Теологический энциклопедический словарь

ГНОСТИЦИЗМ

(Gnosticism). До первой пол. XX в. основными источниками нашей информации о гностиках были такие ересиологи (защитники христианства от ересей), как Ириней Лионский, Тертуллиан, Ипполит и Епифаний. Они резко обличали гностиков, ибо были убеждены, что посредством словесных манипуляций и ложной интерпретации библейских текстов те вводят христиан в заблуждение. Особенный интерес представляло для гностиков истолкование фрагментов Быт, Ин и посланий ап. Павла. Первыми интерпретаторами Ин были гностики Гераклион и Птолемей, однако Ириней уподоблял их человеку, крый разрезает прекрасную картину, изображающую царя, а потом составляет из ее фрагментов фигуру лисицы ("Против ересей", 1.8.1.). Ересиологи видели в гностицизме сочетание элементов греческой философии и христианского учения. Тертуллиан после детального рассмотрения еретических взглядов гностиков провозглашает: "Что общего у Афин и Иерусалима? Какое может быть согласие между Академией и Церковью? Между еретиками и христианами? Необходимо пресекать все попытки превратить христианство в смесь стоицизма, платонизма и диалектики" ("Опрескрипции против еретиков ", 7). Такая оценка гностицизма считалась вполне приемлемой вплоть до кон. XIX в., когда А. Гарнак определил гностицизм как "решительную эллинизацию христианства". Г. Ионас, один из представителей исторической школы (или школы истории религий), оспаривает эту точку зрения. Он утверждает, что гностицизм это религиозный феномен, общий для всего эллинистического мира и являющийся продуктом синтеза греческой культуры и религий Востока. Основой гностицизма он считает "греческую концептуализацию" восточных религиозных традиций еврейского монотеизма, вавилонской астрологии и персидского дуализма. P.M. Уилсон и Р. М. Грант отвергают столь обобщенное определение и предлагают считать фундаментом, на к-ром возник гностицизм, эллинистический иудаизм или иудейскую апокалиптику. Преимущество определения Ионаса в том, что оно указывает на широкий спектр внутри гностицизма, а его слабость в том, что под него можно подвести чуть ли не все религиозные течения, крые охватывает понятие эллинистических религий. Такое расширенное толкование феномена гностицизма получило полное оправдание после того, как в 1945 г. в Верхнем Египте, в районе НагХаммади, было обнаружено собрание папирусов, к-рое назвали "гностической библиотекой". Тринадцать кодексовсборников включают пятьдесят два текста, причем шесть из них повторяются. Состав "гностическойбиблиотеки" весьма разнообразен. Большую ее часть составляют гностические тексты псевдохристианского характера. Среди них наиболее известны три т.н. валентинианских евангелия "Евангелие от Фомы" (составленное из кратких речений, приписываемых Иисусу), "Евангелие от Филиппа" (собрание речений, притч и выоказываний, связанных с эзотерической тематикой), "Евангелиеистины" (егоосновные темы Бог и единство; по языку и манере изложения оно напоминает Ин, однако насыщено гностическими представлениями и, вероятно, написано под влиянием "Евангелия истины", о к-ром упоминает Ириней). К-ром е того, к литературе этого рода относятся "Апокрифическое послание Иакова", "Деяния Петра и двенадцати апостолов ", " Трактат о воскресении ", объемистое собрание текстов, получившее название "Трехчастного трактата", и три копии "Апокрифа Иоанна" (история творения, к рая в гностическом ключе истолковывает соответствующие фрагменты из Быт). Однако не все гностические тексты носят псевдохристианский характер. "Парафраз Сима" отражает гностические искания в рамках иудейской традиции. Самое объемистое сочинение (132 стр.), написанное якобы самим Зороастром, называется "Зострианос". Интересно отметить, что в " гностической библиотеке" есть две копии "Послания блаженного Евгноста", философского