Российская педагогическая энциклопедия

СЕНСИМОН

(Saint-Simon). Клод Анри де Рувруа (de Rouvroy). (17.10.1760, Париж, 19.5.1826, там же), франц. мыслитель, социолог, социалист. Потомок древнего аристократич. рода, воспитанник ДАламбера. Будучи офицером франц. армии, участвовал в войне за независимость США. Отсутствие систематич. образования не помешало С.-С. создать ряд фил ос. и социология, произведений, оказавших большое влияние на духовную жизнь 19 в. Согласно С.-С., история закономерный процесс, в к-ром эпохи плавного, «органич.» развития чередуются с «кри-тич.» эпохами полит. и социальных потрясений. Конечная цель прогресса создание (без рев. насилия, путём реформ). социальной системы, позволяющей наиб. полно удовлетворять потребности всех людей, максимально используя выгоды, даваемые науками, техникой, иск-вами. Власть должна перейти к высш. органу, состоящему из талантливых учёных, предпринимателей, художников, к-рые будут руководить пром. и культурным развитием страны сообразно продуманному плану. Каждый человек займёт место, отвечающее его способностям и призванию. Достижение гармонии интересов и единения людей немыслимо без целенаправленного воспитания. Оно призвано посвящать индивидов в принципы, к-рыми управляет общество; помогать постижению «социального назначения» личности, т.е. пробуждать чувства, объединяющие все воли в одну, внушать потребность в служении общему благу. Идеалы, связывающие все классы воедино, должны стать не просто убеждениями, но почти инстинктами. Предпочтение, отдаваемое С.-С. чувственному восприятию «социальных норм» (более действенному, нежели рассудочное постижение), предполагало воздействие на человека преим. средствами иск-в и «нового христианства» религ.-этич. доктрины сен-симонизма. По С.-С., воспитание прерогатива «художников» и учёных, к-рые призваны обеспечить непрерывность и слаженность этого процесса. Образование неотделимо от воспитания и подчинено тем же целям. Совпадение или сходство нравств. норм и знаний, усвоенных всеми индивидами, обеспечивает прочность социальных уз. Единообразие содержания и методов обучения (наиб. эффективна, по С.-С., система взаимного обучения), унификация учебников содействуют воцарению духовной общности, но не препятствует наивысш. расцвету способностей и дарований человека. Общество кровно заинтересовано во всемерном поощрении талантов, ибо они предопределяют его судьбу. Происхождение и достаток родителей не должны становиться помехой или давать привилегии. Особое значение С.-С. придавал образованию нар. низов, именовавшихся им «пролетариями». Процветание страны зависело, по его мнению, не только от их материального благополучия, но и от их просвещённости, правильного понимания своего обществ, предназначения. Свои соображения о реформе школ С.-С. представил «Обществу начального образования» (1816). Обучение детей обоего пола должно давать знания принципов организации общества и законов природы. «Положит, науки» (химия, физика, естествознание, математика). наряду с «общеполезными сведениями, относящимися к пром-сти», и начатками изобразит, иск-в и музыки составляют основу шк. программы. Надзор за системой образования желательно доверить крупнейшим физикам и математикам. По мысли С.-С., педагогам следует учитывать законы формирования личности, в т. ч. «критич. периоды». В 7-летнем возрасте у ребёнка наступает «кризис прорезывания зубов» и стремительное развитие памяти и чувств. К 14 годам в нём воспламеняются страсти, «влекущие к освобождению от родительской зависимости, образованию связей по собственному выбору». Физич. и нравств. развитие человека завершается в 21 год, когда он приобретает ясно выраженный индивидуальный характер. Наброски оригинальных пед. замыслов, разрозненные идеи С.-С. впоследствии обобщили С. А. Базар, Б. П. Анфантен и др. его ученики, развившие в духе социализма представления С.-С. об идеальном строе и совершенной системе воспитания. Соч.: Избр. соч., т. 1—2, М.-Л., 1948; Изложение учения Сен-Симона, М., 1961. Лит.: Фрумов С. А., Соц.-пед. идеи сен-симонизма, СП, 1960, № 10; Кучеренко Г. С., Сен-симонизм в общественной мысли XIX в., М., 1975. К. М. Андерсон.

