Античная философия

НЕОПЛАТОНИЗМ

НЕОПЛАТОНИЗМ, последний этап развития античного платонизма, принципиальной доктринальной новостью которого по сравнению соСредним платонизмомследует считать признание вышебытийной природы первоначала и тождество ума-бытия как его первое проявление, что было впервые отчетливо представлено в философииПлотина(3 в. н. э.). Неоплатонизм замыкает средний платонизм, вбирает в себянеопифагореизми начиная с ученика ПлотинаПорфирияиспользуетаристотелизмв качестве введения — гл. обр. логического - в учениеПлатона.
Античный неоплатонизм тяготел к школьной организации и существовал прежде всего в виде ряда школ, ориентированных преим. на толкование диалогов Платона и систематизацию его учения. Правда, школа Плотина в Риме представляла собой кружок слушателей, распавшийся еще при жизни учителя. Тем не менее именно у Плотина и его учениковАмелияи Порфирия были разработаны основные понятия системы неоплатонизма: во главе иерархии бытия стоит сверхсущееединое-благо,постижимое только в сверхумном экстазе и выразимое только средствами отрицательной (апофатической) теологии; далее в порядке раскрытия единого и в качестве его главных проявлений (ипостасей) в сфере бытия следуют бытие-ум(нус)с идеями в нем,душа,обращенная к уму и к чувственному космосу, вечному в своем временном бытии (третья ипостась). Однако в школе Плотина еще отсутствовали четкие основы интерпретации платоновских диалогов.Амелий, напр., проводил тройное деление ума и учил о трех умах и трех демиургах, полагая, что это и есть «три царя» 2-го «Письма» Платона, тогда как Плотин под «тремя царями» понимал единое, ум и душу. Порфирий, в отличие от Плотина и Амелия, считал, что под демиургом Платона можно понимать не ум, а душу
Учеником Порфирия былЯмвлих,основатель т. н.Сирийской школынеоплатонизма в Апамее, где была хорошо представлена платоно-пифагорей-ская традиция: из Апамеи - платоник и пифагореецНумений,почитателем и знатоком сочинений которого был соученик Порфирия у Плотина Амелий, перебравшийся в Апамею из Рима в 269 и руководивший там философской школой. В своей школе Ямвлих впервые в истории платонизма придал решающее значение теургии: наряду с «пифагорейскими» математическими науками, аристотелевской философией в качестве пропедевтики, основного курса платоновской философии из 12 диалогов вместе с дополнительными курсами по другим диалогам Платона, а также - на завершающей ступени -толкованием орфических текстов и«Халдейских оракулов»,бывших в поле зрения уже Порфирия, - платонизм делает отправление религиозного культа своей обязательной приметой. В связи с тем, что платоновская школа вновь (как некогда школа Пифагора) стала религиозно-философской институцией, и тексты Платона рассматривались в качестве главных «священных», Ямвлих упорядочил форму их толкования; эта реформа комментария оказала решающее влияние на всю последующую традицию неоплатонизма, в связи с чем говорят о доямвлиховском и послеямвлиховском типах неоплатонизма. Впрочем, еще ученик Порфирия и ЯмвлихаФеодор Асинский(ум. ок. 360), не принимал ямвлиховских методов толкования Платона; так, «небо» платоновского«Федра»(247ab) он толковал как первое (у большинства же неоплатоников «небо» - это сфера ума-нуса), за которым следует «единое» — область ума.
Решительное изменение общеобразовательной ориентацииАфинской школы платонизмав 3 в. и принципиально интеллектуалистской ориентации кружка Плотина в Риме на подчеркную религиозную замкнутость неоплатонизма после Ямвлиха объясняется тем, что начиная с 3 в. в Римской империи все более заметную роль как в образовательной, так и в интеллектуальной сфере начинает играть христианство, которое в 4 в. к тому же становится государственной религией. Платоники не могут больше свысока указывать христианам, как должны вести себя в обществе приличные, т. е. воспитанные и образованные люди (как это во 2 в. делалЦелъс).С усилением еще гонимого христианства всерьез считается Порфирий, автор полемического сочинения «Против христиан»; а Ямвлих, расширивший в своей школе базу языческих учений и культов, принципиально закрывает платонизм от христианства. Но все дальнейшее развитие постямвлиховско-го платонизма постоянно корректируется начавшимся прямым преследованием язычников после имп. Константина Великого, принявшего крещение в 337, окончательным запрещением языческого богослужения при имп. Феодосии Великом в 392 и закрытием языческих философских школ при имп. Юстиниане в 529.
