступает с людьми. Успешная теодицея решает проблему зла в рамках конкретной теологической системы, показывая, что Бог, несмотря на существование зла, всемогущ, всеблаг и справедлив. Характеристики теодицеи. Любая теодицея являет шесть основных характеристик. (1)Теодицея призвана решить проблему логичности той или иной теологической позиции. Критика теистических систем чаще всего сводится к тому, что их основные положения (положения о всемогуществе Бога, Его всеблагости и о существовании зла в мире, Им сотворенном) вступают в противоречие между собой. Задача теодицеи показать, что эти тезисы логически совместимы. Тот, кто создает теодицею, обязан доказать лишь отсутствие противоречий в его собственной теологической позиции, в его собственных представлениях о Боге и зле. Критика не имеет значения, если она исходит из того, что теодицея включает утверждения о Боге и зле, крые критика не разделяет; она должна быть последовательной лишь в собственных пределах. Однако такая защита Бога, края окажется внутренне непоследовательной, будет признана некорректной. (2) Необходимо, чтобы теодицея была соотнесена с тем или иным аспектом проблемы зла (моральное зло, физическое зло, проблема отношений человека с Богом в свете переживания этим человеком конкретного зла, проблема степени или интенсивности зла). Правильная теодицея это система, решающая специфическую проблему зла. Нельзя, к примеру, отвечать на вопрос о природном зле ссылкой на свободную волю людей. Землетрясения и засухи никак с ней не связаны. С другой стороны, свободная воля отвечает за моральное зло, т.е. зло, сотворенное морально ответственным субъектом. (3) Теодицея должна соотноситься с конкретной теологией, поскольку даже в рамках ортодоксального христианского теизма существует несколько теологических подходов к проблемам Бога и зла. Каждая теология посвоему понимает благость и всемогущество Бога, природу зла и природу человеческой свободы. Теодицея призвана защищать действия Бога в том виде, в каком они изображаются соответствующей теологической системой. Напр., защита, исходящая из свободы воли, не решает проблему морального зла для кальвинизма, поскольку представление о свободе, подразумеваемое такой защитой, противоречит кальвинистской трактовке свободы. (4) Проблема зла, как бы ее ни формулировать, неизбежно оказывается проблемой логичности и потому актуальна лишь для тех теологий, крые понимают всемогущество Бога как Его способность делать все то, что логично. Если же мы скажем, что Бог может делать все, что угодно, даже актуализовать логические противоречия, то проблема логичности отпадет сама собой. Едва ли не все теодицеи созданы в соотнесении с теологиями, согласно крым Бог может делать лишьто,что логично. (5) В том, что касается моральной ответственности, теодицеи(и этические системы вообще) обычно исходят из аксиомы, согласно крой человек не несет ответственности ни за то, что он не мог бы сделать, ни за то, что он делает по принуждению. (6) Большинство теодицей организовано в соответствии с изложенными выше принципами. Теодицеи пытаются снять очевидное теологическое противоречие, указывая, что Бог, несмотря на Его всемогущество, не способен устранить зло. Поскольку Он не способен устранить зло, Он не несет моральной ответственности за присутствие зла в мире. Эта аргументация основывается на убеждении, что всемогущество Бога лишь способность делать все то, что логично. Стратегия состоит в выделении какогото из дел Божьих, относящегося к ценностям первого порядка и бывшего бы невозможным, если бы Бог устранил зло. Говорят, напр., что Бог не может достичь сразу двух целей дать человеку свободную волю и устранить зло. А поскольку Он не может сделать и то и другое, Он не несет ответственности за присутствие зла в мире, ибо никто не должен быть обвинен в том, чего он не способен изменить. Варианты теодицеи. Известные мыслители предложили несколько интерес ных теодицей, имеющих целью разрешить моральную проблему зла. Г. Лейбниц, создатель крайне рационалистической теологии, разработал свою теодицею. По