История философии

ГНОСТИЦИЗМ

(греч. gnosis познание, знание) эклектическое религиозно-философское течение поздней античности, выступившее одной из культурных форм связи оформившегося христианства с мифо-философским эллинистическим фоном и вероучениями иудаизма, зороастризма, вавилонских мистериальных культов. Основные источники изучения гностические сочинения из архива Haг-Хаммади (обнаружены в 1945), а также фрагменты гностиков в трудах христианских критиков и текстах раннехристианских и средневековых ересей. Г. возникает в 1 в. и проходит в своем развитии три этапа: 1) ранний Г., противоречиво сочетающий в себе несистематизированные разнородные элементы античных мифов и библейских сюжетов (например, культ змия у офитов, восходящий, с одной стороны, к архаической мифологеме крылатого змея, олицетворявшего собой единство земли и неба как космогонических прародителей, а с другой к символу библейского змия, разрушившего райскую гармонию): 2) зрелый Г. 1-2 вв. классические гностические системы Валентина (Египет) и Василида (Сирия), а также Карпократа Александрийского, Сатурнина Сирийского и Маркиона Понтийского; иногда к Г. относят и так называемый 3) поздний Г. христианские дуалистические ереси средневековья (павликанство, богомильство, альбигойские ереси катаров и вальденсов). Концепция знания (*гнозиса*) задает основную проблематику Г., центрирующуюся вокруг вопроса о сущности человека и его духовного предназначения. По формулировке Феодота, роль гнозиса заключается в способности дать ответ на извечные человеческие вопросы: *Кто мы? Кем стали? Где мы? Куда заброшены? Куда стремимся? Как освобождаемся? Что такое рождение и что возрождение?*. Однако это ценностно-семантическое ядро гностического учения вытекает из общей космологической проблемы, унаследованной Г. от античной философской классики (см. Античная философия) и опосредовано от мифологии, а именно проблемы бинарной мировой оппозиции, понимаемой как напряженное противостояние и связь материального (земного, материнского) и небесного начал (см. Бинаризм). В космологии мифа их связь понималась как сакральный брак, имеющий креационную семантику (см, Любовь). Эта парадигма созидательного взаимопроникновения космических структур сохранена и в античной философии, хотя решена в совершенно новом смысловом ключе. Так, у Платона единство материального и идеального миров обеспечивается двумя каналами: от мира идей к миру вещей (вектор *вниз*) воплощение, и от мира сотворенного к миру совершенства (*вверх*) познание. Первый канал (*вниз*) фактически является креационным, второй (*вверх*) оформляется Платоном как узнавание (*припоминание*) абсолютного образца в совершенном творении (*любовь к узренной красоте*) и последующее восхождение по лестнице любви и красоты *к самому прекрасному вверх* вплоть до постижения истины в абсолютной идее совершенства (см. Платон, Эйдос, Красота). В неоплатонизме (см. Неоплатонизм) креационный вектор сохраняет свою интегрирующую семантику, что же касается вектора *вверх*, то он наполняется новым смыслом: восхождение от земного бренного мира к единосущему возможно на пути экстатической сыновней любви к творцу, разрешающейся в созерцании источника сущего. Запутавшись в тенетах земных соблазнов, ослепшая душа отвращается от Бога (типичная метафора у Плотина: дева *ослепляется браком* и забывает отца, ибо дочерняя любовь небесная, земная же *низменна, подобно блуднице*). Разрыв земного и небесного (в новом понимании) начал практически намечен. В христианской интерпретации бинарная оппозиция космических структур оказалась аксиологически нагруженной и переосмыслена как дуальность *дольнего* и *горнего*; накладываясь на традиционную космологическую парадигму, христианство обусловливает интерпретацию соединительной вертикали от Бога к миру уже не как космогенез, и даже не как эманацию Бога в мир, но как творение. Актуальной для христианства оказывается и философская проблематика, касающаяся вектора *снизу вверх*, однако, под воздействием новых мировоззренческих смыслов от платоновской лестницы любви и красоты осталась лишь первая ступень любви к ближнему и последняя