Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ГНОСТИЦИЗМ

(гностика, гнозисилигносис)— так называется совокупность религиозно-философских (теософских) систем, которые появились в течение двух первых веков нашей эры и в которых основные факты и учение христианства, оторванные от их исторической почвы, разработаны в смысле языческой (как восточной, так и эллинской) мудрости. От сродных явлений религиозно-философского синкретизма, каковы неоплатонизм, герметизм, Г. отличается признанием христианских данных, а от настоящего христианства — языческим пониманием и обработкой этих данных и отрицательным отношением к историческим корням христианства в еврейской религии. В этом последнем отношении Г. стоит в особенно резкой противоположности к иудействующим сектам в христианстве с одной стороны, а с другой стороны — к каббале, которая представляет языческую обработку специфически еврейских религиозных данных [Некоторые писатели, напр. Баур, говорят об "иудейской гнозе" (помимо каббалы), но это более соответствует априорным схемам этих писателей, нежели исторической действительности.].
I.Происхождение Г.Общие условия для возникновения Г., как и других сродных явлений, были созданы тем культурно-политическим смешением различных национальных и религиозных стихий древнего мира, которое начато было персидскими царями, продолжалось македонянами и завершено римлянами. Источник гностических идей в различных языческих религиях, с одной стороны, и учениях греческих философов — с другой, ясно сознавался с самого начала и подробно указан уже автором Φίλοσοφοΰμενα, хотя в частности не все его сближения одинаково основательны. Несомненно, во всяком случае, что те или другие национально-религиозные и философские факторы в различной мере участвовали в образовании тех или других гн. систем, а также то, что в различные комбинации уже существовавших идей привходила, с большей или меньшей силой и оригинальностью, и личная умственная работа со стороны основателей и распространителей этих систем и школ. Разобрать все это в подробностях тем менее возможно, что писания гностиков известны нам только по немногим отрывкам и по чужому, притом полемическому изложению.Это предоставляет большой простор гипотезам, из которых одна заслуживает упоминания. В нынешнем веке некоторые ученые (напр. ориенталист И. И Шмидт) ставили Г. в специальную связь с буддизмом. Достоверно тут только: 1) что со времени походов Александра Македонского Передняя Азия, а через нее и весь греко-римский мир, сделались доступны влияниям из Индии, которая перестала быть для этого мира неведомой страной и 2) что буддизм был последним словом восточной "мудрости" и доныне остается самой живучей и влиятельной из религий Востока. Но с другой стороны исторические и доисторические корни самого буддизма далеко еще не вскрыты наукой. Многие ученые не без основания видят здесь религиозную реакцию со стороны темнокожих доарийских обитателей, а этнологическая связь этих индийских племен с культурными расами, издавна населявшими Нильскую долину, более чем вероятна. Общей племенной почве должен был соответствовать и общий фон религиозных стремлений и идей, на котором в Индии, благодаря воздействию арийского гения, образовалась такая стройная и крепкая система, как буддизм, но который и в других местах оказывался не бесплодным. Так. обр., то, что в Г. приписывается влиянию индийских буддистов, может относиться к более близкому воздействию их африканских родичей, тем более, что высший расцвет Г. произошел именно в Египте. Если внешняя историческая связь Г. специально с буддизмом сомнительна, то содержание этих учений несомненно показывает их разнородность. Помимо различных, чуждых буддизму религиозных элементов, Г. вобрал в себя положительные результаты греческой философии и в этом отношении стоит неизмеримо выше буддизма. Достаточно указать на то, что абсолютному бытию буддизм дает только отрицательное определение Нирваны, тогда как в Г. оно определяется положительно какполнота(плирома). Несомненную связь с Г. имеет другая, ничтожная по своему распространению сравнительно с буддизмом, но во многих отношениях весьма любопытная религиямандейцев,илисабиев(не смешивать с сабеизмом в смысле звездопоклонства), доныне существующая в Месопотамии и имеющая свои священные, древнего происхождения, хотя и дошедшие до нас в более поздней реакции книги. Эта религия возникла незадолго до появления христианства и находится в какой-то невыясненной связи с проповедью св. Иоанна Крестителя; но догматическое содержание мандейских книг, насколько его можно понять, заставляет видеть в этой религии прототип Г. Самое словоманда,от которого она получила название, значит по-халдейски то же, что греческое γνώσις (знание). Подробности о мандейской религии см.Манда, Мандейцы.