его мнению, всему, что делает Бог, есть причины; и более того, эти причины суть необходимые законы. Их можно познать посредством чистого разума, без помощи всякого откровения. Единственная метафизически необходимая сущность это Бог. Есть бесконечное множество конечных возможных миров, крые Бог мог бы актуализовать, но лишь один мир наилучший из возможных, а Бог и должен творить лучшее. Помимо метафизики, Лейбниц выработал и концепцию этики, согласно крой термины "добро" и "зло" многозначны, причем первичное их значение метафизическое, и с ним связаны все другие значения. Метафизическое зло это конечность или отсутствие бытия, метафизическое добро полнота бытия. Бог нравственно благ потому, что Он хочет наилучшего (с метафизической точки зрения). В лейбницевской системе проблема зла формулируется следующим образом. Если можно продемонстрировать, что Бог пожелал сотворить не лучший из миров (в метафизическом отношении), тогда Бог не благ. Если же, напротив, удастся доказать, что Бог пожелал наибольшего метафизического блага, тогда Он морально оправдан, несмотря на присутствие в мире морального и физического зла. Лейбниц утверждает, что Бог всегда имеет для своих действий достаточное основание, постижимое чистым разумом. Актуализуя мир, Бог выбирает лучший из возможных миров. Являя собою абсолютный разум, Бог знает, каков этот наилучший мир, а будучи всемогущим, Он может его актуализовать. Поскольку Бог всеблаг, то Он хочет это сделать, и действительно. Он актуализовал лучший из возможных миров. Богатейший (метафизически) мир должен содержать наибольшее количество наиболее разнообразных творений. Мир, включающий моральное и физическое добро и зло, метафизически богаче, чем мир, наделенный лишь моральным и физическим добром. Бог должен творить наилучшее (и, по Лейбницу, творит его), и мы видим, что лучший (метафизически) из возможных миров должен содержать моральное и физическое зло. Если бы Бог не сотворил такого мира, Он не исполнил бы своей высшей моральной обязанности сотворить наилучший мир и подлежал бы моральному осуждению. Следовательно, существование морального и физического зла в актуализованном Богом мире оправдано, а Бог справедлив, всемогущ и всеблаг. Система Лейбница свободна от внутренних противоречий, и поэтому она действительно решает проблему зла как проблему внутренней последовательности. Можно отвергать теодицею и теологию Лейбница по тем или иным причинам, но не потому, что он не сумел устранить предполагаемое противоречие. Другие распространенные теодицеи основываются на видоизмененной рационалистической теологии. Такая метафизика лежит в основе защиты, исходящей из свободы воли (августинианская традиция) и теодицеи со ссылкой на совершенствование души (иринеевская традиция). Здесь следует выделить четыре тезиса. (1) Согласно видоизмененной рационалистической теологии, Бог не обязан творить мир, ибо само существование Бога и есть высшее благо. (2) Сотворение мира это дело, достойное Бога, но отнюдь не единственное достойное Его дело. Все, что Бог решает сделать, Он делает по некоей причине, но эти причины не необходимые законы. (3) Число конечных возможных миров бесконечно. Некрые из них по природе своей дурны, и потому Бог не может сотворить их. Однако есть целый ряд благих возможных миров, крые Бог мог сотворить. Неверно говорить о "наилучшем" из возможных миров. (4) Бог свободен решать, творить ли ему мир вообще и какой именно из благих возможных миров творить. Здесь проблема зла формулируется так: можно ли сказать, что актуализованный Богом возможный мир, хотя в нем и присутствует зло, относится к благим возможным мирам? Сторонник видоизмененной рационалистической теологии призван продемонстрировать это, выдвинув то или иное доказательство. Видоизмененная рационалистическая теология опирается на ту или иную базисную форму этики. Теодицея, исходящая из свободы воли, предполагает, что действие не может расцениваться как доброе или злое на основании его последствий. В плане проблемы зла это означает, что мир, созданный Богом, не содержал зла, но зло было привнесено в мир действиями существ, сотворенных Богом. Теодицея, ссылающаяся на совершенствование души, исходит из того, что моральную оценку действия следует давать именно учитывая его результат. Мир, сотворенный Богом, уже содержал зло, но нельзя обвинять Бога в этом, ибо Он в конечном счете использует зло для умножения добра. Теодицея, ссылающаяся на свободную волю, прежде всего отмечает, что зло существует в мире не по вине Бога. Причина зла в том, что люди злоупотребляют свободой воли.