Энциклопедия культурологии

АРИАНСТВО

Арианство
еретическое движение, утверждающее, что Христос как творение Бога-отца – существо, ниже его стоящее.
............
☼ Арианство, течение в христианстве в IV-VI вв., обозначаемое по имени александрийского священника Ария (греч."Ареюс;, ок. 256— 336); главный момент доктрины — отрицание у Бога-Сына, т. е. Логоса, воплотившегося в Иисусе Христе, единой с Богом-Отцом Божественной природы. Логос описывается как творение Бога-Отца, предшествующее по времени и достоинству всем другим творениям, совершенное, но созданное наравне со всем остальным из не-сущего, т. е. из ничто (противники А. называли его приверженцев «из-не-сущниками»). А. применило к Логосу библейский текст — слова олицетворенной Премудрости Божией: «Господь сотворил меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони» (Притч. 8:22); при таком понимании Логос есть то, чем Он был в системе Филона Александрийского, посредствующее звено между Богом и миром. Наконец, Дух Святой рассматривается как творение Логоса, уступающее Ему в достоинстве. Учение о триединстве Божества отклонено; граница между «нетварным», или «безначальным», бытием Бога и «тварным», т. е. сотворенным и через это ограниченным бытием всего, что не Бог, проходит для А. таким образом, что по одну сторону этой онтологической пропасти оказывается только первая Ипостась, между тем как вторая и третья Ипостаси, превосходя Божьи творения Своим совершенством, принципиально объединены с них в рамках дихотомии, более важной для теистического мышления, чем какая-либо иная (напр., чем дихотомия духовного и материального). После самого Ария доктрина А.предлагалась в различных вариантах; более умеренные ариане учили что сущность Логоса «подобна» сущности Бога-Отца (т. н. «омии», т. е. «подобники») — компромиссная формула, предназначенная предотвратить прямое оскорбление религиозного чувств оппонентов А., но мало кого удовлетворявшая, поскольку «подобие» между беспредельностью Творца и ограниченностью творения само может быть только ограниченным, а указание на него — характеристика скорее оценочная (всякое совершенство творения есть некое подобие Творцу), нежели онтологическая; более принципиальные приверженцы А., искавшие, напротив, самых острых и вызывающих формулировок, говорили о «неподобии» Логоса Богу-Отцу (рационалистически настроенные «аномии», т. е. «неподобники», — Аэтий и последователи Евномия). Идейно-культурные корни А. уходят очень глубоко. В целом можно сказать, что в его пользу работали все влияния, исходившие и от иудейской предыстории христианства, и от греческой философии, и от восточных мистериальных доктрин, и от сакрализованной имперской теологии, а против него — только его несовместимость с основной идеей христианства: идеей прихода в мир Самого Бога во всей полноте Его Божественной природы, лишь добровольно слагаемой на время в акте кеносиса. В самом деле, образ полубожественного посредника между богом и миром встречается в мифах и религиозных учениях самых разных народов; уже там это часто субъект демиургического акта или объект демиургического жертвоприношения (как индийский Пуруша или иранский Гайомарт); для исторических представлений, определивших понятийный аппарат христианства, особенно важны те варианты этого древнего образа, которые выявляются на периферии иудейства («дух Мессии», сотворенный Богом, но, как и Логос в А., прежде сотворения мира, и носившийся, согласно одному толкованию на Быт. 1:2, над водами первозданного хаоса; его эквиваленты — Метатрон и т. п.). Греческая философия в лице Платона обосновала необходимость такого посредника, который не божественен и не небожественен, невозможностью прямого действия трансценденции на имманентность космоса (Эрос в «Пире», Демиург в «Тимее»); неоплатонизм особенно акцентировал иерархию нисходящих ступеней, по которым совершается эманация всякого бытия из Единого. Исходя из Платона, о посреднике говорят и Филон Александрийский, и представители герметизма. Наконец, для имперской идеологии мотив посредника был созвучен постольку, поскольку давал особенно логичное обоснование божественности монаршей власти — «благоверный» кесарь есть по отношению к Логосу то, что Логос по отношению к Богу. Вплоть до начала IV в. необходимость выбора между всем этим комплексом идей