документа, никак не связанного с христианской тематикой, крый впоследствии был отредактирован в псевдохристианском ключе и получил название "Премудрость Иисуса Христа". И наконец, тот факт, что среди этих текстов присутствует отрывок из "Государства" Платона (588В589В), также свидетельствует о синкретизме гностической мысли. Поэтому исследователи гностических сочинений сталкиваются с тем, что определения основных гностических понятий имеют довольно расплывчатый характер. Типология гностицизма. Несмотря на отмеченные выше черты гностицизма, Ионас различает в гностической мысли две основные мифологические структуры, с помощью крых гностики пытались разрешить проблему зла, связывая его присутствие в мире с процессом творения. Персидский гностицизм. Эта форма гностицизма развивалась в Месопотамии. Дуализм, присущий построениям персидских гностиков, имеет горизонтальный характер (он связан с зороастрийским культом и позднее был усвоен манихейством). Два первичных принципа, или божества, Свет и Тьма, вовлечены в нескончаемую борьбу. Ее причина в том, что Свет, обладая способностью выходить за свои пределы и пребывать вне своей собственной сферы в виде светящихся частиц, попадает в плен к своему злейшему врагу, Тьме. Чтобы освободить эти частицы, Свет путем эманации порождает ряд подчиненных божеств, крые должны сражаться с Тьмой. Последняя также порождает из себя второстепенные божества и скрывает частицы Света в темнице сотворенного мира. Эта космическая сфера становится областью борьбы двух враждебных начал, цель крой завоевание человеческих существ, заключающих в себе частицы Света, и их освобождение из темницы этого мира, чтобы они могли вновь войти в сферу небесного Света. Сирийский гностицизм. Для этой формы гностицизма, края зародилась в Сирии, Палестине и Египте, характерен более изощренный вертикальный дуализм. Поскольку здесь верховным принципом признавалось добро, то было необходимо найти объяснение тому, как из этого единого принципа проистекает зло. Сирийские гностики пытались ответить на этот вопрос, предположив, что в самом добре заложена возможность некой ущербности или ошибки. Гностик Валентин предложил еледующее решение проблемы зла: благое божество (Глубина) вместе со своей супругой (Молчание) путем эманации порождают ряд подчиненных им парных божеств, илиэонов. Последнее божество в этом ряду (обычно его называют Софией, или Мудростью), презрев своего супруга, страстно желает соединиться с Глубиной. Но это желание как аболютно неприемлемое в высшей божественной сфере(р1еюта ) отторгается от Софии и исключается из божественной сферы, плеромы. Хотя София таким образом избавляется от своей страсти, высшая божественная сфера утрачивает часть своей божественной природы. Поэтому возникает необходимость в возвращении этого отпадшего света. Однако отторгнутое и исключенное из плеромы желание (или нижняя София) не сознает своей падшей природы и производит из себя Творца (или Демиурга), а он путем эманации, края частично отражает процесс, имевший место в плероме, творит мир. Плерома с помощью божественного посланника (его часто называют Христом или Св. Духом) побуждает ТворцаДемиурга наделить человека дыханием жизни, в силу чего частицы света передаются ему и он становится светомчеловеком. Противодействие низшей божественной сферы (царство Демиурга) состоит в том, что светчеловек оказывается плененным в темнице тела смерти, к-рое под началом Демиурга создает низшие псевдобожества, воплощающие идею судьбы и отождествляемыесо сферой планет. В гностическом истолковании дерево познания добра и зла из Быт становится средством познания (gnosis), к-рое предназначено человеку самой божественной сферой (плеромой). Но дерево жизни становится средством его порабощения и зависимости, навязанным царством Демиурга. Божественный посланник