Философская Энциклопедия (в 5 томах)

НЕОПЛАТОНИЗМ

идеалистическое направление антич. философии 3–6 вв., ставившее своей целью строгую систематизацию разбросанных и разноречивых элементов философии Платона с добавлением учений Аристотеля (в тех случаях, когда они не противоречили Платону, но развивали его дальше) и с привлечением методов эллинистич. имманентизма (т.е. учения о сохранении внутр. покоя личности и защите ее от катастроф и потрясений, происходивших в связи с огромным ростом военно-монархич. организации Рим. империи). Осн. содержание Н. сводится к разработке диалектики платоновской триады – "единое", "ум", "душа" – с доведением ее до степени космологии. Первая онтологич. субстанция (ипостась) этой триады для заполнения разрыва между непознаваемым "единым" и познаваемым "умом" дополнялась возникшим из переработки старого пифагореизма, учением о числах, к-рые трактовались как первое докачественное расчленение "единого". Вторая – "ум", представленная у Платона лишь в виде отд. намеков, разрабатывалась неоплатониками на основе учения Аристотеля о чистом космич. "уме" перводвигателе и об его самосозерцании, в силу к-рого он выступал одновременно и субъектом, и объектом ("мышлением мышления") и содержал в себе свою собств. "умственную" материю. Учение о "душе" на основе платоновского "Тимея" и тоже под влиянием как Аристотеля, так и древнего пифагорейства доводилось в Н. до учения о космич. сферах. Последнее излагалось с большими подробностями и давало картину действия "мировой души" по всему космосу. Т.о., Н. как идеалистич. филос. система сводится к учению об иерархич. строении бытия и к конструированию его ступеней, последовательно возникающих путем постепенного ослабления первой и высшей ступени в следующем нисходящем порядке: "единое", "ум", "душа", "космос", "материя". Для учения о внутрикосмич. телах Н. привлек теории Аристотеля о субстанции и качестве, об эйдосах (формах вещей) и энтелехиях (действенно развивающихся принципах вещей), а также о потенции и энергии. Эллинистич. имманентизм оказал влияние на Н. прежде всего в форме стоицизма с его учением о тождестве мирового первоначала (огня) с внутр. Я человека. Правда, стоич. эманации (истечения) казались неоплатоникам слишком грубыми и вместо них было выдвинуто учение Аристотеля о потенции и энергии, а эманации стали пониматься как излучения вечного небесного и занебесного первосвета единого. Тот же самый эллинистич. имманентизм создавал необходимость разного рода учений о спасении, искуплении и воскресении душ, что, однако, не дошло в Н. до христ. спиритуализма, а оставалось на стадии орфико-пифагорейского учения о переселении и перевоплощении душ (см. Орфики) и на стадии общеантич. теории круговорота вещества в природе, сочетаясь с весьма напряженным стремлением избавиться от материальных оков. Последнее обстоятельство чрезвычайно характерно для Н. как отражения предсмертного кризиса рабовладельч. формации. В это время те, кто, осознавая падение рабовладельч. системы с ее идеологией, не примыкали ни к какой из развивавшихся тогда форм монотеизма, искали выход в языч. платонизме, идеи к-рого переосмысливались в Н. так, что они уже мало чем отличались от богов и демонов древней мифологии. Отсюда другая черта Н. – наличие в нем диалектики мифологии. Неоплатоники много внимания уделяли логич. дедукциям, определениям и классификациям, математич., астрономическим, натурфилософским и физич. построениям, а также филологич., историч. и комментаторским