II.Основные черты Г.В основе этого религиозного движения лежиткажущеесяпримирение и воссоединение божества и мира, абсолютного и относительного бытия, бесконечного и конечного. Г. естькажущееся спасение.Гностическое мировоззрение выгодно отличается от всей дохристианской мудрости присутствием в нем идеи определенного и единого целесообразного мирового процесса; но исход этого процесса во всех гностических системах (см. их изложение под именами главных гностиков) лишен положительного содержания: он сводится, в сущности, к тому, что все остается на своем месте, никто ничего не приобретает. Жизнь мира основана только на хаотическом смешении разнородных элементов (σύγχυσις άρχική), и смысл мирового процесса состоит лишь в разделении (διάκρισις) этих элементов, в возвращении каждого в свою сферу. Мир не спасается; спасается, т. е. возвращается в область божественного, абсолютного бытия, только духовный элемент, присущий некоторым людям (пневматикам), изначала и по природе принадлежащим к высшей сфере. Он возвращается туда из мирового смешения цел и невредим, но без всякой добычи. Ничто из низшего в мире не возвышается, ничто темное не просветляется, плотское и душевное не одухотворяется. У гениальнейшего из гностиков, Валентина, есть зачатки лучшего миросозерцания, но оставшиеся без развития и влияния на общий характер системы. Наиболее трезвый философский ум между ними — Василид — отчетливо выражает и подчеркивает ту мысль, что стремление к возвышению и расширению своего бытия есть лишь причина зла и беспорядка, а цель мирового процесса и истинное благо всех существ состоит в том, чтобы каждое знало исключительно только себя и свою сферу, без всякого помышления и понятия о чем-нибудь высшем.
С этой основной ограниченностью Г. логически связаны и все прочие главные особенности этого учения. Вообще гностические идеи, несмотря на свою фактическую и мифологическую оболочку, по содержанию своему суть плод более аналитической, нежели синтетической работы ума. Гностики разделяют или оставляют разделенным все то, что в христианстве (а отчасти и в неоплатонизме) является единым или соединенным. Так идея единосущной Троицы распадается у гностиков на множество гипостазированных абстракций, которым приписывается неравномерное отношение к абсолютному первоначалу. Далее, все гностические системы отвергают самый корень общения между абсолютным и относительным бытием, отделяя непроходимой пропастью верховное Божество от Творца неба и земли. Этому разделению первоначала мира соответствует и разделение Спасителя. Единого истинного Богочеловека, соединившего в себе всю полноту абсолютного и относительного бытия, Г. не признает: он допускает только Бога,казавшегосячеловеком, и человека,казавшегосяБогом. Это учение о призрачном богочеловеке, илидокетизм,так же характерно для гностической христологии, как разделение между верховным Божеством и творцом мира — для Г. теологии. Призрачному спасителю соответствует и призрачное спасение. Мир не только ничего не приобретает, благодаря пришествию Христа, а напротив, теряет, лишаясь того пневматического семени, которое случайно в него попало и после Христова явления извлекается из него. Г. не знает "нового неба и новой земли"; с выделением высшего духовного элемента мир навеки утверждается в своей конечности и отдельности от Божества. С единством Бога и Христа отрицается в Г. и единство человечества. Род людской состоит из трех, по природе безусловно разделенных, классов: материальных людей, погибающих с сатаной — душевных праведников, пребывающих навеки в низменном самодовольстве, под властью слепого и ограниченного Демиурга, — и духовных или гностиков, восходящих в сферу абсолютного бытия. Но и эти от природы привилегированные избранники ничего не выигрывают через дело спасения, ибо они входят в божественную плирому не в полноте своего человеческого существа, с душой и телом, а только в своем пневматическом элементе, который к без того принадлежал к высшей сфере.
Наконец, в области практической неизбежным последствием безусловного разделения между божественным и мирским, духовным и плотским являются два противоположные направления, одинаково оправдываемые Г.: если плоть безусловно чужда духу, то нужно или совсем от нее отрешиться, или же предоставить ей полную волю, так как она ни в каком случае не может повредить недоступному для нее пневматическому элементу. Первое из этих направлений — аскетизм — более прилично для людей душевных, а второе — нравственная распущенность — более подобает совершенным гностикам или людям духовным. Впрочем, этот принцип не всеми сектами проводился с полной последовательностью. Итак, Г. характеризуется непримиримымразделениеммежду Божеством и миром, между образующими началами самого мира, наконец между составными частями в человеке и человечестве. Все идейные и исторические элементы, входящие в христианство, содержатся и в Г., но только в разделенном состоянии, на степениантитез.
