Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ТЕОДИЦЕЯ

оправдание бога" (франц. th?odic?e, от греч. ???? – бог и ???? – справедливость) – общее обозначение религ.-филос. доктрин, стремящихся согласовать идею благого и разумного божеств. управления миром с наличием мирового зла, "оправдать" это управление вопреки существованию темных сторон бытия. Термин "Т." введен Лейбницем в его трактате "Опыты Т. о благости божией, свободе человека и первопричине зла" (1710). Всякая Т. есть "оправдание" перед лицом нек-рого обвинения, ответ на то, что Гейне назвал "проклятыми вопросами"; исторические типы Т. зависят от определяемых социальной ситуацией различных мыслит. возможностей постановки таких вопросов, т.е. от различно определяемого объема божеств. ответственности за мировое бытие. Поэтому типологию Т. целесообразно рассматривать в порядке поступат. расширения и усложнения этой ответственности. Вариант минимальной ответственности божества дает политеизм, особенно в его первобытно-анимистич. формах или в язычестве греко-рим. типа. То, что богов много, ограничивает личную ответственность каждого из них, а их постоянные раздоры отодвигают на задний план мысль об их общей ответственности. Кроме того, языч. космос не "сотворен" богами в смысле присущей теизму доктрины свободного творения из ничто, но "порожден" цепью божеств. зачатий и рождений (см. Теогония) или приведен богами в порядок из состояния хаоса. Таким космосом нельзя управлять как орудием (ср. для контраста идею космоса-орудия у христ. апологета Лактанция, Div. Inst. II, 5, 37–42), а только так, как патриархальный отец управляет своим не всегда послушным, но подчиненным сыном, или как патриархальный старейшина управляет сородичами (Зевс – "отец богов и людей" не в метафорическом, а в буквально-юридич. смысле, как старейшина божеств.-человеческой сверхобщины). Притом боги находятся внутри космоса и тем самым внутри космич. несвободы (напр., ведич. боги Индии принуждены смотреть на любого великого аскета и тем более на Будду снизу вверх, ибо аскет и Будда добились для себя свободы, а боги – нет). К таким божествам странно было бы предъявлять претензии относительно наличия физического и морального зла в бытии, но от них вполне естественно требовать того, что требуется от добросовестного земного старейшины и судьи, т.е. правильной юрисдикции, справедливого распределения наград и наказаний. Человека первоначально возмущает не то, что преступление могло совершиться, а то, что оно осталось без возмездия; не то, что есть страдания, а то, что они постигают не тех, кого надо. Общее место архаического обыденного сознания гласит: "Погиб ли кто невинный, и где праведные были искореняемы?.. Бог не отверг непорочного, и не поддерживает руки злодеев" (Кн. Иова, 4,7; 8, 20). Поэтому первая и самая общая форма критики божеств. управления миром, к-рая возникает на заре цивилизации и сохраняется вплоть до самых поздних форм свободомыслия, есть вопрос: почему дурным хорошо, а хорошим дурно? Этот вопрос проходит через древнейшие египетские и шумерийские тексты, но его же мы встречаем и в таком документе становящегося теизма, как библейская Книга Иова, и в вольнодумной лит-ре нового и новейшего времени: "Почему под ношей крестной Весь в крови влачится правый? Почему везде бесчестный Встречен почестью и славой?" (Г. Гейне). Наиболее примитивная форма Т. сводится к ответу: подожди, и ты увидишь, как в конце концов хорошему будет тем более хорошо, а дурному тем более дурно. По др.-греч. пословице, "медленно мельницы мелют богов, но старательно мелют" (см. ?. ?. Зелинский, Древнегреч. лит-ра эпохи независимости, ч. 2, Образцы, П., 1920, с. 7; ср. также рус. пословицу: "Бог правду видит, да не скоро скажет" и т.