плеромы поощряет человека съесть плодов с дерева познания, и человек видит, что ревнивый ТворецДемиург (его часто называют искаженными формами имени Яхве Ялдабот или Яо) на самом деле не подлинный и благой Бог, но враг Бога. В результате божественной помощи человек обретает большее знание, чем у ТворцаДемиурга. Разгневанный Демиург бросает человека в земное тело забвения, а плерома вынуждена начать процесс духовного возрождения с помощью божественного посланника. Этот последний часто отождествляется с Иисусом Христом, однако в соответствии с пониманием гностиков эта фигура не совпадает с тем образом Иисуса, крый рисуют канонические евангелия. Поскольку божественая сфера радикально противопоставляется творению, порожденному низшей сферой, то тела в лучшем случае представляют собой часть процесса творения, и в силу этого их еледует рассматривать лишь как средство, к-рое божественная сфера может использовать в своих целях. Божественный посланник Христос, осуществляя свою миссию, "усвоил" тело Иисуса в момент крещения и вознесся в момент, непосредственно предшествующий распятию. Воскресший "Иисус", или Христос, свободный от телесных ограничений, обладает силой, способной разбудить человека от сна забвения. Веру в "усвоение" тела Иисуса божественным посланником обычно обозначают термином "адопцианство", к-рое связано также с учением докетизма, утверждавшего, что Христос лишь казался человеком. Гностики это те, кто обладает частицами света. В этом мире, среди прочих людей, они духовные существа (pneumatikoi), крым нужно лишь пробудиться, чтобы овладеть предназначенной им судьбой. К-ром е них, в мире есть люди душевного типа(psychikoi ), крые стоят ниже первых и должны трудиться, чтобы обрести спасение в том или ином качестве, смотря по их заслугам. Гностики нередко отождествляли людей психического типа с христианами, чем навлекали гнев таких ересиологов, как Ириней. Люди третьего типа плотские(hylikoi илиsarkikoi), у них вообще нет шансов на спасение, и они обречены на гибель. Итак, мы видим, что в основании гностической антропологии лежит жесткий детерминизм. Целью валентиниан было возвращение в плерому, к-рое они часто символически называли "союзом", или "соединением". Так, напр., в "Евангелии от Филиппа" термин "брачный чертог", скорее всего, указывает на таинство такого соединения. Подобные выражения объясняют, почему многие гностические тексты изобилуют сексуально окрашенными образами и метафорами. При этом одни гностики использовали эротическую символику, чтобы сделать акцент на духовной альтернативе, они настаивали на необходимости аскетического образа жизни и предостерегали от дальнейшего пагубного дробления частиц света, заключенных в человеке. Напротив, другие гностики (напр., последователи Марка) утверждали, что состоянию пробужденности духа как нельзя более способствует сексуальная активность, не связанная узами брака. Умирая, гностики, испытавшие духовное пробуждение, сбрасывали с себя обветшавшие одежды смертного тела и возносились ввысь, минуя подвластные року планетарные сферы. Пройдя через чистилище этих сфер, гностики в конце концов достигали предела (horos ), или края (иногдаего называли "крестом"), где их, освобожденных от всего, что производит зло, допускали в вечную обитель. Некрые исследователи усматривают связь между католическим учением о чистилище и представлениями, характерными для гностической мысли. Все вышеизложенное поможет читателю гностических текстов усвоить структурные особенности сирийского типа гностицизма и послужит своего рода рабочей моделью в интерпретации текстов. Однако при этом всегда необходимо помнить о синкретической природе гностицизма и многообразии его форм. Так, напр., у сифиан бытовало представление о том, что непосредственную передачу знания осуществляет бог Сет, тогда как у