Словарь по этике

ШОПЕНГАУЭР (SCHOPENHAUER) АРТУР

(1788-1860) нем. философ-иррационалист, основоположник философии жизни. Ш, выступил против материализма и рационалистической идеалистической философии (особенно против историзма и диалектики). На гл. принципе его метафизического идеализма (сущность мира это слепая неразумная воля, а представление его явление) покоится этическое учение Ш., в к-ром он предлагает исходить из первого факта сознания из представления, распадающегося потом на объект и субъект. Если человек, созерцая жизнь, забывает самого себя, то тем самым он возвышается до чистого субъекта познания и перестает быть субъектом воли. Ш. распространяет понятие воли на все существующее, возводя ее в некий космический принцип: «Мир является следствием воли к жизни»; не человек «микрокосм», а мир «макроантропос». Согласно Ш., изучение мира с физической стороны всегда безотрадно для людей. Удовлетворение и утешение они могут получить только при изучении моральной стороны мира, где, с его т. зр., раскрываются глубины «внутреннего существа» человека. Ш. считал, что его философия -единственная, воздающая морали все должное: ведь только в том случае, если признать, что сущностью человека служит его собственная воля и что он есть свое собственное произведение, его поступки являются действительно его собственными поступками и могут быть ему вменяемы. Пессимизм Ш. выразился в положении: «Страдание вот истинный удел человека. Жизнь... всегда протекает трагически, и особенно трагичен ее конец». Однако жизнь и смерть трагичны лишь для обычного человека, неспособного постичь их тайну. Для того же, кто возвышается над повседневностью и созерцает сущность мира волю, а затем через ее постижение отрекается от нее и приходит к нирване (абсолютной безмятежности), для такого человека цель жизни смерть. «Смерть -это конечный вывод, resume жизни, ее итог...» Истинный философ, мудрец, постигший тайну мира, не будет бояться смерти, ибо он уже и в жизни знает, что он есть ничто. У него уже нет жажды индивидуального бытия. Т. обр., по Ш., через отрицание воли к жизни человек может прийти к вечной добродетели. Пессимистические и иррационалистические мотивы этики Ш. оказали большое влияние на последующую буржуазную философию, были восприняты и развиты в экзистенциализме. Осн. этические соч. Ш.: «Две основные проблемы этики» (1896), «Афоризмы и максимы» (189192).

  1. шопенгауэр (schopenhauer) артурШОПЕНГАУЭР Schopenhauer Артур немецкий философ представитель волюнтаризма. В главном сочинении Мир как воля и представление сущность мира вещь в себе И. Канта предстает...Большой Энциклопедический словарь V
  2. шопенгауэр (schopenhauer) артурШОПЕНГАУЭР Schopenhauer Артур февраля Данциг ныне Гданьск сентября ФранкфуртнаМайне немецкий философиррационалист см. Иррационализм. В его основном произведении Мир...Большой Энциклопедический словарь V
  3. шопенгауэр (schopenhauer) артуррод. февр. Данциг ум. сент. ФранкфуртнаМайне нем. философ. После прерванной им педагогической деятельности в Берлине с был приватдоцентом во ФранкфуртенаМайне с . Ег...Современная западная философия
  4. шопенгауэр (schopenhauer) артуррод. февр. Данциг ум. сент. ФранкфуртнаМайне нем. философ. После прерванной им педагогической деятельности в Берлине с был приватдоцентом во ФранкфуртенаМайне с . Ег...Философский энциклопедический словарь II
  5. шопенгауэр (schopenhauer) артурнем философидеалист один из основоположников иррационалистической линии в западноевроп. философии ведущей к эстетизации философии и превращению ее в род интеллектуальной ...Эстетика