Поэтому основанная учеником ЯмвлихаЭдесием Пергамская школанеоплатонизма продолжала линию Сирийской школы, но преимуществ, внимание уделяла мифологии и теургии. К Пергамской школе принадлежали ученики ЭдесияХрисанфий из СардиМаксим Эфесский,чьим учеником был имп.Юлиан(Отступник), восторженный платоник на троне, попытавшийся распространить языческую практику школьного политеизма на империю;Саллюстий,автор общего очерка учения неоплатонизма «О богах и о мире», в котором, в частности, была систематизирована традиционная языческая мифология;Евнапий,в сочинении которого «Жизнеописания философов и софистов» содержатся важные сведения о Плотине, Порфирии, Ямвлихе и круге имп. Юлиана.
В 4 в. Афины, где в одно и то же время получали образование отцы Церкви св. Василий Великий и св. Григорий Богослов и имп. Юлиан, видимо, не испытывали особого влияния неоплатонизма вплоть доПлутарха Афинского(ум. 432), хотя еще риторЛонгин,преподававший в Афинах в 3 в. и поддерживавший дружеские отношения с Порфирием, сделал список сочинений Плотина. Плутарх - первый диадох Академии, введший в нее неоплатонизм, - написал комментарии к ряду диалогов Платона, а также к аристотелевскому трактату «О душе». Его преемникСирианзакрепил круг преподаваемых в Афинской школе авторитетных текстов (помимо Платона и пифагорейцев - Гомер, орфическая литература и «Халдейские оракулы»); признавая за аристотелевской философией статус введения к философии Платона, Сириан, однако, не пытался сгладить различие между Аристотелем и Платоном и опровергал аристотелевскую критику платонизма в 13—14-й кн. «Метафизики». В 437 главой Академии стал ученик Плутарха и Сириана Прокл, который подвел итог развитию платонизма в рамках языческого политеизма и дал детально разработанную сводку основных понятий и методов неоплатонизма. После смерти Прокла во главе афинской школы, оставшейся до своего закрытия языческой, стояли Марин, Исидор, ставивший озарение выше теоретического исследования, Гегий, Зенодот иДамаский,комментарии к Платону и систематический трактат которого «О первых началах» демонстрируют возможности дальнейшего развития неоплатонизма в доктринальном плане.
Александрийские платоники, традиционно культивировавшие ученость (достаточно вспомнить растерзанную христианскими фанатикамиГипатию,математика и астронома, и ее ученика Синесия, ставшего епископом Кирены), в 5 в. усвоили неоплатонизм Афинской школы, т. к. многие александрийцы учились у афинских философов: у Плутарха -Гиерокл,автор комментария к«Золотым стихам»пифагорейцев, к «Федону» Платона, трактата «О промысле», у Сириана -Гермий,автор комментария к «Федру» Платона, у Прокла - сын ГермияАммоний,автор трактата «О роке» и ряда комментариев к Аристотелю. Учеником Аммония и Дамаския былСимпликий,автор комментариев к Аристотелю и к «Руководству» Эпиктета. Из комм, к Платону и Аристотелю ученика АммонияОлимпиодора(между 495-505 -после 565) видно, что еще в 40-60-х 5 в. в Александрийской школе развивались методы афинского неоплатонизма. Однако основным предметом изучения постепенно становился Аристотель; комментаторами его были ученик АммонияИоанн Филопон,выступивший после принятия христианства и закрытия школы в Афинах с критикой Прокла, ученики ОлимпиодораЭлий(Илия) иДавид(комментировали также «Введение» Порфирия),Стефан Александрийский -последний представитель Александрийской школы (преподавал в Константинополе в 1-й пол. 7 в. при имп. Ираклии).
