Советский философский словарь

СЕНСИМОН

Клод Анри д e Pувруа (de Rouvroy) (17.10.1760, Париж -19.5.1825, там же), граф, франц. мыслитель, социолог, социа­лист-утопист.Ученик ДАламбера. Офицером франц. армии участвовал в войне за независимость сев.-амер. колоний против Великобритании, в 1783 вернулся во Францию. Великую франц. революцию С.-С. приветст­вовал с бурж.-либеральных позиций. В период Кон­вента проявлял лояльное отношение к якобинским вла­стям, затем был сторонником пр-ва Директории и Кон­сульства Наполеона Бонапарта. Неудовлетворённый бурж. революцией, С.-С. замыслил «исправить» её результаты с помощью науч. социологич. системы, призванной служить орудием создания рацио­нального общества. Начав с идей «социального физицизма», построенного на механистич. распространении ньютоновского закона всемирного тяготения на обществ. явления, С.-С. разрабатывал затем концепцию «социальной физиологии», в к-рой рационалистич. воз­зрения 18 в. сочетались с историзмом в истолковании обществ. явлений. Объясняя развитие общества в ко­нечном счёте сменой господствующих в нём филос.-религ. и науч. идей, С.-С. полагал, что определяющее значение в истории имеют «индустрия» (под к-рой он подразумевал все виды экономич. деятельности людей) и соответствующие ей формы собственности и классы. Каждая обществ. система, согласно С.-С., развивает постепенно и до конца свои идеи и господств. формы собственности, после чего эпоха созидательная, «ор­ганическая», сменяется «критической», разрушит. эпо­хой, ведущей к построению более высокого обществ. строя. Т. о., в социологич. системе С.-С. сделал пер­вый шаг по пути рассмотрения обществ. явлений как различных сторон закономерно развивающегося це­лостного организма. Понимание всемирной истории у С.-С. пронизано мыслью о прогрессе как поступат. движении человечества от низших обществ. форм к выс­шим по стадиям религ., метафизич. и положительного, или позитивного, науч. мышления. Осн. ступенями прогресса С.-С. считал переход от первобытного идоло­поклонства к политеизму и основанному на нём рабст­ву, а затем смену политеизма монотеизмом христ. ре­лигии, что привело к утверждению феод.-сословного строя. С 15 в., согласно С.-С., наступила новая критич. эпоха: феод. богословско-сословная система пришла к своему глубокому кризису, возникло науч. мировоззрение с его носителями светскими учёными и индустриаламипромышленниками. Франц. революция была закономерным этапом утверждения этой прогрессивной историч. смены, однако она уклонилась от правильного пути построения науч. обществ. системы и оставила страну в неорганизованном состоянии. Это филос.-историч. построение лежит в основе разработанного С.-С. утопич. плана создания рационального обществ. строя как «пром. системы». С.-С. доказывал, что путь построения нового общества, выгодного для наиболь­шей массы людей, лежит через расцвет пром. и с.-х. произ-ва, через всемерное развитие производит. сил общества и искоренение в нём всякого паразитизма. Осн. чертами «пром. системы» С.-С. считал превращение общества во всеобщую ассоциацию людей, введение обязательного для всех производит. труда, открытие равных для всех возможностей применить свои способ­ности и введение распределения «по способностям», гос. планирование пром. и с.-х. произ-ва, превращение гос. власти в орудие организации произ-ва, постепенное утверждение всемирной ассоциации народов и всеоб­щий мир при стирании нац. границ. С.-С. не понимал противоположности интересов пролетариата и буржуа­зии, объединяя их в единый класс «индустриалов». В «пром. системе» С.-С. буржуазия, сохраняющая соб­ственность на средства произ-ва, призвана обеспечить трудящимся рост обществ. богатства. Однако С.-С. стремился найти реальные пути уничтожения классовой эксплуатации пролетариата. В своём последнем соч. «Новое христианство» («Nouveau Christianisme», 1825) С.-С. «...прямо выступил как выразитель интересов ра­бочего класса и объявил его эмансипацию конечной целью своих стремлений» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 25, ч. 2, с. 154). Идеалистич. основы мировоззрения С.-С. делали невозможным для него решение этой задачи иначе, как путём мистич. преодоления классовых противоречий. Разработанная С.-С. религ. концепция «нового христианства» при­звана была дополнить материальные стимулы «пром. системы» моральными требованиями новой религии с её лозунгом «все люди братья».