изысканиям. Эта особенность все больше развивалась по мере эволюции Н., достигнувсхоластич. систематики всего тогдашнего филос. и науч. знания. Мистика и утонченнейшая логика всегда шли в Н. рука об руку. В целом Н. явился последней и весьма интенсивной попыткой сконцентрировать все достояние антич. философии для борьбы с неуклонно возраставшим монотеизмом. Но борьба эта кончилась для него поражением; для побеждавшего тогда феодализма антич. космологизм оказывался недостаточным и ему было необходимо учение о личном абсолюте, к-рое только и могло удовлетворить его потребности как системы обществ. иерархии. Основателем Н. явился Плотин (ученик Аммония Саккаса), учение к-рого было продолжено его учениками Амелием и Порфирием. Эта рим. школа Н. отличалась спекулятивно-теоретич. характером и занималась по преимуществу конструированием осн. платоновской триады. Сирийская школа Н. (4 в.), основанная Ямвлихом, во-первых, в систематич. форме вводила диалектику в антич. мифологию, а во-вторых, еще большее внимание стала обращать на культовую сторону философии, изъясняя сущность и методы пророчества, чудотворения, ведовства, оракулов, мистерий, астрологии и внутр. экстатич. восхождения в сверхчувств. мир. К этой же школе относились Феодор Азинский, Сопатр, Дексипп. К пергамской школе Н. (4 в.), основанной Эдесием Каппадокийским, принадлежали имп. Юлиан и Саллюстий, а также др. представители, произведения к-рых до нас не дошли. От сирийской школы Н. пергамская отличалась только географически, потому что по существу деятели этой школы придерживались философии Ямвлиха. В дальнейшем, в связи с крахом попытки реставрации язычества, предпринятой Юлианом, начинают выясняться весьма ограниченные возможности филос. развития Н., к-рый в дальнейшем все более занимается комментированием Платона и Аристотеля. Афинская школа Н. (5–6 вв.) была основана Плутархом Афинским, продолжена Сирианом Александрийским и завершена Проклом. Крупными представителями этой школы были также Марин, Исидор, Дамаский и Симпликий. Александрийская школа Н. (4–5 вв.) больше других оказалась погруженной в комментаторство Платона и Аристотеля, причем с усилением объективного, отчасти эклектич. подхода и ослаблением плотино-ямвлихо-прокловской линии. К ней относятся: Гипатия (ее комментарии до нас не дошли), Синезий Киренский (гимны, песни, речи, письма, трактаты), Гиерокл (комментарии к неопифагорейским "Золотым стихам"), Немесий (трактат "О природе человека"), Гермий (в его комментариях на диалоги Платона "Федр" и "Филеб", отличающихся необычайной глубиной и проницательностью, он стоит еще на позиции Ямвлиха и Прокла), Аммоний (комментарии на "Введение" Порфирия, на трактаты Аристотеля: "Категории", "Об истолковании", "Первая аналитика" и трактат "О судьбе"), Филопон (комментарии на "Метафизику" Аристотеля и "Арифметику" Никомаха; трактаты "О творении мира" и "О вечности мира"), Асклепий (комментарии на "Метафизику" Аристотеля), Олимпиодор Младший, Элий (комментарии на "Введение" Порфирия и "Категории" Аристотеля), Давид (комментарии на "Введение" Порфирия), Стефан (комментарии на трактат Аристотеля "Об истолковании"). Одновременно с греч. неоплатониками на западе выступали и лат. неоплатоники (4–6 вв.): Корнелий Лабеон (фрагменты), Халкидий (перевод платоновского "Тимея" и комментарии к нему), Марий Викторин, Макробий, Фавоний Эвлогий, Марциан Капелла, Боэций). Они тоже постепенно переходили к критике Платона и Аристотеля и приближались к светской науке