Тогда возникает вопрос: не следует ли обвинить Бога в том, что Он дал человеку свободную волю, зная, что человек злоупотребит ею? Нет, отвечает теодицея, не следует, ибо свободная воля ценность высшего порядка и Бог непременно должен был наделить ею свои творения. Не Бог, а человек использует свободу воли во зло, и потому ответственность за зло лежит на человеке. Бог же, давший людям то, чем они могли злоупотребить и злоупотребили, сотворил благо, ибо мир, где живут свободные существа, пусть даже творящие зло, гораздо лучше мира, свободного от зла, но населенного автоматами. Бог не мог сотворить людей свободными и при этом сделать так, чтобы они всегда творили добро. Если Бог заставляет человека совершать некие действия, то эти действия уже не будут свободными. Подлинная свобода воли предполагает зло, но Бог поступил правильно, дав нам свободную волю, ибо она есть благо, к-рое превосходит по своей значимости любые возможные злоупотребления. Отметим следующее. (1)Если признать за теодицеей, ссылающейся на свободу воли, право формулировать свои представления о Боге, зле и человеческой свободе (а это право следует признать, учитывая природу проблемы), то предлагаемый ответ можно рассматривать как удовлетворительный, а созданную систему как внутренне последовательную. Получается, что созданный Богом мир действительно относится к числу возможных благих миров. (2) Данная теодицея использует стратегию, описанную выше. Признается Божье всемогущество, но оно толкуется как способность Бога делать все то, что логично. Предполагается, что Бог должен был выбирать из двух вариантов, крые Он не мог актуализовать одновременно. Бог мог сотворить человека свободным или сотворить мир, где нет зла. Он выбрал первое, и благо, порожденное таким выбором, намного перевешивает все то зло, к-рое порождено людьми, злоупотребляющими свободной волей. Бог не несет ответственности за зло, к-рое присутствует в мире, поскольку, дав человеку свободу, Он не мог предотвратить это зло, а никто не может быть обвинен в том, чего не может изменить. Теодицея, ссылающаяся на совершенствование души, также основана на видоизмененной рационалистической теологии, но предполагает другую этику ("с учетом последствий"). В наши дни этот взгляд лучше всего представлен Дж. Хиком, крый утверждает, что Бог, творя человека, стремился не к тому, чтобы создать совершенное существо, а к тому, чтобы создать существо, нуждающееся в нравственном развитии. Бог хотел, чтобы человек на протяжении своей земной жизни морально и духовно совершенствовался, готовясь к Царству Божьему. Какая среда, спрашивает Хик, наиболее благоприятна для такого развития? Можно ли считать, что мир, свободный от зла, больше способствовал бы совершенствованию человеческого характера или же человек имеет лучшие возможности для духовного развития в мире, где присутствуют проблемы и зло? Хик убежден, что верно второе предположение. Если Бог стремится совершенствовать человеческие души, Он не может поместить человека в Эдем, где никогда не случается ничего плохого. В нашем мире есть зло, но Бога нельзя в этом винить,поскольку Он использует зло, чтобы развивать наши души и готовить нас к грядущему Царству. Да, говорит Хик, многие считают, что Бог потерпел в этом неудачу. Зло, распространившееся в мире, нередко отвращает людей от Творца, вместо того чтобы развивать их духовно. Получается, что зло не выполняет своего предназначения, а значит, Бог виновен в том, что создал такой мир. Нет, отвечает на это Хик, хотя нам и кажется, что души не совершенствуются, Бог