офитов эта функция принадлежала змею. Широкие возможности для интерпретации и структурного анализа гностических мифов делают их исследование не только увлекательным занятием, но и способствуют развитию интеллектуальных способностей. Основными источниками, крыми пользовались гностики, были, конечно же, Платон, сего дуализмом, религиозная мысль Востока, а также некрые идеи, заимствованные из христианства. Однако пользование всем этим материалом нередко сопровождалось у них нападками и резкой критикой. Так, напр., понятие мудрости (венец стремлений греческой философии) становилось у гностиков причиной всего зла в мире. Столь резких обличений мудрости нет дажеу ап. Павла(1 Кор 1:222:16). В дополнение к системе гностика Валентина и многих ее разновидностей сходный вертикальноструктурный дуализм мы находим в герметической литературе. Герметизм зародился в Египте, и большая часть его текстов, по всей видимости, не связана с христианством и иудаизмом, хотя круг идей " Поймандра", важнейшего трактата из т.н. "герметического корпуса" текстов, в чем-то близок теологическим представлениям Ин. Поэтому, задаваясь вопросом об истоках гностицизма, мы не случайно обращаемся к герметической литературе. Проблема датировки. Поскольку в связи с вопросом об истоках гностицизма возникает ряд методологических проблем, будет уместно вкратце коснуться феномена мандеизма. В 1930е гг. многие ученые утверждали, что мандеизм имеет дохристианское происхождение, хотя тексты, на крые они опирались в своих теоретических допущениях, имели хождение среди членов небольшой современной секты в Иране. Нет никаких сомнений в том, что традиции секты мандеев (их называют также сабиями, или крестильниками, т. к. их учение связано с проповедью Иоанна Крестителя) гораздо древнее. Однако неизвестно, насколько мандеизм древнее ислама (мусульмане признают мандеев в качестве полноправной религиозной группы, имеющей свои священные книги и пророка, пришедшего до Мухаммеда). Вообще проблема датировки гностических сочинений представляет серьезную трудность. Большая часть текстов, относящихся к герметической традиции, по всей видимости, почти не затронута влиянием христианства, тогда как некрые сочинения, напр. "ПремудростьИисуса Христа", вполне могут быть христианизированными версиями более ранних нехристианских текстов. Все еще остается открытым вопрос когда возник гноетицизм? Очевидно, что сер. II в. до н.э. период его расцвета. Вопреки теории Шмитхальса (автора книги "Гностицизм в Коринфе"), оппоненты ап. Павла в Коринфе едва ли были гностиками. Можно ли считать гностиками оппонентов ап. Павла, о крых он говорит в Еф и Кол? Можно ли считать гностиками оппонентов ап. Иоанна, о крых говорится в его посланиях? Было бы большой натяжкой приписывать авторам НЗ полемические выпады против приверженцев гностицизма или языческой мифологии. G.L. b0rchert(пер.в. р.) Библиография: D M. Scholer,Nag Hammadi Bibliography 19481969, plus annual supplementary bibliographies beginning in 1971 by the same author inNovT; J. Robinson, ed.,The Nag Hammadi Library in Englisch; R. M. Grant, ed.. Gnosticism: A Source Book of Heretical Writings from the Early Christian Period; W. Foerster, Gnosis: A Selection of Gnostic Texts, 2 vols.; B. Aland,Gnosis: Festschrift fur Hans Jonas; G.L. Borchert."Insights into the Gnostic Threat to Christianity as Gained Through the Gospel of Philip", inNew Dimensions in New Testaments Study, ed. R.N. Longenecker and M.C.Tenney; R.M.Grant,Gnosticism and Early Christianity; H. Jonas,The Gnostic Religion; E. Pagels,The Gnostic Gospels; G. Quispel, Gnosis als Welteligion; W. Schmithals,Gnosticosm in Corinth andPaul and the Gnostics; R.M. Wilson,The Gnostic Problem and Gnosis and the New Testament; E. Yamauchi,PreChristian Gnosticism. См. также: Мандеи; Герметическая литература.

