Эстетика

ШОПЕНГАУЭР (SCHOPENHAUER) АРТУР

(1788—1860)—нем, философ-идеалист, один из основоположников ирра-ционалистической линии в западноев-роп. философии, ведущей к эстетизации философии и превращению ее в род интеллектуальной романистики. Трансформируя кантовскую философию в своем осн. труде «Мир как воля и представление» (т. 1—2, 1819—44). Ш, истолковывает «вещь в себе» как слепую волю — бессознательное стремление к жизни, существованию, бытию. Мир же предстает «явлением» этой воли, выступающим как фантасмагория, иллюзия («покрывало майи»). Помещенная как бы «между» волей и ее «представлением», многообразием индивидуальных явлений, познавательная способность оказывается, по Ш., раздвоенной: одна часть интеллектуальных сил уходит на обслуживание «воли к жизни», постижение индивидом многообразных вещей, а др.— получает возможность незаинтересованного созерцания объектов и объективности («формы представления») вообще. С этой второй частью интеллектуальной способности, из к-рой, по Ш., проистекает не только искусство, но и философия, и сопряжено у него то, что можно назвать эстетикой. Созерцательное, т. е. «гениальное» (эстетическое), постижение объекта — это вневременное и внепространствен-ное его познание, познание его чистой формы, или идеи. Ш. отличает идею от вещи как истинное и прекрасное от неистинного и безобразного (точнее — безобразного, ибо образ, созерцаемый во всей его чистоте, и красота для Ш.— одно и то же). Отсюда непреходящая ценность произв. истинной философии и подлинного иск-ва как творений «эстетического» способа созерцания, т. е. созерцания не предметов, а лежащих в их основе идей, или чистых форм. Этот способ созерцания Шпротивополагает «разумному», подводящему свой объект под закон достаточного основания, категорию причинности и т. д. Результат «разумного» постижения — не идея, обладающая бесконечным содержанием, а понятие, содержание к-рого ограничено, ибо «все понятия и все мысли — это только отвлечения, то есть частичные представления из непосредственного восприятия...». Противоположение эстетического и «разумного» способов восприятия расшифровывается у 111 не только в гносеологи-.ческом, но и в физиологическом и даже социологическом аспектах. В аспекте физиологическом Ш. объясняет способность к гениальному восприятию «избытком мозговой деятельности» у людей определенного типа, к-рых, в отличие от «уродов по недостатку» развития мозга, он склонен называть «уродами по избытку» его развития; мозг у них ведет в организме «жизнь паразита», отвлекаясь от проблем практической жизни. В аспекте социологическом Ш. противопоставляет этих «людей гения» практически ориентированным «людям пользы». Тем самым намечается гл. дихотомия, к-рая кладется в основание всех концепций элитарного искусства, апеллирующих к разделению людей на два типа — тех, кто обладает способностью к эстетическому созерцанию, и тех, кто ею не обладает.

  1. шопенгауэр (schopenhauer) артурШОПЕНГАУЭР Schopenhauer Артур немецкий философ представитель волюнтаризма. В главном сочинении Мир как воля и представление сущность мира вещь в себе И. Канта предстает...Большой Энциклопедический словарь V
  2. шопенгауэр (schopenhauer) артурШОПЕНГАУЭР Schopenhauer Артур февраля Данциг ныне Гданьск сентября ФранкфуртнаМайне немецкий философиррационалист см. Иррационализм. В его основном произведении Мир...Большой Энциклопедический словарь V
  3. шопенгауэр (schopenhauer) артурнем. философиррационалист основоположник философии жизни. Ш выступил против материализма и рационалистической идеалистической философии особенно против историзма и диалек...Словарь по этике
  4. шопенгауэр (schopenhauer) артуррод. февр. Данциг ум. сент. ФранкфуртнаМайне нем. философ. После прерванной им педагогической деятельности в Берлине с был приватдоцентом во ФранкфуртенаМайне с . Ег...Современная западная философия
  5. шопенгауэр (schopenhauer) артуррод. февр. Данциг ум. сент. ФранкфуртнаМайне нем. философ. После прерванной им педагогической деятельности в Берлине с был приватдоцентом во ФранкфуртенаМайне с . Ег...Философский энциклопедический словарь II