Из отдельных философов, не принадлежавших к перечисленным основным школам неоплатонизма, следует упомянуть Александра из Ликополя (3 в.),Калкидия(лат. пер. «Тимея» и комментарий к нему, до 350),Макробия(комментарий ко «Сну Сципиона» Цицерона, ок. 400) и Фавония Евлогия (кон. 4 - нач. 5 вв.). Плотино-порфириевский вариант неоплатонизма повлиял наМарциана Капеллу(5 в.).
Неоплатонизм оказал мощное воздействие на развитие ср.-век. философии и теологии. В восточной патристике ужеЕвсевий Кесарийскийпривлекает Плотина для решения догматических вопросов. Усвоение и переработка неоплатонизма во многом определяют характер богословия Афанасия Александрийского и представителей т. н. каппадокийского кружка - Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского. С достижениями философии неоплатонизма в школе Прокла был хорошо знаком усвоивший теологический опыт каппадокийцев автор т. н. Ареопагитского корпуса, благодаря которому терминология, ряд важнейших понятий и общая разработка структуры универсума в неоплатонизме были усвоены христианской мыслью как восточного, так и западного Средневековья: его комментировали Иоанн Скифопольский и Максим Исповедник; на Западе переводил Эриугена. Влияние комментаторов Аристотеля Порфирия и Аммония Александрийского усматривается в теологических трудах Иоанна Дамаскина. Под влиянием неоплатонизма была организованная ва-силевсом Теофилом школа, главой который был «математик» (разносторонний ученый) Леон; школа продолжала существовать и была реорганизована при цезаре Варде в 863. В 11 в. Михаил Пселл возобновил преподавание философии неоплатонизма в Константинополе.
В зап. патристике неоплатонизм через посредство Порфирия был воспринятМарием Викториноми благодаря ему -Августином.Образец христианизированной неоплатонической философии далБоэций.Традиция христианского неоплатонизма на латинском Западе складывалась под влиянием Августина и Боэция, а также Калкидия и Макробия (определивших, в частности, неоплатонизм Шартрской школы 12 в.). Иоанн Скот Эриугена перевел на лат. язык сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагкта и дал очерк неоплатонической системы в трактате «Разделение природы».
Среди арабских философов неоплатонизм получил известность прежде всего благодаря переводу «Введения» Порфирия и ряда других его комментариев и трактатов, переложению ряда текстов «Эннеад» Плотина(«Теология Аристотеля»и др.) и «Начал теологии» Прокла («Книга о причинах»), переводу (кон. 9 в.) трактата Прокла «О вечности мира» Исхаком ибн Хунайном (ум. 910). Влияние неоплатонизма на арабских мыслителей сочеталось с непосредственным влиянием сочинений Платона (особенно у ар-Рази и аль-Фараби) и представителей среднего платонизма (Плутарх, Псевдо-Плутарх, Гален). В целом вся арабо-мусульманская философия ориентировалась по преимуществу на Аристотеля в истолковании его Афинской и Александрийской школами неоплатонизма (среди комментаторов наиболее популярными были Симпликий и Иоанн Филопон); в частности, в духе александрийского неоплатонизма утверждалось внутреннее единство учений Платона и Аристотеля (трактат аль-Фараби «О согласии двух философов: божественного Платона и Аристотеля»). Этим смешением разнородных традиций объясняется, напр., истолкование неоплатонического единого в духе аристотелевского учения об уме (нусе) как первичного бытия, которое мыслит само себя (аль-Фараби, Ибн Сина). Неоплатоническую интерпретацию ислама стремился дать Ибн Сина, под влиянием которого находился Сухраварди, разработавший учение о сверхчувственном свете (ишрак). Переосмысление неоплатонических представлений в духе ортодоксального ислама осуществил аль-Газали, соединив их с суфийским учением о единении с божеством в сверхумном экстазе.