  1. сенсимонСенСимон Анри Генрих французский социалистутопист родился в старинной аристократической семье. Разочаровавшись в окружающей среде СенСимон становится решительным враг...1000 биографий
  2. сенсимонСЕНСИМОН SaintSimon Луи де Рувруа de Rouvroy . Париж. там же герцог французский политич. деятель писатель. С.С. в был членом Совета регентства при малолетнем Людовике X...Большая советская энциклопедия
  3. сенсимонСЕНСИМОН SaintSimon Клод Анри де Рувруа de Rouvroy . Париж . там же граф французский мыслитель социолог социалистутопист. Под руководством ДАламбера iполучил домашнее обр...Большая советская энциклопедия
  4. сенсимонимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  5. сенсимонвласна назва мен. чол. роду. сенсимон...Большой украинско-русский словарь
  6. сенсимонSaintSimon Клод Анри де Рувруа граффранцузский мыслитель социалистутопист. Движущими силами историческогоразвития считал прогресс научных знаний морали и религии. Основ...Большой энциклопедический словарь II
  7. сенсимонСЕНСИМОН а м. СенСимон утопический социалист начала вem. Наиболее известный фр. утопист символ утопического социального мечтателя.em Поэт Самойлов прав в провинции любых...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  8. сенсимонСЕНСИМОНstrongSenSimon КлодАнри де Рувруа французский мыслитель социолог автор утопических социальных проектов Промышленная система Новое христианство. Потомок старинн...История философии II
  9. сенсимонСЕНСИМОН Луи де Руврэ герцог Louis de Rouvroy duc de SaintSimon французский мемуарист. Р. в Париже в семье вельможи. Служил в армии но рано вышел в отставку . Будучи ли...Литературная энциклопедия
  10. сенсимонСЕНСИМОН Луи де Руврэ герцог Louis de Rouvroy duc de SaintSimon французский мемуарист. Р. в Париже в семье вельможи. Служил в армии но рано вышел в отставку . Будучи ли...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  11. сенсимонСЕНСИМОН SenSimon КлодАнри де Рувруа французский мыслитель социолог автор утопических социальных проектов Промышленная система Новое христианство. Потомок старинного ...Новейший философский словарь
  12. сенсимонSenSimon КлодАнри де Рувруа французский мыслитель социолог автор утопических социальных проектов Промышленная система Новое христианство. Потомок старинного рода фран...Новейший философский словарь II
  13. сенсимонu мu Р.u СенСимона...Орфографический словарь русского языка
  14. сенсимонСенСимон SaintSimon Анри де полное имя фамилия и титул Клод Анри де Рувруа Rouvroy граф де СенСимон октября Париж мая там же французский мыслительутопист. dd Политиче...Политология. Словарь.
  15. сенсимонSaintSimon. Клод Анри де Рувруа de Rouvroy. . Париж . там же франц. мыслитель социолог социалист. Потомок древнего аристократич. рода воспитанник ДАламбера. Будучи офицер...Российская педагогическая энциклопедия
  16. сенсимон.SaintSimon Клод Анри де Рувруа de Rouvroy де .Х. .V. граф франц. мыслитель социолог социалистутопист. Род. в аристократич. семье. Получил под руководством ДАламбера до...Советская историческая энциклопедия
  17. сенсимонСЕНСИМОН SaintSimon Клод Анри де Рувруа граф французский мыслитель социалистутопист. Движущими силами исторического развития считал прогресс научных знаний морали и рели...Современный энциклопедический словарь
  18. сенсимонСЕНСИМОН SaintSimon Клод Анри де Рувруа фр. мыслитель теоретик социализма. В работах Письма женевского обитателя к современникам О промышленной системе Катехизис про...Философская энциклопедия
  19. сенсимондив. Сенсимон Клод Анр...Філософський енциклопедичний словник
  20. сенсимонСЕНСИМОН SenSimon КлодАнри де Рувруа французский мыслитель социолог автор утопических социальных проектов Промышленная система Новое христианство. Потомок старинного р...Энциклопедия История философии
  21. сенсимонСенСимон SaintSimon Клод Анри де Рувруа . Париж. там же французский мыслитель социолог социалистутопист. Ученик ДАламбера неудовлетворенный буржуазной революцией СенСимо...Энциклопедия социологии