и верой в полноту божественности Христа (ср. Кол. 2:9) не осознавалась - прежде всего потому, что христианская мысль развивалась в основном апологетами, для которых усвоение ходячего набора представлений и приспособление христианства к нормам платонически и стоически окрашенного философского монотеизма было жизненной необходимостью. Более сознательное и заостренное выражение идей, вошедших в состав доктрины А., имеет место во второй половине III в. (у Павла Самосатского, у Лукиана, чьим учеником был Арий, и др.) и стимулируется полемикой против еретических доктрин монархианства, модализма и динамизма, спасавших монотеистический принцип ценой сведения Логоса и Святого Духа к простым смысловым моментам и аспектам внутри единого Бога. А. было попыткой утвердить монотеизм, сохранив также реальное личное бытие Логоса. Проповедь Ария вызывает полемику, в которой главными оппонентами А. выступают александрийский епископ Александр и его преемник Афанасий Александрийский. На I Вселенском соборе 325 г. в Никее А. было осуждено; однако вскоре оно переходит в контрнаступление и получает покровительство христианских императоров. Период официального А. безвозвратно окончен лишь к 381 г., когда оно подверглось осуждению II Вселенского собора в Константинополе. В продолжение этого периода, однако, ариане успели передать свою доктрину новообращенным германцам; позднее А. держится в варварских королевствах готов, вандалов и т. д., где оно становится знаменем вражды к Риму и Византии. Казнь Боэция, полемизировавшего против А., в арианском государстве Теодориха Великого, отчасти связана с этими конфессионально-политическими конфликтами, принявшими более массовый характер в V в. в завоеванной вандалами Африке. Постепенно, однако, эти регионы А. уступают место ортодоксальному христианству; последними отказываются от А. визиготские короли Испании в 589 г. О возрождении А. в радикальных доктринах Реформации см. ст. «Анти-тритарии».
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


  1. арианствотечение в христианстве в вв. основанное священником Арием. А. было попыткой преодолеть противоречие между библ. монотеизмом и учением о Христе как божестве не принимало ...Атеистический словарь
  2. арианствотечение в христианстве в вв. основанное священником Арием. А. было попыткой преодолеть противоречие между библ. монотеизмом и учением о Христе как божестве не принимало ...Атеистический словарь II
  3. арианствоАРИАНСТВО течение в христианстве в вв. Возникло в Поздней Рим. империи получило назв. по имени его зачинателя александрийского священника Ария греч. Areios ум. в . Ариа...Большая советская энциклопедия
  4. арианствотечение в христианстве в вв. Возникло в Поздней Римской империи получило название по имени его зачинателя александрийского священника Ария греч. reios ум. в . Ариане не...Большая Советская энциклопедия II
  5. арианствосущ. ср. рода...Большой русско-украинский словарь
  6. арианствотечение в христианстве в вв. Его зачинатель священникАрий ум. в из г. Александрия. Ариане не принимали один из основныхдогматов официальной христианской церкви о едино...Большой энциклопедический словарь II
  7. арианствоАРИАНСТВО течение в христианстве в вв. Его зачинатель священник Арий ум. в из г. Александрия. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской це...Большой энциклопедический словарь III
  8. арианствоАРИАНСТВО течение в христианстве в вв. Его зачинатель священник Арий ум. в из г. Александрия. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской ц...Большой Энциклопедический словарь V
  9. арианствотечение в христианстве IVVI вв. Основатель священник Арий из Александрии умер в г. Осуждено как ересь церковными соборами в IV в....История мировых цивилизаций - Словарь обязательных терминов и понятий
  10. арианствопервая массовая ересь антитринитарного характера рационально обоснованная александрийским пресвитером Арием который учил что Сын Божий не совечен Отцу а является Его вы...История христианства
  11. арианствопервая массовая ересь антитринитарного характера рационально обоснованная александрийским пресвитером Арием который учил что Сын Божий не совечен Отцу а является Его в...История христианства. Справочник