В ср.-век. еврейской философии неоплатонизм впервые обнаруживается у Исаака бен Соломона Израэли (ок. 850-950), который под влиянием аль-Кинди и «Теологии Аристотеля» стремился дополнить библейский креационизм учением об эманации и восхождении души в сверхчувственный мир. Неоплатоническая иерархия универсума воспроизводилась у Ибн Гебироля («Источник жизни») и у Авраама бар Хийа (ум. ок. ИЗО; учение о «пяти световых мирах» в соч. «Размышления о душе»). В области этики идеи неоплатонизма проводил Бахья ибн Пакуда (род. ок. 1080), которому приписывали компиляцию неоплатонического толка «О душе» (на араб, яз.). Близок к неоплатонизму комментатор Библии Ибн Эзра (1092-1167). Несомненное влияние неоплатонизма прослеживается в построениях каббалы.
Предпринятые в кон. 12 в. переводы на лат. яз. ряда арабских текстов (в т. ч. «Теологии Аристотеля» и «Книги о причинах»), а также переводы Прокла, выполненные между 1268—1281 Вильемом из Мербеке, дали новый импульс распространению неоплатонизма на Западе. Под влиянием этих переводов, идей Августина и Псевдо-Дионисия Ареопагита неоплатонические концепции преломляются в немецкой мистике 13-14 вв. (францисканец Ульрих Страсбургский и доминиканцы Дитрих Фрейбургский, Мейстер Экхарт и его ученики Г. Сузо и И. Таулер). В русле этой же традиции неоплатонизма усваивается и развивается Николаем Кузанским.
Популярности неоплатонизма в среде гуманистов во многом способствовал Гемист Плифон, возглавлявший платоновскую школу в Мистре; под его влиянием Козимо Медичи основал платоновскую Академию во Флоренции. Во 2-й пол. 15 в. в связи с активной переводч. и издат. деятельностью гуманистов расширяется база источников для знакомства с античным неоплатонизмом. Огромное влияние оказали переводы и комментарии Марсилио Фичино. Неоплатонизм во всем многообразии его проявлений (у греков, арабов, евреев, латинян) был рассмотрен Пико делла Мирандолой. В 16 в. под сильным неоплатоническим воздействием складываются учения Ф. Патрици и Дж. Бруно.
Первый систематический и полный обзор материалов по античному неоплатонизму дал во 2-й пол. 19 в. Э. Целлер, исходно следовавший в трактовке неоплатонизма историко-философской концепции Гегеля. Новый подход к изучению неоплатонизма как философии, основанной на школьной разработке и комментировании авторитетных текстов, был намечен в работах Карла Прехтера (1910) и получил развитие в ряде конкретных исследований по истории школ неоплатонизма (Э. Брейе, Р. Э. Доддс, Р. Бойтлер, В. Тайлер, А. Ж. Фестюжьер, Л. Г. Вестеринк и др.).
Общие труды:The Cambridge history of later Greek and early medieval philosophy. Ed. by A. H. Armstrong. Camb., 1970;Wallis R. T.Neoplatonism. L., 1972. 19952;Beierwaltes W.Piatonismus und Idealismus. Fr./M., 1972;Dörrie H.Platonica minora. Münch., 1976 (библ.); The significance of Neoplatonism. Ed. by R. B. Harris. Norfolk, 1976; Die Philosophie des Neuplatonismus. Hrsg. ν. С. Zintzen. Darmst., 1977;Westerink L. G.Texts and studies in Neoplatonism and Byzantine literature. Amst, 1980.