III.Классификация гностических учений.Указанный основной характер Г. по степени своего проявления может служить руководством и для естественной классификации гностических систем. Неполнота источников и хронологических данных с одной стороны и значительная роль личной фантазии в умозрении гностиков — с другой, допускают лишь крупные и приблизительные деления. В предлагаемом мной делении логическое основание совпадает с этнологическим. Я различаю три главные группы: 1) существенная для Г. непримиримость между абсолютным и конечным, между Божеством и миром является, сравнительно, в скрытом и смягченном виде. Происхождение мира объясняется неведением или ненамеренным отпадением или отдалением от божественной полноты, но так как результаты этого отпадения увековечиваются в своей конечности, и мир с Богом не воссоединяется, то основной характер Г. остается и здесь во всей силе. Творец неба и земли — Демиург, или Архонт, — является и здесь совершенно отдельным от верховного Божества, но не злым, а только ограниченным существом. Этот первый вид представляется Г.египетским;сюда принадлежат как зачаточная форма Г., в учении Керинфа (современника ап. Иоанна Богослова и "наученного в Египте", по свидетельству св. Иринея), так и самые богатые содержанием, наиболее обработанные и долговечные учения, а именно системы Валентина и Василида — Платона и Аристотеля гностицизма, с их многочисленными и разнообразно разветвленными школами; сюда же должно отнести египетских офитов, оставивших нам памятник своего учения, на коптском языке, в книг: "Пистис София". 2) Гностическое раздвоение выступает с полною резкостью, именно в космогонии: мир признается прямо злонамеренным созданием противобожественных сил. Таков гнозис сиро-халдейский, куда принадлежат азиатские офиты, или нахашены, ператы, сифиане, каиниты, элкесаиты, последователи Юстина (не смешивать со св. Иустином философом и мучеником), затем Сатурнил и Вардесан; связующим звеном между египетским и сиро-халдейским гнозисом могут служить последователи Симона Волхва и Менандра. 3) Гнозис малоазийский, представляемый, главным образом, Кердоном и Маркионом; здесь гностические антитезы выступают не столько в космогонии, сколько в религиозной истории; противоположность — не между злым и добрым творением, а между злым и добрымзаконом (антиномизм),между ветхозаветным началом формальной правды и евангельской заповедью любви.
IV.Источники и литература: "Πιστις Σοφια", изд. Петерманна; св. Иринея Лионского пять книг против ересей (многократно издавались со времен Эразма Роттердамского; есть русский перевод священника П. А. Преображенского, М., 1871); Ипполита, "΄Έλεγχος κατά παστον αίρέσεων", первое изд. E. Miller (Оксфорд, 1851; англ. перевод в собрании "Antenicene Christian library"); Климента Александрийского, в "Строматах" и в "Έπιτομαί εκ τών Θεοδότου κτλ". — Значение второстепенных источников имеют сочинения против гностиков Тертуллиана, св. Епифания и блаж. Феодорита. Важнейшие сочинения о Г. с конца прошлого века: Münter, "Versuch über die christl. Alterthümer der Gnostiker"; Neander, "Genetische Entwickelung d. gnost. Syst."; Matter, "Histoire critique du Gn."; J. J. Schmidt, "Verwandschaft der gn. Lehre mit den Rlgnssyst. des Or."; Möhler, "Ursprung des Gn."; Baur, "Die christl. Gnosis". Все эти сочинения значительно устарели. Из новейших исследователей Г. следует назвать Hilgenfeld'a и в особенности Harnack'a ("Zur Quellenkritik der Gesch. d. Gn." и др.). На русском языке есть замечательное сочинение прот. А. М. Иванцова-Платонова: "Ереси и расколы первых трех веков", посвященное преимущественно Г., но, к сожалению, остановившееся на первом томе (исследование источников).
Владимир Соловьев.