  1. гностицизмГНОСТИЦИЗМ от греч. gnostikos познающий общее обозначение ряда позднеантич. религ. течений использовавших мотивы вост. мифологии и ряда раннехрист. еретич. учений и сект....Большая советская энциклопедия
  2. гностицизмот греч. gnostikos познающий общее обозначение ряда позднеантичных религиозных течений использовавших мотивы восточной мифологии и ряда раннехристианских еретических уче...Большая Советская энциклопедия II
  3. гностицизмм. филос.gnosticismo m...Большой русско-испанский словарь
  4. гностицизмсущ. муж. рода только ед. ч.гностицизм уem...Большой русско-украинский словарь
  5. гностицизмм. филос. gnosticisme gno m...Большой русско-французский словарь
  6. гностицизмм. филос.gnosticisme m...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  7. гностицизмот греч. gnostikos знающий религиозное дуалистическоеучение поздней античности вв. воспринявшее некоторые моментыхристианского вероучения т. н. иудеохристианский гност...Большой энциклопедический словарь II
  8. гностицизмГНОСТИЦИЗМ от греч. gnostikos знающий религиозное дуалистическое учение поздней античности вв. воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения т. н. иудеохрист...Большой Энциклопедический словарь V
  9. гностицизму ч.i Релгйнофлософська течя раннього християнства яка на основ християнських релгйних догматв деалстично антично флософ та удазму намагалася створити вчення про Бога пох...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  10. гностицизмгностицизм у...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  11. гностицизмгностицизм у...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  12. гностицизмот греч.знание постижение религиознофилософское учение возникшее в в. н. э. в результате взаимовлияния раннего христианства и религий Древнего Востока зороастризма митра...Евразийская мудрость от А до Я
  13. гностицизмГНОСТИЦИЗМ а м. gnosticisme нем. Gnostizismus ampLT гр. gnostikos познавательный познающий ampLT gnostikos знание. филос. Религиознофилософское учение раннего христианств...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  14. гностицизмпринятое в истории философии обозначение религ.филос. и мистикоэзотерических учений сложившихся в вост. части римскоэллинистического мира в период поздней Античности и ра...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  15. гностицизмгреч. gnosis познание знание эклектическое религиознофилософское течение поздней античности выступившее одной из культурных форм связи оформившегося христианства с мифофи...История философии
  16. гностицизмГНОСТИЦИЗМ греч. gnosis познание знание эклектическое религиознофилософское течение поздней античности выступившее одной из культурных форм связи оформившегося христиан...История философии II
  17. гностицизмсовокупность религиознофилософских теософских систем которые появились в течение первых двух веков нашей эры и в которых основные факты и учение христианства оторванные о...Краткий религиозно-философский словарь
  18. гностицизмГностицизм gnosticismus gnostica haeresis gnosticorum secta...Латинский словарь
  19. гностицизма м.em Религиознофилософское течение раннего христианства пытавшееся создать учение о боге о происхождении и развитии мира на основе христианских религиозных догматов и в...Малый академический словарь
  20. гностицизмкорень ГНОСТИЦ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ГНОСТИЦИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ГНОСТИЦ ИЗМ Слово Гностицизм содержит следующие...Морфемный разбор слова по составу
  21. гностицизмНачальная форма Гностицизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  22. гностицизмот греч. gnostikos познающий религиознофилософское движение поздней античности возникшее в I в. н. э. в районе Ближнего Востока или в Александрии. Расцвет произошел во II...Новая философская энциклопедия
  23. гностицизмгностицизм м. Религиозномистическое течение IIII вв. в Римской империи....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  24. гностицизмсистема философскорелигиозной мысли основанная не на приобретенном знании но на внутреннем откровении позволяющем достигнуть познания божественных вещей оставленных для п...Новый философский словарь
  25. гностицизмгностицизм гностицизм а...Орфографический словарь
  26. гностицизмu м...Орфографический словарь русского языка
  27. гностицизмгностицизм менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  28. гностицизмгностицизм гностицизмы гностицизма гностицизмов гностицизму гностицизмам гностицизм гностицизмы гностицизмом гностицизмами гностицизме гностицизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  29. гностицизмОрфографическая запись слова гностицизм Ударение в слове гностицизм Деление слова на слоги перенос слова гностицизм Фонетическая транскрипция слова гностицизм [гнастизм]...Полный фонетический разбор слов