Античный Η.:Theiler W.Forschungen zum Neuplatonismus. В., 1966;Prächter К.Richtungen und Schulen im Neuplatonismus, -Kleine Schriften. Hldh., 1973. S. 165-216;Coulter J. A.The literary microcosm: theories of interpretation of the Later Neoplatonists. Leiden, 1976;Saffrey H. D.Recherches sur le néoplatonisme après Plotin. P., 1990;O'Meara D. J.Platonopolis. Platonic Political Philosophy in Late Antiquity Oxf., 2003; ЛОСЕВ, ИАЭ VI. Поздний эллинизм. M., 1980. ИАЭ VII. Последние века. Кн. 1-2. М., 1988. ИАЭ VIII. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1. М., 1992;Шичалин Ю. А.История античного платонизма. М., 2000 (библ.). Латинская традиция:GershS.Middle Platonism and Neoplatonism: The Latin Tradition. Vol. 1-2. Notre Dame, Ind., 1986;Courcelle P.Les lettres grecques en Occident. De Macrobe à Cassiodore. P., 1948. H. в патристике:Henry P.Plotin et l'Occident. Louvain, 1934;Ivanka E.v. Plato Christianus. Übernahme und Umgestaltung des Piatonismus durch die Vater. Einsiedeln, 1964;Chadwick H.Early Christian Thought and the Classical Tradition. Oxf., 1966; Neoplatonism and Christian Thought. Ed. D. J. O'Meara. Albany, 1981;Aubin P.Plotin at le Christianisme. P., 1992.Средневековый H.:Klibansky R.The continuity of the Platonic tradition during the middle ages. L., 1939; Piatonismus in der Philosophie des Mittelalters. Hrsg. ν. W. Beierwaltes. Darmst., 1969;Imbach R.Le néoplatonisme medieval. Proclus latin et l'école dominicaine allemande, -RTPh6, 1978, p. 427^48; The Platonic Tradition in the Middle Ages: A Doxographic Approach. Eds. St. Gersh, H. Maarten. В.; N. Y, 2002. в арабской философии : Neoplatonici apud arabos. Ed. В. Badawi. Le Caire, 1955;Walzer R.Greek into Arabie. Oxf., 1962;Badawi A.La transmission de la philosophie grecque au monde arabe. P., 1968; Neoplatonism and Islamic Thought. Ed. P. Morewedge. Albany, 1992. в еврейск. философии:Greive H.Studien zum jüdischen Neuplatonismus. В.; Ν. Υ., 1973; Neoplatonism and Jewish Thought. Ed. L. E. Goodman. Albany, 1992. Зап.-европ. H. 11-14 вв.:Garin В.Studi sul Platonismo médiévale. Fir., 1958; Mittelalterliche Mystik unter dem Einfluß des Neuplatonismus. Hrsg. v. W. Schultz. В., 1967;Saffrey H. D.Recherches sur la tradition platonicienne au Moyen âge et à la Renaissance. P., 1987.H. в эпоху Возрождения:Robb N. Α.Neoplatonism of the Italian Renaissance. L., 1935;Miles L.John Colet and the Platonic tradition. La Salle, 1961;Kristeller P. О.Eight philosophers of the Italian Renaissance. Stanford, 1964;Garin E.Platonici bizantini e platonici italiani del Quattrocento, -Veltro27, 1983, p. 219-232.
Конгрессы, конференции, симпозиумы по H.: Les sources de Plotin. Gen., 1960 (ENTRETIENS 5); Porphyre. Gen., 1965 (ENTRETIENS 12); De Jambliche à Proclus. Genève, 1975 (ENTRETIENS 21); Le Néoplatonisme. P., 1971 (Colloques Internationaux...); Études Néoplatoniciennes. Conférence... Neuchâtel, 1973; Atti del convegno Internazionale sul tema: Plotino e il Neoplatonismo in Oriente e in Occidente. R., 1974. Обзор лит.:Courcelle P.Travaux néoplatoniciens, в сб.: Association G. Budé... Actes du... congrès. P, 1954, p. 227-254. См. также лит. к ст.Аристотеля комментаторы, Платона комментаторы, Плотин, Прокл.