в конце концов приведет каждую душу в Царство Небесное. Ни одна душа не останется неразвитой, никакое зло не окажется неоправданным. Если мы признаем за воззрениями Хика на Бога и зло право на существование (а мы должны это сделать), то данное решение проблемы зла можно будет счесть удовлетворительным. Можно отвергнуть теологию Хика в целом, но нельзя не признать его аргументацию внутренне последовательной. Хик показал, что наш мир это один из благих возможных миров, крые Бог мог сотворить. К-ром е того, его теодицея использует ту же стратегию, что и теодицеи, описанные выше. Предполагается, что Бог должен был выбирать из двух вариантов, крые Он не мог актуализовать одновременно. Бог мог устранить зло, но тогда Он не мог бы развивать души своих творений; с другой стороны, развивая души, Он не мог не допустить присутствия зла, ибо это необходимо для развития душ. Совершенствование душ и приготовление их к Царству Небесному это ценность первого порядка,оправдывающая присутствие зла в мире. Нельзя винить Бога за то, что Он не устранил зло, ибо Он не мог бы и устранить зло, и добиться развития душ, а ведь ни от кого нельзя требовать невозможного. Значимость теодицей. Апологетика. Первичная значимость теодицей состоит в том, что многие из них решают проблему зла в пределах соответствующих теологий. Как правило, возражения против теодицеи основываются на внешних причинах, т.е. критик отвергает интеллектуальные предпосылки данной системы. Такие возражения не связаны с самой проблемой зла, ибо она всегда остается в пределах внутрисистемной последовательности. Теодицеи, изложенные выше, обеспечивают внутреннюю последовательность соответствующих теологий и тем самым решают проблему зла. Атеисты ошибаются, полагая, что все теистические системы безнадежно иррациональны, поскольку содержат внутренние противоречия при рассмотрении данной проблемы. Нередко говорят, что ни один теист не может решить проблему зла, и ошибаются многим теистам это удалось. Действия Бога вполне можно оправдать, теист не обязан признавать свою позицию иррациональной изза проблемы зла. Интеллектуальная ясность. Тот, кто формулирует теодицею, должен ясно представлять себе интеллектуальную базу своей теологии. Всякая теология включает определенные взгляды на Бога, зло и человеческую свободу. Чрезвычайно важно, чтобы теолог помнил, что он работает внутри обширной традиции христианского теизма (при этом он вполне может расходиться во взглядах с другими христианами). Теодицея как человеческое творение. Отсюда вытекает и еще одно преимущество. Конечно, есть только один Бог, но Его описывают самые разнообразные теологии и теодицеи. Создание теодицей хорошо еще и тем, что оно помогает теологу осознать его собственную систему как лишь один из способов постичь Бога и мир. Теология верна настолько, насколько она соответствует реальности, но при этом она всегда останется человеческим творением. Всякий, кто отвергает теологию и теодицею, отвергает тем самым не Бога (если не считать, что данная теология или теодицея описывает Бога исчерпывающе и адекватно), а лишь человеческое представление о Боге и мире. Внутренняя последовательность. Цель теодицеи избежать внутренних противоречий, и всякий теист стремится освободить свою систему от таких противоречий, потенциальных или действительных. Однако нередко теолог создает лишь фрагментарную систему, так что одни его взгляды вступают в противоречие с другими. Автору теодицеи следует помнить, что теолог обязан мыслить не только аналитически, но и целостно и синтетически, чтобы избежать внутренних противоречий. J.S. FEINBERG (пер. А. Г.) Библиография: M B. Ahern, The Problem of Evil; J.S. Feinberg, Theologies and Evil; P.T. Geach, Providence and Evil; J. Hick, Evil and the Cod of Love; G. W. Leibniz, Theodicy, tr. E.M. Huggard; J. L. Mackie. "Evil and Omnipotence", in Philosophy of Religion, ed. B. Mitchell; E. Madden and P. Hare, Evil and the Concept of God; M. Peterson, Evil and the Christian God; A. Plantinga, God, Freedom, and Evil. См. также: Зла, проблема; Боль.

