Современная западная философия

ШОПЕНГАУЭР (SCHOPENHAUER) АРТУР

(род. 22 февр. 1788, Данциг ум. 21 сент. 1860, Франкфурт-на-Майне) нем. философ. После прерванной им педагогической деятельности в Берлине (с 1820) был приват-доцентом во Франкфурте-на-Майне (с 1832). Его философия основывается на двух положениях: 1) мир воля в себе; 2) мир представление для меня (главное произв. *Мир как воля и представление*, 1819). Все, что существует для познания, т. е. весь этот мир, представляет собой объект, связанный с субъектом, созерцание того, кто созерцает, одним словом представление. Следовательно, нет субъекта без объекта, как и нет объекта без субъекта. Но этого познания, по Шопенгауэру, недостаточно. Мы спрашиваем, не есть ли мир нечто большее, нечто иное, чем представление, а если это так, то что он такое? В этой связи мы устанавливаем следующее: субъект познания, проявляющийся в качестве индивида, находит, что воля является его внутренней сущностью, исходя при этом из опыта своего тела. Тело дано как две совершенно различные сущности: как представление, как объект среди объектов, но в то же время и как то, непосредственно знакомое каждому, что обозначается словом *воля*. Следовательно, тело объективация воли; воля в-себе-бытие тела. Это познание венец сущности всякого явления природы; все объекты в соответствии с их внутренней сущностью должны быть тем, что мы называем волей в нас. Воля есть вещь в себе. Дальнейшая рефлексия приводит к тому, что в качестве воли рассматривается и внутренняя сущность всех сил: силы, которая побуждает развиваться растение; силы, благодаря которой происходит кристаллизация; той силы, которая обращает магнит к Северному полюсу, которая в выборе родственного вещества проявляется как отталкивание и притяжение, разъединение и объединение; наконец, даже тяжесть, которая во всей материи действует с такой силой, что устремляет камень к земле, Землю к Солнцу. И только пространство и время есть то, посредством чего равное и единое в их сущности и понятии оказываются различными, оказываются множеством с параллельным или последонательным отношением частей; воля как вещь в себе лежит вне всякого времени и пространства, а также и вне каузальности; она не имеет основания и цели, она беспричинна и непознаваема; поскольку она представляется объективному познанию, обнаруживается, что во времени и пространстве она подчиняется принципу индивидуации (Principium individuations) и благодаря этому становится волей к жизни. Ступенями объективации воли от наиболее всеобщих сил природы до деятельности человека являются платоновские идеи. Объекты, определенные благодаря пространству и времени (представления), рассматривает наука, руководствующаяся принципом каузальности. Вследствие этого только гений искусства благодаря чистому созерцанию и необычной силе фантазии способен познать вечную идею и выразить ее в поэзии, изобразительном искусстве, музыке. Музыка занимает совершенно особое высокое положение, т. к. она не только, подобно др. видам искусства, отражает идеи, но и является непосредственной объективацией в нас мировой воли. Особое воздействие шопенгауэровская метафизика искусства оказала на Вагнера и Ницше. Воля всегда должна находиться в стремлении, ибо стремление ее единственная сущность, которой не ставится в конце никакой достижимой цели и которая при этом не способна ни к какому конечному удовлетворению, т. е. счастью. Со всей силой своего красноречия Шопенгауэр изображает жизненные страдания во всех их формах и действиях, страдания, от которых нет иного спасения, кроме уничтожения воли к жизни, что в конце концов означает снятие принципа индивидуации, переход в небытие (нирвану). Это уничтожение вытекает из изучения принципа индивидуации, из нового познания себя в чуждых явлениях и имеет своим следствием справедливость и сострадание. Сострадание является фундаментом морали. Чувство сострадания относится не только к человеку, но, что особенно подчеркивает Шопенгауэр, равным образом и к животным. Кроме указанной работы, Шопенгауэром написаны: *Uber die vierfache Wurzel des Satzes vom zureichenden Grunde*, 1813 (рус. пер. *О четверичном корне закона достаточного основания*, 1892); *Uber den Willen in der Natur*, 1836 (рус. пер. *О воле в природе*, 1892); *Die beiden Grundprobleme der Ethik*, 1841 (рус. пер. *Две осн. проблемы этики*, 1896); *Parerga und Paralipomena*, 2 Bde., 1851 (рус. пер. *Афоризмы и максимы*, 1891 1892).

  1. шопенгауэр (schopenhauer) артурШОПЕНГАУЭР Schopenhauer Артур немецкий философ представитель волюнтаризма. В главном сочинении Мир как воля и представление сущность мира вещь в себе И. Канта предстает...Большой Энциклопедический словарь V
  2. шопенгауэр (schopenhauer) артурШОПЕНГАУЭР Schopenhauer Артур февраля Данциг ныне Гданьск сентября ФранкфуртнаМайне немецкий философиррационалист см. Иррационализм. В его основном произведении Мир...Большой Энциклопедический словарь V
  3. шопенгауэр (schopenhauer) артурнем. философиррационалист основоположник философии жизни. Ш выступил против материализма и рационалистической идеалистической философии особенно против историзма и диалек...Словарь по этике
  4. шопенгауэр (schopenhauer) артуррод. февр. Данциг ум. сент. ФранкфуртнаМайне нем. философ. После прерванной им педагогической деятельности в Берлине с был приватдоцентом во ФранкфуртенаМайне с . Ег...Философский энциклопедический словарь II
  5. шопенгауэр (schopenhauer) артурнем философидеалист один из основоположников иррационалистической линии в западноевроп. философии ведущей к эстетизации философии и превращению ее в род интеллектуальной ...Эстетика