Энциклопедия культурологии

ТЕОДИЦЕЯ

Теодицея
(греч.theos– бог +dike– право, справедливость) – «богооправдание», название многих религиозных трактатов, ставящих целью во что бы то ни стало оправдать явное противоречие между верой во всемогущего и благого бога и существованием в мире зла и несправедливости.
☼ «оправдание Бога» (франц.theodicee, отгреч.Бог и справедливость) — общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею благого и разумного Божественного управления миром с наличием мирового зла, «оправдать» это управление вопреки существованию темных сторон бытия. Термин «Т.» введен Лейбницем в его трактате «Опыты Т. о благости Божией, свободе человека и первопричине зла» (1710).
Всякая Т. есть «оправдание» перед лицом некоторого обвинения, ответ на то, что Гейне назвал «проклятыми вопросами»; исторические типы Т. зависят от определяемых социальной ситуацией различных мыслительных возможностей постановки таких вопросов, т. е. от различно определяемого объема Божественной ответственности за мировое бытие. Поэтому типологию Т. целесообразно рассматривать в порядке поступательного расширения и усложнения этой ответственности. Вариант минимальной ответственности Божества дает политеизм, особенно в его первобытно-анимистических формах или в язычестве греко-римского типа. То, что богов много, ограничивает личную ответственность каждого из них, а их постоянные раздоры отодвигают на задний план мысль об их общей ответственности. Кроме того, языческий космос не «сотворен» богами в смысле присущей теизму доктрины свободного творения из ничто, но «порожден» цепью божественных зачатий и рождений или приведен богами в порядок из состояния хаоса.Таким космосом нельзя управлять как орудием (срв. для контраста идею космоса-орудия у христианского апологета Л актанция, Div. Inst. II, 5,37-42), а только так, как патриархальный отец управляет своим не всегда послушным, но подчиненным сыном, или как патриархальный старейшина управляет сородичами (Зевс - «отец богов и людей» не в метафорическом, а в буквально-юридическом смысле, как старейшина божественно-человеческой сверхобщины). Притом боги находятся внутри космоса и тем самым внутри космической несвободы (напр., ведические боги Индии принуждены смотреть на любого великого аскета и тем более на Будду снизу вверх, ибо аскет и Будда добились для себя свободы, а боги - нет). К таким божествам странно было бы предъявлять претензии относительно наличия физического и морального зла в бытии, но от них вполне естественно требовать того, что требуется от добросовестного земного старейшины и судьи, т. е. правильной юрисдикции, справедливого распределения наград и наказаний. Человека первоначально возмущает не то, что преступление могло совершиться, а то, что оно осталось без возмездия; не то, что есть страдания, а то, что они постигают не тех, кого надо. Общее место архаического обыденного сознания гласит: «Погиб ли кто невинный, и где праведные были искореняемы?.. Бог не отверг непорочного, и не поддерживает руки злодеев» (Иов 4:7; 8:20). Поэтому первая и самая общая форма критики божественного управления миром, которая возникает на заре цивилизации и сохраняется вплоть до самых поздних форм свободомыслия, есть вопрос: почему дурным хорошо, а хорошим дурно? Этот вопрос проходит через древнейшие египетские и шумерские тексты, но его же мы встречаем и в таком документе становящегося теизма, как библейская Книга Иова, и в вольнодумной литературе Нового и новейшего времени:
Почему под ношей крестной Весь в крови влачится правый? Почему везде бесчестный Встречен почестью и славой? (Г. Гейне).
Наиболее примитивная форма Т. сводится к ответу: подожди, и ты увидишь, как в конце концов хорошему будет тем более хорошо, а дурному тем более дурно. По древнегреческой пословице, «медленно мельницы мелют богов, но старательно мелют» (срв. также русскую пословицу: «Бог правду видит, да не скоро скажет» и т. п.). Но на это можно возразить: зачем же боги так медлят с исполнением своего приговора, затягивая муки невинных и позволяя злодеям похваляться своей безнаказанностью?
Это вопрос, на который отвечает Плутарх в трактате «О позднем возмездии Божества», приводя следующие аргументы:
а) по своему милосердию боги дают грешнику время исправиться;
б) по своей справедливости они карают его растянутым ожиданием кары, которое и само по себе есть дополнительная кара;
в) по своей мудрости они выжидают времени, когда кара будет максимально эффективной;
г) движение времени в божественных и человеческих планах бытия не совпадает.