  1. теодицеяот греч. theds бог и dike справедливость букв. богооправдание религ.филос. учение цель крого доказать что существование в мире зла не отменяет религ. представлений о боге...Атеистический словарь
  2. теодицеяот греч. theds бог и dike справедливость букв. богооправдание религ.филос. учение цель крого доказать что существование в мире зла не отменяет религ. представлений о б...Атеистический словарь II
  3. теодицеяфранц. thodice от греч. thes бог и dke справедливость оправдание бога общее обозначение религиознофилософских доктрин стремящихся согласовать идею благого и разумного б...Большая Советская энциклопедия II
  4. теодицеягреч. theos бог dike правило религиознофилософское учение объясняющее существования бога как творца и всевидящего правителя мира наряду с существованием тмных сторон б...Большая энциклопедия по психиатрии
  5. теодицеясущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  6. теодицеяtheodicy теологические объяснения существования в мире страдания и зла несмотря на божественное присутствие. В значении используемом Вебером понятие относится к религиоз...Большой толковый социологический словарь
  7. теодицеяот греч. theos Бог и dike справедливость букв богооправдание англ. theodicy нем. Theodizee. Религиознофилософское учение Г. Лейбниц утверждающеечто существование в мире ...Большой толковый социологический словарь II
  8. теодицеямен. жн. роду...Большой украинско-русский словарь
  9. теодицеяфранц. theodicee оправдание Бога от греч. theos Бог и dike справедливость общее обозначение религиознофилософских доктринстремящихся согласовать идею благого и всемогу...Большой энциклопедический словарь II
  10. теодицеяТЕОДИЦЕЯ франц. theodicee оправдание Бога от греч. theos Бог и dike справедливость общее обозначение религиознофилософских доктрин стремящихся согласовать идею благог...Большой Энциклопедический словарь V
  11. теодицеяж.i Релгйнофлософське вчення що поясню снування Бога як творця правителя свту поряд з снуванням темних сторн буття та узгоджу наявнсть зла й несправедливост з дею мудрос...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  12. теодицеятеория цель крой снять с бога ответств. за существов. зла на земле. Приверженцами этой теории явл. в первую очередь стоики. Эпикур отрицал Т. доктрина оправдание...Древний мир. Энциклопедический словарь
  13. теодицеягреч.богооправдание религиознофилософское учение стремящееся доказать что существование в мире зла не подрывает веру в Бога как абсолютное добро. Возникло в античные врем...Евразийская мудрость от А до Я
  14. теодицеяфранцузское theodicee оправдание Бога от греческого theos Бог и dike справедливость общее обозначение религиознофилософских доктрин стремящихся согласовать идею благог...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  15. теодицеяТЕОДИЦЕЯ и ж. thodice f. ampLTгр. theos бог dike право справедливость. Религиознофилософское учение ставящее свой целью примирить существование в мире зла и несправедлив...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  16. теодицеяфр. theodicee от греч. theos бог и dike справедливость теологическая проблема аксиологического совмещения презумпции благости Творца с одной стороны и очевидности того ф...История философии
  17. теодицеяТЕОДИЦЕЯstrongфр. theodicee от греч. theos бог и dike справедливость теологическая проблема аксиологического совмещения презумпции благости Творца с одной стороны и о...История философии II
  18. теодицеягреч. theos и dike божественная справедливость оправдание Бога со стремлением рационально ответить на вопрос почему в мире есть зло если он создан и управляется всеблагим...Краткий религиозно-философский словарь
  19. теодицеяи ж.em Религиознофилософское учение пытавшееся согласовать существование в мире зла и несправедливости с идеей мудрости благости и всемогущества бога.[франц. thodice от г...Малый академический словарь
  20. теодицеяот греч.u theos бог dike право оправдание создателя всего как благого творца вопреки существованию темных сторон бытия strong Тогда теоглотека на Шестой авеню должно бы...Мир Лема - словарь и путеводитель
  21. теодицеяНачальная форма Теодицея единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  22. теодицеяТЕОДИЦЕЯ греч. theos Бог и dike справедливость право букв. богооправдание религиознофилософское учение цель которой сводится к оправданию представлений о Боге как абсол...Новейший философский словарь
  23. теодицеягреч. theos Бог и dike справедливость право букв. богооправдание религиознофилософское учение цель которой сводится к оправданию представлений о Боге как абсолютном доб...Новейший философский словарь II
  24. теодицеятеодицея ж. Философскобогословское учение согласно которому Бог как творец и создатель мира не несет ответственности за существующее на Земле зло....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  25. теодицеятеодицея теодицея и...Орфографический словарь
  26. теодицеяu жu Пр.u о теодицее доктрина оправдание...Орфографический словарь русского языка
  27. теодицеятеодицея менник жночого роду...Орфографічний словник української мови
  28. теодицеяфранц. theodicee оправдание Бога от греч. theos Бог и dike справедливость общее обозначение религиознофилософских доктрин стремящихся согласовать идею благого и всемогуще...Политическая наука - Словарь-справочник
  29. теодицеяТеодицея франц.em theodicee оправдание Бога от греч.em theos Бог и dike справедливость общее обозначение религиознофилософских доктрин стремящихся согласовать идею благог...Политология. Словарь.