Ю. А. ШИЧАЛИН

  1. неоплатонизмнаправление в греческой философии III в. н.э. основанное Плотином. Включало элементы разных философских систем Платона Аристотеля стоиков пифагорейцев и александрийских ф...Античный мир. Словарь-справочник
  2. неоплатонизмпоследнее и самое влият. идеалистич. направление антич. философии вв. возникшее на основе переработки учения Платона в духе эллинист.римск. эклектизма и религ.филос. син...Атеистический словарь
  3. неоплатонизмпоследнее и самое влият. идеалистич. направление антич. философии вв. возникшее на основе переработки учения Платона в духе эллинист.римск. эклектизма и религ.филос. син...Атеистический словарь II
  4. неоплатонизмидеалистическое направление античной философии вв. ставившее своей целью систематизацию разноречивых элементов философии Платона в соединении с рядом идей Аристотеля. Ос...Большая Советская энциклопедия II
  5. неоплатонизмм. филос.neoplatonismo mem neoplatonicismo m...Большой русско-испанский словарь
  6. неоплатонизмсущ. муж. рода только ед. ч.неоплатонзм уem...Большой русско-украинский словарь
  7. неоплатонизмнаправление античной философии вв. систематизировавшееучение Платона в соединении с идеями Аристотеля неопифагореизма и др. Вцентре неоплатонизма учение о сверхсущем ед...Большой энциклопедический словарь II
  8. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМ направление античной философии вв. систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма учение ...Большой энциклопедический словарь III
  9. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМ направление античной философии вв. систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма учение...Большой Энциклопедический словарь V
  10. неоплатонизмобширное философское направление конца античного мира IIIVI вв. н. э. основным содержанием которого являлось учение Платона и Аристотеля в сплаве с элементами пифагорейст...Глоссарий философских терминов
  11. неоплатонизмнаправление античной философии вв. систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля неопифагореизма и др. Основатель неоплатонизма Плотин. В центре...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  12. неоплатонизмустар. НОВОПЛАТОНИЗМ историкофилос. термин принятый для обозначения разл. филос. направлений и шк. доктрины крых представляют собой синтез собственно платонизма с др. фил...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  13. неоплатонизмфилософскомистическое направление античной мысли вв. соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. представляет собой синтез идей Платона с добавлением логики ...История философии
  14. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМstrongфилософскомистическое направление античной мысли вв. соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. представляет собой синтез идей Платона с д...История философии II
  15. неоплатонизмрелигиознофилософский синтез античной философии в центре которого следующая иерархическая схема бытия Единое высший первоисток всякого бытия пребывающий превыше всякой м...Краткий религиозно-философский словарь
  16. неоплатонизмНачальная форма Неоплатонизм винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  17. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМ философскомистическое направление античной мысли вв. соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. представляет собой синтез идей Платона с добав...Новейший философский словарь
  18. неоплатонизмфилософскомистическое направление античной мысли вв. соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. представляет собой синтез идей Платона с добавлением логики ...Новейший философский словарь II
  19. неоплатонизмфилософская система возникшая в Александрии в III в. после Р.Х. и преподававшаяся в различных школах вплоть до VI в. Ведет свое начало от слияния древнегреческих рационал...Новый философский словарь
  20. неоплатонизмнеоплатонизм неоплатонизм а...Орфографический словарь
  21. неоплатонизмu м...Орфографический словарь русского языка
  22. неоплатонизмнеоплатонизм неоплатонизмы неоплатонизма неоплатонизмов неоплатонизму неоплатонизмам неоплатонизм неоплатонизмы неоплатонизмом неоплатонизмами неоплатонизме неоплатонизма...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  23. неоплатонизмОрфографическая запись слова неоплатонизм Ударение в слове неоплатонизм Деление слова на слоги перенос слова неоплатонизм Фонетическая транскрипция слова неоплатонизм [н...Полный фонетический разбор слов
  24. неоплатонизмНаправление античной философии III VI вв н.э.Представляет из себя синтез и систематизацию учений Платона Аристотеля и неопифагореизма. Основатель неоплатонизма Аммоний ...Религиозные термины
  25. неоплатонизмнеоплатонизм а...Русский орфографический словарь
  26. неоплатонизмМ fls. neoplatonizm yeni platonizm eramzdan vvl III srd meydana glmi mistik flsfi cryan....Русско-азербайджанский словарь
