Большая Советская энциклопедия II

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

иррационалистическое философское течение конца 19 – начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Ф. ж. явилась выражением кризиса классического буржуазного рационализма. Она выступила против господства методологизма и гносеологизма в идеалистической философии 2-й половины 19 – начала 20 вв. (неокантианство, позитивизм). Социально-политические воззрения представителей Ф. ж. весьма различны: от буржуазного либерализма до консервативных позиций; в своём крайнем биологически-натуралистическом варианте она оказала влияние на формирование идеологии национал-социализма в Германии.
Понятие «жизнь» многозначно и по-разному толкуется в различных вариантах Ф. ж. Биологически-натуралистическое толкование характерно для течения, восходящего к Ф. Ницше и представленного Л. Клагесом, Т. Лессингом и др.: «живое» подчёркивается как нечто естественное в противоположность механически сконструированному, «искусственному». Для этого варианта Ф. ж. характерна оппозиция не только материализму, но и идеалистическому рационализму – «духу» и «разуму», склонность к примитиву и культу силы, попытки свести любую идею к «интересам», «инстинктам», «воле» индивида или общественной группы, прагматическая трактовка нравственности и познания (добро и истина – то, что усиливает первичное жизненное начало, зло и ложь – то, что его ослабляет), подмена личностного начала индивидуальным, а индивида – родом (тотальностью), органицизм в социологии.
«Исторический» вариант Ф. ж. (В. Дильтей, Г. Зиммель,Х. Ортега-и-Гасет) исходит в интерпретации «жизни» из непосредственного внутреннего переживания, как оно раскрывается в сфере исторического опыта духовной культуры.Если в др. вариантах жизненное начало рассматривается как вечный неизменный принцип бытия, то здесь внимание приковано к индивидуальным формам реализации жизни, её неповторимым, уникальным культурно-историческим образам. При этом Ф. ж. оказывается не в состоянии преодолеть релятивизм, связанный с растворением всех нравственных и культурных ценностей в потоке «жизни», истории. Характерное для Ф. ж. отталкивание от механистического естествознания принимает форму протеста против естественнонаучного рассмотрения духовных явлений вообще, что приводит к попыткам разработать специальные методы познания духа (герменевтика у Дильтея и концепция понимающей психологии (См. Понимающая психология), морфология истории у О. Шпенглера и т.п.). Антитеза органического и механического предстаёт в этом варианте Ф. ж. в виде противопоставления культуры и цивилизации.
Др. вариант Ф. ж. связан с истолкованием «жизни» как некоей космической силы, «жизненного порыва» (А. Бергсон),сущность которого – в непрерывном воспроизведении себя и творчестве новых форм; субстанция жизни – чистая «длительность», изменчивость, постигаемая интуитивно.
Теория познания Ф. ж. – разновидность иррационалистического Интуитивизма,динамика «жизни», индивидуальная природа предмета невыразима в общих понятиях, постигается в акте непосредственного усмотрения, интуиции, которая сближается с даром художественного проникновения, что приводит Ф. ж. к воскрешению панэстетических концепций нем. Романтизма,возрождению культа творчества и гения. Ф. ж. подчёркивает принципиальное различие, несовместимость философского и научного подхода к миру: наука стремится овладеть миром и подчинить его, философии же свойственна созерцательная позиция, роднящая её с искусством. Наиболее адекватной формой познания органических и духовных целостностей является, согласно Ф. ж., художественный Символ. В этом отношении Ф. ж. попыталась опереться на учение Гёте о прафеномене как первообразе, воспроизводящем себя во всех элементах живой структуры. Шпенглер стремился «развёртывать» великие культуры древности и нового времени из «символа прадуши» каждой культуры, произрастающей из этого прафеномена, подобно растению из семени; к аналогическому методу прибегает и Зиммель. Бергсон рассматривает всякую философскую концепцию как выражение основной глубинной интуиции её создателя, невыразимой по своему существу, неповторимой и индивидуальной, как личность её автора.
Творчество выступает по существу для Ф. ж. как синоним жизни; для Бергсона оно – рождение нового, выражение богатства и изобилия рождающей природы, для Зиммеля и Ф. Степуна имеет трагически-двойственный характер: продукт творчества как нечто косное и застывшее становится в конце концов во враждебное отношение к творцу и творческому началу. Отсюда надрывно-безысходная интонация Зиммеля, перекликающаяся с фаталистическим пафосом Шпенглера и восходящая к мировоззренческому корню Ф. ж. – её пафосу судьбы, «любви к року» (Ницше), проповеди слияния с иррационалистической стихией жизни. Трагические мотивы, лежащие в основе Ф. ж., были восприняты искусством конца 19 – начала 20 вв. (особенно Символизмом). Наибольшего влияния Ф. ж. достигла в 1-й четверти 20 в., к ней тяготели некоторые представители неогегельянства (См. Неогегельянство), Прагматизма. В дальнейшем она растворяется в др. направлениях идеалистической философии 20 в., некоторые её принципы заимствуются сменяющими её Экзистенциализмом, Персонализмом и др.
Лит.:Риккерт Г., Философия жизни, П., 1922; Современная буржуазная философия, М., 1972, с. 112–175; Messer A., Lebensphilosophie, Lpz., 1931; Lersch Ph., Lebensphilosophie der Gegenwart, B., 1932; Bolinow О. F., Die Lebensphilosophie, B., 1958; Misch G., Lebensphilosophie und Phänomenologie, 3 Aufl., B., 1964.
П. П. Гайденко.

