Современная западная философия

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

направление, преимущественно в немецкой и отчасти французской философии, сложившееся в последней трети XIX начале XX веков. Ф.ж. возникла как оппозиция классическому рационализму и как реакция на кризис механистического естествознания. Теоретики Ф.ж. обратились к жизни как первичной реальности, целостному органическому процессу, предшествующему разделению материи и духа, бытия и сознания. Само понятие жизни многозначно и неопределенно, дает простор для различных трактовок: оно понимается и в биологическом (Ницше, Клагес), и в космологическом (Бергсон), и в культурно-историческом планах (Дильтей, Зиммель, Шпенглер). Это деление в известной мере условно, т.к. указанные моменты часто переплетаются и в рамках одной концепции. У Ницше первичная жизненная реальность выступает в форме *воли к власти* (Ницше следовал здесь традиции А. Шопенгауэра). В концепции Бергсона жизнь как космический *жизненный порыв* , сутью которого является *сознание или сверхсознание*, постигается по аналогии с сознательными, душевными процессами, исходя из внутреннего переживания. У Дильтея и Зиммеля жизнь также выступает как поток переживаний, но сами эти переживания истолковываются как культурно-исторически обусловленные. Во всех трактовках жизнь представляет собой целостный процесс непрерывного творческого становления, развития, противостоящий механическим, неорганическим образованиям, всему определенному, застывшему и *ставшему*. Процесс жизни неподвластен омертвляющей, разлагающей аналитической деятельности рассудка. Антисциентизм Ф.ж. вытекает из утверждения о том, что разум по самой своей природе безнадежно оторван от жизни; рассудочно-механистическое познание и опирающаяся на него наука могут постичь лишь отношения между вещами, но не сами вещи. Рациональное познание объявляется Ф.ж. ориентированным на удовлетворение чисто практических интересов, действующим из соображений утилитарной целесообразности. Позитивно-научному познанию противопоставляются интуитивные, образно-символические способы постижения иррациональной в своей основе жизненной реальности (интуиция у Бергсона, Ницше и Шпенглера, понимание у Дильтея). С этим связан и унаследованный Ф.ж. от нем. романтизма (Новалис, А. и Ф. Шлегели) эстетизм. Наиболее адекватным средством постижения и выражения жизни объявляется произведение искусства, рациональные методы познания сменяет эстетическая интуиция, вчувствование, вживание и т.п., также заимствованные из арсенала художественно-эстетического освоения мира. Ф.ж. уделяет особое внимание интуитивно-бессознательным основам творческого процесса, мифу. Во многих случаях сама философия сближается с мифологией (Ницше, Шпенглер). Так, у Ницше основные философские представления обретают форму мифа (учения о *сверхчеловеке*, *вечном возвращении*). Представители Ф.ж. часто использовали метафорический, афористический стиль выражения, поставив проблему принципиальной невыразимости феноменов жизни в традиционных философских категориях. Одна из центральных проблем Ф.ж. проблема творчества. Ее решение в рамках Ф.ж. внутренне противоречиво не только из-за резкого противопоставления рациональных и интуитивных форм познания. Подчеркивая значение индивидуального творчества, личной самореализации человека, она в то же время погружает его в поток безличного становления, представляя тем самым творчество как процесс и результат биологической адаптации. Важное значение в Ф.ж. имела также проблема времени как сути творчества, развития, становления. Время в его органическом понимании противопоставлено как механистическому, *кинематографическому* (Бергсон) времени науки, так и пространству (Шпенглер, Бергсон). С этим обостренным чувством времени связана тема истории, исторического творчества. Антиномия философии и науки выступает в Ф.ж. как противоположность *описательной* и *объяснительной* психологии (Дильтей). На первом плане здесь методология историко-гуманитарного знания (*наук о духе*). Близкие к постановке этих проблем в неокантианстве, Дильтей и Зиммель, однако, выдвигают иные методологические принципы, существенно расширяя рамки гносеологизма неокантианцев. Развивая антитезу *наук о природе* и *наук о духе*, Дильтей видит опору в психологии, но не в *объяснительной*, экспериментальной, действующей рациональными методами и использующей понятие причинности, а в *описательной* психологии, способной постичь *основную душевную связь* с помощью переживания, непосредственного проникновения в суть явлений. *Описательная* психология выступает здесь методологией философского знания, теоретической основой *наук о духе*. В концепции Шпенглера способом исторического познания является интуиция, вчувствование, также дающие непосредственное знание исторических событий. Такой подход при его абсолютизации неизбежно обусловливает субъективизм в исследовании истории, хотя и содержит в себе целый ряд реальных проблем методологии истории. Сама история предстает в Ф.ж. как ряд замкнутых культурных систем (Дильтей), уникальных и неповторимых *культурных организмов* (Шпенглер), проходящих в своем развитии процесс, подобный биологическому циклу живого организма от рождения до гибели. Так, по Шпенглеру, каждая культура, вырастая из развертывания соответствующей души (прафеномена), в процессе развития сменяется цивилизацией, где движение замещается покоем, творчество бесплодием, органические взаимосвязи вырождаются в чисто механические и т.п. Исторический процесс подчиняется *судьбе*, в отличие от природы, в которой господствует закон причинности (Шпенглер, Зиммель). Тем самым история выводится из-под власти объективных закономерностей, действующих лишь в мире природы. Историческое развитие культурных организмов приобретает, согласно Ф.ж., циклический характер. Понимание культур как абсолютно своеобразных и непостижимых друг для друга оборачивается релятивизмом, отрицанием единого исторического процесса развития человечества. Традиция описания представителями Ф.ж. особенностей социальных организмов, социальных процессов (напр., представления о *цивилизации* у Шпенглера, *закрытом обществе* у Бергсона) легла в основу более поздних концепций *массового общества*. Влияние Ф.ж. было наиболее сильным в первой четверти XX в. Затем на смену ей пришли во многом опирающиеся на ее принципы, но существенно преобразовавшие их персонализм, экзистенциализм и другие течения. И. И. Блауберг Риккерт Г. Философия жизни. Пг., 1922; Кутлунин А.Г. Немецкая философия жизни. Критические очерки. Иркутск, 1986; O.-F. Bollnow. Die Lebensphilosophie. В., Gottingen, 1958.

