Советский философский словарь

НЕОПЛАТОНИЗМ

последний этап развития антич. платонизма. Основателем Н. обычно считают Плотина (3 в.) или его учителя Аммония. Н.. замыкает средний платонизм, вбирает в себя неопифагореизм и использует аристотелизм в качестве введения гл. обр. логического в учение Платона. Античный Н. тяготел к школьной организации и существовал прежде всего в виде ряда школ. Правда, школа Плотина в Риме представляла собой кружок слушателей, распавшийся ещё при жизни учителя. Уже у Плотина и его учеников Амелия и Порфирия были разработаны осн. понятия системы Н.: во главе иерархии бытия стоит сверхсущее единое-благо, постижимое только в сверхумном экстазе и выразимое только средствами отрицат. (апофатич.) теологии; далее в порядке нисхождения («истечения» см. Эманация) из единого следовали бытиеум (нус) с идеями в нём, душа (псюхе), обращённая к уму и к чувств. космосу, вечному в своём временном бытии. Однако в школе Плотина ещё отсутствовали чёткие основы интерпретации платоновских диалогов. Амелий, напр., проводил тройное деление ума и учил о трёх умах и трёх демиургах, полагая, что это и есть «три царя» 2-го «Письма» Платона, тогда как Плотин считал, что под «тремя царями» следует понимать единое, ум и душу. В то же время Порфирий, в отличие от Плотина и Амелия, считал, что демиург для Платона это не ум, а душа. Учеником Порфирия был Ямвлих, основатель сирийской школы Н., к к-рой принадлежали Сопатр Апамейский, преемник Ямвлиха в руководстве школой, и Дексипп, автор комментария к «Категориям» Аристотеля. Ямвлих впервые ввёл в Н. теургию. Проведённая им реформа комментария оказала решающее влияние на всю последующую традицию Н., в связи с чем говорят о доямвлиховском и послеямвлиховском типах Н. Феодор Азинскнй (ум. ок. 360), ученик Порфирия и Ямвлиха, не принял ямвлиховских методов толкования Платона; так, «небо» платоновского «Федра» (247 А-В) он толковал как первое (у большинства же неоплатоников «небо» это сфера умануса), за к-рым следует «единое» область ума. Пергамская школа Н. (4 в.), основанная учеником Ямвлиха Эдесием, продолжала линию сирийской школы, уделяя преимуществ. внимание мифологии и теургии. К пергамской школе принадлежал император Юлиан. В соч. Саллюстия «О богах и о мире» дан общий очерк учения И. и систематизирована традиц. языч. мифология. В соч. Евнапия «Жизнеописания философов и софистов» содержатся важные сведения о Плотине, Порфирий, Ямвлихе и круге имп. Юлиана. Платоновская Академия, видимо, не испытывала особого влияния Н. вплоть до Плутарха Афинского (ум. 432), хотя ещё ритор Лонгин, преподававший в Афинах в 3 в. и поддерживавший дружеские отношения с Порфирием, сделал список соч. Плотина. Плутарх первый диадох Академии, введший в неё Н., находился, вероятно, под влиянием последователей Ямвлиха Приска, ученика Эдесия, и Ямвлиха 2-го, внука Сопатра Апамейского. Плутарх написал комментарии к ряду диалогов Платона, а также к аристотелевскому трактату «О душе». Его преемником был Сириан, к-рый окончательно определил круг авторитетных для Н. текстов (помимо Платона и пифагорейцев также Гомер, орфич. литpa и халдейские оракулы) и утвердил за аристотелевской философией статус введения к философии Платона. Комментируя Аристотеля, Сириан но пытался сгладить различие между ним и Платоном и опровергал аристотелевскую критику платонизма в 13-14-й кн. «Метафизики». В 437 главой Академии стал ученик Плутарха и Сириана Прокл, к-рый подвёл итог развитию платонизма в рамках языч. политеизма и дал детально разработанную сводку осн. понятий и методов Н. После смерти Прокла во главе афинской школы стояли Марин, затем Исидор, ставивший озарение выше теоретич. исследования, далее Гегий, Зенодот и, наконец, Дамаский. Разделяя в целом учение афинской школы, александрийская школа Н. (5 нач. 7 вв.) стремилась в дидактич. целях согласовывать учение Аристотеля и Платона; помимо платоновских и аристотелевских соч., на начальных этапах обучения привлекались «Введение» Порфирия и «Руководство» Эпиктета. Многие александрийцы учились у афинских философов: у Плутарха -Гиерокл, автор комм.