  1. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ иррационалистич. филос. течение кон. нач. вв. выдвигавшее в качестве исходного понятия жизнь как некую интуитивно постигаемую целостную реальность не т...Большая советская энциклопедия
  2. философия жизнифилософское течение кон. нач. вв. исходящее изпонятия жизни как некоей интуитивно постигаемой органической целостностии творческой динамики бытия. В различных варианта...Большой энциклопедический словарь II
  3. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ философское течение кон. нач. вв. исходящее из понятия жизни как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В ...Большой энциклопедический словарь III
  4. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ философское течение кон. нач. вв. исходящее из понятия жизни как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В...Большой Энциклопедический словарь V
  5. философия жизнифилософское течение конца начала вв. исходящее из понятия жизни как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В различных вар...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  6. философия жизнинаправление зап.европ. философии конца XIX начала XX вв. гл. интуицией крого было понятие жизнь как интуитивно понимаемая целостная реальность не тождественная ни духу н...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  7. философия жизнинаправление в западноевропейской философской мысли сложившееся в последней трети в. в Германии и получившее известность главным образом в первой трети в. Ф.Ж. утрачивае...История философии
  8. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИstrongнаправление в западноевропейской философской мысли сложившееся в последней трети в. в Германии и получившее известность главным образом в первой тре...История философии II
  9. философия жизниФилософией жизни называют направление западной философской мысли конца XIXначала XX в. предтечей которого считают А. Шопенгауэра Ф. Ницше и к которому относят В. Дильтея ...История философии. Книга третья. Философия XIX — XX вв.
  10. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ направление в западноевропейской философской мысли сложившееся в последней трети в. в Германии и получившее известность гл. обр. в первой трети в. Ф.Ж....Новейший философский словарь
  11. философия жизниphilosophy of life...Русско-английский психологический словарь
  12. философия жизнимр философиясы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  13. философия жизниидеалистическое философское течение конца XIXначала XX вв. исходящее из понятия жизни как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики быт...Словарь исторических терминов
  14. философия жизнинаправление в западноевропейской философской мысли сложившееся в последней трети в. в Германии и получившее известность главным образом в первой трети в. Ф.Ж. утрачивае...Словарь постмодернизма
  15. "философия жизни"направление в бурж. философии вв. рассматривающее все существующее как форму проявления жизни т. н. изначальная реальность края по мнению приверженцев этого направления ...Советская историческая энциклопедия
  16. философия жизнииррационалистич. филос. течение кон. нач. вв. выдвигавшее в качестве исходного понятия жизнь как некую интуитивно постигаемую целостную реальность не тождественную ни д...Советский философский словарь
  17. философия жизнинаправление преимущественно в немецкой и отчасти французской философии сложившееся в последней трети XIX начале XX веков. Ф.ж. возникла как оппозиция классическому рацион...Современная западная философия
  18. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ философское течение конца начала вв. исходящее из понятия жизни как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия....Современная энциклопедия
  19. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ философское течение кон. нач. вв. исходящее из понятия жизни как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В ...Современный энциклопедический словарь
  20. философия жизнииррационалистическое философское течение конца XIX начала ХХ вв. выдвинувшее в качестве исходного понятия жизни как некую интуитивно постигаемую реальность не тождественн...Тематический философский словарь
  21. философия жизниобщее название для ряда иррационалистических см. иррационализм философских концепций сложившихся в конце XIX в. и имеющих наибольшее влияние примерно до Второй мировой во...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  22. философия жизнинаправление сложившееся в последней трети XIX в. Кроме Дильтея ее представителями были Ницше Бергсон Шпенглер и др. Возникла как оппозиция классическому рационализму и ка...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  23. философия жизнифилософское направление возникшее преимущественно в Германии в последней трети XIX в. и оказавшее огромное влияние на мировоззрение и философию Европы XX в. Основное вним...Философия. Словарь по обществознанию
  24. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ течение в философии кон. нач. в. выдвигавшее в качестве исходного понятия жизнь как основополагающую основу мира. К этому течению относятся разные по ...Философская энциклопедия
  25. философия жизнифилософское направление рассматривающее все существующее как форму проявления жизни некой изначальной реальности края не тождественна ни духу ни материи и может быть пост...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  26. философия жизнив широком смысле слова всякая философия ставящая вопросы о смысле цели ценности жизни особенно если она оставляет в стороне теоретическое знание обращаясь к неподдельной ...Философский энциклопедический словарь II
  27. философия жизнииррационалистическое направление сложившееся в Германии Шопенгауэр Ницше Дильтей Зиммель и Франции Бергсон на рубеже и вв. Возникновение Ф. ж. было связано с быстрым ра...Философский энциклопедический словарь
  28. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ философское течение кон. нач. вв. исходящее из понятия жизни как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В...Энциклопедический словарь естествознания
  29. философия жизниФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ направление в западноевропейской философской мысли сложившееся в последней трети в. в Германии и получившее известность главным образом в первой трети ...Энциклопедия История философии
  30. философия жизниангл. philosophy of life нем. Lebensphilosophie. Возникшее в е гг. XIX в. субъективноидеалистическое направление представители крого А. Шопенгауэр Ф. Ницше В. Дильтей Г. ...Энциклопедия социологии