и литературе. В 529 имп. Юстиниан запретил изучение языч. философии и распустил Академию платоновскую в Афинах, бывшую последним оплотом языч. неоплатонизма. Дамаский, Симпликий и др. неоплатоники эмигрировали в Иран ко двору Хосрова I, к-рый казался им покровителем философии, но в 531 вернулись обратно в Грецию в связи с мирным договором между Ираном и Византией. Идеи Н. не погибли вместе с крушением антич. общества. Уже в конце античности Н. вступает в сложное взаимодействие с христианским, а затем с мусульманским и иудейским монотеизмом. Монотеистич. богословие нуждалось и в концепции идеального мира, и в теории воплощения идей в материи, и в обосновании бессмертия души, и в символич. истолковании действительности. Однако монотеистич. истолкование всех этих вопросов отлично от неоплатоновского. Монотеизм требовал обоснования личного абсолюта. Н., наоборот, под абсолютом понимал вполне безличное "единое". Монотеизм должен был доказывать противоположность бога и мира. Н., наоборот, учил об эманациях, т.е. об истечении божества в мир, так что мир оказывался тем же самым богом, но только на известной ступени его развития. Творение мира из ничего, к-рое было осн. догмой монотеизма, никак нельзя было обосновать средствами Н., потому что как бы ни низко ставил Н. материю, он всегда тяготел к теории ее вечности, а следовательно, и вечности мира. Но, давая теорию идеального мира, Н. всегда тяготел к пантеизму, т.е. к устранению субстанциального различия между богом и миром. В этих условиях Н. оказывался пригодным только для обоснования иерархии божеств. мира, как природного, так и социального. Увлечение Н. дальше известной границы всегда приводило монотеистич. построения средневековья либо к существ. деформации, либо к катастрофе. Вот почему исторически Н. в ср. века, а затем в период возрождения оказывался передовой теорией, для к-рой любая монотеистич. концепция – Библия, Коран, Талмуд – всегда оставалась наивной, детской фантазией или простонародным суеверием. Мощное влияние Н. на передовую филос. мысль арабо-мусульм. средневековья (сочетавшееся с влиянием аристотелизма) в особенности проявилось у Кинди, Фараби, Ибн Сини, а затем и у Ибн Рошда. Примерно такую же роль в прогрессивной оппозиции иудейскому монотеизму Н. играл у таких мыслителей, как Ибн Гебироль и Маймонид. Элементы Н. присущи, кроме того, и Каббале. Влияние Н. на мусульманскую и иудейскую философию осуществлялось в особенности через такие филос. документы, как, напр., "Богословие Аристотеля" (ряд эксцерптов из IV–VI "Эннеад" Плотина) или "Книга о причинах" (эксцерпты и гл. обр. переводы из "Элементарного богословия" Прокла). Эти трактаты появились в лат. переводе в христианском мире на Западе в позднее средневековье. Христ. Н. в наиболее яркой форме проявился в Ареопагитиках, находящихся в очевидной зависимости от философии Прокла. Идеи Н. получили большое распространение в византийской философии уже в период ранней патристики, в 4 в., благодаря деятельности представителей т.н. каппадокийской школы Василия Великого, Григория Богослова и Нисского, вставших на путь христианизации Н. После же появления Ареопагитик наибольшую роль в распространении идей Н. в визант. богословско-филос. лит-ре сыграл Максим Исповедник (580–662), писавший как комментарии к этим сочинениям, так и собственные труды в духе Н. В 11–12 вв. те же идеи проводит Симеон Новый Богослов, в более светской и рационалистич. форме – Михаил Пселл. В 14 в. ярко мистич. разновидность Н. была представлена исихастами. В ср.