к «Золотым стихам» пифагорейцев, к «Федону» Платона, трактата «О промысле», у Сириана Гермий, автор комм.к «Федру» Платона, у Прокла сын Гермия Аммоний, автор трактата «О роке» и ряда комм. к Аристотелю. Учеником Аммония и Дамаския был Симпликий, автор комментариев к Аристотелю и к «Руководству» Эпиктета. Из комментариев к Платону и Аристотелю Олимпиодора (между 495-505 после 565), ученика Аммония, видно, что ещё в 40-60-х гг. 5 в. в александрийской школе развивались методы афинского Н. Однако осн. предметом изучения всё более становился Аристотель; комментаторами его были ученик Аммония Иоанн Филопон, выступивший после принятия христианства с критикой Прокла, ученики Олимпиодора Элий и Давид (комментировали также Порфирия), Стефан Византийский последний представитель александрийской школы (преподавал в Константинополе в 1-й пол. 7 в. при имп. Ираклии). Из отд. философов, не принадлежавших к перечисленным осн. школам Н., следует упомянуть Александра из Никополя (3 в.), александрийцев Гипатию и Синесия, Калкидия (лат. пер. «Тимея» и комм.к нему), Макробия (комм.ко «Сну Сципиона» Цицерона, ок. 400) и Фавония Евлогия (кон. 4 нач. 5 вв.). Н. оказал мощное воздействие па развитие ср.-век. философии и теологии. В вост. патристике уже Евсевий Кесарийский привлекает Плотина для решения догматич. вопросов. Усвоение и переработка Н. во многом определяют характер богословия Афанасия Александрийского и представителей т. н. каппадокийского кружка Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского. Опыт каппадокийцев воспринял Псевдо-ДионисийАреопагит, визант. комментаторами к-рого в 6-7 вв. явились Иоанн Скифопольский и Максим Исповедник. В 11 в. Михаил Пселл, изучавший Плотина, Порфирия и Прокла, возобновил преподавание Н. в Константинополе. В зап. патристике Н. в его плотиновском варианте черен посредство Порфирия был воспринят Марием Викторином и благодаря ему Августином. Образец христиански истолкованной неоплатоннч. философии дал Боэций. Традиция христ. Н. на лат. Западе складывалась прежде всего под влиянием Августина и Боэция, а также Калкидия и Макробия (определивших, в частности, Н. шартрской школы 12 в.), а начиная с 9 в. Иоанна Скота Эриугены, переведшего на лат. яз. соч. Псевдо-Дионисия Ареопагита и давшего умозрит. очерк неоплатонич. системы в трактате «Разделение природы». Непосредств. влиянием Эриугены обусловлены неоплатонич. элементы Амальрика Бенского (ум. ок. 1207) и его последователей (амальрикан), осуждённых церковью. С традицией августинианства и идеями Псевдо-Дионисия Ареопагита связана неоплатонич. струя в мистике сенвикторской школы. Среди араб. философов Н. получил известность прежде нсего благодаря переложению ряда текстов «Эннеад» Плотина («Теология Аристотеля» и др.) и «Начал теологии» Прокла («Книга о причинах»), переводу (кон. 9 в.) трактата Прокла «О вечности мира» Исхаком ибн Хунайном (ум. 910). Влияние Н. на араб. мыслителей сочеталось с непосредств. влиянием Платона (особенно у аль-Рази и аль-Фараби) и представителей среднего платонизма (Плутарх, Псевдо-Плутарх, Гален). В целом вся арабо-мусульм. философия ориентировалась по преимуществу на Аристотеля в истолковании его афинской и александрийской школами Н. (среди комментаторов наиболее популярными были Симиликий и Иоанн Филопон); в частности, в духе александрийского Н. утверждалось внутр. единство учений Платона и Аристотеля (трактат аль-Фараби «О согласии двух философов: божественного Платона и Аристотеля»). Этим смешением разнородных традиций объясняется, напр., истолкование неоплатонич. единого в духи аристотелевского учения об уме (нусе) как первичного бытия, к-рое мыслит само себя (аль-Фараби, Ибн Сина). Неоплатонич. интерпретацию ислама стремился дать Ибн Сина, под влиянием к-рого находился Сухраварди, разработавший учение о сверхумном свете (ишрак). Переосмысление неоплатонич. представлений в духе ортодоксального ислама осуществил аль-Газали, соединив их с суфийским учением о единении с божеством в сверхумном экстазе (см. Суфизм). В ср.-век. евр. философии Н. впервые обнаруживается у Исаака бен Соломона Израэли (ок. 850-950), к-рый под влиянием аль-Кинди и «Теологии Аристотеля» стремился дополнить библейский креационизм учением об эманации и восхождении души в сверхчувств. мир. Нсоплатонич. иерархия универсума воспроизводилась у Ибн Гебироля («Источник жизни», лат. пер., популярный на Западе) и у Абрахама бар Хийя (ум. ок. 1130; учение о «пяти световых мирах» в соч. «Размышления о душе»). В области этики идеи Н. проводил Бахья ибн Пакуда (род. ок. 1080), к-рому приписывали компиляцию неоплатоннч. толка «О душе» (на араб. яз.). Близок Н. комментатор Библии Ибн Эзра (10921167). Несомненное влияние Н. прослеживается в построениях каббалы. Предпринятые в кон. 12 в. переводы на лат. яз. ряда араб. текстов (в т. ч. «Теологии Аристотеля» и «Книги о причинах»), а также пер. Прокла, выполненные между 1268-81 Вильемом Мербеке, архиепископом Коринфским и другом Фомы Аквинского, дали новый импульс распространению Н. на Западе. Под влиянием этих переводов, идей Августина и Псевдо-Дионисия Ареопагита неоплатонич. концепции преломляются в нем. мистике 13-14 вв. (францисканец Ульрих Страсбургский и доминиканцы Дитрих Фрайбергский, Мейстер Экхарт и его ученики Г. Сузо и И. Таулер). В русле этой же традиции Н. усваивается и развивается Николаем Кузанским. Усвоению Н. в среде гуманистов (см. Гуманизм) во многом способствовал Плифон, возглавлявший платоновскую школу в Мистре; под его влиянием Козимо Медичи основал платоновскую Академию во Флоренции. Во 2-й пол. 15 в. в связи с активной переводч. и издат. деятельностью гуманистов расширяется база источников для знакомства с антич. Н. Огромное влияние оказали пер. и комм. М. Фичино. Н. во всём многообразии его проявлений (у греков, арабов, евреев, латинян) был рассмотрен Пико делла Мирандолой. В 16 в. под сильным неоплатонич. воздействием складываются учения Ф. Патрицци и Дж. Бруно. Влияние флорентийского Н. испытал англ. комментатор Псевдо-Дионисия Ареопагита Дж. Колет (1467?1519), через посредство к-рого Н. был воспринят в 17 в. кембриджскими платониками. Неоплатонич. элементы прослеживаются у Спинозы и Лейбница. Под непосредств. влиянием Плотина написан «Сирис» Беркли. Однако в целом традиция Н. к кон. 18 в. угасает. Интерес к Н. возобновляется в эпоху романтизма (англ. пер. Платона и неоплатоников Т. Тейлора, изучение и издание Плотина и Прокла Ф. Крейцером и В. Кузеном). Неоплатоников изучают Шеллинг и Гегель, высоко оценивший Н. в «Истории философии». В рус. идеалистич. философии 19 нач. 20 вв. Н. оказал влияние на Вл. Соловьёва, П. А. Флоренского,С. Л. Франка. Значит. воздействием Н. отмечено учение Бергсона. Первый с.истематич. и полный обзор материалов по антич. Н. дал во 2-й пол. 19 в. Э. Целлер, следовавший в трактовке Н. историко-философской концепции Гегеля. Новый подход к изучению Н. как философии, основанной на школьной разработке и комментировании авторитетных текстов, был намечен в работах К. Прехтера (1910) и получил развитие в ряде конкретных исследований но истории школ Н. (Р. Э. Доде, Р. Бойтлер, В. Тайлер, А. Ж. Фестюжьер, Л. Г. Вестеринк и др.).