любовь к Творцу: в модели мироздания сохранена идея двух миров, но разрушено связующее их звено. Принцип антикосмического дуализма и выступает основой гностической модели мира: мир есть антипод божий. Переосмысление античной идеи эманации (см. Эманация) первоначала также сдвинуло акценты в сторону антикосмизма: мир остается иерархично организованным, но эманирующие сущности служат не единению, а изоляции Бога и мира. Сущность первоначала, порождающего эманации, посредством познания последних не постигается и остается сокровенной. Количество этих промежуточных звеньев в гностических концепциях, как правило, достаточно велико: от 33 у Валентина до 365 у Василида. Так, в системе Валентина лежит идея абсолютной полноты Плеромы, проявляющей себя в серии эонов (см. Эон). Плерома, в сущности, выступает типологическим аналогом античного апейрона: из нее происходит и в нее возвращается все, способное к становлению. *На незримых и несказанных высотах* (которые удобно было бы описать в терминологии трансцендентализма) пребывает Глубина совершенный эон первоначала. Непостижимое содержание Глубины конституируется в Молчание (ср. с основоположением мистики: божественное откровение *несказанно*, т.е. неинтерсубъективно и невыразимо вербально). *Постижение же становится началом всего*, порождая Ум и его объективацию Истину (типологическая параллель будущего кантианского разрыва *вещи-в-себе* и априорных форм как начала познания см. Кант). Оплодотворяя друг друга, Ум и Истина порождают Смысл и Жизнь, которые, в свою очередь, порождают Человека и Церковь (т.е. общество). Названные четыре пары эонов составляют священную огдоаду. Затем Смысл и Жизнь порождают еще десять эонов (священная декада), а Человек и Церковь еще двенадцать (священная додекада). Все 30 эонов составляют выраженную полноту бытия Плерому. Круг, казалось бы, замкнулся. Однако последним из 30 эонов выступает женский эон София, возгорающийся пламенным желанием непосредственно созерцать Первоотца Глубину (*супруга своего желанного*), т.е. постичь истину (ср. мифологическую параллель сакрального брака, неоплатоническую концепцию возврата к отцу на путях познания и сыновней любви). Принципиальная асимптотичность этого порыва повергает Софию в состояние *недоумения, печали, страха и изменения*. Последнее чревато возникновением Ахамот, которая есть объективированное желание познания, бесформенное детище неудовлетворенного алкания истины. Кроме того, страстная устремленность Софии задает для нее самой опасную перспективу растворения во всеобщей субстанции, однако безграничная векторность встречает Предел, возвращающий Софию на ее место в структурной иерархии эонов. Интерпретация гностиками Предела носит фактически христианский характер: он понимается как Очиститель (Искупитель) и символизируется фигурой креста; с его искупительной ролью связано появление двух новых эонов Христа и Духа Святого. Упорядочивание (со встречей мятежной Софией Предела) эонов инспирирует у них вспышку творческого потенциала в акте откровения и единения эоны порождают особый эон (*совокупный плод Плеромы*), причастный генетически и содержательно ко всем эонам и потому именуемый Все (гностический тезис *все в каждом и каждый во всем* как семантическая параллель античного преформизма и идеи всеединства в христианстве). Однако гармония неполна, ибо Ахамот, будучи исторгнутой из Плеромы, пребывает во мраке (ср. идентификация мрака и хаоса в античной культуре, символика света в христианстве). Во спасение Христос вкладывает в нее бессознательную идею Плеромы (аналог античных *врожденных идей*), дабы избавить ее от безысходности скалярного покоя, дав ей ощутить скорбь разлуки с Плеромой и *светлое предощущение вечной жизни*. Этот заданный Христом вектор устремляет Ахамот вслед за Христом в Плерому, но Предел-Крест удерживает ее. Ахамот повергается в состояние *смятенной страсти*, сама будучи объективацией страстного порыва Софии к знанию. Таким образом, если первый акт гностико-космологической трагедии был связан с неудовлетворенным желанием Софией истины, то героиней второго ее акта является Ахамот в ее стремлении к выразителю