п.). Но на это можно возразить: зачем же боги так медлят с исполнением своего приговора, затягивая муки невинных и позволяя злодеям похваляться своей безнаказанностью? Это вопрос, на к-рый отвечает Плутарх в трактате "О позднем возмездии божества", приводя следующие аргументы: а) по своему милосердию боги дают грешнику время исправиться, б) по своей справедливости они карают его растянутым ожиданием кары, к-рое и само по себе есть дополнит. кара, в) по своей мудрости они выжидают времени, когда кара будет максимально эффективной, г) движение времени в божественных и человеч. планах бытия не совпадает. Новый вопрос: когда же наступит самое последнее "в конце концов"? Вот добрый умер в безутешности, а злой – в безнаказанности: где же обещанное возмездие? Перед Т. возникает задача: вывести перспективу возмездия из огранич. пределов отд. земной жизни в бесконечные дали времени. Это может быть решено трояким образом. Во-первых, можно отнести возмездие не к индивиду, а ко всему его роду в целом (что естественно для времен патриархальной круговой поруки, наследств, куначества и кровной мести). В долгой череде поколений боги успевают вознаградить потомков неутешенного праведника и взыскать должное с потомков ненаказанного грешника, так что справедливость будет восстановлена. Этот ход мысли широко представлен в языч. Т. (напр., у Солона, Эсхила, в упомянутом трактате Плутарха и т.п.), но также и в Ветхом завете. Однако (не говоря уже о том случае, когда невинному страдальцу приходится умирать бездетным, как библейскому Авелю) такое решение перестает быть справедливым, как только идея личной ответственности прорывает безличные родовые связи. Этот историч. момент фиксирован в полемич. словах ветхозаветного пророка Иеремии: "В те дни не станут более говорить: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина; но каждый будет умирать за свое беззаконие" (31, 28–29). Поэтому два др. решения апеллируют не к вечности рода, а к вечности индивида в перспективе эсхатологии. Первое из них – учение о перерождениях в своем орфич., брахманистском, буддистском и др. вариантах: "колесо бытия", известное от орфич. текстов до ламаистской иконографии, создает непреложную связь причинно-следств. характера – связь "закона кармы" – между заслугами и винами предыдущей жизни и обстоятельствами последующего перерождения. Впрочем, поскольку "закон кармы" мыслится как анонимный закон бытия, учение о нем не относится к Т. в собств. смысле, "оправдывая" не богов, но миропорядок. Второе решение – учение о возмездии за гробом, характерное для егип. религии, для позднего иудаизма, христианства и ислама, однако играющее важную роль и в греко-рим. язычестве, индуизме, буддизме махаяны и т.п. С одухотворением представления о божеств. мире его ответственность существенно расширялась. Если мыслить богов по типу послесократовской (особенно неоплатонич.) греч. философии – как вполне духовные и вполне совершенные, хотя еще не внекосмич., но уже внеприродные существа, – то таких богов можно требовать к ответу уже не только за незаслуженные страдания и ненаказанные преступления, но за самую возможность страданий и преступлений. Если божеств. основа бытия, по утверждению Плутарха, "тождественна благу" (De Isid. et Osir., 53), то откуда берется зло? У языч. философов оставался выход: как настаивает тот же Плутарх, "сущностная материя, из которой возник мир, не произведена демиургом, но была предоставлена ему как вечный субстрат,... к-рый он в меру возможности уподобил себе" (De animae procr. in Tim. 5). Мироправление божеств. начала заранее ограничено столь же предвечным началом – косной материей, сопротивляющейся устрояющей силе божеств. эйдосов. Свет нуса последовательно меркнет, углубляясь во мрак мэона – материи, к-рая и ответственна за все мировое несовершенство. Этот выход, однако, невозможен для библейского теизма с его учением о создании мира из ничто (впервые в ветхозаветной 2-й Кн. Маккавеев, 7, 28) и о безусловной власти создателя над созданием. Ответственность за мировое