-век. грузинской философии Н. проявился в ряде филос. концепций, особенно же у Петрици. Воздействие идей Н. на зап. христ. философию средневековья тоже было весьма значительным. Под глубоким влиянием этих идей находился уже Августин. В дальнейшем, поскольку ср.-век. платонизм мало отличался от Н., нек-рые черты Н. можно наблюдать и у таких ортодоксальных философов католич. церкви, как Ансельм Кентерберийский, а также у философов шартрской школы. Даже знаменитое онтологич. доказательство бытия божия у Ансельма стоит в очевидной зависимости от идей Н., поскольку оно основано на выведении бытия божия из присущего человеку понятия наивысшего существа, к-рое в Н. находится на первом плане. Ортодоксальная мистика католицизма, представленная мыслителями сен-викторской школы, а в дальнейшем Бонавентурой, находится в очевидной зависимости от идей Н. От ортодоксально-католич. мистики резко отличается филос. система Иоанна Скота Эриугены, к-рый переводил Ареопагитики на лат. яз. и широко использовал идеи Н., впадая в прямой пантеизм, включавший в себя элементы натурализма, мистики и рационализма. В этой связи необходимо подчеркнуть, что осн. теоретич. источником пантеизма, как и оппозиционной, неортодоксальной мистики в зап. христ. философии средневековья, был именно Н. Это очевидно уже по отношению к таким довольно радикальным последователям Эриугены, как Амори Шартрский и Давид Динанский, осужденные, как и Эриугена, католич. церковью. В нек-рых, и притом значительных, пунктах своего учения под влиянием идей Н. находился Альберт фон Больштедт, а также ряд его учеников: Ульрих Страсбургский, Вильем из Мербеке, Дитрих Фрейбергский, Бертольд Мосбургский (написавший комментарии к указанному трактату Прокла и проявивший огромный интерес к естествознанию). К ним примыкает весьма яркий неоплатоник Витело. Несомненно, вопреки своему томизму, итал. поэт Данте (1265–1321) тоже находился под сильным влиянием Альберта фон Больштедта и его неоплатонич. учеников 13 в., а также под влиянием указанной выше "Книги о причинах", что особенно заметно и в космологии Данте, и в его учении о свете, и в его психологии. Сам Фома Аквинский, несмотря на весь свой аристотелизм, переводил Ареопагитики и в своем учении о природной и обществ. иерархии находился под их явным влиянием. К концу средневековья возникла новая мощная волна влияния Н., сказавшаяся в нем. мистике 14–15 вв. (Экхарт, Таулер, Сузо, Иоанн Рейсбрукский и анонимный трактат "Немецкое богословие"). Эти мистики и пантеисты фактически выступали с идеями неразличимости бога, мира и человеч. духа. Из этой тождественности человеч. духа с божеств. первоначалом вытекало положение о ненужности церкви и клира как посредников между душами верующих и внеприродным богом. Все вышесказанное объясняет, почему платонизм и Н. подвергались анафеме на 5-м Вселенском соборе (553) и на двух поместных соборах в Византии (1076, 1351) (см. А. Ф. Лосев, Очерки антич. символизма и мифологии, т. 1, 1930, с. 844–83). Пантеистич. и рационалистич. возможности Н. с большой силой проявились у таких передовых представителей философии Возрождения, как Николай Кузанский, Плифон и Фичино. Даже мистика Н. стала у них средством обличения псевдорационализма схоластики. Гуманисты, как Рейхлин и Пико делла Мирандола, в своих попытках объединения христианства с герметизмом, Сивиллиными оракулами и даже Каббалой стирали всю оригинальность христианства. Августиновский Н. через анонимное "Немецкое богословие" эволюционировал к Лютеру, Цвингли, Сервету и через них оказал воздействие на протестантизм. Большой шаг в сторону секуляризации Н. был сделан в итал.