этой истины. Ее неудовлетворенная страсть материализуется в объективный мир: вода есть слезы Ахамот по утраченному Христу, свет сияние ее улыбки при воспоминании о нем, ее окаменевшая скорбь твердь земная, etc. A когда в ответ на мольбы Ахамот из Плеромы ей был послан Утешитель (Параклет), то от созерцания его и сопровождающих его ангелов она произвела свое высшее порождение духовное начало. Именно из этих материального и духовного порождений Ахамот Демиург творит земной мир, противостоящий миру эонов. В этом контексте и оформляется акцентированное в Г. учение о человеке как средоточии мирового процесса: с одной стороны, он сотворен и тварен, а потому укоренен в мире темных сил, с другой же душа его есть производное от умопостигаемого мира эонов, она надприродна и несет в себе свет божественной полноты Плеромы. Человек причастен всех начал, а потому занимает исключительное положение в мире, имея высшее предначертание. Г. задает трихотомию плотских, душевных и духовных людей, т.е. соответственно тех, в ком реализуется только плотское начало (материальное порождение Ахамот); тех, в ком реализуется полученная от Демиурга способность к различению и выбору добра и зла; и наконец тех, в ком реализуется духовное порождение Ахамот, воплощающее ее порыв к истине. Это духовное начало, вложенное в душу духовного человека, и есть гнозис знание, проявляющееся в устремлении, зовущее к избавлению от уз греховной материальности и указующее путь к спасению. С конституированием христианской ортодоксии (см. Ортодоксия) Г. оттесняется на идеологическую периферию, и в средние века проявляет себя лишь в качестве семантического аспекта ересей. Так, например, концепция катаров (*чистых*) основывается на принципе радикального дуализма: материя объявляется абсолютным злом, а плотский грех максимальным из грехов, беременная женщина мыслится как находящаяся на особом попечении дьявола, и именно он творит плоть от плоти и дух от духа в утробе ее. Трактовка в таком аксиологическом контексте феномена непорочного зачатия приобретает рафинированно спекулятивный смысл: Христос (*слово Божье*) входит в ухо Марии и сходит с уст ее (парафраз текста 44 псалма: *Слыши... и приклони ухо твое...*). Вошедший в классический христианский обиход термин *апокриф* исходно был введен для обозначения эзотерических текстов Г. Развитие Г. оказало серьезное влияние на эволюцию альтернативных христианских течений западноевропейской культуры; мандеизм как оформившееся во 2-3 вв. на семитско-вавилонской культовой основе ответвление Г. (арамейское manda знание) сохранилось в контексте восточной культуры (ныне в Иране) до наших дней. (См. также София, Эон.)

  1. гностицизмГНОСТИЦИЗМ от греч. gnostikos познающий общее обозначение ряда позднеантич. религ. течений использовавших мотивы вост. мифологии и ряда раннехрист. еретич. учений и сект....Большая советская энциклопедия
  2. гностицизмот греч. gnostikos познающий общее обозначение ряда позднеантичных религиозных течений использовавших мотивы восточной мифологии и ряда раннехристианских еретических уче...Большая Советская энциклопедия II
  3. гностицизмм. филос.gnosticismo m...Большой русско-испанский словарь
  4. гностицизмсущ. муж. рода только ед. ч.гностицизм уem...Большой русско-украинский словарь
  5. гностицизмм. филос. gnosticisme gno m...Большой русско-французский словарь
  6. гностицизмм. филос.gnosticisme m...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  7. гностицизмот греч. gnostikos знающий религиозное дуалистическоеучение поздней античности вв. воспринявшее некоторые моментыхристианского вероучения т. н. иудеохристианский гност...Большой энциклопедический словарь II
  8. гностицизмГНОСТИЦИЗМ от греч. gnostikos знающий религиозное дуалистическое учение поздней античности вв. воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения т. н. иудеохрист...Большой Энциклопедический словарь V