зло нельзя переложить ни на предвечную материю, ни на др. мировое начало вроде Анхра-Майнью в зороастризме. Библия многократно подчеркивает, что от бога исходит вся целокупность бытия, как она раскрывается в своих светлых и темных сторонах: "Создающий свет и творящий тьму, делающий мир и творящий зло: я, Яхве, делающий это" (Ис. 45, 7). Но является ли такой бог благим, не следует ли приписать ему амбивалентности созданного им мира? Особенно остро стоит проблема Т. перед лицом морального зла: если полновластная воля бога предопределяет все человеч. действования, то бога логично обвинить не только за ненаказание виновного, но и за самую вину виновного, ибо всякая вина есть вина бога, так что последний не имеет права никого наказывать (логич. ход, уже продуманный на заре теистич. эпохи Лукианом в его диалоге "Зевс Уличаемый"). Действительно, концепция предопределения, проведенная с такой безусловной жестокостью, как это имеет место у джабаритов в исламе, у Лютера и особенно Кальвина в христианстве не оставляет места для логич. Т. Лютер перед лицом собств. учения принужден был апеллировать к алогич. парадоксу веры: "Это есть предел веры... – верить, что справедлив тот, кто по собственному произволу делает нас достойными осуждения... Если бы можно было хоть как-то понять, каким образом милосерд и справедлив бог, являющий такую гневливость и несправедливость, не было бы нужды в вере" (De servo arbitr., 18). С большим успехом можно строить Т., исходя из принципа свободы воли: бог именно тем и доказал свою благость, что сотворил свободные ангельские и человеч. личности, свобода к-рых для своей полноты должна включать возможность морального зла, в свою очередь порождающего зло физическое. Совершеннейшие создания – архангел Люцифер и человек Адам, получили в качестве высшего божьего дара способность свободно выбирать между добром и злом и выбрали зло, чем повергли себя и весь космос в состояние несовершенства, вызванного к бытию именно их избыточным совершенством. "Самовластная" (теологич. термин) свобода сотворенного Я свободна даже разрушить себя самое, без чего не была бы свободой. Эта "аргументация от свободы" составляет основу теистич. Т. от апокрифич. Кн. Еноха (1 в.) и посланий апостола Павла до религ. философии 20 в. (особ. у Бердяева). Менее специфичен для теизма др. тип аргументации, также исходящий из идеи необходимости зла для самоосуществления добра: эстетико-космологич. Т., утверждающая, что все частные недостатки космоса, запланированные художнич. расчетом бога, усиливают совершенство целого. Это уже не столько Т., сколько космодицея ("оправдание мира"), встречающаяся уже у Плотина (Ennead. III 2, 7 и 15–18), но также и у Августина, к-рый, впрочем, соединяет ее со ссылкой на человеч. греховность, т.е. с "аргументацией от свободы": "Я вижу, что все в своем роде красиво, хотя по причине грехов наших многое представляется нам противным; ведь я не вижу тела и членов какого бы то ни было животного, где я не нашел бы меры, и числа, и порядка, относящихся к гармонии целого" ("De Genesi contra Manichaeos", 1, 16, 26). Этот тип Т. доведен до предельной систематичности у Лейбница, к-рый исходит из идеи, что наилучший из всех возможных миров есть мир, вмещающий максимальное разнообразие степеней совершенства своих существ: бог, по благости своей желающий наилучшего мира, не желает греха и страдания, но допускает их постольку, поскольку без них не может осуществиться желаемое разнообразие. Оценка Лейбницем нашего мира как наилучшего была зло высмеяна Вольтером в романе "Кандид, или Оптимизм" (1759), а растворение мук и вины индивида в сладкозвучной полифонии мирового целого отброшена Достоевским в "Братьях Карамазовых": Иван Карамазов подчеркивает, что он отвергает именно космодицею ("... мира-то божьего... не могу согласиться принять", – см. Собр. соч., т. 9, 1958, С. 295). С. Аверинцев. Москва.