Новый вопрос: когда же наступит самое последнее «в конце концов»? Вот добрый умер в безутешности, а злой — в безнаказанности: где же обещанное возмездие? Перед Т. возникает задача: вывести перспективу возмездия из ограниченных пределов отдельной земной жизни в бесконечные дали времени. Это может быть решено трояким образом. Во-первых, можно отнести возмездие не к индивиду, а ко всему его роду в целом (что естественно для времен патриархальной круговой поруки, наследственного куначества и кровной мести). В долгой чреде поколений боги успевают вознаградить потомков неутешенного праведника и взыскать должное с потомков ненаказанного грешника, так что справедливость будет восстановлена. Этот ход мысли широко представлен в языческой Т. (напр., у Солона, Эсхила, в упомянутом трактате Плутарха и т. п.), но также и в Ветхом Завете. Однако (не говоря уже о том случае, когда невинному страдальцу приходится умирать бездетным, как библейскому Авелю) такое решение перестает быть справедливым, как только идея личной ответственности прорывает безличные родовые связи. Этот исторический момент фиксирован в полемических словах ветхозаветного пророка Иеремии: «В те дни не станут более говорить: отцы ели кислый виноград, а у детей назубах оскомина; но каждый будет умирать за свое беззаконие» (31:28-29). Поэтому два других решения апеллируют не к вечности рода, а к вечности индивида в перспективе эсхатологии. Первое из них — учение о перерождениях в своем орфическом, брахманистском, буддистском и других вариантах: «колесо бытия», известное от орфических текстов до ламаистской иконографии, создает непреложную связь причинно-следственного характера — связь «закона кармы» — между заслугами и винами предыдущей жизни и обстоятельствами последующего перерождения. Впрочем, поскольку «закон кармы» мыслится как анонимный закон бытия, учение о нем не относится к Т. в собственном смысле, «оправдывая» не богов, но миропорядок. Второе решение -учение о возмездии за гробом, характерное для египетской религии, для позднего иудаизма, христианства и ислама, однако играющее важную роль и в греко-римском язычестве, индуизме, буддизме махаяны и т. п.
С одухотворением представления о божественном мире его ответственность существенно расширялась. Если мыслить богов по типу послесократовской (особенно неоплатонической) греческой философии — как вполне духовные и вполне совершенные, хотя еще не внекосмические, но уже внеприродные существа, — то таких богов можно требовать к ответу уже не только за незаслуженные страдания и ненаказанные преступления, но за самую возможность страданий и преступлений. Если божественная основа бытия, по утверждению Плутарха, «тождественна благу» (De bid. et Osir., 53), то откуда берется зло? У языческих философов оставался выход: как настаивает тот же Плутарх, «сущностная материя, из которой возник мир, не произведена демиургом, но была предоставлена ему как вечный субстрат,... который он в меру возможности уподобил себе» (De animae procr. in Tim. 5). Мироправление божественного начала заранее ограничено столь же предвечным началом — косной материей, сопротивляющейся устрояю-щей силе божеств, эйдосов. Свет мирового разума («нус» в учении Платона) последовательно меркнет, углубляясь во мрак мэона — материи, которая и ответственна за все мировое несовершенство.