  1. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМ последний этап развития античного платонизма принципиальной доктринальной новостью которого по сравнению со Средним платонизмом strongследует считать признан...Античная философия
  2. неоплатонизмнаправление в греческой философии III в. н.э. основанное Плотином. Включало элементы разных философских систем Платона Аристотеля стоиков пифагорейцев и александрийских ф...Античный мир. Словарь-справочник
  3. неоплатонизмпоследнее и самое влият. идеалистич. направление антич. философии вв. возникшее на основе переработки учения Платона в духе эллинист.римск. эклектизма и религ.филос. син...Атеистический словарь
  4. неоплатонизмпоследнее и самое влият. идеалистич. направление антич. философии вв. возникшее на основе переработки учения Платона в духе эллинист.римск. эклектизма и религ.филос. син...Атеистический словарь II
  5. неоплатонизмидеалистическое направление античной философии вв. ставившее своей целью систематизацию разноречивых элементов философии Платона в соединении с рядом идей Аристотеля. Ос...Большая Советская энциклопедия II
  6. неоплатонизмм. филос.neoplatonismo mem neoplatonicismo m...Большой русско-испанский словарь
  7. неоплатонизмсущ. муж. рода только ед. ч.неоплатонзм уem...Большой русско-украинский словарь
  8. неоплатонизмнаправление античной философии вв. систематизировавшееучение Платона в соединении с идеями Аристотеля неопифагореизма и др. Вцентре неоплатонизма учение о сверхсущем ед...Большой энциклопедический словарь II
  9. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМ направление античной философии вв. систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма учение ...Большой энциклопедический словарь III
  10. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМ направление античной философии вв. систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма учение...Большой Энциклопедический словарь V
  11. неоплатонизмобширное философское направление конца античного мира IIIVI вв. н. э. основным содержанием которого являлось учение Платона и Аристотеля в сплаве с элементами пифагорейст...Глоссарий философских терминов
  12. неоплатонизмнаправление античной философии вв. систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля неопифагореизма и др. Основатель неоплатонизма Плотин. В центре...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  13. неоплатонизмустар. НОВОПЛАТОНИЗМ историкофилос. термин принятый для обозначения разл. филос. направлений и шк. доктрины крых представляют собой синтез собственно платонизма с др. фил...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  14. неоплатонизмфилософскомистическое направление античной мысли вв. соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. представляет собой синтез идей Платона с добавлением логики ...История философии
  15. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМstrongфилософскомистическое направление античной мысли вв. соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. представляет собой синтез идей Платона с д...История философии II
  16. неоплатонизмрелигиознофилософский синтез античной философии в центре которого следующая иерархическая схема бытия Единое высший первоисток всякого бытия пребывающий превыше всякой м...Краткий религиозно-философский словарь
  17. неоплатонизмНачальная форма Неоплатонизм винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  18. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМ философскомистическое направление античной мысли вв. соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. представляет собой синтез идей Платона с добав...Новейший философский словарь
  19. неоплатонизмфилософскомистическое направление античной мысли вв. соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. представляет собой синтез идей Платона с добавлением логики ...Новейший философский словарь II
  20. неоплатонизмфилософская система возникшая в Александрии в III в. после Р.Х. и преподававшаяся в различных школах вплоть до VI в. Ведет свое начало от слияния древнегреческих рационал...Новый философский словарь
  21. неоплатонизмнеоплатонизм неоплатонизм а...Орфографический словарь
  22. неоплатонизмu м...Орфографический словарь русского языка
  23. неоплатонизмнеоплатонизм неоплатонизмы неоплатонизма неоплатонизмов неоплатонизму неоплатонизмам неоплатонизм неоплатонизмы неоплатонизмом неоплатонизмами неоплатонизме неоплатонизма...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  24. неоплатонизмОрфографическая запись слова неоплатонизм Ударение в слове неоплатонизм Деление слова на слоги перенос слова неоплатонизм Фонетическая транскрипция слова неоплатонизм [н...Полный фонетический разбор слов
  25. неоплатонизмНаправление античной философии III VI вв н.э.Представляет из себя синтез и систематизацию учений Платона Аристотеля и неопифагореизма. Основатель неоплатонизма Аммоний ...Религиозные термины