  30. теодицеятеодицея теодицеи теодицеи теодицей теодицее теодицеям теодицею теодицеи теодицеей теодицеею теодицеями теодицее теодицеях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  31. теодицеяОрфографическая запись слова теодицея Ударение в слове теодицея Деление слова на слоги перенос слова теодицея Фонетическая транскрипция слова теодицея [тиадэа] Характери...Полный фонетический разбор слов
  32. теодицеяФранц. Оправдание Бога общее обозначение религиознофилософских доктрин стремящихся согласовать идею благого и всемогущего бога с наличием мирового зла оправдать бога как...Религиозные термины
  33. теодицеяот греч theos Бог и dike справедливость оправдание Бога попытка примирить существование зла и несовершенства в мире с благостью премудростью всемогуществом и правосудием...Русская философия
  34. теодицеятеодицея иСинонимы доктрина оправдание...Русский орфографический словарь
  35. теодицеяЖ мн. нет fls. tar. teodiseya dnyada olan daltsizliy brat qazandrmaq v allahn qadir v mrhmtli olduu haqqndak fsanlri dorultmaq mqsdini dayan dini flsfi gr....Русско-азербайджанский словарь
  36. теодицеятеодицея ж. филос.itheodicy...Русско-английский словарь
  37. теодицеяТэадыцэя...Русско-белорусский словарь
  38. теодицеярел.i тэадыцэя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  39. теодицеятеодицея...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  40. теодицеятеодицея...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  41. теодицеяTeodiike...Русско-эстонский словарь
  42. теодицеятеодицея и [тэ\]Синонимы доктрина оправдание...Русское словесное ударение
  43. теодицеяtheodizee греч. theos бог dike право справедливость богооправдание теория цель которой снять с бога ответственность за существование зла на земле. Приверженцами этой т...Словарь античности
  44. теодицеяТЕОДИЦЕЯ доказательство возможности совмещения всеблагости всемогущества и всеведения Божия с существованием на земле всякого зла в несчастий. Под таким заглавием Лейбниц...Словарь иностранных слов русского языка
  45. теодицеябогооправдание религиознофилософское учение цель которого доказать что существование в мире зла не отменяет религиозных представлений о Боге как абсолютном добре впервы...Словарь исторических терминов
  46. теодицеяТеодицея учение о примирении существующего на земле зла с благостью Бога...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  47. теодицеягреч. theosбог и dikeправо справедливости оправдание бога в отношении допускаемого им зла на земле. Необходимость теоретического объяснения как можно совместить веру во в...Словарь по этике
  48. теодицеятеодицея доктрина оправдание Словарь русских синонимов. теодицея сущ. колво синонимов доктрина оправдание Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы доктрина опр...Словарь синонимов II
  49. теодицеятеодицея доктрина оправдание...Словарь синонимов
  50. теодицеяфилософскобогословская доктрина основным назначением которой является стремление оправдать Бога как творца мира вопреки существованию темных сторон Бытия оправдание Бога ...Словарь-справочник по философии
  51. теодицеятеодицея ж. фр. гр. бог справедливсть боговиправдання релгйнофлософське вчення яке ставить соб за мету усунути суперечнсть мж врою у всемогутнього справедливого бога й н...Словник іншомовних слів
  52. теодицеятеодицея франц. thodice вд грец. бог справедливсть боговиправдання релгйнофлософське вчення яке ставить соб за мету усунути суперечнсть мж врою у всемогутнього справ...Словник іншомовних слів Мельничука
  53. теодицеяТЕОДИЦЕЯ ж.Релгйнофлософське вчення яке ставить усунути суперечнсть мж врою у всемогутнього справедливого бога й наявнстю зла на земл виходячи з того що саме зло добром...Словник української мови у 20 томах
  54. теодицеяфранц. Theodicee справедливость оправдание бога общее обозначение религ.филос. доктрин стремящихся согласовать идею благого и разумного божеств. управления миром с наличи...Советский философский словарь
  55. теодицеяТЕОДИЦЕЯ французское theodicee оправдание Бога от греческого theos Бог и dike справедливость общее обозначение религиознофилософских доктрин стремящихся согласовать ид...Современная энциклопедия
  56. теодицеяТЕОДИЦЕЯ франц . theodicee оправдание Бога от греч. theos Бог и dike справедливость общее обозначение религиознофилософских доктрин стремящихся согласовать идею благог...Современный энциклопедический словарь