  1. гностицизмГНОСТИЦИЗМ от греч. gnostikos познающий общее обозначение ряда позднеантич. религ. течений использовавших мотивы вост. мифологии и ряда раннехрист. еретич. учений и сект....Большая советская энциклопедия
  2. гностицизмот греч. gnostikos познающий общее обозначение ряда позднеантичных религиозных течений использовавших мотивы восточной мифологии и ряда раннехристианских еретических уче...Большая Советская энциклопедия II
  3. гностицизмм. филос.gnosticismo m...Большой русско-испанский словарь
  4. гностицизмсущ. муж. рода только ед. ч.гностицизм уem...Большой русско-украинский словарь
  5. гностицизмм. филос. gnosticisme gno m...Большой русско-французский словарь
  6. гностицизмм. филос.gnosticisme m...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  7. гностицизмот греч. gnostikos знающий религиозное дуалистическоеучение поздней античности вв. воспринявшее некоторые моментыхристианского вероучения т. н. иудеохристианский гност...Большой энциклопедический словарь II
  8. гностицизмГНОСТИЦИЗМ от греч. gnostikos знающий религиозное дуалистическое учение поздней античности вв. воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения т. н. иудеохрист...Большой Энциклопедический словарь V
  9. гностицизму ч.i Релгйнофлософська течя раннього християнства яка на основ християнських релгйних догматв деалстично антично флософ та удазму намагалася створити вчення про Бога пох...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  10. гностицизмгностицизм у...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  11. гностицизмгностицизм у...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  12. гностицизмот греч.знание постижение религиознофилософское учение возникшее в в. н. э. в результате взаимовлияния раннего христианства и религий Древнего Востока зороастризма митра...Евразийская мудрость от А до Я
  13. гностицизмГНОСТИЦИЗМ а м. gnosticisme нем. Gnostizismus ampLT гр. gnostikos познавательный познающий ampLT gnostikos знание. филос. Религиознофилософское учение раннего христианств...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  14. гностицизмпринятое в истории философии обозначение религ.филос. и мистикоэзотерических учений сложившихся в вост. части римскоэллинистического мира в период поздней Античности и ра...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  15. гностицизмгреч. gnosis познание знание эклектическое религиознофилософское течение поздней античности выступившее одной из культурных форм связи оформившегося христианства с мифофи...История философии
  16. гностицизмГНОСТИЦИЗМ греч. gnosis познание знание эклектическое религиознофилософское течение поздней античности выступившее одной из культурных форм связи оформившегося христиан...История философии II
  17. гностицизмсовокупность религиознофилософских теософских систем которые появились в течение первых двух веков нашей эры и в которых основные факты и учение христианства оторванные о...Краткий религиозно-философский словарь
  18. гностицизмГностицизм gnosticismus gnostica haeresis gnosticorum secta...Латинский словарь
  19. гностицизма м.em Религиознофилософское течение раннего христианства пытавшееся создать учение о боге о происхождении и развитии мира на основе христианских религиозных догматов и в...Малый академический словарь
  20. гностицизмкорень ГНОСТИЦ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ГНОСТИЦИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ГНОСТИЦ ИЗМ Слово Гностицизм содержит следующие...Морфемный разбор слова по составу
  21. гностицизмНачальная форма Гностицизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  22. гностицизмот греч. gnostikos познающий религиознофилософское движение поздней античности возникшее в I в. н. э. в районе Ближнего Востока или в Александрии. Расцвет произошел во II...Новая философская энциклопедия
  23. гностицизмгностицизм м. Религиозномистическое течение IIII вв. в Римской империи....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  24. гностицизмсистема философскорелигиозной мысли основанная не на приобретенном знании но на внутреннем откровении позволяющем достигнуть познания божественных вещей оставленных для п...Новый философский словарь
  25. гностицизмгностицизм гностицизм а...Орфографический словарь
  26. гностицизмu м...Орфографический словарь русского языка
  27. гностицизмгностицизм менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  28. гностицизмгностицизм гностицизмы гностицизма гностицизмов гностицизму гностицизмам гностицизм гностицизмы гностицизмом гностицизмами гностицизме гностицизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  29. гностицизмОрфографическая запись слова гностицизм Ударение в слове гностицизм Деление слова на слоги перенос слова гностицизм Фонетическая транскрипция слова гностицизм [гнастизм]...Полный фонетический разбор слов
