Новейший философский словарь

СЕНСИМОН

СЕН-СИМОН (Sen-Simon) Клод-Анри де Рувруа (1760- 1825) - французский мыслитель, социолог, автор утопических социальных проектов - «Промышленная система», «Новое христианство». Потомок старинного рода французских аристократов, ученик д\'Аламбера, математика и энциклопедиста. Юношей поступает на военную службу, участвует в войне за независимость северо-американских колоний против Великобритании. В 1783 возвращается во Францию и, выйдя в отставку, отправляется в путешествие по Европе. Осенью 1789 прибывает на родину, в Пикардию. С интересом следит за ходом революции, пропагандируя ее лозунги свободы, равенства и братства. Отказывается от своего дворянства и графского титула, называя себя «гражданином Боно-мом». В период Конвента поддерживает якобинцев, затем становится сторонником Директории и Консульства Наполеона Бонапарта. С 1797 обращается к научным знаниям: слушает лекции в Политехнической и Медицинской школах, посещает с образовательными целями Англию и Германию. Конт некоторое время был его секретарем и соавтором. К концу жизни вокруг С.-С. сплотился небольшой кружок учеников и последователей - Б.П. Анфантен, С.А. Базар, О. Родриг и др. - образовавших затем школу сен-симонизма, которая просуществовала до сер. 30-х 19 в. Основные сочинения: «Письма женевского обитателя к современникам» (1802), «Очерк науки о человеке» (1813-1816), «Труд о всемирном тяготении» (1813-1822), «О промышленной системе» (1821), «Катехизис промышленников» (1823-1824), «Новое христианство» (1825). С.-С, видя, что революция во Франции не достигла цели, что она не построила нового общества, пришел к выводу, что сами революции, порожда-ясь стихией бедности и стремлением неимущих к равенству и перераспределению богатства, приводят общество в состояние хаоса и анархии. Чтобы избежать подобных потрясений в будущем, будучи рационалистом в духе 19 в., поставил перед собой цель создать и претворить в жизнь научную социальную систему, которая позволит свести «кризисы, которые народы должны испытать на себе и которых не может предотвратить никакая сила в мире, к простым переменам в их правительствах и финансах».Единственный путь к достижению этой цели С.-С. видел в том, что люди должны иметь общество, наиболее выгодное для наибольшей массы и которое способно улучшить положение многочисленного бедного класса. Это заставило С.-С. обратиться к проблемам исторического развития в целом. Разделяя взгляды французских материалистов и выступая против деизма, пришел к выводу, что законы «социальной физики» и, в первую очередь, универсальный характер ньютоновского закона всемирного тяготения, распространяются и на общественные явления. Два положения - идея закономерности, объективности развития природы и общества и идея поступательного, прогрессивного развития человечества - составляют сущность философских взглядов С.-С. Главный критерий прогресса - развитие научных знаний, морали, религии, производным от которого является и другой показатель - благосостояние и счастье большинства общества. Соответственно история, по С.-С, прошла в своем движении от низших общественных форм к высшим три стадии развития: 1) «теологическую» (от первобытного идолопоклонства до политеизма, на котором основывалось рабство); 2) «метафизическую», основанную на монотеизме христианства, приведшего к феодальному строю; 3) «позитивную» - будущий общественный строй, когда единого Бога сменит единый закон притяжения и возникнет научное мировоззрение с его носителями - светскими учеными и «промышленниками». Общество будущего, по С.-С, - это общественный идеал, воплощенный в «промышленной системе», переход к которой является универсальной исторической неизбежностью: «Все народы на земле стремятся к одной цели, она состоит в том, чтобы перейти от правительственного, феодального, военного режима к административному, промышленному и мирному...». Основной принцип «промышленной системы», согласно С.-С, - искоренение «всякого паразитизма» и всемерное развитие производительных сил общества, которое позволило достичь громадного роста богатства в интересах класса «промышленников», охватывающего всех тех, кто непосредственно занят в системе производства: земледельцы, фабриканты, инженеры, рабочие, торговцы и др. Будущее общество у С.-С. основано на: научно и планово организованных производствах с сохранением частной собственности и классов; введении обязательного для всех производительного труда, когда каждый имеет право работать и получать вознаграждение «по способностям»; управлении не людьми, а распоряжении вещами и руководстве производством. «Промышленная система» была дополнена концепцией «нового христианства», имевшей религиозную форму изложения, так как С.-С. считал, что «простой народ» не способен принять положительную философию в чистом виде, ему нужна вера и поэтому необходимо новой философской системе придать силу религиозного чувства, согласованного с «прогрессом наук». Религиозная форма учения, его лозунги приоритета общего блага над личным (»Все люди - братья») должны были дополнить моральными - материальные стимулы «промышленной системы». Исторические взгляды С.-С. явились значительным шагом вперед в понимании смысла и движущих сил общественного развития. С.-С. рассматривал историю как смену созидательных и разрушительных периодов, как потом стало принято говорить у сен-симонистов, эпох «органических» и «критических». Первым увидел и понял основу общества в промышленном производстве (индустрии), отвел важнейшую роль в экономической деятельности формам собственности, а также классам, находящимся в определенном отношении к этим формам. С.-С. были высказаны идеи о неизбежности объединительной тенденции в развитии человечества (в первую очередь, Европы) через утверждение всемирной ассоциации народов и стирания национальных границ. Некоторые мысли С.-С. положили начало ряду конкретных социологических теорий. Например, теория бюрократии имеет теоретические истоки у С.-С, который первым обратил внимание на роль организации и управления в развитии общества; идея особого назначения людей, обладающих знаниями и способностями, необходимыми для достижения общественных целей, заложила основы для теории технократии. С.-С, наряду с французскими энциклопедистами, впервые разделил на теоретическом уровне понятия «гражданское общество» и «государство», ввел термины «индустриализация», «индустриальное (промышленное) общество». Идеи С.-С. оказали большое влияние на развитие социалистических учений во Франции, Германии, Италии и России. Идеи С.-С. о роли носителей знания в историческом процессе получили развитие в современных концепциях техно- и экспертократии (см. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ).

