Энциклопедия Кольера II

АРИАНСТВО

АРИАНСТВОодна из древнейших ересей в христианстве, учившая о тварности Иисуса Христа и отвергнутая церковью. Осуждение арианства стало мощным импульсом к формулированию ортодоксального учения о Троице, утверждающего полноту божественности во Христе как Сыне Божьем. Тем самым арианские споры сыграли решающую роль в развитии христианского понятия Бога. Арианство возникло в начале 4 в. и в первое время получало официальную поддержку со стороны правителей Римской империи. Арианские церкви сохранялись у готов и других германских народов еще в 6 и 7 вв.Древние христиане строго придерживались унаследованной от иудаизма доктрины единобожия. Вместе с тем, они стояли перед необходимостью решить христологическую проблему, т.е. объяснить природу Иисуса Христа, в котором они видели Сына Божия. В евангелиях они обнаруживали тексты, по видимости противоречащие друг другу. Например, Евангелие от Иоанна открывается словами: "В начале было Слово , и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин 1:1); однако в том же евангелии Иисус говорит о себе: "Отец Мой более Меня" (Ин 14:28). Были ли они двумя богами? И был ли Христос ниже Бога Отца? С течением времени христианские мыслители, в своих попытках прояснить христологические проблемы, стали описывать природу и личность Христа в терминах греческой философии.В 3 в. многие богословы обращались к этому вопросу. Савеллий учил, что Бог именуется Отцом как Творец, Сыном как Искупитель и Св. Духом как Освятитель, но что все три наименования обозначают лишь три проявления вовне единого неделимого Бога. Ориген утверждал, что Сын есть самостоятельное божественное Лицо, но что Он не вполне равен Отцу. Тертуллиан рассматривал Отца, Сына и Св. Духа как три отдельных Лица, хотя и признавал единство божества. Павел Самосатский, епископ Антиохии, был низложен в 268 за отрицание того, что Христос был предвечным божественным существом, родившимся в мире как человек. Проблема была налицо, однако оставалось неясным, как ее следует разрешить.Арианские споры начались ок. 320, когда Александр, епископ Александрийский, созвал поместный собор, осудивший учение александрийского пресвитера Ария (256-336). Арий учил, что было время, когда не было Сына. Он утверждал, что только Бог (Отец) безначален, и, следовательно, Христос был тварным человеком и не совечен Богу. После осуждения Арий странствовал по Сирии и Малой Азии, ища поддержки среди влиятельного духовенства. Император Константин I (306-337), сочувствовавший христианству, хотя еще не принявший крещения, надеялся использовать христианство как силу, способную обеспечить идеологическое единство Римской империи. Его встревожили арианские споры, указывавшие на существенные разногласия внутри самой церкви. Летом 325 он созвал церковный собор в Никее, чтобы разрешить эту проблему.Около 300 епископов, в большинстве своем из восточных областей империи, прибыли на Никейский собор, который считается I Вселенским собором христианской церкви. Ария защищал влиятельный Евсевий Никомидийский, однако собор осудил его как еретика и принял вероопределение (Никейский символ веры), согласно которому Иисус Христос, Сын Божий, есть "Бог от Бога, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного, рожденный, несотворенный, единосущный (homoousios) Отцу". Хотя епископы по-разному толковали греческое слово homoousios, казалось, что конфликту положен конец.Однако ариане продолжали отстаивать свою позицию и заручились поддержкой многих восточных епископов, полагавших, что никейская формула неадекватно отобразила различие между Богом Отцом и Богом Сыном, открывая пути заблуждениям савеллианского толка. Сам Константин, по-видимому, был больше заинтересован в согласии, чем в ортодоксии. Его сын Констанций II (337-361) активно поддерживал арианство. Тем временем в самой антиникейской партии произошел раскол. Одни ариане считали, что Сын неподобен (anomoios) Отцу, другие - что Он подобен (homoios) Отцу. По всей видимости, большинство греческих богословов придерживались мнения, что Сын подобосущен (homoiousios) Отцу. С другой стороны, никейскую формулу homoousios (единосущный) энергично защищал Афанасий, епископ Александрийский (328-373). Имперские власти пять раз изгоняли Афанасия с его епископской кафедры, однако он продолжал писать книги и памфлеты против ариан. Его