Этот выход, однако, невозможен для библейского теизма с его учением о создании мира из ничто (впервые в ветхозаветной 2-й Кн. Маккавеев, 7:28) и о безусловной власти Создателя над созданием. Ответственность за мировое зло нельзя переложить ни на предвечную материю, ни на другое мировое начало вроде Аигро-Майнью в зороастризме. Библия многократно подчеркивает, что от Бога исходит вся пелокупность бытия, как она раскрывается в своих светлых и темных сторонах: «Создающий свет и творящий тьму, делающий мир и творящим зло: Я, Господь, делающий это» (Ис. 45:7), Но является ли такой Бог благим, не следует ли приписать Ему амбивалентности созданного Им мира? Особенно остро стоит проблема Т. перед лицом морального зла: если полновластная воля Бога предопределяет все человеческие действования, то Бога логично обвинить не только за ненаказание виновного, но и за самую вину виновного, ибо всякая вина есть вина Бога, так что Бог не имеет права никого наказывать (логический ход, уже продуманный на заре теистической эпохи Лукианом в его диалоге «Зевс Уличаемый»). Действительно, концепция предопределения, проведенная с такой безусловной жестокостью, как это имеет место у джабаритов в исламе, у Лютера и особенно Кальвина в христианстве, не оставляет места для логической Т. Лютер перед лицом собственного учения принужден был апеллировать к алогическому парадоксу веры: «Это есть предел веры... — верить, что справедлив Тот, Кто по Собственному произволу делает нас достойными осуждения... Если бы можно было хоть как-то понять, каким образом милосерд и справедлив Бог, являющий такую гневливость и несправедливость, не было бы нужды в вере» (De servo arbitx, 18). С большим успехом можно стрбить Т., исходя из принципа свободы воли: Бог именно тем и доказал Свою благость, что сотворил свободные ангельские и человеческие личности, свобода которых для своей полноты должна включать возможность морального зла, в свою очередь порождающего зло физическое. Совершеннейшие создания — Архангел Люцифер и человек Адам — получили в качестве высшего Божьего дара способность свободно выбирать между добром и злом и выбрали зло, чем повергли себя и весь космос в состояние несовершенства, вызванного к бытию именно их избыточным совершенством. «Самовластная» (теологический термин) свобода сотворенного Я свободна даже разрушить себя самое, без чего не была бы свободой. Эта «аргументация от свободы» составляет основу теистической Т. от апокрифической Кн. Еноха (I в.) и Посланий апостола Павла до религиозной философии XX в. (особенно у Бердяева). Менее специфичен для теизма другой тип аргументации, также исходящий из идеи необходимости зла для самоосуществления добра: эстетико-космологнческая Т., утверждающая, что все частные недостатки космоса, запланированные художническим расчетом Бога, усиливают совершенство целого. Это уже не столько Т., сколько космодицея («оправдание мира»), встречающаяся уже у Плотина (Ennead. Ill, 5,7 и 15-18), но также и у Августина, который, впрочем, соединяет ее со ссылкой на человеческую греховность, т. е. с «аргументацией от свободы»: «Я вижу, что все в своем роде красиво, хотя по причине грехов наших многое представляется нам противным; ведь я не вижу тела и членов какого бы то ни было животного, где я не нашел бы меры, и числа, и порядка, относящихся к гармонии целого» («De Genesi contra Manichaeos», 1,16, 26). Этот тип Т. доведен до предельной систематичности у Лейбница, который исходит из идеи, что наилучший из всех возможных миров есть мир, вмещающий максимальное разнообразие степеней совершенства своих существ: Бог, по благости Своей желающий наилучшего мира, не желает греха и страдания, но допускает их постольку, поскольку без них не может осуществиться желаемое разнообразие. Оценка Лейбницем нашего мира как наилучшего была зло высмеяна Вольтером в романе «Кандид, или Оптимизм» (1759), а растворение мук и вины индивида в сладкозвучной полифонии мирового целого отброшена Достоевским в «Братьях Карамазовых»: Иван Карамазов подчеркивает, что он отвергает именно космодицею («... мира-то Божьего... не могу согласиться принять», - см. Собр. соч., т. 9, 1958, С. 295).
