Теологический энциклопедический словарь

БОНАВЕНТУРА, ДЖОВАННИ ФИДАНЦА

(Bonaventure, 1221 1274). Францисканский теологсхоласт, учитель Церкви, "серафический доктор" (doctorseraphicus), канонизированный в 1482 г. Родился близ г. Витербо, в Тоскании, крещен под именем Джованни (настоящая фамилия Фиданца). Ок. 1234 г. приступил к изучению теологии в Париже, у Александра из Гэльса; там же в 124855 гг. преподавал теологию. В 1256 г. продолжает преподавать теологию, хотя по разным обстоятельствам степень доктора и официальное право занимать кафедру присуждаются ему только через год. К этому времени Бонавентура, ок. 1258 г. вступивший в орден францисканцев, был избран генералом ордена и с тех пор уже никогда не возвращался к преподаванию. В 1273 г. его возвели в сан кардиналаархиепископа Альбанского. Наследующий год он принимает участие во Втором Лионском соборе, где его настигла неожиданная смерть. К основным трудам Бонавентуры можно отнести его комментарии на " Сентенции " Петра Ломбардского общепризнанное теологическое учебное пособие того времени, а также "Путеводитель души к Богу" (Itinerarium mentis ad Deum) и "Краткослов" (Breviloquium). Главная тема его теологии путь, вернее, восхождение человеческой души к Богу. Этот путь состоит из трех этапов. Прежде всего, поскольку Бог запечатлел себя в сотворенном Им мире, следствия позволяют разуму составлять суждения о причинах, выводя величие и могущество Творца из Его земного творения. Человек сотворен по образу Божьему; поэтому на втором этапе он должен предаться самоуглублению, напрягая всю силу памяти, воли и интеллекта, чтобы проникнуться ощущением единства и бытия Божьего. Однако учение о Троице можно постигнуть лишь через сверхъестественное откровение, в к-ром нам являет себя неизменно благой и творящий Бог Отец, дающий начало Сыну и Св. Духу. Соответственно, третий, и последний этап восхождения к Богу лежит вне сферы разума. Это мистическое созерцание невыразимой радости богоприсутствия и чистый дар Св. Духа. Хотя Бонавентура и испытал определенное влияние Аристотеля, по своей религиозной направленности и положенным в ее основу философским принципам его система сугубо августинианская. ?. V. Н0РЕ(пер. Ю.Т.) Библиография: Bonaventure, The Minds Road to God, tr. G. Boas; E. Gilson, The Philosophy of Saint Bonaventure.

  1. бонавентура, джованни фиданцаитал. католич. философ генерал францисканского ордена кардинал. Развивал идеи августнновского неоплатонизма высш. формой познания считал мистич. экстаз. Созванная Б. карт...Атеистический словарь II
  2. бонавентура джованни фиданцаFidauza Тоскана . Лион ср.век. теолог и философ. Глава францисканского ордена кардинал с один из крупнейших представителей поздней схоластики соединивший е с традицией ...Советский философский словарь
  3. бонавентура, джованни фиданцаBonaventura Джованни Фиданца июля философсхоластик старофранцисканской школы представитель реализма и ортодоксальномистич. направления католич. теологии. Родом из То...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  4. бонавентура, джованни фиданцарод. Боньярея Тоскана ум. июля Лион средневековый схоласт с генерал францисканского ордена. В общих чертах развил пронизанную духом неоплатонизма и мистицизма теор...Философский энциклопедический словарь