-нем. натурфилософии эпохи Возрождения, к-рая в целях более последоват. пантеизма и натурализма повернула к досократовскому гилозоизму. Такие натурфилософы, как Парацельс, Кардано, Телезио, Патрици, Кампанелла и Бруно, несмотря на свое пристрастие к астрологии и магии, стали видными деятелями эмпирического и даже математического естествознания. В дальнейшем такие основоположники совр. математич. естествознания, как Кеплер, Галилей, Лейбниц, Ньютон, вдохновлялись нек-рыми идеями Н. Нек-рые отзвуки идей Н. в философии нового времени можно проследить в филос. учении Декарта, еще более у Мальбранша, в известной степени в монадологии Лейбница. О влиятельности Н. в 17 в., как и в начале 18 в., свидетельствует школа кембриджских платоников: Кедворт, С. Паркер (1640–88), Г. Мор, Дж. Смит (1618–52), Н. Калверуэл (ум. 1651), Теоф. Гейл (1628–78), Томас Гейл (1636–1702), Дж. Лид (1623–1704), Дж. Пордедж (1607–81), Фр. Ли (1661–1719), В. Лоу (1686–1761), Дж. Норрис (1657–1711), А. Кольер (1680–1732). Настоящим неоплатоником в конце своей деятельности стал Беркли. Нем. идеализм конца 18 – нач. 19 вв., особенно в лице Шеллинга, разрабатывавшего диалектику мифологии и диалектику абсолюта, опирался на идеи Н. В большой мере это справедливо и по отношению к философии Гегеля с ее осн. принципом тождества мышления и бытия и диалектикой триады. Гегель же стал первым историком философии, к-рый адэкватно изложил учение Н. в своей "Истории философии" (см. Соч., т. 11, М.–Л., 1935, с. 35–76). Воздействие Н. на бурж. идеализм 19–20 вв. можно проследить прежде всего у таких рус. философов, как Соловьев, Булгаков, С. Франк, а в Германии у виднейших представителей марбургской школы (Коген и Наторп). Неоплатонич. элементы вошли также и в неогегельянство (Дильтей, Г. Глокнер, Кронер). До нек-рой степени Н. оказал влияние на Н. Гартмана в Германии, Кроне и Джентиле в Италии, Болланда. в Голландии, Стирлинга, Керда, Грина, Брэдли, Мак-Таггарта, Коллингвуда в Англии и Ройса в США. Из гуссерлианства сделали платонич. выводы Шелер, мн. неотомисты и совр. западногерм. философы. Платонич. и неоплатонич. корни нетрудно обнаружить в совр. американской философии, особенно в неореализме (Уайтхед и Сантаяна), а также в т.н. критическом реализме, в амер. и франц. персонализме. Не без влияния Н. оказались и совр. естеств.-науч. теории (см. А. Ф. Лосев, Античный космос и совр. наука, М., 1927, с. 167–93 и др.; И. В. Кузнецов, В чем прав и в чем ошибается В. Гейзенберг, "ВФ", 1958, No 11). См. Реализм схоластический. Источн.: Fragmenta philosophorum graecorum, coll. Fr. Mullachius, v. 3, P., 1881; Die Nachsokratiker in Auswahl ?bersetzt und hrsg. von W. Nestle, Bd 1, Jena, 1923, S. 134–63; Bd 2, Jena, 1923, S. 311–65; Historia phllosophlae Graeco Romanae ex fontium locis contexta, coll. A. H. Ritter et L. Preller, 9 ed., curavit E. Wellmann, Gotha, 1913; Grande antologia filosofica. Pt 1 – Il pensiero classico, diretta de U. A. Padovani da A. M. Moschetti, v. 1–2, Mil., 1954; Greek philosophy. A collection of texts with notes and explanations by C. J. de Vogel, v. 3 – The Hellenistic-Roman period, Leiden, 1959, p. 340–592; в рус. пер. в кн.: Браш M., Классики философии, т. 1 – Греческая философия, СПБ, 1907, с. 426–509. Лит.: Н. в античной философии. Александрийская школа, "Библиотека для чтения", 1842, т. 53, разд. 3, ч. 1, с. 29–38, ч. 2, с. 59–86; Новицкий О., Постепенное развитие древних филос. учений, ч. 4, К., 1861, с. 141–282; ?