  26. неоплатонизмнеоплатонизм а...Русский орфографический словарь
  27. неоплатонизмМ fls. neoplatonizm yeni platonizm eramzdan vvl III srd meydana glmi mistik flsfi cryan....Русско-азербайджанский словарь
  28. неоплатонизмНеаплатанзм...Русско-белорусский словарь
  29. неоплатонизмфилос.i неаплатанзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  30. неоплатонизмнеоплатонизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  31. неоплатонизмнеоплатонизм...Русское словесное ударение
  32. неоплатонизмфилософская система возникшая в Александрии в III в. после Р.Х. и преподававшаяся в различных школах вплоть до VI в. Ведет свое начало от слияния древнегреческих рационал...Сверхкраткий философский словарь
  33. неоплатонизмнеоплатонизм...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  34. неоплатонизмнеоплатонизм а...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  35. неоплатонизмрелигиознофилософское направление возникшее в в. н. э. и сохранившее влияние до в. Позднеантичный Н. явился духовным продолжением эллинизма и окрасил собой весь заключи...Словарь античности
  36. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМ греч. от neos новый и соб. имени Платон. Учение неоплатоников. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. НЕОПЛАТОНИЗМ греч. о...Словарь иностранных слов русского языка
  37. неоплатонизмнаправление античной философии IIIVI вв. систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма учение о сверхс...Словарь по истории психологии
  38. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМ направление античной философии вв. систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма учение ...Современный энциклопедический словарь
  39. неоплатонизммистикоидеалистическая философия эпохи упадка Римской империи и средневековья основанная на учении о мистической эманации излучение истечение материального мира из духовн...Тематический философский словарь
  40. неоплатонизмнеоплатонизм [см. нео.платонизм] философское направление возникшее в римской империи в в. сочетавшее идеализм платона с восточной мистикой и выражавшее процесс распада ...Толковый словарь иностранных слов
  41. неоплатонизмУдарение в слове неоплатонизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове неоплатонизм...Ударение и правописание
  42. неоплатонизмRzeczownik неоплатонизм m Filozoficzny neoplatonizm m...Универсальный русско-польский словарь
  43. неоплатонизмпоследний этап развития античного платонизма. Основоположник Плотин г.г. основное произведение Энеады. Неоплатонизм представляет собой систематизацию идей разбросанных ...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  44. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМ последний этап развития антич. платонизма. Основателем Н. обычно считают Плотина в. или его учителя Аммония. Н. замыкает средний платонизм вбирает в себя н...Философская энциклопедия
  45. неоплатонизмидеалистическое направление антич. философии вв. ставившее своей целью строгую систематизацию разбросанных и разноречивых элементов философии Платона с добавлением учени...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  46. неоплатонизмпоследняя форма греч. философии выступавшая во многих и различных видах в период от сер. в. до сер. в. возникла вследствие смешения учения Платона а также аристотелевск...Философский энциклопедический словарь II
  47. неоплатонизмпоследняя форма греч. философии выступавшая во многих и различных видах в период от сер. в. до сер. в. возникла вследствие смешения учения Платона а также аристотелевск...Философский энциклопедический словарь
  48. неоплатонизмнеоплатонизм неоплатонизмы неоплатонизма неоплатонизмов неоплатонизму неоплатонизмам неоплатонизм неоплатонизмы неоплатонизмом неоплатонизмами неоплатонизме неоплатонизма...Формы слова
  49. неоплатонизмМетиз Метанол Метан Мета Меота Ментол Мент Менонит Мена Мелон Мелитоза Меланоз Меланин Мел Мезонин Мезон Мезолит Мезитол Мезап Матине Мат Мао Манто Мант Манноз Маннит Ман...Электронный словарь анаграмм русского языка
  50. неоплатонизмНеоплатонизм см. Новоплатонизм....Энциклопедический словарь
  51. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМ направление античной философии вв. систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма учение...Энциклопедический словарь естествознания
  52. неоплатонизмсм. Новоплатонизм....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  53. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМ философскомистическое направление античной мысли вв. соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. представляет собой синтез идей Платона с добав...Энциклопедия История философии
  54. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМнаправление античной философии сыгравшее роль связующего звена между древней и средневековой философией. Первоисточник этой философии учение Платона ок. до ...Энциклопедия Кольера II