позиция получила поддержку в основном у западных богословов. Постепенно стал складываться антиарианский консенсус - отчасти благодаря полемическим сочинениям Афанасия, а также других церковных писателей - греческих (Григорий Назианзин и Григорий Нисский) и латинских (Иларий Пиктавийский и Марий Викторин), отчасти вследствие того, что Констанций II, приверженец формулы homoios (подобен), преследовал как сторонников определения homoousios ("единосущников"), так и сторонников определения homoiousios ("подобосущников"). Ариане пользовались императорским покровительством и в период правления Валента (364-378), однако в 381 вселенский собор в Константинополе вновь подтвердил христологическую доктрину Никейского собора и, кроме того, принял догмат о полноте божественности Святого Духа.Соборные вероопределения и богословские сочинения, порожденные антиарианскими спорами, послужили основой тринитарного учения о Божестве (Бог, единый в трех Лицах, равных между собой), принятого в качестве официального вероисповедания Римской империи в 381 и по сей день исповедуемого Римско-католической, восточными православными и многими протестантскими церквами.Быть может, не меньшее значение, чем собственно христологический спор между арианами и их оппонентами, имел сотериологический аспект этого спора, т.е. его выводы применительно к богословскому учению о спасении. Древние христиане верили, что спасение в конечном счете означает обжение: достигшие спасения делаются "причастниками Божеского естества" (2 Петр 1:4). Ариане были готовы принять употребление слова "Бог" в отношении Иисуса Христа, но лишь как указание на то, что он был первым тварным существом, подвергшимся обожествлению. Они полагали, что Христос обладал способностью ко греху и что только благодаря совершенному совпадению его свободной воли с волей Отца он, по усыновлению, стал Сыном Божьим. Поэтому они думали, что христиане, подражая совершенству Христа, могут сподобиться такого же божественного усыновления. Противники же ариан считали, что Бог Сын, равный в своей божественности Богу Отцу, воспринял человеческое естество, чтобы искупить мир от греха и смерти, благодаря чему христиане через усыновление могут стать тем же, чем он был предвечно по своей природе. Поэтому в христианской жизни ариане делали акцент на подражании преуспевшему в достижении этой цели человеку-Христу, между тем как христианская ортодоксия подчеркивала необходимость участия благодати, даруемой Христом и через Христа.Хотя после Константинопольского собора (381) арианство утратило свои позиции в латинском и греческом мире, оно по-прежнему процветало среди германских народов. Арианин Ульфила (Вульфила), возведенный в 341 в сан епископа, отправился в качестве миссионера к готам, жившим в нижнем течении Дуная. Он обратил большое число готов и перевел часть Библии на готский язык. Христианство в его арианской форме через готов стало распространяться и среди других германских народов, таких, как бургунды, вандалы и алеманны, еще до того, как они вторглись в пределы Римской империи. В 5 в. после распада Западной Римской империи, на месте которой возник ряд германских королевств, арианство оставалось официальной религией остготов Италии, вестготов Испании, бургундов юго-восточной Галлии и вандалов Северной Африки. То, что подавляющее большинство подданных этих государств (в прошлом - римских провинций) исповедовало ортодоксальную никейскую веру, затрудняло для арианских королей задачу консолидации этих государств и управления ими. Кроме того, арианство отлучило своих приверженцев от великой традиции христианской латинской учености, по своему характеру - почти всецело ортодоксальной. Потому не готы и другие ариане, но франки и англо-саксы, два германских народа, изначально обращенные в никейское, а не в арианское христианство, заложили основы средневековой европейской цивилизации. В 550-е годы вандалы и остготы, завоеванные Византийской империей, отошли от арианства. Бургунды присоединились к ортодоксии в 517, а вестготы - в 587. Арианство продолжало существовать в среде некоторой части лангобардов в Италии до 7 в.К началу средневековой эпохи арианство как таковое уже исчезло, однако близкие к нему "субординационистские" учения, ставящие Христа ниже Бога Отца, многократно возникали в истории христианства (в частности, среди социниан в 16 в.).