едкин П., Из лекций по истории философии права, т. 7, СПБ, 1891, с. 425–82; История философии, т. 1, [М. ], 1940, с. 371–77; История философии, т. 1, М., 1957 (см. предметный указатель); Лосев А. Ф., Филос. проза Н., в кн.: История греч. лит-ры, т. 3, M., 1960, с. 379–98; Simon J., Histoire de l´?cole d´Alexandrie, v. 1–2, P., 1845; Vacherot E., Histoire critique de l´?cole d´Alexandrie, t. 1–3, P., 1846–51; Praechter K., Richtungen und Schulen im Neuplatonismus, в кн.: Genethliakon, В., 1910, S. 105–56; Whittaker Th.; The Neo-Platonists, 2 ed., with a supplem. on the commentaries of Proclus, Camb., 1938. H. и ранняя патристика. Полисадов В., Христианство и неоплатонизм, "Журн. Мин-ва нар. просвещения", 1853, ч. 77, отд. 2, No 2, 3; Чистович И., Неоплатонич. философия и отношение ее к христианству, "Христианское чтение", 1860, No 9, 12; Куплетский ?. ?., ?. и христианство, вып. 1, Каз., 1881; Спасский ?. ?., История догматич. движений в эпоху вселенских соборов в связи с филос. учениями того времени, т. 1 – Тринитарный вопрос, Сергиев-Посад, 1906, 2 изд., 1914; его же, Эллинизм и христианство, Сергиев-Посад, 1913; Bigg Сh., The Christian platonism of Alexandria, Oxf., 1886; Michelis Fr., ?ber die Bedeutung des Neuplatonismus f?r die Entwickelung der christlichen Speculation, в кн.: Philosophische Vortr?ge, neue Folge, H. 8, Halle,1885; ?lsee Сh., Neoplatonism in relation to Christianity, Camb., 1908; Harnack A., Neuplatonismus und kirchliche Dogmatik, в кн.: Lehrbuch der Dogmengeschichte, T?bingen, 1909, 6 Aufl., Bd 3, Tl 4, T?bingen, 1922; Hoffmann E., Piatonismus und christliche Philosophie, Z. – Stuttg., 1960. H. в ср. века. Вертеловский ?., Зап. средне-век. мистика и отношение ее к католичеству, I. X., 1888; II. X., 1898; Бриллиантов ?., Влияние восточного богословия на зап. в произведениях Иоанна Скота Эригены, СПБ, 1898; Епифанович С. Л., Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие, К., 1915; Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви [вып. ] 4 – История церкви в период вселенских соборов, СПБ, 1918; Панцхава И. Д., Элементы диалектики в груз. философии XI – XII вв., Тб., 1937; ?уцубидзе Ш. И., История груз. философии, Тб., 1960, с. 84–171; его же, Петр Ивер и античное философское наследие, Тб., 1963; Xидашели Ш., Основные мировоззренческие направления в феодальной Грузии (IV – VII вв.), Тб., 1962, с. 51–57; Rubсzуnski W., Rzut oka na wplywy nowoplatonskle w srednich wiekach, Kr., 1891; Sauter С., Der Neoplatonismus, seine Bedeutung f?r die antike und mittelalterliche Philosophie, "Philosophisches Jahrbuch", 1910, Bd 23; Grabmann M., Der Neuplatonismus in der deutschen Hochscholastik, там же; Duhem P., La physique n?oplatonicienne au moyen-?ge, Louvain, 1910; Baeumker Cl., Der Platonismus im Mittelalter, M?nch., 1916. H. в период Возрождения. Cassirer E., Individuum und Kosmos in der Philosophie der Renaissance, Lpz.–В., 1927. Н. в новое время. Hasse К. Р., Von Plotin zu Goethe. Die Entwicklung des neuplatonischen Einheitsgedankens zur Weltanschauung der Neuzeit, Lpz., 1909; 2 Ausg., Jena, 1912; Krakowski Ed., La philosophie gardienne de la cit?. De Plotin ? Bergson, P., 1946; Br?hier E., Etudes de philosophie antique, P., 1955. Библ.: Totok W., Handbuch der Geschichte der Philosophie, Bd 1, Fr./M., 1964, S. 333–34. А. Лосев. Москва.