  30. гностицизмГностицизм му мов гр....Правописний словник Голоскевича
  31. гностицизмГностицизм му мов гр....Правописний словник Голоскевича
  32. гностицизмнаправление религиознофилософской мысли поздней античности и средневековья для которого характерны мистический рационализм дуализм доброго и злого начал неприятия Ветхого...Религиоведческий словарь
  33. гностицизмКомплекс религиозных течений появившихся в самом начале христианской эпохи в I веке н.э. на Ближнем Востоке или в Александрии. Течения гностицизма часто весьма отличны др...Религиозные термины
  34. гностицизмгностицизм а...Русский орфографический словарь
  35. гностицизмМ мн. нет fls. tar. qnostisizm xristianln ilk dvrlrind xristian dini yunan idealist flsfsi v rq dinlri sasnda qurulan diniflsfi cryan....Русско-азербайджанский словарь
  36. гностицизмм. филос. учение стремящееся раскрыть тайны бытия и указать душе путь к спасениюem gnosis pl.u ses gnosticism...Русско-английский психологический словарь
  37. гностицизмгностицизм м. филос.ignosticism...Русско-английский словарь
  38. гностицизмгностицизм м. филос. gnosticism....Русско-английский словарь II
  39. гностицизмГнастыцызм...Русско-белорусский словарь
  40. гностицизмфилос.i гнастыцызм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  41. гностицизмгностицизм бзд заманымызды брнш екнш асырларында болан днифилософиялы аым...Русско-казахский словарь
  42. гностицизмгностицизм...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  43. гностицизмгностицизм танымшылды...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  44. гностицизмgnosticisms...Русско-латышский словарь
  45. гностицизмм флсu gnosticismo m...Русско-португальский словарь
  46. гностицизмGnostitsism...Русско-эстонский словарь
  47. гностицизмгностицизм...Русское словесное ударение
  48. гностицизмсистема философскорелигиозной мысли основанная не на приобретенном знании но на внутреннем откровении позволяющем достигнуть познания божественных вещей оставленных для п...Сверхкраткий философский словарь
  49. гностицизмгреч.em обозначение религиозного течения поздней античности вв. включавшего различные гностич. группы секты и церкви а также их последователей например кафары или богу...Словарь античности
  50. гностицизмГНОСТИЦИЗМ греч. от gignosko знаю. Религиознофилософское учение некоторых школ в первые века христианства. Объяснение иностранных слов вошедших в употребление в русский ...Словарь иностранных слов русского языка
  51. гностицизмгностицизм ч. гр. пзнавальний той хто пзна релгйна система що поднали в соб де раннього християнства з деями релгй Стародавнього Сходу та антично флософ....Словник іншомовних слів
  52. гностицизмгностицизм вд грец. пзнавальний той хто пзна збрна назва породжених розкладом рабовласницького суспльства пзньоантичних релгйномстичних учень що поднали в соб де ранньо...Словник іншомовних слів Мельничука
  53. гностици́змГНОСТИЦИЗМ у ч. Релгйнофлософська течя раннього християнства яка на основ християнських релгйних догматв деалстично антично флософ та удазму намагалася створити вчення пр...Словник української мови в 11 томах
  54. гностицизмГНОСТИЦИЗМ у ч.Релгйнофлософська течя пзньо античност яка поднувала в соб мотиви християнства деалстично антично флософ удазму та де релгй Стародавнього Сходу.Значне поши...Словник української мови у 20 томах
  55. гностицизмпервый этап широкого религ.филос. течения поздней античности и средневековья т. н. гностич. религий включающих Г. манихейство дуалистич. ср.век. ереси павликиане богомилы...Советский философский словарь
  56. гностицизмГНОСТИЦИЗМ от греческого gnostikos знающий религиозное дуалистическое учение поздней античности вв. воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения так называ...Современная энциклопедия
  57. гностицизмГНОСТИЦИЗМ от греч . gnostikos знающий религиозное дуалистическое учение поздней античности вв. воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения т. н. иудеохрист...Современный энциклопедический словарь
  58. гностицизмпознающий религиознофилософское течение периода поздней античности I в. возникшее в восточной части Римской империи и ставшее главным соперником христианства. Различают х...Тематический философский словарь
  59. гностицизмгностицизм [...Толковый словарь иностранных слов