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


Синонимы:
доктрина, оправдание


  1. теодицеяот греч. theds бог и dike справедливость букв. богооправдание религ.филос. учение цель крого доказать что существование в мире зла не отменяет религ. представлений о боге...Атеистический словарь
  2. теодицеяот греч. theds бог и dike справедливость букв. богооправдание религ.филос. учение цель крого доказать что существование в мире зла не отменяет религ. представлений о б...Атеистический словарь II
  3. теодицеяфранц. thodice от греч. thes бог и dke справедливость оправдание бога общее обозначение религиознофилософских доктрин стремящихся согласовать идею благого и разумного б...Большая Советская энциклопедия II
  4. теодицеягреч. theos бог dike правило религиознофилософское учение объясняющее существования бога как творца и всевидящего правителя мира наряду с существованием тмных сторон б...Большая энциклопедия по психиатрии
  5. теодицеясущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  6. теодицеяtheodicy теологические объяснения существования в мире страдания и зла несмотря на божественное присутствие. В значении используемом Вебером понятие относится к религиоз...Большой толковый социологический словарь
  7. теодицеяот греч. theos Бог и dike справедливость букв богооправдание англ. theodicy нем. Theodizee. Религиознофилософское учение Г. Лейбниц утверждающеечто существование в мире ...Большой толковый социологический словарь II
  8. теодицеямен. жн. роду...Большой украинско-русский словарь
  9. теодицеяфранц. theodicee оправдание Бога от греч. theos Бог и dike справедливость общее обозначение религиознофилософских доктринстремящихся согласовать идею благого и всемогу...Большой энциклопедический словарь II
  10. теодицеяТЕОДИЦЕЯ франц. theodicee оправдание Бога от греч. theos Бог и dike справедливость общее обозначение религиознофилософских доктрин стремящихся согласовать идею благог...Большой Энциклопедический словарь V
  11. теодицеяж.i Релгйнофлософське вчення що поясню снування Бога як творця правителя свту поряд з снуванням темних сторн буття та узгоджу наявнсть зла й несправедливост з дею мудрос...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  12. теодицеятеория цель крой снять с бога ответств. за существов. зла на земле. Приверженцами этой теории явл. в первую очередь стоики. Эпикур отрицал Т. доктрина оправдание...Древний мир. Энциклопедический словарь
  13. теодицеягреч.богооправдание религиознофилософское учение стремящееся доказать что существование в мире зла не подрывает веру в Бога как абсолютное добро. Возникло в античные врем...Евразийская мудрость от А до Я
  14. теодицеяфранцузское theodicee оправдание Бога от греческого theos Бог и dike справедливость общее обозначение религиознофилософских доктрин стремящихся согласовать идею благог...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  15. теодицеяТЕОДИЦЕЯ и ж. thodice f. ampLTгр. theos бог dike право справедливость. Религиознофилософское учение ставящее свой целью примирить существование в мире зла и несправедлив...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  16. теодицеяфр. theodicee от греч. theos бог и dike справедливость теологическая проблема аксиологического совмещения презумпции благости Творца с одной стороны и очевидности того ф...История философии
  17. теодицеяТЕОДИЦЕЯstrongфр. theodicee от греч. theos бог и dike справедливость теологическая проблема аксиологического совмещения презумпции благости Творца с одной стороны и о...История философии II
  18. теодицеягреч. theos и dike божественная справедливость оправдание Бога со стремлением рационально ответить на вопрос почему в мире есть зло если он создан и управляется всеблагим...Краткий религиозно-философский словарь
  19. теодицеяи ж.em Религиознофилософское учение пытавшееся согласовать существование в мире зла и несправедливости с идеей мудрости благости и всемогущества бога.[франц. thodice от г...Малый академический словарь
  20. теодицеяот греч.u theos бог dike право оправдание создателя всего как благого творца вопреки существованию темных сторон бытия strong Тогда теоглотека на Шестой авеню должно бы...Мир Лема - словарь и путеводитель
  21. теодицеяНачальная форма Теодицея единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  22. теодицеяТЕОДИЦЕЯ греч. theos Бог и dike справедливость право букв. богооправдание религиознофилософское учение цель которой сводится к оправданию представлений о Боге как абсол...Новейший философский словарь
  23. теодицеягреч. theos Бог и dike справедливость право букв. богооправдание религиознофилософское учение цель которой сводится к оправданию представлений о Боге как абсолютном доб...Новейший философский словарь II
  24. теодицеятеодицея ж. Философскобогословское учение согласно которому Бог как творец и создатель мира не несет ответственности за существующее на Земле зло....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  25. теодицеятеодицея теодицея и...Орфографический словарь
  26. теодицеяu жu Пр.u о теодицее доктрина оправдание...Орфографический словарь русского языка
  27. теодицеятеодицея менник жночого роду...Орфографічний словник української мови
  28. теодицеяфранц. theodicee оправдание Бога от греч. theos Бог и dike справедливость общее обозначение религиознофилософских доктрин стремящихся согласовать идею благого и всемогуще...Политическая наука - Словарь-справочник
  29. теодицеяТеодицея франц.em theodicee оправдание Бога от греч.em theos Бог и dike справедливость общее обозначение религиознофилософских доктрин стремящихся согласовать идею благог...Политология. Словарь.