  1. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМ последний этап развития античного платонизма принципиальной доктринальной новостью которого по сравнению со Средним платонизмом strongследует считать признан...Античная философия
  2. неоплатонизмнаправление в греческой философии III в. н.э. основанное Плотином. Включало элементы разных философских систем Платона Аристотеля стоиков пифагорейцев и александрийских ф...Античный мир. Словарь-справочник
  3. неоплатонизмпоследнее и самое влият. идеалистич. направление антич. философии вв. возникшее на основе переработки учения Платона в духе эллинист.римск. эклектизма и религ.филос. син...Атеистический словарь
  4. неоплатонизмпоследнее и самое влият. идеалистич. направление антич. философии вв. возникшее на основе переработки учения Платона в духе эллинист.римск. эклектизма и религ.филос. син...Атеистический словарь II
  5. неоплатонизмидеалистическое направление античной философии вв. ставившее своей целью систематизацию разноречивых элементов философии Платона в соединении с рядом идей Аристотеля. Ос...Большая Советская энциклопедия II
  6. неоплатонизмм. филос.neoplatonismo mem neoplatonicismo m...Большой русско-испанский словарь
  7. неоплатонизмсущ. муж. рода только ед. ч.неоплатонзм уem...Большой русско-украинский словарь
  8. неоплатонизмнаправление античной философии вв. систематизировавшееучение Платона в соединении с идеями Аристотеля неопифагореизма и др. Вцентре неоплатонизма учение о сверхсущем ед...Большой энциклопедический словарь II
  9. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМ направление античной философии вв. систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма учение ...Большой энциклопедический словарь III
  10. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМ направление античной философии вв. систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма учение...Большой Энциклопедический словарь V
  11. неоплатонизмобширное философское направление конца античного мира IIIVI вв. н. э. основным содержанием которого являлось учение Платона и Аристотеля в сплаве с элементами пифагорейст...Глоссарий философских терминов
  12. неоплатонизмнаправление античной философии вв. систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля неопифагореизма и др. Основатель неоплатонизма Плотин. В центре...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  13. неоплатонизмустар. НОВОПЛАТОНИЗМ историкофилос. термин принятый для обозначения разл. филос. направлений и шк. доктрины крых представляют собой синтез собственно платонизма с др. фил...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  14. неоплатонизмфилософскомистическое направление античной мысли вв. соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. представляет собой синтез идей Платона с добавлением логики ...История философии
  15. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМstrongфилософскомистическое направление античной мысли вв. соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. представляет собой синтез идей Платона с д...История философии II
  16. неоплатонизмрелигиознофилософский синтез античной философии в центре которого следующая иерархическая схема бытия Единое высший первоисток всякого бытия пребывающий превыше всякой м...Краткий религиозно-философский словарь
  17. неоплатонизмНачальная форма Неоплатонизм винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  18. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМ философскомистическое направление античной мысли вв. соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. представляет собой синтез идей Платона с добав...Новейший философский словарь
  19. неоплатонизмфилософскомистическое направление античной мысли вв. соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. представляет собой синтез идей Платона с добавлением логики ...Новейший философский словарь II
  20. неоплатонизмфилософская система возникшая в Александрии в III в. после Р.Х. и преподававшаяся в различных школах вплоть до VI в. Ведет свое начало от слияния древнегреческих рационал...Новый философский словарь
  21. неоплатонизмнеоплатонизм неоплатонизм а...Орфографический словарь
  22. неоплатонизмu м...Орфографический словарь русского языка
  23. неоплатонизмнеоплатонизм неоплатонизмы неоплатонизма неоплатонизмов неоплатонизму неоплатонизмам неоплатонизм неоплатонизмы неоплатонизмом неоплатонизмами неоплатонизме неоплатонизма...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  24. неоплатонизмОрфографическая запись слова неоплатонизм Ударение в слове неоплатонизм Деление слова на слоги перенос слова неоплатонизм Фонетическая транскрипция слова неоплатонизм [н...Полный фонетический разбор слов
  25. неоплатонизмНаправление античной философии III VI вв н.э.Представляет из себя синтез и систематизацию учений Платона Аристотеля и неопифагореизма. Основатель неоплатонизма Аммоний ...Религиозные термины