  9. гностицизму ч.i Релгйнофлософська течя раннього християнства яка на основ християнських релгйних догматв деалстично антично флософ та удазму намагалася створити вчення про Бога пох...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  10. гностицизмгностицизм у...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  11. гностицизмгностицизм у...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  12. гностицизмот греч.знание постижение религиознофилософское учение возникшее в в. н. э. в результате взаимовлияния раннего христианства и религий Древнего Востока зороастризма митра...Евразийская мудрость от А до Я
  13. гностицизмГНОСТИЦИЗМ а м. gnosticisme нем. Gnostizismus ampLT гр. gnostikos познавательный познающий ampLT gnostikos знание. филос. Религиознофилософское учение раннего христианств...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  14. гностицизмпринятое в истории философии обозначение религ.филос. и мистикоэзотерических учений сложившихся в вост. части римскоэллинистического мира в период поздней Античности и ра...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  15. гностицизмГНОСТИЦИЗМ греч. gnosis познание знание эклектическое религиознофилософское течение поздней античности выступившее одной из культурных форм связи оформившегося христиан...История философии II
  16. гностицизмсовокупность религиознофилософских теософских систем которые появились в течение первых двух веков нашей эры и в которых основные факты и учение христианства оторванные о...Краткий религиозно-философский словарь
  17. гностицизмГностицизм gnosticismus gnostica haeresis gnosticorum secta...Латинский словарь
  18. гностицизма м.em Религиознофилософское течение раннего христианства пытавшееся создать учение о боге о происхождении и развитии мира на основе христианских религиозных догматов и в...Малый академический словарь
  19. гностицизмкорень ГНОСТИЦ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ГНОСТИЦИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ГНОСТИЦ ИЗМ Слово Гностицизм содержит следующие...Морфемный разбор слова по составу
  20. гностицизмНачальная форма Гностицизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  21. гностицизмот греч. gnostikos познающий религиознофилософское движение поздней античности возникшее в I в. н. э. в районе Ближнего Востока или в Александрии. Расцвет произошел во II...Новая философская энциклопедия
  22. гностицизмгностицизм м. Религиозномистическое течение IIII вв. в Римской империи....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  23. гностицизмсистема философскорелигиозной мысли основанная не на приобретенном знании но на внутреннем откровении позволяющем достигнуть познания божественных вещей оставленных для п...Новый философский словарь
  24. гностицизмгностицизм гностицизм а...Орфографический словарь
  25. гностицизмu м...Орфографический словарь русского языка
  26. гностицизмгностицизм менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  27. гностицизмгностицизм гностицизмы гностицизма гностицизмов гностицизму гностицизмам гностицизм гностицизмы гностицизмом гностицизмами гностицизме гностицизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  28. гностицизмОрфографическая запись слова гностицизм Ударение в слове гностицизм Деление слова на слоги перенос слова гностицизм Фонетическая транскрипция слова гностицизм [гнастизм]...Полный фонетический разбор слов
  29. гностицизмГностицизм му мов гр....Правописний словник Голоскевича
  30. гностицизмГностицизм му мов гр....Правописний словник Голоскевича
  31. гностицизмнаправление религиознофилософской мысли поздней античности и средневековья для которого характерны мистический рационализм дуализм доброго и злого начал неприятия Ветхого...Религиоведческий словарь
  32. гностицизмКомплекс религиозных течений появившихся в самом начале христианской эпохи в I веке н.э. на Ближнем Востоке или в Александрии. Течения гностицизма часто весьма отличны др...Религиозные термины
  33. гностицизмгностицизм а...Русский орфографический словарь
  34. гностицизмМ мн. нет fls. tar. qnostisizm xristianln ilk dvrlrind xristian dini yunan idealist flsfsi v rq dinlri sasnda qurulan diniflsfi cryan....Русско-азербайджанский словарь
  35. гностицизмм. филос. учение стремящееся раскрыть тайны бытия и указать душе путь к спасениюem gnosis pl.u ses gnosticism...Русско-английский психологический словарь