  27. неоплатонизмНеаплатанзм...Русско-белорусский словарь
  28. неоплатонизмфилос.i неаплатанзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  29. неоплатонизмнеоплатонизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  30. неоплатонизмнеоплатонизм...Русское словесное ударение
  31. неоплатонизмфилософская система возникшая в Александрии в III в. после Р.Х. и преподававшаяся в различных школах вплоть до VI в. Ведет свое начало от слияния древнегреческих рационал...Сверхкраткий философский словарь
  32. неоплатонизмнеоплатонизм...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  33. неоплатонизмнеоплатонизм а...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  34. неоплатонизмрелигиознофилософское направление возникшее в в. н. э. и сохранившее влияние до в. Позднеантичный Н. явился духовным продолжением эллинизма и окрасил собой весь заключи...Словарь античности
  35. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМ греч. от neos новый и соб. имени Платон. Учение неоплатоников. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. НЕОПЛАТОНИЗМ греч. о...Словарь иностранных слов русского языка
  36. неоплатонизмнаправление античной философии IIIVI вв. систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма учение о сверхс...Словарь по истории психологии
  37. неоплатонизмпоследний этап развития антич. платонизма. Основателем Н. обычно считают Плотина в. или его учителя Аммония. Н. замыкает средний платонизм вбирает в себя неопифагореизм ...Советский философский словарь
  38. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМ направление античной философии вв. систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма учение ...Современный энциклопедический словарь
  39. неоплатонизммистикоидеалистическая философия эпохи упадка Римской империи и средневековья основанная на учении о мистической эманации излучение истечение материального мира из духовн...Тематический философский словарь
  40. неоплатонизмнеоплатонизм [см. нео.платонизм] философское направление возникшее в римской империи в в. сочетавшее идеализм платона с восточной мистикой и выражавшее процесс распада ...Толковый словарь иностранных слов
  41. неоплатонизмУдарение в слове неоплатонизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове неоплатонизм...Ударение и правописание
  42. неоплатонизмRzeczownik неоплатонизм m Filozoficzny neoplatonizm m...Универсальный русско-польский словарь
  43. неоплатонизмпоследний этап развития античного платонизма. Основоположник Плотин г.г. основное произведение Энеады. Неоплатонизм представляет собой систематизацию идей разбросанных ...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  44. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМ последний этап развития антич. платонизма. Основателем Н. обычно считают Плотина в. или его учителя Аммония. Н. замыкает средний платонизм вбирает в себя н...Философская энциклопедия
  45. неоплатонизмидеалистическое направление антич. философии вв. ставившее своей целью строгую систематизацию разбросанных и разноречивых элементов философии Платона с добавлением учени...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  46. неоплатонизмпоследняя форма греч. философии выступавшая во многих и различных видах в период от сер. в. до сер. в. возникла вследствие смешения учения Платона а также аристотелевск...Философский энциклопедический словарь II
  47. неоплатонизмпоследняя форма греч. философии выступавшая во многих и различных видах в период от сер. в. до сер. в. возникла вследствие смешения учения Платона а также аристотелевск...Философский энциклопедический словарь
  48. неоплатонизмнеоплатонизм неоплатонизмы неоплатонизма неоплатонизмов неоплатонизму неоплатонизмам неоплатонизм неоплатонизмы неоплатонизмом неоплатонизмами неоплатонизме неоплатонизма...Формы слова
  49. неоплатонизмМетиз Метанол Метан Мета Меота Ментол Мент Менонит Мена Мелон Мелитоза Меланоз Меланин Мел Мезонин Мезон Мезолит Мезитол Мезап Матине Мат Мао Манто Мант Манноз Маннит Ман...Электронный словарь анаграмм русского языка
  50. неоплатонизмНеоплатонизм см. Новоплатонизм....Энциклопедический словарь
  51. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМ направление античной философии вв. систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма учение...Энциклопедический словарь естествознания
  52. неоплатонизмсм. Новоплатонизм....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  53. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМ философскомистическое направление античной мысли вв. соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. представляет собой синтез идей Платона с добав...Энциклопедия История философии
  54. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМнаправление античной философии сыгравшее роль связующего звена между древней и средневековой философией. Первоисточник этой философии учение Платона ок. до ...Энциклопедия Кольера II