  30. теодицеятеодицея теодицеи теодицеи теодицей теодицее теодицеям теодицею теодицеи теодицеей теодицеею теодицеями теодицее теодицеях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  31. теодицеяОрфографическая запись слова теодицея Ударение в слове теодицея Деление слова на слоги перенос слова теодицея Фонетическая транскрипция слова теодицея [тиадэа] Характери...Полный фонетический разбор слов
  32. теодицеяФранц. Оправдание Бога общее обозначение религиознофилософских доктрин стремящихся согласовать идею благого и всемогущего бога с наличием мирового зла оправдать бога как...Религиозные термины
  33. теодицеяот греч theos Бог и dike справедливость оправдание Бога попытка примирить существование зла и несовершенства в мире с благостью премудростью всемогуществом и правосудием...Русская философия
  34. теодицеятеодицея иСинонимы доктрина оправдание...Русский орфографический словарь
  35. теодицеяЖ мн. нет fls. tar. teodiseya dnyada olan daltsizliy brat qazandrmaq v allahn qadir v mrhmtli olduu haqqndak fsanlri dorultmaq mqsdini dayan dini flsfi gr....Русско-азербайджанский словарь
  36. теодицеятеодицея ж. филос.itheodicy...Русско-английский словарь
  37. теодицеяТэадыцэя...Русско-белорусский словарь
  38. теодицеярел.i тэадыцэя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  39. теодицеятеодицея...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  40. теодицеятеодицея...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  41. теодицеяTeodiike...Русско-эстонский словарь
  42. теодицеятеодицея и [тэ\]Синонимы доктрина оправдание...Русское словесное ударение
  43. теодицеяtheodizee греч. theos бог dike право справедливость богооправдание теория цель которой снять с бога ответственность за существование зла на земле. Приверженцами этой т...Словарь античности
  44. теодицеяТЕОДИЦЕЯ доказательство возможности совмещения всеблагости всемогущества и всеведения Божия с существованием на земле всякого зла в несчастий. Под таким заглавием Лейбниц...Словарь иностранных слов русского языка
  45. теодицеябогооправдание религиознофилософское учение цель которого доказать что существование в мире зла не отменяет религиозных представлений о Боге как абсолютном добре впервы...Словарь исторических терминов
  46. теодицеяТеодицея учение о примирении существующего на земле зла с благостью Бога...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  47. теодицеягреч. theosбог и dikeправо справедливости оправдание бога в отношении допускаемого им зла на земле. Необходимость теоретического объяснения как можно совместить веру во в...Словарь по этике
  48. теодицеятеодицея доктрина оправдание Словарь русских синонимов. теодицея сущ. колво синонимов доктрина оправдание Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы доктрина опр...Словарь синонимов II
  49. теодицеятеодицея доктрина оправдание...Словарь синонимов
  50. теодицеяфилософскобогословская доктрина основным назначением которой является стремление оправдать Бога как творца мира вопреки существованию темных сторон Бытия оправдание Бога ...Словарь-справочник по философии
  51. теодицеятеодицея ж. фр. гр. бог справедливсть боговиправдання релгйнофлософське вчення яке ставить соб за мету усунути суперечнсть мж врою у всемогутнього справедливого бога й н...Словник іншомовних слів
  52. теодицеятеодицея франц. thodice вд грец. бог справедливсть боговиправдання релгйнофлософське вчення яке ставить соб за мету усунути суперечнсть мж врою у всемогутнього справ...Словник іншомовних слів Мельничука
  53. теодицеяТЕОДИЦЕЯ ж.Релгйнофлософське вчення яке ставить усунути суперечнсть мж врою у всемогутнього справедливого бога й наявнстю зла на земл виходячи з того що саме зло добром...Словник української мови у 20 томах
  54. теодицеяфранц. Theodicee справедливость оправдание бога общее обозначение религ.филос. доктрин стремящихся согласовать идею благого и разумного божеств. управления миром с наличи...Советский философский словарь
  55. теодицеяТЕОДИЦЕЯ французское theodicee оправдание Бога от греческого theos Бог и dike справедливость общее обозначение религиознофилософских доктрин стремящихся согласовать ид...Современная энциклопедия
  56. теодицеяТЕОДИЦЕЯ франц . theodicee оправдание Бога от греч. theos Бог и dike справедливость общее обозначение религиознофилософских доктрин стремящихся согласовать идею благог...Современный энциклопедический словарь