  26. неоплатонизмнеоплатонизм а...Русский орфографический словарь
  27. неоплатонизмМ fls. neoplatonizm yeni platonizm eramzdan vvl III srd meydana glmi mistik flsfi cryan....Русско-азербайджанский словарь
  28. неоплатонизмНеаплатанзм...Русско-белорусский словарь
  29. неоплатонизмфилос.i неаплатанзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  30. неоплатонизмнеоплатонизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  31. неоплатонизмнеоплатонизм...Русское словесное ударение
  32. неоплатонизмфилософская система возникшая в Александрии в III в. после Р.Х. и преподававшаяся в различных школах вплоть до VI в. Ведет свое начало от слияния древнегреческих рационал...Сверхкраткий философский словарь
  33. неоплатонизмнеоплатонизм...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  34. неоплатонизмнеоплатонизм а...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  35. неоплатонизмрелигиознофилософское направление возникшее в в. н. э. и сохранившее влияние до в. Позднеантичный Н. явился духовным продолжением эллинизма и окрасил собой весь заключи...Словарь античности
  36. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМ греч. от neos новый и соб. имени Платон. Учение неоплатоников. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. НЕОПЛАТОНИЗМ греч. о...Словарь иностранных слов русского языка
  37. неоплатонизмнаправление античной философии IIIVI вв. систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма учение о сверхс...Словарь по истории психологии
  38. неоплатонизмпоследний этап развития антич. платонизма. Основателем Н. обычно считают Плотина в. или его учителя Аммония. Н. замыкает средний платонизм вбирает в себя неопифагореизм ...Советский философский словарь
  39. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМ направление античной философии вв. систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма учение ...Современный энциклопедический словарь
  40. неоплатонизммистикоидеалистическая философия эпохи упадка Римской империи и средневековья основанная на учении о мистической эманации излучение истечение материального мира из духовн...Тематический философский словарь
  41. неоплатонизмнеоплатонизм [см. нео.платонизм] философское направление возникшее в римской империи в в. сочетавшее идеализм платона с восточной мистикой и выражавшее процесс распада ...Толковый словарь иностранных слов
  42. неоплатонизмУдарение в слове неоплатонизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове неоплатонизм...Ударение и правописание
  43. неоплатонизмRzeczownik неоплатонизм m Filozoficzny neoplatonizm m...Универсальный русско-польский словарь
  44. неоплатонизмпоследний этап развития античного платонизма. Основоположник Плотин г.г. основное произведение Энеады. Неоплатонизм представляет собой систематизацию идей разбросанных ...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  45. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМ последний этап развития антич. платонизма. Основателем Н. обычно считают Плотина в. или его учителя Аммония. Н. замыкает средний платонизм вбирает в себя н...Философская энциклопедия
  46. неоплатонизмпоследняя форма греч. философии выступавшая во многих и различных видах в период от сер. в. до сер. в. возникла вследствие смешения учения Платона а также аристотелевск...Философский энциклопедический словарь II
  47. неоплатонизмпоследняя форма греч. философии выступавшая во многих и различных видах в период от сер. в. до сер. в. возникла вследствие смешения учения Платона а также аристотелевск...Философский энциклопедический словарь
  48. неоплатонизмнеоплатонизм неоплатонизмы неоплатонизма неоплатонизмов неоплатонизму неоплатонизмам неоплатонизм неоплатонизмы неоплатонизмом неоплатонизмами неоплатонизме неоплатонизма...Формы слова
  49. неоплатонизмМетиз Метанол Метан Мета Меота Ментол Мент Менонит Мена Мелон Мелитоза Меланоз Меланин Мел Мезонин Мезон Мезолит Мезитол Мезап Матине Мат Мао Манто Мант Манноз Маннит Ман...Электронный словарь анаграмм русского языка
  50. неоплатонизмНеоплатонизм см. Новоплатонизм....Энциклопедический словарь
  51. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМ направление античной философии вв. систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма учение...Энциклопедический словарь естествознания
  52. неоплатонизмсм. Новоплатонизм....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  53. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМ философскомистическое направление античной мысли вв. соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. представляет собой синтез идей Платона с добав...Энциклопедия История философии
  54. неоплатонизмНЕОПЛАТОНИЗМнаправление античной философии сыгравшее роль связующего звена между древней и средневековой философией. Первоисточник этой философии учение Платона ок. до ...Энциклопедия Кольера II