  1. теодицеяот греч. theds бог и dike справедливость букв. богооправдание религ.филос. учение цель крого доказать что существование в мире зла не отменяет религ. представлений о боге...Атеистический словарь
  2. теодицеяот греч. theds бог и dike справедливость букв. богооправдание религ.филос. учение цель крого доказать что существование в мире зла не отменяет религ. представлений о б...Атеистический словарь II
  3. теодицеяфранц. thodice от греч. thes бог и dke справедливость оправдание бога общее обозначение религиознофилософских доктрин стремящихся согласовать идею благого и разумного б...Большая Советская энциклопедия II
  4. теодицеягреч. theos бог dike правило религиознофилософское учение объясняющее существования бога как творца и всевидящего правителя мира наряду с существованием тмных сторон б...Большая энциклопедия по психиатрии
  5. теодицеясущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  6. теодицеяtheodicy теологические объяснения существования в мире страдания и зла несмотря на божественное присутствие. В значении используемом Вебером понятие относится к религиоз...Большой толковый социологический словарь
  7. теодицеяот греч. theos Бог и dike справедливость букв богооправдание англ. theodicy нем. Theodizee. Религиознофилософское учение Г. Лейбниц утверждающеечто существование в мире ...Большой толковый социологический словарь II
  8. теодицеямен. жн. роду...Большой украинско-русский словарь
  9. теодицеяфранц. theodicee оправдание Бога от греч. theos Бог и dike справедливость общее обозначение религиознофилософских доктринстремящихся согласовать идею благого и всемогу...Большой энциклопедический словарь II
  10. теодицеяТЕОДИЦЕЯ франц. theodicee оправдание Бога от греч. theos Бог и dike справедливость общее обозначение религиознофилософских доктрин стремящихся согласовать идею благог...Большой Энциклопедический словарь V
  11. теодицеяж.i Релгйнофлософське вчення що поясню снування Бога як творця правителя свту поряд з снуванням темних сторн буття та узгоджу наявнсть зла й несправедливост з дею мудрос...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  12. теодицеятеория цель крой снять с бога ответств. за существов. зла на земле. Приверженцами этой теории явл. в первую очередь стоики. Эпикур отрицал Т. доктрина оправдание...Древний мир. Энциклопедический словарь
  13. теодицеягреч.богооправдание религиознофилософское учение стремящееся доказать что существование в мире зла не подрывает веру в Бога как абсолютное добро. Возникло в античные врем...Евразийская мудрость от А до Я
  14. теодицеяфранцузское theodicee оправдание Бога от греческого theos Бог и dike справедливость общее обозначение религиознофилософских доктрин стремящихся согласовать идею благог...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  15. теодицеяТЕОДИЦЕЯ и ж. thodice f. ampLTгр. theos бог dike право справедливость. Религиознофилософское учение ставящее свой целью примирить существование в мире зла и несправедлив...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  16. теодицеяфр. theodicee от греч. theos бог и dike справедливость теологическая проблема аксиологического совмещения презумпции благости Творца с одной стороны и очевидности того ф...История философии
  17. теодицеяТЕОДИЦЕЯstrongфр. theodicee от греч. theos бог и dike справедливость теологическая проблема аксиологического совмещения презумпции благости Творца с одной стороны и о...История философии II
  18. теодицеягреч. theos и dike божественная справедливость оправдание Бога со стремлением рационально ответить на вопрос почему в мире есть зло если он создан и управляется всеблагим...Краткий религиозно-философский словарь
  19. теодицеяи ж.em Религиознофилософское учение пытавшееся согласовать существование в мире зла и несправедливости с идеей мудрости благости и всемогущества бога.[франц. thodice от г...Малый академический словарь
  20. теодицеяот греч.u theos бог dike право оправдание создателя всего как благого творца вопреки существованию темных сторон бытия strong Тогда теоглотека на Шестой авеню должно бы...Мир Лема - словарь и путеводитель
  21. теодицеяНачальная форма Теодицея единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  22. теодицеяТЕОДИЦЕЯ греч. theos Бог и dike справедливость право букв. богооправдание религиознофилософское учение цель которой сводится к оправданию представлений о Боге как абсол...Новейший философский словарь
  23. теодицеягреч. theos Бог и dike справедливость право букв. богооправдание религиознофилософское учение цель которой сводится к оправданию представлений о Боге как абсолютном доб...Новейший философский словарь II
  24. теодицеятеодицея ж. Философскобогословское учение согласно которому Бог как творец и создатель мира не несет ответственности за существующее на Земле зло....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  25. теодицеятеодицея теодицея и...Орфографический словарь
  26. теодицеяu жu Пр.u о теодицее доктрина оправдание...Орфографический словарь русского языка
  27. теодицеятеодицея менник жночого роду...Орфографічний словник української мови
  28. теодицеяфранц. theodicee оправдание Бога от греч. theos Бог и dike справедливость общее обозначение религиознофилософских доктрин стремящихся согласовать идею благого и всемогуще...Политическая наука - Словарь-справочник
  29. теодицеяТеодицея франц.em theodicee оправдание Бога от греч.em theos Бог и dike справедливость общее обозначение религиознофилософских доктрин стремящихся согласовать идею благог...Политология. Словарь.
