История философии

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

направление в западно-европейской философской мысли, сложившееся в последней трети 19 в. в Германии и получившее известность, главным образом, в первой трети 20 в. Ф.Ж. утрачивает самостоятельное значение после Второй мировой войны в связи с утверждением философии экзистенциализма, которая дополнила основные принципы Ф.Ж. феноменологическим методом и акцентировала внимание на ряде новых острых проблем современной эпохи. Ф.Ж. возникла в эпоху, когда европейский капитализм начинает проявлять первые симптомы своего кризиса, выразившиеся в нарастании иррациональности общественной жизни, учащении конфликтов между личностью и обществом и во все большем поглощении тотальностью социума человеческой индивидуальности. Осознание такого рода *экзистенциального будущего* оказалось чревато серьезной внутри-философской переориентацией. Наступает полоса сильных в своем пафосе умонастроений, когда иррациональность общества пытались эксплицировать через аналогичные свойства самой человеческой природы, как имеющей глубинные и вечные, *как сама жизнь* корни. Отсюда и столь резкий протест против панлогического усечения мироздания, гипертрофировавшего рассудочность и абстрактный рационализм, оказавшихся во многом несостоятельными перед запросами времени. Была выдвинута идея о том, что в своей попытке построить целостное мировоззрение, философия не может и не должна опираться исключительно на естественные науки. Более того, она не должна абстрагироваться и от конкретного человека с его реальными жизненными проблемами. В имманентно-философском плане в Ф.Ж. сформировался резкий отказ от традиционного гармонизирующего системосозидания и его главной движущей силы науки; акцент был сделан на преодолении рационализма предшествующей философской классики, оцененного как преходящее историческое явление. Ф.Ж. может быть рассмотрена, таким образом, как реакция (хотя и гипертрофированная) против издержек рассудочного века Просвещения; реакция, главным пафосом которой стало противопоставление разуму сил самой жизни с ее иррациональностью, непосредственностью и принципиальной недоступностью, для всякого рационального осмысления. Целостная реализация данного умонастроения и привела в конечном счете к такого рода философскому движению, как Ф.Ж., представленному именами Ницше, Дильтея, Зиммеля, Шпенглера и Бергсона. Среди философских предшественников этого направления молодой Гёте периода *Бури и натиска*, призывавший дополнить *единодержавие рассудка красотой непосредственного воззрения и стихией жизненного чувства*; немецкие романтики; Шопенгауэр и, как это ни парадоксально, представители немецкой трансцендентально-критической философии (особенно Гегель с его феноменологизмом и Шеллинг как автор учения о слепой бессознательной воле). Однако в отличие от своих предшественников, взгляды которых находились еще в пределах классического типа философствования, т.к. по существу ставили задачу примирить хотя и различные, но в сущности родственные элементы познания, Ф.Ж. с самого начала была ориентирована на принципиальный разрыв этой гармонии, отводя разуму по преимуществу утилитарно-прикладное, вспомогательное место в познавательной активности. Ф.Ж. возникла также и как реакция на тот кризис, который в последней трети 19 в. переживало механистическое по своей сути естествознание. Под влиянием успехов в биологии, вплотную приблизившейся к исследованию проблемы живого, наметились попытки объяснить законы неорганической материи, опираясь на так называемый новый *витализм* и *органицизм*. Сложилась устойчивая тенденция *жизненного объяснения* всего и вся, которая постепенно выходит за рамки естественных наук, охватывая психологию, культурологию, историю, этику, религию и т.д. Позднее ее концентрированным выражением станет герменевтический метод в философии и науке, а пока интерпретацией такого рода интенций занялась Ф.Ж., ставящая перед собой задачу построения целостного миропонимания, опираясь исключительно на понятие *жизни* этой первичной реальности, целостного органического процесса, предшествующего разделению мира на идеальное и материальное. При этом жизнь понималась не только как сущность мира (онтологический аспект); она же провозглашается и единственным органом его познания (гносеологический аспект). Иначе говоря, сама жизнь должна философствовать из себя самой. Так, особенности предмета постижения диктуют специфику самих форм его познания, трансформируя всеобъемлющую онтологическую реальность-жизнь в плоскость психического по сути процесса непосредственного переживания, которое расшифровывалось здесь как расширение человеческого Я до *космического* посредством *вживания* в то, что должно быть познано. В этом смысле *жизнь* становится непосредственно переживаемой сущностью мира. С помощью понятия *жизнь* создавалось представление о мире как целом, о способе его постижения, о смысле человеческой жизни и тех ценностях, которые придают *жизни* этот смысл. При этом возникла чисто виталистская теория ценностей, дедуцируемая из тех же основополагающих принципов Ф.Ж.: если мир в его глубочайших основах есть жизнь, то в человеческой жизни важна только сама эта жизнь, которая и наполняет смыслом существование. Так, жизнь становится универсальным принципом мироздания, охватывая одновременно и проблемы бытия, и проблемы познания и ценностей. Спектр взглядов основных представителей Ф.Ж. оказывается чрезвычайно многообразен, т.к. само понятие *жизни* в силу его расплывчатости и многозначности дало возможности для самых различных его интерпретаций, как биологических, психологических, так и культурно-исторических. Ф.Ж. оказала, без преувеличений, колоссальное воздействие на европейскую культуру и самосознание 20 в. Особенно велико это влияние оказалось для гуманитарной сферы знания, представители которой до сегодняшнего дня эффективно реализуют многие из методологических установок Ф.Ж. (дескриптивно-деструктивный феноменологизм и филологизм Ницше, герменевтику Дильтея, антиисторицизм и антицентризм Шпенглера с его циклической моделью уникально-автономных культурных организмов, идеи о *закрытом обществе* Бергсона и многое другое). Задав мощную, инородную философской классике антисциентистскую традицию, Ф.Ж. явилась, по сути, первым историческим выражением нового типа философствования, ставшего господствующим в европейской ментальности, начиная с 1930-1940-х со свойственными ему отказом как от претензий на завершающее системоосмысление мира, так и от поддержания мифа о единстве этого мира и разума.