  36. гностицизмгностицизм м. филос.ignosticism...Русско-английский словарь
  37. гностицизмгностицизм м. филос. gnosticism....Русско-английский словарь II
  38. гностицизмГнастыцызм...Русско-белорусский словарь
  39. гностицизмфилос.i гнастыцызм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  40. гностицизмгностицизм бзд заманымызды брнш екнш асырларында болан днифилософиялы аым...Русско-казахский словарь
  41. гностицизмгностицизм...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  42. гностицизмгностицизм танымшылды...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  43. гностицизмgnosticisms...Русско-латышский словарь
  44. гностицизмм флсu gnosticismo m...Русско-португальский словарь
  45. гностицизмGnostitsism...Русско-эстонский словарь
  46. гностицизмгностицизм...Русское словесное ударение
  47. гностицизмсистема философскорелигиозной мысли основанная не на приобретенном знании но на внутреннем откровении позволяющем достигнуть познания божественных вещей оставленных для п...Сверхкраткий философский словарь
  48. гностицизмгреч.em обозначение религиозного течения поздней античности вв. включавшего различные гностич. группы секты и церкви а также их последователей например кафары или богу...Словарь античности
  49. гностицизмГНОСТИЦИЗМ греч. от gignosko знаю. Религиознофилософское учение некоторых школ в первые века христианства. Объяснение иностранных слов вошедших в употребление в русский ...Словарь иностранных слов русского языка
  50. гностицизмгностицизм ч. гр. пзнавальний той хто пзна релгйна система що поднали в соб де раннього християнства з деями релгй Стародавнього Сходу та антично флософ....Словник іншомовних слів
  51. гностицизмгностицизм вд грец. пзнавальний той хто пзна збрна назва породжених розкладом рабовласницького суспльства пзньоантичних релгйномстичних учень що поднали в соб де ранньо...Словник іншомовних слів Мельничука
  52. гностици́змГНОСТИЦИЗМ у ч. Релгйнофлософська течя раннього християнства яка на основ християнських релгйних догматв деалстично антично флософ та удазму намагалася створити вчення пр...Словник української мови в 11 томах
  53. гностицизмГНОСТИЦИЗМ у ч.Релгйнофлософська течя пзньо античност яка поднувала в соб мотиви християнства деалстично антично флософ удазму та де релгй Стародавнього Сходу.Значне поши...Словник української мови у 20 томах
  54. гностицизмпервый этап широкого религ.филос. течения поздней античности и средневековья т. н. гностич. религий включающих Г. манихейство дуалистич. ср.век. ереси павликиане богомилы...Советский философский словарь
  55. гностицизмГНОСТИЦИЗМ от греческого gnostikos знающий религиозное дуалистическое учение поздней античности вв. воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения так называ...Современная энциклопедия
  56. гностицизмГНОСТИЦИЗМ от греч . gnostikos знающий религиозное дуалистическое учение поздней античности вв. воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения т. н. иудеохрист...Современный энциклопедический словарь
  57. гностицизмпознающий религиознофилософское течение периода поздней античности I в. возникшее в восточной части Римской империи и ставшее главным соперником христианства. Различают х...Тематический философский словарь
  58. гностицизмGnosticism. До первой пол. XX в. основными источниками нашей информации о гностиках были такие ересиологи защитники христианства от ересей как Ириней Лионский Тертуллиан ...Теологический энциклопедический словарь
  59. гностицизмгностицизм [...Толковый словарь иностранных слов
  60. гностицизмГНОСТИЦИЗМ гностицизма мн. нет м. от греч. gnostikos познавательный истор. филос. Направление религиозной философии первых веков христианства разрабатывавшее христианску...Толковый словарь русского языка II
  61. гностицизмГНОСТИЦИЗМ м. Религиозномистическое течение IIII вв. в Римской империи....Толковый словарь русского языка
  62. гностицизму ч. Релгйнофлософська течя раннього християнства яка на основ християнських релгйних догматв деалстично антично флософ та удазму намагалася створити вчення про Бога похо...Толковый словарь украинского языка