  30. гностицизмГностицизм му мов гр....Правописний словник Голоскевича
  31. гностицизмГностицизм му мов гр....Правописний словник Голоскевича
  32. гностицизмнаправление религиознофилософской мысли поздней античности и средневековья для которого характерны мистический рационализм дуализм доброго и злого начал неприятия Ветхого...Религиоведческий словарь
  33. гностицизмКомплекс религиозных течений появившихся в самом начале христианской эпохи в I веке н.э. на Ближнем Востоке или в Александрии. Течения гностицизма часто весьма отличны др...Религиозные термины
  34. гностицизмгностицизм а...Русский орфографический словарь
  35. гностицизмМ мн. нет fls. tar. qnostisizm xristianln ilk dvrlrind xristian dini yunan idealist flsfsi v rq dinlri sasnda qurulan diniflsfi cryan....Русско-азербайджанский словарь
  36. гностицизмм. филос. учение стремящееся раскрыть тайны бытия и указать душе путь к спасениюem gnosis pl.u ses gnosticism...Русско-английский психологический словарь
  37. гностицизмгностицизм м. филос.ignosticism...Русско-английский словарь
  38. гностицизмгностицизм м. филос. gnosticism....Русско-английский словарь II
  39. гностицизмГнастыцызм...Русско-белорусский словарь
  40. гностицизмфилос.i гнастыцызм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  41. гностицизмгностицизм бзд заманымызды брнш екнш асырларында болан днифилософиялы аым...Русско-казахский словарь
  42. гностицизмгностицизм...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  43. гностицизмгностицизм танымшылды...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  44. гностицизмgnosticisms...Русско-латышский словарь
  45. гностицизмм флсu gnosticismo m...Русско-португальский словарь
  46. гностицизмGnostitsism...Русско-эстонский словарь
  47. гностицизмгностицизм...Русское словесное ударение
  48. гностицизмсистема философскорелигиозной мысли основанная не на приобретенном знании но на внутреннем откровении позволяющем достигнуть познания божественных вещей оставленных для п...Сверхкраткий философский словарь
  49. гностицизмгреч.em обозначение религиозного течения поздней античности вв. включавшего различные гностич. группы секты и церкви а также их последователей например кафары или богу...Словарь античности
  50. гностицизмГНОСТИЦИЗМ греч. от gignosko знаю. Религиознофилософское учение некоторых школ в первые века христианства. Объяснение иностранных слов вошедших в употребление в русский ...Словарь иностранных слов русского языка
  51. гностицизмгностицизм ч. гр. пзнавальний той хто пзна релгйна система що поднали в соб де раннього християнства з деями релгй Стародавнього Сходу та антично флософ....Словник іншомовних слів
  52. гностицизмгностицизм вд грец. пзнавальний той хто пзна збрна назва породжених розкладом рабовласницького суспльства пзньоантичних релгйномстичних учень що поднали в соб де ранньо...Словник іншомовних слів Мельничука
  53. гностици́змГНОСТИЦИЗМ у ч. Релгйнофлософська течя раннього християнства яка на основ християнських релгйних догматв деалстично антично флософ та удазму намагалася створити вчення пр...Словник української мови в 11 томах
  54. гностицизмГНОСТИЦИЗМ у ч.Релгйнофлософська течя пзньо античност яка поднувала в соб мотиви християнства деалстично антично флософ удазму та де релгй Стародавнього Сходу.Значне поши...Словник української мови у 20 томах
  55. гностицизмпервый этап широкого религ.филос. течения поздней античности и средневековья т. н. гностич. религий включающих Г. манихейство дуалистич. ср.век. ереси павликиане богомилы...Советский философский словарь
  56. гностицизмГНОСТИЦИЗМ от греческого gnostikos знающий религиозное дуалистическое учение поздней античности вв. воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения так называ...Современная энциклопедия
  57. гностицизмГНОСТИЦИЗМ от греч . gnostikos знающий религиозное дуалистическое учение поздней античности вв. воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения т. н. иудеохрист...Современный энциклопедический словарь
  58. гностицизмпознающий религиознофилософское течение периода поздней античности I в. возникшее в восточной части Римской империи и ставшее главным соперником христианства. Различают х...Тематический философский словарь
  59. гностицизмGnosticism. До первой пол. XX в. основными источниками нашей информации о гностиках были такие ересиологи защитники христианства от ересей как Ириней Лионский Тертуллиан ...Теологический энциклопедический словарь