  1. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ иррационалистич. филос. течение кон. нач. вв. выдвигавшее в качестве исходного понятия жизнь как некую интуитивно постигаемую целостную реальность не т...Большая советская энциклопедия
  2. философия жизнииррационалистическое философское течение конца начала вв. выдвигавшее в качестве исходного понятия жизнь как некую интуитивно постигаемую целостную реальность не тожде...Большая Советская энциклопедия II
  3. философия жизнифилософское течение кон. нач. вв. исходящее изпонятия жизни как некоей интуитивно постигаемой органической целостностии творческой динамики бытия. В различных варианта...Большой энциклопедический словарь II
  4. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ философское течение кон. нач. вв. исходящее из понятия жизни как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В ...Большой энциклопедический словарь III
  5. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ философское течение кон. нач. вв. исходящее из понятия жизни как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В...Большой Энциклопедический словарь V
  6. философия жизнифилософское течение конца начала вв. исходящее из понятия жизни как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В различных вар...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. философия жизнинаправление зап.европ. философии конца XIX начала XX вв. гл. интуицией крого было понятие жизнь как интуитивно понимаемая целостная реальность не тождественная ни духу н...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  8. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИstrongнаправление в западноевропейской философской мысли сложившееся в последней трети в. в Германии и получившее известность главным образом в первой тре...История философии II
  9. философия жизниФилософией жизни называют направление западной философской мысли конца XIXначала XX в. предтечей которого считают А. Шопенгауэра Ф. Ницше и к которому относят В. Дильтея ...История философии. Книга третья. Философия XIX — XX вв.
  10. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ направление в западноевропейской философской мысли сложившееся в последней трети в. в Германии и получившее известность гл. обр. в первой трети в. Ф.Ж....Новейший философский словарь
  11. философия жизниphilosophy of life...Русско-английский психологический словарь
  12. философия жизнимр философиясы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  13. философия жизниидеалистическое философское течение конца XIXначала XX вв. исходящее из понятия жизни как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики быт...Словарь исторических терминов
  14. философия жизнинаправление в западноевропейской философской мысли сложившееся в последней трети в. в Германии и получившее известность главным образом в первой трети в. Ф.Ж. утрачивае...Словарь постмодернизма
  15. "философия жизни"направление в бурж. философии вв. рассматривающее все существующее как форму проявления жизни т. н. изначальная реальность края по мнению приверженцев этого направления ...Советская историческая энциклопедия
  16. философия жизнииррационалистич. филос. течение кон. нач. вв. выдвигавшее в качестве исходного понятия жизнь как некую интуитивно постигаемую целостную реальность не тождественную ни д...Советский философский словарь
  17. философия жизнинаправление преимущественно в немецкой и отчасти французской философии сложившееся в последней трети XIX начале XX веков. Ф.ж. возникла как оппозиция классическому рацион...Современная западная философия
  18. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ философское течение конца начала вв. исходящее из понятия жизни как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия....Современная энциклопедия
  19. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ философское течение кон. нач. вв. исходящее из понятия жизни как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В ...Современный энциклопедический словарь
  20. философия жизнииррационалистическое философское течение конца XIX начала ХХ вв. выдвинувшее в качестве исходного понятия жизни как некую интуитивно постигаемую реальность не тождественн...Тематический философский словарь
  21. философия жизниобщее название для ряда иррационалистических см. иррационализм философских концепций сложившихся в конце XIX в. и имеющих наибольшее влияние примерно до Второй мировой во...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  22. философия жизнинаправление сложившееся в последней трети XIX в. Кроме Дильтея ее представителями были Ницше Бергсон Шпенглер и др. Возникла как оппозиция классическому рационализму и ка...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  23. философия жизнифилософское направление возникшее преимущественно в Германии в последней трети XIX в. и оказавшее огромное влияние на мировоззрение и философию Европы XX в. Основное вним...Философия. Словарь по обществознанию
  24. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ течение в философии кон. нач. в. выдвигавшее в качестве исходного понятия жизнь как основополагающую основу мира. К этому течению относятся разные по ...Философская энциклопедия
  25. философия жизнифилософское направление рассматривающее все существующее как форму проявления жизни некой изначальной реальности края не тождественна ни духу ни материи и может быть пост...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  26. философия жизнив широком смысле слова всякая философия ставящая вопросы о смысле цели ценности жизни особенно если она оставляет в стороне теоретическое знание обращаясь к неподдельной ...Философский энциклопедический словарь II
  27. философия жизнииррационалистическое направление сложившееся в Германии Шопенгауэр Ницше Дильтей Зиммель и Франции Бергсон на рубеже и вв. Возникновение Ф. ж. было связано с быстрым ра...Философский энциклопедический словарь
  28. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ философское течение кон. нач. вв. исходящее из понятия жизни как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В...Энциклопедический словарь естествознания
  29. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ направление в западноевропейской философской мысли сложившееся в последней трети в. в Германии и получившее известность главным образом в первой трети ...Энциклопедия История философии
  30. философия жизниангл. philosophy of life нем. Lebensphilosophie. Возникшее в е гг. XIX в. субъективноидеалистическое направление представители крого А. Шопенгауэр Ф. Ницше В. Дильтей Г. ...Энциклопедия социологии