Теологический энциклопедический словарь

АРИАНСТВО

(Arianism). Точная дата рождения александрийского пресвитера Ария, чьим именем назван один из сложнейших церковных расколов, неизвестна. Повидимому, он родился в Ливии. Его считают учеником Лукиана. При епископе Петре (30011) Арий был посвящен в сан дьякона; так началась его карьера одна из самых бурных в истории Церкви. Он был отлучен за то, что примкнул к мелетианам, восстановлен в сане Ахиллой, епископом Алекеандрийским (31112), рукоположен в сан пресвитера и получил свою церковь. Между 318 и 323 гг. Арий вступает в полемику с епископом Александром по вопросу о природе Христа. После нескольких соборов была сделана попытка примирения между сторонниками епископа Александра и последователями Ария. В марте 324 г. Александр созвал местный синод, крый признал перемирие, но Ария предал анамефе. Арий ответил сочинением под названием "Фалия" ("Пир") (сохранилось лишь в отрывках в опровержении Афанасия Великого) и отверг перемирие. В фев. 325 г. Антиохийский собор осудил Ария. Император Константин вмешался в спор и созвал первый Вселенский собор в Никее. Собор собрался 20 мая 325 г. и в свою очередь осудил Ария и его учение. В Никейском соборе принял участие диакон Афанасий, сопровождавший епископа Александра. В 328 г. он становится епископом Антиохийским, непримиримым противником Ария и арианства и ревностным защитником определений Никейского собора. Арий был отлучен и сослан в Иллирию. Здесь он продолжал писать, учить и обращался к расширившемуся кругу своих политических и церковных сторонников. Между 332 и 333 гг. император Константин вновь устанавливает контакт с Арием, и в 335 г. происходит их встреча в Никомидии. Арий изложил свое вероисповедание, и император признал его достаточно "православным", чтобы пересмотреть дело. По решению церкви Воскресения в Иерусалиме Арию предстояло вновь быть принятым в Церковь, но он уже умирал. Многие видные епископы и окружение Константина поддерживали и пропагандировали воззрения Ария, но сам он больше не мог играть важную роль в христологических спорах. Его смерть в 335 или 336 г. не устранила внутрицерковный раскол. Вместо того чтобы решить эти вопросы, Никейский собор, осудив Ария, положил начало продолжительной борьбе между арианством и ортодоксией. Подход Ария к христологическим вопросам коренился в греческой философии и носил сугубо рационалистический характер. Он воспринял широко распространенную на Востоке христологию Логоса. Он трудился в Александрии, бывшей в ту пору центром Оригенова субординацианства учения о подчинении Сына Отцу. Арий соединил наследие Оригена с рационалистической христологией, но без сбалансированности субординационистской теологии Оригена, крый отстаивал предвечное рождение Сына. Церковь отвергла заблуждение Ария, предала его анафеме и противопоставила арианству Символ веры, принятый на Никейском соборе. Никейское определение: "...и в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, единородного... единосущного с Отцом " должно было противостоять центральной идее Ария о том, что Бог неизменен,единственен,непознаваем, един. Отсюда ариане делали вывод, что Бог не может сообщить или уделить свою сущность комулибо другому. Никейская формулировка: "...Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного" опровергла утверждение Ария: если Бог неизменен и непостижим, то Христос получает свое бытие от Отца, Он создан Богом из ничего, "из несущего", Он, конечно же, первый в порядке творения, но все же принадлежит этому порядку. Это ограничивало представление о предвечности Христа. Логос, первенец, сотворенный Богом, воплощен в Христе, но, по мысли Ария, " было время, когда Сына не было ". Греч, слово homoousios ("единосущный") в никейском определении "единосущного с Отцом" стало ключевым словом ортодоксии. Ариане разделились на две группы одни утверждали, что Христос подобосущен (homoiousios) Отцу. Отсюда название партии омиусиане. Более крайняя партия провозгласила, что Сын не подобен Отцу (anomoios), и получила название аномеев. Сам Арий принадлежал бы к первой, более умеренной партии. Собор предал анафеме определения "было время, когда не было Сына", "из иной сущности или ипостаси", а также " Сын Божий сотворен " и имеет "изменяемую" природу. Последний анафематизм осудил другой арианский тезис. Арий и его последователи учили, что, согласно Св. Писанию, Христос рос, менялся, мужал в своем понимании Божьего плана спасения и поэтому не мог быть частью неизменного Бога. Он не был Богом Сыном скорее Он удостоился чести носить имя Сына Божьего. Казалось, арианство может