  1. арианствотечение в христианстве в вв. основанное священником Арием. А. было попыткой преодолеть противоречие между библ. монотеизмом и учением о Христе как божестве не принимало ...Атеистический словарь
  2. арианствотечение в христианстве в вв. основанное священником Арием. А. было попыткой преодолеть противоречие между библ. монотеизмом и учением о Христе как божестве не принимало ...Атеистический словарь II
  3. арианствоАРИАНСТВО течение в христианстве в вв. Возникло в Поздней Рим. империи получило назв. по имени его зачинателя александрийского священника Ария греч. Areios ум. в . Ариа...Большая советская энциклопедия
  4. арианствотечение в христианстве в вв. Возникло в Поздней Римской империи получило название по имени его зачинателя александрийского священника Ария греч. reios ум. в . Ариане не...Большая Советская энциклопедия II
  5. арианствосущ. ср. рода...Большой русско-украинский словарь
  6. арианствотечение в христианстве в вв. Его зачинатель священникАрий ум. в из г. Александрия. Ариане не принимали один из основныхдогматов официальной христианской церкви о едино...Большой энциклопедический словарь II
  7. арианствоАРИАНСТВО течение в христианстве в вв. Его зачинатель священник Арий ум. в из г. Александрия. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской це...Большой энциклопедический словарь III
  8. арианствоАРИАНСТВО течение в христианстве в вв. Его зачинатель священник Арий ум. в из г. Александрия. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской ц...Большой Энциклопедический словарь V
  9. арианствотечение в христианстве IVVI вв. Основатель священник Арий из Александрии умер в г. Осуждено как ересь церковными соборами в IV в....История мировых цивилизаций - Словарь обязательных терминов и понятий
  10. арианствопервая массовая ересь антитринитарного характера рационально обоснованная александрийским пресвитером Арием который учил что Сын Божий не совечен Отцу а является Его вы...История христианства
  11. арианствопервая массовая ересь антитринитарного характера рационально обоснованная александрийским пресвитером Арием который учил что Сын Божий не совечен Отцу а является Его в...История христианства. Справочник
  12. арианствоеретическое религиозное течение последователей пресвитера александрийской церкви Ария и его учения о положении Христа в Троице положившего начало расколу в церкви. В г. ...Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь
  13. арианствоНачальная форма Арианство винительный падеж единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  14. арианствоАрианство Arianism учение Ария ливийского пресвитера из Александрии крый с точки зрения христианства проповедовал ересь заявляя что Иисус Христос не имел божественного п...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  15. арианствоарианство арианство а...Орфографический словарь
  16. арианствоф.п. ист. арианшылды...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  17. арианствоарианство арианства арианства арианств арианству арианствам арианство арианства арианством арианствами арианстве арианствах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  18. арианствоОрфографическая запись слова арианство Ударение в слове арианство Деление слова на слоги перенос слова арианство Фонетическая транскрипция слова арианство [ранздва] Хара...Полный фонетический разбор слов
  19. арианствоеретическое учение основанное в начале IV века александрийским священником Арием утверждавшим что Христос не предвечен а сотворен Богом Отцом как и все в мире и что Его о...Православный энциклопедический словарь
  20. арианствоРаннехристианская ересь возникшая в начале IV века и названная по имени основателя александрийского пресвитера Ария. В своем учении Арий заострил древнюю христианскую тр...Религиозные термины
  21. арианствоарианство а...Русский орфографический словарь
  22. арианствоарианшылды...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  23. арианствоарианшылды...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  24. арианствоа ср.iУчение Ария.В новоисправных книгах двоеперстное сложение названо Арменством Арианством Несторианством праволи. Пращица . Арианство Ариева ересь. ЛВsup I ....Словарь русского языка XVIII в
  25. арианствотечение в христианстве в вв. назв. по имени александрийского священника Ария Areios ум. . А. зародилось в Александрии впервые осн. положения были сформулированы Арием в ...Советская историческая энциклопедия
  26. арианствоАРИАНСТВО течение в христианстве в вв. Его зачинатель священник Арий ум. в из г. Александрия. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской це...Современный энциклопедический словарь
  27. арианствоучение в христианстве основоположником которого был александрийский пресвитер Арий нач. IV в. Арий утверждал что Сын Божий Иисус Христос не единосущ а подобносущ БогуОтцу...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  28. арианствоArianism. Точная дата рождения александрийского пресвитера Ария чьим именем назван один из сложнейших церковных расколов неизвестна. Повидимому он родился в Ливии. Его сч...Теологический энциклопедический словарь
  29. арианствоУдарение в слове арианствоУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове арианство...Ударение и правописание
  30. арианствоАРИАНСТВО направление в христианстве вв. связанное с именем и учением александрийского пресвитера Ария греч. . лат. Arius ум. крый расходился с осн. догмами христианств...Философская энциклопедия
  31. арианствонаправление в христианстве вв. связанное с именем и учением александрийского пресвитера Ария греч. . лат. Arius ум. крый расходился с осн. догмами христианства доказыва...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  32. арианствоарианство арианства арианства арианств арианству арианствам арианство арианства арианством арианствами арианстве арианствах Источник Полная акцентуированная парадигма по ...Формы слова
  33. арианствоСнов Ситро Сито Ситар Сирота Сион Синто Син Свора Свита Свинора Сват Свара Сван Сатир Сатина Сати Сарта Саров Сари Саратов Саран Сара Сант Санитар Сани Сан Савин Саван Са...Электронный словарь анаграмм русского языка
  34. арианствоАРИАНСТВО течение в христианстве в вв. Его зачинатель священник Арий ум. в из г. Александрия. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской ц...Энциклопедический словарь естествознания
  35. арианствоАрианство еретическое движение утверждающее что Христос как творение Богаотца существо ниже его стоящее. . Арианство течение в христианстве в IVVI вв. обозначаемое по и...Энциклопедия культурологии