  60. гностицизмГНОСТИЦИЗМ гностицизма мн. нет м. от греч. gnostikos познавательный истор. филос. Направление религиозной философии первых веков христианства разрабатывавшее христианску...Толковый словарь русского языка II
  61. гностицизмГНОСТИЦИЗМ м. Религиозномистическое течение IIII вв. в Римской империи....Толковый словарь русского языка
  62. гностицизму ч. Релгйнофлософська течя раннього християнства яка на основ християнських релгйних догматв деалстично антично флософ та удазму намагалася створити вчення про Бога похо...Толковый словарь украинского языка
  63. гностицизмУдарение в слове гностицизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове гностицизм...Ударение и правописание
  64. гностицизмGnosticism...Українсько-англійський словник
  65. гностицизмGnosticism...Українсько-англійський словник
  66. гностицизм[hnostycyzm]...Українсько-польський словник
  67. ґностицизмЗагальна назва нтелектуальних течй опертих на ноз сформувався у IIIII ст.em у Рим. мпер поднував мотиви еллнстично флософ з елементами християнства та юдазму полемка хрис...Універсальний словник-енциклопедія
  68. ґностицизмЗагальна назва нтелектуальних течй опертих на ноз сформувався у IIIII ст.em у Рим. мпер поднував мотиви еллнстично флософ з елементами християнства та юдазму полемка хрис...Універсальний словник-енциклопедія
  69. ґностицизмзагальна назва нтелектуальних течй опертих на ноз сформувався у IIIII ст. у Рим. мпер поднував мотиви еллнстично флософ з елементами християнства та юдазму полемка христи...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  70. ґностицизмзагальна назва нтелектуальних течй опертих на ноз сформувався у IIIII ст. у Рим. мпер поднував мотиви еллнстично флософ з елементами християнства та юдазму полемка христи...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  71. гностицизмгреч. gnostikoz знающий gnosiz знание эзотерическое учение получившее широкое распространение в раннем христианстве III вв н.э. Гностики толковали Евангелие и шире христ...Философия политики
  72. гностицизмГНОСТИЦИЗМ от греч.em познающий знающий познание знание гносисem первый этап широкого религ.филос. течения поздней античности и средневековья т. н.em гностич. религий в...Философская энциклопедия
  73. гностицизмот греч. познавательный религ.филос. течение возникшее в вв. на почве объединения христ. идей о божеств воплощении в целях искупления иудейского монотеизма и пантеист...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  74. гностицизмрелигиознофилософское течение периода поздней античности. Возник в в. в вост. части Римской империи как синтез вавилонских иранских египетских иудейских и др. религиозно...Философский энциклопедический словарь
  75. гностицизмГНОСТИЦИЗМ вд грецьк. пзнавальний той хто пзна термн для позначення вчення флософв та теологв епохи раннього християнства II IV ст. як широко застосовували флософськ ...Філософський енциклопедичний словник
  76. гностицизмгностицизм гностицизмы гностицизма гностицизмов гностицизму гностицизмам гностицизм гностицизмы гностицизмом гностицизмами гностицизме гностицизмах Источник Полная акцент...Формы слова
  77. гностицизмот греч. gnosis знание учение познание проникновение в сверхчувственный мир путем созерцания Бога. Гностицизм это первый этап религиознофилософского течения поздней антич...Человек и общество
  78. гностицизмСтинг Сонм Сонг Сон Сомит Сом Снг Смит Сми Сито Сити Сионизм Сион Синтоизм Синто Син Симон Сим Сизин Сиг Сгон Остин Ост Осгит Онисим Оним Нтц Нто Нотис Нос Ном Ниц Нит Ни...Электронный словарь анаграмм русского языка
  79. гностицизмГностицизм гностика гнозисi или гносисi так называется совокупность религиознофилософских теософских систем которые появились в течение двух первых веков нашей эры и в к...Энциклопедический словарь
  80. гностицизмгностика гнозисem или гносисem так называется совокупность религиознофилософских теософских систем которые появились в течение двух первых веков нашей эры и в которых ос...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  81. гностицизмГНОСТИЦИЗМ греч. gnosis познание знание эклектическое религиознофилософское течение поздней античности выступившее одной из культурных форм связи оформившегося христиан...Энциклопедия История философии
  82. гностицизмГНОСТИЦИЗМгреч. gnosis знание религиозное течение развивавшееся параллельно христианству. Гностицизм в его развитых формах представлял собой сочетание восточных и эллини...Энциклопедия Кольера II
  83. гностицизмгреч. gnosis знаниеem религиозное течение развивавшееся параллельно христианству. Гностицизм в его развитых формах представлял собой сочетание восточных и эллинистически...Энциклопедия Кольера