восторжествовать в Церкви. При дворе императора Констанция господствовали арианские взгляды. Афанасия Александрийского пять раз ссылали за время своего долгого пребывания на посту епископа Афанасий многие годы провел в ссылках. Несколько соборов опровергли Никейский символ веры Антиохийский в 341 г., Арльский в 353 г. В 355г. епископы Либерий Римский и Осий Кордовский были отправлены в ссылку, а год спустя Иларий Пиктавийский сослан во Фригию. В 360 г. в Константинополе были отвергнуты прежние символы веры, и слово "сущность" (ousia) было запрещено. По новому определению, Сын " подобен Отцу ". Ортодоксия стремилась дать отпор арианству, указывая, что арианская теология низвела Христа до полубога и, в сущности, вернула христианство к политеизму. Но самым сильным доводом против арианства был сотериологический аргумент Афанасия, утверждавшего, что только Бог, Бог истинный и воплощенный, мог спасти падшее человечество и примирить его со Всевышним. Каппадокийские отцы Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов разработали теологию, крую приняла Церковь. Они отделили понятие сущности (ousia) от понятия лица (hypostasis). Это позволило сторонникам первоначального никейского определения и умеренной, илиполуарианской, партии объединиться в понимании Бога как одной сущности в трех ипостасях. Т.о., Христос единосущен Отцу (homoousios ), но отдельное лицо Троицы. Опираясь на эти прозрения, Константинопольский собор 381 г. мог утвердить Никейский символ веры. Талантливый император Феодосий I встал на сторону ортодоксии, и арианство постепенно сошло на нет. Впрочем, борьба с арианской ересью еще не закончилась. Знаменитый миссионер готов, епископ Ульфила принял определение Константинопольского синода 360 г. Вульфила учил о подобии Сына Отцу и полном подчинении Св. Духа. Он проповедовал вестготам на севере от Дуная, и они, в свою очередь, принесли это полуарианство в Италию. Вестготские священники проповедовали вандалам, крые в 409 г. принесли то же самое полуарианство через Пиренеи в Испанию. Лишь к кон. VII в. правоверие победило арианство. Однако арианская ересь возродилась в современную эпоху в форме крайнего унитарианизма; " Свидетели Иеговы" называют Ария предшественником Ч.Т. Рассела. V. L. Walter (пер. А. к.) Библиография: J. Danielou and ?. Marrou, The Christian Centuries, I, chs. 1819; J. H. Newman, TheArians of the Fourth Century; R.C. Gregg and D.E. Groh, Early Arianism; Т. А. Коресек.Л History of NeoArianism, 2 vols.; ?. M. Gwatkin, Studies in Arianism; E. Boularand, IHeresie dArius et lafoi de Nicee, 2 vols. См. также: Никейский собор; Афанасий Великий.

  1. арианствотечение в христианстве в вв. основанное священником Арием. А. было попыткой преодолеть противоречие между библ. монотеизмом и учением о Христе как божестве не принимало ...Атеистический словарь
  2. арианствотечение в христианстве в вв. основанное священником Арием. А. было попыткой преодолеть противоречие между библ. монотеизмом и учением о Христе как божестве не принимало ...Атеистический словарь II
  3. арианствоАРИАНСТВО течение в христианстве в вв. Возникло в Поздней Рим. империи получило назв. по имени его зачинателя александрийского священника Ария греч. Areios ум. в . Ариа...Большая советская энциклопедия
  4. арианствотечение в христианстве в вв. Возникло в Поздней Римской империи получило название по имени его зачинателя александрийского священника Ария греч. reios ум. в . Ариане не...Большая Советская энциклопедия II
  5. арианствосущ. ср. рода...Большой русско-украинский словарь
  6. арианствотечение в христианстве в вв. Его зачинатель священникАрий ум. в из г. Александрия. Ариане не принимали один из основныхдогматов официальной христианской церкви о едино...Большой энциклопедический словарь II
  7. арианствоАРИАНСТВО течение в христианстве в вв. Его зачинатель священник Арий ум. в из г. Александрия. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской це...Большой энциклопедический словарь III
  8. арианствоАРИАНСТВО течение в христианстве в вв. Его зачинатель священник Арий ум. в из г. Александрия. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской ц...Большой Энциклопедический словарь V
  9. арианствотечение в христианстве IVVI вв. Основатель священник Арий из Александрии умер в г. Осуждено как ересь церковными соборами в IV в....История мировых цивилизаций - Словарь обязательных терминов и понятий
  10. арианствопервая массовая ересь антитринитарного характера рационально обоснованная александрийским пресвитером Арием который учил что Сын Божий не совечен Отцу а является Его вы...История христианства