  63. гностицизмУдарение в слове гностицизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове гностицизм...Ударение и правописание
  64. гностицизмGnosticism...Українсько-англійський словник
  65. гностицизмGnosticism...Українсько-англійський словник
  66. гностицизм[hnostycyzm]...Українсько-польський словник
  67. ґностицизмЗагальна назва нтелектуальних течй опертих на ноз сформувався у IIIII ст.em у Рим. мпер поднував мотиви еллнстично флософ з елементами християнства та юдазму полемка хрис...Універсальний словник-енциклопедія
  68. ґностицизмЗагальна назва нтелектуальних течй опертих на ноз сформувався у IIIII ст.em у Рим. мпер поднував мотиви еллнстично флософ з елементами християнства та юдазму полемка хрис...Універсальний словник-енциклопедія
  69. ґностицизмзагальна назва нтелектуальних течй опертих на ноз сформувався у IIIII ст. у Рим. мпер поднував мотиви еллнстично флософ з елементами християнства та юдазму полемка христи...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  70. ґностицизмзагальна назва нтелектуальних течй опертих на ноз сформувався у IIIII ст. у Рим. мпер поднував мотиви еллнстично флософ з елементами християнства та юдазму полемка христи...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  71. гностицизмгреч. gnostikoz знающий gnosiz знание эзотерическое учение получившее широкое распространение в раннем христианстве III вв н.э. Гностики толковали Евангелие и шире христ...Философия политики
  72. гностицизмГНОСТИЦИЗМ от греч.em познающий знающий познание знание гносисem первый этап широкого религ.филос. течения поздней античности и средневековья т. н.em гностич. религий в...Философская энциклопедия
  73. гностицизмот греч. познавательный религ.филос. течение возникшее в вв. на почве объединения христ. идей о божеств воплощении в целях искупления иудейского монотеизма и пантеист...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  74. гностицизмрелигиознофилософское течение периода поздней античности. Возник в в. в вост. части Римской империи как синтез вавилонских иранских египетских иудейских и др. религиозно...Философский энциклопедический словарь
  75. гностицизмГНОСТИЦИЗМ вд грецьк. пзнавальний той хто пзна термн для позначення вчення флософв та теологв епохи раннього християнства II IV ст. як широко застосовували флософськ ...Філософський енциклопедичний словник
  76. гностицизмгностицизм гностицизмы гностицизма гностицизмов гностицизму гностицизмам гностицизм гностицизмы гностицизмом гностицизмами гностицизме гностицизмах Источник Полная акцент...Формы слова
  77. гностицизмот греч. gnosis знание учение познание проникновение в сверхчувственный мир путем созерцания Бога. Гностицизм это первый этап религиознофилософского течения поздней антич...Человек и общество
  78. гностицизмСтинг Сонм Сонг Сон Сомит Сом Снг Смит Сми Сито Сити Сионизм Сион Синтоизм Синто Син Симон Сим Сизин Сиг Сгон Остин Ост Осгит Онисим Оним Нтц Нто Нотис Нос Ном Ниц Нит Ни...Электронный словарь анаграмм русского языка
  79. гностицизмГностицизм гностика гнозисi или гносисi так называется совокупность религиознофилософских теософских систем которые появились в течение двух первых веков нашей эры и в к...Энциклопедический словарь
  80. гностицизмгностика гнозисem или гносисem так называется совокупность религиознофилософских теософских систем которые появились в течение двух первых веков нашей эры и в которых ос...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  81. гностицизмГНОСТИЦИЗМ греч. gnosis познание знание эклектическое религиознофилософское течение поздней античности выступившее одной из культурных форм связи оформившегося христиан...Энциклопедия История философии
  82. гностицизмГНОСТИЦИЗМгреч. gnosis знание религиозное течение развивавшееся параллельно христианству. Гностицизм в его развитых формах представлял собой сочетание восточных и эллини...Энциклопедия Кольера II
  83. гностицизмгреч. gnosis знаниеem религиозное течение развивавшееся параллельно христианству. Гностицизм в его развитых формах представлял собой сочетание восточных и эллинистически...Энциклопедия Кольера