  60. гностицизмгностицизм [...Толковый словарь иностранных слов
  61. гностицизмГНОСТИЦИЗМ гностицизма мн. нет м. от греч. gnostikos познавательный истор. филос. Направление религиозной философии первых веков христианства разрабатывавшее христианску...Толковый словарь русского языка II
  62. гностицизмГНОСТИЦИЗМ м. Религиозномистическое течение IIII вв. в Римской империи....Толковый словарь русского языка
  63. гностицизму ч. Релгйнофлософська течя раннього християнства яка на основ християнських релгйних догматв деалстично антично флософ та удазму намагалася створити вчення про Бога похо...Толковый словарь украинского языка
  64. гностицизмУдарение в слове гностицизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове гностицизм...Ударение и правописание
  65. гностицизмGnosticism...Українсько-англійський словник
  66. гностицизмGnosticism...Українсько-англійський словник
  67. гностицизм[hnostycyzm]...Українсько-польський словник
  68. ґностицизмЗагальна назва нтелектуальних течй опертих на ноз сформувався у IIIII ст.em у Рим. мпер поднував мотиви еллнстично флософ з елементами християнства та юдазму полемка хрис...Універсальний словник-енциклопедія
  69. ґностицизмЗагальна назва нтелектуальних течй опертих на ноз сформувався у IIIII ст.em у Рим. мпер поднував мотиви еллнстично флософ з елементами християнства та юдазму полемка хрис...Універсальний словник-енциклопедія
  70. ґностицизмзагальна назва нтелектуальних течй опертих на ноз сформувався у IIIII ст. у Рим. мпер поднував мотиви еллнстично флософ з елементами християнства та юдазму полемка христи...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  71. ґностицизмзагальна назва нтелектуальних течй опертих на ноз сформувався у IIIII ст. у Рим. мпер поднував мотиви еллнстично флософ з елементами християнства та юдазму полемка христи...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  72. гностицизмгреч. gnostikoz знающий gnosiz знание эзотерическое учение получившее широкое распространение в раннем христианстве III вв н.э. Гностики толковали Евангелие и шире христ...Философия политики
  73. гностицизмГНОСТИЦИЗМ от греч.em познающий знающий познание знание гносисem первый этап широкого религ.филос. течения поздней античности и средневековья т. н.em гностич. религий в...Философская энциклопедия
  74. гностицизмот греч. познавательный религ.филос. течение возникшее в вв. на почве объединения христ. идей о божеств воплощении в целях искупления иудейского монотеизма и пантеист...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  75. гностицизмрелигиознофилософское течение периода поздней античности. Возник в в. в вост. части Римской империи как синтез вавилонских иранских египетских иудейских и др. религиозно...Философский энциклопедический словарь
  76. гностицизмГНОСТИЦИЗМ вд грецьк. пзнавальний той хто пзна термн для позначення вчення флософв та теологв епохи раннього християнства II IV ст. як широко застосовували флософськ ...Філософський енциклопедичний словник
  77. гностицизмгностицизм гностицизмы гностицизма гностицизмов гностицизму гностицизмам гностицизм гностицизмы гностицизмом гностицизмами гностицизме гностицизмах Источник Полная акцент...Формы слова
  78. гностицизмот греч. gnosis знание учение познание проникновение в сверхчувственный мир путем созерцания Бога. Гностицизм это первый этап религиознофилософского течения поздней антич...Человек и общество
  79. гностицизмСтинг Сонм Сонг Сон Сомит Сом Снг Смит Сми Сито Сити Сионизм Сион Синтоизм Синто Син Симон Сим Сизин Сиг Сгон Остин Ост Осгит Онисим Оним Нтц Нто Нотис Нос Ном Ниц Нит Ни...Электронный словарь анаграмм русского языка
  80. гностицизмГностицизм гностика гнозисi или гносисi так называется совокупность религиознофилософских теософских систем которые появились в течение двух первых веков нашей эры и в к...Энциклопедический словарь
  81. гностицизмГНОСТИЦИЗМ греч. gnosis познание знание эклектическое религиознофилософское течение поздней античности выступившее одной из культурных форм связи оформившегося христиан...Энциклопедия История философии
  82. гностицизмГНОСТИЦИЗМгреч. gnosis знание религиозное течение развивавшееся параллельно христианству. Гностицизм в его развитых формах представлял собой сочетание восточных и эллини...Энциклопедия Кольера II
  83. гностицизмгреч. gnosis знаниеem религиозное течение развивавшееся параллельно христианству. Гностицизм в его развитых формах представлял собой сочетание восточных и эллинистически...Энциклопедия Кольера