  11. арианствопервая массовая ересь антитринитарного характера рационально обоснованная александрийским пресвитером Арием который учил что Сын Божий не совечен Отцу а является Его в...История христианства. Справочник
  12. арианствоеретическое религиозное течение последователей пресвитера александрийской церкви Ария и его учения о положении Христа в Троице положившего начало расколу в церкви. В г. ...Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь
  13. арианствоНачальная форма Арианство винительный падеж единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  14. арианствоАрианство Arianism учение Ария ливийского пресвитера из Александрии крый с точки зрения христианства проповедовал ересь заявляя что Иисус Христос не имел божественного п...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  15. арианствоарианство арианство а...Орфографический словарь
  16. арианствоф.п. ист. арианшылды...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  17. арианствоарианство арианства арианства арианств арианству арианствам арианство арианства арианством арианствами арианстве арианствах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  18. арианствоОрфографическая запись слова арианство Ударение в слове арианство Деление слова на слоги перенос слова арианство Фонетическая транскрипция слова арианство [ранздва] Хара...Полный фонетический разбор слов
  19. арианствоеретическое учение основанное в начале IV века александрийским священником Арием утверждавшим что Христос не предвечен а сотворен Богом Отцом как и все в мире и что Его о...Православный энциклопедический словарь
  20. арианствоРаннехристианская ересь возникшая в начале IV века и названная по имени основателя александрийского пресвитера Ария. В своем учении Арий заострил древнюю христианскую тр...Религиозные термины
  21. арианствоарианство а...Русский орфографический словарь
  22. арианствоарианшылды...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  23. арианствоарианшылды...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  24. арианствоа ср.iУчение Ария.В новоисправных книгах двоеперстное сложение названо Арменством Арианством Несторианством праволи. Пращица . Арианство Ариева ересь. ЛВsup I ....Словарь русского языка XVIII в
  25. арианствотечение в христианстве в вв. назв. по имени александрийского священника Ария Areios ум. . А. зародилось в Александрии впервые осн. положения были сформулированы Арием в ...Советская историческая энциклопедия
  26. арианствоАРИАНСТВО течение в христианстве в вв. Его зачинатель священник Арий ум. в из г. Александрия. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской це...Современный энциклопедический словарь
  27. арианствоучение в христианстве основоположником которого был александрийский пресвитер Арий нач. IV в. Арий утверждал что Сын Божий Иисус Христос не единосущ а подобносущ БогуОтцу...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  28. арианствоУдарение в слове арианствоУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове арианство...Ударение и правописание
  29. арианствоАРИАНСТВО направление в христианстве вв. связанное с именем и учением александрийского пресвитера Ария греч. . лат. Arius ум. крый расходился с осн. догмами христианств...Философская энциклопедия
  30. арианствонаправление в христианстве вв. связанное с именем и учением александрийского пресвитера Ария греч. . лат. Arius ум. крый расходился с осн. догмами христианства доказыва...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  31. арианствоарианство арианства арианства арианств арианству арианствам арианство арианства арианством арианствами арианстве арианствах Источник Полная акцентуированная парадигма по ...Формы слова
  32. арианствоСнов Ситро Сито Ситар Сирота Сион Синто Син Свора Свита Свинора Сват Свара Сван Сатир Сатина Сати Сарта Саров Сари Саратов Саран Сара Сант Санитар Сани Сан Савин Саван Са...Электронный словарь анаграмм русского языка
  33. арианствоАРИАНСТВО течение в христианстве в вв. Его зачинатель священник Арий ум. в из г. Александрия. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской ц...Энциклопедический словарь естествознания
  34. арианствоАРИАНСТВОодна из древнейших ересей в христианстве учившая о тварности Иисуса Христа и отвергнутая церковью. Осуждение арианства стало мощным импульсом к формулированию ор...Энциклопедия Кольера II
  35. арианствоАрианство еретическое движение утверждающее что Христос как творение Богаотца существо ниже его стоящее. . Арианство течение в христианстве в IVVI вв. обозначаемое по и...Энциклопедия культурологии