  30. теодицеятеодицея теодицеи теодицеи теодицей теодицее теодицеям теодицею теодицеи теодицеей теодицеею теодицеями теодицее теодицеях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  31. теодицеяОрфографическая запись слова теодицея Ударение в слове теодицея Деление слова на слоги перенос слова теодицея Фонетическая транскрипция слова теодицея [тиадэа] Характери...Полный фонетический разбор слов
  32. теодицеяФранц. Оправдание Бога общее обозначение религиознофилософских доктрин стремящихся согласовать идею благого и всемогущего бога с наличием мирового зла оправдать бога как...Религиозные термины
  33. теодицеяот греч theos Бог и dike справедливость оправдание Бога попытка примирить существование зла и несовершенства в мире с благостью премудростью всемогуществом и правосудием...Русская философия
  34. теодицеятеодицея иСинонимы доктрина оправдание...Русский орфографический словарь
  35. теодицеяЖ мн. нет fls. tar. teodiseya dnyada olan daltsizliy brat qazandrmaq v allahn qadir v mrhmtli olduu haqqndak fsanlri dorultmaq mqsdini dayan dini flsfi gr....Русско-азербайджанский словарь
  36. теодицеятеодицея ж. филос.itheodicy...Русско-английский словарь
  37. теодицеяТэадыцэя...Русско-белорусский словарь
  38. теодицеярел.i тэадыцэя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  39. теодицеятеодицея...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  40. теодицеятеодицея...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  41. теодицеяTeodiike...Русско-эстонский словарь
  42. теодицеятеодицея и [тэ\]Синонимы доктрина оправдание...Русское словесное ударение
  43. теодицеяtheodizee греч. theos бог dike право справедливость богооправдание теория цель которой снять с бога ответственность за существование зла на земле. Приверженцами этой т...Словарь античности
  44. теодицеяТЕОДИЦЕЯ доказательство возможности совмещения всеблагости всемогущества и всеведения Божия с существованием на земле всякого зла в несчастий. Под таким заглавием Лейбниц...Словарь иностранных слов русского языка
  45. теодицеябогооправдание религиознофилософское учение цель которого доказать что существование в мире зла не отменяет религиозных представлений о Боге как абсолютном добре впервы...Словарь исторических терминов
  46. теодицеяТеодицея учение о примирении существующего на земле зла с благостью Бога...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  47. теодицеягреч. theosбог и dikeправо справедливости оправдание бога в отношении допускаемого им зла на земле. Необходимость теоретического объяснения как можно совместить веру во в...Словарь по этике
  48. теодицеятеодицея доктрина оправдание Словарь русских синонимов. теодицея сущ. колво синонимов доктрина оправдание Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы доктрина опр...Словарь синонимов II
  49. теодицеятеодицея доктрина оправдание...Словарь синонимов
  50. теодицеяфилософскобогословская доктрина основным назначением которой является стремление оправдать Бога как творца мира вопреки существованию темных сторон Бытия оправдание Бога ...Словарь-справочник по философии
  51. теодицеятеодицея ж. фр. гр. бог справедливсть боговиправдання релгйнофлософське вчення яке ставить соб за мету усунути суперечнсть мж врою у всемогутнього справедливого бога й н...Словник іншомовних слів
  52. теодицеятеодицея франц. thodice вд грец. бог справедливсть боговиправдання релгйнофлософське вчення яке ставить соб за мету усунути суперечнсть мж врою у всемогутнього справ...Словник іншомовних слів Мельничука
  53. теодицеяТЕОДИЦЕЯ ж.Релгйнофлософське вчення яке ставить усунути суперечнсть мж врою у всемогутнього справедливого бога й наявнстю зла на земл виходячи з того що саме зло добром...Словник української мови у 20 томах
  54. теодицеяфранц. Theodicee справедливость оправдание бога общее обозначение религ.филос. доктрин стремящихся согласовать идею благого и разумного божеств. управления миром с наличи...Советский философский словарь
  55. теодицеяТЕОДИЦЕЯ французское theodicee оправдание Бога от греческого theos Бог и dike справедливость общее обозначение религиознофилософских доктрин стремящихся согласовать ид...Современная энциклопедия
  56. теодицеяТЕОДИЦЕЯ франц . theodicee оправдание Бога от греч. theos Бог и dike справедливость общее обозначение религиознофилософских доктрин стремящихся согласовать идею благог...Современный энциклопедический словарь