  1. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ иррационалистич. филос. течение кон. нач. вв. выдвигавшее в качестве исходного понятия жизнь как некую интуитивно постигаемую целостную реальность не т...Большая советская энциклопедия
  2. философия жизнииррационалистическое философское течение конца начала вв. выдвигавшее в качестве исходного понятия жизнь как некую интуитивно постигаемую целостную реальность не тожде...Большая Советская энциклопедия II
  3. философия жизнифилософское течение кон. нач. вв. исходящее изпонятия жизни как некоей интуитивно постигаемой органической целостностии творческой динамики бытия. В различных варианта...Большой энциклопедический словарь II
  4. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ философское течение кон. нач. вв. исходящее из понятия жизни как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В ...Большой энциклопедический словарь III
  5. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ философское течение кон. нач. вв. исходящее из понятия жизни как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В...Большой Энциклопедический словарь V
  6. философия жизнифилософское течение конца начала вв. исходящее из понятия жизни как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В различных вар...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. философия жизнинаправление зап.европ. философии конца XIX начала XX вв. гл. интуицией крого было понятие жизнь как интуитивно понимаемая целостная реальность не тождественная ни духу н...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  8. философия жизнинаправление в западноевропейской философской мысли сложившееся в последней трети в. в Германии и получившее известность главным образом в первой трети в. Ф.Ж. утрачивае...История философии
  9. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИstrongнаправление в западноевропейской философской мысли сложившееся в последней трети в. в Германии и получившее известность главным образом в первой тре...История философии II
  10. философия жизниФилософией жизни называют направление западной философской мысли конца XIXначала XX в. предтечей которого считают А. Шопенгауэра Ф. Ницше и к которому относят В. Дильтея ...История философии. Книга третья. Философия XIX — XX вв.
  11. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ направление в западноевропейской философской мысли сложившееся в последней трети в. в Германии и получившее известность гл. обр. в первой трети в. Ф.Ж....Новейший философский словарь
  12. философия жизниphilosophy of life...Русско-английский психологический словарь
  13. философия жизнимр философиясы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  14. философия жизниидеалистическое философское течение конца XIXначала XX вв. исходящее из понятия жизни как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики быт...Словарь исторических терминов
  15. философия жизнинаправление в западноевропейской философской мысли сложившееся в последней трети в. в Германии и получившее известность главным образом в первой трети в. Ф.Ж. утрачивае...Словарь постмодернизма
  16. "философия жизни"направление в бурж. философии вв. рассматривающее все существующее как форму проявления жизни т. н. изначальная реальность края по мнению приверженцев этого направления ...Советская историческая энциклопедия
  17. философия жизнииррационалистич. филос. течение кон. нач. вв. выдвигавшее в качестве исходного понятия жизнь как некую интуитивно постигаемую целостную реальность не тождественную ни д...Советский философский словарь
  18. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ философское течение конца начала вв. исходящее из понятия жизни как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия....Современная энциклопедия
  19. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ философское течение кон. нач. вв. исходящее из понятия жизни как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В ...Современный энциклопедический словарь
  20. философия жизнииррационалистическое философское течение конца XIX начала ХХ вв. выдвинувшее в качестве исходного понятия жизни как некую интуитивно постигаемую реальность не тождественн...Тематический философский словарь
  21. философия жизниобщее название для ряда иррационалистических см. иррационализм философских концепций сложившихся в конце XIX в. и имеющих наибольшее влияние примерно до Второй мировой во...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  22. философия жизнинаправление сложившееся в последней трети XIX в. Кроме Дильтея ее представителями были Ницше Бергсон Шпенглер и др. Возникла как оппозиция классическому рационализму и ка...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  23. философия жизнифилософское направление возникшее преимущественно в Германии в последней трети XIX в. и оказавшее огромное влияние на мировоззрение и философию Европы XX в. Основное вним...Философия. Словарь по обществознанию
  24. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ течение в философии кон. нач. в. выдвигавшее в качестве исходного понятия жизнь как основополагающую основу мира. К этому течению относятся разные по ...Философская энциклопедия
  25. философия жизнифилософское направление рассматривающее все существующее как форму проявления жизни некой изначальной реальности края не тождественна ни духу ни материи и может быть пост...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  26. философия жизнив широком смысле слова всякая философия ставящая вопросы о смысле цели ценности жизни особенно если она оставляет в стороне теоретическое знание обращаясь к неподдельной ...Философский энциклопедический словарь II
  27. философия жизнииррационалистическое направление сложившееся в Германии Шопенгауэр Ницше Дильтей Зиммель и Франции Бергсон на рубеже и вв. Возникновение Ф. ж. было связано с быстрым ра...Философский энциклопедический словарь
  28. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ философское течение кон. нач. вв. исходящее из понятия жизни как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В...Энциклопедический словарь естествознания
  29. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ направление в западноевропейской философской мысли сложившееся в последней трети в. в Германии и получившее известность главным образом в первой трети ...Энциклопедия История философии
  30. философия жизниангл. philosophy of life нем. Lebensphilosophie. Возникшее в е гг. XIX в. субъективноидеалистическое направление представители крого А. Шопенгауэр Ф. Ницше В. Дильтей Г. ...Энциклопедия социологии