  57. теодицеяTHEODICY Религиозная теодицея это оправдание божественной справедливости вопреки существованию зла. Это понятие использовалось М. Вебером при изучении того каким образом...Социологический словарь
  58. теодицеяот греч. Бог и оправдание теологическое учение оправдывающее справедливость Бога и доказывающая логику Нового Завета при ответе на вопрос если Бог добр почему так много в...Тематический философский словарь
  59. теодицеятеодицея [гр. theos бог dike право справедливость] богооправдание философскобогословское учение основным назначением которого является стремление снять с бога ответстве...Толковый словарь иностранных слов
  60. теодицеяТЕОДИЦЕЯ теодицеи мн. нет ж. от греч. theos бог и dike справедливость истор. филос. Учение посредством крого нем. философ Лейбниц в. пытался примирить существование в ...Толковый словарь русского языка II
  61. теодицеяТЕОДИЦЕЯ ж. Философскобогословское учение согласно которому Бог как творец и создатель мира не несет ответственности за существующее на Земле зло....Толковый словарь русского языка
  62. теодицеяж. Релгйнофлософське вчення що поясню снування Бога як творця правителя свту поряд з снуванням темних сторн буття та узгоджу наявнсть зла й несправедливост з дею мудрост...Толковый словарь украинского языка
  63. теодицеяУдарение в слове теодицеяУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове теодицея...Ударение и правописание
  64. теодицея[teodyceja]...Українсько-польський словник
  65. теодицеяв религиозной философии доктрина оправдания Бога в отношении допускаемого им зла на земле. Ее суть Бог милосерден он не творит зло оно результат человеческой деятельност...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  66. теодицеябогословское учение стремящееся оправдать Бога несмотря на существующее в мире зло....Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  67. теодицеяот греч. теос Бог и дике справедливость Общее название религиознофилософских учений стремящихся согласовать идею Бога как абсолютного добра с наличием зла в мире. Если...Философия. Словарь по обществознанию
  68. теодицеяТЕОДИЦЕЯ греч. theos Бог и dike справедливость оправдание Бога общее обозначение религиознофилос. доктрин стремящихся согласовать идею благого и разумного божественно...Философская энциклопедия
  69. теодицеяоправдание бога франц. thodice от греч. бог и справедливость общее обозначение религ.филос. доктрин стремящихся согласовать идею благого и разумного божеств. управле...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  70. теодицеяот греч. theos Бог и dike справедливость оправдание Бога в отношении допускаемого им зла на земле оправдание которое пытались осуществить теологи или теологизирующие фило...Философский энциклопедический словарь II
  71. теодицеяот греч. theos Бог и dike справедливость оправдание Бога в отношении допускаемого им зла на земле оправдание которое пытались осуществить теологи или теологизирующие ф...Философский энциклопедический словарь
  72. теодицеятеодицея теодицеи теодицеи теодицей теодицее теодицеям теодицею теодицеи теодицеей теодицеею теодицеями теодицее теодицеях Источник Полная акцентуированная парадигма по А...Формы слова
  73. теодицеяИдо Идея Дот Цея Дея Дит Дитя Отец Оцет Теодицея...Электронный словарь анаграмм русского языка
  74. теодицеяТеодицея или оправдание Богаi есть название одного из сочинений Лейбница Essai de Th odice sur la bont de Dieu la libert de lhomme et lorigine du mal пpиобретшее значен...Энциклопедический словарь
  75. теодицеяили оправдание Богаem есть название одного из сочинений Лейбница Essai de Thodice sur la bont de Dieu la libert de lhomme et lorigine du mal приобретшее значение общего...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  76. теодицеяТЕОДИЦЕЯ фр. theodicee от греч. theos бог и dike справедливость теологическая проблема аксиологического совмещения презумпции благости Творца с одной стороны и очевид...Энциклопедия История философии
  77. теодицеяТеодицея греч.em theos бог dike право справедливость богооправдание название многих религиозных трактатов ставящих целью во что бы то ни стало оправдать явное противо...Энциклопедия культурологии
  78. теодицеяот греч. theos Бог и dike справедливость букв богооправдание англ. theodicy нем. Theodizee. Религиознофилософское учение Г. Лейбниц утверждающеечто существование в мир...Энциклопедия социологии