  57. теодицеяTHEODICY Религиозная теодицея это оправдание божественной справедливости вопреки существованию зла. Это понятие использовалось М. Вебером при изучении того каким образом...Социологический словарь
  58. теодицеяот греч. Бог и оправдание теологическое учение оправдывающее справедливость Бога и доказывающая логику Нового Завета при ответе на вопрос если Бог добр почему так много в...Тематический философский словарь
  59. теодицеяTheodicy. Этот термин происходит от греч. cnostheos бог и dike справедливость. Его смысл оправдание того как Бог поступает с людьми. Успешная теодицея решает проблему зла...Теологический энциклопедический словарь
  60. теодицеятеодицея [гр. theos бог dike право справедливость] богооправдание философскобогословское учение основным назначением которого является стремление снять с бога ответстве...Толковый словарь иностранных слов
  61. теодицеяТЕОДИЦЕЯ теодицеи мн. нет ж. от греч. theos бог и dike справедливость истор. филос. Учение посредством крого нем. философ Лейбниц в. пытался примирить существование в ...Толковый словарь русского языка II
  62. теодицеяТЕОДИЦЕЯ ж. Философскобогословское учение согласно которому Бог как творец и создатель мира не несет ответственности за существующее на Земле зло....Толковый словарь русского языка
  63. теодицеяж. Релгйнофлософське вчення що поясню снування Бога як творця правителя свту поряд з снуванням темних сторн буття та узгоджу наявнсть зла й несправедливост з дею мудрост...Толковый словарь украинского языка
  64. теодицеяУдарение в слове теодицеяУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове теодицея...Ударение и правописание
  65. теодицея[teodyceja]...Українсько-польський словник
  66. теодицеяв религиозной философии доктрина оправдания Бога в отношении допускаемого им зла на земле. Ее суть Бог милосерден он не творит зло оно результат человеческой деятельност...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  67. теодицеябогословское учение стремящееся оправдать Бога несмотря на существующее в мире зло....Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  68. теодицеяот греч. теос Бог и дике справедливость Общее название религиознофилософских учений стремящихся согласовать идею Бога как абсолютного добра с наличием зла в мире. Если...Философия. Словарь по обществознанию
  69. теодицеяТЕОДИЦЕЯ греч. theos Бог и dike справедливость оправдание Бога общее обозначение религиознофилос. доктрин стремящихся согласовать идею благого и разумного божественно...Философская энциклопедия
  70. теодицеяот греч. theos Бог и dike справедливость оправдание Бога в отношении допускаемого им зла на земле оправдание которое пытались осуществить теологи или теологизирующие фило...Философский энциклопедический словарь II
  71. теодицеяот греч. theos Бог и dike справедливость оправдание Бога в отношении допускаемого им зла на земле оправдание которое пытались осуществить теологи или теологизирующие ф...Философский энциклопедический словарь
  72. теодицеятеодицея теодицеи теодицеи теодицей теодицее теодицеям теодицею теодицеи теодицеей теодицеею теодицеями теодицее теодицеях Источник Полная акцентуированная парадигма по А...Формы слова
  73. теодицеяИдо Идея Дот Цея Дея Дит Дитя Отец Оцет Теодицея...Электронный словарь анаграмм русского языка
  74. теодицеяТеодицея или оправдание Богаi есть название одного из сочинений Лейбница Essai de Th odice sur la bont de Dieu la libert de lhomme et lorigine du mal пpиобретшее значен...Энциклопедический словарь
  75. теодицеяили оправдание Богаem есть название одного из сочинений Лейбница Essai de Thodice sur la bont de Dieu la libert de lhomme et lorigine du mal приобретшее значение общего...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  76. теодицеяТЕОДИЦЕЯ фр. theodicee от греч. theos бог и dike справедливость теологическая проблема аксиологического совмещения презумпции благости Творца с одной стороны и очевид...Энциклопедия История философии
  77. теодицеяТеодицея греч.em theos бог dike право справедливость богооправдание название многих религиозных трактатов ставящих целью во что бы то ни стало оправдать явное противо...Энциклопедия культурологии
  78. теодицеяот греч. theos Бог и dike справедливость букв богооправдание англ. theodicy нем. Theodizee. Религиознофилософское учение Г. Лейбниц утверждающеечто существование в мир...Энциклопедия социологии