  12. арианствоеретическое религиозное течение последователей пресвитера александрийской церкви Ария и его учения о положении Христа в Троице положившего начало расколу в церкви. В г. ...Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь
  13. арианствоНачальная форма Арианство винительный падеж единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  14. арианствоАрианство Arianism учение Ария ливийского пресвитера из Александрии крый с точки зрения христианства проповедовал ересь заявляя что Иисус Христос не имел божественного п...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  15. арианствоарианство арианство а...Орфографический словарь
  16. арианствоф.п. ист. арианшылды...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  17. арианствоарианство арианства арианства арианств арианству арианствам арианство арианства арианством арианствами арианстве арианствах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  18. арианствоОрфографическая запись слова арианство Ударение в слове арианство Деление слова на слоги перенос слова арианство Фонетическая транскрипция слова арианство [ранздва] Хара...Полный фонетический разбор слов
  19. арианствоеретическое учение основанное в начале IV века александрийским священником Арием утверждавшим что Христос не предвечен а сотворен Богом Отцом как и все в мире и что Его о...Православный энциклопедический словарь
  20. арианствоРаннехристианская ересь возникшая в начале IV века и названная по имени основателя александрийского пресвитера Ария. В своем учении Арий заострил древнюю христианскую тр...Религиозные термины
  21. арианствоарианство а...Русский орфографический словарь
  22. арианствоарианшылды...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  23. арианствоарианшылды...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  24. арианствоа ср.iУчение Ария.В новоисправных книгах двоеперстное сложение названо Арменством Арианством Несторианством праволи. Пращица . Арианство Ариева ересь. ЛВsup I ....Словарь русского языка XVIII в
  25. арианствотечение в христианстве в вв. назв. по имени александрийского священника Ария Areios ум. . А. зародилось в Александрии впервые осн. положения были сформулированы Арием в ...Советская историческая энциклопедия
  26. арианствоАРИАНСТВО течение в христианстве в вв. Его зачинатель священник Арий ум. в из г. Александрия. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской це...Современный энциклопедический словарь
  27. арианствоучение в христианстве основоположником которого был александрийский пресвитер Арий нач. IV в. Арий утверждал что Сын Божий Иисус Христос не единосущ а подобносущ БогуОтцу...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  28. арианствоArianism. Точная дата рождения александрийского пресвитера Ария чьим именем назван один из сложнейших церковных расколов неизвестна. Повидимому он родился в Ливии. Его сч...Теологический энциклопедический словарь
  29. арианствоУдарение в слове арианствоУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове арианство...Ударение и правописание
  30. арианствоАРИАНСТВО направление в христианстве вв. связанное с именем и учением александрийского пресвитера Ария греч. . лат. Arius ум. крый расходился с осн. догмами христианств...Философская энциклопедия
  31. арианствонаправление в христианстве вв. связанное с именем и учением александрийского пресвитера Ария греч. . лат. Arius ум. крый расходился с осн. догмами христианства доказыва...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  32. арианствоарианство арианства арианства арианств арианству арианствам арианство арианства арианством арианствами арианстве арианствах Источник Полная акцентуированная парадигма по ...Формы слова
  33. арианствоСнов Ситро Сито Ситар Сирота Сион Синто Син Свора Свита Свинора Сват Свара Сван Сатир Сатина Сати Сарта Саров Сари Саратов Саран Сара Сант Санитар Сани Сан Савин Саван Са...Электронный словарь анаграмм русского языка
  34. арианствоАРИАНСТВО течение в христианстве в вв. Его зачинатель священник Арий ум. в из г. Александрия. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской ц...Энциклопедический словарь естествознания
  35. арианствоАРИАНСТВОодна из древнейших ересей в христианстве учившая о тварности Иисуса Христа и отвергнутая церковью. Осуждение арианства стало мощным импульсом к формулированию ор...Энциклопедия Кольера II