  1. сенсимонСенСимон Анри Генрих французский социалистутопист родился в старинной аристократической семье. Разочаровавшись в окружающей среде СенСимон становится решительным враг...1000 биографий
  2. сенсимонСЕНСИМОН SaintSimon Луи де Рувруа de Rouvroy . Париж. там же герцог французский политич. деятель писатель. С.С. в был членом Совета регентства при малолетнем Людовике X...Большая советская энциклопедия
  3. сенсимонСЕНСИМОН SaintSimon Клод Анри де Рувруа de Rouvroy . Париж . там же граф французский мыслитель социолог социалистутопист. Под руководством ДАламбера iполучил домашнее обр...Большая советская энциклопедия
  4. сенсимонимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  5. сенсимонвласна назва мен. чол. роду. сенсимон...Большой украинско-русский словарь
  6. сенсимонSaintSimon Клод Анри де Рувруа граффранцузский мыслитель социалистутопист. Движущими силами историческогоразвития считал прогресс научных знаний морали и религии. Основ...Большой энциклопедический словарь II
  7. сенсимонСЕНСИМОН а м. СенСимон утопический социалист начала вem. Наиболее известный фр. утопист символ утопического социального мечтателя.em Поэт Самойлов прав в провинции любых...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  8. сенсимонСЕНСИМОНstrongSenSimon КлодАнри де Рувруа французский мыслитель социолог автор утопических социальных проектов Промышленная система Новое христианство. Потомок старинн...История философии II
  9. сенсимонСЕНСИМОН Луи де Руврэ герцог Louis de Rouvroy duc de SaintSimon французский мемуарист. Р. в Париже в семье вельможи. Служил в армии но рано вышел в отставку . Будучи ли...Литературная энциклопедия
  10. сенсимонСЕНСИМОН Луи де Руврэ герцог Louis de Rouvroy duc de SaintSimon французский мемуарист. Р. в Париже в семье вельможи. Служил в армии но рано вышел в отставку . Будучи ли...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  11. сенсимонSenSimon КлодАнри де Рувруа французский мыслитель социолог автор утопических социальных проектов Промышленная система Новое христианство. Потомок старинного рода фран...Новейший философский словарь II
  12. сенсимонu мu Р.u СенСимона...Орфографический словарь русского языка
  13. сенсимонСенСимон SaintSimon Анри де полное имя фамилия и титул Клод Анри де Рувруа Rouvroy граф де СенСимон октября Париж мая там же французский мыслительутопист. dd Политиче...Политология. Словарь.
  14. сенсимонSaintSimon. Клод Анри де Рувруа de Rouvroy. . Париж . там же франц. мыслитель социолог социалист. Потомок древнего аристократич. рода воспитанник ДАламбера. Будучи офицер...Российская педагогическая энциклопедия
  15. сенсимон.SaintSimon Клод Анри де Рувруа de Rouvroy де .Х. .V. граф франц. мыслитель социолог социалистутопист. Род. в аристократич. семье. Получил под руководством ДАламбера до...Советская историческая энциклопедия
  16. сенсимонКлод Анри д e Pувруа de Rouvroy . Париж . там же граф франц. мыслитель социолог социалистутопист.Ученик ДАламбера. Офицером франц. армии участвовал в войне за независимос...Советский философский словарь
  17. сенсимонСЕНСИМОН SaintSimon Клод Анри де Рувруа граф французский мыслитель социалистутопист. Движущими силами исторического развития считал прогресс научных знаний морали и рели...Современный энциклопедический словарь
  18. сенсимонСЕНСИМОН SaintSimon Клод Анри де Рувруа фр. мыслитель теоретик социализма. В работах Письма женевского обитателя к современникам О промышленной системе Катехизис про...Философская энциклопедия
  19. сенсимондив. Сенсимон Клод Анр...Філософський енциклопедичний словник
  20. сенсимонСЕНСИМОН SenSimon КлодАнри де Рувруа французский мыслитель социолог автор утопических социальных проектов Промышленная система Новое христианство. Потомок старинного р...Энциклопедия История философии
  21. сенсимонСенСимон SaintSimon Клод Анри де Рувруа . Париж. там же французский мыслитель социолог социалистутопист. Ученик ДАламбера неудовлетворенный буржуазной революцией СенСимо...Энциклопедия социологии