  1. сенсимонСенСимон Анри Генрих французский социалистутопист родился в старинной аристократической семье. Разочаровавшись в окружающей среде СенСимон становится решительным враг...1000 биографий
  2. сенсимонСЕНСИМОН SaintSimon Луи де Рувруа de Rouvroy . Париж. там же герцог французский политич. деятель писатель. С.С. в был членом Совета регентства при малолетнем Людовике X...Большая советская энциклопедия
  3. сенсимонСЕНСИМОН SaintSimon Клод Анри де Рувруа de Rouvroy . Париж . там же граф французский мыслитель социолог социалистутопист. Под руководством ДАламбера iполучил домашнее обр...Большая советская энциклопедия
  4. сенсимонимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  5. сенсимонвласна назва мен. чол. роду. сенсимон...Большой украинско-русский словарь
  6. сенсимонSaintSimon Клод Анри де Рувруа граффранцузский мыслитель социалистутопист. Движущими силами историческогоразвития считал прогресс научных знаний морали и религии. Основ...Большой энциклопедический словарь II
  7. сенсимонСЕНСИМОН а м. СенСимон утопический социалист начала вem. Наиболее известный фр. утопист символ утопического социального мечтателя.em Поэт Самойлов прав в провинции любых...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  8. сенсимонСЕНСИМОНstrongSenSimon КлодАнри де Рувруа французский мыслитель социолог автор утопических социальных проектов Промышленная система Новое христианство. Потомок старинн...История философии II
  9. сенсимонСЕНСИМОН Луи де Руврэ герцог Louis de Rouvroy duc de SaintSimon французский мемуарист. Р. в Париже в семье вельможи. Служил в армии но рано вышел в отставку . Будучи ли...Литературная энциклопедия
  10. сенсимонСЕНСИМОН Луи де Руврэ герцог Louis de Rouvroy duc de SaintSimon французский мемуарист. Р. в Париже в семье вельможи. Служил в армии но рано вышел в отставку . Будучи ли...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  11. сенсимонСЕНСИМОН SenSimon КлодАнри де Рувруа французский мыслитель социолог автор утопических социальных проектов Промышленная система Новое христианство. Потомок старинного ...Новейший философский словарь
  12. сенсимонSenSimon КлодАнри де Рувруа французский мыслитель социолог автор утопических социальных проектов Промышленная система Новое христианство. Потомок старинного рода фран...Новейший философский словарь II
  13. сенсимонu мu Р.u СенСимона...Орфографический словарь русского языка
  14. сенсимонСенСимон SaintSimon Анри де полное имя фамилия и титул Клод Анри де Рувруа Rouvroy граф де СенСимон октября Париж мая там же французский мыслительутопист. dd Политиче...Политология. Словарь.
  15. сенсимон.SaintSimon Клод Анри де Рувруа de Rouvroy де .Х. .V. граф франц. мыслитель социолог социалистутопист. Род. в аристократич. семье. Получил под руководством ДАламбера до...Советская историческая энциклопедия
  16. сенсимонКлод Анри д e Pувруа de Rouvroy . Париж . там же граф франц. мыслитель социолог социалистутопист.Ученик ДАламбера. Офицером франц. армии участвовал в войне за независимос...Советский философский словарь
  17. сенсимонСЕНСИМОН SaintSimon Клод Анри де Рувруа граф французский мыслитель социалистутопист. Движущими силами исторического развития считал прогресс научных знаний морали и рели...Современный энциклопедический словарь
  18. сенсимонСЕНСИМОН SaintSimon Клод Анри де Рувруа фр. мыслитель теоретик социализма. В работах Письма женевского обитателя к современникам О промышленной системе Катехизис про...Философская энциклопедия
  19. сенсимондив. Сенсимон Клод Анр...Філософський енциклопедичний словник
  20. сенсимонСЕНСИМОН SenSimon КлодАнри де Рувруа французский мыслитель социолог автор утопических социальных проектов Промышленная система Новое христианство. Потомок старинного р...Энциклопедия История философии
  21. сенсимонСенСимон SaintSimon Клод Анри де Рувруа . Париж. там же французский мыслитель социолог социалистутопист. Ученик ДАламбера неудовлетворенный буржуазной революцией СенСимо...Энциклопедия социологии