  57. теодицеяTHEODICY Религиозная теодицея это оправдание божественной справедливости вопреки существованию зла. Это понятие использовалось М. Вебером при изучении того каким образом...Социологический словарь
  58. теодицеяот греч. Бог и оправдание теологическое учение оправдывающее справедливость Бога и доказывающая логику Нового Завета при ответе на вопрос если Бог добр почему так много в...Тематический философский словарь
  59. теодицеяTheodicy. Этот термин происходит от греч. cnostheos бог и dike справедливость. Его смысл оправдание того как Бог поступает с людьми. Успешная теодицея решает проблему зла...Теологический энциклопедический словарь
  60. теодицеятеодицея [гр. theos бог dike право справедливость] богооправдание философскобогословское учение основным назначением которого является стремление снять с бога ответстве...Толковый словарь иностранных слов
  61. теодицеяТЕОДИЦЕЯ теодицеи мн. нет ж. от греч. theos бог и dike справедливость истор. филос. Учение посредством крого нем. философ Лейбниц в. пытался примирить существование в ...Толковый словарь русского языка II
  62. теодицеяТЕОДИЦЕЯ ж. Философскобогословское учение согласно которому Бог как творец и создатель мира не несет ответственности за существующее на Земле зло....Толковый словарь русского языка
  63. теодицеяж. Релгйнофлософське вчення що поясню снування Бога як творця правителя свту поряд з снуванням темних сторн буття та узгоджу наявнсть зла й несправедливост з дею мудрост...Толковый словарь украинского языка
  64. теодицеяУдарение в слове теодицеяУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове теодицея...Ударение и правописание
  65. теодицея[teodyceja]...Українсько-польський словник
  66. теодицеяв религиозной философии доктрина оправдания Бога в отношении допускаемого им зла на земле. Ее суть Бог милосерден он не творит зло оно результат человеческой деятельност...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  67. теодицеябогословское учение стремящееся оправдать Бога несмотря на существующее в мире зло....Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  68. теодицеяот греч. теос Бог и дике справедливость Общее название религиознофилософских учений стремящихся согласовать идею Бога как абсолютного добра с наличием зла в мире. Если...Философия. Словарь по обществознанию
  69. теодицеяТЕОДИЦЕЯ греч. theos Бог и dike справедливость оправдание Бога общее обозначение религиознофилос. доктрин стремящихся согласовать идею благого и разумного божественно...Философская энциклопедия
  70. теодицеяоправдание бога франц. thodice от греч. бог и справедливость общее обозначение религ.филос. доктрин стремящихся согласовать идею благого и разумного божеств. управле...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  71. теодицеяот греч. theos Бог и dike справедливость оправдание Бога в отношении допускаемого им зла на земле оправдание которое пытались осуществить теологи или теологизирующие фило...Философский энциклопедический словарь II
  72. теодицеяот греч. theos Бог и dike справедливость оправдание Бога в отношении допускаемого им зла на земле оправдание которое пытались осуществить теологи или теологизирующие ф...Философский энциклопедический словарь
  73. теодицеятеодицея теодицеи теодицеи теодицей теодицее теодицеям теодицею теодицеи теодицеей теодицеею теодицеями теодицее теодицеях Источник Полная акцентуированная парадигма по А...Формы слова
  74. теодицеяИдо Идея Дот Цея Дея Дит Дитя Отец Оцет Теодицея...Электронный словарь анаграмм русского языка
  75. теодицеяТеодицея или оправдание Богаi есть название одного из сочинений Лейбница Essai de Th odice sur la bont de Dieu la libert de lhomme et lorigine du mal пpиобретшее значен...Энциклопедический словарь
  76. теодицеяили оправдание Богаem есть название одного из сочинений Лейбница Essai de Thodice sur la bont de Dieu la libert de lhomme et lorigine du mal приобретшее значение общего...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  77. теодицеяТЕОДИЦЕЯ фр. theodicee от греч. theos бог и dike справедливость теологическая проблема аксиологического совмещения презумпции благости Творца с одной стороны и очевид...Энциклопедия История философии
  78. теодицеяот греч. theos Бог и dike справедливость букв богооправдание англ. theodicy нем. Theodizee. Религиознофилософское учение Г. Лейбниц утверждающеечто существование в мир...Энциклопедия социологии